Клуб искусствоведов "Черный квадрат"

136,006 873
 

Bugi
 
russia
Петербуржье
57 лет
Слушатель
Карма: +1,812.45
Регистрация: 22.05.2009
Сообщений: 4,568
Читатели: 24
Про "присоседившихся"
Дискуссия   201 0
А теперь снова о Малевиче.

И от том, кто к кому "примазался".

Когда-то очень давно, в Китае был изобретён порох. Эта смесь была им необходима исключительно для того, чтоб звуком хлопка и вспышкой отпугивать злых духов. Однако "злые соседи" увидели в этом составе новые возможности к применению и совершили революцию в военном деле. Можем ли мы говорить о том, что китайцы к этой революции примазались? Очевидно, нет.

В начале 20 века были очень популярны идеи "кардинального переустройства мира". То, что такое переустройство возможно базировалось на уверенности в том, что "материя управляется сознанием". Этими идеями "болели" в Европе, этими идеями "болела" часть русских марксистов, эти идеи вдохновляли самых разных людей во всех слоях тогдашнего общества.

Вот цитата из статьи А. Гастева "Контуры пролетарской культуры", написанной в 1919 году.

"Машинизирование не только жестов, не только рабоче-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового мышления, соединенное с крайним объективизмом, поразительно нормализирует психологию пролетариата. Смело утверждаем, что ни один класс ни старого, ни современного мира не проникнут такой нормализированной психологией, как пролетариат. Где бы он ни работал: в Германии, в Сан-Франциско, в Австралии, в Сибири, – у него есть только общие психологические формулы, которые воспринимают с быстротой электрического тока первый производственный намек и завершают его в сложный шаблонный комплекс. Пусть нет еще международного языка, но есть международные жесты, есть международные психологические формулы, которыми обладают миллионы. Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или как 325,075 и 0 и т. д. В этой нормализованности психологии и в ее динамизме – ключ к величайшей стихийности пролетарского мышления. Это не значит, что пролетариат элементарно стихиен, как крестьянская масса, артельная, шальная, слепая, – нет, это значит, что в его психологии из края в край мира гуляют мощные, грузные психологические потоки, для которых как будто уже нет миллиона голов, есть одна мировая голова. В дальнейшем эта тенденция незаметно создаст невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключений, замыканий.

Рядом с отмеченной, нормализированной психологией надо отметить ее особую социальную конструктивность.

Пролетариат, постепенно разбиваемый новой индустрией на определенные «типы», «виды», на людей определенной «операции», на людей определенного жеста, с другой стороны, впитывает в свою психологию весь тот грандиозный монтаж предприятия, который проходит перед его глазами. Это, главным образом, открытый и всем видимый монтаж самого завода, последовательность и соподчиненность операций и фабрикаций, наконец, генеральный монтаж всего производства, выражающийся в подчинении и контроле одной операции – другой, одной фабрикации – другой, одного «типа» – другому и т. д. Психология пролетариата здесь уже превращается в новую социальную психологию, где один человеческий комплекс работает под контролем другого и где часто «контролер» в смысле трудовой квалификации стоит ниже контролируемого и очень часто персонально совершенно неизвестен. Эта психология раскрывает новый рабочий коллективизм, который проявляется не только в отношениях человека к человеку, но и в отношении целостных групп людей к целостным группам механизмов. Такой коллективизм можно назвать механизированным коллективизмом. Проявления этого механизированного коллективизма настолько чужды персональности, настолько анонимны, что движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализированные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, эмоция, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром."

Это взгляд на будущее со стороны "Пролеткульта" - движения организованного Богдановым и Луначарским на основе учения Богданова "Эмпириомонизм", которое являлось вариантом эмпириокритицизма. Именно на этом учении базировалась идейная основа этой организации, и для того, чтобы понимать причины происходивших тогда событий, желательно и эту теорию знать.

Малевич пролеткультовцем не был. Но он был футуристом, а футуризм тоже базировался на эмпириокритицизме и представители этого течения тоже отвергали всё "старое" и верили, что вот ещё чуть-чуть, и будет создан принципиально иной мир, с принципиально другими физическими законами и принципиально иной культурой, и принципиально иным искусством. Вот именно это принципиально иное искусство для нового "совершенного мира" создавал Малевич.

Нового мира создать не удалось. Все базовые законы нашей вселенной остались всё теми же и как-то кардинально меняться не собираются. Но формы созданные Малевичем оказались очень удобны для использования в проектировании новых предметов, предназначенных для массового производства. Так что, в определённом смысле, можно сказать, что это массовое производство "присоседилось" к Малевичу, а не наоборот. Хотя, понятно, что говорить так можно лишь с большой долей иронии.

