Мировая Закулиса или Театр Теней
7,729,333 11,005
 

  Dobryаk italy, Лукка
25 апр 2017 13:36:25

"Сокровище Вельфов": Германия на скамье подсудимых

новая дискуссия Статья  1.673

"Сокровище Вельфов": Германия на скамье подсудимых

Потомки жертв нацизма требуют возвращения ценных золотых реликвий Средневековья. Судьбу части национального достояния немцев рассматривает суд в США.




Из собрания Вельфов: купольный реликварий из золота и слоновой кости, по форме напоминающий модель храма и обильно украшенный чеканкой и финифтью.

Если суд все-таки состоится, то он станет одним из самых громких процессов, имеющих отношение одновременно к культуре и истории: процесс, в котором наследники еврейских торговцев произведениями искусства из нацистской Германии судятся с ФРГ и немецким Фондом прусского культурного наследия (Stiftung Preußischer Kulturbesitz). Инициировали процесс в феврале 2015 года потомки антикваров, от которых объекты из "сокровища Вельфов" (Welfenschatz) в 1935 году перешли в собственность прусского государства. Истцы добиваются признания этих объектов произведениями искусства, неправомерно захваченными нацистами во время пребывания у власти в Германии, и, на основании этого, возвращения их законным владельцам. 31 марта суд в Вашингтоне в первой инстанции принял иск для частичного рассмотрения.


Президент Фонда прусского культурного наследия Херман Парцингер

Немецкий Фонд прусского культурного наследия в апреле опротестовал решение американского суда. Как заявил в Берлине 22 апреля президент фонда Прусского культурного наследия Херман Парцингер (Hermann Parzinger), спор о судьбе "сокровища Вельфов" не входит, по мнению фонда, в компетенцию американских судов. Если рассмотрению дела в США будет дан ход, Германия впервые окажется, как пояснил ранее адвокат правительства Германии Джонатан Фрейман в газете Washington Post, в роли участника процесса о реституции в американском суде.

Адвокаты истцов объясняют свое обращение в американский суд тем, что в Германии нет закона, на основании которого можно было бы решать спорные вопросы о культурных трофеях нацистов и реституции.

Германия считает иск необоснованным

Херман Парцингер заявил, что Фонд прусского культурного наследия продолжает видеть себя правомерным владельцем произведений искусства, поскольку акт продажи объектов из "сокровища Вельфов" в 1935 году не был вынужденным, вызванным преследованиями со стороны нацистов, а потому считает иск недействительным. "К этому мнению мы пришли по итогам тщательного изучения этого дела", - подчеркнул Парцингер. Он напомнил о вердикте так называемой комиссии Лимбах, занимающейся вопросами реституции, которую до недавнего времени возглавляла бывшая председатель Конституционного суда Германии Ютта Лимбах (Jutta Limbach). "Сокровище Вельфов", относящееся к числу самых ценных экспонатов берлинских музеев, резюмировала комиссия в 2014 году, легальным путем перешло в собственность государства, и потому нет необходимости возвращать реликвии наследникам еврейских антикваров - их прежних владельцев. Заключения комиссии Лимбах носят, однако, рекомендательный характер и не имеют юридического веса.

Парцингер также подчеркнул, что возглавляемый им фонд зарекомендовал себя как институция, выступающая за справедливое решение спорных вопросов в отношении награбленных нацистами произведений искусства: с 1999 года фонд рассмотрел более 50 прошений о реституции и вернул законным наследникам более 350 произведений искусства, в том числе и работы Винсента Ван Гога и Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich), а также  более 1000 книг.


Адвокаты Мел Урбах и Маркус Штётцель

"Позором для Германии" в свою очередь называют неудовлетворенное прошение своих мандантов адвокаты Мел Урбах (Mel Urbach) и Маркус Штётцель (Markus Stötzel). Нацисты, как заявили они в интервью DW, рукоплескали бы этому решению Германии.

Реликвии из Брауншвейга

"Сокровище Вельфов" - это выполненные из золота сакральные объекты и украшения, изготовленные в период с XI по XV века и переданные Брауншвейгскому собору в качестве пожертвований от благородных рыцарских родов. Согласно инвентарному списку 1482 года реликвии собора насчитывали 140 объектов. В середине XVII века сокровища были переданы во владение рода Вельфов - одной из старейших европейских династий франкского происхождения. Перешедший в католицизм герцог Иоганн Фридрих Брауншвейг-Люнебургский (Johann Friedrich von Braunschweig-Lüneburg) увез церковные драгоценности в Ганновер. Вскоре они стали считаться частной собственностью династии Вельфов.

