Часть 2. О Легитимности, или о том, что такое «Божественное Право» оно же «Воля Неба», оно же «Divine Right», оно же – «Право – Володеть и Править».
В сущности, - жизнь у нас не меняется и интересы у людей постоянны. Опять же людям интереснее всего узнавать про себя – любимых, и уже потом – про весь остальной мир.
То есть, - я как писатель исторический сформировал свои интересы именно под влиянием моего личного интереса к истории моей семьи, моего народа и прочее. Думаю, что у всех, кто начал интересоваться историей это произошло сходным образом.
Получается, что сперва я узнал про договор о вступлении бурят-монгольских ханов под руку Белого Царя и о том, что именно этот договор сыграл весьма странную роль в русской истории. Мне было интересно были ли подобные договора с кем-то еще и я обнаружил договор между рижским бургомистром Бенкендорфом и Царем Петром Первым об условиях вхождения Лифляндии под русскуюж руку в конце века 17-го. За этот договор Бенкендорфа, прозванного в народе «Мучеником» казнили в Стокгольме по приказу самого Оксишиерны (был такой шведский канцлер), Лифляндия была включсена в состав России как «самовластная союзная территория» и оставалась в таком качестве вплоть до 1829 года, когда последний номинальный правитель Лифляндии – всесильный граф Александр фон Бенкендорф обменял сей наследственный титул на личный титул «покровителя всех лютеранских земель Российской Империи», как – «по причине отсутствия наследников мужеска пола», так и потому что был довольно умен, чтоб держаться за подобные феодальные глупости.
Коротко говоря, мой интерес к Бенкендорфу родился через мой интерес к договору между его прапрадедом и Петром Великим, согласно которому у нас через сто лет возникли столь странные артефакты как организации Российского Вермахта, Абвера, или зондеркоманд типа – «Мертвая Голова» (со следами всех этих странных форм в русской литературе, - например в той же «Барышне-Крестьянке»). А этот интерес с древнему договору в свою очередь появился как попутный интерес к древнему договору, связанному уже с бурятской историей, который в прошлом веке выразился в появлении таких людей, как Рябушинские и Бахрушинские в русской культуре с политикой, феномен Саввы Мамонтова, или братьев Морозовых, необычайная популярность того же Кандинского в те времена и так далее. Вплоть до аномально высокого числа «староверов» в первых рядах революционеров в февральских событиях.
То есть, когда мы начинаем о чем-нибудь говорить, о чем-то рассказывать, то начинаем обычно с чего-то нейтрального, чтобы потом – в случае интереса слушателей перейти к чему-то более интимному и внутренне важному. Так история графа фон Бенкендорфа всегда для меня была этаким «защитным фильтром» на пути к темам, которые для меня лично были более важными. В свое время, мой отец, который еще был тогда жив, - со смехом спросил: «То, что история Бенкендорфа по факту началась с его прапрадеда, который своим мученичеством дал ему Право править Лифляндией, связана ли с историей твоего прапрадеда?» Я тогда отшутился, сказав, что в отличие от Бенка мой прапрадед не умер и именно от него пошли все основные деньги нашей семьи...
Но мы отвлеклись. В общем, я по моим личным причинам в свое время сильно заинтересовался процессами и причинами заключения подобных договоров.
Итак – в первой трети 17-го века в монгольских степях возникла следующая ситуация. С востока предков моих теснили маньчжуры, котогрые объединили под своею рукою китайцев. На западе существовали серьезные проблемы с «джунгарами/ойратами» (предками современных калмыков) и «кыргызами» (в основном речь идет об енисейских кыргызах, которые в настоящий момент уже кончились, или существуют в современном мире в своем северном варианте под видом якутов). То есть нынче то стало ясно, «на чьей стороне – Вечное Небо», ибо джунгары с кыргызами на занимаемых ими в ту пору землях – давно уже кончились, да и Китай уже 100 лет не маньчжурский, но в ту пору все это выглядело очень печально.
Как раз в ту пору в Степи появились первые посольства от русского царя. Ну, не совсем чтоб посольства, скорее ватаги первопроходцев, однако шли они с ярлыками, - как и положено. А в ярлыках тех было писано, что выданы они подателям сего – Царем Всея Руси, Ханом всех Степей – потомком Чингисхана – Потрясателя всей Вселенной – Иваном Четвертым Васильевичем. И что он – Белый Царь, - Иван Васильевич ТРЕБУЕТ от всех, кто следует Ясе Чингисхана – вассальной покорности и даней, котогрые можно передать подателям сего лично. Также в ярлыках говорилось, что ханам ДОЛЖНО передать себя в руки Белого Царя, а тот взамен обещает им свое покровительство и обещает править ими на манер самого Чингисхана – по добру и – отечески.
