Прочитав текст, по данной Вами ссылке, можно сказать, что нет никаких оснований доверять написанному. Статья имеет теоретический характер и основывается на том, что событие противоречит взгляду автора, который заключается в предложении: «Утверждение о заушении Ария не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя...». Далее весь текст подгоняется под этот тезис. Часть события отвергается, как ложная, а часть принимается. В конце приводится интерпретация события, согласная с взглядом автора.
Приведённый мною случай со святителем Николаем, является общепризнанным Церковным преданием. Пока не было официального Церковного опровержения данному событию, можно смело на него ссылаться, как на исторический факт.
Для подтверждения того, что действия святителя Николая не противоречат Евангельскому духу, приведу случай из самого Евангелия, в котором повествуется о том, что: « Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Иоан.2:13-17)»
То, что «двигало» Христом, двигало и святителем Николаем и, надеюсь, двигало этими ребятами. Я говорю про ревность о Боге.
Приведённая Вами цитата святителя Иоанна Златоуста никак не противоречит приведённой мною цитате: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18 ). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.
Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя».
Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12
Всё хорошо в своё время и в своём месте. Жизнь сложная штука и жизненные ситуации бывают разные, поэтому и реакция на них может быть разной. Православие – это не набор шаблонов и правил, а свобода духа во славу Божию. Как сказал апостол Павел: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». (2Кор.3:6)
Бывают ситуации, когда мы должны защищать веру с мечом в руках; бывают ситуации, когда нужно со смирением и кротостью принять оскорбления, побои и саму смерть за веру. Всё нужно делать с рассуждением и для славы Божией.
В данном случае действия недугующих (парады, общественные демонстрации и прочее) являются крайностью, которую нельзя терпеть. Необходимо жёстко, но в меру, реагировать, чтобы процесс не стал необратимым, чтобы данная зараза не стала общественной нормой, развращающей наших детей.