Глобальная Авантюра  
ФОРУМ
главное меню
  1. >
  2. Блог >
  3. AndreyK-AV >
  4. На попытку Г.Грефа рулить образованием или 5 причин, по которым советские школы были лучше современных

На попытку Г.Грефа рулить образованием или 5 причин, по которым советские школы были лучше современных

 
12 июля 2020 10:07:35 / 27.07.2020 07:55:24   92 7 +0.09 / 6 +0.39 / 24
 
Прочёл материал который процитирую ниже, и согласен с ним полностью, и не только потому что я сам "продукт советской школы",
и не только потому что я пять последних лет работаю в школе,
но и потому что работаю на стыке современного и классического,
так сказать рукотворного базиса в основе которого огромный труд и учителей и учеников, и цифровой надстройки, которая позволяет "за дёшево" обеспечить массовость, а вот качество "при дешевизне", на ту же сумму....

5 причин, по которым советские школы были лучше современных
Там не только отлично учили, но и воспитывали.


Жаловаться на низкий уровень образования в современной России практически модно. Мы все, кто закончили в свое время советские школы, недовольны уровнем знаний наших детей, которые заканчивают школы российские. И даже те из них, кто успешно сдает ЕГЭ не всегда могут ответить даже на самые простые вопросы.

Но ведь советская система образования не без оснований считалась (и была признана!) одной из лучших в мире. Что с ней случилось? Неужели за какие-то 30 лет после развала СССР с отличной системой образования могли произойти такие негативные метаморфозы? С 1960 года СССР стабильно занимал первые места в рейтинге самых образованных стран. А теперь российское образование практически нигде не котируется и не признается. Так чем же советские школы были лучше?

Кадры решают если не все, то многое

Да, у советских учителей была отличная профессиональная подготовка. И дело даже не в том, что кадровая подготовка будущих специалистов в СССР кардинально отличалась от современной. В основе всего лежала идея. Именно идейность учителей играет очень важную роль в их способности учить и воспитывать. Нужно быть твердо в чем-то убежденным, чтобы передать это детям.

И среди советских педагогов, выращенных на Макаренко и других великих гениях педагогики, убежденных было большинство. Они буквально «горели» и передавали этот свет. Конечно, ближе к 80-м годам у многих этот свет начал гаснуть. Но не у всех. Еще было достаточно учителей увлеченных, если не идеями партии и коммунизма, то чем-то другим. Например, у меня была учительница русского языка и литературы, которая любила театр. Она организовала в школе театральную студию, в которую с удовольствием ходили даже отъявленные двоечники. И никого не прогоняли. Всем находились внимание, роль и доброе слово. И мы любили эти часы. Мы учились говорить, двигаться, играли на школьных утренниках и праздниках и буквально плакали, когда наша Ирина Александровна уехала от нас в Москву вместе с мужем-военным. Были и другие увлеченные учителя, не оставлявшие равнодушными нас.

И к месту будет здесь вспомнить слова И.В.Сталина на VIII съезде ВЛКСМ в 1928 году:

Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача.

И в основе советской системы образования были именно учителя. Сейчас, увы, таких учителей очень мало. Ведь идей, которыми можно гореть, практически не осталось. А ведь когда-то даже Бисмарк после победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что её одержал прусский народный учитель. Так что учителя всегда были основой образования. Быть учителем считалось почётно. Учителей уважали и родители и тем более сами школьники. Педагоги были настоящими авторитетами.

Мотивация школьников
Советские школьники хотели учиться. Им с раннего детства внушали про:

Ученье — свет, неученье — тьма.

Поэтому в школу все приходили в достаточной степени мотивированными. И утратить эту мотивацию было сложно благодаря системе, которая была интегрирована со школьным образованием: октябрята, пионеры и комсомольцы. Тех, кто откровенно плохо учился, а особенно ленился, могли не принять в октябрята и пионеры. А могли и исключить. Конечно, это крайние меры. Но вот система «проработки» отстающих работала на пять с плюсом. Их не просто критиковали на собраниях и ругали на педсоветах, к ним прикрепляли товарищей, которым поручали подтягивать учебу. И это работало. Худо-бедно, все старались по тем или иным причинам. кто-то, чтобы поступить в вуз, кто-то, чтобы к нему меньше приставали. Ведь приятного в таких коллективных проработках мало.

