Спецслужбы
1,319,550 7,942
 

  Vediki977 ( Слушатель )
22 июн 2017 13:58:28

Дипломатические шифры Англии XVI–XVII вв.

новая дискуссия Дискуссия  833

Развитие криптологии, криптографии в Англии начинается в конце XV века. Мы говорим об этом с достаточной уверенностью, исходя из того источника, материала, который у нас есть. Хотя, может быть, было что-то и раньше, но об этом нет сведений. Собственно, что такое криптография, криптология? Это искусство шифрования, то есть сокрытия ценной для кого-то информации от чужих глаз. В Европе использование шифров в дипломатии начинается уже в XIV столетии. Одним из первых, кто стал использовать шифры, была Римско-католическая церковь. В папской дипломатии уже в XIV веке мы можем видеть использование шифровок. Наиболее широкое распространение шифрование получает в XV веке в Италии, в итальянских государствах, среди которых особенно в этом преуспела Венеция, Мантуя и ряд других итальянских государств, например Ломбардия. Собственно говоря, Миланское герцогство в конце XV ― начале XVI века славилось своими шифровальщиками.
Когда мы говорим о криптографии, нужно различать два измерения этого понятия. Первое — ученые трактаты, сочинения теоретиков этого дела, к которым относился, например, флорентийский гуманист, деятель, один из самых знаменитых деятелей итальянского Возрождения XV века Леон Баттиста Альберти. Он является одним из авторов сочинений по криптологии как теории. Также известен миланский автор Чикко де Симонетта. Это все теоретики. И были практики, то есть те люди, имен которых мы в большинстве своем не знаем, которые, собственно, шифры и разрабатывали. Именно эти шифры, а не шифры из ученых трактатов, как правило, использовались на практике.
Какие системы шифрования информации использовались в то время? В большинстве случаев мы имеем дело с шифрами замены. Это самый простой шифр, какой можно себе представить. Он достаточно прост и в организации, и в дальнейшей дешифровке. Речь идет о замене букв итальянского, английского или любого другого европейского алфавита на определенного вида значки. По своему виду значки эти могли происходить от греческих букв, каких-то алхимических символов или придуманных знаков. Буква меняется на определенный символ, и дальше текст записывается как обычно, даже зачастую сохраняя пунктуацию и пробелы. И второй вариант ― когда отдельно взятые слова и словосочетания заменялись тоже определенными символами. В обоих случаях мы имеем дело с шифром замены. Шифр замены может быть полиалфавитным или моноалфавитным в зависимости от преференции того, кто этот шифр организует. Вскрытие такого шифра не предполагает особой сложности. Для этого необходимо знать язык, на котором написан этот шифр, и далее ключ по частотности использования символов подбирается довольно просто, и в настоящее время уже есть компьютерные программы, которые делают это за исследователя. Ряд таких программ, например, разработаны в Университете Упсалы. Собственно говоря, повторяю, это довольно простые шифры.