В 1928 году герцог Эрнст-Август Брауншвейгский (Ernst-August von Braunschweig-Lüneburg) решил расстаться с фамильными драгоценностями. Немецкие музеи были заинтересованы в приобретении легендарного сокровища, но условия обедневшего аристократа были для них невыполнимы. Лишь в октябре 1929 года он продал оптом находившиеся в его собственности 82 объекта консорциуму из трех франкфуртских антикварных фирм.


Консорциум арт-дилеров, владевших "сокровищем Вельфов" до 1935 года

Захариас Макс Хакенброх (Zacharias Max Hackenbroch), Исаак Розенбаум (Isaak Rosenbaum), Сэми Розенберг (Saemi Rosenberg) и Юлиус Франк Гольдшмидт (Julius Frank Goldschmidt) заплатили за золотое собрание Вельфов 7,5 миллионов рейхсмарок. На последовавших выставках и аукционах во Франкфурте, Берлине и США до 1932 года 40 экспонатов были проданы в частные и государственные коллекции в США на общую сумму около 1,5 миллиона рейхсмарок.

Подарок Гитлеру

В 1933 году власть в Германии захватили нацисты. В июне 1935 года оставшиеся непроданными 40 объектов из коллекции, находившиеся на тот момент в Амстердаме, купила Пруссия для государственных музеев Берлина за предположительно 4,5 миллиона рейхсмарок. Министр-президент Пруссии Герман Геринг (Hermann Göring) преподнес "сокровище Вельфов" в качестве личного подарка Адольфу Гитлеру (Adolf Hitler). Этот "подарок" наследники еврейских антикваров и оспаривают в американском суде.


Сокровища Вельфов хранятся в Музее прикладного искусства в Берлине (Kunstgewerbemuseum)

Сэми Розенберг, один из торговцев, был вынужден, как утверждают истцы, принять условия нацистов, иначе он сам и его семья не смогли бы эмигрировать из Германии. На этом основании судья из США Коллин Коллар-Коттели постановила 31 марта 2017 года, что "владение "сокровищем Вельфов" имеет достаточную связь с геноцидом и предполагаемый здесь акт вынужденной продажи может расцениваться как нарушение международного права". Принцип, по которому одно суверенное государство не может быть ответчиком в судах другого государства, в данном случае не действует, потому что речь идет о нарушении международного права.

Справедливость в 1935 году?

Судебный процесс, инициированный с целью решить спорный вопрос о праве собственности на "сокровище Вельфов", может дать ответ и на более фундаментальный вопрос. Следует ли рассматривать каждый такой спорный случай отдельно или же достаточно знания о том, что еврейские торговцы произведениями искусства с момента прихода Гитлера к власти в 1933 году поэтапно лишались своих гражданских прав и поэтому не могут считаться равноправными участниками коммерческих операций на тогдашнем арт-рынке?


Сокровища Вельфов в музее прикладного искусства в Берлине

Для Фонда прусского культурного наследия "сокровище Вельфов" является индивидуальным случаем. В 1935 за него была уплачена, по мнению фонда, справедливая цена, потому что цены из-за всемирного экономического кризиса были низкими. Адвокаты истцов оспаривают, что в 1935 году не могло быть "честных сделок" для еврейских арт-дилеров. Называть нацистских преступников цивилизованными бизнесменами постыдно, утверждают адвокаты Урбах и Штётцель.

Немецкие музеи на скамье подсудимых

Судебный процесс по делу о "сокровище Вельфов" станет прецедентом, за которым могут последовать и другие в судах США. Тогда уже доказывать легитимность своих прав придется не наследникам частных лиц или арт-дилеров, предположительно пострадавших от нацистов. Тогда уже немецким музеям надо будет доказывать, что они являются законными владельцами произведений искусства, которые поступили в их фонды во время пребывания у власти в Германии нацистов. Фонд прусского культурного наследия стал первым.

На очереди - Пинакотека в Мюнхене. На нее уже поступил иск с требованием о возвращении картин Макса Бекмана (Max Beckmann). Также в Соединенных Штатах.
Отредактировано: Dobryаk - 25 апр 2017 15:12:09
  • +1.45 / 28
КОММЕНТАРИИ (0)
 
Комментарии не найдены!