Откуда мы есмь. Родословная и краеведение.

10,196 24
 

  • Фильтр
  В. Вилежаня ( Слушатель )
14 апр 2018 14:40:46
Суть ветки.
новая дискуссия Дискуссия  247

Считаю эту ветку средством индивидуальной защиты от ОМП в виде разнообразных искажений истории.
  • +0.08 / 4
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
14 апр 2018 14:42:41
Зачем мы ищем наших предков.
новая дискуссия Статья  318

В последние годы заметно возрос интерес людей к семейной истории, к своим предкам. Кто они такие, откуда? Какова их роль в тех событиях, которые происходили в нашей стране на протяжении нескольких веков? Люди ездят по архивам, читают краеведческие книги. Сайты Интернета по генеалогии и истории фамилий – одни из самых посещаемых. Мой родственник нашел наших общих предков, живших еще в16 веке.  Казалось бы, зачем это?
Есть у меня объяснение. Человеку в жизни нужны точки опоры. Одна из них – в знании истории своего рода. Когда при смене власти очередные хозяева жизни начнут объяснять простому человеку его место в обществе, они сначала обратятся к специалисту-историку. Тот за соответствующую плату расскажет человеку, что предки его, немытые и неграмотные, всегда были в услужении у хозяина. А добрый хозяин их кормил за это. Жили они  в каморке под лестницей на заднем дворе. Мол, и твое место там, и нечего рыпаться: получай свой кусок хлеба и славь доброго хозяина. Человек послушает и согласится. А что? Специалист не врет. Раз предки так жили, наверное, и мне так придется.
Когда же это скажут мне, то я отвечу, что ничего подобного не было. Потому что я сам видел записи в исторических книгах, а не слушал рассказы проплаченных «исследователей». Мои предки никогда не жили на заднем дворе и не ждали куска хлеба от хозяина. Да и хозяина у них не было. Жили свободными людьми, растили хлеб, строили дома. Имели имя, отчество и всегда фамилию. Мой предок воевал гренадером во времена Потемкина. А другие пращуры осваивали Сибирь вместе с Семейкой Дежневым и Ерофеем Хабаровым, потому что их фамилия встречается от этих мест до Камчатки. Поэтому ни в какое услужение к хозяевам я не пойду и буду достоин своих предков. Так отвечу я и, наверное, любой, кто сам будет заниматься историей своего рода.
Вот так бы я объяснил появление у наших граждан большого интереса к поискам предков и изучению семейной истории.
  • +0.08 / 4
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
14 апр 2018 14:58:53
За удачу.
новая дискуссия Дискуссия  246

Предлагаю на этой ветке
- делиться успехами в поиске предков
- обращаться за помощью и оказывать помощь другим в этом деле
- восстанавливать историю знакомых Вам мест
Как и в любом другом поиске, поиск предков требует усилий и времени. Но бывают и удачи. И вот, Вы в руках держите бумагу, с упоминанием вашего предка и его деяний, жившего насколько столетий назад. И Вы понимаете, что Вы не Иван, родства не помнящий, а связь времен существует.
  • +0.10 / 5
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
15 апр 2018 16:21:26
С чего начать установление своей родословной.
новая дискуссия Статья  278

В молодости человек как-то мало интересуется своей родословной. Знает своего деда и имя прадеда по отчеству деда. Вот, в основном,  и всё. Оно понятно. В молодости другие интересы. Но с годами человек задумывается, откуда он? Кто были его предки, где жили, чем занимались. У некоторых эти вопросы так и остаются вопросами, но некоторые начинают действовать, пытаются узнать, откуда я есмь?
 В помощь действующим. 
Берем тетрадку и ручку и начинаем записывать. Воспоминания родственников о прошлом. Кто что помнит. Кто где жил, чем занимался. Семейные легенды и предания. Прозвища родных, просторечные имена, если они были. Любые детали. Они пригодятся в дальнейшем для идентификации людей. Это очень важно, сделать опрос и записи сейчас. Так уж устроена жизнь, еще вчера можно было спросить человека, а сегодня уже не спросишь. 
В следующий раз,что такое родственные связи.
  • +0.15 / 7
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
17 апр 2018 06:27:04
Родня.
новая дискуссия Дискуссия  311

Родственные связи. 
Родственные связи, вопрос довольно запутанный.Существует 4 основных формы родства.
1.Кровное родство (биологическое). Образуется при рождении от одного общего предка - родоначальника.В России принято считать кровное родство по мужской линии. Степень кровного родства, то есть близость по крови, определяется числом рождений. Например, между дедом и внуком два рождения, между братом и сестрой тоже два рождения, то есть дед и внук, брат и сестра находятся во второй степени кровного родства. Между мужем и женой степень родства не учитывается.
2.СвойствО. (От слова свои, свояки). Это родственные связи, образующиеся через брак лицами одного рода с лицами другого рода. Это, например, зять, теща, свояки. шурины и т.д.
3. Родство по усыновлению (по-церковном - сынотворение). Это между приемными детьми и их усыновителями. Государством и церковью права усыновленных детей приравниваются к правам кровных детей.
4. Духовное родство. Это родство крестных детей и крестных родителей, возникающее в результате христианского обряда крещения. Крестные братья, кумовья. 
  • +0.02 / 1
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
17 апр 2018 12:43:55
Документы.
новая дискуссия Статья  280

Рассказы родственников хороши, но они имеют пару недостатков. К сожалению, они могут быть не точны из-за слабой человеческой памяти. Они охватывают малый промежуток времени. Основные сведения мы добываем из исторических документов.В тех, в которых описывается жизнь нашего конкретного предка. Документы делятся на церковные и светские. До 1918 года.
К церковным относятся.
Метрические книги (метрики). 
Крещение человека, венчание, соборование - это всё таинства божьи. Этим и делами занимается церковь. А так же ведет учет этих дел. Для этого в приходском храме есть метрическая книга, которая состоит из трех частей. О родившихся, о бракосочетаниях, об умерших. Там записываются даты, сословие, возраст, место жительства людей. Книга официально введена в 1722 году, претерпела несколько формальных изменений. Книга велась 1 год в двух одинаковых экземплярах. По истечении года 1 книга оставалась в местном храме, вторая книга отправлялась в региональное духовное управление (консисторию). Там делалась подшивка из всех приходских книг епархии за 1 год. Сохранность книг относительно хорошая. Ныне книги хранятся в областных архивах. Случайно попадаются в музеях и районных архивах. 
Исповедные книги. 
Каждый человек, достигший семилетнего возраста должен был раз в год исповедоваться. Священник приходской церкви записывал семейное положение, возраст исповедующегося и отметку об исповеди. Если человек не был на исповеди, то причину. Ныне хранятся в областных архивах. 
Книга брачных обысков.
В них более подробно описывались вступающие в брак. В основном, выяснялось, нет ли среди них "духовного и плотского родства", мешающего вступить в брак. Сохранность книг меньше, чем метрических и исповедных.
Клировые ведомости
Книги содержали подробную информацию о церковнослужителях и их семьях. Сохранность книг хорошая. Особенно полезны для потомков духовного сословия.
Светские источники.
В первую очередь - это материалы переписей населения. Их довольно много. Они со временем отличались по форме и в деталях. Купчие. Это документ, удостоверяющий торговую сделку, например, куплю и продажу земли. В основном,хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). 
Судебные дела. 
Материалы гражданских и уголовных дел. Могут храниться в областных архивах и в РГАДА.
  • +0.09 / 4
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
18 апр 2018 10:30:46
Документы советского периода.
новая дискуссия Дискуссия  224

