Разве случилось что-то новое?Давайте суммируем, чтобы не терять за деревьями лес.
1. Ростовщическая модель "развития" входит в большой кризис - и не только на Западе - про это писалось неоднократно.
2. Импорт ширпотреба на следующем этапе суперкризиса сократится в разы. И про это тоже писалось неоднократно.
3. Финансирование долгосрочных стратегических проектов несовместимо с паразитарной прослойкой из ростовщиков, ориентированных на короткую прибыль. Это и раньше было, рост ставок не особо эту проблему усугубит.
Собственно, ничего нового не происходит, все в этом русле. Суперкризис лишь обнажает и без того имевшие место противоречия, в том числе в российском национальном хозяйстве. Он это еще в 2008 сделал, но QE создал иллюзию, что система еще жива, скрыв эти противоречия еще на некоторое время. Обострение этих противоречий - нужно приветствовать, это позитивный фактор, так как снимает у общества и деловых элит вредные иллюзии.
Кто-то встрянет, конечно, особенно из понабравших кредитов, но что тут поделать? Риски кредитования в одной валюте при заработке в другой - очевидны. Если кто-то хотел сэкономить на играх в фантиках, то он забыл, что статистически казино всегда в выигрыше. А защитные контуры - против превращения национальной экономики в казино - общество радостно отбросило в перестройку, под байки о невидимой руке рынка.
В общем, вопрос о вхождении существующей модели в кризис - неинтересен, его много раз обсуждали ранее. Представляет интерес лишь ответ на то, какой будет новая система.
Либо, по примеру Запада, будет внедряться неофеодализм под эгидой ТНК, зеленый неонацизм и прочий тому подобный мусор, для России на практике означающий новый масштабный раунд приватизации и снятие с балансов социальных расходов.
Либо предстоит кардинальное сокращение паразитарных секторов, усиление институтов национального целеполагания, планирования и контроля, наведение порядка с внешнеторговым профицитом и прочими перезревшими вопросами, такими как обмен стратегических ресурсов на долговые расписки стратегических противников, формирование национального мегаплана по запуску нового энергетического уклада (ставка на экспорт углеводородов весьма ограниченна по времени, давно пора начинать думать, как система будет функционировать по мере исчерпания легкодоступных углеводородов).
Как временное решение текущих проблем можно активнее применять прямое финансирование из фондов и госбанков (не всего подряд, а стратегических национальных задач). Как долгосрочное - форсировать создание институтов национального целеполагания и планирования. Госплан 2.0 и т.д.
Какой именно вариант будет выбран?
Думаю, предстоит большая драка между заинтересованным силами за ответ на этот вопрос. Ну а закон больших чисел рассудит по справедливости - каждое общество получает ровно то, что заслужило, особенно на достаточно длительном интервале. Думаю, мы столько нагрешить, как Запад не успели
И прошу также учесть, что сейчас, когда Запад выложит на стол все козыри - больше ничего у него не останется.