На кого не посмотришь – все усердно трудятся. И, что удивительно, еще хотят, а работающий на 42 часа в неделю на одну ставку считается чуть ли не бездельником. Обсуждается вопрос об отмене ограничений и добровольном переходе на 60-часовую неделю. И когда смотришь на этот праздник трудового энтузиазма, встает невольный вопрос – а чего, собственно, все эти люди столь усердно делают?
В течение многих веков постоянный, усердный и тяжелый труд был суровой необходимостью – без него просто не выжить. И то с трудом добытого хватало на жизнь впроголодь. Почти все занимались именно тем, что добывали пропитание, а чтобы обеспечить роскошную жизнь нескольких рэкетиров-паразитов, то есть лиц благородных кровей, тысячи должны были отдавать от себя значительную часть добытого потом и кровью.
Правда, и это было определенным прогрессом. Когда люди жили охотой, то особо много времени на это не уходило, но если не везло, или природный катаклизм какой случался – вымирали с голоду. Так что хоть и в поте лица усердным трудом, но хлеб насущный свой добывали. Ну, а если и тут не везло – сдыхали с голоду.
Однако по мере улучшения технологий прокормиться становилось легче. Часть ресурсов уходила на непрерывно возрастающие потребности благородной элиты, часть пошла на расширенное воспроизводство (или, если говорить прямо – из-за того, что меньшая доля детей стала умирать с голоду, численность населения стала расти), однако даже у подлых людишек появилась возможность все больше времени уделять досугу. А с 19 века стало актуальным обсуждение того, как в будущем будет устроено общество, в котором люди будут работать сравнительно немного.
Еще в первой половине 20 века были распространены утопические воззрения, что рабочий день будет сокращаться до 5-6 часов, а потом и менее, а люди все больше будут заниматься творчеством и самосовершенствованием. «Пашню попашет, попишет стихи…» . Но вышло все совсем по-другому.
При развитом сельском хозяйстве для того, чтобы страна прокормилась, достаточно, чтобы в нем трудилось 5% населения. С производством что-то примерно похожее, так что непосредственно производительным трудом занимаются лишь 10% населения.
Основывается эта разлюли-малина и сладкая жизнь на совершенствовании технологий, а для их дальнейшего совершенствования нужны, помимо прочего, определенные мозги. Так что реально всякими там науками могут заниматься лишь 1% населения.
В связи с этим встает вопрос – что делать остальным 89% населения?
С учетом того, что надо часть трудовых ресурсов тратить не только на производство, но и на услуги типа стрижки волос, то реальная потребность – в 20% населения. То есть, если разложить производительную и общественно-нужную работу на всех, то получится, что современный человек должен работать 2 часа в день.
Вместо этого все типа выше крыши заняты, но, если приглядеться, то какой-то херней. На одного производящего продукты питания приходится два мерчендайзера, три логистика, четыре продавца, пять менеджеров, шесть охранников и туева хуча маркетологов, рекламщиков и кадровиков.
С точки зрения нормального человека,
не знакомого с реалиями современного общества, толпа народу, которые на бирже продают друг другу право купить через год некоторое количество нефти по заранее определенной цене – психи, а общество, в котором значительная часть людей занимается вместо производительного труда такой мистерией – больное общество.
Окончательный маразм завершает то, что именно те, кто занимается реальным производительным трудом, живут хуже всех. Я так понимаю, что всем остальным большую зарплату платят в качестве моральной компенсации за то, что им приходится дурью маяться.
Так почему бы всех финансовых аналитиков не погнать на завод, снизив рабочий день до двух часов? Рациональных препятствий для подобного устройства общества я не вижу, так что вполне возможно, что те, кто правят миром (или то, что правит миром), просто реализуют библейский принцип: «иди и работай!». А нет работы – продавай друг другу фантики.
Отредактировано: prosto_vasya_12838 - 14 ноя 2010 13:20:29