1. >
  2. Блог >
  3. Danilov71

СК опубликовал видео крушения SSJ-100 в Шереметьево в мае 2019 года

15 апреля 2020 12:53:04   397 43 +0.03 / 8
Цитата
В Следственном комитете также сообщили о завершении расследования в отношении командира воздушного судна Дениса Евдокимова
Следственный комитет опубликовал видео аварийной посадки пассажирского самолета компании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), которая произошла 5 мая 2019 года. Запись размещена в официальном YouTube-канале СК.
Как сообщили в ведомстве, расследование по уголовному делу в отношении командира воздушного судна Дениса Евдокимова завершено. Он обвиняется в нарушении "правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц, крупного ущерба" (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
По данным следствия, командир SSJ-100, следовавшего по маршруту Москва - Мурманск, после возвращения в аэропорт вылета осуществил грубую посадку в Шереметьево. Его дальнейшие действия, совершенные с нарушением установленных правил, привели к разрушению и возгоранию самолета. В результате катастрофы погибли 40 пассажиров и один член экипажа. Всего на борту самолета находились 78 человек.
Уголовное дело направлено в Генеральную прокуратуру.
https://tass.ru/proisshestviya/8249239
  • +0.03 / 8
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (43)

  • ←Пред
  •  1 
  •  3 
  • След→
rigel1986
 
Россия
ДВФО
34 года
Слушатель
Карма: +4.93
Регистрация: 10.03.2012
Сообщений: 3,377
Читатели: 3
Спасибо за нормальный ответ, а не попытку в очередной раз наводить тень на плетень и просто минусовать из за того, что кто то задал очень неудобный вопрос.
Хорош уже набрасывать. Твой куратор выпишет тебе премию. Заслужил.
Отредактировано: rigel1986 - 17 апреля 2020 05:32:11
"...год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом."
И.В. Сталин
+0.17 / 11
Longspig
 
