1. >
  2. Блог >
  3. footuh

01 декабря 2009 03:37:22   114 0 +3.17 / 40
Про казахов с туркменами - как-нибудь в другой раз. Основные вопросы были про отношения таджиков с узбеками.<br /> Не являюсь экспертом в данном вопросе - расскажу, - как я сам понимаю данную ситуацию.<br /> Сторого говоря, - и те и другие по своей сути тюрки, и если задумываться об их языке, обычаях и всем прочем - рассказы про то, что кто-то там персы - они мягко говоря - несостоятельны. Однако есть некая важная разница, - таджики это те тюрки, которые расселились в этих краях примерно в 8-9 веках нашей эры, смешавшись с местным оседлым населением былой Согдианы, а узбеки это бывшее население средневекового Хорезма, смешанное с монгольскими пришельцами уже в веке 13-ом. При этом надо хорошо понимать, что таджики смешивались с населением горных долин, а узбеки с населением полупустынных долин и оазисов, - поэтому культурные традиции двух народов стали отличаться разительно.<br /> Очень часто встречающаяся адресация таджиков к древней персидской культуре - натяжка, вызванная тем, что древняя Согдиана была частью древнего Персидского Царства, однако местное население там - далеко не персидское. Это доказывается хотя бы тем, что для Согдианы характерен совсем иной набор культурных растений, чем для древнего Элама и области Персидских нагорий, откуда и пошли персы. Для персидской культуры очень важным растением являлась лещина, из ветвей и прутьев которых древние персы первыми научились делать композитные луки, а для Согдианы самым важным растением был и остается - мак. Опийный мак. (Кстати, ежели вы посмотрите Персидский эпос &quot;Шахнамэ&quot; вы обнаружите, что &quot;страна Маков&quot; где от Рустама появился его демонический сын Сухраб - явно не Персия, и в тексте постоянно идет непрерывное противопоставление этих двух сущностей. То есть Согдиана для древних персов была местом, которое - &quot;не Мы&quot;, иначе это бы не отразилось в народном эпосе.)<br /> Так вот, - после завоевания Согдианы тюркскими кочевниками в 8-9 веке произошло сильное смешивание пришельцев с местными автохтонами и получившийся таджикский народ унаследовал очень многие черты обоих предков. Например, у современных таджиков - гораздо более тонкие черты лица и костная структура, чем у их северных соседей - узбеков, что обычно указывает на более древнее происхождение этноса. Опять же на древних согдских фресках внешность населения Согдианы очень близка внешности сегодняшних таджиков и из этого явного наследования фенотипов можно заключить их прямое родство. При этом фенотипы нынешних таджиков и нынешних персов разнятся разительно, что лишний раз доказывает, что население древней Согдианы было скорее всего - не персидским.<br /> Вопрос о том, кто именно кого джюнджюрил в этих краях в давние времена - мне кажется не самым уместным, ибо если мы сейчас углубимся в Историю - мы выплеснем с водой и ребенка, ибо разница в социальном положении нынешних узбеков с таджиками кроется совсем не в Истории.<br /> Дело в том, что от своих древних согдских предков таджики унаследовали три очень важных ремесла, которые были не характерны для средневековых узбеков и все эти три ремесла приносили их обладателям гораздо более высокий заработок, чем могли позволить себе обычные дехкане из Узбекистана. Именно экономическое превосходство отдельных групп таджикских товарищей на многие века предопределило их экономическое превосходство над северными соседями.<br /> Самым важным для нас в России будет конечно - добыча рудных ископаемых, хорошо освоенная древними согдами. Именно железная руда, добытая таджиками в Зеравшане, стало основой растущей военно-политической мощи в далекой от этих мест - холодной России. Традиционно - именно добыча и обработка различных руд стала очень важным фактором, обусловившим важность этих краев для всех последующих завоевателей.<br />&nbsp; &quot;Все мое сказало Злато, все мое сказал Булат, все куплю сказало злато, все возьму сказал булат.&quot;<br /> И что весьма характерно - и золото и железная руда добывались в одном и том же Зеравшане - на соседних рудниках. В Узбекистане ничего этого не было.