Евге́ника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.
Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.
В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.
Идея важности передачи родителями своих качеств детям не нова. С появлением теории дарвинизма она получила импульс к дальнейшему развитию.
Францис Гальтон (Francis Galton) впервые употребил термин “евгеника” в 1883, и описал этим словом механизмы наследования что могут приводить к рождению гениев. Он основывал свое учение на чисто биологических приципах.
Благодаря широкому кругу его почитателей, он считается основателем евгенического движения.
Авторство термина
“рассовая гигиена” принадлежит немецкому доктору
Альфреду Плетцу (Alfred Ploetz) впервые использовавшего его в своей книге” Основы рассовой гигиены” в 1895.
Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых — евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств».
При многих университетах создавались “кружки изучения евгеники” что ставили себе задачи отчасти изучать проблемы наследования биологических качеств а отчасти заниматься распространением идеи дальше.
Евгеника Гальтона еще называется
“позитивной евгеникой”, из за того что он сконцентрировал свое внимание на “способе производства гениев” и неустанно увещевал о важности выбора подходящего с точки зрения генетики супруги(а). Конечно он был уверен и в существовании “негативных генов” процесс передачи которых, он также исследовал, но предупреждал, что вмешательство в процесс может привести к скорее обратным результатам.
Американка
Маргарита Сангер (Margaret Sanger (1883-1966)) была первопроходцем так называемой
“негативной евгеники”, другими словами она пыталась найти пути искоренения “плохого наследства”.
Она основала американскую Лигу по контролю за рождаемостью ( American Birth Control League 1921) и все последующие десятилетия задавала тон в этой организации.
Согласно ее учению “плохие наследственные качества” определялись рассовой принадлежностью , но чаще всего предусматривалась та или иная ‘психическая болезнь” к которой приписывалась и склонность к совершению криминальных поступков.
В методы “борьбы с пороком” входили предписания активной сегрегации, стерилизации и абортов. Обычно мотивация была представлена аргументами того что человечество дегенерирует ( так как Первая Мировая война унесла так много жизней, предполагаемых носителей положительных качеств человечества). Сангер обвиняли в организации геноцида черных американцев посредством своей версии евгеники.
Швеция играла одну из передовых ролей в развитии теории рассовой гигиены во многом благодаря раннему укоренению этого учения в стране ( уже в конце 1800 столетия).
В Швеции чаще других упоминается
Герман Люндборг (Herman Lundborg) , первый и самый выдающийся руководитель Государственного института рассовой биологии в Уппсале ( с 1922 года).
Он прямо настаивал на проведении активной политики управления эволюцией шведской нации. Он был совершенно убежден в том что большей частью темноволосые люди, и представители смешанных рассовых браков более склонны к умственным заболеваниям, идиотии и к преступности.
Так называемая “нордическая раса” , раса “белых людей” ( нота бене! в переводе со шведского в статье имеется ввиду “блондины” ) согласно Люндборгу были здоровее и более морально устойчивы.
Но, “хорошие люди” не размножались с той же скоростью что представители смешанных рас... так что логическим выходом представлялось “эволюционное моделирование” с помощью евгеники.
Институт расбиологии поменял статус из государственного на акедемический, и существует под крышей Уппсальского университета . С 1959 года он поменял свое название на “Институт медецинской генетики”
После признания в Швеции евгеники как серьезной науки , шведский парламент в 1934 принял предложение правительства о введении закона о принудительной стерилизации.
Описание 1938 года дает противоречивое представление о сущности закона, где говорится что с одной стороны :” решено, что ограниченый ( отсталый, недоразвитый) человек, в силу своей природы не способен решить, должно ли ему пройти процедуру стерилизации или нет, и стало быть, он может быть стерилизован, для исключения риска передачи “плохой наследственности” своим отпрыскам , таких как наличие случаев сумашествия или какого другого психического заболевания в роду ...”
Одновременно там присутствовали следующие слова: “ Стерилизация не может проводиться против воли и является частным решением, достигаемым между пациентом и его врачом.”
Другими словами, стерилизировались те, кто считался интеллектуально отсталым/неспособным /недоразвитым.
