Откуда мы есмь. Родословная и краеведение.

10,670 24
 

Фильтр
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,692
Читатели: 4
Реальная жизнь в начале 19 века. Роль святой церкви и местного самоуправления.
Место Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, деревня Семеновская и Казаково, где Спасская церковь. Небольшие пояснения. Свободные крестьяне объединены в крестьянские общества. Имеющие права на самоуправление. Решения принимаются на сходе, решение схода называется приговор и утверждаются в уездных инстанциях. Церковь не должна вмешиваться в решения светских органов власти.  Обратите внимание на стиль писем.
Материал предоставил Бебякина Анна.


Государственный Архив Вологодской области
Фонд 496 (Вологодская Духовная Консистория) Опись 1 Дело 7859
 
Орфография и пунктуация сохранены. Листы расположены в хронологическом порядке.
______________________________________________________________________________

л.1 Резолюция на листе: 1821 года Марта 17 дня. Отнестись Консистории в Губернское Правление о возпрещении крестьянину Старцову строить мельницу на священно и церковнослужительской земле.

 
Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому кавалеру
Вашей Епархии Соль Вычегодскаго уезда Поршенской Спасской церкви священника Василия Георгиева и пономаря Николая Козмина Поповых

Прошение.

В прошлом 1819 году в Ноябре или Декабре месяце а котораго имянно числа – не упомним, нашего прихода Шалимовскаго Поршенскаго стану разных деревень приходские люди учиня и дали мирской приговор того ж прихода деревни Семеновской крестьянину Фаддею Старцеву с товарищи, коим отвели и позволили построить мукомольную мельницу на речке Городишной блис нашего приходу, и под оное местоположение строением занять крестьянское и наше общее владение, и по прозбе того Старцева чинено Соль Вычегодскаго Земскаго Суда сельским заседателем Сухих с приглашенными людьми свидетельство: местоположение где следует построить мельницу на крестьянской пожне Буковине повыше мосту и проезжающей дороги на правую руку вверх по течению речки Городишной, но неизвестно нам почему означенной крестьянин Фаддей Старцев с товарищи намеревается и ныне возит лес для постройки мельницы не на отведенное л.1об  крестьянами место, а пониже того мосту на левую сторону на наше церковнослужителей место, на коем становится сеннаго покосу немалое количество, а имянно копен на сорок, да к тому ж есть ли он Старцов построит мукомольную мельницу на том месте, то усостановит и проезжающую большую дорогу то и под оную займет нашей с крестьянами земли растояния немалое количество из под скодскаго выпуска, то краиная нам будет от оной мельницы обида и притеснение, а сверх того у того же Старцева на той же речке Городишной в верху имеется мукомольная мельница и ко оной захвачено и примежевано нашей церковнослужительской земли: сеннаго покосу на пятнатцать копен и тем сенным покосом пользуются оне и лишают собственности нашей, то есть ли ныне на нашем месте оной Старцев построит мукомольную мельницу то вовсе останемся мы без сеннаго покосу и потерпим себе обиду за нужное почитаем и осмеливаемся