Слушатель
Карма: +14.99
Регистрация: 05.01.2014
Сообщений: 1,207
Читатели: 1
У Суперджета управление ушло в direct режим.
Обычно джоем рулишь - самолет летит куда надо.
Только при этом ещё куча электроники считает куда и сколько загнуть.
Считай аркадный режим.
Здесь режим в реал мод перешел.
И внезапно оказалось что там все не так просто.
...
Я искал, но так и не смог найти промелькнувший вскоре после катастрофы пост одного из участников обсуждения, явно имеющего отношение к авиации. Всего один раз было объяснено кардинальное отличие пилотирования в Direct Mode от нормального. По памяти, сказано было примерно так.
В "докомпьютерную эпоху" любое воздействие управляющих поверхностей требовало обязательного последующего "парирования" этого воздействия. Если дали крен, то самолет попытается "крутить бочку" и начавшееся вращение надо остановить таким же воздействием "с противоположным знаком" . Если увеличили тангаж, то попытается сделать "мертвую петлю" и это тоже надо "парировать". Основная проблема "насколько и когда" т.к. самолет реагирует с запаздыванием. И что гораздо хуже - величина и задержка парирования зависят еще от кучи факторов - высоты, скорости, загрузки, текущего значения тагажа (и может еще чего). Всем этим занимается автоматика, т.е. пилот джойстиком (или штурвалом) дает требуемое значение крена или тангажа, а уже начальное и парирующее действие обеспечивает компьютер.
В Direct Mode всё это надо "обсчитать в голове" и парировать самому, как 30..40..50 лет назад. Но, голова не компьютер, и остается полагаться только на опыт полетов в этом режиме. А учитывая, что такое управнение сильно сложнее "нормального", то и опыт нужен очень серьезный.
Я так и не нашел информации, как работает управление ИЛ-76, т.е. там автоматика занимается "парированием", или таки Direct Mode, и мог Евдокимов "наработать" тогда опыт управления в Direct или нет. Судя по фактам - нет.
Для меня, такое объяснение произошедшего сложило картинку. Нужных навыков у Евдокимова небыло. Косвеным подтверждением служат странные "эволюции" самолета в момент перехода управления в Direct Mode (графики из предварительного отчета МАК). Он непривычен "парировать" каждое свое действие и самолет заваливается то в одну, то в другую сторону.
Дальше могу лишь предположить - оттого у него и паника, он осознает, что "не умеет летать в Direct Mode".
Потому же и "проваливается" под глиссаду не дав вовремя "противодействие" (или дав неверное).
Ну и пресловутый "козёл" - финал всего.
Ситуация. Он:
1. Перегружен
2. Превышение скорости
3. Треть полосы пролетел, а касания нет.
т.е. полосы явно не хватит и нужно срочно касание.
Почему он пытается резко опустить нос и посадить "на 3 точки"?
Да, это считается одной из знаковых ошибок и причин катастрфы - при уменьшении тангажа скорость растет.
Но есть известный факт посадки ИЛ-76 в Антарктиде на полосу всего 600 метров. Там "пилот от Бога" сажал именно на 3 точки, буквально от торца полосы - тогда он сразу может тормозить колесами в дополнение к реверсу (пока носовая стойка не на полосе - не может).
Евдокимов похоже пытается повторить именно такой вариант (увы, на нервах забывает, что автомата тяги больше нет и уменьшать тягу надо вручную. Но все мысли у него пока лишь о джойстике - "сколько и когда"). Резко дает джойстик "от себя", но... парировать надо раньше, "до" того, как самолет начал реагировать (знать задержку можно лишь на основании опыта, а опыт надо иметь). В итоге, опускающийся нос останавливает лишь удар стойкой об полосу, нос отскакивает и начинает опять подниматься и тут наконец приходит запоздалое "парирующее" действие еще больше задирая нос. Потому "козел" и получается таким катастрофичным.
Все последущие действия КВС - хаос и паника... логики и разума там уже нет.
+0.07 / 8
rat1111
 
Россия
С.-Пб
21 год
Слушатель
Карма: +83.69
Регистрация: 07.10.2011
Сообщений: 27,137
Читатели: 54
то конкретные косяки при посадке - уже к КВС.
Я правильно понимаю, что Ту-154 или Ил-62 данный КВС разложил бы с первой посадки?
Disclaimer: Все написанное выше является исключительно моим личным мнением и не претендует на Абсолютную Истину
+0.10 / 8
Nobody
 
6 лет
Слушатель
Карма: +103.78
Регистрация: 14.04.2008
Сообщений: 11,869
Читатели: 1
Я правильно понимаю, что Ту-154 или Ил-62 данный КВС разложил бы с первой посадки?
А вот не факт, кстати. На этих изначально и учиться и летать пришлось бы честно.
Но все это гадание на гуще (
+0.03 / 2
Luddit
 
Слушатель
Карма: +28.62
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 7,233
Читатели: 2
Ну и пресловутый "козёл" - финал всего.
Там претензии к пилоту начинаются с полёта в грозу.
Но я всё-таки назвал бы неудачным подход к конструированию, когда один самолет внезапно оказывается другим, пусть это хоть трижды укладывается в нормы сертификации.
Отредактировано: Luddit - 19 апреля 2020 07:30:01
Великий и могучий Утес, сверкающий бой, с ногой на небе и с ногой на земле, живущий, пока не исчезнут машины…
-0.13 / 6
Nobody
 