В современных школах больше переживают о самооценке и психологическом климате учеников, чем об уровне их знаний. Детей учат не переживать за оценки. И конечно, никаких коллективных проработок двоечников давно нет.

Равные права для всех

Главным преимуществом советской системы школьного образования можно назвать его доступность для всех. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года). Главное отличие советской системы образования от американской, английской, или современной российской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Не было гимназий, лицеев, элитных школ. Все школы были одинаковыми, программа была единой по всей стране. и требования тоже были едиными, как и критерии оценивания. В Москве, в Ереване, в Батуми, во Львове, в Витебске, в Караганде или далекой сибирской деревне, везде учили оному и тому же. По одним и тем же учебникам.

А школьники ходили в школы по всей стране в одинаковых костюмах, форменных платьях и фартуках. Мы учили одну историю, литературу, одни и те же теоремы и формулы. Хотя у нас и не было единых для всех ВПР и ЕГЭ. Парадокс, да? Уйти от единой школьной программы, но внедрить единую экзаменационную систему для детей с разным уровнем подготовки.

Чёткая вертикальная система

Еще одно отличие от современных российских школ — четкая образовательная вертикаль:
  • начальная школа;
  • средняя школа;
  • ПТУ или техникум;
  • вуз;
  • аспирантура;
  • докторантура.
Она есть и сейчас, но в размытом виде. В советское время четкое понимание ступеней давало возможность школьникам точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или привыкнуть к системе, применяемой в новом образовательном учреждении.
Да, были профильные классы и школы, где дети могли углубленно изучать те или иные предметы. Но туда нужно было поступать. И с целью именно учиться дальше. А не так, как сейчас просто ради престижа и не всегда со способностями.

Воспитание

Да, в советских школах воспитывали. При этом именно школьное воспитание декларировалось как основной. Родители должны были только помогать в этом учителям и пионерским вожакам. А как иначе? Ведь родители работали и видели своих детей всего по нескольку часов вечером. А школа активно охватывала практически все свободное время учеников. В школах были секции, кружки, а главное, пионерские отряды. Постоянно проводились какие-то мероприятия:
  • сбор макулатуры или металлолома;
  • смотры строя и песни;
  • Зарницы и Веселые старты;
  • конкурсы стенгазет.
Среднюю школу активно привлекали к воспитанию младшеклассников-октябрят. Они были вожатыми и отвечали за досуг и успеваемость своих подопечных. А по вечерам в школах часто проводили концерты и даже дискотеки для старших классов. Так получалось, что времени на бесцельное времяпровождение у школьников практически не оставалось. И все время рядом были старшие, которые направляли, объясняли, учили. Воспитывали.

Да, получалось не всегда и не со всеми. Но все равно большинство советских школьников впитали все это.

Если подвести итог, можно сказать, что в СССР образование стояло, как древняя земля, на трех «китах»:
  • Уважение к учительскому труду и институту школы в целом
  • Единое по всей стране разностороннее обучение и синхронизация сведений, получаемых в результате изучения различных предметов, через идеологию;
  • Наличие мощного стимула к учебе, благодаря шефству старших над младшими и все той же идеологии.
Есть ли это у современных школ? Большой вопрос.

+ 0.09 / 6

КОММЕНТАРИИ (7)

  в виде   дерева списка
 
  Пчёлка
 
   
Пчёлка   Россия
 
Скрытый текст
Если подвести итог, можно сказать, что в СССР образование стояло, как древняя земля, на трех «китах»:
  • Уважение к учительскому труду и институту школы в целом
  • Единое по всей стране разностороннее обучение и синхронизация сведений, получаемых в результате изучения различных предметов, через идеологию;
  • Наличие мощного стимула к учебе, благодаря шефству старших над младшими и все той же идеологии.
Есть ли это у современных школ? Большой вопрос.
Зато 3 "слона" стояли на спине черепахи, которая и вывозила 90%.
"Черепаха" -- система Коменского: нельзя переводить в следующий класс не готового к этому ученика. Как только черепаху утопили, слоны тоже утонули. Идеально к 1977 году, году свежей Конституции.

