Приветствую всех!
Довольно давно хотел начать ветку про одну тему, над которой как ни думаю, не могу найти ответа. Вопрос прост - транзит газа по трубам или СПГ (сжиженный природный газ).
Сейчас Россия вовсю строит трубы, когда это касается российской территории, то да понятно что надо. Но вот непонятно одно - почему не развивается сектор СПГ, не строятся терминалы в портах, не строится газовозный флот. Ведь это даст гибкость в транспортировке к разным заказчикам, независимость от прихотей стран транзитёров (более прочная политическая позиция - шантажировать нечем) и больше прибыли! Да и прибыли больше
Итак разверну. Все знают новогодние ритуальные причитания про "газомор" и как к этому относится "Европа". Каждый год Россия терпит убытки как в финансовом плане, так и в плане престижа. И стараниями "доброходов" весь мир знает про "газовое оружие" про "имперские замашки" и про многое другое. Это война - внешняя торговля всегда война.
Более того подвергая сомнению позицию России как надёжного торгового партнёра в мировом маштабе (ослабление конкурента), так ещё ЕС решает свои проблемы нашими руками и за наши же деньги. И действительно натравливая украинских "оранжевых" на Россию и занимая "прооранжевую позицию", ЕС по сути подталкивает Россию к решению своих энергетических проблем, при этом держит на коротком поводке обложив своими шавками. Кто строит новые газопроводы в Европу тысячами километров, кто проводит научные и геологические изыскания. Ответ прост - Россия, на чьи деньги - на деньги российских налогоплательщиков. Вот так - ослабляя нас в политическом плане за наши деньги европа укрепляет свою энергетическую безопасность. Ведь чем больше транзитная сеть, тем больше конкуренция и дешевле доставка.
Выгодно ли России строительство этих газопроводов? Вроде бы да - расширяется поле для маневра. Но ведь есть и другие способы транзита газа - СПГ газовозами по морю. Но тут скажут дорого, дороже чем по трубам. Да и инвестиции какие, построить заводы по сжижению, терминалы, суда. Но ведь и трубы это тоже система, с газоперекачивающими станциями и дорогими движками. Так какова экономика всего этого?
Читал что подсчитана и экономическая целесообразность всего этого, если доставка более 1000-1500 км то СПГ дешевле. Вот так то. Да но ведь скажут что от Российских портов до Европ расстояния маленькие так что не выгодно. Ну да невыгодно европецам. Нам наоборот, выгодно. Мы развиваем инфраструктуру и флот, платим зарплату, нашим гражданам работающим там и в смежных отраслях, да и ещё и имеем добавленную стоимость с этих услуг. И не платим
никаких денег всяким транзитным дармоедам. Всё за транзит остаётся
у нас.
Миллиарды!Да, скажет бдительный читатель, но ведь набуки всякие составят нам конкуренцию по трубам и будет у них дешевле. А европеец не дурак, возьми и купи у Туркмена или Ирана. Ну чтоже скажу я тогда, давайте посмотрим на карту. От наших конкурентов менее 1500 км до европейских рынков только у Алжира. Но и он всю потребность в газе не покроет. Ведь не надо забывать что транзит это услуга, а товар это газ. У нас есть газ, почему бы его не продавать клиенту напрямую без посредников и не забирать всю прибыль себе? Да надо вложиться в инфраструктуру и флот. Но ведь могли бы за 10 лет то "энергетической державы"!
Ну чтоже обсудим? 8) Или я в экономике процесса не всё понимаю, или тут есть политическая составляющая? Наверняка и политическая есть, но каков тут политический интерес России тянуть трубы вместо СПГ?
Итак, почему "Северный поток" и "Южный поток" через чужую опять же территорию, а не СПГ в газовозах?