1. >
  2. Блог >
  3. Кот Мудраго

Starship SN15 успешно приземлился

06 мая 2021 10:21:44   446 33 +0.23 / 14
.

Описание к ролику (гуглоперевод)
Уже в среду, 5 мая, команда SpaceX попытается провести высотные летные испытания Starship с серийным номером 15 (SN15) - наши пятые высотные летные испытания прототипа Starship с Starbase в Техасе. В SN15 улучшены конструкции транспортного средства, авионика и программное обеспечение, а также двигатели, которые позволят повысить скорость и эффективность во время производства и полета: в частности, новый улучшенный комплект авионики, обновленная архитектура топлива в кормовой юбке, а также новая конструкция и конфигурация двигателя Raptor.

Подобно предыдущим высотным летным испытаниям Starship, SN15 будет приводиться в движение во время подъема тремя двигателями Raptor, каждый из которых последовательно отключается до того, как аппарат достигнет апогея - примерно 10 км на высоте. СН15 будет осуществлять переход топлива во внутренние напорные баки, в которых находится посадочное топливо, прежде чем переориентироваться на вход и управляемый аэродинамический спуск. Прототип Starship будет снижаться под активным аэродинамическим контролем, который будет осуществляться за счет независимого движения двух передних и двух кормовых закрылков на машине. Все четыре закрылка приводятся в действие бортовым бортовым компьютером, чтобы контролировать положение Starship во время полета и обеспечивать точную посадку в заданном месте. Затем двигатели Raptor SN15 снова зажгутся, когда транспортное средство попытается выполнить маневр с переворотом, прежде чем коснуться посадочной площадки рядом с пусковой установкой. Управляемый аэродинамический спуск с закрылками и возможностью вертикальной посадки в сочетании с дозаправкой в космосе имеет решающее значение для посадки звездолета в пунктах назначения по всей Солнечной системе, где нет подготовленных поверхностей или взлетно-посадочных полос, и для возвращения на Землю. Эта возможность позволит создать полностью многоразовую транспортную систему, предназначенную для перевозки как экипажа, так и груза в длительных межпланетных полетах, и помочь человечеству вернуться на Луну и отправиться на Марс и дальше. Учитывая динамический график тестирования разработки, следите за обновлениями в наших социальных сетях, поскольку мы приближаемся к пятому летному испытанию космического корабля Starship на большой высоте!
  • +0.23 / 14
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (33)

  •  2 
  • След→
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +82.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 4,749
Читатели: 14
.

Описание к ролику (гуглоперевод)
Уже в среду, 5 мая, команда SpaceX попытается провести высотные летные испытания Starship с серийным номером 15 (SN15) - наши пятые высотные летные испытания прототипа Starship с Starbase в Техасе. В SN15 улучшены конструкции транспортного средства, авионика и программное обеспечение, а также двигатели, которые позволят повысить скорость и эффективность во время производства и полета: в частности, новый улучшенный комплект авионики, обновленная архитектура топлива в кормовой юбке, а также новая конструкция и конфигурация двигателя Raptor.

Скрытый текст
Теперь инженеры могут посмотреть на аппарат после полета, а именно по каким причинам происходит утечка метана и его опасное возгорание сразу после посадки. Уже второй раз, в первый раз "отскокок" SN10 был виден невооруженным глазом (жесткая посадка ) и после такого же возгорания он через несколько минут взорвался.
Сегодня же большого отскока и жесткой посадки вроде не было (возможно и был небольшой отскок, какой именно скрыто за дымом и за прерыванием видео второй камеры), взрыва не произошло, но утечка метана была почти такая же. Если судить со стороны проблема с предотвращением утечки топлива, с системой пожаротушения остается.
И встает вопрос о системе САС, которая могла бы эвакуировать экипаж на этапе посадки. Хотя бы как у Драгона с его СуперДрако.
У пассажиров самолетов такой системы и катапульт нет, так как и решили безотказностью посадки, но тут по моему риски и наработки отличаются. А в случае взрыва, взлетать с Марса после эвакуации можно будет на другом, все равно запасной должен быть.
Отредактировано: normalized_ - 06 мая 2021 14:04:05
+0.20 / 13
iron-zorin
 
