1. >
  2. Блог >
  3. aspb

NASA Artemis Moon Mission

02 июля 2020 19:27:59   853 76 +0.16 / 8
Двойные ракетные ускорители для системы космического запуска НАСА (SLS), которая будет обеспечивать выполнение миссий Артемиды на Луну, прибыли в космический центр Кеннеди во Флориде. Два моторных сегмента, каждый из которых состоял из пяти сегментов, прибыли 15 июня 2020 года на завод Кеннеди в центр ротации, обработки и защиты от перенапряжений (RPSF) на поезде из производственного предприятия Northrop Grumman в Промонтори, штат Юта. Сегменты бустера останутся в RPSF для проверки перед обработкой до тех пор, пока не настанет время переместить их в сборочный цех транспортного средства для укладки на мобильный пусковой механизм. Это первая часть летного оборудования, которое прибудет в Кеннеди на поезде для программы Artemis, но NASA Exploration Ground Systems (EGS) может вскоре получить дополнительное оборудование, в том числе адаптер обслуживания ракеты-носителя и базовую ступень ракеты.

Проще говоря, приехали 2 комплекта по 5 сегментов для сборки твердотопливных ускорителей SLS лунной миссии 2021-го года. Практически аналог ускорителей Space Shuttle, но в каждом на один сегмент больше.
  • +0.16 / 8
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (76)

  • ←Пред
  • ←1
  •  2 
  •  3 
Andrew Carlssin
 
Канада
Flower City
54 года
Слушатель
Карма: +9.74
Регистрация: 13.07.2008
Сообщений: 3,852
Читатели: 9
А причем тут другие болты? Рассматривается надежность одного конкретного болта в конкретных условиях. Чтобы не было вопросов к конкретному болту - законтрю контргайкой и предварительно испытаю двойной, тройной нагрузкой , да еще ввиду периодический визуальный контроль!! И какие проблемы с надежностью вы еще видите?!СмеющийсяСмеющийся
С вероятностью 0.000001% болт имел дефект, который тройная нагрузка довела почти до поломки, но не сломала. Теперь этот болт не держит штатную нагрузку и с вероятностью 98.35% сломается.

Оба числа, кстати, не могут быть равны своим пределам (0% и 100% соответственно).
Отредактировано: Andrew Carleet - 09 июля 2020 22:00:01
Никогда не думал, что буду жить во времена, когда Микки и Дональд правят в США (из интернета)

"Это при Советской Власти можно было работать для души." (ц) тёща Портоса.
+0.03 / 1
НАлЕ
 
Украина
Ихтиандропіль
Слушатель
Карма: +477.46
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 24,109
Читатели: 19
С вероятностью 0.000001% болт имел дефект, который тройная нагрузка довела почти до поломки, но не сломала. Теперь этот болт не держит штатную нагрузку и с вероятностью 98.35% сломается.

