Школьная математика. Вчера, сегодня, завтра.

332,573 474
 

Фильтр
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Тред №1081568
Дискуссия   324 0
4 апреля.
Почти два часа министр образования и науки в прямом эфире радио «КП» отвечал на вопросы читателей и слушателей. Мы для публикации выбрали самые интересные и важные. 

Ливанов:
- Система Единого экзамена все больше и больше приближается к тем традиционным школьным экзаменам, которые всегда были в советской системе образования. Сейчас уже в ЕГЭ нет заданий с выбором ответа. То есть тех, где человек может угадать, выбрать один из четырех ответов. 


Весьма интересное заявление. Кто, интересно, так подставляет своего шефа?

Вот самый-самый настоящий, реальный текст ЕГЭ по физике.

Что мы видим. Девять заданий с выбором ответа сохранены. Они дадут выпускнику 2,25 первичных балла автоматически. Не торопитесь смеяться: порог-то всего 9, а самое интересное впереди.

Что Вы скажете о таком задании:

Цитата: Цитата6. Массивный груз, подвешенный к потолку на пружине, совершает вертикальные свободные колебания. Пружина всё время остаётся растянутой. Как изменяются кинетическая энергия груза и его потенциальная энергия в поле тяжести, когда груз движется вниз от положения равновесия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Предположим, что в ЕГЭ 9 таких заданий, комбинаций двух цифр тоже 9.

1 1
1 2
1 3
2 1
2 2
2 3
3 1
3 2
3 3
Возьмём любую комбинацию двух цифр от 1 до трёх пусть 2 2. Как видим:
1 1
2
1 3
2 1
2 2
2 3
3 1
2
3 3
шесть баллов у нас в кармане, а порог всего лишь 9. .
Фактически, подобных заданий в тексте ровно 4, что даёт нам ровно 22/3 балла. (У нас уже 2,25+22/3=4,9 балла.)
Далее нам предлагают четыре задания другого типа, в трёх из них надо выбирать из 4-х ответов, но ответы не могут повторяться:
1 2
1 3
1 4
2 1
2 3
2 4
3 1
3 2
3 4
4 1
4 2
4 3
Опять берём любую комбинацию, пусть: 2 1
1 2
1 3
1 4
2 1
2 3
2 4
3 1
3 2
3 4
4 1
4 2
4 3
Шесть баллов из 12 гарантировано, но таких заданий не 12, а 3+1 значит мы приплюсовываем ещё 2 балла. ИТОГО мы уже набираем 7 баллов.
Остаётся набрать самостоятельно всего лишь 2 балла из 50. 
Сдающий физику должен решить самостоятельно только 4% заданий, 14 % принесёт УГАДАЙКА.

Окончательный итог: вклад сдающего 22%, вклад угадайки 78%.

Для справки: до этой модернизации угадайка приносила около 60%, а собственный вклад сдающего на минимум около 40%.

"Вот тебебабушка, и Юрьев день"!
Отредактировано: Миклухо - 07 апр 2016 15:57:06
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.04 / 4
  • АУ
Сизиф
 
russia
Практикант
Карма: +1,691.34
Регистрация: 14.09.2010
Сообщений: 18,710
Читатели: 82

Глобальный Модератор
Тред №1081671
Дискуссия   236 0
Убедительно, но  Целующий

Столь изощренный в комбинировании разного рода (от комбинаторики, до комбинаций) ученик, как минимум, должен весьма не плохо дружить много с чем. С логикой, с теорией вероятности и много чем еще.
При столь нежной дружбе, даже, если он полный пофигист, думается, что он все же как-то сдаст ЕГЭ по физике на минимальном уровне, даже, если просто где-то что-то про нее слышал... А так да. Веселый
"Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается". В.В. Путин

Всё будет хорошо. Готовьтесь... Серьезно готовьтесь...

Ибу ибу ди - хуэй дао муди!
И тем шире шагайте, чем лучше подготовились.
  • +0.04 / 3
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Тред №1087941
Дискуссия   286 0


Два взгляда на изменения "качества" математического образования. 

Уж больно хорошо согласуется с содержанием ветки. Крутой
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.02 / 2
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
  • +0.04 / 4
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Тред №1106639
Дискуссия   277 0
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!



Результаты профильного ЕГЭ по математике продемонстрировали рост уровня подготовки выпускников


Предварительные результаты ЕГЭ по математике профильного уровня, прошедшего 6 июня, продемонстрировали рост уровня подготовки выпускников, которые станут абитуриентами технических вузов. 

ЕГЭ по математике профильного уровня в 2016 году сдавали 439 тысяч участников против 521 тысячи годом ранее. Одновременно выросла доля тех, кто выбрал экзамен базового уровня: 561 тысяча участников против 396 тысяч в прошлом году. 

Такая тенденция объясняется более осознанным выбором, на профильный экзамен пришли те выпускники, которые уверены в своих силах и кому результаты профильного уровня нужны для продолжения обучения в вузе. 

Результаты профильного ЕГЭ по математике продемонстрировали снижение доли участников, не преодолевших минимальный порог в 27 баллов – до 15,3% против 21,1% годом ранее. 

В этом году заметно выросло число участников, сдававших профильный экзамен и набравших от 80 до 100 баллов. Уровень подготовки, необходимый для поступления в ведущие вузы страны, продемонстрировали более 17,5 тысяч человек против 12 тысяч годом ранее. 

Число участников, набравших более 60 баллов (уровень массовых инженерных и экономических вузов), увеличилось со 118 тысяч в 2015 году до 128 тысяч в 2016 году. 

Мы видим, что в вузы придут более подготовленные и мотивированные абитуриенты. 
==============
Похоже у противников ЕГЭ -- траур. Их надежды на отмену ЕГЭ исчезают. Крутой
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.03 / 3
  • АУ
Сизиф
 
russia
Практикант
Карма: +1,691.34
Регистрация: 14.09.2010
Сообщений: 18,710
Читатели: 82

Глобальный Модератор
Тред №1106812
Дискуссия   319 1
Посмотрел типовой экзамен. Как-то совсем не похож он  на типовой жупел (ЕГЭ, мол, тест, где галочки случайно расставить и четверть угадал, просто по теории вероятностей, повезет... поболе получится, а, если еще и знаешь чутка совсем отличником станешь).  Подмигивающий
Уважаемый Миклухо, а насколько этот Вами приведенный "типовой" с реальным этого года бьется. И сколько времени дают на написание экзаменационной работы?  Для базового и профильного уровней одинаковое время?  И является ли базовый вариант подмножеством профильного или совсем разный набор задач для них?
Отредактировано: Сизиф - 17 июн 2016 20:06:17
"Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается". В.В. Путин

Всё будет хорошо. Готовьтесь... Серьезно готовьтесь...

Ибу ибу ди - хуэй дао муди!
И тем шире шагайте, чем лучше подготовились.
  • +0.03 / 2
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Цитата: Сизиф от 17.06.2016 18:01:49Посмотрел типовой экзамен. Как-то совсем не похож он  на типовой жупел (ЕГЭ, мол, тест, где галочки случайно расставить и четверть угадал, просто по теории вероятностей, повезет... поболе получится, а, если еще и знаешь чутка совсем отличником станешь).  Подмигивающий
Уважаемый Миклухо, а насколько этот Вами приведенный "типовой" с реальным этого года бьется. И сколько времени дают на написание экзаменационной работы?  Для базового и профильного уровней одинаковое время?  И является ли базовый вариант подмножеством профильного или совсем разный набор задач для них?

