1. >
  2. Блог >
  3. Sir Max Merfie

По делам их

24 августа 2020 00:05:53   6,937 1 +3.77 / 81
По делам их

Иногда возникают некоторые неувязки реальности и информационного фона в рамках которого возникают некоторые непонимания происходящего. В частности, много таких своеобразные форматов информационной подаче в последнее время затрагивает Китай. К некоторым, типа обвинений со стороны Трампа в том, что Китай «испортил» экономику, или «перезаражал» весь мир китайским вирусом мы уже привыкли. К некоторым нет.

Примечательно, например, выглядит ситуация в рамках венских переговорах между Россией и США по вопросу ядерного разоружения. Очевидно, что вопрос продления действия СНВ-3 является краеугольным камнем безопасности для всего мира. Явно этот вопрос не может не волновать не только Россию и США, но и все другие страны мира. Но заявления США, а равно претензии к России, состоящие в том, что к договору должен присоединиться Китай кажутся крайне неуместными.

Это нежелание США заключать данный договор? Вряд ли. После демонстрации Россией гиперзвукового оружия, ракетой системы «Сармат», восстановления производства ракетоносцев Ту-160 в Казани, заявлений о возможном возврате ядерных поездов США должны были бы отреагировать и пойти на сохранение статус-кво по договору СНВ-3. На покрытие отставания у них уйдет несколько лет. По тому же гиперзвуковому оружию пока что опробован только макет двигателя, макет собственно ракеты с гиперзвуковым двигателем планируют испытать только в 2025 году. Значит в разрыве СНВ-3 США не должна быть особо заинтересована.

Но тогда неужели США реально рассчитывают, что у России есть некий волшебный канал воздействия на Китай, который может позволить усадить Пекин за стол приговоров по СНВ-3? Ведь официально Пекин уже заявил, что ни в каких договорах о сокращении ядерного оружия участвовать не намерен и перспектив не видит.

Да, возможно если бы Россия так же заняла позицию, направленную на обращение к Китаю с предложением принять участие в этом договоре США бы получили дополнительный информационный повод, чтобы сказать, «все против Китая. Теперь и Россия с нами против китайской ядерной угрозы». Но есть ли прямые рычаги давления, которые есть у России в отношение Китая. И настолько они реальны и мощны?


На самом деле ответ на данный вопрос обнажает целую систему тактических и стратегических взаимодействий, скрытых не только под толщей межправительственных соглашений, но и как это часто бывает негласных договорённостей. Попробуем чуть приоткрыть завесу тайны и взглянуть на реальную расстановку сил и интересов во взаимодействии Китая и России.

Угрозы и планы

На самом деле, крайне интересным мне показалось недавно озвученное якобы противостояние между Россией и Китаем в белорусском вопросе. Масло в огонь подливал Лукашенко, как бы противопоставляя Москву и Пекин, выставляя последних в роли главного партнера Минска. Понятно, что Лукашенко пытался играть в свою игру, которая в итоге и привела к массовым протестам, но возник вопрос о реальности конфронтации между Россией и Китаем.

Между тем факты последних месяцев говорят о том, что конфликт России и Китая не выгоден в первую очередь самому Пекину. Осложнение отношений с Индией, американское давление на некоторых производителей (сначала Хуавэй, потом тик-ток. Вот-вот очередь дойдет до Алибабы) все это не внушает оптимизма, как и американская активность в Южно-Китайском море. Заявления Вьетнама и ряда других стран о неприемлемости размещения китайского ПВО на Парацельских островах, раскачивание Гонконга, территорий проживания уйгуров, резкое обострение тайваньского вопроса и т.д. При этом США уже даже вполне официально объявили Китаю холодную войну в речи Помпео. В такой ситуации искать конфронтации со своим северным соседом как минимум глупо, а как максимум фатально. Нет, Китай сколько угодно может рассчитывать на свою армию и флот, качество своих самолетов и ракет. Но без крепкого тыла ему будет крайне непросто и рушить отношения в ущерб своему положению как минимум глупо. Не по-китайски глупо.