Оба числа, кстати, не могут быть равны цвоим пределам (0% и 100% соответственно).
Тут анекдот про первые нации чукчу и спички в тему, однако ...Веселый
АТО - Антинародная Террористическая Операция
+0.01 / 1
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Чтож, тут вы правы.
Но появился вопрос. В шатле использовался 4 сегментный SRB. Вес 590 тонн, тяга 12000 кН, время горения 127 сек.
Итальянский P120C весит 154.6 тонн, тяга 4500 кН, время горения 132.8 сек.
Если просто взять 3 P120C, то получим 13500 кН тяги при весе 464 тонн.
Получается что сегменты значительно снижают характеристики движка.
К слову, на SLS американцы планируют 5-сегментный SRB - добавят еще один сегмент.
Ну а куда крестьянину податься....
В МТКК Space Shuttle в отличие от Ariane 5(6) полезная нагрузка висит сбоку. 6 ускорителей по кругу не навесишь. Максимум 4 парами как в схеме р/н Энергия.
Сухой вес SRB 91 тонна. Потому что стальной. Стальной, потому что длинный и многоразового использования. В воду падает на парашютах со скоростью 86 км/час. Неласковое такое приводнение.
Да и еще вот что. SRB на 8-й секунде развивал 13300 кН, а на 20-й 13600 кН.
Отредактировано: aspb - 08 июля 2020 22:39:14
+0.12 / 5
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.03
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 884
Читатели: 1
Ну а куда крестьянину податься....
В МТКК Space Shuttle в отличие от Ariane 5(6) полезная нагрузка висит сбоку. 6 ускорителей по кругу не навесишь. Максимум 4 парами как в схеме р/н Энергия.
Сухой вес SRB 91 тонна. Потому что стальной. Стальной, потому что длинный и многоразового использования. В воду падает на парашютах со скоростью 86 км/час. Неласковое такое приводнение...
Все как обычно, одно не рациональное решение тащит другое. Смотрю я на этот шатл, сделанный из материи дороже золота и думаю - а ведь это государство умеет считать деньги лучше всех. Как у них так получилось, когда все было предельно очевидно с самого начала? Как? И на распил ведь не спихнешь - в те года то.
Хотя с ускорителем все же понятно - американцы вообще любители простых решений - зачем вешать 6, когда можно 2. Они и сейчас так делают.
PS.
Забавно смотреть, как выкручиваются европейцы, из-за своего решения не спасать движок первой ступени. Поставили на Ариан-6 только один, на 134 тонны. По факту у них за первую ступень пара (или четверка) Р120С. Ну чтож, 21 тонну они при этом таки вытаскивают.
Как бюрократы, они конечно правы - пусков у них ограничено. Но будущее не за ними - отставание их удел.
-0.03 / 1
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +121.44
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,184
Читатели: 0
Чтож, тут вы правы.
Но появился вопрос. В шатле использовался 4 сегментный SRB. Вес 590 тонн, тяга 12000 кН, время горения 127 сек.
Итальянский P120C весит 154.6 тонн, тяга 4500 кН, время горения 132.8 сек.
Если просто взять 3 P120C, то получим 13500 кН тяги при весе 464 тонн.
Получается что сегменты значительно снижают характеристики движка.
К слову, на SLS американцы планируют 5-сегментный SRB - добавят еще один сегмент.

тяга не от массы зависит, а от площади горения и организации истечения ... в одном и том же весе можно получить хоть 1 ньютон, хоть 100 миллионов ньютонов ... разумеется с соответствующим диаметром критики и структурными компонентами ...
С уважением,

фёдор
+0.03 / 1
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +121.44
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,184
Читатели: 0
Все как обычно, одно не рациональное решение тащит другое. Смотрю я на этот шатл, сделанный из материи дороже золота и думаю ...

Забавно смотреть, как выкручиваются европейцы, из-за своего решения не спасать движок первой ступени.

забавно читать, что вы здесь постите ... насчет неоптимальности американского решения или европейского выкручивания ...
С уважением,

фёдор
+0.02 / 1
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.03
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 884
Читатели: 1
тяга не от массы зависит, а от площади горения и организации истечения ... в одном и том же весе можно получить хоть 1 ньютон, хоть 100 миллионов ньютонов ... разумеется с соответствующим диаметром критики и структурными компонентами ...
Разумеется. И так, взяв эти цифры:
4-сегментый SRB весит 590 тонн, тяга 12000 кН, время горения 127 сек.
3 P120C весят 464 тонн, тяга 13500 кН, время горения 132.8 сек.
И мельком прикинув в уме еще эти:
Диаметр SRB 3,71 м, длина 45,46 м
Диаметр P120C 3,4 м, длина 11,7 м
И не забыв о том, что раз я беру 3 P120C, то площадь таки утраивается.
Я еще в прошлом посте пришел к банальному выводу что слишком большая длина это не очень хорошо.
PS.
Цитата
забавно читать, что вы здесь постите ... насчет неоптимальности американского решения или европейского выкручивания ...
Делаю элементарные наблюдения, стараюсь.
Отредактировано: Прокруст - 11 июля 2020 10:15:01
+0.00 / 0
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Разумеется. И так, взяв эти цифры:
4-сегментый SRB весит 590 тонн, тяга 12000 кН, время горения 127 сек.
3 P120C весят 464 тонн, тяга 13500 кН, время горения 132.8 сек.
И мельком прикинув в уме еще эти:
Диаметр SRB 3,71 м, длина 45,46 м
Диаметр P120C 3,4 м, длина 11,7 м
И не забыв о том, что раз я беру 3 P120C, то площадь таки утраивается.
Я еще в прошлом посте пришел к банальному выводу что слишком большая длина это не очень хорошо.
PS.