Вашего Преосвященства и архипастыря наивсепокорнейше просим сие наше прошение принять и об отказательстве крестьянину Фаддею Старцову новой мукомольной мельницы на речке Городишной на нашей церковнослужителей л.2 земле отказать поелику хотя и есть земля крестьянская в общем владении с нами не крепостная а тяглая а буде означенной Старцов и желает построить на той речке мельницу то бы на другом крестьянском месте а не на нашем. О том обо всем отнестись куда следует начальству, и во всем вышеписанном обстоятельстве просим Вашего Преосвященства снабдить милостивой резолюциею.
Продолжение будет
Отредактировано: В. Вилежаня - 19 июн 2018 11:38:15
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.03 / 1
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,692
Читатели: 4
Продолжаем.
Небольшие пояснения. 
Епископ пишет просьбу ( указание ) Сольвычегодскому суду, чтобы суд воспретил Старцеву строить мельницу. Приводит аргументы. Мельничный пруд затопит сенокос, площадью 40 копен, и непалую дорогу. Непалая дорога - дорога действующая круглогодично. Явнвя забота о народе.
---- 
л.26 Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКАГО из Вологодскаго Губернскаго Правления Соль Вычегодскому Земскому Суду. Губернское Правление слушав сообщение Вологодской Духовной Консистории разсматривая присланное к Его Преосвященству Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому и Кавалеру прошение, Соль Вычегодскаго уезда Поршенской Спаской церкви от священника Василия Георгиева и пономаря Николая Поповых в коем значится: в прошлом 1819 году в ноябре или декабре и котораго именно числа не упомнят их приходу Шалимовскаго Поршенскаго стану разных деревень приходские люди дали мирской приговор того ж приходу деревни Семеновской крестьянину Фаддею Старцову с товарищи коим отвели и позволили построить мукомольную мельницу на речке Городишной близ из приходу и под оную местоположение занять крестьянское и их общее владение и по прозбе того Старцова чинено Соль Вычегодскаго Земскаго Суда сельским заседателем Сухих с присяжными людьми свидетельство местоположению где следует построить мельницу на крестьянской пожне Буковине по выше мосту к проезжающей дороги на правую руку в верх по течению реки Городишной но неизвестно им по чему крестьянин Фаддей Старцов с товарищи намереваются и ныне лес постройки мельницы не на отведенное крестьянами место а по ниже того мосту на левую сторону на их церковнослужителей место на коем становится сеннаго покосу немалое количество а имянно копен на сорок; да к тому ж есть ли он Старцов построит мукомольную мельницу на том месте о установит и проезжающую большую дорогу и под оную займет их общей с крестьянами земли расстояния не малое количество их под скотскаго выпуску, то крайняя им будет от оной мельницы обида и притеснение л.26об а сверх того у того ж Старцова на той же речке Городишной в верху имеется мукомольная мельница, а к оной захвачено их же церковнослужительной земли сеннаго покосу на 15ть копен и тем сенным покосом пользуется оне и имеют в собственности их то есть ли ныне на их место оной Старцов построит мукомольную мельницу то вовсе останутся они без сеннаго покосу и потерпят обиду. Просили крестьянину Фаддею Старцову в постройке новой мукомольной мельницы на речке Городишной на их церковнослужителей земле отказать, а хотя и есть земля крестьянская во общем с ним владении, о не крестьянская тяглая, а буде означенной Старцов желает построить на той речке мельницу, то б на другом крестьянском месте а не на их церковнослужителей. И о сем отнестись куда следует. На сем прошении резолюциею Его Преосвященства предписано: отнестись Консисторией в сие Правление о воспрещении крестьянину Старцову строить мельницу на церковнослужительной земле сообщает о сем сему Правлению с тем чтобы о последующем оную Консисторию уведомить. ПРИКАЗАЛИ: предписать Соль Вычегодскому Земскому Суду и велеть крестьянину Старцову в произведении мельницы на церковной земле и от того могущаго последовать сенным покосам затопления воспретить и о последующем Правлению донесть ныне же о сем Духовную Консисторию уведомить.
Июня 17 дня 1821 года.

__________________________________________________________________________
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,692
Читатели: 4
Но Старцев не лыком шит. Пишет объяснения в суд. 

.---- 


л.12 Подана августа 31 дня 1821 года 

 

В Соль Вычегодской Земской Суд
Шалимовскаго стану деревни Семеновской от крестьянина Фаддея Старцова

Объяснение.