<br /> Вторым по важности и главным для этих мест ремеслом стала - добыча опия. Как я уже говорил - символом Согдианы испокон веков был красный цветок. Ослепительно красный цветок - опийного мака. Его традиционно растили на горных делянках - террасах, - там где до него не могли бы добраться все те, кто не умеет ходить по горным карнизам, и у кого от высоты - голова кружится. Там на большой высоте под ослепительно знойным солнцем - рос мак с самым высоким содержанием опия и существовала древняя и очень продвинутая традиция по сбору, обработке и перевозу этого специфического сырья. Никакое производство железа и даже - золота не могло сравниться в веках с выгодами по производству - чистого опия. И весь этот бизнес из веку в век был в таджикских руках. Он и сейчас в них, - недаром в советские времена - именно моджахеды из Северного Альянса были главными поставщиками герыча - неважно куда, а с приходом америкосов количество производимого героина удесятерилось, ибо там где советские парни гоняли таджиков Ахмад Шах Масуда, америкосские парни таджиков Карзая всячески опекают, вот и растет опий там где ему заблагорассудится. Кстати, самые плохие годы по производству опия в этих краях пришлись на время талибов, когда те прижали остатки таджиков - чуть ли не к Аму-Дарье. То есть основные производители опия в те года шибко сдулись, а сами талибы (пуштуны) опия - практически не производят. Ибо - попросту не умеют. То есть что-то конечно есть, но то - сплошное любительство рядом с тысячелетней традицией. И не фига наводить тень на плетень, - кто именно и почему готовит герыч в этих краях. Традиция.<br /> Наконец, - третья традиция из тех, про которые не принято говорить. В современном Таджикистане есть поговорка: &quot;Худжанд (Ленинабад) правит, Куляб охраняет, Памир танцует, Гарм/Каратегин торгует...&quot; Непосвященному вроде бы все понятно, но на деле - все не так просто как кажется. Что значит &quot;Куляб охраняет&quot; и что именно охраняет нищая, пустая долина, где нет никаких производств? Что значит &quot;Памир танцует&quot;? Это типа - ансамбль народных плясок Памира имеют в виду? Это как же надо им танцевать, чтобы выглядеть за весь Памир скопом?<br /> В реальности - в данной фразе немало лукавства, ибо переводят с таджикского её некорректно, а корректно переводить её чужакам никто не осмелится. В данной фразе имеется в виду, что по землям Таджикистана (и с нашей стороны и с афганской) в Средние века пролегал Великий Шелковый Путь. Именно наемники из Куляба традиционно занималисчь сопровождением караванов в качестве проводников и охраны. И при этом Куляб был и остается весьма бедным местом, где никогда особых средств не было. Однако были на Шелковом Пути особые города, где население в массовом порядке занималось... караванною проституцией. Причем специфика данных мест была в том, что на этом участке пути самые затяжные и тяжелые переходы. Типа пустыня, потом заснеженный перевал, опять пустыня, опять перевал - и так пока с ума не сойдешь. И караванщикам (вместе с охранниками) нужно было как-то оттягиваться. Но если вы хоть немного наслышаны про жихзнь нынешних плечевых проституток, становится ясно, что жизнь у них мягко скажем не сахар, и это в нынешних относительно теплых КАМАЗах и Сканиях. А в ту пору по &quot;Шелковому Пути&quot; шли пешком и ни одна баба этот переход точно не выдержала бы. Поэтому в этих краях процветала не просто проституция (как например в том же Турфанском оазисе), но мужская... все это самое. Именно это и имеется в виду в выражении - &quot;Памир танцует&quot;. Караванное движение в тех краях было сильным, недаром Путь именовался Великим Шелковым - караванщики за любовь были щедрыми и согласно источникам - за сезон молодой катамит мог легко заработать на калым за молодую жену, а ежели он отправлялся в путь в первый раз, то хозяин каравана имел обыкновение выдавать семье молодого попутчика - эквивалент стоимости дома в этих краях. Так что бизнес процветал - вплоть до того, что согласно источникам - подобные &quot;танцовщики&quot; имели обыкновение нахваливать попутчикам своих младших братьев и сыновей с указанием подробного прайса на то, или - это. Доход от подобного ремесла был - несравним с заработками узбекских дехкан. Опять же тонкие черты лица, и относительная тонкая кость у &quot;танцовщиков&quot; - в таком ремесле были бонусом. А в землях Узбеков подобных караванных путей - просто - не было.<br />&nbsp; Все вышеизложенное приводило к тому, что отдельные группы таджиков традиционно имели гораздо более высокий доход, чем окружающие их узбеки, что рано, или поздно - обязательно сказывалось.