1. >
  2. Блог >
  3. Краусс

В "ОДК–Климов" приступили к разработке гибридного вертолетного двигателя

10 сентября 2020 15:10:34   404 24 +0.38 / 15
Специалисты петербургского предприятия "ОДК–Климов" приступили к разработке перспективной гибридной силовой установки для вертолетов. Как сообщил Интерфаксу исполнительный директор "ОДК–Климов" Александр Ватагин, ее демонстрационный образец планируют получить в 2022 году.
"По приказу генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации стартовал проект разработки гибридной силовой установки. Это движение в сторону совмещенной, либо чисто электрической установки. Мы рассчитываем, что в течение двух лет мы проведем совместную НИР (научно-исследовательскую работу – ред.), будучи головными, с использованием всех возможностей корпорации", – заявил агентству Александр Ватагин.
Он уточнил, что в результате работы в ОДК через два года рассчитывают получить работающий демонстратор новой силовой установки.
"По газотурбинной части мы планируем, что будем использовать двигатель мощностью 400 лошадиных сил, который создавался в рамках проекта ПДВ (перспективный двигатель вертолета – ред.), как некий демонстратор с применением аддитивных технологий", – добавил исполнительный директор "ОДК–Климов".
Александр Ватагин также сообщил, что ОДК в ближайшие годы рассчитывает получить финансирование от Минпромторга на продолжение разработки перспективного двигателя в рамках программы ПДВ, которая была приостановлена.
"Есть деньги в бюджете 2021–2022 годов, мы рассчитываем, что мы эти деньги получим однозначно, и перспективный вертолетный двигатель будем создавать", – подчеркнул Ватагин.
В 2017 году Минобороны и холдинг "Вертолеты России" заключили контракт на формирование концепции скоростного боевого вертолета, который и планируется оснастить ПДВ. Разработка машины ведется с 2013 года. Первые летные испытания прошли в конце 2015 года. Тогда в качестве силовой установки применялся турбовальный двигатель ВК-2500-01 разработки "ОДК–Климов". Летом 2017 года летающая лаборатория на базе Ми-24 достигла скорости порядка 400 км/ч.
Опубликовано в: АВИАЦИЯ и иные...
  • +0.38 / 15
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (24)

  •  2 
  • След→
part_ya
 
44 года
Практикант
Карма: +1,053.90
Регистрация: 11.10.2012
Сообщений: 2,644
Читатели: 3
Специалисты петербургского предприятия "ОДК–Климов" приступили к разработке перспективной гибридной силовой установки для вертолетов. ....
"По приказу генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации стартовал проект разработки гибридной силовой установки. Это движение в сторону совмещенной, либо чисто электрической установки. Мы рассчитываем, что в течение двух лет мы проведем совместную НИР...
в ОДК через два года рассчитывают получить работающий демонстратор новой силовой установки.
"По газотурбинной части мы планируем, что будем использовать двигатель мощностью 400 лошадиных сил, который создавался в рамках проекта ПДВ (перспективный двигатель вертолета – ред.), как некий демонстратор с применением аддитивных технологий", – добавил исполнительный директор "ОДК–Климов".
Бред какой то, осталось только бигдату машинлёрнинг и блокчейн добавить.
Или в результате НИР собираются создать генератор и электродвигатель с отрицательной массой.
Александр Ватагин также сообщил, что ОДК в ближайшие годы рассчитывает получить финансирование от Минпромторга на продолжение разработки перспективного двигателя в рамках программы ПДВ, которая была приостановлена.
"Есть деньги в бюджете 2021–2022 годов, мы рассчитываем, что мы эти деньги получим однозначно, и перспективный вертолетный ...
Вот и ответ: надо освоить деньги. Пока средства на НИР будут распределять политологи из ВШЭ успехов не дождаться.
Заблуждения надо убивать, пока они маленькие.
Нет, я не Grammar Nazi, я грамотей-опричникъ.
-0.09 / 9
Салон62
 
Россия
Воронеж
57 лет
Практикант
Карма: +1,854.36
Регистрация: 09.07.2018
Сообщений: 12,785
Читатели: 6
Бред какой то, осталось только бигдату машинлёрнинг и блокчейн добавить.
Или в результате НИР собираются создать генератор и электродвигатель с отрицательной массой.

