1. >
  2. Блог >
  3. ЮрийР

Проведен разрушающий тест основного бака SLS. Достигнута нагрузка 260% от расчетной

07 декабря 2019 11:07:04   539 7 +0.15 / 10

Инженеры в Центре космических полетов Маршалла НАСА в Хантсвилле, штат Алабама, 12 декабря. 5 намеренно вывели самый большой в мире ракетный топливный бак за пределы его конструктивной прочности, чтобы понять точные параметры точки разрушения. Испытательная версия жидкостного водородного бака ракеты SLS выдержала более 260% от ожидаемых полетных нагрузок в течение пяти часов, прежде чем инженеры обнаружили выпучивание, которое затем лопнуло. Инженеры завершили испытания примерно в 11 часов вечера.
“Мы намеренно довели этот танк до крайних пределов и сломали его, потому что анализ точки отказа дает нам дополнительные данные, чтобы помочь построить ракеты эффективнее”, - сказал Нил Отте, главный инженер отделения SLS Stages в Маршалле. “Мы будем запускать SLS в течение нескольких следующих десятилетий и разрушение топливного бака сегодня поможет нам безопасно и эффективно развивать SLS как ракетный комплекс, в соответствии с развитием запросов новых (космических) миссий".

Испытываемая версия бака улучшила результат более ранних испытаний, выдерживая силы, ожидаемые на уровнях тяги двигателя, запланированных для лунных миссий программы Artemis, не показывая никаких признаков трещин, выпучивания или разрушения. Тест на декабрь. 5 -- проводимый с использованием комбинации газообразного азота для наддува и гидравлики для нагрузок -- вывел бак предел на прочности, подвергнув его воздействию более высоких сил, которые заставили его сломаться, как и предсказывали инженеры. Более ранние испытания в Маршалле сертифицировали танк для обеих текущих версий SLS этапа Block 1, который будет использовать верхнюю ступень, называемую промежуточной криогенной двигательной ступенью-- и вариант блока 1B, который заменит МСП с более мощным исследовательским разгонным блоком .

“Это последнее испытание бака знаменует собой крупнейшее в истории контролируемое испытание на отказ под давлением ступени ракеты НАСА", - сказал Майк Николс, ведущий инженер-испытатель Маршалла по этой программе. Эти данные пойдут на пользу всем аэрокосмическим компаниям, разрабатывающим ракетные баки.”

Испытательный бак был оснащен тысячами датчиков для измерения напряжения, давления и температуры, в то время как высокоскоростные камеры и микрофоны фиксировали каждый момент времени, чтобы определить выпуклость или трещины в цилиндрической стенке резервуара.

"Первоначальный отказ потери устойчивости резервуара произошел в том же относительном местоположении, что и предсказывалось аналитической группой Boeing, и начался в пределах 3% от прогнозируемой нагрузки отказа”, - сказал Люк Денни, менеджер по квалификационным испытаниям для группы тестирования и оценки Boeing. "Точность этих прогнозов по сравнению с реальными испытаниями подтверждает наши структурные модели и обеспечивает высокую уверенность в конструкции резервуара.”
https://www.nasa.gov/explorati…imits.html
Р.Сы - вот это явно проявление традиционного подхода к проектированию и испытаниям КРК. Дорого, но надежно. Жаль что Роскосмос публикует мало информации подобного толка.
  • +0.15 / 10
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (7)

НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +458.94
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 23,185
Читатели: 21
...
Инженеры в Центре космических полетов Маршалла НАСА в Хантсвилле, штат Алабама, 12 декабря. 5 намеренно вывели самый большой в мире ракетный топливный бак за пределы его конструктивной прочности, чтобы понять точные параметры точки разрушения. Испытательная версия жидкостного водородного бака ракеты SLS выдержала более 260% от ожидаемых полетных нагрузок в течение пяти часов, прежде чем инженеры обнаружили выпучивание, которое затем лопнуло. Инженеры завершили испытания примерно в 11 часов вечера.
260%Шокированный
Ну это же полный звиздец. Как они считали? Там как у Ленина в анекдоте - всё похерить и начинать всё сначала.
...
Р.Сы - вот это явно проявление традиционного подхода к проектированию и испытаниям КРК. Дорого, но надежно. Жаль что Роскосмос публикует мало информации подобного толка.
Никто никогда и не отказывался от СТАТ-ов (испытания на статические нагрузки до разрушения). Это священная корова, как и ФИ (функциональные испытания). Какие бы сейчас не были суперкомпьютеры, позволяющие учесть в расчетах даже чих комара, пролетающего рядом со стартующей ракетой.Крутой
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.17 / 12
basilevs
 
