Интервью Стива Майерса с Джимом Рикардсом (специалист Пентагона и ЦРУ по финансовым угрозам и ассиметричной войне).
Шокирующий доклад, подготовленный шестнадцатью отделами из ЦРУ, ФБР, сухопутных и военно-морских сил. Цель их исследования: доллар как мировая резервная валюта, её влияние и риски. Если очень кратко, тот вывод таков: наше положение как сверхдержавы очень сильно напоминает положение Британской Империи перед распадом, всё идёт к тому, что по этому сценарию мир может попасть в длительный период анархии. Рикардса очень тревожит, что их выводы лидерами США и ФРС не принимаются во внимание, откладываются в долгий ящик. Между тем, США стоит на пороге тёмного исторического периода, 25-летней великой депрессии.
Поэтому этот доклад обращён не для узкого круга лиц правящей верхушки США, этот доклад для простого народа США, который должен подготовиться к тяжёлым временам.
Рикардс о предпосылках этого исследования:
- Всё началось с ЦРУ, которая в процессе 9/11 обнаружила, что совершенно не имеет понятия о рынке капитала как поле боя. Для того, чтобы выяснить какие-либо предпосылки на финансовом фронте перед 9/11 и выяснить зависимости, ЦРУ пригласило к себе на работу специалистов с Уолл Стрит, чтобы перенять их опыт. Это в итоге привело к проекту Пророчество, цель которого сводилась к анализу и целенаправленным действиям на мировых рынках, чтобы использовать ценовые сигналы для определения действий участников рынка, будь то террористы или стратегические конкуренты США. Теперь проект Пророчество послужит для спасения населения США.
Проект Пророчество эффективен, с помощью него удалось предотвратить теракт в 2006 году, который должен был как-то связан с компанией american airlines, теракт был предотвращён силами МИ-5 и Скотланд-ярда, они арестовывали подозреваемых и тех, кто удалял критически важные файлы.
Всё это время мы помогали Пентагону и ЦРУ подготовиться к росту ассиметричных и финансовых угроз, но вероятность того, что с нами случится финансовый Пёрл-Харбор очень велика. Исторически так сложилось, что с безопасностью доллара работают министерство финансов и ФРС. Не пора ли сломать традицию и подключить к этому спецслужбы Пентагона и разведки?
Из доступных источников известно, что ФРС увеличила денежную массу на 3,1 трлн, что у нас есть 17,5 трлн долга и у нас есть 127 трлн необеспеченных обязательств. А что это вообще значит?
А это означает программы социального обеспечения, студенческие кредиты, программы Medicare, Medicaid, Fannie Mae, Freddie Mac, FHA. Этот список можно продолжать дальше и дальше, не существует никаких способов его обеспечить деньгами, давление долга этих программ настолько огромно, что больше не может быть использована для искусственного роста нашей экономики. В годы бума 50-60 годов на каждый долговой доллар мы получали рост экономики на 2,41 доллара, это – эффективность. Но к концу стагфляции 70х годов это соотношение резко рухнуло, на каждый долговой доллар в это время мы получали рост экономики на 0,41 доллара. На сегодняшний день на один долговой доллар мы получаем рост экономики… в три цента.
Отдача от долговых долларов всё меньше и меньше и нет никаких признаков изменения этой неблагоприятной ситуации. Это один из главных признаков надвигающейся новой великой депрессии, фондовый рынок может рухнуть на 70%. Исторически в США была 30-летняя депрессия с 1870 по 1900, была 11-летняя Великая депрессия с 1929 по 1940. Но США уже находится в депрессии, хотя многие могут с этим не согласиться, так как сразу представляют себе печально известные столовые 30-х годов. Ирония в том, что эти столовые есть и сейчас, просто они заменены продуктовыми талонами, которыми уже пользуются более 50 миллионов американцев прямо здесь и сейчас. И это означает, что у нас в стране всё хорошо? В США всё говорит об огромном стрессе, но правительство и СМИ будут показывать красивую картинку до упора. 23% безработицы в США, если считать всё правильно, без этих трюков Вашингтона.
Рикардс: «На конференции в Казначействе США я прямо указывал, что самые большие угрозы национальной безопасности для США это не Аль-Каида, а ФРС и само казначейство, которые разрушают доллар и его гибель – это вопрос времени и я приводил свои доказательства перед сенатом США. И я сравнивал ситуацию с долларом с разломом Сан-Андреас. Мы не можем остановить землетрясение на Сан-Андреасе, но мы можем попытаться максимально смягчить удар стихии. А безрассудная эмиссия ничем не обеспеченного доллара наоборот, приближает удар финансовой стихии с каждым днём, причём рост риска удара происходит не линейно, а по экспоненте. На текущий момент риск невообразим! Но пока обрушения не произошло, надо хоть как-то подготовиться к этому. Я оцениваю эту опасность настолько реальной, что раздаю свою книгу «Смерть денег» бесплатно всем желающим, потому что в итоге это принесёт больше пользы мне, чем если бы я её просто продавал.»
Разница между словами с Капитолийского холма и словами разведки разительна. Это вызывает недовольство Вашингтона. Но ФРС использует пропаганду «Зелёных ростков» как о положительной тенденции, чтобы попытаться убедить своих кредиторов тратить и тратить деньги. ФРС не понимают, что они делают, не надейтесь на то, что это «хитрый план». Можно напечатать денег столько, сколько нужно, но если люди не хотят эти деньги занимать и тратить их – то экономика рушится невзирая на объём напечатанного. Можно провести аналогию: на обеде вы даёте чаевые официанту. Официант берёт эти чаевые и на них заказывает такси до дома. Таксист берёт эти деньги у официанта за проезд и на эти деньги заправляет свою машину. Таким образом получается, что один доллар, выданный вами в качестве чаевых официанту, превращается в три доллара оборота: собственно чаевые, проезд на такси и стоимость топлива. Но если вы не пошли в кафе (по причине плохого самочувствия), никакого движения денег не будет. Деньги лежат и не тратятся, они не двигаются, они – мёртвый груз. Та же ситуация с деньгами в банке – они лежат мёртвым грузом. Рассмотрим реальный путь движения и скорости оборота денег.