Вот и ответ: надо освоить деньги. Пока средства на НИР будут распределять политологи из ВШЭ успехов не дождаться.
Ты батенька - дурак.Согласный
Больше не вякай, утомил...Смеющийся
Отредактировано: Салон62 - 13 сентября 2020 11:32:10
...Никто не видел меня, но мне отчётливо послышался чей-то смех...
"Если не поможет, попробуй съесть куриный копчик", - сказал мой Аку-Аку...
-0.09 / 5
Danila96
 
Израиль
село Хайфа
Слушатель
Карма: +885.41
Регистрация: 10.06.2008
Сообщений: 7,780
Читатели: 0
Ты батенька - дурак.Согласный
Больше не вякай, утомил...Смеющийся

Ну по сути же он прав.
Смысл гибридных технологий в авиации?
Автотранспорт понятно - там постоянно рванные режимы движения, и гибрид позволяет сглаживать их, уменьшая расход топлива.
А в авиации то зачем?
Там вес аккумуляторов и генераторов сожрет любую возможную экономию.
Россия, это в том числе евреи, Вам не нравятся евреи? Значит Вам не нравится Россия (с)Перегрев
+0.02 / 12
Салон62
 
Россия
Воронеж
57 лет
Практикант
Карма: +1,854.36
Регистрация: 09.07.2018
Сообщений: 12,785
Читатели: 6
Ну по сути же он прав.
Смысл гибридных технологий в авиации?
Автотранспорт понятно - там постоянно рванные режимы движения, и гибрид позволяет сглаживать их, уменьшая расход топлива.
А в авиации то зачем?
Там вес аккумуляторов и генераторов сожрет любую возможную экономию.
И по сути, он - не прав!Согласный
...Никто не видел меня, но мне отчётливо послышался чей-то смех...
"Если не поможет, попробуй съесть куриный копчик", - сказал мой Аку-Аку...
+0.01 / 2
User78
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +41.79
Регистрация: 20.06.2020
Сообщений: 892
Читатели: 15
Ну по сути же он прав.
Смысл гибридных технологий в авиации?
Автотранспорт понятно - там постоянно рванные режимы движения, и гибрид позволяет сглаживать их, уменьшая расход топлива.
А в авиации то зачем?
Там вес аккумуляторов и генераторов сожрет любую возможную экономию.

Аккумуляторы и топливные элементы постоянно совершенствуются. Как минимум для бесшумных малозаметных БПЛА гибридные технологии могут быть очень полезны: взлёт и набор высоты на двс, потом тихая разведка или подход к цели на электричестве.

Например, водородные элементы HyPoint достигнут удельной ёмкости 960 Вт*ч/кг:

Цитата
The energy density of the full system comes in at around 960 Wh/kg, where lithium batteries typically sit at about a third of that figure and other air- and liquid-cooled fuel cell systems come in a little over half – all according to HyPoint's own figures.


https://newatlas.com/aircraft/…-aircraft/

Таким образом, топливный элемент массой в 1 тонну позволит запасти около 1000 кВт*ч энергии, чего хватит на полёт в течении 5 часов на мощности 200 кВт (270 л.с.)

Уровень шума и заметность в ИК-диапазоне (тепловой след) гибридного летательного аппарата будет в разы ниже чем при полёте на классическом турбовинтовом двигателе аналогичной мощности.  Это может быть востребовано не только для военных, но и в гражданской сфере - например для малошумных "воздушных такси". 

Так что всё правильно делают Климовцы, что занимаются в том числе и этой перспективной тематикой. Нравится

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________


По поводу якобы отсутствия успехов у Климова.