Это очень хорошо понимали и понимают те, кто взял на себя труд разобраться в том, почему супрематические формы столь важны для нас.

Вот на этой фотографии, сделанной в 1946 году, работники Государственного Русского Музея вскрывают ящики с культурными сокровищами нашей страны, которые удалось сохранить во время войны. Которые чудом удалось эвакуировать при приближении нацистов.
Посмотрите на самый верхний портрет лежащий в ящике. 



Они тогда понимали значение этого человека для нашей культуры. То, что сейчас кто-то этого не понимает - беда. А у тех, кто не хочет этого понять - вина.
Отредактировано: Bugi - 01 фев 2020 21:05:37
Лишь старый тролль ползёт всё выше в гору,
Чтобы до солнышка
дотронуться
рукой...
_________________________________________________
бугиаарточкару
  • +0.19 / 8
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
  • +0.00 / 0
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
Книги
Дискуссия   426 33
https://www.mann-iva…iskusstva/

"Если Вы думаете, что разбираетесь в искусстве, то Вы ошибаетесь.
Если Вы прочли одну книгу об искусстве, то это еще не значит, что Вы разбираетесь в искусстве.
Если Вы прочли десять книг об искусстве, то Вы уже на правильном пути.
Если Вы прочли сто книг об искусстве, то Вы поймете, что Вам еще читать и читать, чтобы разобраться в искусстве.
Если Вы прочтете тысячу книг об искусстве... Главное начать, если Вас интересует искусство." (с)
...........................................................................
Оплачу стоимость тому, кто купит эту книгу. После прочтения Вами, приму ее в подарок. Потом примемся за другие.
  • -0.03 / 1
dmitriк62
 
russia
Москва
61 год
Слушатель
Карма: +459.55
Регистрация: 15.07.2009
Сообщений: 29,816
Читатели: 8
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 00:49:19https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/glavnoe-v-istorii-sovremennogo-iskusstva/

"Если Вы думаете, что разбираетесь в искусстве, то Вы ошибаетесь.
Если Вы прочли одну книгу об искусстве, то это еще не значит, что Вы разбираетесь в искусстве.
Если Вы прочли десять книг об искусстве, то Вы уже на правильном пути.
Если Вы прочли сто книг об искусстве, то Вы поймете, что Вам еще читать и читать, чтобы разобраться в искусстве.
Если Вы прочтете тысячу книг об искусстве... Главное начать, если Вас интересует искусство." (с)
...........................................................................
Оплачу стоимость тому, кто купит эту книгу. После прочтения Вами, приму ее в подарок. Потом примемся за другие.

   
С искусством вообще зачастую книги очень мало помогают.
   
Вот возьмите музыку.
Если у человека нет слуха или чувства ритма (а таких очень много), он в музыке никогда и ничего не поймёт, даже если прочитает 10 тысяч музыковедческих книг.
А какой-нибудь Пако де Люсия, который и нот-то совсем не знает, в музыке разбирается уж точно больше, чем все музыковеды, вместе взятые (именно в музыке, а не музыковедении).
    
И вообще, после знакомства с искусствоведами, возникает впечатление, что именно они крайне плохо разбираются именно в искусстве.
Многие пытаются смотреть, куда идёт дым.
А надо бы - откуда ветер дует.
  • +0.10 / 5
Bugi
 
russia
Петербуржье
57 лет
Слушатель
Карма: +1,812.45
Регистрация: 22.05.2009
Сообщений: 4,568
Читатели: 24
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 00:49:19https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/glavnoe-v-istorii-sovremennogo-iskusstva/

"Если Вы думаете, что разбираетесь в искусстве, то Вы ошибаетесь.
Если Вы прочли одну книгу об искусстве, то это еще не значит, что Вы разбираетесь в искусстве.
Если Вы прочли десять книг об искусстве, то Вы уже на правильном пути.
Если Вы прочли сто книг об искусстве, то Вы поймете, что Вам еще читать и читать, чтобы разобраться в искусстве.
Если Вы прочтете тысячу книг об искусстве... Главное начать, если Вас интересует искусство." (с)
...........................................................................
Оплачу стоимость тому, кто купит эту книгу. После прочтения Вами, приму ее в подарок. Потом примемся за другие.