Если этот, то это и есть реальный этого года.  
В ЕГЭ по математике нет тестовой части с 2010 года. Профильный пишут 4 часа, а базовый 3. 
Базовый не является частью профильного, но треть базового "используется" в первых заданиях профильного, для "порога". Базовый на 90% состоит из лёгких задач с 1 по 9 класс, а в профильном серьёзные баллы можно набрать только побеждая серьёзные задания. Базовый был создан в 2015 году для гуманитариев, а профильным стал называться обычный, образца 2010 года, с косметической модернизацией. 
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.02 / 2
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
К итогам ЕГЭ.
Статья   353 0
Цитата: zhyks от 30.07.2016 06:27:55Итоги ЕГЭ 2016- математика- "сдали лучше". По тестовым баллам -да. Но по первичным- вряд ли. 

Ваша первая ссылка никуда не годится. Вот правильная таблица.
Разобраться действительно сложно. Разное количество первичных. 34 -- 2015 ; 32 -- 2016.


2015 год -- первая часть включает 14 заданий -- это 14 первичных. (За 2 часть -- 20 первичных) За полное выполнение первой части дают 68 баллов.
2016 год -- первая часть включает 12 заданий -- это 12 первичных. (За 2 часть -- 20 первичных) За полное выполнение первой части дают 62 балла.


Выполняя первую часть на 50% выпускник получал в 2015 году 33 балла. 
Выполняя первую часть на 50% выпускник получал в 2016 году 27 баллов.
Более того до 10 первичного балла шкалы 2015 и 2016 года совпадают. ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
2/3 выпускников набирают не больше. Самый пик приходится на 7 и 8 баллов. 


А теперь ВНИМАНИЕ: Выпускник 2016 года, для набора 50 тестовых баллов, был вынужден решить первую часть на 83%. 
А вот выпускнику 2015 года, для набора 50 тестовых баллов, было достаточно 70% первой части. 


Не вызывает сомнений, что 2/3 выпускников решающим образом влияют на итоговый средний балл. Итоговый средний балл вырос. Это означает, что выпускники 2016 года смогли решить ЕГЭ на бОльший процент, чем их предшественники. 


Можно привести аналогию из области стрелкового спорта. Огромное количество начинающих заниматься стрелковым спортом очень быстро научаются выбивать 70 из 100. Научиться выбивать 83 из 100 многократно труднее, а некоторым это совершенно не под силу. 


Вывод: честный ЕГЭ всего за 2 года осуществил кардинальный поворот от падения уровня образования к его росту.
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.03 / 3
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Учитель.
Дискуссия   300 0
Сланцевский район – окраина Ленинградской области. Деревня Большие Поля – окраина Сланцевского района. Дальше автобус не идет. Последняя остановка соседствует с трехметровым забором, за которым живут и учатся трудные подростки, измотавшие своими правонарушениями и прямыми криминальными действиями без малого полторы сотни школ и ПТУ.

«Избил девочку…Вымогал деньги у малышей…Украл мопед…нюхал «Момент»…Разгромил киоск…Заторможенное развитие…Оставлен в пятом классе на третий год»
Это, так сказать, обобщенный портрет группы школьников, самому старшему в которой 16 лет, младшему – 14. А родители - «отец пьет…лишены родительских прав... мать ведет распутную жизнь». Один единственный такой ученик способен довести до срыва десяток педагогов профессионалов, а тут такие все. Учебный материал запущен в такой мере, что в седьмом классе приходится заново учить таблицу умножения.
В эту колонию для несовершеннолетних преступников и пригласили известного учителя, ветерана Великой Отечественной ойны, чье имя гремело по всему Союзу – Виктора Федоровича Шаталова. Пригласили, правда, для того, чтобы давать уроки-семинары преподавателям колонии, но Шаталов рискнул и втайне решил обучать тех, от кого давно все отказались – 11 семиклассников, за плечами которых и убийства, и разбои. Обучал ГОДИЧНОМУ курсу геометрии 7 класса в течение всего трех дней, по часу – в общей сложности три с половиной часа. А на четвертый день…
Появление в семинарской комнате одиннадцати ребят было воспринято настороженно – никому и в голову не могло прийти, что в условиях предельно напряженного семинара для учителей, Виктор Шаталов вел еще какую-то работу. Но вот, перед математиками-профессионалами стоят мальчики, готовые отвечать на любой из 110 вопрос, по всему курсу геометрии-7.
Это был не урок – вдохновение! Обескураженные учителя едва успевали переводить взгляды с одного отвечающего на другого. А потом хлынули слезы. Мальчишки отвечают, а учителя плачут. Плачут, не скрывая своих чувств. Да и как удержаться, если никто никогда не слышал таких ясных и безупречно точных ответов даже от благополучных детей, учеников математических классов.
Из учеников Виктора Федоровича Шаталова (учащихся отстающих «г» и «д» классов) выросло полсотни кандидатов наук, более десятка докторов, его книги переведены на 15 языков мира.
Статья Инны Изотовой.
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.04 / 4
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Цитата: Миклухо от 15.10.2015 09:03:29

Пионер На основе исследований 2012 года. Итоги 2015 года будут в декабре 2016 года.
Должны значительно приподняться. Думающий

Как в воду глядел:
Россия за три года значительно улучшила качество математическойи читательской грамотности, об этом говорят данные исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Отредактировано: Миклухо - 26 ноя 2016 12:23:29
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.02 / 2
  • АУ
slavae
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +884.42
Регистрация: 21.03.2013
Сообщений: 27,827
Читатели: 7
Цитата: Миклухо от 26.11.2016 09:22:17Как в воду глядел:
Россия за три года значительно улучшила качество математическойи читательской грамотности, об этом говорят данные исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Забыл выделить слово Читательской.

Интересная статья http://ammosov.livej…19203.html
Отредактировано: slavae - 26 ноя 2016 13:17:14
Империя - это мир, и этой идеологии достаточно. Мы живём в самой лучшей стране в мире и все нам завидуют.
Одушевлённое Одевают, Неодушевлённое Надевают.
  • 0.00 / 2
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Цитата: AndreyK-AV от 28.11.2016 09:21:20Словом даже без обсуждения того как ЕГЭ влияет на качество образования

Этого вопроса УЖЕ не существует:


PISA -- очень авторитетное международное исследование состояния школьного образования в различных странах..

 
PISA-2000 -- 23 место из 32 по математической грамотности. Набрано 478 баллов (средний балл -- 500). ЕГЭ отсутствовал абсолютно. Падение продолжалось.
PISA-2003 -- 32 место из 43 по математической грамотности. Набрано 468 баллов (средний балл -- 500). ЕГЭ на уровне эксперимента в нескольких регионах. Падение продолжалось.
PISA-2006 -- 34 место из 57 по математической грамотности. Набрано 465 баллов (средний балл -- 497). ЕГЭ в половине регионов. Падение прекратилось
PISA-2009 -- 36 место из 65 по математической грамотности. Набрано 468 баллов (средний балл -- 496). ЕГЭ впервые прошёл штатно, но не совсем честно. Тем не менее рост начался.
PISA-2012 -- 33 место из 65 по математической грамотности. Набрано 482 балла (средний балл -- 494). ЕГЭ снова прошёл штатно, но не совсем честно.
PISA-2015 -- Результаты будут дней через 10. ЕГЭ-2014 впервые прошёл честно. Было понятно, что рывок неизбежен.


Кравцов не выдержал и приоткрыл часть тайны:
Россия за три года значительно улучшила качество математической и читательской грамотности, об этом говорят данные исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Есть надежда, что средний балл преодолеем.

