Про ситуацию с семьей Светланы Дель и изъятых 10 детей.
Как вы знаете, после заседания в Департаменте соц защите во главе с Петросяном, Е.Альшанская предложила организовать комиссию детских психологов- экспертов и поговорить с детьми, узнать их желания по возвращению домой и по ситуации в семье.
Комиссия состоялась 17 января, и ее решение было очень неожиданным для всех: комиссия коллегиально приняла однозначное решение о невозможности возвращения этих детей в семью. Комиссия ознакомила со своими выводами руководителя Департамента социальной защиты населения г. Москвы Владимира Петросяна, который на основании изучения всех материалов дела, принял решение о расторжении договора опеки в отношении восьмерых детей, находящихся под опекой в семье Дель.
В отношении усыновленных детей вопрос находится в стадии рассмотрения. В частности, одна из девочек высказала пожелание жить с бабушкой в Санкт-Петербурге, поэтому сейчас изучается возможность оформления временной опеки в отношении этого ребенка.
19 января Мэр Москвы С.Собянин сообщил журналистам: приемным детям из зеленоградской семьи подберут новых родителей.
http://tass.ru/obschestvo/3955301?utm_source=vk.com.. Это факты.
А нам хотелось узнать, что же думают профессионалы по этому поводу.
Предлагаем вашему вниманию аналитический обзор мнений самых уважаемых детских психологов на этот счет, а также комментарии членов экспертной комиссии.
Выводы сделайте сами.
Итак, СОСТАВ КОМИССИИ, те, кто говорили с детьми:
- представители Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
- председатель координационного совета Союза добровольцев России,
- ответственный секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека,
- руководитель постоянной Комиссии по общественному контролю Яна Лантратова,
- соучредитель Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку Ирина Медведева,
- руководитель информационно-правозащитного центра «Иван Чай» Элина Жгутова,
- представители НКО «Волонтеры в помощь детям» Инна Пасечник и Мария Тутушкина.
Источник:
https://www.facebook.com/rfdeti/posts/109134057432660.. В каком формате происходила встреча, мы не знаем, однако, судя по списку участников комиссии, было много взрослых…очень много для формата доверительной беседы с детьми.
Присутствие мамы было не обязательно по закону, т.к. к сожалению, у опеки есть заявление мамы о добровольном помещении детей в приют. Вынудили ее написать его, конечно, но оно есть, и руки мамы связаны.
И, по мнению Е.Альшанской, так как речь в принципе шла о «возможном насилии в семье в отношении детей», то в таких ситуациях ровно наоборот, детей опрашивают без родителей, чтобы избежать возможного давления. С юридической точки зрения, Департамент ничего не нарушил, пригласив психологов побеседовать с детьми. Вот так вот…
СВЕТЛАНА ДЕЛЬ РАССКАЗАЛА: «Сегодня мне было сказано приехать к 10 утра в приют для совместной с психологами беседы с детьми. Но с детьми мне увидеться не удалось. «Специалисты» опросили детей без меня, без их законного представителя. Я же в ожидании получала от них звонки и смс... Мы впервые услышали друг друга спустя 7 дней. Дети говорили, что очень скучают, спрашивали, когда им можно вернуться домой. К сожалению, у меня нет ответов на эти вопросы. Позже мне сообщили, что дети не хотят домой. Это неправда!! И вечером меня лишили связи с детьми».
О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ДЕТИ: (источник - официальная страница УППР):
https://www.facebook.com/rfdeti/posts/109134057432660.. большинство детей подтвердили экспертам установившуюся в семье практику телесных наказаний со стороны отца, которые производились неоднократно и в присутствии мамы. Со слов 11-летней девочки, еду для всей семьи готовила она, в то время как мама готовила только для себя. Дети не выразили желание возвращаться к папе и маме, некоторые из них хотят остаться в центре социальной поддержки.
На вопрос под постом Е.Альшанской «Скажите, на Ваш проф. взгляд и опыт , есть шанс оставить детей в семье?», Альшанская ответила так: «Думаю да. Может быть не всех.».