Россия
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +137.93
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 3,781
Читатели: 2
260%Шокированный
Ну это же полный звиздец. Как они считали? Там как у Ленина в анекдоте - всё похерить и начинать всё сначала.
Ну, это полное разрушение. А началось всё аккурат как было рассчитано
Цитата
Первоначальный отказ потери устойчивости резервуара произошел в том же относительном местоположении, что и предсказывалось аналитической группой Boeing, и начался в пределах 3% от прогнозируемой нагрузки отказа”
+0.12 / 7
ЮрийР
 
Россия
Слушатель
Карма: +49.41
Регистрация: 03.08.2008
Сообщений: 554
Читатели: 0
260%Шокированный
Ну это же полный звиздец. Как они считали? Там как у Ленина в анекдоте - всё похерить и начинать всё сначала.

Никто никогда и не отказывался от СТАТ-ов (испытания на статические нагрузки до разрушения). Это священная корова, как и ФИ (функциональные испытания). Какие бы сейчас не были суперкомпьютеры, позволяющие учесть в расчетах даже чих комара, пролетающего рядом со стартующей ракетой.Крутой
260% странно для КРК, несомненно. Но может считали с учетом оснастки и экономии на последующем апгрэйде в "растянутую версию" У них в планах было, если я правильно помню.
А на статические испытания, у меня сложилось впечатление Илоны Маски и Ко забивают болт процентов на 50 точно. Может я ошибаюсь, но все песни о "новых методах" разработки, это на 50% по поводу отказа от "избыточных" испытаний для экономии непрямых затрат.
+0.10 / 5
Foxhound
 
СССР
Москва
34 года
Слушатель
Карма: +87.58
Регистрация: 18.02.2011
Сообщений: 10,806
Читатели: 5
260% странно для КРК, несомненно. Но может считали с учетом оснастки и экономии на последующем апгрэйде в "растянутую версию" У них в планах было, если я правильно помню.
А на статические испытания, у меня сложилось впечатление Илоны Маски и Ко забивают болт процентов на 50 точно. Может я ошибаюсь, но все песни о "новых методах" разработки, это на 50% по поводу отказа от "избыточных" испытаний для экономии непрямых затрат.
Возможно в этом есть смысл из-за прогресса в матмоделях и возможности более точно прогнозировать поведение конструкции?
А может хватит повторять за западом слово санкции? Ведь реально это "санкции мирового сообщества к виновному" а разрыв части отношений с некоторыми странами!
+0.11 / 5
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +458.94
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 23,185
Читатели: 21
Возможно в этом есть смысл из-за прогресса в матмоделях и возможности более точно прогнозировать поведение конструкции?
Именно так.
Когда-то во времена моей студенческой юности нам парили в уши, что лишний рубль, вложенный на стадии проектных работ, экономит десятку на стадии НЭО, в сэкономленная и вложенная в НЭО десятка, эконмит кже сотню на стадии ЛИ.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.12 / 7
Foxhound
 
СССР
Москва
34 года
Слушатель
Карма: +87.58
Регистрация: 18.02.2011
Сообщений: 10,806
Читатели: 5
Именно так.
Когда-то во времена моей студенческой юности нам парили в уши, что лишний рубль, вложенный на стадии проектных работ, экономит десятку на стадии НЭО, в сэкономленная и вложенная в НЭО десятка, эконмит кже сотню на стадии ЛИ.
Вот видимо в эту сторону и нужно смотреть нашим - а то, когда я там еще работал, т.е. сравнительно недавно, избыточный консерватизм (а если говорить честно то банальная лень и нежелание усложнять проверенные методы) в построении матмоделей присутствовал. Не везде, но такие отделы были.
А может хватит повторять за западом слово санкции? Ведь реально это "санкции мирового сообщества к виновному" а разрыв части отношений с некоторыми странами!
+0.01 / 1
Игорь_
 
Россия
Санкт-Петербург
21 год
Слушатель
Карма: +11.65
Регистрация: 25.12.2012
Сообщений: 1,859
Читатели: 0
Возможно в этом есть смысл из-за прогресса в матмоделях и возможности более точно прогнозировать поведение конструкции?
И внедрить понятие мат модели в ГОСТЫ. Рассчитать можно с хорошей точностью, но как ограничить количество испытаний используя мат модель? Видимо американцы идут этим путем.
Ну а в моей нынешней специализации вышли в 2013 году новые ГОСТы и ФНП и там опять не появилось ничего о том как использовать компьютерное моделирование. Все по старинке, балочки, пластины. Хотя те, кто их писал сами то прекрасно осведомлены о МКЭ, имеют личензионное ПО и активно им пользуются. Но вот по инерции переписали старье не задумываясь.
+0.04 / 6