1. >
  2. Блог >
  3. Безыменский188

Образование в России в ХIХ - нач.XX вв

17 февраля 2019 12:06:06   271 6 +0.18 / 11
Далее.

Общая система образования

Высшими общеобразовательными учебными заведениями являлись университеты. К концу XIX в. в России (не считая Финляндии) существовало 9 университетов: Петербургский, Московский, Юрьевский, (бывший Дерптский), св. Владимира в Киеве, Новороссийский в Одессе, Харьковский, Варшавский, Томский, Казанский. После 1905 г. открылись Саратовский, Пермский, Донской (в Ростове-на-Дону) университеты. В университет принимались лица, имеющие аттестаты зрелости, окончившие восемь классов классических гимназий или выдерживающие окончательные испытания (в Томский, Юрьевский и Варшавский университеты могли поступить лица, окончившие духовные семинарии по первому разряду, если они выдержали экзамены).

Средними общеобразовательными учебными заведениями являлись классические гимназии, прогимназии (4-х классные) и реальные училища. Они были доступны для всех сословий. Курс гимназий был рассчитан на 8 лет, реальных училищ - на 6 лет. Желающие могли окончить дополнительный 7-й класс реального училища, если были намерены поступать в высшие технические учебные заведения. К концу XIX в. в России существовало 196 гимназий, а в 1912 г. - 417.

Начальное образование получали в приходских школах, земских и начальных городских училищах (с 3-х летним курсом), городских училищах по уставу 1872 г. с 6-летним курсом. Значительная часть начальных школ находилась под контролем Министерства народного просвещения, учебные заведения содержались земством, городскими общественными учреждениями и частными лицами. Начальных училищ, содержащихся земством, сельскими обществами и сословиями, было более 27 000 в 1911 г. Существовали фабричные школы для малолетних рабочих, в них обучались и дети работающих на фабриках и заводах. В 90-х гг. XIX в. существовало более 400 школ такого типа.

С начала 30-х гг. начинают возникать в России правительственные сельские школы. Они появились в селениях казенных и удельных крестьян с целью подготовки писарей для сельского управления. В 1875 г. Министерством народного просвещения стали открываться одноклассные и двухклассные сельские училища. Курс этих училищ составлял не менее 3-х лет для одноклассных и 5 лет для двухклассных. К концу XIX в. сельских училищ насчитывалось 2 268.



Ссылка на источник, там ещё мнооого:

Система образования Российской Империи
  • +0.18 / 11
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (6)

Безыменский188
 
Слушатель
Карма: +51.20
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 1,517
Читатели: 3
Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009.
Весьма "проимперская" точка зрения автора
Доступность образования
Скрытый текст
+0.18 / 11
Безыменский188
 
Слушатель
Карма: +51.20
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 1,517
Читатели: 3
 
Количество студентов
 
Скрытый текст

Отдельно финансирование образования
Скрытый текст

 
Оплата труда преподавателей
 
Скрытый текст

 
Кратко  в целом по теме.
Специально брал источники, комплиментарные к этому периоду, поэтому считаем приведенные здесь данные за "Оценку сверху".
Откровенной лажи здесь нет, но некоторая "фетишизация" официальных отчетов присутствует (куда без неё), так что поправку на административное усердие делать надо.
Выводы на данном этапе делать рановато, без сравнения с СССР смысла нет. Подождем.
+0.16 / 10
AndreyK-AV
 
Россия
Уфа
60 лет
Практикант
Карма: +445.33
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 39,491
Читатели: 10
Кратко  в целом по теме.
Специально брал источники, комплиментарные к этому периоду, поэтому считаем приведенные здесь данные за "Оценку сверху".
Откровенной лажи здесь нет, но некоторая "фетишизация" официальных отчетов присутствует (куда без неё), так что поправку на административное усердие делать надо.
Выводы на данном этапе делать рановато, без сравнения с СССР смысла нет. Подождем.