Я наводил справки у людей знающих и они в один голос говорили мне, что эти ярлыки, которые развозились по Степи и тайге подручными и сподвижниками Ермака Тимофеевича – по своей стилистике и структуре близки к этакой «блатной разводке», когда группа воров рассылает людей по окрестностям в надежде, что кто-то да на подобную «распальцовку» купится. Однако ежели об этом задумываться, и понимать, что с гибелью Ермака Тимофеевича – пространство для возможного маневра в Сибири было у России весьма сужено, можно действительно предположить, что ярлыки писал чуть ли не сам Иван Васильевич (ну или верней писаны они были по его указанию и с его ведома). В ярлыках просто излагаются некие требования, но не указаны кары или прочие штрафные санкции, которые последуют, ежели к ярлыкам не прислушаться.
Поэтому в целом к ним не прислушались. Сложно сказать – скольким адресатам именно были доставлены подобные ярлыки, однако под руку – «потомка чингисова» изъявили желание перейти лишь северо-монгольские племена, известные нам сейчас как – буряты.
При этом внутри монгольскеих племен случился раскол, большая часть аратов согласилась жить под китайским правлением, то есть дело дошло до очередной внутримонгольской междуусобицы.
На эту тему я тоже задавал в свое время много вопросов, почему все-таки наши предки решились на длительную кочевку в крайне жестоких условиях. Переход через Гоби с детьми, стадами, домашним скрабом и прочим – даже в нынешние времена не назовешь шуткой а в ту пору... Да и из истории известно, что вышли предки из Гоби – уже голодными нищими и обрванными, огромное число людей умерло от жажды и с голоду, почти что весь скот пал за время этого путешествия. (Нет, ну потом то это все было – за счет местного населения – быстро наверстано, но – тем не менее.)
Я спрашивал, почему такая толпа народу массово снялась с места и покинув обжитые степи сразу же за Стеной – ломанулось через пустыню при виде одной лишь бумажки неизвестных чужаков, которых проще было не замечать, или просто посадить на кол и вся недолга.
Пока я задавал вопросы в Москве или русским историкам – вразумительного ответа попросту не было. Однако старые монголы стоило мне об этом спросить – все как один засмеялись: «Сразу видно московского мальчика! Не жил ты в Степи, не знаешь древних обычаев!» А потом объяснгили коллизию.
Дело тут – в Легитимности.
Возьмем трех человек посреди Степи – Хана, нукера и арата. На каком основании Хан всем распоряжается? Почему нукер обязан исполнять Волю Хана но при этом может сделать все что угодно с аратом? Почему арат это все допускает?
Ответ очень прост – такова Воля Неба, или Б-жья Воля – ежели спросить христианина. И ежели пытаться идти против Воли Небес, или Воли господа Нашего можно навлечь на себя и весь свой Народ – Гнев Б-жий.
Гнев Б-жий заключается в разных карах свыше и происходит в том случае, ежели каким-то образом прогневить Господа. Это происходит в том случае, ежели вы начинаете идти против Законов Его.
А в чем заключаются эти законы? В том, что младшие подчиняются старшим, так араты подчиняются нойонам с нукерами, те подчиняются Хану, а тот великому Хану из рода чингисова. Так сложилось, что к началу 17-го века монголы полностью утратили ханов чингисова корня, при этом продолжая жить по Ясе.
Далее простой выбор, или остаетесь жить в хороших условиях у Стены но под началом ненавистных чжурчженей – исконных врагов Чингисхана и монгольского войска и тем самым нарушаете законы Ясы, лишая тем самым – себя прав управлять своими нукерами и аратами. Ибо не соблюдая Ясу в пункте подчинения Воле Чингисовой, вы теряете Право распоряжаться жизнями и судьбами своих же аратов. Или же пускаетесь в очень долгое, тяжелое и опасное путешествие – под руку Белого Царя из рода чингисова, - только ради того, чтобы сохранить право остаться собой, а самое главное сохранить к себе – свое Уважение.
Поэтому-то почти все князья, которым было что терять – подчинились ярлыкам русских послов-первопроходцев, тогда как араты в большинстве своем решились остаться, ибо им терять от несоблюдения Ясы было нечего.