На объявленные мне во оном Суде присланной из Вологодскаго Губернскаго правления Указ последовавшей с сообщения Вологодской Духовной Консистории а во оной по резолюции Преосвященнейшаго Онисифора Епископа Вологодскаго и Устюжскаго и кавалера на присланное к нему Поршенской Спасской нашей церкви от священника Василия Георгиева и пономаря Николая Поповых прошение якобы о самовольном мною с товарищами намерении строить вновь не на отведенной а на их церковнослужительской земле мукомольную на речке Городишной мельницу ниже мосту и проселочной дороги под затопление коей подходит будто бы их сенокосу на сорок копен да и дороги ж большие перенестись в должности может на их же общую с крестьянами земле в крайнюю им обиду и сверх того будто бы к имеющейся у меня, на той же речке Городишной вверху мукомольной мельнице замежевано от их церковнослужительской сенокосной земли на 15ть копен; и тем де покосом пользуемся мы и мешаем их собственности, то ежели я и ныне построю на их месте реченную мельницу то вовсе останутся они без сеннаго покосу и потерпят обиду л.12об коим по прочем просили в постройке мне на той речке Городишной вновь мукомольной мельницы на их церковнослужительской земле зделать воспрещение и постановленную в Земском Суде на оной Указ резолюцию. Сим честь объяснится имею нижеследующее

1е хотя вышеупомянутый проситель приходской наш священник Георгиев в посланном к Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому и кавалеру прошении по прочем приносит на меня с товарищи жалобу якобы в самовольном моем намерении строить вновь мукомольную мельницу на их церковнослужительской земле и затоплением оной воды будто бы я лишу их собственности но не справедливо а ложно потому что в прошлом 1819 году в октябре месяце возымели мы з братьями родным Федором и двоюродным Васильем и Иваном Старцовыми ж намерение устроить на речке Городишной на месте пришедшей в ветхость вновь во общей по генеральному отмежеванию нашей крестьянской и Поршенской Спасской церкви церковнослужительской под деревнями Казаковой и Голодяевой даче налевную мукомольную о двух поставах мельницу на строение коей в 12е число того ж октября и снабженья мы от сельского выборного и мирского своего крестьянского общества равно и реченного просителя священника Георгиева заручным мирским приговором а хотя бы следовало оной подписать л.13 дьячку и пономарю но тем как дьячка при нашей церкви тогда не находилось да и ныне не имеется а занимает ево место малолетний сын умершаго дьячка Воронцова Андрей обучающийся в уездном духовном училище а сенокосная земля частию подходящая под строение и затопление реченной мельницы пр(ежде?) владения без перемен священническая то мы с пономаря о рукоприкладстве к приговору ни мало просить за нужное надобностью не сочли в приговоре ж прикосновенных дач владельцы в числе коих и поминаемой священник Георгиев постановили за правило – на место затопленной нами земли получить от нас таковою ж з..та количество сенокосной по описи или мерою да мельничной амбар на (моей) стороне и строить ни мало в приговоре не помянули а оставили оное в волю нашу

2е когда получив мы позволительной на строение мельницы мирской приговор то я именованный о (учитений) надлежащего месту свидетельстве и потому о получении дозволительного указа в том же октябре месяце в ходил – с прозьбой в Соль Вычегодской Земской Суд, на которую по постановленной резолюции и командирован был из онаго на место сельский заседатель Сухих ко оной произведя л.13об надлежащее месту свидетельство и не найдя к постройке мельницы ник(ких) ни одного препятствующих причин представил таковое в земской Суд по разсмотрению коего Суд в 1819 ж году предписал Шалимовского нашего стану начальникам указом под постройку мне с товарищами мельницы просимое место отвесть (ста)новую постройку позволить что самое волостными начальниками исполнено и (ста)новое устроение нам мельницы позволено но о (у)добности места по верхнюю сторону проселочной дороги нимало в свидетельстве и указе не обозначено

3е а как мы почли в разсуждении затопления земли а особливо церковнослужительской менее и удобнее не по верхнюю а по нижную сторону проселочной дороги (непалой?) чтобы между станциями а лежащей только между селением не в другое какое место или дачи а теж самые против первого мирского приговора и менее ста сажень разстояния что самое удостоверить могу следствием при депутате с духовной стороны что действительно от устроения пониже дороги мельницы затопится удобной земли может быть менее а не так как священник прописывает на сорок копен но не может быть против того и наполовину