Есть ещё одна сложность.
Помимо книг, где разбирается именно художественные особенности конкретного стиля или произведения, нужно всегда правильно понимать ту идеологическую атмосферу, в которой данный стиль или произведение создавалось. Это знание необходимо для того, чтобы правильно понимать ту символику, которая там присутствует. Ведь если художник, композитор или писатель что-то создаёт, он всегда ориентируется именно на своих современников и использует те символы, которые понятны именно им. А мы эти символы уже не понимаем и воспринимаем заложенные в произведении символы совсем не так, как задумывал автор, и как их понимали в то время. 
В итоге, мы видим некий образ, но не понимаем те смыслы, которые в тот образ были заложены. И чтоб добраться до сути, порой приходится разбираться в реалиях тех времён, вплоть до выяснения, например, к какой итальянской провинции принадлежал город, в котором жил автор, и в каких отношениях с другими провинциями он состоял. 
Лишь старый тролль ползёт всё выше в гору,
Чтобы до солнышка
дотронуться
рукой...
_________________________________________________
бугиаарточкару
  • +0.16 / 5
Cheen
 
ussr
Малороссия
Слушатель
Карма: +646.68
Регистрация: 28.06.2014
Сообщений: 26,564
Читатели: 8
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 00:49:19https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/glavnoe-v-istorii-sovremennogo-iskusstva/

"Если Вы думаете, что разбираетесь в искусстве, то Вы ошибаетесь.
Если Вы прочли одну книгу об искусстве, то это еще не значит, что Вы разбираетесь в искусстве.
Если Вы прочли десять книг об искусстве, то Вы уже на правильном пути.
Если Вы прочли сто книг об искусстве, то Вы поймете, что Вам еще читать и читать, чтобы разобраться в искусстве.
Если Вы прочтете тысячу книг об искусстве... Главное начать, если Вас интересует искусство." (с)
...........................................................................
Оплачу стоимость тому, кто купит эту книгу. После прочтения Вами, приму ее в подарок. Потом примемся за другие.

Мы там раньше так и не выяснили что значит в принципе "в искусстве разбираться"?
  • +0.09 / 3
Cheen
 
ussr
Малороссия
Слушатель
Карма: +646.68
Регистрация: 28.06.2014
Сообщений: 26,564
Читатели: 8
Цитата: Bugi от 02.02.2020 20:27:00Есть ещё одна сложность.
Помимо книг, где разбирается именно художественные особенности конкретного стиля или произведения, нужно всегда правильно понимать ту идеологическую атмосферу, в которой данный стиль или произведение создавалось. Это знание необходимо для того, чтобы правильно понимать ту символику, которая там присутствует. Ведь если художник, композитор или писатель что-то создаёт, он всегда ориентируется именно на своих современников и использует те символы, которые понятны именно им. А мы эти символы уже не понимаем и воспринимаем заложенные в произведении символы совсем не так, как задумывал автор, и как их понимали в то время. 
В итоге, мы видим некий образ, но не понимаем те смыслы, которые в тот образ были заложены. И чтоб добраться до сути, порой приходится разбираться в реалиях тех времён, вплоть до выяснения, например, к какой итальянской провинции принадлежал город, в котором жил автор, и в каких отношениях с другими провинциями он состоял.

Правильно. Но это всё имеет смысл выяснять, если картина понравилась/зацепила. Если нет, то копаться в отношениях провинций представляет интерес сугубо для историков
Поэтому истинные шедевры существуют вне контекста, в том плане, что даже если скрытая символика и смыслы нам не известны, то нам всё равно нравится результат.
Если для ИЗОбразительного искусства, чтоб определить шедевр надо не смотреть на кртину,а читать тонны литературы, то это не  картина,а литература.Незнающий
Отредактировано: Cheen - 02 фев 2020 22:28:38
  • +0.12 / 4
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
Цитата: Cheen от 02.02.2020 22:16:48Мы там раньше так и не выяснили что значит в принципе "в искусстве разбираться"?

А в любви, в происхождении жизни на Земле, в философии мы уже выяснили, что значит разбираться?
Тут есть уникумы, которые в начертательной геометрии разобраться не могут, хотя это очень конкретный предмет и десятки  учебников можно легко найти.
Вот Bugi бесплатно лекции по истории искусств нам здесь читает. Это не значит, полюбить то или иное направление в искусстве, главное понять, зачем, почему, как, о чем. Учиться никогда не поздно.Улыбающийся
  • +0.00 / 0
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
Цитата: dmitriк62 от 02.02.2020 17:19:26Вот возьмите музыку.

