Глобальная Авантюра  
ФОРУМ
главное меню
  1. >
  2. Блог >
  3. kuamba >
  4. 5*6*5*

5*6*5*

 
17 сентября 2019 14:11:39 / 17.09.2019 14:11:39   13 0 +0.03 / 1 +0.03 / 1
 
kuamba
  kuamba
Здравствуйте.




МЕСЯЦЕСЛОВ


Евдокия благоволит, да насорит.
Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь.
На Евдокеи снег – урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер от Москвы (с севера) – холодное лето.
Какова Евдокия, таково и лето.
С Евдокеи погоже – все лето пригоже.
Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.
На Евдокию мороз прилунится, так и март на нос садится.МЕСЯЦЕСЛОВ

С Евдокей ветры и вихри. Евдокиевские бураны (восточн.).
С Евдокей еще встояч собаку снегом заносит.
Отколе ветер в Евдокеи, оттуда и во все лето.
У Евдокеи вода, у Егорья трава.
Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка на Егорья (23 апреля) наестся.
Пришли Евдокеи – мужику затеи. Во что Евдокеи, в то и третий спас (не к 4-му ли августу эти две поговорки относятся?).
На Федота занос (ветер, метель), все сено снесешь (или: снесет, т. е. долго травы не будет; новгородск.).
Гарасим Грачевник, грачей пригнал.
Грач на нос садится (на пашне).
Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.
На Гарасима кикимору выживают (заговорами).
Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрыпеть.
Василия Капельника (в северных губерниях перенесен с 28 февраля).
Сороки святые – колобаны золотые (булочки). Пекут жаворонки.
На сорок мучеников день с ночью меряется, равняется.
Вторая встреча весны. Зима кончается, весна начинается.
Сорок мучеников, сорок утренников (еще будет).
Гречу сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.
Во что сороки, в то и петровки (в день недели).
На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается.
Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
На Феофана туман – урожай на лен и коноплю.
Если в этот день лошадь заболеет, то все лето работать не станет.
Алексея божьего человека. Алексея теплого. Свальное.
Алексей – с гор вода. Алексей – пролей кувшин.
С гор вода, а рыба со стану (с зимовья).
На Алексея теплого доставай улья (южн.).
Покинь сани, сряжай телегу. Сани на поветь.
Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (поем, разлив).
День гусиных боев, спускают гусаков.
Дарьи грязные пролубницы, грязные проруби; засори, замарай, оклади проруби.
С Дарьи холсты белят. Стели кросна по заморозкам.
На Василия теплого солнце в кругах – к урожаю.
На благовещенье весна зиму поборола; третьи встречи весны.
Каково благовещенье проведешь, таково и весь год (как 1 января).
Самый большой у бога праздник.
На благовещенье и на пасху грешников в аду не мучат.
Каково благовещенье, такова и светлая неделя.
Весна до благовещенья – много морозов впереди.
Коли в благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.
Покров не лето, благовещенье не зима.
Цыган на благовещенье шубу сымает (продает).
На санях либо неделю не доедешь до благовещенья, либо неделю переедешь (или: не доездишь, переездишь).
На благовещенье дождь – родится рожь.
На св. Пуда доставай пчел из-под спуда (северн. и восточн.).
Ирины урви берега, разрой берега, заиграй овражки.
Ирины рассадницы: сей капусту на рассадниках (срубах).
Зосимы пчельника: расставляй улья на пчельнике.
Зосимы, заступника пчеловодов.
Сей морковь и свеклу на Козьму (московск.).
На Ветхопещерника обновляй новину (холст).
Вот тебе, матушка весна, новая новина (говорили, расстилая холсты).
На Феодора покойники тоскуют по земле.
Причитанье или окликанье родителей на погосте.
День Егория храброго. Егорья вешнего.
На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой (с росой), а Никола с травой.
Егорий с летом, а Никола с кормом.
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с кузовом, Никола с возом.
Егорий везет корму в тороках, а Никола возом.
Св. Юрий запасает (т. е. начинает пасти, обновляет паству) коров, Никола коней.
На Юрья коней крестами кормят (испеченными в крещенье).
На Юрья роса – не надо коням овса.
На Юрья дождь – скоту легкий год.
На Юрья снег (крупа) – урожай на гречу; на Юрья дождь – гречи нерод (белорусск.).
Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного до Николы.
До св. Юрья корм есть и у дурня.
До Юрья бьют и дурня, а после Юрья и разумного.
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
Моленик (каравай) пастуху, крохи – скоту.
Прикармливают коровушек в поле.
Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей.
На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
В поле стадо сгонять и Егория окликать. Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!
Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.
Катаются (т. е. валяются) по нивам, по росе.
Будь здоров, как Юрьева роса (ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари).
На Егорья роса – будут добрые проса (орловск.).
После Егорья бывает еще двенадцать морозов (низовое).
На Егорья мороз – будет просо и овес.
На Егорья мороз – под кустом овес.
На Егорья мороз – гречи хороши (тамбовск.).
На Егорья запахивают пашню.
На Егорья выезжает ленивая соха. Егорий ленивая сошка.
Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к успению (к Ильину) клади хлеб в кадушку.