Кроме того, будущее очевидно. Если Трамп победит на выборах президента США в ноябре (а не сделать этого сейчас нет никаких оснований, с падением рейтинга из-за спада экономики он, кажется. справился), то его основным внешнеполитическим шагом станет удушение Китая. И если прямая война вряд ли возможна, то вот диверсии на судах, которые везут груз из Китая в другие страны мира вполне реальны. Малаккский пролив, более южные проливы, Панамский канал (дублера которого Китай еще не сделал) и ряд других артерий вполне вероятно может быть перерезан США. Да, это война. Но война без тотального истребления, но с экономическим удушением. Да и великий шёлковый путь. Который так долго строил Китай, буксует, а кое где и вообще обрывается.


Вот и получается, что Китай заинтересован в надежных каналах поставки своей продукции, таких каналах, которые было бы невозможно прервать США по собственной воле. Со всей очевидностью – таким партнёром, который может гарантировать безопасность транзита является только Россия. При этом Россия может предложить, как морской путь (северный морской путь), так и железнодорожное сообщение – Транссиб и БАМ. А это уже не мало.

Расширение БАМ и Транссиба

Крайне интересной в этом контексте оказывается новость, связанная с изменениями российского законодательства. Принятие Госдумой закона, позволяющего осуществить железнодорожное строительство без проведения необходимых экспертиз и общественных слушаний всполошила экологическую общественность иркутской области и Республики Бурятия.

Речь идет о том, что для расширения железнодорожных магистралей, идущих в районе оз. Байкал будет сделано исключение из общих правил и они не будут проходить необходимые процедуры. А ведь леса там находятся в зоне заповедников. Да, разумеется, такое решение нужно только для одной цели - скорейшего проведения работ. Проведение слушаний и экологической экспертизы только по скромным подсчетам может занять от 6 месяцев до года. А это не просто долго. А критически долго. А ведь еще возможны оспаривания результатов слушаний, возможны судебные процедуры и т.д. Как результат более долгое затягивание процесса.

Но ранее это никого не волновало, все проходило слушания и экспертизы, так в чем же дело? Возможно, что дело в том, что железнодорожное строительство должно осуществляться не просто быстро, а очень быстро. Строительство дублеров БАМ и Транссиб, позволяющее в разы увеличить пропускную способность данных магистралей является реальность ближайшего времени. Но весь фокус заключатся в том, что самой России расширение БАМа и Транссиба особо не нужно. Развитие производств Дальнего Востока еще не скоро вычерпает транспортную мощь железнодорожных линий, появления большого числа грузов из Японии и Южной Кореи является крайне сложным по политическим мотивам (у России и Японии - это проблема мирного договора и Южных Курил, у России и Южной Кореи имеющаяся между ними Северная Корея). Вот и получается, что единственным реальным интересантом расширения железных дорог является Китай. А это значит, что на китайском направлении может в очень недалеком будущем начаться повальный спрос на услуги российских железных дорог. Увязать его можно только и исключительно с политикой Вашингтона и нестабильностью других путей коммуникации. Но тогда получается, что Китай фактически попадает в транспортную зависимость от России? Разумеется, но не все так просто.


Есть мнение, и оно вполне обоснованное. что БАМ и Транссиб это лишь маленькие узлы в большой цепи российско-китайского взаимодействия. При этом, остальные отношения являются если не более серьезными, то по крайней мере не менее значимыми и финансово обременительными, правда не особо афишируемыми, настолько, что о них практически ничего нет в СМИ.

Казус Трутнева

А связаны эти вопросы с двумя факторами. С присутствием китайского интереса в российской политической сфере и, одновременно, с парадоксальными точками приложения усилий отдельных чиновников. И вот какие тут есть наблюдения.

Одним из наиболее активно работающих на восточном направлении и взаимодействующих с Китаем лиц в российском истеблишменте является Ю. Трутнев, который, как поговаривают, сошелся с китайской стороной еще в бытность его министром природных ресурсов России (8 лет). Что еще связывает Трутнева с Китаем история умалчивает, однако ходят упорные слухи, что связь эта крепка настолько, что китайская сторона соглашается работать по некоторым направлениям только тогда, когда за этим стоит лично Трутнев.

Интерес вызывает функционал данного чиновника. Ладно, вопрос о дальнем Востоке можно считать риторическим. Китай плотно пришел на лесозаготовку на Дальнем Востоке, в добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство и т.д. Пришел не тысячами мигрантов, просачивающихся в страну, а вполне легально, системно и с государственным мандатом на работу.