4е а дабы и сие было  с воли волостных начальников и мирского общества переменение ямской малой проселочной дороги то я с товарищами в разсуждении приготовления материалов л.14 на строение мельницы снабжен и на сие в 25 число февраля сего года мирским ж приговором а когда вознамерится я с товарищами устраивать ниже дороги мельничную плотину, то дабы известно было о том и частореченному просителю священнику Георгиеву и произошло с воли ево просили мы от него благословения которой не только б объявил наше строение мельницы препятствие но даже по принесении на место святых образа Спасителева Евангелия и креста (сто)отправлении с водоосвещением на месте Нерукотворенному образу молебствия благословил духовн(е)ю а молитвою с окроплением святой водой устраивать нашу таковую плотину что самое могут заверить и бывшие при том немалое количество люда, да и от перенесения дороги церковнослужительской земли обиды и притеснения нимало б(ы)ть наложат (азо) е(с)ли таковая и последовала то я с товарищами обязаны им таковое ж количество отдать земли своей да и скотской выпуск где скот имеет продо(воль)ствие по соседственности и неимению разгороды находится в общем пазбище то (..сего) они церковнослужители не могут чувствовать нимало обиды, да и дорога по их церковнослужительской в поскотине земле насколько не перенесется.

5е что ж лежит до примежевания л.14об к прежде существующей предков наших мельнице церковнослужительской земли то об оном я нимало знать не могу ибо тому протекло времяни уже более тритцати лет то ежели бы сие было действительно так в праве были бы жаловаться о сем бывшие церковнослужители а он они Георгиев и Попов из чего и замечается что священник Георгиев и пономарь Попов иск свой начали производить единственно из одой своей к нам недоброжелательности видно за то самое как уведомился я после что при самовольном выборе на ныне существующее трехлетие теми церковнослужителями первым племянника а последним зятя Ивана Старцова в церковные старосты имел законное препятствие сотоварищ мой в постройке мельницы братан Иван Старцов же в чем до отобрания от тех церковнослужителей по той части ответа они и прозбы не имели к тому поводом. Сам пономарь Попов подал на себя вид сего года на сырной неделе в четверток а котораго числа не упомню – в доме тестя своего крестьянина Тимофея Воронцова при людях между прочими разговорами сказал мне сими словами что ежели зять ево Старцов не будет церковным старостой то на желаемом нам месте не быть оной нашей мельнице.

6е а как по невидимости л.15 мы до сего времяни ни от кого в постройке помянутой мельницы препятствующих причин по вышеписанным дозволениям реченную мельничную плотину и при ней людную жилую избу ниже сказанной дороги уже устроили то вместо подходящей под оную церковнослужительской с товарищи сенокосной земли по силе мирского приговора – таковое ж количество мерою или по описи где будет им угодно из своего по д(ер)евне владения отдать обязуемся безпрепятственно ныне же в чем в чем уже в Земском Суде от меня с товарищи имеется по сей части при деле от меня надлежащая и росписка

а наконец 7е объяснив все вышеписанные обстоятельства с приложением данных мне мирским приговором покорнейше прошу сие мое объяснение в Соль Вычегодской Земской Суд принять и по прописанным обстоятельствам выстроенную нами ниже дороги мельницу со службою оставить без перенесения ибо строение оной нами произведено нами не самовольно а действительно по приказанию вышеобъясняемых лиц (и судебнаго) места и потому оной и перенести мы не согласны и ежели мне с товарищи приказано будет перенести частоупоминаемую плотину и со службою то вовсе кра(..)нее могу я с товарищи придти великое раззорение и церковнослужителям с товарищи ж вместо походящей под оную земли согласно мирского приговора и нашей росписки таковое ж л.15об количество из владений наших деревни Семеновской чрез кого следует при депутате духовной стороны и сторонних свидетелях приказать отвесть подлинные ж мирские приговоры по разсмотрении выдать мне обратно и о всем оном (коль(в)но) просителей челобитие учинить законную резолюцию.

Июля 9го дня 1821 года

К сему объяснению крестьянин Фаддей Старцов руку приложил

__________________________________________________________________________


И на тебе. Старцев пишет Епископу Вологодскому, как живут и что делают служители Спасской церкви.

Сокрытие налогов, за взятки недостоверные сведения в Обыскной книге, личная заинтересованность и прочая.