Выпуск двигателей ВК-2500 в РФ (из полностью российских комплектующих), шт.:
2015 - 10
2016 - 60
2017 - 100
2018 - 180
2019 - 230

До 2015 такие движки закупали на Украине, Мотор-Сич, а теперь благодаря климовцам их импортозаместили.

Сколько именно двигателей ТВ7-117 было произведено не сообщается, но говорится, что их в 2019 сделали в 3 раза больше чем в 2018, а всего за пять лет с 2017 по 2021 должны были поставить около 200 шт. таких двигателей (как для Ми-38, так и для Ил-112В, Ил-114). В данный момент произведено 9 лётных Ми-38, 1 лётный Ил-112В (второй достраивается), 1 лётный Ил-114-300 (скоро первый взлёт, второй достраивается).
Плюс продолжается выпуск двигателей серии РД-33 для МиГ-29/35. 

Выручка АО «ОДК-Климов», млрд руб.: 
2004 - 1,10
2009 - 3,31
2010 - 5,49
2011 - 6,89
2012 - 9,19
2013 - 9,54 
2014 - 9,89 
2016 - 19,15
2017 - 19,20
2019 - 21,72

Разработан и запущен в производство улучшенный двигатель ВК-2500П для вертолётов Ми-28НМ. Он получил новую систему автоматизированного управления, которая снижает трудоемкость технического обслуживания, повышает безопасность полетов и улучшает технические характеристики силовой установки. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме повышена с 2700 до 2800 л.с, на взлетном режиме – с 2400 до 2500 л.с. Ресурс до первого капитального ремонта увеличен с 2000 до 3000 час/циклов.
Разрабатываются перспективные двигатели ВК-800С (для импортозамещения Л-410, а также для некоторых БПЛА), ВК-650В (для Ка-226Т и "Ансата"), ВК-1600В для Ка-62, ПДВ-4000 для будущих самолётов и вертолётов и др.
https://tehnoomsk.ru/node/3772

В сентябре 2020 на заводе «ОДК-Климов» в Петербурге завершена масштабная реконструкция и модернизация испытательной базы, начатая в 2018.  Проведённая реконструкция позволит в 2021 году на 30% увеличить выпуск вертолетных двигателей семейства ВК-2500, в том числе на 40% выпуск двигателей ВК-2500ПС-03. Крутой
Отредактировано: User78 - 13 сентября 2020 14:03:50
+0.73 / 22
  mse
mse
 
Специалист
Карма: +4,859.97
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 22,465
Читатели: 11
Аккумуляторы и топливные элементы постоянно совершенствуются. Как минимум для бесшумных малозаметных БПЛА гибридные технологии могут быть очень полезны: взлёт и набор высоты на двс, потом тихая разведка или подход к цели на электричестве.
Угу... Таскать ДВСом электродвигатель с кумуляторами, а, потом, электродвигателем, ДВС.
Отредактировано: mse - 14 сентября 2020 14:15:01
+0.04 / 4
Danila96
 
Израиль
село Хайфа
Слушатель
Карма: +885.41
Регистрация: 10.06.2008
Сообщений: 7,780
Читатели: 0
Аккумуляторы и топливные элементы постоянно совершенствуются. Как минимум для бесшумных малозаметных БПЛА гибридные технологии могут быть очень полезны: взлёт и набор высоты на двс, потом тихая разведка или подход к цели на электричестве.

Например, водородные элементы HyPoint достигнут удельной ёмкости 960 Вт*ч/кг:

Для сравнения - энергетическая ценность авиакеросину колеблется в районе 13 КВт*ч/кг.
То есть минимум на порядок выше.
И при этом - вообще никакого геммороя.
Россия, это в том числе евреи, Вам не нравятся евреи? Значит Вам не нравится Россия (с)Перегрев
+0.75 / 14
User78
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +41.79
Регистрация: 20.06.2020
Сообщений: 892
Читатели: 15
Для сравнения - энергетическая ценность авиакеросину колеблется в районе 13 КВт*ч/кг.
То есть минимум на порядок выше.
И при этом - вообще никакого геммороя.

