После 2,5 месяцев
тяжелейших переговоров
страны ЕС смогли сделать, казалось бы неосуществимое - принять план бюджета
сообщества на 2014-2020 годы, сведя воедино противоположные позиции
государств-доноров и государств-получателей бюджетных средств. Бюджет принят на уровне 959 млрд евро по расходам и 908 млрд евро по взносам стран ЕС,
что на 3% меньше, чем бюджетный план текущего семилетнего периода 2007-2013 годов.
Это сокращение, вызванное политикой жесткой экономии стран ЕС,
стало беспрецедентным за всю историю сообщества и обещает Евросоюзу
- сокращение административных расходов
- и зарплат еврочиновников
- и ограничение целого ряда европейских программ.
Однако, 25 часов практически непрерывных переговоров на саммите сообщества
в Брюсселе 7-8 февраля стали не окончанием, а лишь началом битвы за бюджет.
Впереди - тяжелая позиционная война с Европарламентом, фракции которого разъярены значительным
сокращением средств, которыми ЕС будет располагать на свои программы в до конца десятилетия.
Что до главы Европарламента - немецкого социалиста Мартина Шульца, то у него
помимо институциональных, есть и личные причины для негодования - он претендует
на пост главы исполнительной власти ЕС - Еврокомиссии созыва 2015-2020 годов,
и ему не может понравиться урезание финансовой базы сообщества на этот период.Еще одна черта посткризисного Евросоюза явно проявилась на последнем саммите - музыку в Европе
сегодня заказывают крупнейшие наиболее экономически продвинутые государства, которые за нее и платят.
Равноправие стран в Европейском совете сейчас остается скорее символом, чем реальностью.В дискуссии по бюджету премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону
удалось взять инициативу с первых минут работы саммита.
Он объявил сумму, которую Великобритания готова внести в единый бюджет ЕС
и предложил ее в качестве эталона для исчисления всего бюджета.
Кэмерона поддержал
- президент Евросоюза Херман Ван Ромпей,
- а также канцлер Германии Ангела Меркель. Это стало полной неожиданностью для президента Франции Франсуа Олланда,
который надеялся на сохранение связки Берлин–Париж на нынешнем саммите. Тем более, что накануне Франция и Германия согласовали общую позицию,
согласно которой предельная сумма бюджетного плана устанавливалась
на уровне 960 млрд евро, а размер выплат со стороны стран-членов – в 913 млрд евро.
Однако Кэмерон предложил более низкую сумму выплат – 905 млрд евро,
которую в целом поддержала Германия, а также президент ЕС.В этот момент Франция нажала на тормоза.
И вся машина саммита забуксовала.
Следствием стала отсрочка почти на шесть часов формального открытия саммита,
хотя интенсивные консультации велись с утра четверга 7 февраля.
Нынешняя встреча показала, что
традиционный двигатель ЕС – тандем Франция-Германия распался. Вместо него образовалась новая конфигурация:
- дуэт Берлин–Лондон - чистые доноры бюджета
- и трио Париж-Рим-Мадрид крупнейшие получатели.Особая активность Кэмерона была вызвана тем фактом, что нынешний саммит стал первым после
заявления премьера о готовности провести в 2017г. в Великобритании референдум по участию в ЕС.
Избирателям будет предоставлена возможность высказаться относительно того,
оставаться стране в Евросоюзе или выйти из него.
Эта перспектива создала новые условия для британской делегации,
которая почувствовала большую степень свободы в своих действиях. Мы не подозреваем Лондон в шантаже, однако Великобритания заняла отныне
особое положение внутри ЕС, когда не ясно, сохранится ли она в его рядах или нет.
Более других в Великобритании как участницы ЕС заинтересована Германия. Берлин рассматривает Лондон как противовес Парижу, как необходимый элемент баланса между
- либеральным подходом к экономике
- и ставкой на государственное регулирование ей, как это делает Франция.
Начало саммита было сложным, так как Олланд хотя и оказался изолированным перед
лицом нового тандема Лондон-Берлин, однако он не готов был выбросить белый флаг. Дискуссии на встрече носили жесткий и затяжной характер.
Консультации велись практически непрерывно всю ночь на пятницу.
Сообщается, что ночью было лишь три небольших перерыва.
Создалось впечатление, что президент ЕС Херман Ван Ромпей
пытался взять лидеров стран ЕС измором.
Однако когда это не удалось, он объявил в 10 часов утра в пятницу перерыв на 2 часа.
Разъехавшиеся по своим брюссельских резиденциям для сна главы государств
и правительств стран ЕС ответили на эту тактику Ромпея фактической
забастовкой – к указанному часу никто из них кроме премьер-министра Люксембурга
Жан-Клода Юнкера не приехал в Мраморный дворец "Юстус Липсиус".Работа саммита возобновилась не в полдень в пятницу, как
этого хотел президент, а в 14:30 по местному времени - 17:30 мск.
Переговоры за общим овальным столом главного зала, вокруг которого расположились
многочисленные национальные делегации, напоминали шекспировскую драму
- с яростными выступлениями,
- громким хлопаньем дверей,
- едкими замечаниями,
- интригами и обидами.
В результате затяжных консультаций Кэмерон был вынужден уступить
и согласиться на увеличение выплат в бюджет с 905 до 908,4 млрд евро.И Лондон не добился своей первоначальной цели – ограничения
бюджетного плана по расходам суммой в 886 млрд евро.
Впрочем, это и не было реалистично - такой бюджет не имел шансов на утверждение
не только из-за оппозиции со стороны стран-получателей помощи, но и из-за угрозы
провала бюджетного плана Европарламентом - ЕП, который не устроили
и значительно более крупные суммы достигнутого компромисса.
Все крупнейшие фракции Европарламента уже выступили с совместным заявлением, в котором
отметили, что не могут принять одобренный саммитом Евросоюза 7-летний бюджетный план. Выработанный проект не повышает конкурентоспособность европейской экономики, он ее ослабляет.
Он не отвечает интересам гражданам Европы.
Европарламент не может принять это бюджет.Заявление ведущих фракций ЕП показывает, что процесс окончательного
одобрения Евросоюзом 7-летнего бюджетного плана далек от завершения.
Казалось бы, Кэмерон сделал огромную уступку, позволив утвердить бюджетный план
по расходам - обязательствам по программам не в 886 а в 959 млрд евро. Но это иллюзия.
Для Великобритании ключевым параметром является не то, сколько ЕС намерен
тратить на свои программы в 2014-2020 годах - это проблема Еврокомиссии,
а то, сколько денег ему обязались выделить страны сообщества. А эта сумма - доходная часть или объем взносов утвержден
на уровне 908 млрд - всего на 3 млрд выше базового требования Кэмерона.
Таким образом, бюджет ЕС на следующие 7 лет де-факто дефицитный.
Теоретически, этот дефицит может покрываться различными видами доходов от финансовой
деятельности ЕС, но на практике основную его часть придется выбирать займами.
Иными словами,
Евросоюз, суммарная суверенная задолженность государств которого уже приближаются
к 100% их ВВП, запрограммировал новое погружение в долги уже на общеевропейском уровне.