1. >
  2. Блог >
  3. aspb

NASA Artemis Moon Mission

02 июля 2020 19:27:59   854 76 +0.16 / 8
Двойные ракетные ускорители для системы космического запуска НАСА (SLS), которая будет обеспечивать выполнение миссий Артемиды на Луну, прибыли в космический центр Кеннеди во Флориде. Два моторных сегмента, каждый из которых состоял из пяти сегментов, прибыли 15 июня 2020 года на завод Кеннеди в центр ротации, обработки и защиты от перенапряжений (RPSF) на поезде из производственного предприятия Northrop Grumman в Промонтори, штат Юта. Сегменты бустера останутся в RPSF для проверки перед обработкой до тех пор, пока не настанет время переместить их в сборочный цех транспортного средства для укладки на мобильный пусковой механизм. Это первая часть летного оборудования, которое прибудет в Кеннеди на поезде для программы Artemis, но NASA Exploration Ground Systems (EGS) может вскоре получить дополнительное оборудование, в том числе адаптер обслуживания ракеты-носителя и базовую ступень ракеты.

Проще говоря, приехали 2 комплекта по 5 сегментов для сборки твердотопливных ускорителей SLS лунной миссии 2021-го года. Практически аналог ускорителей Space Shuttle, но в каждом на один сегмент больше.
  • +0.16 / 8
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (76)

  • ←Пред
  •  1 
  •  2 
  •  4 
  • След→
перегрев
 
53 года
Слушатель
Карма: +255.66
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,520
Читатели: 28
Опишите плиз, условия обеспечения 100% надежности не абстрактного разборного соединения секций бокового ускорителя Space Shuttle.
Ну или надежность обычного и не абстрактного пироболта...
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
+0.07 / 4
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Дефект конструкции уплотнения был известен давно, но менагеры проекта не дали денег на доработку. После аварии деньги нашли, уплотнение доработали.
Техническая сторона.
Телескопическое уплотнение с двумя кольцевыми проточками на цилиндрической обечайке. В проточки устанавливаются кольцевые резиновые шнуры круглого сечения. При сборке шнуры обжимаются внутренней цилиндрической поверхностью надвигаемой секции с коничесой заборной фаской. Для нормальной работы требуется определенная степень обжатия шнуров по толщине. Для обеспечения степени обжатия существуют давно нормативы по размеру сечения канавок, диаметра сечения шнуров, допускаемых зазоров, маркам резин для заданного температурного диапазона. Резина имеет большой к-т линейного расширения. Американцы решили съэкономить на толщине узла уплотнения и чересчур уменьшили диаметр сечения шнуров. При понижении температуры резинового шнура падает обжатие. И с некоторой величины при приложении давления и изгибающего момента зазор по уплотняемой поверхности становится несимметричным, шнур выдавливается в зазор , закусывается, потеря герметичности, горячий газ (хоть и из застойной зоны) неплохой резак.
После аварии добавили третье кольцо, ограничили конструктивно величину раскрытия стыков, и все заработало надежно.Улыбающийся
Резиновое уплотнение не было слабым звеном. Слабым звеном был слой огнеупорной замазки на стыке теплозащитного покрытия 2-х секций. Вот он точно не имел никакой эластичности при ротации стыка.
Из Доклада ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КОМИССИИ об аварии челнока "Спейс Шаттл" https://history.nasa.gov/rogersrep/genindex.htm
«Каждый случай теплового поражения кольцевого уплотнения (имеются в виду результаты осмотра ускорителей после предыдущих стартов) сопровождался дорожкой утечки в замазке изоляции. Дорожка утечки соединяет камеру сгорания ракеты с областью кольцевого уплотнения хвостовика и скобы».
После аварии не просто добавили 3-е кольцо и ограничили конструктивно величину раскрытия стыков. После аварии убрали огнеупорную замазку.
Стык до аварии

Модернизированный стык

Из конструкции исчезает замазка и появляется J-seal deflection relief flap
Отредактировано: aspb - 07 июля 2020 20:37:24
+0.18 / 8
  mse
mse
 