В 1941 в законе усилили формулировку с акцентом на “принудительную стерилизацию”.
Согласно официальной версии чаще всего проводились “добровольные” стерилизации, где пациента уговаривали. физического насилия не зафиксировано. Стерилизация предлагалась в 3 случаях :
Генетические ( евгенические) показания , в том числе и вышеназванный риск передачи предрасположенности к психическим заболеваниям и “рассовая нечистота”, когда “пациент” предположительно мог передать по наследству тяжелые врожденные болезни или иные уродства.
Социальные показания. Когда “пациент” характеризовался ( дословно!!!) “ в общем неподходящим” для заботы о потомстве из за умственного расстройства, отсталости, заторможенности или какого другого изменения душевного состояния или же по причине ( дословно!!!) “асоциального образа жизни”
Медицинские показания. Когда “пациент” был больным, рожден с врожденными уродствами или наделенным какой либо другой “слабостью” , для предупреждения беременности пациента, что могла угрожать его жизни и здоровью.
Надо отметить, что практически абсолютным большинством “пациентов” были естественно,женщины. В основном молодые девушки из социально сложных групп ( читай : неимущих, стоящих на низших социальных ступенях общества ) . Их стерилизовали в основном из лучших побуждений, например, когда врач мог характеризовать ее как принадлежщую к “tattare”
( в общих словах общность tattare можно “приписать” к разряду шведских цыган, но это отдельная история и отдельная статья). Сегодня tattarе/resande folket (“ путешествующие”/”без определенного места жительства “) признаны шведским нац.меньшинством , имеют свой язык, историю и субкультуру. Их всего около 20 000 чел всего в стране осталось)
частично взято отсюда:
http://sv.wikipedia.…_i_SverigeВот тут можно побольше почитать по теме на русском.
http://www.phys.msu.…03/sweden/Статья вот в этой газете более “ангажирована”, но если убрать “эмоциональные накрутки” и ненужный пафос, то в принципе все довольно близко к истине.
http://www.newsland.…63/cat/42/Шведское правительство одно из немногих , что официально покаялось в содеяном , в отличии от Австрии, Швейцарии и Штатов, где подобные программы существовали и возможно даже существуют под другими именами до сегодняшнего дня.
Сам “эксперимент” тянулся с 1935 по 1974 годы .
Государственная программа по выплате компенсаций жертвам принудительной стерилизации длилась всего несколько лет до 2003 года.
Критики считают что сегодня правительство хочет побыстрее об этом забыть и никогда к вопросу не возвращаться...
Здесь ссылка на статью шведского журналиста Биргера Йельма ( Birger Hjelm) что не желает замалчивать тему.
http://www.nkmr.org/…serade.htm В этой статье он же дает отзыв на книгу “ Облагороженные шведы” ( Förädlade svenskar) написанную Bosse Lindquist(ом)
http://www.nkmr.org/…enskar.htmПо теме книги даже была сделана цикл передач на Шведском Радио, вызвавшая бурные дебаты в шведском обществе.
http://sverigesradio…el=2895411В книге " облагороженные шведы" разоблачается факт присутствия насильной стерилизации примерно 15ти , 20ти тысяч юношей и девушек из бедных семей несмотря на официальное отсутствие признания этого факта в правительственном отчете . Там же рассказывается о том как социальные службы вкупе с министерсвом здравоохранения поощряли врачей на “эффективные уговоры”.
А в этой книге можно по английски почитать о несвятом союзе евгеники и социализма в скандинавских странах:
Gunnar Broberg, Nils Roll-Hansen “ Eugenics and the Welfare State”
Авторы этой книги уважаемы и на нее ссылаются многие современные исследователи социологии .
Ссылка на книгу, выложенную в Инете, километровая, но если погуглить по названию, то лежит в топе.
А напоследок: информация к размышлению: проблемы сегодняшнего дня и достижения современной науки возвращают нас к этой “неудобной теме”:
“...Склонность к насилию и преступному поведению у людей возможно будет выявлять еще в самом раннем возрасте. Дело в том, что о потенциальных криминальных наклонностях можно судить по строению головного мозга и поведению детей, считают специалисты...”
отсюда:
http://www.gzt.ru/to…49248.html