Человечество все равно не способно поставить перед собой задачи, которые оно не может разрешить.
+ 0.10 / 6
 
 
  zhyks
 
   
zhyks   Россия
Узловая
59 лет
 
итак задания по математике ЕГЭ 10 числа по всей стране были одинаковыми. Кто бы знал?
.
Завтра физика. Мой сосед идет на экзамен раньше. Будут классом прорешивать Дальний Восток.
.
Интересно, повезет? Я думаю - нет.

+ 0.02 / 1
   
 
  AndreyK-AV
 
   
AndreyK-AV   Россия
Уфа
59 лет
 
итак задания по математике ЕГЭ 10 числа по всей стране были одинаковыми. Кто бы знал?
.
Завтра физика. Мой сосед идет на экзамен раньше. Будут классом прорешивать Дальний Восток.
.
Интересно, повезет? Я думаю - нет.
Я в 1978 году в школе 52 г.Уфа сдавал выпускные экзамены, что там будет по математике никто не знал, точнее все знали что будут задачи по темам ......, а вот набор тем это вопрос вопросов, т.е. реши всё "Сканави" и не только, вспомни все темы, и сдашь...
Я сдал как и большинство моих одноклассников, а вот насколько 5/4/3 зависело от понимания предмета и желания куда поступить...
Кстати первый курс УАИ (Уфимский авиационный институт) по математике "сделал" даже "не запыхавшись", так как в нашей школ находящейся на рабочей окраине г. Уфы преподавали качественно, как в большинстве школ вокруг...
И да, не поступить в институт была бы проблема, а не катастрофа, так как есть техникум, ПТУ и завод.... и да для завода нам преподавали труд, на уровне слесаря/токаря/швеи определённых разрядов, и не только...
И что интересно, прорешивать лихорадочно ничего было не надо, так как 10 (ДЕСЯТЬ) лет учёбы, были 10(ДЕСЯТЬЮ) годами труда, такого труда что и сейчас если надо то в тренде.... и без особых напрягов....
Спасибо школе №52 г.Уфа, СССР. - 70-е годы.

"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+ 0.04 / 3
     
 
   
Миклухо  
 
Я в 1978 году в школе 52 г.Уфа сдавал выпускные экзамены, что там будет по математике никто не знал, точнее все знали что будут задачи по темам ......, а вот набор тем это вопрос вопросов, т.е. реши всё "Сканави" и не только, вспомни все темы, и сдашь...
Я сдал как и большинство моих одноклассников, а вот насколько 5/4/3 зависело от понимания предмета и желания куда поступить...
Кстати первый курс УАИ (Уфимский авиационный институт) по математике "сделал" даже "не запыхавшись", так как в нашей школ находящейся на рабочей окраине г. Уфы преподавали качественно, как в большинстве школ вокруг...
И да, не поступить в институт была бы проблема, а не катастрофа, так как есть техникум, ПТУ и завод.... и да для завода нам преподавали труд, на уровне слесаря/токаря/швеи определённых разрядов, и не только...
И что интересно, прорешивать лихорадочно ничего было не надо, так как 10 (ДЕСЯТЬ) лет учёбы, были 10(ДЕСЯТЬЮ) годами труда, такого труда что и сейчас если надо то в тренде.... и без особых напрягов....
Спасибо школе №52 г.Уфа, СССР. - 70-е годы.
Жизнь стремительна...
Начиная с 1982 года экзамен за неполную среднюю школу в СССР проходил по заранее известным заданиям. Огромными тиражами выпускалась брошюра: Сборник задач и упражнений для проведения письменного экзамена по математике в восьмых классах общеобразовательных школ РСФСР: Министерство просвещения РСФСР.- М.: Просвещение, 1981, -65 с. В сборнике 450 номеров для первого варианта и 450 номеров для второго.
Мои впечатления о том славном времени:

Перспектива сдавать экзамены по алгебре навевала скуку. А что если?
11 января ребята вышли на учёбу после каникул. Я сделал им предложение, от которого они не захотели отказываться.
Я предложил прорешать в течении 3 четверти эти 450 номеров.
Ребята согласились. Работа закипела. Из каждого раздела сборника первое задание делали на доске, а остальные самостоятельно. Получить для проверки 16650 номеров дополнительно? Перспектива не радовала.
Эврика!
В сорока пяти ученических тетрадях, исписанных мной, приведены решения всех (900) заданий. Я решал их 45 дней по 20 номеров в день. Ребята самостоятельно проверяли свои решения по этим "решебникам", а решебников ещё не существовало - появились позже. Приблизительно треть учеников прорешали задания полностью, 1/3, основательно проработав все разделы, сознательно ограничились 300 - 400 заданиями, а остальные сделали менее 300, уделяя особое внимание необходимым разделам.