Россия
Слушатель
Карма: +22.45
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 660
Читатели: 1
Если судить со стороны проблема с предотвращением утечки топлива, с системой пожаротушения остается.
А если сразу сажать в шахту, наполненную углекислым газом?
-0.03 / 1
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +82.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 4,749
Читатели: 14
А если сразу сажать в шахту, наполненную углекислым газом?
Во первых, маловероятно в нее точно попасть.
Во вторых, если утекает и кислород и метан, то даже при наличии углекислого газа все равно образуется взрывоопасная смесь
Вот из обсуждения у М.Смоляра
Цитата
Вообще, надо отметить, что именно в этом заключена некоторая особенность (а по сути - серьёзная проблема) посадки Starship.
Топливо у Старшипа - криогенный жидкий метан, его Т кипения - минус 161.5 °С.
Поэтому, при нормальных температуре и давлении - и в НЕ-термоизолированном баке - жидкий метан кипит, и весьма бодро.
Если избыток давления не стравливать - он разорвёт бак.
А если его стравливать - газообразный метан образует взрывоопасную смесь с воздухом - ОЧЕНЬ ОПАСНУЮ.
Поскольку получается "вакуумная бомба" или "объёмно-взрывающий боеприпас".
Примечание:

Скрытый текст


При посадке Фалкона такой проблемы нет - там керосин, который не криогенный, и хранится в закрытом баке без проблем - по крайней мере - некоторое время.
А со Старшипом проблема есть, и её надо решить: весь остаток жидкого метана надо каким-то - безопасным образом -  сжечь сразу после посадки.


https://smoliarm.livejournal.com/485508.html
Отредактировано: normalized_ - 06 мая 2021 15:10:44
+0.19 / 11
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +66.79
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 593
Читатели: 0
И встает вопрос о системе САС, которая могла бы эвакуировать экипаж на этапе посадки. Хотя бы как у Драгона с его СуперДрако.
У пассажиров самолетов такой системы и катапульт нет, так как и решили безотказностью посадки, но тут по моему риски и наработки отличаются. А в случае взрыва, взлетать с Марса после эвакуации можно будет на другом, все равно запасной должен быть.
Я бы начал с вопроса - а кто на Луне и Марсе будет копать котлован под посадочную площадку, ставить арматуру и заливать бетоном ?
+0.12 / 9
Кот Мудраго
 
Казахстан
Актау
51 год
Слушатель
Карма: +1.49
Регистрация: 11.01.2013
Сообщений: 8,712
Читатели: 5
Во первых, маловероятно в нее точно попасть.
Во вторых, если утекает и кислород и метан, то даже при наличии углекислого газа все равно образуется взрывоопасная смесь
Вот из обсуждения у М.Смоляра
Поставить воздуходувки на дистанционно управляемые машины и сдувать испаряющийся метан в сторону от корабля.
Цепной пес здравого смысла (С)
-0.03 / 1
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +82.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 4,749
Читатели: 14
Я бы начал с вопроса - а кто на Луне и Марсе будет копать котлован под посадочную площадку, ставить арматуру и заливать бетоном ?
У прототипа маленькие "ножки" рассчитаны только на бетоную площадку. Но для лунной версии посадочные опоры точно будут другие.
+0.11 / 6
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +82.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 4,749
Читатели: 14
Поставить воздуходувки на дистанционно управляемые машины и сдувать испаряющийся метан в сторону от корабля.
Воздухом? Боюсь перемешивания не избежать.
И потом, это опять решения "если есть оборудованная посадочная площадка". Пусть система будет, конечно, на всякий случай (хотя в сегодняшней посадке, аппарат сел не точно и брансбойды не могли попасть в очаг возгорания, корпус ракеты мешал)
А если площадки нет (луна), или промазали мимо площадки, рассчитывать только на авось не взорвется? Нет, нужно искать решение дальше. Вероятность аварий нужно уменьшать не в два раза, а в сотни и тысячи раз. Особенно когда есть для этого возможность.
+0.09 / 8
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +66.79
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 593
Читатели: 0
У прототипа маленькие "ножки" рассчитаны только на бетоную площадку. Но для лунной версии посадочные опоры точно будут другие.
На всех презентациях Старшипа он гордо стоит на лунном и марсианском грунте на тех же башмаках.
+0.08 / 5
user730
 
