Микадо и кредит
Все уже поняли, что экономика, построенная на бумажной расчётной единице не работает и в принципе не может работать. Расчётной единицей не может быть ВОЗДУХ. Поскольку воздуха в природе очень много, он доступен всем, а монополия на НАДУВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ это еще далеко не право НАДУВАЮЩЕГО на все природные и интеллектуальные товары, принадлежащие человечеству.
Нужно сказать, что я долго думал над вопросом, «как мы дошли до жизни такой» и почему экономический локомотив планеты Земля вдруг остановился. Я прекрасно понимаю, что лидеры двадцатки, собравшейся в Вашингтоне, ничего дельного на свет произвести не смогут. Никакого нового Бреттон-Вудского соглашения не будет, хотя бы потому, что никто из лидеров двадцатки не понимают основ, которые привели к Бреттон-Вудскому соглашению в 1944 году. Более того, никто так до конца и не понял, почему мир соскочил с Бреттон-Вуда в 1971 году.
Единственное, что можно сказать теперь окончательно – теперь опять каждый только за себя.
До 1913 года в мире существовал так называемый классический золотой стандарт. Все расчёты производились только в ЗОЛОТЕ. Это совершенно не значит, что каждый таскал за собой мешок золота и платил им за стакан виски в баре. Такие экстримы существовали только в Калифорнии и на Аляске во времена золотых лихорадок.
Золотом никто не платил, платили КРЕДИТНЫМИ БИЛЕТАМИ. Единственный расчётный центр, где золото ДЕЙСТВИТЕЛЬНО переходило из рук в руки, был город Лондон.
К примеру, когда японский император, для подготовки нападения на Порт Артур, закупал у Америки высококачественную броню для своих броненосцев, он не отправлял американскому президенту пароход загруженный золотом. Уполномоченный японского правительства выписывал американскому правительству КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТ, в котором было указано три вещи –
• Цена товара.
• День погашения.
• Кредитная ставка.
Звучало это примерно так:
Я, Император Японии, царь Курильских островов и Великий князь Южной части острова Сахалин, покупаю у Президента Америки 100 тысяч тонн брони для моего непобедимого флота по цене 2 тонны золота (здесь могла стоять любая валюта деноминированная в золоте).
Я подписываю этот кредитный билет, как гарантию того, что покупка будет полностью оплачена ЗОЛОТОМ в городе Лондоне (здесь обычно стоял адресс банка господ Ротшильдов) через шестьдесят дней после получения (или отгрузки) груза.
Кредитный билет сей выписан под пять процентов годовых. (что означало, если японский император решит расплатится не через шестьдесят дней, а через тридцать, то броня ему обойдется ДЕШЕВЛЕ. Вместо двух тонн золота он должен будет заплатить всего 1991 килограмм, то есть две тонны золота минус пять процентов годовых ДИСКАУНТА за один месяц.)
Если японский император оплачивал товар раньше срока, он получал ДИСКАУНТ, который вычислялся исходя из величины кредитной ставки, указанной в КРЕДИТНОМ БИЛЕТЕ.
Как вы видите, броня для броненосцев, фактически была приобретена в КРЕДИТ. И заплачено было за неё КРЕДИТНЫМ БИЛЕТОМ. Именно поэтому он (билет) назывался КРЕДИТНЫМ, что оплачивал покупку в кредит. Не смотря на все стоны современных горе-экономистов, о том что в современном кризисе виновата продажа товаров в кредит, в мире никогда не существовало другой системы оплаты за товары.
Всё и всегда продаётся только в КРЕДИТ.
Даже когда мы не платим за товар при помощи кредитной карточки, а платим «Живыми Рублями», мы расплачиваемся за товар в КРЕДИТ, только этот кредит гарантируется не нами лично, а государством, выпустившим КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ.
Если бы на свете не было КРЕДИТА, то нам бы пришлось таскать за собой мешки с золотом, стада баранов или грузовики с лесо-материалами всегда, когда нам нужно было бы за что-то заплатить.