Делаю элементарные наблюдения, стараюсь.
Р120С многоразовые ?
Время полного горения - это вообще не важно. Последний этап - отделение ускорителей и их увод от р/н на малой тяге. Поэтому время последнего этапа определяется не эффективностью, а необходимостью.
Отредактировано: aspb - 10 июля 2020 10:37:48
+0.00 / 0
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.03
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 884
Читатели: 1
Р120С многоразовые ?
Время полного горения - это вообще не важно. Последний этап - отделение ускорителей и их увод от р/н на малой тяге. Поэтому время последнего этапа определяется не эффективностью, а необходимостью.
Р120С одноразовые.
Думаете многоразовость уменьшило конечный импульс на массу у SRB? Отчасти так и есть, оболочка тяжелее. Но на общую картину это мало влияет.
Вы правы что такая большая длина, из-за 4-сегментов, возникла из-за шаттла.
Полагаю сейчас они это продолжают по простой причине - так дешевле, чем перестраивать производство. Во всяком случае, дешевле для Боинг.
PS.
Европейцы же пока консервативно делают одноразовые ракеты. Как я вижу, проект Ариан-6 сделан так, чтобы максимально удешевить, с учетом одноразовости, доставку груза на орбиту, все те же 10 и 21 тонну, что и раньше. И при этом им ничего не мешает в будущем из этих же компонентов сделать сверхтяж тонн 50 минимум. Но просто в лунной гонке они участвовать не будут - хотя бы потому, чтобы не передраться меж собой, ктож таки должен лететь.
+0.00 / 0
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Р120С одноразовые.
Думаете многоразовость уменьшило конечный импульс на массу у SRB?
13600 кН в пике. Что уменьшилось ?
+0.00 / 0
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +121.44
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,184
Читатели: 0
Разумеется. И так, взяв эти цифры:
4-сегментый SRB весит 590 тонн, тяга 12000 кН, время горения 127 сек.
3 P120C весят 464 тонн, тяга 13500 кН, время горения 132.8 сек.
И мельком прикинув в уме еще эти:
Диаметр SRB 3,71 м, длина 45,46 м
Диаметр P120C 3,4 м, длина 11,7 м
И не забыв о том, что раз я беру 3 P120C, то площадь таки утраивается.
Я еще в прошлом посте пришел к банальному выводу что слишком большая длина это не очень хорошо.
PS.

Делаю элементарные наблюдения, стараюсь.

а в попугаях я значительно длиннее ...

любая система - компромисс между технологическим уровнем, конструктивными требованиями и ограничениями, доступными материалами, методиками рассчета и испытаний ... на момент разработки ускорители шаттла были наилучшим из возможных вариантом ...

разумеется за 40-50 лет с момента начала разработки этих ускорителей появились и новые конструкционные материалы, и новые топлива, и новые методики рассчета и инструменты ... да конфигурация ариана совсем другая ...

не удивительно, что ариановские ускорители имеют лучшие параметры - уи, массовое совершенство, технологичность ... и наверняка стоимость ... в человеко-часах ...

но это не подтверждает тезиса, что "что слишком большая длина это не очень хорошо" ...

и насчет площади горения ... конечно площадь горения трех ускорителей P120C будет втрое больше, чем площадь горения одного ускорителя P120C ...