Слушатель
Карма: +170.83
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 22,899
Читатели: 11
Гамма-проценты это просто форма представления показателя надежности.
Ну я-ж обо што. Нет гаммы 100% за время, нет надёжности 100%, за время.
+0.05 / 2
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.03
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 884
Читатели: 1
Резиновое уплотнение не было слабым звеном. Слабым звеном был слой огнеупорной замазки на стыке теплозащитного покрытия 2-х секций. Вот он точно не имел никакой эластичности при ротации стыка.
...
Как я понимаю, европейцы решили обойтись вообще без стыка. Их твердотопливный движок P120C монолитный.
+0.00 / 0
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
Как я понимаю, европейцы решили обойтись вообще без стыка. Их твердотопливный движок P120C монолитный.
Кличка, явки, пароли ...
В том смысле, что диаметр, длина, масса, тяга...
Можно сопоставить?
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.04 / 2
Senya
 
Россия
52 года
Слушатель
Карма: +241.49
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 20,499
Читатели: 38

Глобальный Модератор
Кличка, явки, пароли ...
В том смысле, что диаметр, длина, масса, тяга...
Можно сопоставить?
Ariane 6 будет иметь две центральные ступени, использующие жидкостные ракетные двигатели Vulcan и Vinci, а также твердотопливные боковые ускорители P120C. В зависимости от версии в ракете будет применяться два или четыре ускорителя. Каждый из них имеет длину 13,5 метров и диаметр 3,4 метра. В нем используется 142 тонны топливной смеси, которые обеспечивают максимальную тягу в вакууме в 4,61 меганьютон и позволяют двигателю работать на протяжении 135 секунд.
https://nplus1.ru/news/2018/07/16/p120c
"Иван Грозный помещает на рабочий стол полученный от хана ярлык."(с) Не моё.
+0.24 / 14
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
Ariane 6 будет иметь две центральные ступени, использующие жидкостные ракетные двигатели Vulcan и Vinci, а также твердотопливные боковые ускорители P120C. В зависимости от версии в ракете будет применяться два или четыре ускорителя. Каждый из них имеет длину 13,5 метров и диаметр 3,4 метра. В нем используется 142 тонны топливной смеси, которые обеспечивают максимальную тягу в вакууме в 4,61 меганьютон и позволяют двигателю работать на протяжении 135 секунд.
https://nplus1.ru/news/2018/07/16/p120c
По выделенному.
А сколько тонн было в ТТУ шаттлов?
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.06 / 3
Senya
 
Россия
52 года
Слушатель
Карма: +241.49
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 20,499
Читатели: 38

Глобальный Модератор
По выделенному.
А сколько тонн было в ТТУ шаттлов?
Улыбающийся Я могу конечно погуглить - Каждый ускоритель имеет длину 45,5 метров, диаметр 3,7 метров и стартовую массу 580 000 кг, из которых около 499 000 кг составляет твёрдое топливо
Т.е. один французский чуть больше одного сегмента Шаттла.
Отредактировано: Senya - 08 июля 2020 18:31:26
"Иван Грозный помещает на рабочий стол полученный от хана ярлык."(с) Не моё.
+0.10 / 6
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
Улыбающийся Я могу конечно погуглить - Каждый ускоритель имеет длину 45,5 метров, диаметр 3,7 метров и стартовую массу 580 000 кг, из которых около 499 000 кг составляет твёрдое топливо
Т.е. один французский чуть больше одного сегмента Шаттла.
Что и требовалось доказать.Крутой
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.11 / 5
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Как я понимаю, европейцы решили обойтись вообще без стыка. Их твердотопливный движок P120C монолитный.
Он не более чем в полтора раза длиннее одной секции SRB. И имеет в 3 раза меньшую тягу.
Правда и корпус его сделан из композитных материалов.
https://www.ecoruspace.me/P120C.html
+0.00 / 0
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Ariane 6 будет иметь две центральные ступени, использующие жидкостные ракетные двигатели Vulcan и Vinci, а также твердотопливные боковые ускорители P120C. В зависимости от версии в ракете будет применяться два или четыре ускорителя. Каждый из них имеет длину 13,5 метров и диаметр 3,4 метра. В нем используется 142 тонны топливной смеси, которые обеспечивают максимальную тягу в вакууме в 4,61 меганьютон и позволяют двигателю работать на протяжении 135 секунд.
https://nplus1.ru/news/2018/07/16/p120c
А еще его корпус сделан из композита ( углеволокно).
Европейское космическое агентство объявило о том, что оно все-таки оставит производство твердотопливных ракетных блоков P120 на территории Италии и не будет открывать вторую производственную линию на территории Германии. В качестве компенсации за подобное решение немецкие производители займутся производством турбонасосов и получат возможность разрабатывать новую углеводородную конструкцию верхней ступени РН серии Ариан-6, что потенциально должно будет увеличит грузоподъемность ракеты на 1000 кг.