6 лет
Слушатель
Карма: +103.78
Регистрация: 14.04.2008
Сообщений: 11,869
Читатели: 1
Там претензии к пилоту начинаются с полёта в грозу.
Но я всё-таки назвал бы неудачным подход к конструированию, когда один самолет внезапно оказывается другим, пусть это хоть трижды укладывается в нормы сертификации.
Нормальный там подход, все в тренде. Управление дублировано, и не единожды.
Экипаж разгружен и не напрягается.
А вот почему в летной подготовке дырка вместо часов по управлению в директе - вопрос в ерофлот.
Второй вопрос - почему КВС маниакально стремился приземлить аппарат, вместо того чтобы книжечку в нужном разделе просмотреть.
Её ведь не дураки писали, там процедуры прописаны аккурат для подобных случаев.
+0.17 / 9
Longspig
 
Слушатель
Карма: +14.99
Регистрация: 05.01.2014
Сообщений: 1,207
Читатели: 1
Там претензии к пилоту начинаются с полёта в грозу.
Но я всё-таки назвал бы неудачным подход к конструированию, когда один самолет внезапно оказывается другим, пусть это хоть трижды укладывается в нормы сертификации.
Молнию "ловят" не столь редко. Ладно КВС мог отказаться лететь, но садиться то ему придется по любой погоде (на доступном "запасном" бывает не лучше) .
Меня больше всего интересует вот какой вопрос:
Берем всех КВС российских авиакомпаний и сажаем на место Евдокимова, в его ситуацию (Direct Mode и неизвестное состояние всего остального оборудования, т.е. КВС не знает, что еще у него откажет в любой момент (вон даже MKC от статики полностью обесточилась, было дело, хотя такого "не... может... быть...", но ведь было). Второй пилот занят обеспечением связи, (связь не штатная и очень плохая), и да! он еще РЛЭ читает и что-то подсказывает, это тоже было). Каждый, на своем привычном типе самолета (конкретно c SSJ ситуацию не связываю никак).
Каков будет результат? Сколько пилотов обладают достаточными навыками полетов в Direct Mode, что бы выполнить посадку, да еще с превышением массы?
Отредактировано: Longspig - 18 апреля 2020 19:05:52
-0.16 / 7
lock
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +13.21
Регистрация: 27.01.2009
Сообщений: 420
Читатели: 1
Молнию "ловят" не столь редко. Ладно КВС мог отказаться лететь, но садиться то ему придется по любой погоде (на доступном "запасном" бывает не лучше) .
Меня больше всего интересует вот какой вопрос:
Берем всех КВС российских авиакомпаний и сажаем на место Евдокимова, в его ситуацию (Direct Mode и неизвестное состояние всего остального оборудования, т.е. КВС не знает, что еще у него откажет в любой момент (вон даже MKC от статики полностью обесточилась, было дело, хотя такого "не... может... быть...", но ведь было). Второй пилот занят обеспечением связи, (связь не штатная и очень плохая), и да! он еще РЛЭ читает и что-то подсказывает, это тоже было). Каждый, на своем привычном типе самолета (конкретно c SSJ ситуацию не связываю никак).
Каков будет результат? Сколько пилотов обладают достаточными навыками полетов в Direct Mode, что бы выполнить посадку, да еще с превышением массы?
Дамиру Юсупову задайте вопрос.
+0.08 / 5
Барристер
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +47.89
Регистрация: 19.05.2013
Сообщений: 14,280
Читатели: 5
\
Дальше могу лишь предположить - оттого у него и паника, он осознает, что "не умеет летать в Direct Mode".\\

Воздушный тормоз в директе выпускается ручками - а поставили его в режим автомат от обжима стоек.

Далее все чудно-

"В процессе первого «отскока», когда самолет находился в воздухе, КВС перевел РУД
в положение «МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕВЕРС», но раскрытия створок реверса не произошло,
так как отсутствовали сигналы обжатия основных стоек шасси.

После получения сигналов об обжатии левой и правой основных стоек шасси началось открытие створок реверса, которое
завершилось уже после второго отделения самолета от ВПП. Увеличения режима работы
двигателей не произошло, так как в этот момент сигнала обжатия опять не было.