После двух революций 1917 года в России произошли большие перемены в жизни, а значит и в производстве и хранении документов. Были отменены сословия. Значит, перестали писать в документах, обязательно принадлежность к сословию. Была отделена церковь от государства. Теперь церковные постановления и записи не имели юридической силы. Метрические книги стали не нужными. Были созданы Отделы записей гражданского состояния. в общем, изменился порядок и сроки хранения архивной документации. В значительной мере менялось административное деление страны. Значит менялись адреса объектов и адреса архивов хранения документов. Получили в значительной мере развитие газеты, особенно местные. Во время войны издавалось много фронтовых газет. Это всё источники исторической информации о наших предках. Издавалось много мемуарной литературы и литературы по истории организаций и предприятий. Там тоже много информации. 
  • +0.03 / 2
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
18 апр 2018 19:04:54
Территориальное административно-территориальное деление нашей страны.
новая дискуссия Статья  137

Теперь нам понадобятся краеведческие знания, чтобы приступить к поиску своей родословной. В частности, идентификация тех мест и их адрес в то время, где происходили события. 
Начну для начинающих с начала 18 века. Если кто добрался до этих времен в своих поисках, уже сам определит, как делилась страна раньше. 
По указу Петра 1, в России было учреждено 8 губерний. Московская, Ингерманландская (в последствии Петербургская),Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Азовская, Сибирская, Казанская. В последующие годы сам Петр из существующих выделил несколько новых губерний. Следующие правители России тоже разукрупняли губернии. Более-менее стабильность наступила после Екатерины. Некоторые губернии просуществовали в своих границах до 1917 года. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Это, примерно, наши районы, только больше. Большие уезды территориально, но не административно,  делились половины, трети, четверти. Административно уезды делились на волости. Примерно, как наш сельсоветы, только больше. По церковному делению страна делилась на епархии и приходы. Епархии совпадали с губерниями. Приходы включали в себя несколько деревень, которые были приписаны к одной церкви, куда люди ходили справлять свои требы. В волости было несколько приходов. В городах тоже могло быть несколько приходов. 
Советская власть с 1918 года тоже изменяла административные границы. Менялись границы губерний, упразднялись одни губернии, создавались новые. В 20-х годах упразднялись уезды и создавались районы. Последние серьезные  изменения в административном делении происходили в 37-38 годах. Тогда появились области, которые практически существуют до нашего времени. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
18 апр 2018 19:11:10
История административно-территориального деления нашей страны.
новая дискуссия Статья  476

Теперь нам понадобятся краеведческие знания, чтобы приступить к поиску своей родословной. В частности, идентификация тех мест и их адрес в то время, где происходили события. 
Начну для начинающих с начала 18 века. Если кто добрался до этих времен в своих поисках, уже сам определит, как делилась страна раньше. 
По указу Петра 1, в России было учреждено 8 губерний. Московская, Ингерманландская (в последствии Петербургская),Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Азовская, Сибирская, Казанская. В последующие годы сам Петр из существующих выделил несколько новых губерний. Следующие правители России тоже разукрупняли губернии. Более-менее стабильность наступила после Екатерины. Некоторые губернии просуществовали в своих границах до 1917 года. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Это, примерно, наши районы, только больше. Большие уезды территориально, но не административно,  делились половины, трети, четверти. Административно уезды делились на волости. Примерно, как наш сельсоветы, только больше. По церковному делению страна делилась на епархии и приходы. Епархии совпадали с губерниями. Приходы включали в себя несколько деревень, которые были приписаны к одной церкви, куда люди ходили справлять свои требы. В волости было несколько приходов. В городах тоже могло быть несколько приходов. 
Советская власть с 1918 года тоже изменяла административные границы. Менялись границы губерний, упразднялись одни губернии, создавались новые. В 20-х годах упразднялись уезды и создавались районы. Последние серьезные  изменения в административном делении происходили в 37-38 годах. Тогда появились области, которые практически существуют до нашего времени.
  • +0.09 / 4
  В. Вилежаня ( Слушатель )
20 апр 2018 07:02:18
Как выглядят документы
новая дискуссия Дискуссия  245

Запись в метрической книге о рождении.


За 150 лет чернила выцвели, но читать можно.
В этом приходе к этому времени за 1866 год родилось 14 мальчиков. Родился 21 марта, крестили 22 марта и нарекли именем Симеон. Далее, сведения о родителях.
Деревни Парфентьевой горы государственный крестьянин Николай Михайлов Сухих и законная жена его Пароаскева Афанасьева оба вероисповедования православного.
Далее сведения о воспреемниках. (Крестных родителях). Далее подписи приходского священника и дьячка. На другой странице сведения о том, кто совершал таинство крещения.
Еще документ. Великое спасибо тем, кто сохранил его и тем, кто перевел его на современный язык.
Петр 1 задумал провести перепись населения в 1710 году, но по какой-то причине она ему не понравилась и он приказал результаты уничтожить. Но часть результатов сохранилась. Перепись Цимермана 1710 года http://census1710.narod.ru/ 
Отредактировано: В. Вилежаня - 20 апр 2018 07:30:55
  • +0.09 / 4
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
25 апр 2018 08:36:06
Работа с архивами.
новая дискуссия Дискуссия  256