Последние сознательно не стремились к пятёркам.


В конечном итоге экзамен формально превратился в релейную работу. Решать нужно было знакомые номера. Не удивительно, что через полтора часа ( из трёх) в классе практически никого не осталось. Через три часа в параллельных классах только начали сдавать работы.


За решение всей работы выставляется оценка по следующим правилам:


Оценка “5”, если все задания выполнены без ошибок, причем работа может содержать не более двух недочетов;


Оценка “4” выставляется в следующих случаях:
а) если все задания выполнены без ошибок, причем работа содержит более двух недочетов;
б) если решены без ошибок четыре задания, среди которых имеется текстовая задача;
в) если решены без недочётов четыре задания, в которые не вошла текстовая задача;

Оценка “3” выставляется, если решены без ошибок три задания.

Оценка “2” выставляется, если решены верно только два задания.

Отредактировано: Миклухо - 13 июля 2020 03:44:57
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
+ 0.08 / 4
       
 
  AndreyK-AV
 
   
AndreyK-AV   Россия
Уфа
59 лет
 
Жизнь стремительна...
Начиная с 1982 года экзамен за неполную среднюю школу в СССР проходил по заранее известным заданиям. Огромными тиражами выпускалась брошюра: Сборник задач и упражнений для проведения письменного экзамена по математике в восьмых классах общеобразовательных школ РСФСР: Министерство просвещения РСФСР.- М.: Просвещение, 1981, -65 с. В сборнике 450 номеров для первого варианта и 450 номеров для второго.
Ну так и сейчас, девятый класс это нечто, как и ОГЭ.
Проблема то иная, в 80-е сдал - не сдал экзамен, это "не конец истории" доучиваться то все равно придётся, притом за счёт государства, хоть ПТУ, хоть техникум, хоть второй год...
Сейчас сдал, но бал средний малый, обратно в школу не берут(не тот микрорайон, нет физически мест в 10 классе, все баста, родители платят деньги в колледж.... или АУЕ и вперёд в банды...

"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+ 0.02 / 1
         
 
   
Explorer-2000   Канада
 
Ну так и сейчас, девятый класс это нечто, как и ОГЭ.
Проблема то иная, в 80-е сдал - не сдал экзамен, это "не конец истории" доучиваться то все равно придётся, притом за счёт государства, хоть ПТУ, хоть техникум, хоть второй год...
Сейчас сдал, но бал средний малый, обратно в школу не берут(не тот микрорайон, нет физически мест в 10 классе, все баста, родители платят деньги в колледж.... или АУЕ и вперёд в банды...
В Канаде как и в СССР есть вечерние школы где те кому не хватает баллов снова проходят нужные предметы и получают баллы, в чём проблема так сделать в РоссииНепонимающий

+ 0.00 / 0
           
 
  AndreyK-AV
 
   
AndreyK-AV   Россия
Уфа
59 лет
 
В Канаде как и в СССР есть вечерние школы где те кому не хватает баллов снова проходят нужные предметы и получают баллы, в чём проблема так сделать в РоссииНепонимающий
Речь идёт об народном образовании, о той средней величине что гражданин должен усвоить за свои 17-18 лет жизни, а государство обязано обеспечить эту возможность...
Смысл вечерних школ в СССР был в помощи для тех, кто по той или иной причине не смог получить образование в должном объеме...
Сейчас если был недобор баллов, то можешь подготовится сам, подать заявление как ВПЛ и сдать ЕГЭ, результаты будут действительны в течении 4-х лет.

"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+ 0.04 / 3

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

  1. >
  2. Блог >
  3. AndreyK-AV >
  4. На попытку Г.Грефа рулить образованием или 5 причин, по которым советские школы были лучше современных
Глобальная Авантюра © 2007-2020 Глобальная Авантюра. Все права защищены и охраняются законом. При использовании любого материала любого автора с данного сайта в печатных или Интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна. Мнение администрации не обязательно совпадает с мнением авторов документов и комментариев, опубликованных на сайте.




Яндекс.Метрика