Ранний посев ярового – с Юрья; средний – с Николы (9 мая); поздний – с Ивана (24-го) до Тихона (16 июня).
Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (нижегородск.).
Ранний яровой посев с Егория, поздний с Еремея (1 мая; ярославск.).
Яровое сей до Егорья (новгородск.).
Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (новгородск).
Сей рассаду до Егорья, будет капусты доволе.
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября и 23 апреля).
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до спаса.
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола будет с мостом (т. е. зима настанет, путь).
Юрий начинает полевые работы, Юрий и кончает.
На Егорья (на Егорьеву неделю) прилет ласточкам.
Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы.
Все звери (вся живая тварь) у Егорья под рукой.
Сыт, как Юрьева гора (богат, Нерехта).
Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота.
С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки.
Два Николы: теплый и холодный; два Егорья: холодный и голодный.
До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи.
В Николин день без вожжей поезжай (распутица).
Выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.
Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле.
Праздник конюхов в Белоруссии.
Никольская неделя с ветром; выжигают нивы.
На Симона Зилота земля именинница: грех пахать.
Сей пшеницу на Симона Зилота – родится, аки золото (западн.).
На апостола Симона копают коренья на зелье (южн.).
Мокия мокрого. В день Мокия мокро, все лето мокрое, и наоборот.
Туман на Мокия – к мокрому лету.
Восход солнца багряный – грозное и пожарное лето (тульск.).
На память обновления Царяграда не сеют, чтоб градом не выбило хлеба.
Лукерии комарницы: появляются комары.
На Сидора еще сиверко. Прошли Сидоры, прошли и сиверы.
На Сидора отойдут все сиверы (холода).
На Сидора сиверко, и все лето таково. Первый посев льну.
Прилет стрижей и касаток: они приносят тепло.
На Пахомия поздний посев овса и пшеницы. Пахомия теплого. Пахомия бокогрея.
Семь дев сеют лен.
Пришел Федот – берется земля за свой род.
На Ивана долгого сажай огурцы (южн.).
Коли на св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
Фалалея огуречника.
На Леонтия и Фалалея сади огурцы.
Олены длинные льны. На Олену сей лен.
Матери Олены – ранние льны и поздние овсы (на юге последний посев льну).
Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня (нижегородск.).
Оленин день; сади огурцы.
Льны Олене, огурцы Константину.
Василиска – соловьиный день (сибирск.).
Леонтия огуречника – сажают огурцы.
С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные).
Поздние яровые посевы пшеницы.
Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.
Феодосии колосяницы: хлеб колосится. Гречушница. Сев гречи (владимирск.).
День св. Феодосии стоит один всех понедельников (несчастный).
Скоту дают понемногу хлебного корма, чтоб плодился.
В семицкий четверг либо в троицкую субботу сей ячмень.
На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу.
Сажают бобы, приговаривая: «Уродитесь, бобы, и круты и велики, на все доли, на старых и малых!» и пр.
Еремея (Ермия) опусти сетево, покинь сетево (севалку).
Июнь. Месяц июнь ау. Закромы в амбарах пусты.
Конец пролетья, начало лета.
Красное утро на Устина – красный налив ржи.
Рожь красно открасуется.
На Луку южный ветер – к урожаю яровых; северо-западный – к сырому лету; восточный – к наносным болезням (тверск., владимирск., ярославск.).
С Митрофания сей лен и гречу.
С Федорова дня пошла навозница (владимирск.).
Гроза на Федора летнего – плохая уборка сена.
Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть водяная жила, и судят об этом по степени сырости сковороды.
На Кирилу конец весны, начало лету.
На Тимофея к голодному году бывают знамения.
Петра капустника. Петра поворота, солноворота.
Доставай (ладь) косы и серпы к Петрову дню.
С Петрова дня пожня (покос, косьба).
Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.
Петровка навозница. Межипарье, междупарье.
На св.Петра дождь – жито как хвощ (западн.).
На св. Петра дождь – урожай нехудой, два дождя – хороший; три – богатый.
Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку.
Прошли петровки, опало по листу; прошел Илья, опало и два.
Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня.
Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.).
На Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницей в лесу).
Петров день – проводы весны.
Мясоед с постом побранился (если 29 июня придется в среду или в пятницу).
До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса (16 августа) засеять.
Июль. Июль – макушка лета, сенозорник, страдник.
В июле на дворе пусто, да на поле густо.
Июль – хоть разденься, а декабрь – потеплей оденься.
В июле хоть разденься, а легче нет (а все легче не будет).
Март, апрель, май, июнь вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит.
Июль, август, сентябрь – каторга, да после будет мятовка.
Апрель – учись, учись да прей; май – гуляй; июнь – учись, учись да плюнь; июль – собирай книги в куль (семинарск.).
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
Сбил сенозоник спесь, что некогда на полати лечь.
Собьет спесь, как неколи присесть.
Плясала б баба, да макушка лета настала.
Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.
В день казанской (Космы и Дамиана?) богоматери начало покоса.
В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.
На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос.
Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.
Озими в наливе, греча на всходе.
На Афанасия Афонского месяц на всходе играет – к урожаю.
Коли на казанскую черница поспевает, то поспела и рожь.
В день казанской весь червец собирается под один куст (западн.).
Зажинают рожь. Зажин ржи.
Св. Прокла – великие росы.
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку; воронежск.).
Притихают пичужки. На Афиногена пташки задумываются.
Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.
Макрида мокра – и осень мокра; суха – и осень тоже.
Смотри осень по Макридам.
Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает.
Петр с колоском (29 июня), Илья с колобком.
Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник.
Спят на ильинской перине (первая солома).
Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на успеньев (нижегородск.).
Новая новина на Ильин день.
Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи; воронежск.).
К Ильину дню заборанивай пар.
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи хоть хлыстом захлещи.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
На Илью до обеда лето, после обеда осень.
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу.
На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.
На Ильин день в поле не работают.
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
Защипывай горох. Готовь гумна, овины.
Паши под озимь, сей озимь.
Пчела перестает носить медовую взятку.
Заламывай (подрезывай) соты.
На первый спас лошадей (весь скот) купают.
На Стефана поят лошадей через серебро.
На Исакия вихри – к крутой зиме.
Семь отроков – сеногной, сено гноят.
Авдотьи малиновки, поспевает малина.
Евдокии огуречницы, поспевают огурцы.
Заклинают жнивы на все четыре стороны.
Второй спас. Пришел спас – всему час: плоды зреют.
Спасовка – лакомка, а петровка – голодовка.
Пришел спас – бери рукавицы про запас.
До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
На второй спас освящают плоды и мед.
Со второго спаса едят яблоки.
На второй спас и нищий яблочко съест.
Со второго спаса засевай озими.
Яровое поспевает ко второму спасу, а убирается к Симеону Столпнику (нижегородск.).
Короны и лини трутся в третий и последний раз (южн.).
Провожают закат солнца в поле с песнями.
Встреча осени. Осенины.
Подрезывают соты; снимают плоды.
На Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг.
Первый спас – на воде стоят; второй спас – яблоки едят; третий спас – на зеленых горах холсты продают (Нижегородская губерния; в селе Зеленые Горы ярмарка).
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
Успенщина, оспожинки, госпожинки, вспожинки, дожинки, обжинки. Окончание жатвы, складчины, братское пиво и пр.
Именинный сноп (последний).
Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено (приговаривают женщины, катаясь по ниве).
Молодое бабье лето с 15 по 29 августа (старое с 1 сентября).
С успения солнце засыпается.
До успения пахать – лишнюю копну нажать.
На успение огурцы солить, на Сергия (25 сентября) капусту рубить.
Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до спаса посеять.
Сей озимь от преображения до Фрола.
Коли до Фрола не отсеешься, флоры и родятся (цветочки).
Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.
С Фролова дня засиживают (т. е. работают при огне) ретивые, а с Семена (1 сентября) ленивые.
На Фрола и Лавра лошадиный праздник (кропят лошадей и пр.).
На Фрола и Лавра на лошадях не работать, а то падеж будет.
Лошадиный праздник. Начало осенним утренникам.
На Стратилата тепляк – пошли овсы на спех.
Батюшка юг пустил ветер на овес.
Агафона огуменника. На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам.
Стерегут гумна, в тулупе наизнанку с кочергой.
На св. Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки.
На Лупа – льны лупит.
Заморозки: лупенские, покровские, екатерининские, михайловские.
Коли брусника поспела, и овес дошел (отбронел).
Наталии овсяницы – косят овес.
Моисея Мурина. Скирдницы. Хлеб складывают в одонья, клади, склады.
Мокрое благовещенье – грибное лето.
На благовещенье хороший улов рыбы.
На благовещенье мороз – урожай на грузди.
На благовещенье гроза – к теплому лету; к урожаю орехов.
С благовещенья осталось сорок морозов (утренников).
Вёдро в благовещенье – к пожарам.
На благовещенье выносят пчел (малороссийск.).
Отбивай омшеник, доставай улья.
Благовещенье без ласточек – холодная весна (южн.).
На благовещенье черногуз прилетает и медведь встает.
Благовещенье – птиц на волю отпущенье.
На благовещенье птица гнезда не вьет (не завивает), а завьет, так делается на все лето пешею.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на благовещенье.
В благовещенье на суровую пряжу не глядят.
Девка косы не заплетает.
Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени и клети).
В какой день благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать.
С благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).
Не дуй на благовещенье огня – не будет головня.
Накануне благовещенья сеют горох.
Благовещенскую капусту мороз не бьет (т. е. из семян, собранных будто бы на благовещенье, из кочня).
Благовещенская просвирка в сусеке (поверье и обычай: хлеба будет больше).
На благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.
На благовещенье воры заворовывают, для счастья, на весь год.
В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней.
Если прясть на Гавриила (или: после, позже Гавриила), работа не впрок.
Все, что ни родится в день Гавриила, уродливо, неспоро.
Матрены наставницы, настовицы, полурепницы (от насту, окреплого снегу или от настовицы, в Костромской губернии – пигалицы).
Прилет пигалиц. Отбирают половину репы для семян.
Щука хвостом лед разбивает.
Овсянка прилетела и поет: «Покинь сани, возьми воз!»
На Иоанна Лествичника домовой бесится.
Апрель. В апреле (с апреля) земля преет.
Апрель с водою, май с травою (условно).
Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит, что-то будет.
Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе.
Апрель водою, март (или октябрь) пивом.
Марьи зажги снега; заиграй овражки.
Снег за колодой (под кустом) растаял.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
Марии пустые щи (запас капусты выходит).
Захотел ты в апреле кислых щей (т. е. капусты).
Коли на Никиту лед не прошел (на Оке), то лов рыбы будет плохой.
Водяной просыпается от зимней спячки.
Рыбаки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!»
На Федула растворяй оконницу. Сверчки просыпаются.
Федул губы надул (ненастье).
Родиона ледолома (Иродиона).
Уставь соху: пашня под овес.
Встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето; худая – ненастье и плохое лето.
На св. Руфа дорога (путь) рушится.
Антипы водополья, половода. Антип воду распустил.
Если воды не вскроются, то лето плохое.
Василий Парийский землю парит. Весна землю парит.
Выверни оглобли; закинь сани на поветь.
Медведь встает, выходит из берлоги.
Заяц, заяц, выскочи из куста! Зайцы бегают днем. Заяц на слуху (не подпускает, не лежит).
Мартына лисогона.
На Мартына на лисиц нападает курячья слепота.
На Мартына переселение лисиц со старых в новые норы.
Ворон купает детей и отпускает в отдел (в раздел).
С весеннего Егорья до Семен день, либо по покров (сроки торговцев сделкам и наймам).
Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот).
На Марка прилет певчих птиц стаями.
Выходят ловить чижей (тульск.).
Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
На Максима больных начинают отпаивать березовым соком.
Теплый (южный) ветер на Иасона приносит здоровье.