Потенциал ЕГЭ далеко не исчерпан. 
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.03 / 3
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов, а также подготовка выпускников, изучающих углубленный профильный курс математики и физики


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/obschestvo/3821764



Таблица 2. Средние баллы по математике учеников 8-го класса, по системе образования: 2015

Сингапур 1
621

3.2
Корея, Респ.
606

2.6
Китайский Тайбэй-ЧН
599

2.4
Гонконг-ЧН
594

4.6
Япония
586

2.3
Российская Федерация
538

4.7

1 Национальный определенной группы населения охватывает от 90 до 95 процентов Национальной целевой группы населения.
Таблица 1. Средние баллы по математике учеников 4-го класса, по системе образования: 2015
Сингапур 1
618

3,8
Гонконг-ЧН 2
615

2.9
Корея, Респ.
608

2.2
Китайский Тайбэй-ЧН
597

1.9
Япония
593

2,0
Северная Ирландия-GBR 3
570

2.9
Российская Федерация
564

3.4

1 Национальный определенной группы населения охватывает от 90 до 95 процентов Национальной целевой группы населения.
2 были включены Met руководящие принципы для уровней участия образца только после замены школ.
3 были включены почти довольные руководящие принципы для уровней участия образца после замены школ.
 
К О М М Е Н Т А Р И Й : Если принимать во внимание страны, а не города и области, то нас опережают только Япония и Корея. 
Города Гонконг, Сингапур и Тайбэй пускай посоревнуются с городом Москвой, а Сев.Ирландия с Татарстаном. 
 
Таблица 3. Средние баллы по математике учеников 11-го класса: 2015 (физматшколы)
Россия Федерация  2
1.9
540

7.8
Ливан 3
3,9
532

3.1
Российская Федерация
10.1
485
 
5.7
Норвегия
10.6
459

4.6
Соединенные Штаты Америки 3
11.4
485
 
5.2
Швеция
14.1
431

4.0
Франция
21.5
463

3.1
Италия
24.5
422

5.3
Португалия 4
28,5
482
 
2.5
Словения
34,4
460

3.4

2 Интенсивный курс высшей математики курсы , которые включают 6 или более часов в неделю. Результаты для студентов в этих курсах, отражаются отдельно от результатов для других студентов из Российской Федерации, курсы , которые включают 4,5 часов в неделю.
3 Не удовлетворяет рекомендации для выборочных показателей участия.
4 были включены Met руководящие принципы для уровней участия образца только после замены школ.
 
Статью читайте по ссылке: http://tass.ru/obschestvo/3821764
Таблицы я нашёл здесь:
 https://nces.ed.gov/timss/timss2015/timss2015_table02.asp
https://nces.ed.gov/timss/timss2015/timss2015_table01.asp
https://nces.ed.gov/timss/timss2015/timss2015_table46.asp

ЗЫ. Короче, дело обстоит так: Наши школьники опережают Европу, НАТО и ЕС по математике.
  Таблицы хорошо воспринимаются в режиме: "ответить". Если и это не поможет, то здесь дубликат.
Отредактировано: Миклухо - 30 ноя 2016 11:18:23
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.07 / 6
  • АУ
Sofiya
 
russia
Слушатель
Карма: +0.55
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 6
Читатели: 0
Цитата: Миклухо от 29.11.2016 23:05:38ЗЫ. Короче, дело обстоит так: Наши школьники опережают Европу, НАТО и ЕС по математике.

Даже удивили. Но результат несомненно радует
  • +0.02 / 2
  • АУ
Односельчанин
 
ussr
76 лет
Слушатель
Карма: +5.52
Регистрация: 13.12.2013
Сообщений: 142
Читатели: 1
Цитата: Миклухо от 29.11.2016 23:05:38В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов, а также подготовка выпускников, изучающих углубленный профильный курс математики и физики

.... скип

ЗЫ. Короче, дело обстоит так: Наши школьники опережают Европу, НАТО и ЕС по математике.

Приятно.
Как "человек в теме" не могли бы Вы прокомментировать за счет чего это достигается?
Поднялся ли уровень математической культурыграмотности в "обычных" школах? ФМШ были неплохи и в наше время.
  • +0.03 / 2
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Цитата: Односельчанин от 30.11.2016 22:08:00Приятно.
Как "человек в теме" не могли бы Вы прокомментировать за счет чего это достигается?
Поднялся ли уровень математической культурыграмотности в "обычных" школах? ФМШ были неплохи и в наше время.

Не то слово!Нравится


Начиная с 1995 года Россия участвует в международном исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), которое проверяет знания по математике и естественным наукам у учеников 4-х и 8-х классов. Наши восьмиклассники на 17-м месте из 38 стран по математике и на 15-м по естественным наукам. Россия отстает и от Болгарии, и от Чехии, не говоря уж про Сингапур, Корею и Японию.

 
1995 -- 524 балла  -- Россия отстает и от Болгарии, и от Чехии, не говоря уж про Сингапур, Корею, Японию. 
1999 -- 526 баллов
2003 -- 508 баллов -- впереди нас Бельгия, Нидерланды, Венгрия и даже Эстония и Латвия -- из европейских. Традиционные азиаты тоже выше.
2007 -- 512 баллов -- просыпаемся, впереди нас Англия, Венгрия и традиционные азиаты.
2011 -- 529 баллов
2015 -- 538 баллов -- Мы первые в Европе, ниже нас все страны НАТО и ЕС.


 
Мощь ЕГЭ оказалась настолько высокой, что переломила и многие палки в колёса. Смотрите:



2003 -- 508 баллов -- ЕГЭ на уровне эксперимента в нескольких регионах. Падение продолжалось.
2007 -- 512 баллов --  ЕГЭ в половине регионов. Падение прекратилось.
2011 -- 529 баллов -- ЕГЭ проходит штатно, хотя и нечестно. Начался рост.
2015 -- 538 баллов -- ЕГЭ проходит честно. Рост продолжился и это закономерно.



Есть ли резервы?

Да, есть. Их несколько. Не требующие финансовых вложений. Вот одно из них.

Пока советская школа была на высоте нагрузка школьников ограничивалась 30 уроками, а нагрузка учителей приблизительно 19 уроками. Сейчас учеников мучают 38 уроками, а учители ведут по 29 уроков. Убираем 8 уроков у учеников -- образуется гигантская экономия за счёт электричества, воды, канализации, некоторых других нюансов, оплаты уроков. Экономию частично отдаём на зарплату учителям, чтобы они за 19 часов получали бы, как сейчас за 29. 


Эффект будет не меньше, чем от ЕГЭ.
Отредактировано: Миклухо - 01 дек 2016 11:01:57
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.07 / 6
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Ветряные мельницы Шаталова

19 января 2013 г. в 1:29
Сегодня, 2013-01-18 я посетил Донецк с единственной целью - встретиться с легендарным Виктором Фёдоровичем Шаталовым. Надо признаться, я о нём мало что знал. Фамилия была где-то на слуху, но ничего конкретного. Решение встретиться с ним пришло благодаря комментариям к проекту Объясняшки - мол, идеи, положенные в основу Объясняшек - это идеи опорных карт Шаталова. В общем, собрался и поехал. Очень хотелось пообщаться с первоисточником.
 
Машинке в этом году исполнилось 50 лет. Единственная сложность в использовании - жуткий дифицит с лентами.
 
Виктор Фёдорович встретил меня у себя дома. В этом году 1 мая ему исполняется 86 лет - два раза по столько, сколько мне. Мужчины в нашей стране, я имею ввиду ещё ту страну, в которой мы родились, столько не живут. А он молодец - у него острый подвижный ум и отличнейшая память. Правда, возраст даёт своё - слух подсел, поэтому двустороннего общения не получилось - больше вещал он, а я благодарно впитывал. Благо, что ему есть что сказать и он хочет высказаться, хочет быть услышанным. Поэтому пишет свои книги. Сотни имён и событий с фотографической точностью он воспроизводит, рассказывая не только о своей жизни, но и о жизни той страны, которую мы потеряли.
 