Теперь, если мы обратимся к Англии, то здесь ситуация очень и очень интересная и неоднозначная. Мы точно не знаем, когда в Англии появилась первая черная комната ― именно так называли комнаты, помещения, где сидели шифровальщики и дешифровальщики шифров. Скорее всего, такая комната появляется уже в конце XV века, когда Англия начинает активно выходить из ситуации международной изоляции, в которую ее повергла Война Алой и Белой розы. И налаживание связей с Европой требовало активизации внешней политики, в том числе защиты такой уязвимой информации. Собственно говоря, тут мы сталкиваемся с целым рядом проблем, потому что у нас почти нет данных о том, кто были авторы этих шифров, откуда они в Англию попали и каким образом они в Англии были адаптированы. Нашлись ключи, есть одна сохранившаяся цифирная азбука. Цифирная азбука ― это, собственно говоря, и есть ключ к шифру, с помощью которого шифр можно прочесть, и она относится к делу английского самозванца Перкина Уорбека. В 1480-е годы Перкин Уорбек выдавал себя за одного из погибших принцев, которые, как мы знаем, были убиты или погибли при неисследованных, неизвестных обстоятельствах во время правления Ричарда III. Перкин Уорбек выдавал себя за одного из этих принцев и использовал со своими сторонниками шифры в переписке.
Далее мы можем сказать, что это дело Уорбека не получило достаточного развития, и следующее использование шифров в Англии зафиксировано только в 1510-х годах, связано с делом Екатерины Арагонской ― испанской принцессы, которая была выдана замуж за английского принца Артура и ввиду быстрой его смерти осталась вдовой. Так вот, Екатерина Арагонская использовала шифры в переписке со своим отцом, испанским монархом Фердинандом Арагонским. Поскольку судьба ее была не очень понятной, было неясно: то ли она должна вернуться в Испанию как вдова, то ли, может быть, она выйдет замуж второй раз, и эту информацию она со своим отцом обсуждала в шифрах. К этому же времени относится первое использование английских шифров в переписке, а именно английский посол, которого звали Джон Стайл и который находился как раз в Испании, использовал простой шифр замены в переписке с Генрихом VII и его министрами. Мы знаем, что Джон Стайл не был автором этого шифра, но мы не знаем, откуда он его взял. Мы можем предположить, что во многом использование шифра было подсказано именно тем, что Екатерина Арагонская использовала шифр в переписке со своим испанским отцом, но мы в этом не уверены.
Другим возможным источником приобретения англичанами знаний о шифровании была Ломбардия ― Миланское герцогство, с которым у Англии тоже были весьма тесные связи в это время, в конце XV — начале XVI века. И там как раз искусство шифрования уже достигло больших высот, то есть использовались не просто шифры замены, а шифры замены, основанные на том, что заменялись не отдельные буквы в словах, но целые слова. Возможно, англичане знали об этих миланских разработках, но опять-таки у нас нет точных данных.
В 1516 году Томас Мор опубликовал свою знаменитую «Утопию», и в ней мы находим утопийский алфавит, который тоже был своего рода шифровальной азбукой. Мы можем сказать, что это первая опубликованная, широко известная шифровальная английская азбука, которая была известна современникам. Но мы не знаем, была ли это интеллектуальная игра и насколько Томас Мор серьезно относился к этому утопийскому алфавиту. Но мы знаем, что Томас Мор не был чужд дел государственной важности, поскольку был в свое время канцлером королевства.
В период 1520–1540-х годов англичане широко использовали шифры в переписке между английским двором, английским правительством и дипломатами. В основном это были простые шифры замены, но почти у каждого английского дипломата первой трети XVI века был свой шифр, и, хотя ключи к ним не сохранились, они были все подобраны в XIX веке, когда происходила публикация государственных бумаг по истории Англии этого времени.
Во второй половине XVI века при Елизавете I мы можем впервые говорить о начале специализации шифровального дела в Англии. Сэр Фрэнсис Уолсингем, который занимался этим вопросом, создал в Англии первую известную нам черную комнату, где у него был штат шифровальщиков. Самым известным делом, связанным с шифрами елизаветинского времени, было дело Марии Стюарт, которая как раз, даже находясь в заключении, использовала шифры для переписки со своими сторонниками. И эта переписка дешифровывалась, держалась под контролем агентами Уолсингема. То есть, по сути говоря, мы впервые имеем серьезную операцию, когда происходила такая завуалированная люстрация всей переписки подозреваемой Марии, которую подозревали в государственной измене. Судьба Марии Стюарт печальна. Как мы знаем, она была казнена в 1587 году, и более такого рода интересных шифровальных казусов на елизаветинское время не приходится.
В XVII столетии, в эпоху гражданской войны, шифрование активно использовалось как сторонниками Карла I (роялистами), так и сторонниками политики Кромвеля. Часть этих шифров сохранилась. То же самое можно сказать и о второй половине XVII века. Во второй половине XVII века, в эпоху Реставрации, международные отношения Англии с Европой также активно подразумевали использование дипломатических шифров. Но в это время шифры меняются. Простые шифры замены, исключительно состоявшие из букв, заменяются цифровыми шифрами, то есть активно начинают использоваться арабские числа, арабские цифры для замены, и появляются первые числовые шифры в английской практике. Скорее всего, эта идея приходит из Франции, поскольку именно с Францией у Англии были наиболее тесные отношения в это время в плане дипломатических заимствований.
Далее мы можем сказать, что в XVIII веке шифровальное дело в Англии уже мало отличается от европейского. Здесь преобладает цифровое шифрование. Кроме того, шифры начинают часто использоваться в частной переписке, хотя примеры этого мы находим уже в XVI веке. Мы знаем, что ряд английских купцов и частных лиц переписывались в шифре, стремясь защитить важную коммерческую информацию. Но в XVII–XVIII веках мы наблюдаем большее количество таких интеллектуальных игр, в том числе мы находим их в переписке некоторых английских высокопоставленных дам.
И собственно говоря, шифровальное дело XV–XVII веков в Англии подготавливает приход шифровального дела XIX века. И конечно, оно не было совершенным, и любой читатель, любитель детективов и поклонник Шерлока Холмса, знаком с такими шифрами замены, и, конечно, они очень просты, на наш взгляд. Но я хочу сказать, что есть одна особенность, которую надо помнить, когда мы говорим о шифровальном деле Англии XV–XVII и даже XVIII века: в ту эпоху английский язык далеко не был языком международного общения. Это был мало кому известный язык, и поэтому простота английских шифров искупалась тем фактом, что английский был языком менее распространенным, чем, скажем, латынь, или французский, или итальянский. И поэтому далеко не все могли эти депеши прочитать.

Ссылка
  • +0.07 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!