Теплый вечер на св. ап. Иакова и звездная ночь – к урожаю.
В этот день не выезжают в путь, не искупавшись в мартовской снежной воде.
На чужбине бродят тощие, заморенные болезни.
Ясный восход солнца – вёдрое лето (рязанск.).
Май. Май обманет, в лес уйдет. Май смаит.
Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден.
Ай, ай, месяц май: и тепел и холоден.
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Месяц май – коню сена дай, а сам на печь полезай.
Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Майская трава и голодного кормит.
Май холодный – год хлебородный.
Малая птичка соловей, а знает май.
В мае родиться – весь век промаяться.
В мае жениться – век маяться.
В мае добрые люди не женятся (крестьянские свадьбы бывали осенью, по окончании работ, кои в мае только начинаются).
Рад бы жениться, да май не велит.
Захотел ты в мае добра.
Захотел ты у мужика да в май перепутья (дорожной пищи).
Еремея запрягальника, яремника.
Третья и последняя встреча пролетья, весны.
На Еремея, по ранней росе, иди на посев.
Еремея подыми сетево (1 мая) и Еремея (Ермия) опусти сетево (31 мая; т. е. начало и конец посева).
Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода – всю зиму промаешься.
Сей неделю, после Егорея, да другую после Еремея.
Св. Бориса и Глеба – барышдень. Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.
Св. Бориса – сам боронися (западн., барышники плутуют),
Борис и Глеб сеют хлеб.
На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за печеный хлеб; может быть, это относится к 24 июля?).
Борис-день, соловьиный день: начинают петь соловьи (костромск.).
Мавры – зеленые щи.
Ирины рассадницы. Рассаживают рассаду, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!» и пр.
На Ирину худая трава из поля вон (выжигают покосы, луга).
Иова горошинка, росенника. Иов росы распустил.
Сеют горох: приходи работать на белые горохи.
Сею, сею бел горох: уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.
Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – к тому же.
На Ивана Богослова посев пшеницы (южн.): паши под пшеницу.
Пекут обетные пироги, на угощение странников и нищих.
В некоторых местах Ивана Купала празднуют 8 мая вместо 23 июня.
Овес и пшеницу сей, ранние – с Николина дня, поздние – с Пахомиева (15 мая, нижегородск.).
Лягушка квачет – овес скачет (условно: если).
Средний посев яровых.
С Николы вешнего сади картофель (нижегородск.).
Велика милость божья, коли в Николин день дождик польет.
От Николы осталось двенадцать морозов (утренников), коли не весной, то до Семена дня (1 сентября).
Накануне Николы трутся в первый раз коропы (сазаны; южн.).
Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.
Егорий с ношей, Никола с возом (см. 25 апреля).
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою.
Никола вешний с теплом. Никола теплый.
С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары.
Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.
На св. Онуфрия последний посев поздней гречи (южн.).
Запоздалый капустник: последний посев огурцам и посадка рассады.
Акулины вздери хвосты; скот бесится (строчится) от оводов.
Дрок, строка, бызы.
Акулины гречушницы, Акулины черные гречихи.
На Акулину не работать, чтоб гречи хороши были (курск.).
Гречу сеют либо за неделю до Акулины, либо неделю после Акулины.
Мирская каша для нищей братии.
Праздник каш.
Кто сеет после Фита, прост бывает жита.
На св. Тихона солнце идет тише.
Конец поздних яровых посевов.
На Тихона певчие птицы затихают (соловей до Петрова дня).
Толока (помочь) на навозницу (западн.). Вози на пар.
На св. Мануила солнце застаивается.
На Мефодия праздник перепелятников.
Коли над озимью носится тенетник и мошка, будет улов перепелов (курск.).
Лютые (ошибоч. мытые?) коренья.
Травы в соку; сбор лечебных кореньев.
Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы.
Обетная каша, складчиной.
На Аграфену гречиха мала – овсу порост.
Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями и пр.
Ивана Купала, костры; прыгают чрез купальницкие огни.
Купаются в воде и росе, пляшут, вокруг дерева Марины и пр.
Первый покос. Выходи на косовицу (южн.).
Ведьмы собираются на Лысой горе (Киев): день ведьм, оборотней, колдунов и пр.
Проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).
Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).
До Ивана просите детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу.
Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы грешные умолим.
После Ивана не надо жупана (южн.).
На Иванову ночь звездно – много губ будет (грибов).
На Ивана Купала, кого побьют, пропало (на игрищах и при других шалостях).
Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (он открывает клады).
На Ивана Купала появляются светляки.
Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов.
На рождество крестителя собирают лекарственные травы.
На Тихвинскую ягоды поспевают. Пчела вылетает за поноской (?).
На Самсона дождь – до бабьего лета мокро (северн.).
На Самсона дождь – семь недель дождь.
Самсон сено загнаивает. Самсона сеногноя.
Никола обыденный (сибирск., т. е. сооруженный в одни сутки, как в Вологде спас обыденный).
На Петров день солнышко играет (тульск.).
Второй покос (южн.; первый 24-го).
С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
Женское лето по Петров день.
Далеко кулику до Петрова дня.
Худое (шелудивое) порося и в петровки зябнет.
В Петров день барашка в лоб.
С Петрова дни зарница хлеб зорит.
Петр и Павел два прибавил (два часа дня).
Утешили бабу петровские жары голодухой.
Спасовка лакомка, а петровка голодовка.
Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (говорится об уборке сена).
Илья пророк в поле копны считает.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев окончивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
Ильинская соломка – деревенская перинка.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа).
Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет.
На Ильин день дождь, будет мало пожаров; вёдро – много.
Ильинская пятница без дождя – пожаров много.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья грозы держит. Илья наделяша (наделяет хлебом).
Вознесение с дождем, Илья с грозой.
На Ильин день где-нибудь от грозы загорается.
На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день дана воля).
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
Ильинский рой и не в корысть (поздний, т. е. не успеет запастись пищей).
Ранняя подрезка сотов. Богат, как ильинский сот.
Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается.
С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
Первый спас час припас; Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
Олень прогорчил воду. Илья бараний рог.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
На пророка Илью баранью голову на стол (обычай в Вологодской губернии).
С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
На Ильин день собак и кошек не пускают в избы.
Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и пр.
Во что Илья, в то и воздвижение.
На Марию Магдалину в поле не работают – гроза убьет.
На Марию сильные росы – льны будут серы и косы.
На Марию вынимают цветочные луковицы.
Борис и Глеб – поспел хлеб.
На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за жнитво; южн.).
На св. Бориса сам боронися (не ко 2-му ли мая?).
Бориса и Глеба – паликопа (южн.), паликопна (гроза жжет копны).
На Макария Нижегородская ярмарка именинница.
Анна припасает утренники.
Если утренник холодный, и зима холодна.
Кто на Палея (Пантелеймона) работает, у того гроза спалит хлеб.
Пантеймона целителя.
Николы Кочанского – вилки в кочни завиваются.
Пронеси, господи, Калиника мороком (туманом), а не морозом (северн.).
На Калинина туман – припасай закрому про овес с ячменем.
На Силу ведьмы обмирают, опившись молока.
Рожь, посеянная на Силу и Силуана, родится сильно.
Август каторга, да после будет мятовка.
Азия Африки честнее, август марта теплее.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
Бабам и в августе праздник.
Овсы да льны в августе смотри.
Овес говорит: «Уклочу»; весна говорит: «Как я захочу».
Осень говорит: «Я уклочу»; весна говорит: «А вот я еще погляжу».
В августе серпы греют, вода холодит.
Августа капуста, а марта осетр.
Первый спас. Авдотьи малиновки, поспевает малина.
Во что Маккавеи, в то и разговенье.
На Маккавеи собирают мак.
На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
Ивана Постного. Круглого не едят, щей не варят (кочан напоминает голову).
На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, не берут в руки косаря, топора, заступа.
Последнее стлище на льны.
Коли журавли на Киев (юг) пошли – ранняя зима.
Сентябрь. В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.