Дальше я попробую зафиксировать некоторые интересности, услышанные от Шаталова.
 
Первое и самое удивительное. Несмотря на подтверждённые многочисленными фактами, результаты эффективности системы Шаталова в образовании, официальное образование ведёт себя так, будто этой системы не существует. Шаталов - уникальный педагог, вырастивший рекордное количество профессоров и докторов наук. Он учил, показывал результаты и стучался во все двери - смотрите, как надо учить, это не сложно и эффективно - берите и используйте. Но мало кому, кроме энтузиастов это было нужно - инертность образовательной машины он преодолеть не смог.
 
Коротко его тезисы относительно того, каким должно быть образование:
  • Школьную программу средней школы можно усваивать за 9 лет. Сейчас же, сделали за 11.

  • Учебная неделя должна быть построена по следующему принципу: понедельник-среда учимся, четверг выходной, пятница и суббота опять учимся. ДВА ВЫХОДНЫХ!

  • Каждый день ФИЗКУЛЬТУРА - как говорится, в здоровом теле здоровый дух!

  • Никаких школьных журналов и дневников. Они не нужны. Просто нет смысла контролировать.

  • Никаких домашних заданий специально. Дети сами начинают впитывать знания - активируется абсорбирующее свойство мозга впитывать всё новое и интересное.



У шаталова выпускники не только яйцеголовые профессора, но и мастера спорта. Да и сам он до недавнего времени ежедневно пробегал по 10 километров. Говорит, что за свою жизнь пять раз пробежал вокруг экватора. Пришлось прекратить бег из-за несчастного случая - уронил кастрюлю с кипятком и обварил ноги.
 
Для меня в этот день случилось много открытий. Одно из них - меня учили математике в математической школе по системе Шаталова (просто я этого не знал), так что мне довелось на своём опыте довелось испытать её действенность. И это не какие-то схемы или приёмы. Главное -  это создание особой атмосферы в ходе учебного процесса.
 
После окончания восьмилетки в 1986, мне нужно было выбирать, где учиться 9 и 10 классы. И моя одноклассница Наташа Валова, позвала в математическую школу. Я и согласился. То, как учили математике в этой школе не походило на то, к чему я привык. Объяснений материала было мало. Зато запомнилось то, что учитель Трубачёва Наталья Николаевна, в начале урока записывала с десяток разных задачек на доске, а мы решали их наперегонки. Кто первый решил, получает право рассказать остальным решение. Месяца три я тупил - я просто не понимал, как они это делают. Задачки не повторялись. Пристроиться на какую-то одну схему просто невозможно. Домашние задания не задавали. Точнее их не проверяли специально. Через некоторое время я втянулся и стал получать удовольствие от поиска решений на сложные задачки. Причём, чем сложнее задачка, тем больше удовольствия.
 
После школы, я часто задавался вопросом, почему другие предметы так не преподают. Оказалось, система Шаталова подходит под все предметы. Просто проще идти по накатанной и не брать на себя ответственность - это я про функционеров из образовательной сферы.
 
Кроме того, Виктор Фёдорович прошил очень интересную и насыщенную событиями жизнь. Его молодость - служба в армии во время войны и позже, прошла на Дальнем востоке. Он до сих пор отчётливо помнит Владивосток, Хабаровск, Биробиджан, Сахалин. Будучи геодезистом, он исходил половину приморья, о чём написал книгу.
 
И вообще, написание книг - его основное занятие. Раз в неделю ходит учить учителей в институт повышения квалификации. Говорить может часами на самые разные учебные темы - математика, география, биология, физика, психология - эрудит. 
 
Свою тему я двигать не стал. Спросил его, КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ? Он толком ответить не смог - для него это естественное состояние. Купил у него несколько книг - поразбираюсь дома.
 
Пригласил в ресторан в гостинице - отобедали высокой кухни.
 
На прощание, Виктор Фёдорович взял у меня почтовый адрес, сказал, что напишет. Дал и мне свой почтовый адрес 83017, Донецк, Бульвар Шевченко 65, кв.33.
 
Уезжаю из Донецка с кучей книг и невероятными впечатлениями.
Чего хочу пожелать себе и всем - прожить такую же яркую, насыщенную смыслами жизнь.

Источник: 
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.09 / 8
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Образованию нужны учителя-универсалы, компетентные во многих науках


ОКТЯБРЬ 02, 2016 13:08




Педагоги Донецкой Народной Республики сегодня отмечают свой профессиональный праздник – День работника образования и науки. Многие учителя, несмотря на активные боевые действия и угрозы со стороны своих украинских коллег, решили не покидать родные учреждения и мужественно продолжили выполнять нелегкую работу.  Среди них – выдающийся педагог-новатор, Народный учитель СССР Виктор Шаталов. В числе его авторских разработок — опорно-знаковая система, по которой сегодня занимаются школьники и студенты во многих странах мира. Первого мая 2017 года Шаталову исполнится 90 лет, однако он продолжает вести активную научную деятельность, читать лекции и семинары для педагогов, передавая им свой многолетний опыт. В интервью Донецкому агентству новостей ученый рассказал о проблемах современного образования и роли учителя в сложное для Республики время.

— Виктор Федорович, первый вопрос будет касаться злободневной темы. Вы остались в Донецке, несмотря на боевые действия. Предлагали ли Вам уехать, если да, то почему вы отказались?


— После начала войны мне предлагали уехать не раз. Предлагали многие, в том числе весьма авторитетные люди. Среди них – заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Российской Федерации Олег Смолин. Однако согласиться было невозможно, и дело тут не в одном только патриотизме, а в десятках тысяч книг, 64 из которых – авторские. Они хранятся у меня дома, а перевозить их с места на место – проблематично и бессмысленно. Тем более, сейчас появилась возможность возродить в Донецке лабораторию, закрытую после развала Советского Союза.

— Сейчас в системе образования Украины произошли некоторые изменения. Как Вы к ним относитесь?


— А как должен относиться русский человек, от которого требуют, чтобы он стал украинцем? Я и лекции читаю, и сказки пишу на украинском языке, потому что моя мать была украинкой и многие родственники говорили по-украински.  Люблю украинский язык. Из моих недавних работ – перевод на русский поэмы Ивана Франко «Ex nihilo» или «Из ничего». Он ее написал 1885 году, и более чем за 130 лет ее никто не переводил на русский. Сидел над ней более года. Украинский для меня – второй родной язык. Но когда его насильно навязывают русским детям – это насилие. Неправильно и то, что сегодня в Украине искажают историю, делая из нацистов и предателей героев. Но, к счастью, в мире хватает образованных, компетентных мыслителей, способных отстоять историческую справедливость. Пройдет время и всю эту пену смоет. Останется наука с ее неоспоримыми истинами.

— В то же время наметилась тенденция к упрощению школьной программы, однако увеличилось количество лет обучения.  Ваше отношение к этому?


— С точностью да наоборот. Сроки обучения без труда сокращаются на один – два года, рабочая неделя школьников на один день, недельная нагрузка в старших классах до 30 часов. И это – без упрощения программы. Следует сказать так: если мы хотим изменять мир, делать открытия, покорять новые пространства, то ни о каком упрощении школьной программы не может быть и речи. Уже сегодня во всей остроте поставлен вопрос о возрождении школьной астрономии и полновесности учебной подготовки по языкам и литературе.

