Две работы на "железную" тему на Руси:
ЦитатаВедущими отраслями промышленной деятельности в древней Руси была добыча и обработка железа. Железо и сталь в промышленности, хозяйстве и быте древнерусских людей имели широкое распространение и многообразное применение. Основные орудия труда земледельца и строителя сделаны из железа и стали. Весь инструментарий многочисленных специализированных ремесленников был из стали и железа, как и все оружие русских воинов. Железо широко вошло и в домашний быт. Только среди археологических материалов в настоящее время можно насчитать более 150 видов изделий из железа и стали (См. Б. А. Колчин. Черная металлургия и металлообработка в древней Руси. (Домонгольский период). МИА, № 32. М., 1953, стр. 18.).
ссылкаЦитатаПервая шахта глубиной 200 метров появилась в России только к началу XIX века, на Змеиногорском руднике Алтая, да и то для добычи серебра и золота — то есть там, где объем поднимаемой с глубин руды относительно невелик. Одним словом, богатые запасы качественных железных руд на Восточноевропейской равнине для ее обитателей все Средневековье оставались недоступными...
Именно это отсутствие металлургической базы и предопределило экономическое и технологическое отставание Руси от Европы. До XVIII столетия значительную часть железа и большую часть цветных металлов нашей стране приходилось покупать на Западе.
....Импорт железа и цветных металлов из Европы через Новгород, после присоединения города к Москве, даже вырос — новому централизованному государству требовалось больше металлов, а собственных богатых источников еще не было.
ссылкаПрочтите обе, они того стоят и рисуют диаметрально противоположную картину...
Обратите внимание на совершенно невинную, на первый взгляд, фразу:
ЦитатаПервые пушки, появившиеся на Руси в последней четверти XIV в., были железными. Из железа пушки делали почти в течение ста лет. Лишь в 70-х гг. XV в. появляется новая техника - литье пушек из бронзы. Из железа продолжали ковать только ручные пищали.
Познакомьтесь с этим скромным датчанином:
ЦитатаК тому времени гипотеза о трех веках -каменном, бронзовом и железном - получила признание многих исследователей, но не выходила еще из области идей. Впервые более или менее детально разработал ее в своем труде, вышедшем в 1813 г., датский историк Ведел Симонсен, но не подтвердил своих рассуждений археологическими данными. Это сделал датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен (1778-1865), директор музея в Копенгагене. Он распределил собрание первобытных памятников по материалу, из которого они сделаны, на три группы: каменного века, бронзового и железного. Свою систему он изложил в двух работах: "Северные древности" (1831) и "Каталог музея в Копенгагене" (3 тома, 1836). Томсен не устанавливал никаких хронологических дат, он показал только последовательную смену различных стадий раз/вития в производстве орудий. Периодизация Томсена многими историками, стоявшими на клерикальных позициях, особенно германскими, была отвергнута. Они продолжали утверждать, что никакого каменного века вообще не было и что каменные орудия только предметы религиозного культа античности. Отрицали они и бронзовый век, ссылаясь на то, что бронзовые орудия, на изучении которых основывал свои выводы Томсен, производились не в Дании, а в Италии и тоже в античное время. Но нашлись у Томсена и сторонники в разных странах, в том числе и в Германии...
ссылкаВторой датский ученый муж:
Йенс Якоб Асмуссен Ворсо (
дат. Jens Jacob Asmussen Worsaae;
14 марта 1821,
Вайле —
15 августа 1885,
Копенгаген) —
датский археолог; занимался первобытной историей Дании. Член-корреспондент Берлинского научного общества антропологии, этнологии и первобытной истории, член-корреспондент
Петербургской академии наук с 9 декабря 1866 года
[2]. Ученик
К. Томсена и популяризатор его концепции «системы трёх веков»
[3].
ЦитатаВорсо (Йенс-Яков-Асмуссен Worsaae) — датский археолог (1821—1886), образование получил в копенгагенском университете, где впоследствии читал лекции по археологии. В. положил начало охранению древних памятников северной архитектуры и реставрации позднейших. Правительство создало для него новую должность «инспектора по делу охранения древних памятников»; позже он был назначен директором королевского музея древностей в замке Розенборг и главного музея северных древностей, а также куратором музея замка Фредериксборга. С 1874 по 1875 г. В. занимал пост министра народного просвещения. Ворсо был первый датчанин — специалист, предпринявший раскопки северных курганов. Благодаря ему, копенгагенский музей северных древностей владеет богатейшими коллекциями, по которым можно проследить развитие культуры на Севере. В 1843 году вышел первый крупный труд В. «Danmarks Olditid belyst ved Oldsager og Gravhöje» («Древняя Дания в освещении древних курганов»); этим началась его полемика с защитниками устарелых археологических теорий, окончившаяся полной его победой. В 1846 г. вышло «Blekiske Mindesmärker fra Hedenold»; в 1861г. — «Minder om de danske og nordmändene i England, Skotland og Irland»; в 1854 г. — «Afbildninger fra det kongelige Museum for nordiske Oldsager»; в 1859 г. — «Den nye Inddeling af Sten og Broncealderen» («Новые подразделения каменного и бронзового веков»). Встреченное сначала сильной оппозицией со стороны других геологов и археологов, подразделение это было впоследствии принято не только на Севере, но и повсюду за границей. В 1879 г. — «Fra Sten og Broncealderen i den gamle og ny Verden»; в 1881 г. — «Nordens Forhistorie». Из трудов Ворсо на иностранных языках назовем: «Die nationale Alterhumskunde in Deutschland» (1846); «The Antiquities of Ireland and Denmark», (1846); «Zur Alterthumskunde Nordens» (1847); «Danevirke, der alte Gränzwall Dänemarks gegen Süden» (1848); «Thé Primeval Antiquities» (1840); «An Account of the Danes and Norveginas in England, Scottland and Irland» (1852); «Die Dänen und Nordmänner in England, Scottland und Irland» (1852) и многие др. 15 августа 1889 г. В. воздвигнут памятник в Prindsens Palais, в Копенгагене.
(Брокгауз)
В 1850 году Й. Ворсо становится членом специальной комиссии датского правительства, занимавшейся исследованием ракушечных пищевых останков в первобытных отложениях и занимался изучением первобытных стоянок человека на территории Дании. Его научные работы доказали, что гигантские курганы на севере Европы являются не местом культа либо принесения в жертву, а гробницами. Учёный ввёл в оборот понятие «эпоха викингов»
Ну да, ну да, слыхивали мы про тех северных языческих викингов..
ссылка