л.7 1821 года Июля 28 дня

 
Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому кавалеру
Сольвычегодскаго округи Шалимовскаго стану деревни Семеновской крестьянина Фаддея Старцова

Объявление.

Сего Июля 13 числа до обед пришел ко мне в дом приходской наш Поршенской Спасской церкви священник Василий Георгиев и по приходе сев в квартире на лавку говорил мне такими словами, что он пришел ко мне нарочно за исповедными деньгами на здачу имянных росписей, на что я ему священнику говорил что разве ныне росписи подает, то он Георгиев сказал что деньги сии мы собираем в четыредесятницу а с вашего де дому не взяты, то прошу отдать без чего и из квартиры нейдет, почему я и принужден был принести ему мешок с медною монетою денег спрашивал помногу он получает исповедных денег с человека, то он Георгиев сказал что по пяти копеек с каждой наличной в семействе состоящей души, в чем хотя я противоречил его требованию что сии деньги платить нам кажется не следует, но он сказал что не первый год берем по стольку, ибо пономарь Николай Попов в прошлом 1820м году тож по пяти копеек собирал, коих он Георгиев с меня при жене моей Александре и строшни..е (?) крестьянской девке Соло (так в ориг.) Поповых по числу семейства и получил л.7об пятдесят копеек, при получении же оных сказал мне что еще следует ему с брата моего жительствующаго однодомственно Федора Старцова ж получить и за крещение младенца, а как денег в мешке осталось еще довольно то я говорил ему что все равно нам коему ни есть платить но сколько и таковых следует на требование коих он священник сказал что с прочих за крещение берем по полтине и вы сами знаете, на что я Старцов ему Георгиеву говорил что пятидесяти копеек за крещение кажется не следует почему я сколько б не уменьшал за оное платежа но поколь при вышеписанных жене моей и строшни..е (?) до тритцати копеек не наклал ему Георгиеву то он денги не брал и из квартиры вон не шол же, каковых денег и получил он священник от меня всего восемьдесят копеек, получении о коих и по приходе в дом крестьянина Петра Бякова расказывал что он того дни получил от меня вышеписанное количество денег, а как я в последствии того времяни 17го числа при (с)лучившимся у меня крестьянам Захару Лубнину Трофиму Малых и Козму Бякова сказывал о настоятельном требовании и получении реченным священником не узаконенной платы с меня вышеписанных денег то из них Лубнин говорил что поп не теперечи на денги задорен и с брата де ево Родиона Лубнина взял за венчание брака по росписке на имя умершаго дьячка Воронцова пять рублей л.8 да и росписки не видал по которой де наследники того Воронцова взыскивают ныне другие с него деньги, а Трофим Малых говорил что и с него за венчание же пять же рублей да рубашку а за увольнительное письмо сестре его девице Марфе отданной сего года вЫльинскую волость в деревню Маркову Гору за крестьянскаго сына Данила Вешнякова в замужество за уменьшение против метрических тетрадей и имянных росписей лет вышло ему соломы ржаной и угощением вина не менее трех рублей, к чему подоспев с разговором нашей же деревни крестьянин, а братан мне Иван Харитонов Старцов же говорил при вышеписанных крестьянах что и он за венчание брака племянника ево Ивана же Семенова Старцова ж реченному священнику Георгиеву заплатил же денег дватцать пять рублей каковым требованием и взятием вышеписанных уповаю сверх указанной цены с меня денег реченной священник Георгиев и наводит мне обиду что может под тридневною присягою он Георгиев по-священству и сам скрыть усовестится да ежели и имянные росписи должно и приказано будет здавать нам то мы с протчими приходскими людьми обязаны на то очередоватся или собирать денги разрубом кроме ево Георгиева в коих также не терпят ли и другие приходские не сопряженныя ему родственнической и хлебосольственной связью люди равной мне обида, а в случае в чем либо против вышеписанныго ево священника запирательства л.8об то могут свидетельствовать вышеписанные люди под присягою от чего прибегая под защиту и покровительство. К сему

Вашего Преосвященства яко милостиваго отца и Архипастыря покорнейше прошу сие мое объявление принять и ежели вышеупоминаемаго священника Георгиева вышеписанные поступки есть противозаконны то о всем вышепрописанном зделать чрез кого следует надлежащее изыскание и что откроется с виновными поступить по законам и сверх следуемой указной за крещение младенца платы из восмидесяти копеек достальные с того священника Георгиева денги прошу взыскать и оными меня удовлетворить и о всем том учинить милостивую Вашу Архипастырскую законную резолюцию и мне удовольствие, а от платежа тому священнику Георгиеву в предел не законной за требы платы защиту.