Диалоги.
-Ал?
-Да.Хочешь рассмешить Бога-расскажи ему о своих планах на следующий день.
-Ты появляешься,когда хочешь.
-У меня нет графика.
-Я подумал.Будем создавать.Только не пойму-ты,что совсем против денег? В наших условиях без них никак не обойтись.
-Не против я денег.Вот откуда они берутся и куда расходуются.Это важно.В таком случае не важны их количества,а важен
источник и как ты ими распоряжаешься.Ты прикидывал откуда они у тебя появляются и куда ты их расходуешь?
-Были бы деньги.Мы их называем "воздух".Малейшая "щель" и они улетучиваются.
-"Воздух"-это интересно,т.е.необходимое и получается,что без них нельзя.
-Я об этом и говорю.
-Деньги это энергия,причём адресная.Посмотри,те у кого их чрезмерно много,становятся их рабами.Потом они под влиянием этой
энергии,начинают усиливать нужные кому то и как им кажется им,позиции.А вы им помогаете.Давай вместе подумаем-разве можно
с помощью,этого "воздуха" купить реку или гору?А? Как думаешь?
Мне представляется,что этого быть не может.
-Ну не знаю.Почему нельзя купить реку? Покупают же.И не только реки.
-Давай я тебе продам то,что мне не принадлежит.Например -океан.Купишь?
-Если у меня его кто то купит,то куплю.
-Да..Какая "каша" у тебя в голове.Океан или,что-нибудь другое,чужое купить нельзя.Даже,если у вас так всё организовано,
что вы покупаете ворованное,а потом вы это продаёте-то есть вы все воры и как с тобою,что то создавать? Получается,надо
потихоньку с тебя зту чепуху смывать.Как душ.Ты же моешь руки,когда приходишь домой?Тело у тебя биологическое,требует со
ответствующего обслуживания.
-Ты о моём теле говоришь,как о какой то машине.
-А ты,что не знал? Это и есть биологическая машина.Она тебе предоставлена на время.Она,эта машина, только твоя.В принципе
она живёт сама по себе,но её влияние на тебя огромно,как и твоё на неё.Можно сказать вы неразрывны.
-Так,ты,как то поспокойней,а то у меня шарики за ролики начали закатываться.А кто тогда я?
-Ты это ты,но ты это не твоё тело.Наверно,пока непонятные для тебя использую термины.Забылся я ,где и на каком этапе на
хожусь.Я буду стараться.
-Вот видишь,получается не один я ошибаюсь!Слушай,а вы применяете похожее на наш алкоголь?
-Да у нас есть активаторы.Применение их строго регламентировано.Просто так ,без надобности не применяем.
-А какие у вас вообще есть развлечения?
-Вообще то мы о тебе говорим.
-Не понял.Как это обо мне.Значит ты вместе со мной собираешься,что то создавать,а о себе ничего не рассказываешь?
-Почему не рассказываю?Только этим и занимаюсь разговаривая с тобой.А в первую очередь будем создавать тебя.
-Так стоп.Не надо меня создавать,я и так есть.
-Есть то, ты есть.Только можешь другое.Многое зависит от духовной составляющей тебя.Не сможет,тот кто понимает, разрушать.
Вот мы с тобой тобою сначала и займёмся.
-Получается,что ты мне будешь говорить -делай так или так.
-Нет же, ты сам поймёшь,что тебе надо делать ,а я тебе помогу.Помнишь я тебе говорил,что всё вокруг тебя создано?
Сегодняшний анекдот в принципе об этом говорит.Ты вдумайся в эти слова.
-Анекдоты анекдотами,а мне надо подумать.У нас говорят-утро вечера мудренее.
-Ты говоришь тебя интересуют деньги.Ты мне обьясни.Получить их для того,чтобы аннулировать вред,который ты себе
причиняешь с помощью них? Так,что ли?А ты говоришь.Видишь,как мы настраиваемся на одну волну.Предлагаю,в следующий раз
расширить тему денег.
-Так ты всё таки мне поможешь их получить!
-Помогу не обжечься и не сгореть.
-Хорошо послушаем.


С уважением ко всем.








+ 0.03 / 1

КОММЕНТАРИИ (0)

  в виде   дерева списка
Комментарии не найдены.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

AFTERSHOCK

     
  1. >
  2. Блог >
  3. kuamba >
  4. 5*6*5*
Глобальная Авантюра © 2007-2019 Глобальная Авантюра. Все права защищены и охраняются законом. При использовании любого материала любого автора с данного сайта в печатных или Интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна. Мнение администрации не обязательно совпадает с мнением авторов документов и комментариев, опубликованных на сайте.

CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)
Unknown

Яндекс.Метрика