Слушатель
Карма: -1.08
Регистрация: 01.01.2021
Сообщений: 78
Читатели: 0
Воздухом? Боюсь перемешивания не избежать.
И потом, это опять решения "если есть оборудованная посадочная площадка". Пусть система будет, конечно, на всякий случай (хотя в сегодняшней посадке, аппарат сел не точно и брансбойды не могли попасть в очаг возгорания, корпус ракеты мешал)
А если площадки нет (луна), или промазали мимо площадки, рассчитывать только на авось не взорвется? Нет, нужно искать решение дальше. Вероятность аварий нужно уменьшать не в два раза, а в сотни и тысячи раз. Особенно когда есть для этого возможность.
Да ладно.
Раньше у ковбоев получалось - неудачное испытание а там понеслось множество успешных миссий лунотоптаний...
"Партия сказала - надо.. "
+0.03 / 11
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +82.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 4,749
Читатели: 14
На всех презентациях Старшипа он гордо стоит на лунном и марсианском грунте на тех же башмаках.
16 april 2021
Illustration of SpaceX Starship human lander design that will carry the first NASA astronauts to the surface of the Moon under the Artemis program.
Credits: SpaceX
Скрытый текст

https://www.nasa.gov/press-rel…s-on-moon/
+0.06 / 3
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +66.79
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 593
Читатели: 0
16 april 2021
Illustration of SpaceX Starship human lander design that will carry the first NASA astronauts to the surface of the Moon under the Artemis program.
Credits: SpaceX
Скрытый текст

https://www.nasa.gov/press-rel…s-on-moon/
Судя по рисунку этот вариант означает только одно - потом что-нибудь придумаем. Эта байда имеет массу совсем не похожую на массу первой ступени Фэлкона , совершенно другое (невыгодное) соотношение высоты центра масс и размаха посадочных опор . И это при том, что 1-я ступень Фэлкона садится на исключительно ровные и твердые поверхности.
+0.12 / 5
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +82.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 4,749
Читатели: 14
Судя по рисунку этот вариант означает только одно - потом что-нибудь придумаем. Эта байда имеет массу совсем не похожую на массу первой ступени Фэлкона , совершенно другое (невыгодное) соотношение высоты центра масс и размаха посадочных опор . И это при том, что 1-я ступень Фэлкона садится на исключительно ровные и твердые поверхности.
Совершенно верно, потом что-нибудь придумают.
И там еще очень о многих проблемах думать и думать (хранение топлива в лунных условиях, спуск пассажиров на поверхность, САС, ...)
Но зато нет так называемого "излишнего планирования", когда всё запланировали и "нарисовали" сразу, зарядили в разработку, а по ходу дела выяснилось, что нужно вносить изменения, которые влияют на другие части системы. И поэтому их, другие части системы, опять нужно будет перепроектировать переиспытывать, выкидывать в мусор ("опять нести расходы") или наоборот увидев недостаток боятся изменять наперед заданную конструкцию ("ничего не поделаешь, пусть будет с небольшими дефектами и детскими болезнями, а то уже деньги и время потратили на другие части, они почти готовы").
Отредактировано: normalized_ - 06 мая 2021 17:14:06
+0.10 / 9
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +66.79
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 593
Читатели: 0
Совершенно верно, потом что-нибудь придумают.
И там еще очень о многих проблемах думать и думать.
Но зато нет так называемого "излишнего планирования", когда всё запланировали и "нарисовали" сразу, зарядили в разработку, а по ходу дела выяснилось, что нужно вносить изменения, которые влияют на другие части системы. И поэтому их, другие части системы, опять нужно будет перепроектировать переиспытывать, выкидывать в мусор ("опять нести расходы") или наоборот увидев недостаток боятся изменять наперед заданную конструкцию ("ничего не поделаешь, пусть будет с небольшими дефектами и детскими болезнями, а то уже деньги и время потратили на другие части, они почти готовы").
Сдается мне, что, если Маск доберется до летного образца лунного модуля, то мы увидим нечто только отдаленно напоминающее Старшип. Но точно не размерами.
Отредактировано: aspb - 06 мая 2021 17:17:17
+0.07 / 5
  • Удалено
  • +0.01 / 1
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +127.92
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,349
Читатели: 0
На всех презентациях Старшипа он гордо стоит на лунном и марсианском грунте на тех же башмаках.