Согласен, но не забывайте, что и КПД у самых лучших современных турбовентиляторных/турбовинтовых двигателей 40-50%, а не 90-95% как у электродвигателей.

Поэтому можете смело делить 13 КВт*ч/кг на два - половина перевозимой в керосине энергии уйдёт в тепло без механической энергии.
Топливные баки, топливные насосы и т.д. тоже имеют массу, которую обычно не учитывают. Но удельную ёмкость топливных элементов считают в сборе, со всеми элементами системы.

Насчёт "никакого геммороя" - тоже согласен, у гибридных совмещенных двигателей сложностей намного больше чем у простых турбовинтовых движков. Но для определённой ниши применения они могут пригодиться, особенно учитывая постоянное развитие топливных элементов и новых электродвигателей (в т.ч. с использованием сверхпроводимости и нанотехнологий):






https://glav.su/forum/2/540/me…age5731221

В данный момент в разработке гибридных авиационных двигательных установок активно участвуют сразу несколько крупных российских компаний и НИИ: ЗАО «СуперОкс», АО «ОДК-Климов», НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Уфимский государственный авиационный технический университет, Московский авиационный институт, ООО «Экспериментальная мастерская «Наука-софт», ООО «Авиа-Турбо» и др. ЦИАМ выступает в роли головного разработчика.
https://russian.rt.com/russia/…-ciam-maks
Отредактировано: User78 - 13 сентября 2020 14:26:44
+0.24 / 13
Danila96
 
Израиль
село Хайфа
Слушатель
Карма: +885.41
Регистрация: 10.06.2008
Сообщений: 7,780
Читатели: 0
Согласен, но не забывайте, что и КПД у самых лучших современных турбовентиляторных/турбовинтовых двигателей 40-50%, а не 90-95% как у электродвигателей.

Поэтому можете смело делить 13 КВт*ч/кг на два - половина перевозимой в керосине энергии уйдёт в тепло без механической энергии.
Топливные баки, топливные насосы и т.д. тоже имеют массу, которую обычно не учитывают. Но удельную ёмкость топливных элементов считают в сборе, со всеми элементами системы.

Насчёт "никакого геммороя" - тоже согласен, у гибридных совмещенных двигателей сложностей намного больше чем у простых турбовинтовых движков. Но для определённой ниши применения они могут пригодиться, особенно учитывая постоянное развитие топливных элементов и новых электродвигателей (в т.ч. с использованием сверхпроводимости и нанотехнологий):

Итого 13/2=6,5 вктч на кг, против 0,9 квтч на кг. Минус гемморой ))
Вообще не понятно для чего вся эта возня.
Единственное что на ум приходит - возможно в ЕС/США хотят ввести законодательно ограничения по шуму/выхлопу в которые будут укладываться только "свои" самолеты.
Россия, это в том числе евреи, Вам не нравятся евреи? Значит Вам не нравится Россия (с)Перегрев
+0.13 / 5
сапёрный танк
 
Россия
59 лет
Профессионал
Карма: +9,036.46
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 14,794
Читатели: 32
Итого 13/2=6,5 вктч на кг, против 0,9 квтч на кг. Минус гемморой ))
Вообще не понятно для чего вся эта возня.
Единственное что на ум приходит - возможно в ЕС/США хотят ввести законодательно ограничения по шуму/выхлопу в которые будут укладываться только "свои" самолеты.
........НИРы всякие нужны, НИРы всякие важны. А вот ОКР не всегда. Однако тему пилить, скорее всего, надо. На перспективу.
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
+0.68 / 28
  PPL
PPL
 