Статьи 6 и 8 Конституции РФ дают право гражданам на получение информации, в частности, из архивов. Но лучше, при походе в архив, не потрясать Конституцией, а выполнять правила архивов. Поход будет результативнее. Это из практики. Еще из практики, существуют исключения, как по срокам хранения, так и по месту хранения  документов. Это не исключения в законе, а следствия не соблюдения правил. 
После 1918 года созданы отделы ЗАГС. У них, соответственно, есть свои архивы. Непосредственно, в ЗАГСе хранятся документы 75 лет а потом отправляются в государственный областной архив ЗАГСа. Чтобы получить информацию по родословной, нужно документально доказать родственную связь с искомым человеком. 
Архивы НКВД. Запросы в такие архивы вызывают большие сомнения. А зря. Архивы открыты и даже позволяется делать копии с документов. Для этого надо обратиться в ближайший отдел ФСБ и там объяснят, как надо действовать, куда отправлять запрос. Но для этого нужно документально показать. что Вы являетесь прямым родственником того человека, делом которого интересуетесь. На дядей, тетей, двоюродных дедушек  дела не выдаются, но информацию получить можно.
В областных государственных архивах хранятся Похозяйственные книги колхозов. Они велись с 1935 года до 60-х годов на каждого члена колхоза. Отдельно на единоличников.. В ней масса информации. Состав семьи, сколько земли, чем земля засажена, сколько в хозяйстве домашнего скота, какие постройки и сколько стоят. Кто из семьи где находится. 
Документы до советского периода хранятся в областных государственных архивах. В некоторых архивах они выдаются на руки, в некоторых выдача запрещена в виду их ветхости. В таких случаях сам архив предлагает оказывать услуги, но на платной основе.  В некоторых фотосъемка разрешена. В некоторых запрещена. Короче, по каждому отдельному архиву нужно узнавать их правила.
  • +0.04 / 2
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
26 апр 2018 06:41:35
Родословное древо и поколенная роспись.
новая дискуссия Дискуссия  267

В ходе поисков своих предков у вас появился результат. Нужно как-то его оформить для наглядности. Сначала определимся со степенью родства и отобразим их графически. Получатся родственные линии. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия указывает только на прямых предков. Боковые линии указывают на родственников, восходящих от предков. Прямая линия у каждого человека уникальна. Боковых линий у человека много и они показывают разный уровень родства. Прямая и боковые линии образуют родословное древо. Из него наглядно видно, кто и в какой степени родства находится с Вами.
Результаты поисков можно отобразить в виде поколенной росписи. Поколенная роспись -это нумерованное перечисление членов рода по генеалогическому старшинству. Получается таблица, имеющая минимум 3 столбца. Номер по порядку самого старого предка, от которого пошел род. Потом его имя, потом номер отца уже второго поколения. Бывает несколько вариантов составления поколенной росписи.
История рода. 
История Вашего рода, это не только даты жизни предков. Все они жили на нашей земле, чем-то занимались, были разными по способностям и достижениям. Некоторые факты из жизни ваших предков откроются Вам в процессе поисков истории рода. Вы увидите, в каких событиях участвовали Ваши предки. Всё это надо сохранить для Ваших потомков. Но при этом никакие художественные вымыслы не допустимы. Только факты. В идеале результаты Ваших поисков нужно опубликовать в виде книги. Многие так и делают. 
  • +0.06 / 3
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
26 апр 2018 15:31:46
Как практически искать родословную. Общие правила.
новая дискуссия Дискуссия  240

Как практически искать родословную. Общие правила.
Исходные данные.

Гражданин А решил заняться поисками своих предков. На данный момент человеку 50 лет. Ищем по отцовской линии. Живы его родители в возрасте 75 лет.
Сразу определяем год рождения родителей. 2018- 75 = 1943 год. По рассказам родителей, дед гражданина А родился в 1920 году. Тут никаких документов не надо, дата точная. Родился он в губернии Н, в деревне М. Сам А деда еще помнит, малышом один раз ездил в те места. Про деда отца, то есть прадеда А известно только то, как его зовут,  что родился он в деревне К, в губернии Н и умер в 1965 году в возрасте 70 лет.  Получается, что прадед родился, примерно, в 1895 году и известно примерное место рождения. Почему дата рождения примерно, потому что точно их в те времена никто не считал, да и в  документах возможна ошибка.  
Тут уже начинается архивный поиск. Сначала нужно определить, в какой губернии в те времена находится примерное место рождения прадеда. Административные границы губерний значительно изменялись после 1918 года, а областей после 1929 и 1937 годов. Однако, границы изменялись и в другие годы. В помощь, Интернет, энциклопедии. После поисков, определили. Далее, нужно найти деревню К. С большой вероятностью, она сейчас заброшена или не существует. Может иметь другое наименование – официальное или народное. Искать можно опросом местных жителей, местных старожилов, местных краеведов. В Интернете могут быть опубликованы списки деревень данной губернии 19 века  официальными названиями. В этом списке название деревни и расстояние до неё от уездного центра. Так что, деревня находится. Допустим, выяснили, что бывшая деревня К находится в области Л в районе Р. Далее нужно выяснить, к какому приходу эта деревня относилась.  Нужно обратиться в районный или областной архив, к местным старожилам или краеведам. И найти ближайшую  к деревне церковь. В названии церкви обязательно присутствуют два названия. Церковное по имени святого или церковного события и географическое. Например, Благовещенская церковь на реке Ухтомка. В народе приживается одно название, Благовещенская или Ухтомская. Нашли деревню и приход.  
Далее, нужно запросить областной архив, в котором могли быть отправлены церковные документы того времени. В какой архив? В какую губернию или область входила деревня К в разные времена. Запрос выглядит так. « Имеются ли в вашем архиве метрические книги или исповедные книги прихода Б за 1890-1900 годы?» Два варианта ответа. Такие документы есть, или таких документов нет. Если ответ отрицательный, то можно спросить, где могут находиться эти документы и направить запрос в другой архив. Если Вам повезет, и документы находятся в этом архиве, то можно спросит, как с ними ознакомиться. Вариантов ответа тоже два. Документы на руки не выдаём в связи с ветхостью.  Можем предоставить выписки, услуга платная, цена такая-то.
Или. С документами можете сами ознакомится.  Тогда поезжайте в архив и сами разбирайтесь в почерках дьячка, особенно если он крестил в тот день 2-3 ребенка. Увлекательное занятие.
  • +0.03 / 2
  В. Вилежаня ( Слушатель )
07 май 2018 08:07:00
Краеведение.
новая дискуссия Дискуссия  278

Для общего образования 
О казачестве. Исторические факты против мифов.
https://www.youtube.…nNo-Ck1C_0 
Во исполнении п.1 "Суть ветки"
Отредактировано: В. Вилежаня - 07 май 2018 08:34:41
  • +0.02 / 1
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
20 май 2018 19:30:32
сообщение
новая дискуссия Дискуссия  354

Это опись документов в архиве. 
Может, кто-то заинтересуется фамилиями. время - начало 18 века.
  • +0.03 / 1
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 июн 2018 14:50:02
про Названия
новая дискуссия Дискуссия  229