И так, японский император выписал КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТ американскому президенту. Что происходило дальше? Значит ли это, что ровно через шестьдесят дней, японский микадо и Федя Рузвельт должны были встретится в банковской конторе Ротшильда в Лондонском сити, где микадо торжественно передаст Рузвельту мешок с двумя тоннами золота?
Нет. Человек, выписавший кредитный билет в оплату товара и человек принявший этот билет в качестве оплаты, никогда не отсыпали друг другу золотой песок, как это было принято в Калифорнии или на Аляске во времена золотых лихорадок. Именно с этой целью в Кредитном Билете была указана не только ЦЕНА ТОВАРА, но и ДИСКАУНТНАЯ СТАВКА.
Дисконтная ставка это чистая прибыль финансистов, которые есть НЕОБХОДИМОЕ ЗЛО для оценки рисков кредитоспособности и ЛИКВИДАЦИЙ кредитных сделок.
Ликвидация сделки это просто – в день ликвидации, а это именно тот день, который указан в кредитном билете, как ДЕНЬ РАСПЛАТЫ ЗА ТОВАР, кредитный билет ЛИКВИДИРУЕТСЯ или ПОГАШАЕТСЯ (как кому угодно) по номинальной стоимости в две тонны золота.
Цена погашения никогда не подразумевала под собой передачу двух тонн золота из рук в руки. Обычно с одного счета на другой переводились лишь несколько процентов от указанной суммы.
Почему всего несколько процентов, а не вся сумма?
Дело в том, что в течении шестидесяти дней начиная с того момента, как кредитный билет был выписан и заканчивая моментом погашения кредитного билета, он проходит через процесс называемый ДИСКАУНТОМ.
Президент Тэдди Рузвельт, получив от Микадо кредитный билет, не покупает билет в Лондон для получения там золота. В тот же день, когда Тедди получает на руки кредитный билет, он идет к человеку, который занимается торговлей и учётом кредитных билетов и либо продаёт этот кредитный билет, либо получает под него ГАРАНТИЮ. Имея на руках ГАРАНТИЮ, президент Рузвельт может выпустить свой собственный кредитный билет и оплатить, при помощи этого кредитного билета, 100 тысяч тонн брони, закупив её на металлургических заводах. Металлургические заводы, получив кредитные билеты, высушенные Тэдди Рузвельтом, тоже продавали или учитывали эти билеты в банковских домах, получали там свои собственные гарантии и выпускали свои собственные кредитные билеты для оплаты железной руды и кокса. И так далее по цепочке. От Японского Императора, до американского шахтера, различные банковские конторы покупали или гарантировали КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ, выпущенные РЕАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ или ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ и получали за это прибыль в виде ДИСКАУНТНОЙ СТАВКИ.
Японский император не просто так ВЫПИСАЛ кредитный билет для покупки ста тысяч тонн брони у правительства Америки. Для того чтобы иметь возможность этого сделать, он должен был получить ГАРАНТИЮ от одного из банкирских домов.
Еще раз подчёркиваю НЕ КРЕДИТ, а ГАРАНТИЮ того, что Японский император обладает соответствующим КРЕДИТОМ. То есть, независимый оценщик КРЕДИТНЫХ РИСКОВ, подтверждает, что определённому человеку или предприятию можно ДОВЕРЯТЬ.
Как сто лет назад проводилась оценка кредитных рисков?
Оценщик кредитных рисков просто смотрел сколько ЧЕЛОВЕК, собирающийся выписать кредитный билет, имеет РЕАЛЬНЫХ АКТИВОВ. Что это значит?
Это значит что, для того чтобы выписать свой кредитный билет, для покупки ста тысяч тонн брони у американского правительства, японский император должен был сначала получить чей либо кредитный билет в оплату за японские товары.
Например Микадо получает кредитный билет, выписанный русским промышленником Рабиновичем, в уплату за лицензию по вылову дальневосточного краба, в японской части Сахалина. Микадо продаёт или гарантирует этот кредитный билет в ближайшей банковской конторе, которая выдаёт ему гарантию на выпуск его собственного кредитного билета. Микадо выпускает свой собственный кредитный билет и оплачивает им покупку брони для японских броненосцев. И так далее по цепочке.