КОММЕНТАРИИ Е.АЛЬШАНСКОЙ на своей страничке в facebook :
Цитируем в сокращении, полная версия здесь:
https://www.facebook.com/ElenaAlshanskaya/posts/14253.. «… Вы знаете, я редко чувствовала себя как сейчас - полным заложником ситуации.
Когда ты ничего не можешь сказать. Когда при этом твое молчание люди готовы трактовать любым удобным им способом, потому что они тоже растеряны и напуганы. И им хочется куда-то канализировать свой страх и свою злость.
Я тоже злюсь на эту ситуацию.
И я злюсь на то, что согласилась дать своих психологов. Злюсь, хотя прекрасно понимаю, что на самом деле я все правильно сделала. Важно, чтобы там были профессионалы, настоящие профессионалы своего дела, которые отличают депривацию от стресса и пед запущенность от расстройства привязанности. Важно, чтобы с детьми поговорили по-настоящему стараясь их услышать, прежде чем принять решение. Важно, чтобы мы видели всю картинку целиком. Собственно это мы и предложили поговорить с детьми. Потому что департамент сомневался в решении вернуть детей в семью или нет. И мы хотели им помочь принять это решение - подкрепив его словами детей, которые хотят домой. С этим настроем и ехали изначально наши специалисты. Которые, поверьте, умеют отличить одно от другого…
...И я не могу об этом говорить публично, потому что у меня и правда закрыт рот. Профессиональной этикой. У моих психологов - правилом о конфиденциальности содержания общения психолога и того, с кем он говорил. Интересами детей и семьи…»
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ И ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ:
Приводим мнения и комментарии психологов-экспертов в данной области:
ЕКАТЕРИНА КЕС, детский клинический психолог, диплом Восточно-Европейского института Психоанализа, 17 лет практики, в т.ч. за рубежом, владелец центра «Детская и семейная психология
Ipsyholog.ru».
Приводим ее мнение на своей страничке:
https://vk.com/wall401347_5488 «…Когда мне, как независимому клиническому психологу, нужно было делать психолого-педагогическую экспертизу и писать экспертное заключение для суда на одного ребёнка, весь процесс занимал 4 встречи с ребёнком (по 1 часу в разные дни), 2 часа собеседование с мамой и 2 часа собеседование с папой (включая заполнение ими психодиагностических текстов). Итого - 8 часов для комплексного исследования ситуации с одним ребёнком в семье. С участием всех членов семьи одним психологом. Это международная принятая практика проведения психолого-педагогических заключений. Один (может быть, два, но в команде) специалиста работают одновременно со всей семьёй, чтобы составить комплексное представление о том, что происходит в семье.
Первая встреча с ребёнком полностью посвящается тому, чтобы наладить с ним доверительный контакт. То есть один психолог выстраивает доверительный контакт с ребёнком и затем, в другие дни, продолжает проводить целый ряд специальных психодиагностических проективных методик, которые помогают выявить, что чувствует и думает ребёнок о маме, о папе, как чувствует себя в семье, с кем ему комфортнее, к кому он больше привязан, как относится к маме, папе, братьям и сестёрам. При этом ребёнок рисует, сочиняет, лепит, мы играем в ролевые игры - всё происходит легко, непринуждённо, в игровой обстановке.
Совершенно необходимая часть такого исследования - это беседа психолога отдельно с мамой и отдельно с папой. Родители тоже заполняют целый ряд психодиагностических тестов, личностные опросники, чтобы исследовать особенности их личности, стиль общения и воспитания детей.
Так же в процессе психолого-педагогической экспертизы психолог внимательно изучает любые фото и видео-материалы, которые могут рассказать больше о жизни семьи, об отношениях ребёнка с каждым родителем. Я всегда просила и маму и папу принести фото и видео, на которых они запечатлены с ребёнком. Это невозможно подделать - это было уже снято ранее в прошлом. По этим фото и видео психолог так же делает выводы, которые дополняют общую картину. По фото и видео видно, есть ли эмоциональный, психологический контакт у взрослого с ребёнком. Это важный дополнительный источник информации.