Июля 18 дня 1821 года.

Объявлению крестьянин Фаддей Старцов руку приложил

__________________________________________________________________________



Ну и пошли объяснения служителей церкви. 

--- 

л.17 Подано 21 Генваря 1822 года 

 

В Соливычегодское духовное правление
Поршенской Спасской церкви

пономаря Николая Попова

Объяснение.

На объявленные мне присланной Вологодской Духовной Консистории указ и при оном приложенное Шалимовскаго стану деревни Семеновской от крестьянина Фадея Старцова объяснение по делу о намерении им Старцовым с товарищи ево в противность мирскаго приговора и повеления начальства выстроить мукомольную мельницу не на отведенном и позволенном месте а на принадлежащей земле Поршенской Спаской церкви; и постановленную во оном Духовном Правлении на оной указ резолюцию честь имею объяснить следующее

1е хотя Старцов между протчим в объяснении своем и прописывает якоб на позволенном ему месте званием пожне Буковине выше мосту и проезжающей проселочной дороги вверх по течению речки Городишной на правой руке к приговору за нужное меня просить подписатся не по чем; потому что якоб подходящие на сем месте под постройку ево мельницы к церкве земли принадлежали на часть одному священнику л.17об Георгиеву; и будто б оными владел он без перемены с причетниками погодно один но сие ево Старцова выражение вовсе несправедливо; означенными подходящими под постройку мельницы церковными землями священник Георгиев один не владел; а владели оными с ним священником как прежде равно и ныне владеем причетники переменяясь владением сих пожен погодно; что самое полагаю и священник Георгиев утвердит; и по сему самому как означенные земли подходящие под постройку мельницы есть церковные хотя меня Старцов и просил сказанной приговор подписать но я оного не подписал; потому что я церковной собственности отдать никому без позволения моего начальства не осмеливаюсь; и посему самому от сих причин вынужден я был дабы соблюсть ползу и собственность церкви и довел все вышеписанное а со мною вместе и священник Георгиев до сведения Его Преосвященства резолюциею оному Старцову от постройки сей мельницы отказано чтобы он строил означенную мельницу на крестьянской или на крепостной своей земле не касаясь собственности церковной;

2е чтож относится до изъявления Старцова о выборе церковнаго старосты крестьянина Ивана Старцова и до говоримых л.18 мною речей кои может он Старцов считает похвалными их и с продаже своей злоумышленными то сие ево мнение прошу начальство разсмотреть; я действительно речи говорил что не быть мельнице Старцова на нижнем месте потому 1е что оная ис перваго места переносится на другое место на котором как и выше значит нет соизволения и есть воспрещение Его Преосвященства а на другом по самопроизвольной своей прихоти; постройку оной должен будет оставить и потому должен кажется перенять; насчет же выбираемаго старосты крестьянина Ивана Семенова а моего роднаго зятя, то я по истинне и по сей части говорил ему что хотя бы (ноне) был утвержден старостой то не оставил бы сего без доносу вышнему начальству так как он Старцов отнимать от церкви земли никакого права не имеет и так объяснив

Онаго Духовнаго Правления всепокорнейше прошу прописанные мною обстоятельства разсмотреть и представить их к дальнейшему благоразсмотрению начальства.

Января 21 дня 1822 года

К сему объяснению пономарь Николай Космин сын Попов руку приложил.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если что непонятно, объясню.
Переписка и суды длились несколько лет. в результате Фаддей Старцев мельницу построил и стояла она больше 100 лет.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,692
Читатели: 4
Тем, кто интересуется первоначальным заселением Сибири. Про сибирские фамилии и откуда они появились конкретно, это уже другая история.