— Но не кажется ли Вам, что для детей будет сложно выдерживать такую нагрузку?


— Дело в том, что тут ни о какой непосильной нагрузке речи не идет. Всего лишь правильная организация учебного процесса. Больше скажу, если грамотно все организовать у детей появляется дополнительный выходной – четверг. При этом они отлично усваивают материал и учатся на одни пятерки. У них нет домашних заданий. Вместо них – предложения. То есть им предлагаются задачи и упражнения от простых до олимпиадных. Процесс обучения так захватывает детей, что становится для них лучше любых развлечений, и они просят родителей приглушать телевизоры в вечерние часы.

— Почему же Вашу систему не применяли в наших школах повсеместно?


— Учителям-экспериментаторам часто приходится сталкиваться с противодействием со стороны профессуры. Причем, если в Москве меня поддерживали, то в Киеве, в основном, мешали работать. Даже статью обо мне в Российской педагогической энциклопедии завизировали двенадцать академиков, а в Украине только один. Когда в 1969 году я просил, чтобы мне дали класс, на котором необходимо было опробовать новую систему обучения, был получен отказ под предлогом, что нет примеров  результативности системы. Но где же было взять эти примеры, когда еще не был проведен эксперимент? Предвидя это, в Киев пришлось привезти мальчика, который, работая в условиях новой системы обучения, изучил к двенадцати годам весь школьный курс физики. А физика – самый сложный предмет. Его экзаменовали около часа двенадцать кандидатов и докторов наук, и заведующий кабинетом физики М. И. Розенберг сделал вывод: «Мальчик действительно отлично знает физику, но слабо разбирается в теории относительности Эйнштейна». Так и хотелось спросить: «А вы-то сами в ней разбираетесь?». Вот такую войну приходилось вести на протяжении двадцати лет, пока система не была официально признана и отражена в энциклопедиях.

— И, тем не менее, Ваша методика сейчас внедрена во многих учебных заведениях мира.


— Да, это действительно так. К счастью, многие дети, отучившиеся по ней, стали доцентами, профессорами, академиками. У них есть ученики, которые также вошли в научную элиту. В этой «войне» система уже располагает своей армией и весьма авторитетные люди могут ее отстоять.  Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге работают школы, где учителя проходят курсы повышения квалификации на основе новой системы. В первых числах сентября в Московской школе была прочитана лекция для учителей школы и родителей.  Такая же школа есть в Америке. Многие учебные заведения в разных странах мира работают по уже написанным книгам и учебникам. Например, в Северной Корее все военные училища обучают курсантов по системе Шаталова. Так что дело, несмотря на выпады оппонентов, набирает силу и живет.

— По Вашему мнению, на чем необходимо делать упор в обучении школьников?


— Надо, прежде всего, обучать не школьников, а учителей. Это магистральное направление. В институте последипломного образования в Донецке я читаю лекции по всем учебным предметам от физики и математики до литературы и физвоспитания, за это меня называют учитель-универсал. Много ли вы знаете учителей-универсалов, которые преподавали бы ряд предметов? А если подумать, то выяснится, что таких педагогов – великое множество. Это все учителя начальной школы, к которым обычно не очень серьезно относятся. Но как раз с них и надо брать пример. А когда в средней школе в класс приходит десяток учителей по разным предметам, то вступает в силу педагогический эгоизм, они начинают тянуть каждый в свою сторону и рвут детей на части. Образованию нужны учителя-универсалы, которые компетентны во многих науках. И если их станет достаточно много – придут отличные результаты.

— На Вашем счету немало новаторских находок и научных трудов в области образования. Над чем Вы работаете сейчас?


— В настоящий момент идет работа над заключительной частью автобиографической трилогии, после уже опубликованных книг «Вопреки» и «Есть упоение в бою». В первой части я написал, в том числе, о своей фронтовой жизни в годы Великой Отечественной войны. Вторая часть – тоже о войне, но другой. Эта книга посвящена сражению с оппонентами в академической среде. Результаты этого боя отражены в Большой Советской энциклопедии, энциклопедии Кирилла и Мефодия, в Российской и Украинской педагогических энциклопедиях. Под ними подписи десятков выдающихся ученых разных республик.

— В нашей Республике возрождают советскую традицию сдачи норм «Готов к труду и обороне». Как Вы относитесь к внедрению этой системы в современную систему образования?


— То, что у нас снова начали уделять серьезное внимание спорту и физическому воспитанию молодежи – это замечательно. Хорошо, что традиция сдачи норм ГТО возрождена, причем на официальном уровне. Сам в свое время сдал нормы на значок «Отличник ГТО II ступени» и горжусь этим. Значок ношу вместе со своими военными и государственными наградами. Мне скоро 90 лет, но несмотря на это я каждый день занимаюсь спортом – отжимаюсь, приседаю, отрабатываю боксерские удары и считаю, что уроки физкультуры нужно проводить ежедневно. Потому что спорт делает человека крепче, приучает к настойчивости и терпению. Все наши лучшие ученики были к тому же отличными спортсменами. Поэтому развитие спорта и пропаганду здорового образа жизни только поддерживаю.

— В Донбассе уже два с половиной года идет война. Как вы думаете, какова роль учителя в этих условиях?


— Киев намеренно давит Донбасс, чтобы здесь замерла жизнь, чтобы люди сникли и сложили руки. Порошенко говорил, что наши дети вместо того, чтобы ходить в школу, будут сидеть в подвалах. Большей гнусности сложно придумать. Но он не учел, какой мужественный, самоотверженный, патриотичный у нас народ, в том числе учителя. Многие из них не уехали, несмотря на обстрелы и угрозы своих украинских «коллег». Они остались тут и продолжили учить детей. Благодаря таким учителям Донбасс не сломить, и пророчества Порошенко никогда не сбудутся.

— Виктор Федорович, что бы вы пожелали своим коллегам в День учителя?


— Желаю держать себя в узде. Что бы ни происходило вокруг – паниковать не надо. Просто делайте свою работу и будьте уверены, что правда кривду всегда переборет. Дети будут брать с вас пример, и вы воспитаете прекрасных учеников. А на будущее хочу пожелать долголетия. Лично я могу сказать, что, прожив много лет, можно успеть сделать многое. А оглянувшись назад и оценив прожитую жизнь — получить право передавать свой опыт молодым.

Источник: Донецкое агентство новостей.. 
Отредактировано: Миклухо - 08 дек 2016 20:53:41
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.04 / 4
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева своим приказом от 17 октября освободила Алексея Семенова от должности исполняющего обязанности ректора Московского педагогического государственного университета. Деятельность Семенова, академика РАН и Академии образования, все три года его ректорства в МПГУ вызывала широкую дискуссию в педагогических и научных кругах. Еще в апреле состоялась его пресс-конференция, в которой также принял участие Константин Зискин, директор института «Высшая школа образования и когнитивных наук» (подразделения МПГУ, отвечающего за подготовку и переподготовку школьных учителей), на которой они обнародовали свои взгляды на дальнейшие изменения в системе школьного образования. Взгляды оказались настолько радикальными и не укладывающимися в привычные представления о сущности школьной системы, что на них сочло необходимым откликнуться бюро Отделения математических наук РАН, традиционно принимающее активное участие в дискуссиях о реформах российского образования. Конечно, это не случайно.