<br /> По сей день, таджики остаются этническим большинством во всех городах прежнего Шелкового Пути - включая Самарканд. Это, а также то, что таджики по прежнему контролируют все металлургические производства в этих краях создает известное межэтническое напряжение. А то, что именно таджикская мафия контролирует оборот тяжелых наркотиков - даже в Узбекистане - особой любви со стороны узбеков тоже не множит. Поэтому зреющий межэтнический конфликт в том же Узбекистане имеет ярко-выраженную антитаджикскую окраску. Этакий эквивалент местного &quot;антисемитизма&quot; - если угодно, вызванный именно сильным дисбалансом экономического положения меж двумя этносами. При этом надобно понимать, что в самом Таджикистане наравномерность доходов выглядит еще хлеще.<br /> В свое время в Таджикистане всем рулили деятели из Ходжента и выходцы из узбекского Самарканда. Потом - за счет роста местной металлургии резко усилились люди из Курган-Тюбе. Так как ходжентцы с самаркандцами были при этом деятелями компартии, курган-тюбинцы на контрасте принялись выглядеть как исламисты и националисты. Ну и - понеслось. Раз товарищи схватились за зеленое знамя, - к ним из Афгана подтянулись местные кадры. А эти кадры все с Памира, Гиссара, Горного Бадахшана и просто Афгана. В итоге в Таджикистане возник этакий сплошной &quot;пояс&quot; из областей исламистов. И северные коммунисты от страха - жидко обделались. В этой ситуации Матушка-Русь не решилась пускать дело на самотек, ибо уже всем было ясно - куда дело движется - в том же Курган-Тюбе коммунистам в ту пору по пять гвоздей заколачивали, чтобы те на том свете усвоили, что на молитву нужно быть готовым пять раз. Ну и - выбрали местные голодные ебеня, где ничего никогда не было, кроме желания из этой задницы вырваться. И стали наши закачивать в местный Куляб - все, что можно. И в итоге выяснилось, что пусть и полудохлая в те дни наша Империя - способна дать куда более грозную проекцию своей силы, чем все местные исламисты, европокупатели тамошнего металла и герыча и даже афганские моджахеды - вместе взятые. Наши просто накачали Куляб оружием и дали отмашку там - отмораживаться. Недаром главным героем тех дней стал местный мясник Бобо Сангак, который своим мясницким топориком умел разделать взятого в плен исламиста перед лицом всех его ожидающих той же участи товарищей, да так, что тот еще был жив, хотя жить без рук, ног, ушей, носа и половых органов было вроде и - незачем. Причем - 70 лет было дедушке, но топором, говорят работал как иной акварелист - кисточкой.<br /> Конечно, такие люди как Бобо Сангак - из-за своей столь неожиданной одиозности - до победы не дожили. Ибо не хватало нам только выглядеть - подручными князя Дракулы, но надобно понимать, что вся Кулябская верхушка в те дни пускалась во все тяжкие. Включая одного из своих лидеров по имени Эномали Рахмон. Ибо клин - клином вышибают, и когда исламисты забивают живым людям в головы гвозди - их только мясницким топором оттуда и можно выковырять. Так что по образному выражению одлного из свидетелей всех этих дел, - нынче у всей таджикской верхушки (а они все сейчас из Куляба) руки по локоть в крови и пути им к исламистам или тем же моджахедам попросту нет. А все население тех районов, где поддерживали исламистов нынче живет на три бакса в месяц и славят Рахмона за то, что тот еще к ним не прибыл со своим кулябским топориком.<br /> Так что ежели те же талибы сейчас погонят афганских таджиков на север в Таджикистан - я не удивлюсь, ежели на границе их будет встречать тот же товарищ Рахмонов со станковым пулеметом на изготовку. с 1992 года не прошло и двадцати лет, кровь на руках - тех же мождахедов из Афганистана на его руках просто еще не успела высохнуть. Опять же - несмотря на хороший костюм и выученные манеры, руки у него к мясницкому топору - по жизни приучены. Такое - не забывают. Так что для афганских таджиков с этой стороны Пянджа ни пяди земли - увы нет. Стало быть им одна дорога в Узбекистан. А там местные узбеки относятся к ним - совсем хуже. Причем&nbsp; за все сразу, - вплоть до обвинения в том, что Каримов - скрытый таджик и именно из-за этого в нынешнем Узбекистане такая жопа. (чем-то мне это напоминает выражение &quot;реббе Кудрин&quot;). А еще им обидно, что в Афгане был Пянджерский Лев - Ахмад Шах Масуд, и генерал Рашид Дустум, который успел повоевать за все стороны и за это в Афгане узбеков нынче - не уважают. Тяжело спорить, когда с одной стороны - Шах, а с другой вечный наемник - перекати-поле. А узбеков по мобпотенциалу - сейчас до хера. и рано или поздно - весь их гнев куда-нибудь выплеснется.<br /> Только в обиде они сейчас - скорей не на русских.<br /> Вот такая вот ситуевина меж прежде братскими народами в бывшей семье советских братских народов.
  • +3.17 / 40
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (0)

Сообщения не найдены.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