В конце-концов всё выпущенные кредитные билеты попадают в Лондон и там погашаются при помощи перемещения незначительных сумм в ЗОЛОТЕ с одного счёта на другой.
Вопреки расхожему мнению, еще сто лет назад банковская система не выполняла роль КРЕДИТОВАНИЯ предприятий и населения. Население и Предприятия сами создавали кредит в оплату РЕАЛЬНЫХ товаров и услуг. Банки и банковские конторы только РЕГИСТРИРОВАЛИ и ПОГАШАЛИ это кредит, а за свои услуги получали оплату в виде ДИСКАУНТНОЙ СТАВКИ.
Более того, если принять во внимание, что банки и банковские конторы избавляли людей и предприятия от довольно неприятной необходимости таскать за собой мешки с золотом, то можно даже сказать. что еще сто лет назад банки продавали РЕАЛЬНУЮ УСЛУГУ населению, которую сейчас можно сравнить с услугой оказываемой населению ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ. Только современные компании перевозят уголь, нефть и табуретки. А банковские конторы образца 1913 года перевозили ЗОЛОТО (с одного счёта на другой).
Основное отличие современной банковской системы от банковской системы образца 1913 года, состоит в том, что современная банковская система, на основе ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ БИЛЕТОВ, обладает возможностью создавать НЕОГРАНИЧЕННЫЙ КРЕДИТ и наделять им любого, кого она пожелает достойным, в то время как банкиры образца 1913 года, создавали свой собственный КРЕДИТ крайне редко. Они покупали или учитывали КРЕДИТ созданный частными людьми, предприятиями и государствами.
Говоря словами современных экономистов, право создавать ДЕНЬГИ (кредитные билеты) на основе активов, до 1913 года было правом ЧАСТНОГО ЛИЦА выписывающего КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТ. После 1913 года, таким правом стали обладать исключительно БАНКИ. До 1913 года банки делали прибыль на покупке по ДИСКОНТУ частных кредитных билетов, а после 1913 года прибыль банков начала составляться исключительно из процентов за выделенный кредит.
До 1913 года оборот кредитных билетов был жёстко привязан к обороту товаров и услуг. Кредитный билет создавался (выписывался) в момент покупки товара (обычно оптовой покупки) и погашался в момент совпадающий с окончательной реализацией товара конечному потребителю или в тот момент, когда под гарантию ранее полученного кредитного билета выпускались другие билеты (например для оплаты товаров поставленных смежниками).
То, что сейчас принято называть Денежной Реформой Витте, проведенной в 1897 году, на самом деле, в современном понимании, денежной реформой не являлось.
Витте провёл реформу государственных КРЕДИТНЫХ БИЛЕТОВ, которые отныне были жёстко привязаны к золоту. Деньгами, во времена Витте являлось ЗОЛОТО, а не кредитные билеты. Просто в один прекрасный день, господину Витте (как сейчас господину Медведеву) показалось, что созданная в течении восемнадцатого-девятнадцатого столетия КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ система с местом расчёта в городе Лондоне, Россию уже не устраивает. Британская империя – геополитический соперник. Нечего туда золото пароходами отправлять.
Как вы уже поняли, один-два раза в месяц, Япониям, Россиям, Китаям и Австро-Венгриям, несмотря на развитую систему дисконтов и кредитных гарантий, всё таки приходилось отправлять одну-две тонны золота для закрытия счетов в Лондонские банки. Фактически, эта одна-две тонны золота в месяц, отправляемая в Лондон из России, являлись чистой прибылью баронов Ротшильдов, которые избавили мир от необходимости слать во все страны мира десятки и сотни тонн золота в уплату за товары, закупаемые за рубежом (импорт).
Витте решил сэкономить для российского императора десять тонн золота в год и провёл реформу государственных кредитных билетов. Отныне цена государственных кредитных билетов определялась не по цене дисконтной ставки, а была жестко привязана к золоту, как в Британской империи. Более того, Витте создал несколько финансовых контор, которые получили право осуществлять платежи золотом, то есть ЛИКВИДИРОВАТЬ КРЕДИТНЫЕ СЧЕТА. Отныне российский предприниматель мог выписать КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТ с местом оплаты по билету по адресу в Санкт-Петербурге, а не в Лондоне.
