77 лет назад своей кровавой кульминации достигла так называемая Волынская резня. Это одна из наиболее трагических страниц истории Польши периода Второй мировой войны. Украинские националисты из Украинской повстанческой армии (запрещенная в России ОУН-УПА), вдохновленные идеями Гитлера, врывались в дома поляков и убивали всех, не щадя ни женщин, ни детей, включая младенцев. За одни сутки боевики с ужасающей жестокостью уничтожили более десяти тысяч мирных жителей.
Массовые этнические чистки, направленные против польского населения жителей Волыни, началось еще в марте 1943 года. На протяжении всей истории эта территория попеременно входила в состав Киевской Руси, Речи Посполитой и Российской империи. В 1939 году Волынь стала принадлежать УССР, однако на тот момент большая часть населения была польским. До начала войны украинские националисты мирились с этим фактом, однако с приходом немцев радикалы все чаще стали призывать к истреблению «чужеродного элемента» с земель, которые считали своими.
Дело в том, что ОУН сотрудничала с немецкой разведкой и тайной полицией еще до войны. Националисты видели в Гитлере своего союзника и разделяли его идеи. Они рассчитывали на то, что Германия поможет им избавиться о неукраинского населения на территориях, которые считали своими. Поэтому, когда началась оккупация, боевики стали одними из первых, кто в своих целях начал активно претворять в жизнь нацистскую идеологию.
Берлин не собирался поддерживать идею создания независимой Украины и отказался помогать радикалам в проведении массовых этнических чисток. Поначалу они ограничивались разовыми набегами. Однако к 1943 году многие националисты приобрели опыт службы в гестапо и успели поучаствовать в геноциде еврейского народа.
Официально признанная дата начала Волынской резни – это 9 февраля 1943-го года. ОУНовцы под видом советских партизан пришли в село Паросля. Воспользовавшись гостеприимством местных крестьян, они отдохнули, поели и приступили к расправе. Мужчин, стариков и детей убивали сразу, женщин насиловали и убивали. Расстреляли, зарубили, зарезали, закололи более 170 человек. После того, как в селе не осталось ни одного живого человека, его сожгли.
После этой акции украинские националисты решили, что могут проводить этнические чистки и без помощи немцев. Последовала еще несколько подобных акций, а 11 июля единовременной атаке подверглись более 150-ти польских населенных пунктов. Чтобы их жители не могли сбежать, села окружали. После этого население убивали самыми жестокими способами, а поселения сжигали.
Случайно выжившие рассказывают страшные эпизоды. Генрих Клок, житель села Воля Островецкая, которого украинцы приняли за мертвого, позже вспоминал, как рядом с ним лежал труп жительницы села, над которой стоял ее 5-летний сын. Он плакал и просил маму встать и идти домой, не понимая, что мамы больше нет. К ребенку подошел один из бандитов и молча убил его выстрелом в голову…
Чудом уцелевшая жительница села Дошно Францишка Косинская рассказывала: «Я вышла из дома и побежала к двухсемейному дому моих дядей — братьев отца. Дяди и наш кузен лежали на полу лицом вниз, пробитые штыками. Под яблоней, недалеко от порога, лежали мертвые тетя с детьми. У нее и ее сына были разрублены головы. Тетя держала в объятиях наименьшего ребенка. Жена другого дяди была совершенно голая. У нее также была разрублена голова, рядом лежали восьмимесячные близнецы. Тут же я увидела бабушку. Она стояла, прислонившись к стене лицом. Я подумала, что она жива. Оказалось, что она пробита штыком и в такой позе умерла, опершись о стену»…
Сегодня те трагические события являются одним из главных разногласий между Польшей и Украиной. Украина, хоть и признает произошедшее трагедией, героизирует националистов, присваивая их имена улицам и проспектам. Польша же не может забыть о многочисленных жертвах среди своего населения на Волыни, но и отказаться от сотрудничества с украинской властью не может до тех пор, пока борется против «общего врага» — Советского Союза.
https://medium-info.ru/dfbd/volynskaya-reznya-77-let-so-dnya-tragedii/