Второе отделение от ВПП произошло на высоту ≈ 15 – 18 ft (5 – 6 м). Через 2 – 3 с
после повторного отделения РУД были переведены в положение «ВЗЛЕТНАЯ ТЯГА», а БРУ
в положение «на себя» до упора. Эти действия можно интерпретировать как попытку
выполнить уход на 2-й круг, но из-за того, что перед этим уже был активирован реверс тяги
(створки продолжали находиться в открытом положении, хотя и начали убираться) тяга
двигателей не увеличилась."

Вот и ловил он момент касания стоек, что бы реверс сработал...

А надо было воздушный тормоз включить в момент касания ручками, а потом уж реверс.
Отредактировано: Барристер - 18 апреля 2020 19:37:36
+0.08 / 5
admiralbenbow
 
Россия
Слушатель
Карма: +1.98
Регистрация: 04.03.2013
Сообщений: 273
Читатели: 0
Хорош уже набрасывать. Твой куратор выпишет тебе премию. Заслужил.
Хорош уже хамить. И нефиг мне тут тыкать. Жене своей тыкайте.
Из таких как Вы, получаются очень хорошие ура патриоты, которые во всех видят хохлоботов.
В том числе при любом неудобном вопросе.
Это ведь так легко и просто, обвинить в хохлизме. Раз сказать нечего.
P.S.
Дайте свой адрес, премию кураторскую перешлю.
-0.23 / 18
admiralbenbow
 
Россия
Слушатель
Карма: +1.98
Регистрация: 04.03.2013
Сообщений: 273
Читатели: 0
Минусуют из-за того, что кто-то делает вид, что не знает результатов работы комиссии МАК.
Хорошо.
Что сказано в выводах комиссии по поводу того, что КВС был в непонятках по поводу реальной высоты?
И кстати,
Давно здесь заметил нездоровую практику минусовать при любом неудобном вопросе. Даже если задаешь вопрос с целью прояснить.
Так еще и некоторые, особо ретивые особи, начинают обвинять в хохлизме.


Честное слово, идиотизм какой то.
-0.26 / 16
Longspig
 
Слушатель
Карма: +14.99
Регистрация: 05.01.2014
Сообщений: 1,207
Читатели: 1
Дамиру Юсупову задайте вопрос.
А Вы читали рассказ Шекли "Человекоминимум"? (в переводе на "советский" - "нэт у меня других писателей, Лаврентий").
Хладнокровие Юсупова, в критической ситуации, в чужую голову не встроишь, хотя будь управление в его руках, обсуждаемая катастрофа не произошла бы наверняка.
Отредактировано: Longspig - 18 апреля 2020 22:14:33
+0.06 / 5
  gvf
gvf
 
48 лет
Слушатель
Карма: +8.31
Регистрация: 06.03.2012
Сообщений: 4,360
Читатели: 5
Хорошо.
Что сказано в выводах комиссии по поводу того, что КВС был в непонятках по поводу реальной высоты?
Комиссия МАК занимается выяснением технических и прочих объективных условий и требований регламентов. Непонятки КВС изучает следствие. Выводов следствия я не видел и не интересовался.
А отчет МАК рекомендую прочесть раз уж тема Вас волнует. Там есть масса деталей дающих представление о ситуации.
+0.13 / 7
Longspig
 
Слушатель
Карма: +14.99
Регистрация: 05.01.2014
Сообщений: 1,207
Читатели: 1
Воздушный тормоз в директе выпускается ручками - а поставили его в режим автомат от обжима стоек.
Спасибо! Тоже ведь о многом говорит! А именно - про управление в Direct Mode он лишь в книжке читал, может немного тренажер, а реального опыта полетов, когда необходимые действия "сидят в подкорке", небыло.
Цитата
Далее все чудно-