К сожалению, статья больше, чем может вместить эта ветка.




Полностью статья здесь. 
http://severnoe-treh…%80%D0%B8/


ВЫЧЕГЖАНЕ НА УРАЛЕ И В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (кон. XVI– нач. XVIII вв.)
Добрыднев В.А.


Торговые и военные экспедиции за «Камень», организованные Новгородом и Москвой, деятельность Строгановых в Приуралье свидетельствовали о том интересе, который издавна проявляли жители Русской земли к Сибири. Эти первые контакты дали россиянам общее, пока еще смутное и мифическое, представление о Зауралье и создали предпосылки для дальнейшего освоения этого региона силами государства и населения России.  Поход Ермака 1581-1584 гг. и последовавшие за ним военные экспедиции открыли дорогу на восток широким массам россиян. Были в этом потоке и уроженцы Сольвычегодского уезда. В конце XVI – начале XVIII века их можно было встретить среди сибирских служилых людей, промышленников, торговцев, гулящих людей и крестьян.
Выходцы из Поморья за Уралом часто получали прозвище по той местности, откуда они были родом: двинянин, пинежанин, устюжанин и т.д. Иногда это прозвище превращалось в фамилию и передавалось потомкам переселенцев. Нередко характерное «географическое» именование сибиряка в документах является единственным указанием на его родину. Соответственно, за Уралом им присваивались прозвища-фамилии Вычегжанин, Вилежанин, Лузянин и т.п. Сохранение «поморского» прозвища указывало на сохранение мигрантами прежней идентичности, связанной с сохранением памяти о родине предков – Сольвычегодском уезде. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. эта память исчезает, а вместе с ней исчезает и большинство «географических» прозвищ, которые заменяются на отыменные, «профессиональные» или связанные с особенностями характера и внешности новые фамилии[1].
Судя по распространенности в Сибири «поморских» прозвищ-фамилий, здесь были хорошо известны выходцы из Поморья, в том числе и уроженцы Сольвычегодского уезда. Как правило, переселенцы устраивались не в глухой тайге, а в уже заселенной, обжитой местности (острог, деревня), где можно было рассчитывать на поддержку земляков. Можно сказать, что здесь создавалась родная среда, благоприятная для адаптации все новых и новых групп мигрантов[2].
Вначале переселялся глава семьи, затем он перевозил из Поморья своих близких, а потом и дальних родственников. Со временем к этим переселенцам переезжали и другие земляки. Такая практика особенно широко распространилась в конце XVII века, что вызывало беспокойство у сибирских воевод и подьячих Сибирского приказа. Они неоднократно сообщали в своих отписках о сотнях поморцев (в том числе вычегжан), с семьями проехавших в Сибирь[3]. Северян не задерживали, так как они перевозили своих родственников легально. Официальным разрешением на это были проезжие грамоты, выданные им в Тобольске и Тюмени.
Это означает, что их уже считали сибиряками, что они уже успели легализоваться в Сибири. То есть обрести там какой-то (иногда новый) сословный статус: торговых людей, посадских, служилых людей или крестьян[4]. Самые успешные из мигрантов после истечения льготных лет на свой участок, покидали его и начинали осваивать новые земли, не облагаемые податями.
Так, постепенно, расширялись территории сельхозугодий, возникали новые заимки и слободы. При этом освоение сибирских земель шло, в основном, в восточном и южном направлении.
Царское правительство при колонизации Сибири придерживалось принципа сохранения переселенцев в их прежнем сословии и на новом месте. То есть переселяемые за Урал купцы оставались купцами, посадские – посадскими, крестьяне – крестьянами, служилые – служилыми, гулящие и работные люди – гулящими и работными.
Но часто на практике этот принцип не соблюдался и, в зависимости от возникшей необходимости, крестьянин мог стать промышленным, посадским или служилым человеком, дети служилого человека могли стать крестьянами, промышленный человек мог стать крестьянином, посадским, служилым или гулящим человеком и т.д.