Ракетные блоки P120 будут использоваться не только в составе РН серии Ариан-6, но будут являться составной частью ракет серии Вега-С, что дает и итальянским предприятиям надежду на дополнительные заказы. Ожидается, что первый пуск РН в состав которой будет входить усовершенствованная верхняя ступень, должен будет произойти в период с 2025 по 2030 год.
Отредактировано: aspb - 08 июля 2020 18:47:24
+0.13 / 6
Luddit
 
Слушатель
Карма: +33.53
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 8,321
Читатели: 2
А причем тут другие болты? Рассматривается надежность одного конкретного болта в конкретных условиях. Чтобы не было вопросов к конкретному болту - законтрю контргайкой и предварительно испытаю двойной, тройной нагрузкой , да еще ввиду периодический визуальный контроль!!
Вообще-то немного по-другому делается.
Создается математическая модель надежности в зависимости от жесткости условий, при испытаниях испытуемый ставится в несколько более жесткие условия, получают осязаемые цифры по отказам/наработкам и потом пересчитывают их в соответствии с моделью.
Великий и могучий Утес, сверкающий бой, с ногой на небе и с ногой на земле, живущий, пока не исчезнут машины…
-0.04 / 2
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
А еще его корпус сделан из композита ( углеволокно).
Корпуса твердотопливных двигателей "больших диаметров" делаются из так называемых "композитов" уже давным давно...
Стеклопластик - это тоже композит, однако ...Подмигивающий
Другое дело, что "композит" - это понятие растяжимое ..
Стеклопластик, органоволокно, углепластик ...
УУКМ тоже ...
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.18 / 10
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Корпуса твердотопливных двигателей "больших диаметров" делаются из так называемых "композитов" уже давным давно...
А у SRВ из стали. У 5-ти сегментных SRB для SLS тоже.
Отредактировано: aspb - 08 июля 2020 19:09:57
+0.03 / 1
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
А у SRВ из стали.
Будьте добры, переведите бестолковому, що цэтакэ - SRB ?Строит глазки
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.00 / 0
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Будьте добры, переведите бестолковому, що цэтакэ - SRB ?Строит глазки
Solid Rocket Booster. Речь в контексте обсуждения естественно идет о SRB системы Space Shuttle.
+0.04 / 2
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
Solid Rocket Booster. Речь в контексте обсуждения естественно идет о SRB системы Space Shuttle.
А у ТТУ шаттлов были стальные корпуса?Непонимающий
Честное слово, вопрос без подколки.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.01 / 1
Горец
 
Слушатель
Карма: +31.89
Регистрация: 16.09.2009
Сообщений: 3,765
Читатели: 0
А у ТТУ шаттлов были стальные корпуса?Непонимающий
Честное слово, вопрос без подколки.
Да.
+0.03 / 1
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
А у ТТУ шаттлов были стальные корпуса?Непонимающий
Честное слово, вопрос без подколки.
Насколько мне известно - да.
Отредактировано: aspb - 08 июля 2020 20:39:00
+0.11 / 5
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.03
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 884
Читатели: 1
Что и требовалось доказать.Крутой
Чтож, тут вы правы.
Но появился вопрос. В шатле использовался 4 сегментный SRB. Вес 590 тонн, тяга 12000 кН, время горения 127 сек.
Итальянский P120C весит 154.6 тонн, тяга 4500 кН, время горения 132.8 сек.
Если просто взять 3 P120C, то получим 13500 кН тяги при весе 464 тонн.
Получается что сегменты значительно снижают характеристики движка.
К слову, на SLS американцы планируют 5-сегментный SRB - добавят еще один сегмент.
+0.00 / 0
  • ←Пред
  •  1 
  •  2 
  •  4 
  • След→

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