Наше математическое образование считается одним из лучших, а российская математическая школа — одной из сильнейших в мире. И отечественные математики очень внимательно следят за всеми новациями в сфере образования, чтобы они не привели к потере достигнутых позиций.
Мы решили обсудить проблемы образования, в первую очередь математического, с заведующим кафедрой теории чисел механико-математического факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН, членом бюро Отделения математических наук РАН Юрием Нестеренко, который к тому же непосредственно вовлечен в школьное образование, поскольку возглавляет ученый совет школы-интерната имени А. Н. Колмогорова МГУ. Его научные результаты отмечены премией имени А.А. Маркова РАН, международными премиями Островского, Общества Харди—Рамануджана и Александра фон Гумбольдта.

— Юрий Валентинович, в чем причина столь острой реакции бюро Отделения математики на эту пресс-конференции, что оно даже сочло необходимым принять специальное заявление? Казалось бы, все, что там было сказано, мы слышим уже много лет.

— На пресс-конференции было объявлено, что в перспективе в школах будет отменена классно-урочная система, не станет звонков с уроков и на уроки, школьникам перестанут ставить отметки, родительские собрания будут проводиться в электронной форме. То есть речь шла о новом витке радикальных реформ. Так что одной из причин было естественное беспокойство за судьбу образования в стране. Наша система школьного математического образования настолько ослаблена многочисленными реформами, что подобные шаги неминуемо приведут к ее полному разрушению.
Естественным было желание членов бюро отмежеваться от новых идей реформирования российского образования, так как легко было бы счесть, что они поддерживаются всем академическим сообществом, ведь академик Алексей Львович Семенов — член бюро Отделения математических наук РАН. Позволю себе процитировать отдельные места из заявления бюро. «Причину нынешнего кризисного положения в российском образовании нужно искать не в недостатках классно-урочной системы, а в продолжающихся уже двадцать пять лет бездумных реформах нашего школьного образования». «На наш взгляд, истинная причина отмены оценок имеет… простое объяснение: в нашей стране уровень школьного образования, по крайней мере в области математики, стремительно падает. Увеличивается количество плохих и удовлетворительных оценок. Это чревато оргвыводами. Лучше отменить оценки и “диагностировать прогресс успеваемости”». «Новые формы обучения должны прежде всего явно продемонстрировать свои преимущества по сравнению с действующей системой, позволившей нашей стране добиться выдающихся достижений, например лидирующего положения в математике и в таких ее приложениях, как создание ядерной энергетики, ядерного оружия, ракетно-космической техники».
Сказанное на пресс-конференции, скорее всего, было попыткой вульгарного изложения принципов образования по модели свободных искусств и наук — liberal arts and sciences. Один из ее адептов Джонатан Беккер в обстоятельной и весьма любопытной статье «Что такое либеральное образование и чем оно не является», посвященной основным принципам этой модели, перечисляя сложности ее внедрения в Центральной и Восточной Европе и на постсоветском пространстве, пишет: «Учебный план программы свободных искусств и наук может существенно расходиться с государственными образовательными стандартами. В странах с довольно жестким государственным регулированием в сфере образования (где оговаривается очень многое — от величины учебной нагрузки до содержания преподаваемых дисциплин) нужно либо рассчитывать на понимание со стороны государства, либо искать нестандартные решения при составлении учебного плана. Факультету свободных искусств и наук СПбГУ в России повезло, так как Министерство науки и образования настолько положительно восприняло новую форму обучения, что, в сущности, разрешило одну из самых смелых реформ образования в посткоммунистической Европе. Далеко не все министерства поступят так же».
А вот как выглядит преамбула еще к одной статье, посвященной модели liberal arts — она находится на сайте Радио «Свобода» [см. также более позднюю статью того же автора]: «Система образования liberal arts, широко распространенная в США и хорошо известная в Европе, в России представлена всего двумя факультетами — в РАНХиГС и СПбГУ. Недавно, правда, была предпринята попытка организовать подобные занятия для педагогов, но приживется ли новый способ образования в МПГУ, пока непонятно».
— А что вы лично считаете необходимым поменять в современном школьном образовании? Тем более что с приходом нового министра такая возможность вроде бы появилась.
— У меня есть три пожелания. Во-первых, отменить федеральный государственный стандарт общего образования. Во-вторых, разделить ЕГЭ по математике на два отдельных и проводимых в разное время экзамена: первый (базовый уровень), обязательный для всех, и второй (профильный уровень), обязательный лишь для тех, кто дальше хотел бы учиться в технических и других вузах с более высокими требованиями к математическому образованию абитуриентов. И в-третьих, вернуть особый статус специализированным в области естественных наук школам-интернатам для одаренных детей, существующим при ведущих вузах страны. Как правило, они созданы для иногородних учащихся из небольших поселков и городов, где способные к научной деятельности школьники не имеют возможности развиваться должным образом.
— Начнем по порядку. Стандарты надо вообще отменить или переработать?
— Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения частично уже введен в школах. Предполагается, что стандарт для старших классов, который утвержден и. о. министра в 2012 году, начнет действовать с 2020 года. Он разительно отличается от предыдущего стандарта, который утвержден приказом министра в 2004 году, прежде всего тем, что в нем полностью отсутствует содержательная часть образования. С моей точки зрения, это пустой и вредный документ, и я отменил бы его совсем. Этот стандарт, как сказано в самом его начале, «представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями…». Требования предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре, к условиям ее реализации. Далее, результаты освоения бывают личностными, метапредметными и предметными. Личностные результаты состоят из пятнадцати пунктов и все «должны отражать». Хотел бы я понять, как можно отражать «сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества» или «готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни»… Все это очень правильные пожелания, и, наверное, их неплохо бы вывесить где-нибудь в школе на видном месте, но все-таки как можно проверить способность результатов освоения образовательной программы к отражению указанных требований стандарта? Как оценить эту способность, например, по пятибалльной шкале?
«Основная образовательная программа образовательного учреждения» разрабатывается самим этим учреждением на основе «примерной основной образовательной программы», одобренной в конце июня 2016 года, и должна удовлетворять требованиям ФГОС. Сколько учреждений, столько и основных программ. Одно из основных принципов модели образования liberal arts — свобода выбора. Попытка обеспечить как можно более широкий выбор траекторий обучения ученикам и учителям приводит к необходимости контролировать все и вся, порождает документы, подобные ФГОС.

