Давайте попробуем разобрать более сложную тему. (будет длинная портянка)
Касается она приключений Аполло 13.
Прочитал внимательно отчет. Бросилось в глаза несколько моментов, которые никак не отражены в отчете.
1. Полное отключение питания в служебном и командном модуле после аварии.
Вопросы.
Аккумуляторы в лунном модуле были рассчитаны на 2 дня работы. 400 а/час. по указивке НАСА ЛМ был соединен кабелями с КМ и СМ. Основным источником питания считалась система топливных ячеек установленная в СМ, Система полностью вышла из строя и была выключена. В T0+55 ч 58 мин это произошло.
И до В T0 +141 ч 17 мин отделяется лунный корабль, проходит 85 часов 59 минут. Не забываем, что КМ и СМ по электричеству были обнулены все это время.
1.1 Были ли системы электропитания ЛМ и КМ СМ соединены все это время?
1.2 Если были соединены, как хватило аккумуляторов на почти 4 дня работы?
1.3 Если нет, то как работали приборы астро-коррекции, датчики скорости и компьютер расчета траекторий? (все электросистемы КМ)
Или эти системы дублировались в модуле ЛМ?
1.4 Как работал механизм расстыковки ЛМ и КМ где использовался электропривод втягивания стыковочного узла?
1.5. Как сработали пироболты при отделении СМ и КМ , если электропитание было выключено.
1.6. Когда КМ отделился для посадки где они брали электричество?
2. Использование двигателя посадочной ступени для коррекции всего комплекса для возвращения на землю.
Две интересные ссылки
топливная система комплекса ЛМ подробное описание работы двигателя ПСПо отчету двигатель включался 3 раза и проработал в сумме почти 6 минут.
Ниже, (под основным текстом) таблица и все подробности по второй ссылке.
Прилагаю текст отчета в переводе. Выделил важные предложения, читайте и думайте.
" В 03:06:39 основной блок корабля, состоящий из соединённых командного («Одиссей») и служебного модулей, отделился от третьей ступени, и Джон Суайгерт приступил к манёврам по извлечению из неё лунного модуля («Водолей»). Для этого Суайгерт совершил разворот по рысканию на 180°, приблизился к стыковочному узлу «Водолея» и произвёл «мягкую стыковку» — ввёл в конус стыковочного узла лунного модуля штырь стыковочного узла командного модуля.
Затем была выполнена «жёсткая стыковка»: электропривод втянул стыковочный штырь, стыковочные кольца кораблей соприкоснулись и защёлкнулись на 12 замков, что обеспечило надёжный контакт.
В 03:19:09 были подорваны пироболты, удерживающие лунный модуль в обечайке третьей ступени. Суайгерт дал «задний ход» и вывел пристыкованный лунный модуль. Далее были произведены проверка герметичности переходного тоннеля,
открытие люков и прокладка электрических кабелей, позволяющих запитать лунный модуль от мощных электрических водородно-кислородных топливных элементов служебного модуля.В T0+55 ч 58 мин пилот командного отсека Д. Суиджерт сообщил в Центр управления полетом, что
полностью упало напряжение в электромагистрали В, снабжавшей электроэнергией системы и оборудование основного блока. Центр управления полетом дал указание экипажу свести расход электроэнергии к минимуму. Вскоре стало падать напряжение и в электромагистрали А и система электроснабжения основного блока полностью вышла из строя. Экипаж доложил, что давление в кислородном баке № 2 равно нулю, а в баке № 1 продолжает падать. В момент времени T0 +56 ч 47 мин давление в кислородном баке № 1 упало до уровня ниже 50% от нормального.
Это означало, что система жизнеобеспечения командного отсека сможет обеспечить жизнь экипажа только в течение 15 мин.
Д. Ловелл и Ф. Хейс перешли в лунный корабль,
включили энергетическую установку и систему жизнеобеспечения экипажа в лунном корабле. Д. Суиджерту, оставшемуся в командном отсеке, кислород подавался из лунного корабля через переходной туннель.
В T0 +58 ч 07 мин руководство NASA приняло решение об отказе от посадки Apollo-13 на Луну и аварийном возвращении на Землю после облета Луны. И через 30 мин это решение было объявлено официально. В T0 +58 ч 22 мин представители заявили, что для ускорения полета Apollo-13 по траектории возвращения к Земле 15 апреля в T0 +79 ч 30 мин будет
произведена коррекция траектории не с помощью ЖРД служебного отсека, который работать не может, а с помощью двигательной установки посадочной ступени лунного корабля. (
конечно все расчеты для этого были сделаны на земле перед полетом или они на коленке по факту считали?)
В T0 +61 ч 29 мин экипаж успешно осуществляет все необходимые маневры и производит коррекцию траектории полета Apollo-13, в результате которой корабль снова перешел на траекторию свободного возвращения к Земле;
коррекция выполнялась с помощью ЖРД посадочной ступени лунного корабля, который проработал 2 мин. ( а как же развесовка сборки в расчет принималась? ведь это новая задача с тремя неизвестными)В T0 +67 ч 08 мин произведенный расчет траектории полета показал, что посадка командного отсека Apollo-13 должна произойти примерно в T0 +142 ч 47 мин (17 апреля в 18 ч по Гринвичу) в Тихом океане на расстоянии 1200 км к северо-востоку от Новой Зеландии.