"В процессе первого «отскока», когда самолет находился в воздухе, КВС перевел РУД
в положение «МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕВЕРС», но раскрытия створок реверса не произошло,
так как отсутствовали сигналы обжатия основных стоек шасси...
Ну, ведь первый отскок и случился по причине неумелых манипуляций БРУ. Дать его "на нервах" вперед "до упора" и успеть остановить удар носовой стойкой, возможно опытный пилот и смог бы (именно с опытом в Direct Mode), но не Емельянов. Произведи он касание без удара с отскоком, все остальные ошибки не имели бы значения - стойки обжались, реверс включился. Почему хладнокровия Юсупова тут катастрофически нехватило, сделать, как диктовал второй пилот, по РЛЭ "без резких движений".
Проблема ведь никуда не ушла. Пилотов с опытом управления в Direcт Mode уже немного, (а скоро останутся еденицы). Неоткуда новому поколению этот опыт брать. А старое поколение уходит по возрасту, (для которых этот режим "нормальный", они десятки лет так летали). И то, что Direct Mode по РЛЭ считается "нормальным" режимом - это нынешним реалиям никак не соответствует. Авиакомпании тупо "по деньгам" не будут учить новое поколение пилотов полноценному управлению в DM, а он ведь намного сложнее "основного", (а много ли дадут опыта пару часов в год на тренажере... да похоже и того небыло). А ведь применять по жизни придется в реально аварийной ситуации, и не у всех нервы "как корабельные канаты". Так что, по факту, это "аварийный режим" (что не отменяет его необходимости). И исходить в нынешних реалиях надо из этого - т.е. техзадание для проектировщиков систем управления - до последней возможности DM избегать.
Эх, хотел поставить в пример вертолет Ансат, у которго DM просто невозможен (было на военной ветке интервью с разработчиком) - 6 степенй свободы никакая человеческая голова "обсчитать" не способна, так что "автоматика только". Но, увы - расколотили его в ЮК, именно по неотработаности этой автоматики (не смогла отработать предельные режимы управления, млин...).
А лучше - вернуть людям "власть над железом" (пресловутый Боинг MAX 8 не даст соврать). КВС должен быть, как капитан корабля - "первый после Бога". Т.е. возврат из DM в "нормальный режим" должен быть предусмотрен, но - на усмотрение КВС. У Евдокимова было 4 борторвых компьютера и два хаба (те перезапустились на резервную копию софта). Исправные все, но отключеные "согласно протокола".
КВС (а лучше - второй пилот) должен получить сводку состояния систем, т.е. есть ли явные отказы тех или иных узлов. Если нет, то далее КВС решает. Если уверен, что управление в Direct Mode для него нормально, то лучше оставить "как есть", хрен его знает, какие скрытые проблемы у электроники. Если видит, что управлять в DM "выходит хреново", то лучше сделать попытку возврата в нормальный режим. Если "пошло не так", сразу переключаться назад в DM. Возврат технически возможен (цифровое управление - все же моя профессия). Все текущие настройки бортовых компьютеров и хабов вполне запоминаемы, даже в нескольких копиях (и целостность этих данных легко контроллируется и даже восстанавливается, при искажении) Так, что "горячий перезапуск" нормального режима - дело техники, было бы желаниезадание.
Отредактировано: Longspig - 19 апреля 2020 14:29:27
+0.05 / 6
Baykalec
 
Россия
35 лет
Слушатель
Карма: +33.00
Регистрация: 14.03.2012
Сообщений: 1,212
Читатели: 0
Что сказано в выводах комиссии по поводу того, что КВС был в непонятках по поводу реальной высоты?
Самому прочитать никак?
При выполнении орбиты на высоте 600 м по QFE КВС не смог выдержать высоту с требуемой точностью. При выполнении правых разворотов с углами крена до 40 отклонения от заданной высоты превышали ± 200 ft (60 м), что вызывало многократное срабатывание предупреждающей звуковой сигнализации. КВС осознавал данный факт, в 15:22:53: «Да что такое. Плюс минус 200 футов».
По причине, описанной выше в отчете так:
Дальнейшее управление БРУ как в канале тангажа, так и в канале крена носило импульсный характер. Так, в 15:08:22 самолет был введен в правый разворот множественными импульсными отклонениями БРУ по крену величиной от 30 % до 65 % хода. Для создания крена  20 летчик выполнил более 10 отклонений БРУ по крену за время 18 секунд.
+0.04 / 2
rigel1986
 