Есть не мнение, а факты.
Я сказал, что что гидронимы с окончанием га, происходят из фино-угорских языков. Есть вопрос, а кто такие фино-угры? Соответственно, какой у них язык? Это собирательное название. Есть еще такое название тех народов, как чудь. На севере Восточной Европы в лесистых краях жило много народов в разное время и они мигрировали. У них были самоназвания, потом их называли соседи, причем, разные соседи называли один  и тот же народ по разному. Даже еще в 18 веке всего на стыке нынешних Кировской, Вологодской, Коми областей жили народы с самоидентификацией и своими языками. Теперь они известны под общим названием коми.. Хотя это тоже не верно. Это очень похоже на горные народы, которых в одном месте множество. С разными языками и обычаями. Их роднит один признак. Трудность передвижения и общения. Как в горах, так и в лесах. 
Кто такие народы северо-востока Европы, откуда они взялись и куда подевались, это вопрос отдельный и интересный. По этому поводу есть масса мнений.  Надо учитывать такой факт. Всего 10 тысяч лет назад в тех краях был ледник. То есть, никто там не жил. По мере отступления ледника, туда приходили отдельные племена. Откуда, можно узнавать и догадываться. Я только  хотел сказать, что те, которые потом стали называть себя русскими, пришли в последнюю очередь. Каких-то полторы тысячи лет назад, а  в бассейн Северной Двины всего около тысячи лет назад. Там уже давно жили  люди, со своими языками, и давшие названия водоёмам. Русских названий там нет и не могло быть, за исключением, какой-то небольшой речки Березовки и озера Черного. Всё уже было названо ранее. А тем более, с каким-то религиозным значением. 
Обратите внимание на даты

Прошу прощения у модераторов за офф-топ, но ответить было нужно.
Такие вопросы лучше обсуждать на ветке "Откуда мы есмь"
  • -0.03 / 1
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
18 июн 2018 16:04:53
Дело Мельник Старцев - священники.
новая дискуссия Дискуссия  171

Реальная жизнь в начале 19 века. Роль святой церкви и местного самоуправления.
Место Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, деревня Семеновская и Казаково, где Спасская церковь. Небольшие пояснения. Свободные крестьяне объединены в крестьянские общества. Имеющие права на самоуправление. Решения принимаются на сходе, решение схода называется приговор и утверждаются в уездных инстанциях. Церковь не должна вмешиваться в решения светских органов власти.  Обратите внимание на стиль писем.
Материал предоставил Бебякина Анна.


Государственный Архив Вологодской области
Фонд 496 (Вологодская Духовная Консистория) Опись 1 Дело 7859
 
Орфография и пунктуация сохранены. Листы расположены в хронологическом порядке.
______________________________________________________________________________

л.1 Резолюция на листе: 1821 года Марта 17 дня. Отнестись Консистории в Губернское Правление о возпрещении крестьянину Старцову строить мельницу на священно и церковнослужительской земле.

 
Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому кавалеру
Вашей Епархии Соль Вычегодскаго уезда Поршенской Спасской церкви священника Василия Георгиева и пономаря Николая Козмина Поповых

Прошение.

В прошлом 1819 году в Ноябре или Декабре месяце а котораго имянно числа – не упомним, нашего прихода Шалимовскаго Поршенскаго стану разных деревень приходские люди учиня и дали мирской приговор того ж прихода деревни Семеновской крестьянину Фаддею Старцеву с товарищи, коим отвели и позволили построить мукомольную мельницу на речке Городишной блис нашего приходу, и под оное местоположение строением занять крестьянское и наше общее владение, и по прозбе того Старцева чинено Соль Вычегодскаго Земскаго Суда сельским заседателем Сухих с приглашенными людьми свидетельство: местоположение где следует построить мельницу на крестьянской пожне Буковине повыше мосту и проезжающей дороги на правую руку вверх по течению речки Городишной, но неизвестно нам почему означенной крестьянин Фаддей Старцев с товарищи намеревается и ныне возит лес для постройки мельницы не на отведенное л.1об  крестьянами место, а пониже того мосту на левую сторону на наше церковнослужителей место, на коем становится сеннаго покосу немалое количество, а имянно копен на сорок, да к тому ж есть ли он Старцов построит мукомольную мельницу на том месте, то усостановит и проезжающую большую дорогу то и под оную займет нашей с крестьянами земли растояния немалое количество из под скодскаго выпуска, то краиная нам будет от оной мельницы обида и притеснение, а сверх того у того же Старцева на той же речке Городишной в верху имеется мукомольная мельница и ко оной захвачено и примежевано нашей церковнослужительской земли: сеннаго покосу на пятнатцать копен и тем сенным покосом пользуются оне и лишают собственности нашей, то есть ли ныне на нашем месте оной Старцев построит мукомольную мельницу то вовсе останемся мы без сеннаго покосу и потерпим себе обиду за нужное почитаем и осмеливаемся

Вашего Преосвященства и архипастыря наивсепокорнейше просим сие наше прошение принять и об отказательстве крестьянину Фаддею Старцову новой мукомольной мельницы на речке Городишной на нашей церковнослужителей л.2 земле отказать поелику хотя и есть земля крестьянская в общем владении с нами не крепостная а тяглая а буде означенной Старцов и желает построить на той речке мельницу то бы на другом крестьянском месте а не на нашем. О том обо всем отнестись куда следует начальству, и во всем вышеписанном обстоятельстве просим Вашего Преосвященства снабдить милостивой резолюциею.
Продолжение будет
Отредактировано: В. Вилежаня - 19 июн 2018 11:38:15
  • +0.03 / 1
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
21 июн 2018 20:11:52
Мельник Старцев против служителей местной церкви.
новая дискуссия Статья  145