есть такая штука ... глобус ... очень наглядное пособие для общего представленю о строении мира и все такое ... но вот путешественники его с собой не берут ... а стараются более подробными картами обзавестись ...
С уважением,

фёдор
+0.00 / 0
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +66.79
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 593
Читатели: 0
есть такая штука ... глобус ... очень наглядное пособие для общего представленю о строении мира и все такое ... но вот путешественники его с собой не берут ... а стараются более подробными картами обзавестись ...
У самого Маска есть пока только глобус... Я, естественно, о теме Старшипа в межпланетном исполнении.
+0.11 / 6
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +127.92
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,349
Читатели: 0
У самого Маска есть пока только глобус... Я, естественно, о теме Старшипа в межпланетном исполнении.

ну так он и показал глобус ... а вы требуете отразить на нем конкретно вашу улицу ... подробные карты ...

во-первых, он никому ничем не обязан ...

во-вторых, их еще нет ... не на том этапе еще идет работа, что бы презентовать широкой обчественности подробные карты ... там еще много чего нужно сделать ... но этом нисколько не умаляет той работы, что они провели ...
С уважением,

фёдор
-0.01 / 5
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +66.79
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 593
Читатели: 0
ну так он и показал глобус ... а вы требуете отразить на нем конкретно вашу улицу ... подробные карты ...

во-первых, он никому ничем не обязан ...

во-вторых, их еще нет ... не на том этапе еще идет работа, что бы презентовать широкой обчественности подробные карты ... там еще много чего нужно сделать ... но этом нисколько не умаляет той работы, что они провели ...
Так я же написал выше
Цитата
Сдается мне, что, если Маск доберется до летного образца лунного модуля, то мы увидим нечто только отдаленно напоминающее Старшип. Но точно не размерами.
Марсианский вариант даже обсуждать не хочу.
С лунным произойдет примерно тоже самое ( только в больших масштабах), что и с Crew Dragon. Маск контракт с NASA застолбил под определенное ТЗ, а посадку на грунт обеспечить не смог.
Даже 4-х астронавтов вместо 7-ми обещанных.
Отредактировано: aspb - 07 мая 2021 12:00:06
+0.25 / 12
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +127.92
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,349
Читатели: 0
Так я же написал выше

Марсианский вариант даже обсуждать не хочу.
С лунным произойдет примерно тоже самое ( только в больших масштабах), что и с Crew Dragon. Маск контракт с NASA застолбил под определенное ТЗ, а посадку на грунт обеспечить не смог.
Даже 4-х астронавтов вместо 7-ми обещанных.

насколько я помню, у вас были претензии к хиленьким ножкам ... типа на бетон еще нормуль, а вот на луне-марсе - хрен ... а посадочные опоры первой ступени флакона вам ни о чем не говорят ... хотя на кузнечике они тоже не внушали доверия ...

посадка SN15 показывает, что вполне возможно это сделать именно таким способом ... возможно так же обойтись без мощных посадочных опор ... это на перспективу уже для первой ступени флакона ...

а на луну-марс вполне хватит опор как на флаконе ... нужно протестировать посадку флакона на грунт ... как по мне, это имеет смысл несколько позже ...
Отредактировано: Фёдор144 - 07 мая 2021 15:37:29
С уважением,

фёдор
+0.00 / 0
Гипс
 
Россия
Новороссийск
Слушатель
Карма: +1.83
Регистрация: 08.08.2016
Сообщений: 464
Читатели: 0
Совершенно верно, потом что-нибудь придумают.
И там еще очень о многих проблемах думать и думать (хранение топлива в лунных условиях, спуск пассажиров на поверхность, САС, ...)
Но зато нет так называемого "излишнего планирования", когда всё запланировали и "нарисовали" сразу, зарядили в разработку, а по ходу дела выяснилось, что нужно вносить изменения, которые влияют на другие части системы. И поэтому их, другие части системы, опять нужно будет перепроектировать переиспытывать, выкидывать в мусор ("опять нести расходы") или наоборот увидев недостаток боятся изменять наперед заданную конструкцию ("ничего не поделаешь, пусть будет с небольшими дефектами и детскими болезнями, а то уже деньги и время потратили на другие части, они почти готовы").
И на следущих етапах то все и вылезет? и нужно будет снова перепроектировать/переиспытывать/выкидывать в мусор/бояться изменять, только с еще большим сдвигом вправо
+0.10 / 5
  •  2 
  • След→

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