Однако, пока суд да дело – шло время. Пока монгольские князья добрались до земель современной Бурятии, пока победили в войне и закрепили за собой эти земли – железом и кровью – прошло время. К той поре, когда стороны полноценно обменялись посольствами – в России был уже новый Царь – Михаил Федорович.
Опять-таки, с точки зрения тогдашней местной – «реал политик» мало что изменилось. На востоке мои предки продолжали отбиваться от набегов хунхузов, на западе непрерывно воевали с кыргызами, с юга тревожили баргуты с чахарами (это те же самые монголы, которые предпочли китайскую сторону), с юго-запада начались проблемы с Джунгарией. Даже на севере шли постоянные столкновения с тунгусами и прочими курыканами, которых мы сейчас лучше знаем как эвенков с якутами.
То есть в любом случае нужен был большой покровитель, который мог бы в обмен на верную службу поставлять оружие, - особенно пушки. Я не пытаюсь идеализировать моих предков, это они скорее выглядят как завоеватели и агрессоры в наших краях, но тем не менее они в ту пору были в затруднительном положении и альтернативы присоединению к России у них в сущности не было.
С другой стороны, Россия в ту пору как раз пережила Смутное время, все в стране только налаживалось и набеги тех же сибирских/енисейских кыргызов на восточные крепости и фактории – русских не радовали. Возможность – добровольного присоединения крупного анклава в Восточной Сибири к Росии, при котором земли недругов брались в огромные клещи была столь соблазнительна, что ею нельзя было бы – не воспользоваться.
То есть обе стороны были рады – одна Присягнуть в Верности и в обмен получить военную помощь, вторая – значительно округлить своб территорию и получить очень лакомые плацдармы для дальнейшего расширения. Так что переговоры прошли в благости и взаимном согласии.
С одним большим «но». В России на тот момент (да и навсегда потом – если об этом задумываться) правил уже Царь – не-«чингисова» корня. То есть сама правовая основа глобальной отькочевки на север была шибко подорвана. И поэтому Присяга ханов России выглядела хитрее обычного. Мои предки присягали России в целом и Царскому Престолу, а не Царю, как таковому, который в этой трактовке выглядел как Правитель и «местоблюститель» Трона – «Чингисова семени». То есть особые Права и привилегии Государя в данном Договоре вытекали не из его Помазания на Престол, как это практически во всех иных договорах выглядело, а из самого факта его Восхождения на Престол.
Со стороны это выглядит казуистикой, однако если об этом задумываться – вы начинаете понимать разницу в том правит вами Помазанник Б-жий, который восходит на Престол потому что Помазанник, или Правит вами Царь Святой Руси потому что он взошел на Престол Святой Руси.
Когда вы осознаете разницу – станет понятна следующая итерацйия, - ежели Вами Правит Б-жий Избранник, то все замечательно. А ежели Б-жий Промысел и Воля Неба касаются не конкретного человека, а Страны в Целом? То есть это не Русь Святая потому что Царь у нас сразу Святой и поэтому он – Глава Церкви, а сама по себе Русь Святая, соответственно Престол ее тоже – Святой и Правитель Руси причашается этой Святости. И в этом случае он может быть – Грешен.
Поймите со стороны это выглядит заумной схоластикой, однако данный Договор составлялся в годы царствия Михаила Федоровича – первого царя из рода Романовых. То есть на слуху у русских дипломатов и их памяти все еще были годы правления Бориса Годунова, Григория Отрепьева, Василия Шуйского и так далее. То есть мысль монгольских ханов о том, что сама «Русь – Святая» (и это оказывается достаточным основанием для бурятских ханов на мятеж против маньчжурских правителей) – русской стороной никак не оспаривался. Соответственно и у идеи о том, что на Престоле Святой Руси случайно могут оказаться разные чмошники/узурпаторы – у русской стороны опять-таки возражений никаких не было.
С другой стороны, никому не нужно было, чтобы при случае тут народ начинал бунтовать и требовать смены царя по первому чиху и требованию. Поэтому в Договоре появились слова о том, что негодный царь/местоблюститель может и должен быть низвергнут, но это обставлялось рядом условий, а бурятская сторона брала на себя ряд особенных обязательств.