Россия
ДВФО
34 года
Слушатель
Карма: +4.93
Регистрация: 10.03.2012
Сообщений: 3,377
Читатели: 3
Хорош уже хамить. И нефиг мне тут тыкать. Жене своей тыкайте.
Из таких как Вы, получаются очень хорошие ура патриоты, которые во всех видят хохлоботов.
В том числе при любом неудобном вопросе.
Это ведь так легко и просто, обвинить в хохлизме. Раз сказать нечего.
P.S.
Дайте свой адрес, премию кураторскую перешлю.
Может тебе еще спинку вареньем намазать?!
"...год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом."
И.В. Сталин
+0.14 / 8
admiralbenbow
 
Россия
Слушатель
Карма: +1.98
Регистрация: 04.03.2013
Сообщений: 273
Читатели: 0
Может тебе еще спинку вареньем намазать?!
Смотрю, что ты просто кичишься своим хамством. Не забывай, ты это делаешь прилюдно. Другие это тоже видят, а не только я.
-0.19 / 11
lock
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +13.21
Регистрация: 27.01.2009
Сообщений: 420
Читатели: 1
Эх, хотел поставить в пример вертолет Ансат, у которго DM просто невозможен (было на военной ветке интервью с разработчиком) - 6 степенй свободы никакая человеческая голова "обсчитать" не способна, так что "автоматика только". Но, увы - расколотили его в ЮК, именно по неотработаности этой автоматики (не смогла отработать предельные режимы управления, млин...).

Точной причины катастрофы в Корее не установлено, есть версия как отказа ЭДСУ, так и то что пилоты тупо дерево зацепили.
Но МАК потребовал гидромеханического дубля ЭДСУ, чтобы исключить риски, сославшись на недоработки.
НО, в SSJ что программный, что директ режимы - все программные. ЭДСУ SSJ-100 полностью цифровая "fly by wire" и ни электро, ни гидромеханического дубля с тягами и иной аналоговой связью не имеет.
И хватит уже флудить, ветка стала нечитаемой.
+0.10 / 7
rigel1986
 
Россия
ДВФО
34 года
Слушатель
Карма: +4.93
Регистрация: 10.03.2012
Сообщений: 3,377
Читатели: 3
Смотрю, что ты просто кичишься своим хамством. Не забывай, ты это делаешь прилюдно. Другие это тоже видят, а не только я.
Куратор премию-то выписал?
"...год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом."
И.В. Сталин
+0.05 / 3
Барристер
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +47.89
Регистрация: 19.05.2013
Сообщений: 14,280
Читатели: 5
. Пилотов с опытом управления в Direcт Mode уже немного, (а скоро останутся еденицы).
Карту читать надо при режиме директ и ВЫПОЛНЯТЬ действия, которые там написаны. А они прочитать то ее не могли. А можно было круги нарезать и карту читать до посинения.
Человеческий фактор. И хоть заинструктируй такого. Вот все же ПДД знают, но все нарушают.

И второй пилот был ОБЯЗАН уйти на второй круг при непосадочном положении. А он не ушел.

Почитайте летчика Леху. Он, когда был вторым пилотом, сразу говорил КВСу - мне плевать что ты там думаешь, но предупреждаю - при непосадочном положении я уйду на второй круг без напоминаний и разрешений.

И после этого все КВС выполняли его требования.
Отредактировано: Барристер - 22 апреля 2020 22:19:53
+0.29 / 18
  • ←Пред
  •  1 
  •  3 
  • След→