Однако терпящий бедствие Apollo-13 продолжает удаляться от Земли. Еще не ясно, хватит ли оставшегося кислорода для возвращения экипажа на Землю, если не хватит, то им грозит гибель. Возникают предложения увеличить скорость полета и уменьшить продолжительность возвращения к Земле. В частности, предлагается вариант посадки в Индийском океане на 1 сут раньше (16 апреля в 18 ч по Гринвичу).
В момент времени T0+77 ч 07 мин корабль Apollo-13 уходит за диск Луны и на 25 мин радиосвязь с ним прекращается. ( как работала радиосвязь вообще? СМ обесточен, антенны ЛМ как направлять?)Корабль облетел Луну на минимальном расстоянии от ее поверхности около 250 км.
В T0+77 ч 56 мин ступень S-IVB упала на Луну. Позднее ученые установили, что пассивный сейсмометр, установленный на поверхности Луны регистрировал в течение 4 ч колебания лунной коры.
В T0 +79 ч 28 мин на 10 сек были включены 2 ЖРД РСУ для осадки топлива в баках посадочной ступени лунного корабля,
затем был включен посадочный ЖРД, проработавший 5 сек на тяге 10% максимальной, 21 сек на тяге 40% максимальной и 3 мин 54 сек на максимальной тяге. В результате курс Apollo-13 не изменился, а скорость полета к Земле увеличилась на 265 м/сек. Коррекция скорости полета прошла успешно и было объявлено, что посадка произойдет в T0 + 141 ч 54 мин (17 апреля в 17 ч 07 мин по Гринвичу) в Тихом океане в точке с координатами 21°40'ю. ш., 165°83' в. д. В Центре управления полетом было решено, что поврежденный служебный отсек корабля будет сброшен за 2 ч до входа в атмосферу, а лунный корабль-часом позже.
15 апреля в T0 +90 ч 25 мин Apollo-13 находился на расстоянии 332 843 км от Земли.
16 апреля в Центре управления полетом установили, что корабль отклонился от правильного курса и снова необходимо произвести коррекцию траектории. В противном случае промах при пролете Земли составит 167 км, Apollo-13 не войдет в атмосферу, пойдет по сильно вытянутой эллиптической орбите вокруг Земли, и астронавты погибнут от недостатка кислорода еще до того, когда можно будет снова произвести попытку посадить корабль на Землю.
16 апреля в T0+102 ч 12 мин Apollo-13 находился в 296 730 км от Земли; температура внутри кабин лунного корабля и командного отсека упала до +2-4° С; от холода астронавты не могут уснуть. В T0 +105 ч 12 мин с целью коррекции траектории полета
производится третье включение ЖРД посадочной ступени лунного корабля. Двигатель проработал 7,4 сек и скорость полета уменьшилась на 2 м/сек.
Но и эта коррекция не обеспечила требуемой траектории полета и промах мимо Земли не устранила. В T0 +125 ч 39 мин 17 апреля предпринимается четвертая коррекция траектории, рассчитанная так, чтобы корабль вошел в атмосферу Земли и находился в пределах расчетного коридора входа. В результате этой коррекции,
проведенной с помощью ЖРД РСУ лунного корабля, скорость Apollo-13 уменьшилась на 1,5 м/сек. (Сколько работала не пишут.)Корабль приближался к Земле. В центре управления полетом снова возникли серьезные сомнения в возможности спасения экипажа. Предстояло произвести сброс аварийного служебного отсека.
Отделение служебного отсека осуществляется взрывными болтами. Сработает ли исправно эта система? Кроме того, нерасчетное выполнение операции отделения может создать боковые усилия и отклонить Apollo-13 от правильного курса. В T0 +138 ч 02 мин
операция отделения служебного отсека была успешно выполнена астронавтами. (
как выполнена забыли описать, электричества то не было) После отделения были произведены осмотр и фотографирование служебного отсека. Астронавты обнаружили, что одна панель обшивки секции № 4 целиком разрушена взрывом, происшедшим в служебном отсеке. Д. Ловелл и Ф. Хейс возвращаются в командный отсек и вместе с Д. Суиджертом используют оставшийся ограниченный запас кислорода.
В T0 +141 ч 17 мин отделяется лунный корабль. (
как отделяется? электричества нет, электропривод штанги стыковки не работает, пироболтов на этот случай нет!)
В дальнейшем время стало весьма критическим фактором. Хватит ли экипажу остатков кислорода до посадки на Землю? Ранее по этой причине обсуждался вопрос об отделении лунного корабля за 15 мин до входа в атмосферу. Специалистов в Центре управления полетом беспокоило состояние теплозащитного экрана командного отсека. Сохранилась ли целой конструкция экрана? Он мог быть разрушен взрывом. В этом случае температура внутри командного отсека могла сильно возрасти.
А отсутствие электропитания их не беспокоило?Командный отсек Apollo-13 вошел в атмосферу со скоростью 11 000 м/сек, выше чем во всех предыдущих полетах, но эксперты NASA считали эту скорость допустимой. В T0 +142 ч 49 мин раскрылись главные парашюты и в T0+142 ч 54 мин командный отсек Apollo-13 произвел посадку в Тихом океане в 100 км к юго-востоку от о. Самоа.
Как все славно закончилось :о)