Завидую Вам.
Эдисона Денисова слушаете, Губайдулину.
Молодец.
  • -0.03 / 1
mark.76
 
russia
Малая Вишера
Слушатель
Карма: +3.07
Регистрация: 12.01.2017
Сообщений: 1,832
Читатели: 1
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 00:49:19https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/glavnoe-v-istorii-sovremennogo-iskusstva/

"Если Вы думаете, что разбираетесь в искусстве, то Вы ошибаетесь.
Если Вы прочли одну книгу об искусстве, то это еще не значит, что Вы разбираетесь в искусстве.
Если Вы прочли десять книг об искусстве, то Вы уже на правильном пути.
Если Вы прочли сто книг об искусстве, то Вы поймете, что Вам еще читать и читать, чтобы разобраться в искусстве.
Если Вы прочтете тысячу книг об искусстве... Главное начать, если Вас интересует искусство." (с)
...........................................................................
Оплачу стоимость тому, кто купит эту книгу. После прочтения Вами, приму ее в подарок. Потом примемся за другие.

 
 Автор немец какой-то, а продажи подымает зенитом 122 - это обман ибо только дальномерка или шкальник способны выдать духовный снимок, говорить о прОклятой цыфре даже не приходится. Быдло
 Заходите к нам, в галерею клуба дальномер - чкд с радостью обсудят с вами все интересующие вас темы, если не сбежите.
Отредактировано: mark.76 - 02 фев 2020 23:06:26
"Мне плевать на вас ублюдки.
Я анархо-аморал." (С)
  • +0.00 / 0
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
Цитата: Bugi от 02.02.2020 20:27:00Есть ещё одна сложность.

Ну, с нашими искусствоведами здесь сложность не одна и не две.
Моя личная просьба. Продолжайте.
Это никого не заставляет полюбить, то или иное произведение, да это и не надо, но возможно кому-нибудь будет полезно.
  • +0.00 / 0
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
Цитата: mark.76 от 02.02.2020 23:04:39Заходите к нам, в галерею клуба дальномер - чкд с радостью обсудят с вами все интересующие вас темы, если не сбежите.

Дайте ссылку.
  • +0.00 / 0
mark.76
 
russia
Малая Вишера
Слушатель
Карма: +3.07
Регистрация: 12.01.2017
Сообщений: 1,832
Читатели: 1
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 23:09:50Дайте ссылку.

rangefinder.ru
"Мне плевать на вас ублюдки.
Я анархо-аморал." (С)
  • +0.03 / 1
Cheen
 
ussr
Малороссия
Слушатель
Карма: +646.68
Регистрация: 28.06.2014
Сообщений: 26,564
Читатели: 8
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 22:54:48А в любви, в происхождении жизни на Земле, в философии мы уже выяснили, что значит разбираться?

 Разбираться в любви -это как по-вашему? "дипломированный любвевед"? жуть какая.
Происхождение жизни -гипотетично. А с философией интересно: лет около десяти назад на съезде философов философы...подрались.Незнающий
Просто и незатейливо.
Им нехватило, видимо, своих Буги с Пикейным жилетом, которые бы, над схваткой, им рассказывали, что все философские течения хорши,нужны и верны.
Я уже представила это эпичное полотно в духе КараваджоЦелующий  Жаль что я не он, а то бы ухх..
ЦитатаВот Bugi бесплатно лекции по истории искусств нам здесь читает. Это не значит, полюбить то или иное направление в искусстве, главное понять, зачем, почему, как, о чем. Учиться никогда не поздно.


Если бы он нам только по искусству лекции читал, то это можно было бы пережить, но он еще с большим апломбом дипломированным строителям рассказывает про бетонИстеричный
Отредактировано: Cheen - 02 фев 2020 23:37:32
  • +0.10 / 4
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +70.94
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,353
Читатели: 2
Цитата: mark.76 от 02.02.2020 23:32:21rangefinder.ru

Посмотрел.
Уважаю мастодонтов продолжающих снимать аналоговой аппаратурой на пленку.
Ностальгия.
Но не могу понять зачем.
Почему бы и стеклянные пластины сегодня не поливать эмульсией в палатке перед съемкой, как в начале прошлого века?
И главное, что все снятое все равно приходится переводить в цифровой формат, чтобы показать на сайте.
Я например завидую молодым, талантливым фотографам, что их талант не потерялся в технических трудностях доставания химикатов, фотобумаги, нужной пленки, корекса, помещения для печати, денег на покупку увеличителей, больших кювет,  и других приблуд. Сейчас и на цифровую мыльницу и даже телефоны талантливая молодежь может снять шедевры.
  • +0.02 / 1
Cheen
 
ussr
Малороссия
Слушатель
Карма: +646.68
Регистрация: 28.06.2014
Сообщений: 26,564
Читатели: 8
Цитата: Пикейный жилет от 03.02.2020 00:20:41Посмотрел.
Уважаю мастодонтов продолжающих снимать аналоговой аппаратурой на пленку.
Ностальгия.
Но не могу понять зачем.
Почему бы и стеклянные пластины сегодня не поливать эмульсией в палатке перед съемкой, как в начале прошлого века?