но речь ведь о сравнении с шаттловским ... учитывая меньший уи ... площадь горения шаттловского ускорителя будет практически такой же, что и у трех P120C ...
С уважением,

фёдор
+0.04 / 2
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.08
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 9,164
Читатели: 2
... площадь горения шаттловского ускорителя будет практически такой же, что и у трех P120C ...
С какого перепугу такой же? Уверены что диаметр ТТУ Р120С и профиль обеспечивают одну треть площади горения заряда Шаттловских ТТУ?
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
+0.00 / 0
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.03
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 884
Читатели: 1
любая система - компромисс между технологическим уровнем, конструктивными требованиями и ограничениями, доступными материалами, методиками рассчета и испытаний ... на момент разработки ускорители шаттла были наилучшим из возможных вариантом ...

разумеется за 40-50 лет с момента начала разработки этих ускорителей появились и новые конструкционные материалы, и новые топлива, и новые методики рассчета и инструменты ... да конфигурация ариана совсем другая ...

не удивительно, что ариановские ускорители имеют лучшие параметры - уи, массовое совершенство, технологичность ... и наверняка стоимость ... в человеко-часах ...

но это не подтверждает тезиса, что "что слишком большая длина это не очень хорошо" ...
Прогресс имеет место быть. У SRB удельный импульс 242 секунды, у P120C удельный импульс 278,5 секунды.
Масса пустого SRB 91 тонна, P120C пустой весит 11 тонн - то есть 3 штуки весят 33 тонны.
Но для объяснения разницы в характеристиках этого маловато.

Цитата
и насчет площади горения ... конечно площадь горения трех ускорителей P120C будет втрое больше, чем площадь горения одного ускорителя P120C ...

но речь ведь о сравнении с шаттловским ... учитывая меньший уи ... площадь горения шаттловского ускорителя будет практически такой же, что и у трех P120C ...
Площадь ограничена чисто физически, полагаю вы имели ввиду скорость горения. И соответственно одинаково количество сгоревшего топлива.
+0.00 / 0
aspb
 
Россия
Санкт-Петербург
62 года
Слушатель
Карма: +53.29
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 509
Читатели: 0
Площадь ограничена чисто физически,
Скорее геометрически формой полостей в шашках. Что позволяет изменять эту площадь в очень широких пределах.
+0.06 / 2
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +121.44
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,184
Читатели: 0
С какого перепугу такой же? Уверены что диаметр ТТУ Р120С и профиль обеспечивают одну треть площади горения заряда Шаттловских ТТУ?

не такой же, а практически такой же ... отличающейся примерно на величину разницы в импульсе и тяге ...

тяги сравнимы ... и импульсы тоже ... топливо по составу практически одинаковое - бутадиеновый каучук с алюминием и перхлоратом ...

P120 ... 3*4,5 = 13,5 МН ... импульс ххх - 278 с

SRB ... 12,45 до 14,5 МН ... импульс 242 - 268 с
С уважением,

фёдор
+0.09 / 4
Фёдор144
 
Германия
Potsdam
54 года
Слушатель
Карма: +121.44
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 4,184
Читатели: 0
Прогресс имеет место быть. У SRB удельный импульс 242 секунды, у P120C удельный импульс 278,5 секунды.
Масса пустого SRB 91 тонна, P120C пустой весит 11 тонн - то есть 3 штуки весят 33 тонны.
Но для объяснения разницы в характеристиках этого маловато.\n\nПлощадь ограничена чисто физически, полагаю вы имели ввиду скорость горения. И соответственно одинаково количество сгоревшего топлива.

кто спорит, что прогресс ...

только сравнивать нужно пустотный импульс с пустотным ...

еще раз ... конструкция SRB (структура и масса) диктовалась применением в составе Space Shuttle, а P120 - в составе веги ... ну и разумеется на более современной технологической базе ... опять же рассчеты, симуляции, оптимизации на современной компьютерной технике с современными системами ...

учитывая сравнимые топливо, тягу и удельный импульс ... можно утверждать, что скорость горения и соответственно выделение продуктов сгорания будут тоже сравнимы, а это подразумевает и сравнимую площадь горения ... 1-го SRB и 3-х P120 ...
С уважением,

фёдор
+0.10 / 5
  • ←Пред
  • ←1
  •  2 
  •  3 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