Так данный договор не имел Обратной Силы. Заключенный единожды он не мог быть расторгнут. Все лица знатного происхождения с монгольской стороны становились военнообязанными и в случае чего оказывались под юрисдикцией военного суда и в любом случае должны были осуждатьься по законам военного времени (то есть никаких разбирательств, аппеляций, ссылок и прочих штрафов, - трибунал, тройка – к стенке, причем в упрощенном порядке по законам военного времени). Все лица знатного происхождения обязаны были принимать воинскую Присягу одновременно с Крещением, то есть все они должны были быть по определению Православными. Законы. Суды, уголовные дела и прочие разбирательства отныне велись только на русском языке и опять же на русском языке полагалось отдавать нукерам команды. (Этот пункт договора привел к быстрому уходу бурятского и прочих диалектов монгольского из повседневного оборота. А с другой стороны в условиях постоянной войны, когда монгольская конница вечно смешивалась с русской пехотой и артиллерией – это было единственным способом поддержания единого воинского порядка.) И так далее, но там уже мелочи.
Итак, - Государь мог быть признан узурпатором по хорошо известным монголам событиям борьбы за престол, когда те же чингисиды постоянно друг друга резали для того чтобы забраться повыше.
Поэтому – первым и основным признаком и условием, по которому Царь мог быть признанным нелегитимным, это было – «Предательство». Причем данный термин был специально описан в дополнительных статьях договора, чтобы у сторон на сей счет не было разночтений.
При этом требовалось, чтобы Царь совершил много разных типов «предательства»
«Военным предательством» считалась капитуляция перед возможным противником в условиях когда ресурсы и силы страны еще не были израсходованы.
«Предательством политическим» называлась намеренная передача в руки врага территории в виде круга радиусом в один дневной переход рысью на переговорах по итогам войны, причем для свершения этого рода предательства, нужно было чтобы дипломатический договор о передаче территории вступил в силу.
«Религиозным предательством» считалась ситуация, когда страна вступала в военные действия ради интересов третьей стороны, котограя при этом не была христианской. (С этим пунктом надобно разъяснение. Русская сторона особо подчеркивала, что речь не идет обо всех христианах в том числе и поляках-католиках, англичан-протестантов и даже армян-григорианцев, так как политические извивы и завихрения в Европе то и дело требовали от русских царей союзнического вступления в войну где-то там. И чтобы данный договор при этом ненароком не активировался, русская сторона настояла именно на подобной расширительной трактовке. С другой стороны надобно помнить, что все нехристи на тот момент для сторон были общими врагами, - ибо стороны одновременно в тот момент боролись против киргизов-магометанцев на западе, хунхузов –буддистов на востоке и прочих шаманистов – везде в данной местности. То есть идея о том, русские и бурят-монголы могут быть втравлены Царем в войну на благо – огнепоклонников, жрецов вуду, или адептов кхултху на тот момент сторонам представлялась забавной, так что по мнению историков этот пункт в исходной трактовке был в договор вставлен нарочно, чтобы эта статья никогда не выступила бы в силу. (Однако люди предполагают, а Господь располагает... Иногда – при создании подобных «несбыточных» условий задумайтесь, возможно Господь в этот миг подталкивает вашу руку – давясь при этом со смеху... Хотя посреди 17-го века люди разумеется не могли и вообразить о реалиях века 20-го.)
Дадее после перечисления всех этих «предательств», шло объяснение – как должна пройти процелура лишения Царя легитимности. Здесь уже русская сторона помня реалии Смуты описала эту процедуру как выдвижение от каждой церковной общины депутата и последующее голосование всех депутатов на нарочном съезде, чтобы в те в Святом месте приняли единогласное решение об избавлении Святой Руси от узурпатора. (Да, опять-таки на первый взгляд рисуется апокалиптичная картинка прибытия миллионов крестьян в ту же Лавру и последующее многомесячное голосование с целью получения единогласия. То есть опять-таки совершенно «несбыточное» условие на первый взгляд. Однако... Если задуматься – начинаешь задавать вопрос о том, что имелось в виду под «церковною общиной», и ежели этих общин окажется не столь много – картинка из фантастической начинает выглядеть гораздо более сбыточной.)
Короче говоря, - так этот договор обрел свою жизнь и в принципе не было бы в нем чего-то особенного. Однако вскоре случились события, которые сделали предков моих «староверами», хотя я подозреваю – что они о таких «духовенских» приколах слыхом не слыхивали и когда уперлись рогом – совсем не это имели в виду.
Будет продолжено - часть третья - или о том, какие именно "староверы" Россию устраивали.
(Эдит - я убрал текст про моего прапрадеда. он тут лишний)
Тяпка Футюха
http://wiki.footuh.ru/ - для ознакомления с более-менее упорядоченным материалом.
Номер Яндекс-кошелька 410013110656599
8-916-803-6939
8-921-867-8147