Дэвид Локбаум: поучительные притчи об АЭС
278,585 256
 

  Dobryаk ( Практикант )
07 июл 2011 20:15:19

Тред №333151

новая дискуссия Дискуссия  664

Продолжим из Локбаума:

Fission Stories #16: Candle in the Wind = Свечка на ветру

22 марта 1975 работник АЭС Browns Ferrу,  Alabama устроил поджог в кабельном колодце прямо под залом БЩУ. В этот колодец стекаются кабеля со всей АЭС прежде чем  их разведут по всем этим показиметрам, индикаторам, компьютерам


со всех датчиков и оборудования на АЭС и обратно на разные запоры, клапана, насосы и только Бог его знает куда, чтобы оно все фурычило как надо. Кабеля по дороге приходится пропускать сквозь стены:


В залах АЭС, разделенных этими стенами, могут приключитъся радиоактивные вакханалии, так что перенос радиоакативного сквозняка из зала в зал по кабельным каналам в высшей степени недопустим, и зал БЩУ последнее место, куда такому сквозняку дорога. Так что герметичность каналов перодически надо было проверять. Работники АЭС надыбили самый простой способ: свечкой. Если пламя колеблется --- есть протечка, нет --- все герметично.

В тот злосчастный день протечка в одном канале была особо хороша! Пламя затянуло тягой в канал и оно лизнуло полиуретан, которым изолировали щели.  Не поверите, но этот легкогорючий материал таки взял да и вспыхнул:


На заседании Объединенной Комиссии Конгресса по Атомной Энергии сенатор Джозеф Монтоя описал дальнейшее такими словами:

"Вначале опешившие работники попытались сбить пламя ручными фонариками. По барабану. Тогда они попытались перекрыть доступ воздуха ковриками. По барабану. Тогда один из мужиков попытался запустить противопожарную систему подачи углекислого газа. Еще более по барабану: система была давно обесточена, и чтобы дураки не тыкали зря в кнопку, над ней привинтили защитную металлическую пластинку."

Только разочаровавшись в своих тщаниях работники оповестили диспетчеров в зале БЩУ.

Один из уроков этого пожара: оповещать о пожаре следует немедленно, и тогда дежурная смена на БЩУ вызовет подготовленных и натренированных пожарников, которые смогут объявить пожару  профессиональную войну.

Но опешившие работники с этим промедлили. С полиуэратана огонь радостно перекинулся на изоляцию кабелей и начал их закорачивать. Что-то жизненно важное перестало крутитъся, а что-то наоборот закрутилось невпопад. Короткое замыкание в низковольтных сетях лишило смену в зале БЩУ показаний о статусе оборудования. Колодец разводки кабелей был общим для блоков 1 и 2, так что бардак охватил оба блока.

Огонь успешно вывел из строя все системы аварийного охлаждения на блоке 1 и большинство таковых на блоке 2.  Вода в корпусе реактора в штатном режиме до  начала бардака была на 15 футов выше топлива. Пока пожар тянулся, воды над топливом осталось всего 4 фута.

Дэвид Лиленталь, бывший директор Tennessee Valley Authority, одной из крупнейших энергокомпаний США, и затем первый директор Atomic Energy Commission, предшественника Комиссии Ядерного регулирования, описал происшедшее как "невероятняй пример монументального пренебрежения ТБ". Надо полагать, Лилиенталь имел в виду источник огня и длительность пожара, а не реакцию работников АЭС на огонь. Работники АЭС взяли ноги в руки,  ринулись по кладовым за катушками кабелей и проложили прямо по улице эрзац-кабеля запитать насосы откуда только можно, кидаясь в задымленные отсеки АЭС в противогазах, вручную отключая и включая обесточенные переключатели. Их усилиями удалось удержать уровень воды выше топлива и предотвратить его перегрев.

Конечно же, этого пожара не должно было быть вообще, и даже приключись он, из него можно было бы выйти с меньшими потерями.

Дальше сказка про белого бычка, смоляного бочка... и самым занудным скучным голосом:

За год до аварии инспектора Комиссии по Атомной Энергии ущучили, что TVA использует на АЭС воздухоизоляцию из запрещенного материала. Но КАЭ не надавила на TVA, чтобы та выправила дефект, оставив тем самым шанс для пожара.

Пожарная бригада из Афин, ближайшего Алабамского городка, всполошиласъ через полчаса после загорания. Старший пожарник предложил залить огонь водой, но мэнеджеры АЭС воспротивились. В те времена полагали, что от закорочивания сетей водой убытка больше, чем от потушенного огня. Но через 6 часов бушующего огня на АЭС осталось мало чего закорачивать и мэнеджеры сдались: пожарники встали к брандспойтам и сделали свое дело --- погасили огонь.

Целой армии ремонтников понадобилось более года восстановить всю проводку кабелей, отремонтировать все пострадавшее в огне оборудование и перезапустить блоки 1 и 2 АЭС Browns Ferry.

Согласно Комиссии Ядерного Регулирования, АЭС Browns Ferry вывернулась из беды по самой опасной бровке из всех американских АЭС.

Что берем на заметку:

Блок-1 Browns Ferry был в останове с 1985 по 2007 по причинам, не связанным с описанным пожаром. Хоть стойте, хоть падайте: когда TVA перезапускала блок-1 в 2007, она выторговала себе уступки из всей строгости революционного противопожарного закона 1980 года, введенного Комиссией Ядерного Регулирования после анализа пожара на... блоке-1 Browns Ferry! И они не исключение: и сегодня на половине американских АЭС требования этих правил тридцатилетнией давности в открытую не выполняются.

Сегодняшняя Комиссия Ядерного Регулирования делает ровно то же, что и Комиссия по Атомной Энергии, которая в 1974 отлично знала, что реакторы эксплуатируют с пренебрежением к технике безопасности.  КЯР (NRC) предпочитает надеяться на то, что пожара не будет, а не настаивать на собственных правилах пожарной безопасности на АЭС.

Если Госпожа Удача не повернется попой, то публика будет в безопаснисти и без такой никудышной КЯР. А если попой? Тогда американскому народу придется заплатить дорогую цену за невезучю и неполноценную КЯР.

Пожар на Browns Ferry был сигналом тревоги. Пора КЯР перестать дремать круглые сутки и приступить к исполнению своих служебных обязанностей.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
КОММЕНТАРИИ (0)
 
Комментарии не найдены!