Вот еще одна цитата из упомянутой выше статьи Джонатана Беккера: «Основной принцип образования по модели свободных искусств и наук состоит в том, что во главу угла здесь ставится скорее развитие личности, нежели подготовка студента к какой-то конкретной профессиональной дея­тельности… Сторонники модели свободных искусств и наук свято верят, что любовь к учебе, способность критически мыслить и умение выражать свои мысли име­ют бо́льшую ценность для жизни, чем глубина знаний по одному предмету». Достаточно прочитать ФГОС, чтобы убедиться в его соответствии указанной доктрине.
Если раньше, в те времена, когда наша страна была во многих областях науки и техники на первых позициях, когда мы сами учились, именно получение знаний было целью школьного образования. А сейчас это оказывается второстепенной задачей. Конечно, это разумно и важно, что дети должны учиться общению и жизни совместно, в коллективе. Но если мы хотим летать выше, плавать глубже, двигаться быстрее, строить прочнее, хотим, чтобы наша информация была лучше защищена, то основным в школе должно быть знание. С одной способностью критически мыслить и умением выражать свои — свои ли? — мысли можно разве что майдан где-нибудь устроить.
На самом деле это все уже было. В 1920-е годы был примерно такой же подход, но когда началась индустриализация и понадобились инженерные и научно-технические кадры, то вернулись к формам традиционного школьного обучения, напоминавшим те же гимназии, которые были в России до революции. Конечно, содержание образования было иным, но во главу угла были поставлены знания. Наверное, такой решительный поворот стал возможным, потому что государство было централизованное, но именно эта система школьного образования обеспечила нам победу в Великой Отечественной войне, создание атомной бомбы, ракетного оружия, космические достижения и прочее. Именно после полета в космос Юрия Гагарина появилось знаменитое высказывание президента США: «Мы проиграли космос русским за школьной партой». А сейчас опять возврат к 1920-м годам.
Я полагаю, что примерная основная образовательная программа, возможно после некоторой редакции, вполне может быть сделана единой для всех основной образовательной программой, а ФГОС, конечно же нужно убрать.
— Не могли бы вы рассказать немного подробнее о своем отношении к примерной основной образовательной программе по математике?
— В значительной мере эта программа повторяет ФГОС, и ее нужно редактировать, правильно расставляя акценты. Но в ней есть содержательная часть, и на этом, применительно к математике, я остановлюсь немного подробнее. В программе предусматривается два уровня подготовки школьников — базовый и углубленный. Углубленный уровень — это дело специализированных школ и классов и, конечно, грамотных учителей, в совершенстве знающих предмет и умеющих доступно преподнести его детям, а также детей, способных к восприятию этого знания. Я буду говорить только о базовом уровне, различая учебные программы базового уровня и реальную подготовку школьников на этом уровне.
Сейчас есть большой разрыв между реальной подготовкой школьников на базовом уровне и требованиями программ этого уровня, причем разрыв увеличивается. Дети не в состоянии освоить нынешнюю школьную программу. Лучше всего это демонстрируют задачи базового уровня ЕГЭ. Ведь выпускников оценивают на задачах пятого-шестого классов. А попытки добавить в базовую школу элементы теории множеств и математической логики, статистику и теорию вероятностей, логику и комбинаторику приводят к тому, что математика из предмета, на котором детей учат думать, где они должны не просто запоминать, а рассуждать, сравнивать, развивать логическое мышление, постепенно превращается в дисциплину, имеющую, подобно медицине, географии или ботанике, огромную номенклатуру понятий и терминов, которые надо выучить наизусть и запомнить. Вместо аналитических способностей развивается память.
Я бы исключил из базовой программы все это, а также элементы математического анализа, потому что дети не в состоянии его освоить и понять. Все сводится лишь к механическому вычислению производных. Лучше, если бы кто-то из хороших математиков, из профессионалов, просто прочитал несколько развивающих лекций. Запись их можно было бы выложить в интернет для последующего просмотра на уроках. Пользы от этого было бы больше.
— Нас ведь не учили высшей математике в школе, но мы ее освоили, когда поступили в институт.
— Совершенно верно, но я речь веду не о тех детях, которые пойдут учиться в технический вуз или на математический факультет. Но вы, конечно, правы в том, что, если вдруг выпускник с базовым уровнем школьной подготовки придет в технический вуз, его, как и всех, будут учить математическому анализу с самого начала.
В школе перестали вообще изучать математику как предмет, потому что подготовка школьников выстраивается под ЕГЭ. Например, поскольку задачи по геометрии сложнее, чем другие, то их из ЕГЭ базового уровня фактически убрали. Там очень простые задачи по геометрии. Не нужно ничего доказывать: одноходовки, в которых требуется лишь что-то вычислить. Поэтому фактически геометрия из школы ушла, осталась только в специализированных школах. Конечно, в колмогоровском интернате мы всерьез ей учим.
— А ведь геометрия, может, даже важнее для детского развития, чем прочая школьная математика.
— Это вопрос целей образования. Если вы хотите развить образное мышление и пространственное воображение, то геометрия — это лучший предмет. Кроме того, геометрия выстраивается аксиоматически, вы учитесь логически упорядочивать свои рассуждения. Аналогичную роль играла арифметика когда-то, ее изучали до шестого класса. Не было алгебры, еще не вводили ни иксы, ни игреки, а арифметические задачи нужно было решать по действиям, и этих действий иногда было целых восемь. Сначала надо было написать, что ты хочешь сделать, спланировать свои действия, а потом выполнять намеченный план, последовательно отвечая на намеченные вопросы. Самому школьнику надо было сформулировать задачу, разработать последовательность действий, и это непросто. Но это было, и дети этому учились, и это развивало.
— Ведь с древнейших времен подчеркивалось, что математика нужна именно для развития человека, его умственных способностей. А сейчас ее изучение сводится к решению простейших задач.
— Если такая цель стоит перед образованием, то, конечно, математика для этого лучший предмет в школе. Причем на не очень высоком уровне, на том уровне, который достаточен для жизни. Поэтому я предлагаю и темы некоторые выбросить, и упростить кое-что. Освободившееся время можно было бы занять решением задач. Я бы ввел арифметику, которая раньше была, благо учебники есть, задачники есть. Больше времени уделял бы геометрии. А сейчас очень рано в школе вводят алгебру, это проще. Опять то же самое: это трудно, давайте мы от этого откажемся, заменим чем-то более простым.
ЕГЭ, который был задуман как объективный инструмент для измерения уровня подготовки школьников, стал влиять на сам измеряемый процесс, на обучение, причем влиять очень сильно, и в конечном счете обучение математике превратилось в подготовку к решению фиксированного набора задач.
Позволю себе сослаться на два закона психологии, сформулированные задолго до введения ЕГЭ: закон Гудхарта: когда какой-нибудь экономический или социальный показатель становится целью для проведения политики в экономике или социальных областях, он перестает быть показателем, который заслуживает доверия или адекватен тому, что мы хотим получить, — и закон Кэмпбелла: когда результаты тестов становятся целью образовательного процесса, они, с одной стороны, теряют свою ценность в качестве индикаторов уровня этого процесса, а с другой стороны, искажают образовательный процесс в нежелательных направлениях.
Вот еще одна формулировка закона Кэмпбелла, отражающая несколько иную сторону этого явления: чем больше какой-либо количественный социальный индикатор используется для принятия социальных решений, тем больше он будет подвержен давлению коррупции и тем с большей вероятностью он будет деформировать социальные процессы, для мониторинга которых он был предназначен, и увеличивать их коррупционную составляющую [см. статью А.Н. Паршина «Можно ли сопротивляться вторжению библио- и прочей -метрики?»].
И, насколько я понимаю, сейчас взят курс на то, чтобы ЕГЭ изменить. По крайней мере, чтобы сложная часть ЕГЭ не была открытой.
— Поясните, пожалуйста.