Но вот что интересно, Трутнев, вроде как должный курировать Дальний Восток последовательно получил еще два направления – Арктику и Северный Кавказ. Казалось бы, что общего у этих трех регионов? Но. Видимо общность есть. Полагаю, что она заключается в наличии общего интереса России и Китая в данных регионах и интерес, вероятнее всего транспортный. Дальний Восток - это фактически ворота транспортной инфраструктуры по базовому направлению – Китай – Европа. И заинтересованность в этом очевидна. Арктика становится понятной в контексте заинтересованности Китая в использовании мощностей Северного Морского Пути (строительство ледоколов Россией и Китаем в этом вопросе вполне в русле). Но Северный Кавказ? Вполне возможно, что восточная оконечность Северного Кавказа вполне может быть увязана с транспортными интересами Китая. Дело в том, что если будет блокирован путь не только на Европу, но и на Ближний Восток, и в Африку то выход на эти регионы для Китая будет затруднен, а, фактически главным путем может стать железнодорожный путь через российский Дагестан и Азербайджан. Этот путь уже частично реализованный в рамках проекта «Севре-Юг» предполагает магистраль на Иран. Но этот же путь запросто может увести и в Турцию, в Ирак (откуда уже выходят американцы), а далее на Ближний Восток и в Северную Африку.


В таком случае, распределение функционала с предоставлением Трутневу кураторства над тремя взаимосвязанными регионами представляется более логичным и оправданным. Человек близкий Китаю курирует места строительство интересных Китаю объектов инфраструктуры.

Увязки и неувязки

Но есть и еще один аспект, который был немаловажен и ранее назывался в качестве одного из центральных для запуска железнодорожных маршрутов между Китаем и Европой. Это проблема односторонности поставок. Из Китая есть что вести, а вот из Европы нет. В результате обратный путь вагоны должны делать порожняком.

В принципе интерес России в инфраструктурных проектах понятен. Получение дорожной сети и получение денег за транзит еще никому никогда не мешал. Тем более, примеры позитивные есть. Например, участие китайского капитала в расширении порта Усть-Луга. Но вряд ли Россию интересует лишь наличие статуса транспортного хаба для Китая, пусть даже и основного. Да и вариант поставщика ресурсов в Китай и поставщика систем вооружений конечно экономически привлекательны, но не особо хороши (в части ресурсов).

Есть мнение, что данная проблема будет решена, при этом за счет весьма своеобразной сделки. Очевидно, что для того, чтобы нормально загрузить магистраль в две стороны требуется товар, которым можно загрузить поезда в обратную сторону. Да, что-то Китай везет с Европы (хотя бы мусор), что-то везет с Ближнего Востока (нефть) но, во-первых, этого мало, а во-вторых та же нефть - это не товар-заменитель для грузовых платформ. То есть это тоже не вариант.

Но есть видение, что нужный для Китая товар может производиться в России и догружаться в поезда, направляющиеся обратно в Китай. Частично этому есть подтверждение в частности проект строительства за китайские деньги нефтехимического кластера в Поволжье.

Более того, ходят слухи, что проект модернизации российской экономики в 2020-2030 годах только на треть будет реализован на российские деньги. Еще по трети на себя возьмут Китай и страны Персидского Залива (это в частности прослеживается в контексте их вложений в Российский Фонд Прямых Инвестиций в арктические проекты). В таком случае система может сложиться окончательно, Россия предоставляет услуги по транзиту, обеспечивает безопасность этого транзита, а также обеспечивает загрузку пустующих вагонов за счет товаров, произведенных на предприятиях с совместным участием.


Это лишь предположение и вероятно реальность не совсем такова, однако иначе трактовать изменения в расстановке российских чиновников и экстренную работу по строительству дублеров БАМ и Транссиб вряд ли возможно. Очевидно, что в фазу борьбы за безопасность международных привозок Россия и Китай входят сообща.
Опубликовано в: Большой передел мира
  • +3.77 / 81
Поделиться в социальных сетях:

КОММЕНТАРИИ (1)

triod
 
Латвия
Рига
58 лет
Слушатель
Карма: +1,422.80
Регистрация: 08.03.2011
Сообщений: 1,110
Читатели: 0
По делам их
Скрытый текст
И тут всплывает проект "Пилигрим" - атомный подводный газовоз КБ "Малахит"
+1.79 / 29