Продолжаем.
Небольшие пояснения. 
Епископ пишет просьбу ( указание ) Сольвычегодскому суду, чтобы суд воспретил Старцеву строить мельницу. Приводит аргументы. Мельничный пруд затопит сенокос, площадью 40 копен, и непалую дорогу. Непалая дорога - дорога действующая круглогодично. Явнвя забота о народе.
---- 
л.26 Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКАГО из Вологодскаго Губернскаго Правления Соль Вычегодскому Земскому Суду. Губернское Правление слушав сообщение Вологодской Духовной Консистории разсматривая присланное к Его Преосвященству Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому и Кавалеру прошение, Соль Вычегодскаго уезда Поршенской Спаской церкви от священника Василия Георгиева и пономаря Николая Поповых в коем значится: в прошлом 1819 году в ноябре или декабре и котораго именно числа не упомнят их приходу Шалимовскаго Поршенскаго стану разных деревень приходские люди дали мирской приговор того ж приходу деревни Семеновской крестьянину Фаддею Старцову с товарищи коим отвели и позволили построить мукомольную мельницу на речке Городишной близ из приходу и под оную местоположение занять крестьянское и их общее владение и по прозбе того Старцова чинено Соль Вычегодскаго Земскаго Суда сельским заседателем Сухих с присяжными людьми свидетельство местоположению где следует построить мельницу на крестьянской пожне Буковине по выше мосту к проезжающей дороги на правую руку в верх по течению реки Городишной но неизвестно им по чему крестьянин Фаддей Старцов с товарищи намереваются и ныне лес постройки мельницы не на отведенное крестьянами место а по ниже того мосту на левую сторону на их церковнослужителей место на коем становится сеннаго покосу немалое количество а имянно копен на сорок; да к тому ж есть ли он Старцов построит мукомольную мельницу на том месте о установит и проезжающую большую дорогу и под оную займет их общей с крестьянами земли расстояния не малое количество их под скотскаго выпуску, то крайняя им будет от оной мельницы обида и притеснение л.26об а сверх того у того ж Старцова на той же речке Городишной в верху имеется мукомольная мельница, а к оной захвачено их же церковнослужительной земли сеннаго покосу на 15ть копен и тем сенным покосом пользуется оне и имеют в собственности их то есть ли ныне на их место оной Старцов построит мукомольную мельницу то вовсе останутся они без сеннаго покосу и потерпят обиду. Просили крестьянину Фаддею Старцову в постройке новой мукомольной мельницы на речке Городишной на их церковнослужителей земле отказать, а хотя и есть земля крестьянская во общем с ним владении, о не крестьянская тяглая, а буде означенной Старцов желает построить на той речке мельницу, то б на другом крестьянском месте а не на их церковнослужителей. И о сем отнестись куда следует. На сем прошении резолюциею Его Преосвященства предписано: отнестись Консисторией в сие Правление о воспрещении крестьянину Старцову строить мельницу на церковнослужительной земле сообщает о сем сему Правлению с тем чтобы о последующем оную Консисторию уведомить. ПРИКАЗАЛИ: предписать Соль Вычегодскому Земскому Суду и велеть крестьянину Старцову в произведении мельницы на церковной земле и от того могущаго последовать сенным покосам затопления воспретить и о последующем Правлению донесть ныне же о сем Духовную Консисторию уведомить.
Июня 17 дня 1821 года.

__________________________________________________________________________
  • +0.00 / 0
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
21 июн 2018 20:12:30
Мельник Старцев против служителей местной церкви.
новая дискуссия Статья  157

Но Старцев не лыком шит. Пишет объяснения в суд. 

.---- 


л.12 Подана августа 31 дня 1821 года 

 

В Соль Вычегодской Земской Суд
Шалимовскаго стану деревни Семеновской от крестьянина Фаддея Старцова

Объяснение.

На объявленные мне во оном Суде присланной из Вологодскаго Губернскаго правления Указ последовавшей с сообщения Вологодской Духовной Консистории а во оной по резолюции Преосвященнейшаго Онисифора Епископа Вологодскаго и Устюжскаго и кавалера на присланное к нему Поршенской Спасской нашей церкви от священника Василия Георгиева и пономаря Николая Поповых прошение якобы о самовольном мною с товарищами намерении строить вновь не на отведенной а на их церковнослужительской земле мукомольную на речке Городишной мельницу ниже мосту и проселочной дороги под затопление коей подходит будто бы их сенокосу на сорок копен да и дороги ж большие перенестись в должности может на их же общую с крестьянами земле в крайнюю им обиду и сверх того будто бы к имеющейся у меня, на той же речке Городишной вверху мукомольной мельнице замежевано от их церковнослужительской сенокосной земли на 15ть копен; и тем де покосом пользуемся мы и мешаем их собственности, то ежели я и ныне построю на их месте реченную мельницу то вовсе останутся они без сеннаго покосу и потерпят обиду л.12об коим по прочем просили в постройке мне на той речке Городишной вновь мукомольной мельницы на их церковнослужительской земле зделать воспрещение и постановленную в Земском Суде на оной Указ резолюцию. Сим честь объяснится имею нижеследующее

1е хотя вышеупомянутый проситель приходской наш священник Георгиев в посланном к Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому и кавалеру прошении по прочем приносит на меня с товарищи жалобу якобы в самовольном моем намерении строить вновь мукомольную мельницу на их церковнослужительской земле и затоплением оной воды будто бы я лишу их собственности но не справедливо а ложно потому что в прошлом 1819 году в октябре месяце возымели мы з братьями родным Федором и двоюродным Васильем и Иваном Старцовыми ж намерение устроить на речке Городишной на месте пришедшей в ветхость вновь во общей по генеральному отмежеванию нашей крестьянской и Поршенской Спасской церкви церковнослужительской под деревнями Казаковой и Голодяевой даче налевную мукомольную о двух поставах мельницу на строение коей в 12е число того ж октября и снабженья мы от сельского выборного и мирского своего крестьянского общества равно и реченного просителя священника Георгиева заручным мирским приговором а хотя бы следовало оной подписать л.13 дьячку и пономарю но тем как дьячка при нашей церкви тогда не находилось да и ныне не имеется а занимает ево место малолетний сын умершаго дьячка Воронцова Андрей обучающийся в уездном духовном училище а сенокосная земля частию подходящая под строение и затопление реченной мельницы пр(ежде?) владения без перемен священническая то мы с пономаря о рукоприкладстве к приговору ни мало просить за нужное надобностью не сочли в приговоре ж прикосновенных дач владельцы в числе коих и поминаемой священник Георгиев постановили за правило – на место затопленной нами земли получить от нас таковою ж з..та количество сенокосной по описи или мерою да мельничной амбар на (моей) стороне и строить ни мало в приговоре не помянули а оставили оное в волю нашу

2е когда получив мы позволительной на строение мельницы мирской приговор то я именованный о (учитений) надлежащего месту свидетельстве и потому о получении дозволительного указа в том же октябре месяце в ходил – с прозьбой в Соль Вычегодской Земской Суд, на которую по постановленной резолюции и командирован был из онаго на место сельский заседатель Сухих ко оной произведя л.13об надлежащее месту свидетельство и не найдя к постройке мельницы ник(ких) ни одного препятствующих причин представил таковое в земской Суд по разсмотрению коего Суд в 1819 ж году предписал Шалимовского нашего стану начальникам указом под постройку мне с товарищами мельницы просимое место отвесть (ста)новую постройку позволить что самое волостными начальниками исполнено и (ста)новое устроение нам мельницы позволено но о (у)добности места по верхнюю сторону проселочной дороги нимало в свидетельстве и указе не обозначено

3е а как мы почли в разсуждении затопления земли а особливо церковнослужительской менее и удобнее не по верхнюю а по нижную сторону проселочной дороги (непалой?) чтобы между станциями а лежащей только между селением не в другое какое место или дачи а теж самые против первого мирского приговора и менее ста сажень разстояния что самое удостоверить могу следствием при депутате с духовной стороны что действительно от устроения пониже дороги мельницы затопится удобной земли может быть менее а не так как священник прописывает на сорок копен но не может быть против того и наполовину