ну...теплый ламповый свет..
у нас был чел занимавщийся амбротипией. И...скажу я Вам - да,это красиво!
Плюс некий элемент неожиданности от материала
Отредактировано: Cheen - 03 фев 2020 01:30:42
  • +0.00 / 0
mark.76
 
russia
Малая Вишера
Слушатель
Карма: +3.07
Регистрация: 12.01.2017
Сообщений: 1,832
Читатели: 1
Цитата: Пикейный жилет от 03.02.2020 00:20:41Посмотрел.
Уважаю мастодонтов продолжающих снимать аналоговой аппаратурой на пленку.
Ностальгия.
Но не могу понять зачем.
Почему бы и стеклянные пластины сегодня не поливать эмульсией в палатке перед съемкой, как в начале прошлого века?
И главное, что все снятое все равно приходится переводить в цифровой формат, чтобы показать на сайте.
Я например завидую молодым, талантливым фотографам, что их талант не потерялся в технических трудностях доставания химикатов, фотобумаги, нужной пленки, корекса, помещения для печати, денег на покупку увеличителей, больших кювет,  и других приблуд. Сейчас и на цифровую мыльницу и даже телефоны талантливая молодежь может снять шедевры.

 Это клуб Любителей. Цель искусство безотносительно давления внешних факторов. 
Там есть и заслуженные и профессионалы и не имеющие отношения - цель одна, свобода самовыражения.  Заданные технические рамки это лишь выбор наиболее совершенной техники, как в плане скорости реагирования , так так и более широкого взгляда на мир, так как цель не объект, а субъект во взаимодействии с миром. Плёнка не фетиш, а более совершенный носитель, являющийся так же материальным отображением в отличии от кода.
 Там нет минусов - отсутствие плюса это уже минус. Главный вопрос не "как ты мог", а "как ты смог". 
  Здесь же, на данном форуме, дискуссии нет и быть не может. Только деструкция, как оппонента, так и собственной личности. Система оценок и рейтингов не предполагает развития, а только "замораживание" ситуации и манипуляции с той же целью.
"Мне плевать на вас ублюдки.
Я анархо-аморал." (С)
  • -0.06 / 2
dmitriк62
 
russia
Москва
61 год
Слушатель
Карма: +459.55
Регистрация: 15.07.2009
Сообщений: 29,816
Читатели: 8
Цитата: Пикейный жилет от 02.02.2020 22:59:18Завидую Вам.
Эдисона Денисова слушаете, Губайдулину.
Молодец.

   
Вот как раз именно искусствоведы слушают Губайдуллину и Денисова.
Ибо этот "сумбур вместо музыки" написан как раз специально для них, чтобы было что разбирать...
    
 
Многие пытаются смотреть, куда идёт дым.
А надо бы - откуда ветер дует.
  • +0.06 / 2
Luddit
 
Слушатель
Карма: +550.83
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 22,849
Читатели: 2
Цитата: mark.76 от 02.02.2020 23:04:39только дальномерка или шкальник способны выдать духовный снимок, говорить о прОклятой цыфре даже не приходится.

Это ортогональные вещи. Если не путаю, Лейка делает цифру с правоверным дальномером.
Но сильно подозреваю, не оттого, что это улучшает картинку - а оттого, что рекламщикам становится о чем говорить, чтобы объяснить разницу в цене и характеристикахУлыбающийся
  • +0.06 / 2
Cheen
 
ussr
Малороссия
Слушатель
Карма: +646.68
Регистрация: 28.06.2014
Сообщений: 26,564
Читатели: 8
Цитата: mark.76 от 03.02.2020 06:34:17.
 Там нет минусов - отсутствие плюса это уже минус. Главный вопрос не "как ты мог", а "как ты смог".

Это скушно и не особо продуктивно...
А я вот скучаю по художке...по просмотрам,когда выставляли работу и обсуждали каждую.
По тому как периодически кто-то пробегается посмотреть,что у других и товарищи спрашивают  "ну как? покритикуй" "х- ня отвечает" честный одноклассник и укажет на ошибки))) ну, или не х-ня...)) Это развивало. 
А "взрослая" тусовка уже вся себе на уме. Мало ресурсов где что-то могут посоветовать дельного и есть нормальная критика. На большей части ждут что их неве**нную гениальность похвалят и сами отделываются дежурными комплиментами. Ну и вообще, советовать конкуренту вроде как не то.
Из фотографов толковее всех работы пожалуй только Разумовский разбирал.
  • +0.00 / 0
Сейчас на ветке: 3, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 3