Россия
Слушатель
Карма: +352.39
Регистрация: 26.09.2017
Сообщений: 1,546
Читатели: 6
Угу... Таскать ДВСом электродвигатель с кумуляторами, а, потом, электродвигателем, ДВС.
.
Ну не, всё же смысл может быть.
Мотор-генератор, например, для гипотетического БЛА-ДРЛС с прямым крылом большого удлинения и рабочим эшелоном высоты 8-12 км.
Максимум мощности на дуижках надо на взлете, наборе высоты, а в зоне работы много мощности нужно для бортовой аппаратуры.
Сейчас масса дополнительного мотора+электрогенератора на А-50, 100 размазывается на большой размерности машины. Убрать кожаных мешков, биозащиту - и мощность излучения нарастить можно, и размерность кратно сократить. А электроэнергию все равно где-то брать надо.
+0.19 / 5
Мидгардянин
 
СССР
Иркутск, КДВО, Киев, Краснодар
59 лет
Слушатель
Карма: +24.75
Регистрация: 27.11.2015
Сообщений: 463
Читатели: 0
.
Ну не, всё же смысл может быть.
Мотор-генератор, например, для гипотетического БЛА-ДРЛС с прямым крылом большого удлинения и рабочим эшелоном высоты 8-12 км.
Максимум мощности на дуижках надо на взлете, наборе высоты, а в зоне работы много мощности нужно для бортовой аппаратуры.
Сейчас масса дополнительного мотора+электрогенератора на А-50, 100 размазывается на большой размерности машины. Убрать кожаных мешков, биозащиту - и мощность излучения нарастить можно, и размерность кратно сократить. А электроэнергию все равно где-то брать надо.
В статье идет разговор о гибр дной силовой установке для вертолетов. В частности отмечается движение в сторону полного электропривода.Для вертолетов с одновинтовой схемой это более чем актуально. Классическая трансмиссия вообще не нужна (хвостовой вал, промежуточный и хвостовые редукторы). Хорошо просчитать то и без главного редуктора можно обойтись, ну или как минимум сильно упростить его конструкцию.
И по гибридной установке, один из вариантов это при котором двигатель участвует только в выработке электроэенргии, крутит генератор + параллельно комплект аккумуляторов. Упрощение конструкции, надежность.
Отредактировано: Мидгардянин - 13 сентября 2020 22:10:33
Бороться с правдой сизифов труд.
+0.15 / 6
  mse
mse
 
Специалист
Карма: +4,859.97
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 22,465
Читатели: 11
В статье идет разговор о гибр дной силовой установке для вертолетов. В частности отмечается движение в сторону полного электропривода.Для вертолетов с одновинтовой схемой это более чем актуально. Классическая трансмиссия вообще не нужна (хвостовой вал, промежуточный и хвостовые редукторы). Хорошо просчитать то и без главного редуктора можно обойтись, ну или как минимум сильно упростить его конструкцию.
И по гибридной установке, один из вариантов это при котором двигатель участвует только в выработке электроэенргии, крутит генератор + параллельно комплект аккумуляторов. Упрощение конструкции, надежность.
По лошадиным силам, это что-то типа ДЭТ-400 получится, в лучшем случае. А редуктор там полюбому понадобится, бо низкооборотный эл двигатель с мегамоментом, это посильнее "Фауста" Гёте будет. Ну да, щас мы его на сверхпроводимости изваяем...
+0.11 / 6
Мидгардянин
 
СССР
Иркутск, КДВО, Киев, Краснодар
59 лет
Слушатель
Карма: +24.75
Регистрация: 27.11.2015
Сообщений: 463
Читатели: 0
По лошадиным силам, это что-то типа ДЭТ-400 получится, в лучшем случае. А редуктор там полюбому понадобится, бо низкооборотный эл двигатель с мегамоментом, это посильнее "Фауста" Гёте будет. Ну да, щас мы его на сверхпроводимости изваяем...
Яж пишу как минимум упростится конструкци главного редуктора, за счет отсутствия необходимости передачи мощности на рулевой винт.
Бороться с правдой сизифов труд.
-0.03 / 1
  mse
mse
 