А это источники тоже комплементарные, но им нужно было точно знать и понимать, почему первым начинанием советской власти стала борьба с безграмотностью
Образование в императорской России
История образовательных систем в России начинается с царствования Петра I. Именно он, столкнувшись в ходе реформ с кадровой проблемой, предпринял первые шаги в организации учебных заведений. Петру пришлось выписывать из-за границы профессоров для преподавания наук, а заодно к ним и студентов — в России на тот момент профессорам учить было некого. За два последующих столетия в стране была создана мощная сеть учебных заведений. На их базе возникла блистательная русская наука. В то же время, по данным переписи 1897 года, 76% населения империи оставались неграмотными. Советские историки обычно исходили из положения, что вся политика царизма в области образования преследовала цель не допустить до него широкие народные массы. Некоторая доля правды здесь есть, но основные мотивы правительства состояли конечно же не в этом. В XVIII столетии власть учреждала учебные заведения, лавируя между прагматичной необходимостью получить грамотные кадры и общей идеей о пользе просвещения, при том что на практике эти две цели то и дело входили в противоречие друг с другом. В следующем веке добавился еще более осложнивший дело мотив идеологический. И все это на фоне колебаний сословной политики. Но начнем по порядку.
Петр I: учить негде, некому и некого

.
Глава: После Петра: польза и вред от просвещения, по начальной ссылке, так как объемно
.
тоже касается и главы
Глава Александр I: либералы и латынь
.
тоже касается и
главы: Николай I: порядок без латыни, (хотя он нужен понимания последующих шагов в образовании),
и почему.

После Николая: просвещение скорее вредно

Царствование последнего императора (который сам по себе был человеком достаточно хорошо образованным, любившим литературу, душевно развитым) достаточно явно демонстрирует, что власть и интеллигенция не только не смогли найти путей взаимного примирения, но и искать их не желали. Несколько десятилетий правительство под давлением общества и обстоятельств было вынуждено сдавать одну позицию за другой, дозволяя то воскресные школы, то женские курсы, то расширение сети земских школ, взаимное же раздражение при этом росло, причем гораздо более быстрыми темпами, чем народная грамотность.
.
более подробно и стем что скрывается  за цифрами позжеПодмигивающий
"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+0.08 / 4
AndreyK-AV
 
Россия
Уфа
60 лет
Практикант
Карма: +445.33
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 39,491
Читатели: 10
А это источники тоже комплементарные, но им нужно было точно знать и понимать, почему первым начинанием советской власти стала борьба с безграмотностью
Образование в императорской России

более подробно и стем что скрывается  за цифрами позжеПодмигивающий

Тю... робята....
Я разместил этот текст на ветке, но он сходу оказался, здесь....
Начались подтасовки, во имя чьего то единственного верного мнения.
Такие игры на ГА бывали не раз, и всегда кончались криво.
Блин, это же надо, так трястись от любого мнения отличного от личного.Позор
"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+0.03 / 2
  • Удалено
  • -0.02 / 1
зарун
 
Россия
Санкт-Петербург
Слушатель
Карма: -76.71
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 13,609
Читатели: 6
Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009.
Весьма "проимперская" точка зрения автора

Высшее образование
Аналогично с гимназическим образованием, развивалась система российского высшего образования. На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях — 12,2 тысячи, в специальных академиях — 3,9 тысяч. На всех «факультетах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек, в учительских колледжах (training colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии) — 5 тысяч [Ringer 1979]27. Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран. При этом российская система высшего образования развивалась значительно быстрее. Между 1906 и 1914 годом имел место беспрецедентный рост системы высшего образования. В итоге к началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения).

У Сапрыкина не полные данные по количеству студентов. Он не указывает их  количество к 1917 году.
В книжке Иванова "Высшая школа России в конце XIX - начале XX века" приводятся следующие данные по высшему образованию в Российской Империи:

Численность студентов государственных, общественных и частных высших учебных заведений (не учитывается численность учебных заведений, прекративших существование до 1917 года):
- 1897/1898 учебный год - 31.427 человек (в т.ч. в государственных - 29.306);
- 1907/1908 учебный год - 92.697 человек (в т.ч. в государственных - 62.040);
- 1913/1914 учебный год - 123.532 человека (в т.ч. в государственных - 71.379);
- в 1917 году - 135.065 человек (в т.ч. в государственных - 64.705).

Количество студентов высших учебных заведений на 100 тысяч населения:
- в 1895 году - 16;
- в 1908 году - 36;
- в 1917 году - 88.
При этом автор сравнивает Россию со странами-лидерами по количеству студентов на 100 тысяч населения:
- в 1895 году - Италия и Германия (по 50) и Франция (46)
- в 1908 году - Германия (114) и Австрия (102).
Отредактировано: зарун - 17 февраля 2019 17:53:27
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
+0.01 / 4

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