4е а дабы и сие было  с воли волостных начальников и мирского общества переменение ямской малой проселочной дороги то я с товарищами в разсуждении приготовления материалов л.14 на строение мельницы снабжен и на сие в 25 число февраля сего года мирским ж приговором а когда вознамерится я с товарищами устраивать ниже дороги мельничную плотину, то дабы известно было о том и частореченному просителю священнику Георгиеву и произошло с воли ево просили мы от него благословения которой не только б объявил наше строение мельницы препятствие но даже по принесении на место святых образа Спасителева Евангелия и креста (сто)отправлении с водоосвещением на месте Нерукотворенному образу молебствия благословил духовн(е)ю а молитвою с окроплением святой водой устраивать нашу таковую плотину что самое могут заверить и бывшие при том немалое количество люда, да и от перенесения дороги церковнослужительской земли обиды и притеснения нимало б(ы)ть наложат (азо) е(с)ли таковая и последовала то я с товарищами обязаны им таковое ж количество отдать земли своей да и скотской выпуск где скот имеет продо(воль)ствие по соседственности и неимению разгороды находится в общем пазбище то (..сего) они церковнослужители не могут чувствовать нимало обиды, да и дорога по их церковнослужительской в поскотине земле насколько не перенесется.

5е что ж лежит до примежевания л.14об к прежде существующей предков наших мельнице церковнослужительской земли то об оном я нимало знать не могу ибо тому протекло времяни уже более тритцати лет то ежели бы сие было действительно так в праве были бы жаловаться о сем бывшие церковнослужители а он они Георгиев и Попов из чего и замечается что священник Георгиев и пономарь Попов иск свой начали производить единственно из одой своей к нам недоброжелательности видно за то самое как уведомился я после что при самовольном выборе на ныне существующее трехлетие теми церковнослужителями первым племянника а последним зятя Ивана Старцова в церковные старосты имел законное препятствие сотоварищ мой в постройке мельницы братан Иван Старцов же в чем до отобрания от тех церковнослужителей по той части ответа они и прозбы не имели к тому поводом. Сам пономарь Попов подал на себя вид сего года на сырной неделе в четверток а котораго числа не упомню – в доме тестя своего крестьянина Тимофея Воронцова при людях между прочими разговорами сказал мне сими словами что ежели зять ево Старцов не будет церковным старостой то на желаемом нам месте не быть оной нашей мельнице.

6е а как по невидимости л.15 мы до сего времяни ни от кого в постройке помянутой мельницы препятствующих причин по вышеписанным дозволениям реченную мельничную плотину и при ней людную жилую избу ниже сказанной дороги уже устроили то вместо подходящей под оную церковнослужительской с товарищи сенокосной земли по силе мирского приговора – таковое ж количество мерою или по описи где будет им угодно из своего по д(ер)евне владения отдать обязуемся безпрепятственно ныне же в чем в чем уже в Земском Суде от меня с товарищи имеется по сей части при деле от меня надлежащая и росписка

а наконец 7е объяснив все вышеписанные обстоятельства с приложением данных мне мирским приговором покорнейше прошу сие мое объяснение в Соль Вычегодской Земской Суд принять и по прописанным обстоятельствам выстроенную нами ниже дороги мельницу со службою оставить без перенесения ибо строение оной нами произведено нами не самовольно а действительно по приказанию вышеобъясняемых лиц (и судебнаго) места и потому оной и перенести мы не согласны и ежели мне с товарищи приказано будет перенести частоупоминаемую плотину и со службою то вовсе кра(..)нее могу я с товарищи придти великое раззорение и церковнослужителям с товарищи ж вместо походящей под оную земли согласно мирского приговора и нашей росписки таковое ж л.15об количество из владений наших деревни Семеновской чрез кого следует при депутате духовной стороны и сторонних свидетелях приказать отвесть подлинные ж мирские приговоры по разсмотрении выдать мне обратно и о всем оном (коль(в)но) просителей челобитие учинить законную резолюцию.

Июля 9го дня 1821 года

К сему объяснению крестьянин Фаддей Старцов руку приложил

__________________________________________________________________________


И на тебе. Старцев пишет Епископу Вологодскому, как живут и что делают служители Спасской церкви.

Сокрытие налогов, за взятки недостоверные сведения в Обыскной книге, личная заинтересованность и прочая.


л.7 1821 года Июля 28 дня

 
Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому кавалеру
Сольвычегодскаго округи Шалимовскаго стану деревни Семеновской крестьянина Фаддея Старцова

Объявление.

Сего Июля 13 числа до обед пришел ко мне в дом приходской наш Поршенской Спасской церкви священник Василий Георгиев и по приходе сев в квартире на лавку говорил мне такими словами, что он пришел ко мне нарочно за исповедными деньгами на здачу имянных росписей, на что я ему священнику говорил что разве ныне росписи подает, то он Георгиев сказал что деньги сии мы собираем в четыредесятницу а с вашего де дому не взяты, то прошу отдать без чего и из квартиры нейдет, почему я и принужден был принести ему мешок с медною монетою денег спрашивал помногу он получает исповедных денег с человека, то он Георгиев сказал что по пяти копеек с каждой наличной в семействе состоящей души, в чем хотя я противоречил его требованию что сии деньги платить нам кажется не следует, но он сказал что не первый год берем по стольку, ибо пономарь Николай Попов в прошлом 1820м году тож по пяти копеек собирал, коих он Георгиев с меня при жене моей Александре и строшни..е (?) крестьянской девке Соло (так в ориг.) Поповых по числу семейства и получил л.7об пятдесят копеек, при получении же оных сказал мне что еще следует ему с брата моего жительствующаго однодомственно Федора Старцова ж получить и за крещение младенца, а как денег в мешке осталось еще довольно то я говорил ему что все равно нам коему ни есть платить но сколько и таковых следует на требование коих он священник сказал что с прочих за крещение берем по полтине и вы сами знаете, на что я Старцов ему Георгиеву говорил что пятидесяти копеек за крещение кажется не следует почему я сколько б не уменьшал за оное платежа но поколь при вышеписанных жене моей и строшни..е (?) до тритцати копеек не наклал ему Георгиеву то он денги не брал и из квартиры вон не шол же, каковых денег и получил он священник от меня всего восемьдесят копеек, получении о коих и по приходе в дом крестьянина Петра Бякова расказывал что он того дни получил от меня вышеписанное количество денег, а как я в последствии того времяни 17го числа при (с)лучившимся у меня крестьянам Захару Лубнину Трофиму Малых и Козму Бякова сказывал о настоятельном требовании и получении реченным священником не узаконенной платы с меня вышеписанных денег то из них Лубнин говорил что поп не теперечи на денги задорен и с брата де ево Родиона Лубнина взял за венчание брака по росписке на имя умершаго дьячка Воронцова пять рублей л.8 да и росписки не видал по которой де наследники того Воронцова взыскивают ныне другие с него деньги, а Трофим Малых говорил что и с него за венчание же пять же рублей да рубашку а за увольнительное письмо сестре его девице Марфе отданной сего года вЫльинскую волость в деревню Маркову Гору за крестьянскаго сына Данила Вешнякова в замужество за уменьшение против метрических тетрадей и имянных росписей лет вышло ему соломы ржаной и угощением вина не менее трех рублей, к чему подоспев с разговором нашей же деревни крестьянин, а братан мне Иван Харитонов Старцов же говорил при вышеписанных крестьянах что и он за венчание брака племянника ево Ивана же Семенова Старцова ж реченному священнику Георгиеву заплатил же денег дватцать пять рублей каковым требованием и взятием вышеписанных уповаю сверх указанной цены с меня денег реченной священник Георгиев и наводит мне обиду что может под тридневною присягою он Георгиев по-священству и сам скрыть усовестится да ежели и имянные росписи должно и приказано будет здавать нам то мы с протчими приходскими людьми обязаны на то очередоватся или собирать денги разрубом кроме ево Георгиева в коих также не терпят ли и другие приходские не сопряженныя ему родственнической и хлебосольственной связью люди равной мне обида, а в случае в чем либо против вышеписанныго ево священника запирательства л.8об то могут свидетельствовать вышеписанные люди под присягою от чего прибегая под защиту и покровительство. К сему