Только такой комплексный подход (ребёнок + мама + папа) позволяет увидеть полную картину.
Насколько я понимаю, с детьми в данном случае общался не один психолог, а много. Для любого ребёнка это стресс - много незнакомых взрослых людей, которые один за другим задают разные непонятные вопросы и которым нужно отвечать. Добавим сюда тот факт, что на момент беседы дети не виделись с мамой более 8 дней (ещё и журналиста к ним пустили, который успел задать детям целый ряд некорректных вопросов "в лоб" - об этом я писала ниже). Если вопросы на одну и ту же тему повторять часто, то это срабатывает как своеобразное внушение ребёнку.
Были ли проведены с детьми тесты, психодиагностические методики или им просто задавали наводящие вопросы? Почему не встречались с родителями? Почему базировали свои выводы только на ответах детей? Сколько времени уделили общению с каждым конкретным ребёнком? 1-2 часа на всех детей? Изучали ли психологи фото и видео материалы о жизни этой семьи? Читали ли блог мамы Светланы о жизни семьи на известном петербургском сайте
www.littleone.ru, который Светлана вела много лет? Ознакомились ли с фотографиями и видео в Инстаграме Cветланы?
https://www.instagram.com/svetkaaa2012/ Я уверена, что нельзя базировать свои решение и делать такие судьбоносные для всей семьи выводы из того, что говорят маленькие, несовершеннолетние дети в стрессовой для них ситуации, при этом не встретившись для беседы с мамой и папой этих детей, не услышав их объяснения, не увидев, что это за люди. Родителей в этой ситуации просто вынесли за скобки, как- будто они какие-то незначительные насекомые.
P.S. Хотелось бы отметить, что помимо указанной специфики проведения комплексного обследования семьи, необходимо учитывать, что дети приемные и под опекой. Это всегда особая категория детей, как бы замечательно они не чувствовали себя в приемной семье, всегда есть обиды, которые актуализируются в стрессовой ситуации, а тут как раз такая ситуация. Дети имеют опыт предательства биологическими родителями, их изымают из семьи без предупреждения, родителей к ним не пускают, общаться по телефону в момент изъятия не дают, детьми это расценивается, как предательство. Да еще очень большой вопрос ЧТО говорили детям про родителей в момент изъятия и во время их прибывания в приюте и больнице. У меня миллион вопросов по ситуации, как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения мамы, - важное дополнение от Татьяны Малютиной..»
НАТАЛЬЯ СТЕПИНА, Руководитель в Ресурсном Центре помощи приемным семьям с особыми детьми:
https://www.facebook.com/profile.php?id=1000023148628.. Хочу сказать важное.
Мы никогда не работали с семьей Дель. Я лично не знакома с родителями. Не получила ни одного факта и мнения, которое бы окончательно убедило меня в правоте той или иной стороны. Поэтому я не знаю, что происходило в семье Дель. Не знаю.
Но я точно знаю другое. И здесь я отвечаю за свои слова. Я точно знаю, что, если любого из знакомых мне приемных детей, включая тех, с кем мы работаем годами, особенно тех, кто младше 12 лет, - схватить на новогоднем празднике, схватить незнакомым людям в милицейской форме, оторвать от родителей, увезти в приют или больницу, - и потом настойчиво тем же или другим незнакомым людям в непривычной обстановке спрашивать:
- Тебя папа бил?
Так вот 90 процентов знакомых мне приемных детей скажут ДА.
Скажут да, потому что это вопрос не про папу. Это вопрос про то, как выжить. Это про то, что надо приспособиться к новым взрослым. Если для этого надо утопить старых, это будет сделано. Не потому что приемные дети плохие или не любят приемных родителей, или они их бьют. А потому что дети, в чьей жизни, в чьем раннем детстве есть опыт угрозы для жизни, есть опыт отвержения, опыт отсутствия взрослых, обеспечивающих безопасность, - выживают именно так- приспосабливаясь к любым взрослым, которые сейчас есть в их жизни. В стрессовых ситуациях на первый план выходит именно эта модель выживания. Сильный стресс обнуляет годы, проведенные в безопасности в новой семье и возвращает к прежним моделям выживания.