Особенно часто власти «закрывали глаза» на социальное происхождение кандидатов в служилые люди[5], поскольку они требовались государству для закрепления в новых землях в первую очередь[6].
Первоначально служилых людей переводили из европейской части страны (в том числе из Поморья), а затем «верстали» из появившихся в Сибири переселенцев, представителей коренных народов, военнопленных и ссыльных. Именно они создали ту инфраструктуру, благодаря которой стала возможной крестьянская (земледельческая) колонизация.
Были среди сибирских служилых людей и вычегжане, а также их потомки. Наряду с поморскими крестьянами и промышленниками они принимали активное участие в колонизации Сибири, в сельскохозяйственном и торгово-промышленном развитии края.
Набор служилого населения в Поморье для отправки в сибирские города и остроги начал проводиться одновременно со строительством последних. В 1587 г. был основан Тобольск, столица Сибири. Для службы в новом городе решено было набрать даточных людей в поморских уездах. В тот год, согласно Вычегодско-Вымской летописи, «князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тоболск из вычегоцкие и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми».
Подобные распоряжения правительства продолжали поступать на Вымь и позднее. Так, в 1593 было «велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей»[7].
Освоившись на новом месте, служилые люди старались при первой же возможности перевезти в Сибирь своих родственников, прежде всего жен и детей, которые, лишившись кормильца, обычно влачили жалкое существование и «скитались меж двор». Чаще всего такой случай представлялся тем служилым людям, которые отвозили в Москву государеву соболиную казну или ездили «на Русь» по другим поручениям. Так, например, оказались в Москве кузнецкие казаки Федор Петров и Кирилл Афанасьев. По своей челобитной (см. Приложение) они в 1629 г. получили разрешение вывезти в Сибирь на казенной подводе «с санми и с хомутом» своих жен из Устюга Великого и Соли Вычегодской[8].
В Тобольске были сосредоточены главные военные силы Сибири. «Оттуда отправляли служилых людей в дальние места, и редко кто-либо из них возвращался обратно. Было необходимо как-то их заменять[9]». Пополнения набирались главным образом в Поморье.
Например, в 1630 г. по указу царя Михаила Федоровича дворянину Григорию Шестакову было велено «на Вологде, на Тотьме, на Устюге Великом, у Соли Вычегодской, прибрати из вольных гулящих людей в Сибирь, в Тоболеск, 500 человек казаков», выдать им по подводе на человека и подорожные до Тобольска[10]. Вскоре 485 уроженцев Поморья пополнили гарнизоны сибирских городов и острогов[11].
Возможно, некоторых из тех новобранцев отправили в Томск. По крестоприводной книге 1646 г. в Томске к сословию служилых людей относилось не менее 44 поморцев. Из них 33 пеших казака, в том числе трое вычегжан, один лузянин, один уроженец Соли Вычегодской[12].
Многие сибирские казаки в 20-х годах XVII в. «служили с пашни». Например, пеший казак Субботка Михайлов Вычегжанин имел 14 четвертей пахотной земли и 7 четвертей перелогу[13]. Он был не единственным в Тюмени выходцем из Сольвычегодского уезда. В начале 60-х гг. XVII в. в Тюмени в пеших казаках служил Дружина Терентьев Вилежанин, находясь к тому времени уже в престарелом возрасте. По этой причине им была подана челобитная царю Алексею Михайловичу об отставке от службы[14].
В те годы было принято, чтоб освободившаяся после отставки вакансия переходила к сыну служилого человека или другому его родственнику мужского пола. По-видимому, у Д.Т. Вилежанина таких родственников не было. Поэтому занять его место пешего стрельца в феврале 1665 г. изъявил желание стрелецкий сын Абрам Данилов Проскурнов[15].
В 80-х годах XVII в. в Тюмени проживали конный казак Григорий Вилежанин и стрелец Кузьма Вилежанин, которые также имели земельные наделы[16]. Вероятно, еще их отцы или деды переселились в Сибирь с Виледи.
........
Отредактировано: В. Вилежаня - 29 июн 2018 19:17:25
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.06 / 3
  • АУ
Сейчас на ветке: 1, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 1