Вашего Преосвященства яко милостиваго отца и Архипастыря покорнейше прошу сие мое объявление принять и ежели вышеупоминаемаго священника Георгиева вышеписанные поступки есть противозаконны то о всем вышепрописанном зделать чрез кого следует надлежащее изыскание и что откроется с виновными поступить по законам и сверх следуемой указной за крещение младенца платы из восмидесяти копеек достальные с того священника Георгиева денги прошу взыскать и оными меня удовлетворить и о всем том учинить милостивую Вашу Архипастырскую законную резолюцию и мне удовольствие, а от платежа тому священнику Георгиеву в предел не законной за требы платы защиту.

Июля 18 дня 1821 года.

Объявлению крестьянин Фаддей Старцов руку приложил

__________________________________________________________________________



Ну и пошли объяснения служителей церкви. 

--- 

л.17 Подано 21 Генваря 1822 года 

 

В Соливычегодское духовное правление
Поршенской Спасской церкви

пономаря Николая Попова

Объяснение.

На объявленные мне присланной Вологодской Духовной Консистории указ и при оном приложенное Шалимовскаго стану деревни Семеновской от крестьянина Фадея Старцова объяснение по делу о намерении им Старцовым с товарищи ево в противность мирскаго приговора и повеления начальства выстроить мукомольную мельницу не на отведенном и позволенном месте а на принадлежащей земле Поршенской Спаской церкви; и постановленную во оном Духовном Правлении на оной указ резолюцию честь имею объяснить следующее

1е хотя Старцов между протчим в объяснении своем и прописывает якоб на позволенном ему месте званием пожне Буковине выше мосту и проезжающей проселочной дороги вверх по течению речки Городишной на правой руке к приговору за нужное меня просить подписатся не по чем; потому что якоб подходящие на сем месте под постройку ево мельницы к церкве земли принадлежали на часть одному священнику л.17об Георгиеву; и будто б оными владел он без перемены с причетниками погодно один но сие ево Старцова выражение вовсе несправедливо; означенными подходящими под постройку мельницы церковными землями священник Георгиев один не владел; а владели оными с ним священником как прежде равно и ныне владеем причетники переменяясь владением сих пожен погодно; что самое полагаю и священник Георгиев утвердит; и по сему самому как означенные земли подходящие под постройку мельницы есть церковные хотя меня Старцов и просил сказанной приговор подписать но я оного не подписал; потому что я церковной собственности отдать никому без позволения моего начальства не осмеливаюсь; и посему самому от сих причин вынужден я был дабы соблюсть ползу и собственность церкви и довел все вышеписанное а со мною вместе и священник Георгиев до сведения Его Преосвященства резолюциею оному Старцову от постройки сей мельницы отказано чтобы он строил означенную мельницу на крестьянской или на крепостной своей земле не касаясь собственности церковной;

2е чтож относится до изъявления Старцова о выборе церковнаго старосты крестьянина Ивана Старцова и до говоримых л.18 мною речей кои может он Старцов считает похвалными их и с продаже своей злоумышленными то сие ево мнение прошу начальство разсмотреть; я действительно речи говорил что не быть мельнице Старцова на нижнем месте потому 1е что оная ис перваго места переносится на другое место на котором как и выше значит нет соизволения и есть воспрещение Его Преосвященства а на другом по самопроизвольной своей прихоти; постройку оной должен будет оставить и потому должен кажется перенять; насчет же выбираемаго старосты крестьянина Ивана Семенова а моего роднаго зятя, то я по истинне и по сей части говорил ему что хотя бы (ноне) был утвержден старостой то не оставил бы сего без доносу вышнему начальству так как он Старцов отнимать от церкви земли никакого права не имеет и так объяснив

Онаго Духовнаго Правления всепокорнейше прошу прописанные мною обстоятельства разсмотреть и представить их к дальнейшему благоразсмотрению начальства.

Января 21 дня 1822 года

К сему объяснению пономарь Николай Космин сын Попов руку приложил.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если что непонятно, объясню.
Переписка и суды длились несколько лет. в результате Фаддей Старцев мельницу построил и стояла она больше 100 лет.
  • +0.00 / 0
  • АУ
  В. Вилежаня ( Слушатель )
29 июн 2018 19:12:53
О начальном заселении Сибири гражданским населением.
новая дискуссия Статья  241

Тем, кто интересуется первоначальным заселением Сибири. Про сибирские фамилии и откуда они появились конкретно, это уже другая история.

К сожалению, статья больше, чем может вместить эта ветка.




Полностью статья здесь. 
http://severnoe-treh…%80%D0%B8/


ВЫЧЕГЖАНЕ НА УРАЛЕ И В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (кон. XVI– нач. XVIII вв.)
Добрыднев В.А.