Идея графа Витте была замечательна. Только ЗОЛОТО это еще не самое главное. В международной торговле главное значение имеет международный кредит (доверие), а не количество золота в закромах государства.
Кредитные билеты, выписанные российскими резидентами, не смотря на то, что они гарантировались золотом Российской Империи, перестали приниматься как средство платежа на международных рынках, в тоже самое время, международные рынки, с удовольствием принимали к платежу кредитные билеты выпущенные российским Императором.
Реформа Витте привела к тому, что единственное лицо в российской империи, которое обладало правом создавать КРЕДИТ на международных рынках, оказалось лицо Российского Императора.
Поскольку кредитные билеты, выпущенные российскими купцами больше не обладали КРЕДИТОМ и не могли выступать средством платежа на международных рынках, то все международные расчёты начали происходить только при помощи царских кредитных билетов (то есть при помощи ЗОЛОТА).
При всём удобстве унифицированных государственных кредитных билетов, никто не заметил, что они потеряли два важнейших свойства – ДАТА ПОГАШЕНИЯ кредитного билета и ДИСКАУНТНАЯ СТАВКА. Отсутствие первого свойства означало, что КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТ, один раз выпущенный в оборот, навсегда остаётся в обороте. А исчезновение второго свойства привело к тому, что вместо одной-двух тонн золота, отправляемой ежемесячно в сторону Лондона, между Россией и миром начали курсировать денежные поезда, перевозящие тонны золота во всех направлениях в оплату экспорта и импорта.
Российская денежная реформа – частный случай. Подобные процессы происходили во всех странах мира. Фактически, в конце девятнадцатого века весь мир захлестнуло волна ИЗОЛЯЦИОНИЗМА, что привело к 1913 году к тому, что развитые промышленные страны попали в ситуацию, когда за покупку необходимого сырья на внешних рынках, сделки приходилось проводить на уровне правительств стран покупателя и продавца, а расчёты происходили исключительно в золотых слитках.
Если в 1850 году, мелкий германский производитель чугуна мог купить необходимый ему французский уголь при помощи выпуска кредитного билета с окончательной оплатой золотом в Лондоне через тридцать-шестьдесят дней, то к 1913 году, для того чтобы получить необходимый германскому промышленнику французский уголь, ему необходимо было обменять золото на Кредитные Билеты германского правительства, заплатить этими билетами за французский уголь, французский владелец шахты предъявлял рейхс марки к оплате в национальный банк Франции, получал в обмен на них франки обеспеченные золотом. Франция предъявляла марки к оплате германскому правительству, которое меняло марки на золото.
Фактически, между Германией и Францией (как впрочем и между всеми остальными странами) начали курсировать золотые поезда.
Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран привело к тому, что частные лица и промышленные предприятия, утратили возможность создавать КРЕДИТ (кредитные билеты). Вместо частных лиц и предприятий, создавать кредит начали правительства государств, а выпуск кредитных билетов Если раньше, частное лицо или предприятие, исчерпавшее свой кредит (золотой запас), объявлялось банкротом, то с появлением государственных кредитных билетов, риск быть объявленным банкротом стало нести ГОСУДАРСТВО.
Теперь представьте себе ситуацию, когда из-за дефицита внешней торговли (исчерпание золотого запаса), Германия не может оплатить уголь, который так необходим немецким производителям стали, а Америка, которой необходима германская сталь, не желает слать золото, до тех пор, пока германские промышленники не вышлют сталь.
Что происходит в этом случае? В случае, если бы покупателями и продавцами выступали частные лица, выпускающие кредитные билеты с датой погашения в Лондоне, лицо, которое не имеет необходимых ГАРАНТИЙ на выпуск кредитного билета, просто выбрасывается из экономического оборота.
Германию выбросить их экономического оборота нельзя. Если у Германии нет золота для оплаты французского угля, Германия возьмёт его силой.
Итак...