90 процентов детей скажут да, потому что именно это от них хотят услышать. А остальные 10%? Не знаю, что будут делать остальные. Может быть, начнут визжать на высокой ноте, биться головой, прятаться под стол, драться, может, потеряют речь. Описаются. Мало ли что может случиться с травмированным ребенком в сильном стрессе. Но я не знаю ни одного ребенка, который бы сохранил спокойствие и говорил бы по существу. Пытаюсь понять, есть ли хоть кто-то, кто попытался бы понять последствия своих слов. Думаю про пару подростков старше 14. Хотя и в них не уверена.
Поэтому если хотят узнать правду от детей, то делают что-то другое. Делают по-другому, и другими руками. И поэтому для меня все отсылки к словам детей после такой процедуры изъятия малоубедительны. Еще раз повторю - это не в защиту или в порицание родителей, я не знаю, что было на самом деле. Но я и не верю, что те взрослые, которые таким образом изымали детей, считая, что они их "защищают", хотели что-то узнать. Я хочу сказать простую вещь: так с детьми нельзя. Ни с этими, ни с другими.
И боюсь, что в этой ситуации этих детей доломают. Будут размахивать им как забралом. А глубоко непрофессиональные действия опеки и прочих назовут спасением детей. И вместо того, чтоб уволить, наградят орденами почетных защитников.
И да, приемные родители - все - будут знать, что ходят по минному полю.
P.S. Здесь важное уточнение:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=123..И еще:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=123.. ИЗВЕСТНЫЙ ПСИХОЛОГ МАРИЯ ТЕРНОВСКАЯ ПРОКОММЕНТИРОВАЛА:
Нельзя так с детьми. Наши специалисты тоже не знакомы с семьей и детьми, поэтому ничего о них не знаем. Но правда в том. что нельзя забирать дома, на празднике и в детском саду, ничего не объясняя.. С этих самых пор ребенок будет кричать всякий раз при виде новогодней елки и всякий выход из дома будет страшным испытанием.. И что нельзя выяснить правду по существу за одну сессию с незнакомым психологом.. Пусть даже тысячу раз опытным.. Конечно, дети любят маму и папу. Даже если побои и имели место, ребенок все равно любит своих родителей. И нужно тысячу раз оценить последствия , что страшнее: риск нанесения физического и морального вреда от побоев или риск разрыва привязанностей и нанесение еще худшего морального вреда от потери семьи.. И , конечно же, нужно было работать с семьей и проговаривать все варианты изменения ситуации, если факты побоев имели место.. прежде чем применять крайнюю меру.. Много чего нужно было бы оценивать: и уязвимость ребенка, и способность себя защищать, и возможность изменить ситуацию дома, и есть ли поэтому угроза жизни прямо сейчас.... Еще раз повторю то, о чем писала раньше тут: вся эта ситуация- следствие той системы работы, которая у нас определена законом , когда специалисты опеки вынуждены принимать решения , не имея инструментов понять потребности детей и последствия от своих действий, когда нет системы профессиональных ценностей и нет строгих правил проведения обследований в таких экстремальных случаях, когда приходит сообщение о жестоком обращении с ребенком, с учетом системы профессиональных ценностей.. И когда семьи лишены безопасной для них профессиональной поддержки и защиты, возможности апеллирования к мнению специалистов, сопровождающих семью на постоянной основе. Тут все заложники: и специалисты опек, и родители.. Справиться с этим , пока такие законы, можно только имея простроенное сопровождение и специалистов, которым семья доверяет и с которыми есть постоянный контакт в течении длительного времени..."
в СМИ все заголовки звучат примерно так: у матери забрали детей. А по сути это так: у ДЕТЕЙ забрали МАМУ. И готовы дать им ДРУГУЮ МАМУ, лучше, краше и молчаливее, вероятно. Нда, все в интересах детей!