Торговые и военные экспедиции за «Камень», организованные Новгородом и Москвой, деятельность Строгановых в Приуралье свидетельствовали о том интересе, который издавна проявляли жители Русской земли к Сибири. Эти первые контакты дали россиянам общее, пока еще смутное и мифическое, представление о Зауралье и создали предпосылки для дальнейшего освоения этого региона силами государства и населения России.  Поход Ермака 1581-1584 гг. и последовавшие за ним военные экспедиции открыли дорогу на восток широким массам россиян. Были в этом потоке и уроженцы Сольвычегодского уезда. В конце XVI – начале XVIII века их можно было встретить среди сибирских служилых людей, промышленников, торговцев, гулящих людей и крестьян.
Выходцы из Поморья за Уралом часто получали прозвище по той местности, откуда они были родом: двинянин, пинежанин, устюжанин и т.д. Иногда это прозвище превращалось в фамилию и передавалось потомкам переселенцев. Нередко характерное «географическое» именование сибиряка в документах является единственным указанием на его родину. Соответственно, за Уралом им присваивались прозвища-фамилии Вычегжанин, Вилежанин, Лузянин и т.п. Сохранение «поморского» прозвища указывало на сохранение мигрантами прежней идентичности, связанной с сохранением памяти о родине предков – Сольвычегодском уезде. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. эта память исчезает, а вместе с ней исчезает и большинство «географических» прозвищ, которые заменяются на отыменные, «профессиональные» или связанные с особенностями характера и внешности новые фамилии[1].
Судя по распространенности в Сибири «поморских» прозвищ-фамилий, здесь были хорошо известны выходцы из Поморья, в том числе и уроженцы Сольвычегодского уезда. Как правило, переселенцы устраивались не в глухой тайге, а в уже заселенной, обжитой местности (острог, деревня), где можно было рассчитывать на поддержку земляков. Можно сказать, что здесь создавалась родная среда, благоприятная для адаптации все новых и новых групп мигрантов[2].
Вначале переселялся глава семьи, затем он перевозил из Поморья своих близких, а потом и дальних родственников. Со временем к этим переселенцам переезжали и другие земляки. Такая практика особенно широко распространилась в конце XVII века, что вызывало беспокойство у сибирских воевод и подьячих Сибирского приказа. Они неоднократно сообщали в своих отписках о сотнях поморцев (в том числе вычегжан), с семьями проехавших в Сибирь[3]. Северян не задерживали, так как они перевозили своих родственников легально. Официальным разрешением на это были проезжие грамоты, выданные им в Тобольске и Тюмени.
Это означает, что их уже считали сибиряками, что они уже успели легализоваться в Сибири. То есть обрести там какой-то (иногда новый) сословный статус: торговых людей, посадских, служилых людей или крестьян[4]. Самые успешные из мигрантов после истечения льготных лет на свой участок, покидали его и начинали осваивать новые земли, не облагаемые податями.
Так, постепенно, расширялись территории сельхозугодий, возникали новые заимки и слободы. При этом освоение сибирских земель шло, в основном, в восточном и южном направлении.
Царское правительство при колонизации Сибири придерживалось принципа сохранения переселенцев в их прежнем сословии и на новом месте. То есть переселяемые за Урал купцы оставались купцами, посадские – посадскими, крестьяне – крестьянами, служилые – служилыми, гулящие и работные люди – гулящими и работными.
Но часто на практике этот принцип не соблюдался и, в зависимости от возникшей необходимости, крестьянин мог стать промышленным, посадским или служилым человеком, дети служилого человека могли стать крестьянами, промышленный человек мог стать крестьянином, посадским, служилым или гулящим человеком и т.д.
Особенно часто власти «закрывали глаза» на социальное происхождение кандидатов в служилые люди[5], поскольку они требовались государству для закрепления в новых землях в первую очередь[6].
Первоначально служилых людей переводили из европейской части страны (в том числе из Поморья), а затем «верстали» из появившихся в Сибири переселенцев, представителей коренных народов, военнопленных и ссыльных. Именно они создали ту инфраструктуру, благодаря которой стала возможной крестьянская (земледельческая) колонизация.
Были среди сибирских служилых людей и вычегжане, а также их потомки. Наряду с поморскими крестьянами и промышленниками они принимали активное участие в колонизации Сибири, в сельскохозяйственном и торгово-промышленном развитии края.
Набор служилого населения в Поморье для отправки в сибирские города и остроги начал проводиться одновременно со строительством последних. В 1587 г. был основан Тобольск, столица Сибири. Для службы в новом городе решено было набрать даточных людей в поморских уездах. В тот год, согласно Вычегодско-Вымской летописи, «князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тоболск из вычегоцкие и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми».
Подобные распоряжения правительства продолжали поступать на Вымь и позднее. Так, в 1593 было «велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей»[7].
Освоившись на новом месте, служилые люди старались при первой же возможности перевезти в Сибирь своих родственников, прежде всего жен и детей, которые, лишившись кормильца, обычно влачили жалкое существование и «скитались меж двор». Чаще всего такой случай представлялся тем служилым людям, которые отвозили в Москву государеву соболиную казну или ездили «на Русь» по другим поручениям. Так, например, оказались в Москве кузнецкие казаки Федор Петров и Кирилл Афанасьев. По своей челобитной (см. Приложение) они в 1629 г. получили разрешение вывезти в Сибирь на казенной подводе «с санми и с хомутом» своих жен из Устюга Великого и Соли Вычегодской[8].
В Тобольске были сосредоточены главные военные силы Сибири. «Оттуда отправляли служилых людей в дальние места, и редко кто-либо из них возвращался обратно. Было необходимо как-то их заменять[9]». Пополнения набирались главным образом в Поморье.
Например, в 1630 г. по указу царя Михаила Федоровича дворянину Григорию Шестакову было велено «на Вологде, на Тотьме, на Устюге Великом, у Соли Вычегодской, прибрати из вольных гулящих людей в Сибирь, в Тоболеск, 500 человек казаков», выдать им по подводе на человека и подорожные до Тобольска[10]. Вскоре 485 уроженцев Поморья пополнили гарнизоны сибирских городов и острогов[11].
Возможно, некоторых из тех новобранцев отправили в Томск. По крестоприводной книге 1646 г. в Томске к сословию служилых людей относилось не менее 44 поморцев. Из них 33 пеших казака, в том числе трое вычегжан, один лузянин, один уроженец Соли Вычегодской[12].
Многие сибирские казаки в 20-х годах XVII в. «служили с пашни». Например, пеший казак Субботка Михайлов Вычегжанин имел 14 четвертей пахотной земли и 7 четвертей перелогу[13]. Он был не единственным в Тюмени выходцем из Сольвычегодского уезда. В начале 60-х гг. XVII в. в Тюмени в пеших казаках служил Дружина Терентьев Вилежанин, находясь к тому времени уже в престарелом возрасте. По этой причине им была подана челобитная царю Алексею Михайловичу об отставке от службы[14].
В те годы было принято, чтоб освободившаяся после отставки вакансия переходила к сыну служилого человека или другому его родственнику мужского пола. По-видимому, у Д.Т. Вилежанина таких родственников не было. Поэтому занять его место пешего стрельца в феврале 1665 г. изъявил желание стрелецкий сын Абрам Данилов Проскурнов[15].
В 80-х годах XVII в. в Тюмени проживали конный казак Григорий Вилежанин и стрелец Кузьма Вилежанин, которые также имели земельные наделы[16]. Вероятно, еще их отцы или деды переселились в Сибирь с Виледи.
........
Отредактировано: В. Вилежаня - 29 июн 2018 19:17:25
  • +0.06 / 3
  • АУ