Специалист
Карма: +4,859.97
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 22,465
Читатели: 11
Яж пишу как минимум упростится конструкци главного редуктора, за счет отсутствия необходимости передачи мощности на рулевой винт.
Ну не знаю, что там может упроститься, но преобразователь механической энергии в электрическую и опять взад, не уверен, что даст выигрышь, хотя-бы по массе.
+0.50 / 12
EugeneZ
 
Россия
Южная Сибирь
Слушатель
Карма: +8.47
Регистрация: 09.02.2010
Сообщений: 294
Читатели: 0
Согласен, но не забывайте, что и КПД у самых лучших современных турбовентиляторных/турбовинтовых двигателей 40-50%, а не 90-95% как у электродвигателей.

Поэтому можете смело делить 13 КВт*ч/кг на два - половина перевозимой в керосине энергии уйдёт в тепло без механической энергии.
Топливные баки, топливные насосы и т.д. тоже имеют массу, которую обычно не учитывают. Но удельную ёмкость топливных элементов считают в сборе, со всеми элементами системы...
Рано списывать керосиновые двигатели, вон на моторе второго этапа температуру перед турбиной подняли на 400 градусов, это 20% если что. Детонационные двигатели на подходе. Ну и вообще, трудно конкурировать с топливом, окислитель для которого берётся из окружающей среды, масса уменьшается по мере расхода, а время заправки невелико. Главный минус -- экология. Авиация уже основной потребитель нефти на планете или ещё нет?
+0.53 / 16
Радонеж
 
Россия
Симферополь
Слушатель
Карма: +188.42
Регистрация: 21.01.2014
Сообщений: 5,081
Читатели: 4
Рано списывать керосиновые двигатели, вон на моторе второго этапа температуру перед турбиной подняли на 400 градусов, это 20% если что. Детонационные двигатели на подходе. Ну и вообще, трудно конкурировать с топливом, окислитель для которого берётся из окружающей среды, масса уменьшается по мере расхода, а время заправки невелико. Главный минус -- экология. Авиация уже основной потребитель нефти на планете или ещё нет?
Есть, например, металло-воздушные батареи, которые кроют обычные в 2-3 раза по емкости. Например, на основе алюминия. Летай себе, да сбрасывай отработанные секции. Или бывают еще высокотемпературные топливные элементы, которые тоже берут кислород из атмосферы и работают чуть ли не на всем, что горит.
Отредактировано: Радонеж - 14 сентября 2020 19:45:01
Туризм - бич народов!
+0.02 / 2
oleg27
 
Россия
37 лет
Практикант
Карма: +1,813.31
Регистрация: 22.12.2010
Сообщений: 6,850
Читатели: 13
Главный минус -- экология. Авиация уже основной потребитель нефти на планете или ещё нет?
Нет, основные потребители это торговый флот и ТЭС.
Лучше веймарский синдром чем стокгольмский.
+0.56 / 12
Миша132
 
45 лет
Слушатель
Карма: +3.22
Регистрация: 21.04.2014
Сообщений: 127
Читатели: 0
Есть, например, металло-воздушные батареи, которые кроют обычные в 2-3 раза по емкости. Например, на основе алюминия. Летай себе, да сбрасывай отработанные секции. Или бывают еще высокотемпературные топливные элементы, которые тоже берут кислород из атмосферы и работают чуть ли не на всем, что горит.
На кого сбрасывать?
+0.05 / 2
GeorgV
 
Канада
Слушатель
Карма: +1,491.84
Регистрация: 14.05.2010
Сообщений: 10,216
Читатели: 4
........НИРы всякие нужны, НИРы всякие важны. А вот ОКР не всегда. Однако тему пилить, скорее всего, надо. На перспективу.
Конечно надо. Например, "скрестив" установку от "Буревестника" с винтом.
Никогда не следует ни на кого злиться. От этого дрожат руки и сбивается прицел...
+0.04 / 3
  •  2 
  • След→