— В задании есть простые задачи базового уровня, о которых дети заранее знают, какого типа они будут, и могут на них натаскиваться, учиться решать их на так называемых демонстрационных вариантах. Диагностические, тренировочные варианты — все они содержат в базовой части одинаковые типы задач. А вот что касается профильной части, как и раньше это было на вступительных экзаменах, заранее не ясно, какие задачи будут. Ведь когда я шел, когда вы шли сдавать вступительные экзамены, мы ведь не знали, какие задачи будут. Вот к этому сейчас дело движется, и именно это вызвало большие скандалы в текущем году, когда родители посчитали, что задачи слишком сложные и что это задачи, которые не были заранее объявлены. А это намеренно делается, чтобы вернуться в конечном счете к тому, что было. Разработчики заданий ЕГЭ говорят, что спектр задач, не похожих на демонстрационные, будет ежегодно расширяться. Профильный экзамен ЕГЭ будет все более непредсказуемым. И выход здесь один: не готовиться к ЕГЭ, а изучать в школе математику. По моему мнению, в последние годы ЕГЭ трансформируется в правильном направлении, но этого явно недостаточно.
Сейчас фактически происходит разделение ЕГЭ по типу задач на вступительные и выпускные. О части «C» так и говорится, что это задачи, рассчитанные на поступающих в институт. Если вы сдаете ЕГЭ полностью, это фактически означает, что вы одновременно поступаете на мехмат или на физтех либо в другие вузы высокого уровня.
Как я уже сказал, по моему мнению, надо идти дальше и действительно разделить ЕГЭ на два разных экзамена. Чтобы все имели возможность сдавать простую, базовую часть ЕГЭ, которая удовлетворяет аттестационным требованиям. А потом желающие, те, кто хочет поступать в технические вузы и на естественнонаучные факультеты университетов, могли бы сдавать экзамен тоже типа ЕГЭ, но на более высоком уровне, где нужно не ответы давать, а писать решения. Эти решения проверяются не компьютером, а людьми. Причем проверяется, как дети умеют свои мысли излагать.
Собственно, в этом состоит мое второе пожелание новому министру: разделить ЕГЭ на выпускные экзамены и вступительные, потому что эти два вида экзаменов принципиально различны, их нельзя объединять. И я полностью поддерживаю заявление министра образования и науки Васильевой о том, что «вузы, особенно вузы очень сложные, социально значимые, должны иметь входящие письменные экзамены». В этом заявлении специально оговаривались медицинские и инженерные вузы. Если выпускной экзамен — это проверка уровня знаний и качества образования, то экзамен вступительный — это конкурс, это соревнование, там можно и с 90 баллами по ЕГЭ не поступить. Чем выше конкуренция на вступительном экзамене, тем сложнее должны быть задачи. В текущем году усложнили уровень задач. Люди не очень понимали, зачем это сделали. Хотя все просто: вступительные экзамены — это действительно конкурс.
— Теперь о третьем вашем предложении о школах интернатах…
— В период с начала 1970-х и до конца 1980-х годов я, будучи аспирантом, а затем преподавателем мехмата МГУ, одновременно читал лекции и вел другие занятия в специализированной физико-математической школе (ФМШ № 18) при МГУ. Последние пять лет я — председатель ученого совета этой школы. Теперь она называется «Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) МГУ».
Наша школа относительно небольшая — 360 учащихся десятого-одиннадцатого классов. По самым разнообразным рейтингам школ страны она неизменно находится среди лидеров. Например, в 2016 году рейтинговое агентство RAEX поставило СУНЦ МГУ на второе место среди школ страны, которые готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России. Это при том, что наши выпускники не пользуются никакими преимуществами при поступлении ни в МГУ, ни в любой другой вуз. А в рейтинге лучших школ России, подготовленном МЦНМО при содействии Минобрнауки РФ, СУНЦ находится на четвертом месте. Среди выпускников школы в настоящее время имеется четыре академика и десять членов-корреспондентов РАН, более трехсот докторов наук.
Инициатива создания специализированных школ-интернатов при ведущих университетах страны исходила от группы выдающихся советских ученых и государственных деятелей. Постановление Совмина СССР № 903 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля» от 23.08.1963, учреждающее четыре специализированные школы физико-математического и химико-биологического профилей, было принято накануне начала 1963/64-го учебного года. Постановление определяло статус этих школ, порядок отбора кандидатов из числа учащихся, проживающих вдали от университетских городов и проявивших способности к естественным наукам. Отбор должен был быть конкурсным, двухэтапным, то есть проводиться на основе экзаменов по профилирующим дисциплинам и собеседований ученых с поступающими. Для преподавания профилирующих дисциплин, специальных курсов, проведения семинаров и лабораторных работ привлекались профессора и преподаватели университетов. Идея, что способные к естественным наукам дети распределены по стране более или менее равномерно, поддерживается в СУНЦ МГУ и сейчас. Ежегодно наши преподаватели выезжают примерно в пятьдесят точек по всей стране для проведения письменных вступительных экзаменов, а летом устраивается лагерь для лучших кандидатов, где и завершается отбор наших будущих школьников.
Спустя двадцать пять лет после первого было принято еще одно постановление Совмина СССР № 1241 от 21.10.1988 г. «Об организации специализированных учебно-научных центров Московского и Новосибирского государственных университетов», которым существующие при Московском и Новосибирском университетах школы-интернаты были преобразованы в СУНЦы и становились структурными подразделениями этих университетов. Были решены все организационные и финансовые вопросы, связанные с этим преобразованием, в СУНЦах были созданы кафедры, соответствующие профилям образования, были введены профессорско-преподавательские должности, такие же, как в университетах.
В начале 1990-х в связи с изменением общественного строя страны вся «особость» СУНЦ МГУ, данная ему постановлениями Совмина исчезла, но школе, во многом потому, что она была частью МГУ, все же удалось сохранить преподавательский коллектив, структуру и традиции, заложенные ее основателями академиками Исааком Кикоиным и Андреем Колмогоровым. И сейчас СУНЦ — часть Московского университета, и учеба выстроена так же, как в университете: есть лекции, семинарские занятия, есть кафедры, с детьми работают преподаватели университета, в лабораториях университета проводятся практикумы для школьников, причем это относится ко всем профильным дисциплинам, не только к математике, но и к информатике, физике, химии, биологии, экологии. Наши преподаватели по-прежнему устраивают выездные экзамены, а потом проводится летняя школа — лагерь, где преподаватели работают с детьми, разговаривают, смотрят на них, выясняют, как они могут жить в общежитии, это тоже очень важно, — а потом уже ставят окончательную отметку.
СУНЦ МГУ сохранил традиции, но их государственная поддержка исчезла. Сложившаяся в СУНЦ система поиска талантливых учащихся требует больших затрат. Интенсивная умственная нагрузка требует восстановления сил, а мы сейчас кормим наших детей на сто пятьдесят рублей в сутки. Мы не являемся московской школой, а потому не получаем московских доплат. Пусть у учителей согласно постановлению 1963 года зарплата была всего на десять процентов выше, чем в других школах, но она все-таки была выше, это позволяло привлекать лучших учителей. Я полагаю, у таких школ, как СУНЦ МГУ, должен быть особый статус и соответствующая государственная поддержка.
— А вы сами какую школу заканчивали?
— Я окончил обычную школу в Харькове в 1964 году. Это был период, когда только начало создаваться специализированное обучение. У меня, правда, были очень хорошие учителя по естественным наукам, да и по гуманитарным тоже.
Математике меня учила Нина Томасовна Адамова — заслуженная учительница Украины, о чем я узнал значительно позже. Она вела математический кружок в школе и вообще любила с детьми возиться: устраивала у себя дома и в школе разные тематические вечера. И она же меня приставила к математическим олимпиадам, посоветовала ходить в университет на кружок. Это был довольно естественный путь к высшему образованию и науке для многих, я думаю, ребят моего поколения.
Автор материала Александр Механик
Источник: Эксперт, полный текст интервью — сайт Санкт-Петербургского математического общества
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.03 / 3
  • АУ
Миклухо
 
Слушатель
Карма: +23.12
Регистрация: 16.01.2013
Сообщений: 1,986
Читатели: 1
Совсем скоро, 11 марта, Яндекс в третий раз проведёт всероссийскую контрольную «Что и требовалось доказать». Мы знаем, что вы интересовались мероприятием и раньше и предлагаем вновь — ну или впервые — испытать себя: регистрация открыта для всех желающих, задачи по-прежнему будут нескучные, а помнить формулы для их решения необязательно.
Проверить знания можно онлайн или за партой — вузы-партнёры есть в 16 городах России. Список вузов вы увидите на странице регистрации. Чтобы подготовиться, можно попробовать решить тестовую версию работы — она уже доступна на сайте проекта.
Команда ЧТД
«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»
  • +0.02 / 2
  • АУ
Сейчас на ветке: 1, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 1