Сравните эту динамику снижения к Великой депрессии. Не правда ли, поразительное сходство?
Из этих графиков можно сделать вывод, что никакой объём денег, напечатанный ФРС, не имеет значение. Эту ситуацию можно сравнить с самолётом и его падением в плоский штопор, ФРС пытается тянуть штурвал на себя, но из плоского штопора выйти невозможно, катастрофа неизбежна.
Важный сигнал – мы не можем увеличивать долг, не вызывая замедления роста экономики, мы чуть выше уровня нулевой эффективности сейчас. А второй важный сигнал – это опасное замедление скорости обращения денег в экономике. Уже сейчас этот показатель ниже, чем во время Великой депрессии 30х годов. Может быть есть другие сигналы? Да, они есть. И этих сигналов много, они очень тревожны. Например, индекс нищеты, который является суммой РЕАЛЬНОЙ инфляции и РЕАЛЬНОЙ безработицы. Сейчас этот показатель ниже, чем на рубеже 70-80 годов, что может являться одной из причин будущей социальной нестабильности.
А на этом графике индекс нищеты в 30х годах достигал 27, а сейчас 32,89, причём опасные тенденции начались ещё в 90х годах.
Что произошло тогда, при показателе индекса нищеты 27? Предприятия не могли платить по долгам, эти плохие долги принимали на себя банки, которые не могли получить одолженных денег и в итоге банки сыпались. Тогда ФРС спасла банки. Но сейчас, при индексе нищеты 32,8, ФРС сама находится под угрозой разрушения, ФРС уже является неплатёжеспособным, но ФРС при этом не придаёт этому значения! Якобы потому, что крупнейшие банки не нуждаются в докапитализации, но это не так, сперва взглянем на этот график:
ФРС утверждает, что нарастила собственный капитал до 56 млрд долларов. Неплохо звучит, да? Как будто бы это хорошая база капитала. Но если сравнить весь капитал в балансе, выявить все имеющиеся активы и обязательства, выяснится, что весь капитал в обращении будет таким:
Как вам такая картина? Объём всех обязательств ФРС на текущий момент составляет 4,3 млрд долларов. На каждый капитальный доллар ФРС приходится 77 долларов долговой нагрузки. Всего шесть лет назад это соотношение было 1 к 22.
Так что бессмысленно в этой ситуации смотреть на увеличение собственного капитала. Смотреть надо на увеличившуюся ответственность. И это тоже игнорируется Вашингтоном…
ФРС давно неплатёжеспособен, но они скрывают это. На биржевых торгах они делают хорошую мину при плохой игре, но во внутренней отчётности они прекрасно обо всём понимают. Если ФРС вскроет карты – всё рухнет, поэтому всё до сих пор скрывается, но чем дольше скрывается болезнь ФРС, тем глубже поражаются частные банки…
На балансе нашей банковской системы сейчас висит долг в 60 трлн. Довольно долго долги и капитализация банков росли в два раза быстрее экономики, но после преодоления некоторой планки в начале 2013 года, рост стал взрывообразным, на текущий момент соотношение роста экономики и роста долга банковской системы составляет 1:30.
То есть для того, чтобы увеличить рост экономики на 1 доллар сегодня банкам приходится создать 30 долларов долга. С чем это сравнить? Это можно сравнить с ядерной энергетикой, например, у нас есть 35 килограммов урана в форме куба. Он радиоактивен, но он не переходит в самопроизвольный взрыв, т.к. его форма и масса недостаточны для этого процесса. Теперь представим инженера, который с этим ураном должен работать. Из этого куска надо сформировать мяч размером с грейпфрут и нечто в форме летучей мыши. Далее инженер кладёт этот мяч и летучую мышь в трубу вместе со взрывчатыми веществами и взрывает их. Уран в форме летучей мыши и мячика под действием взрыва врезаются друг в друга, создвавая нужные условия для возникновения ядерного взрыва, который, собственно, и происходит. Взрыв разрушает лабораторию, здание, город, окрестности. Таким образом этот горе-инженер из объектов, относительно безопасных в обычных условиях создал смертельно опасный объект, поместив их в другие условия окружающей среды. Таким же образом ведёт себя и наш фондовый рынок. В обычных условиях он безопасен, но в условиях растущей температуры и давления долга ФРС, рынок достигает критического состояния. И этих признаков, повторюсь, много.
Следующий признак – соотношение капитализации фондового рынка к ВВП. Предполагается, что стоимость всего оборота на фондовом рынке – это и есть фундаментальная экономика, хотя в некоторых местах это не так. Но если посмотреть на происходящее в последнее время, то отношение это будет заоблачным. 203%.
Некоторое время назад, до рецессии, это значение было 183%.
Во время схлопывания пузыря дот-комов это значение было 204%.
Самое страшное: незадолго до начала Великой депрессии это значение было всего лишь 87%!
Тот, кто смотрит на всё это трезвым взглядом, разумеется задаётся вопросом: «А не движешься ли ты к катастрофе, фондовый рынок?». А графики, которые подвергаются анализу, подмигивают и говорят нам: «Так и есть!». Но мы возвращаемся к тревожным показателям, есть ещё один индикатор, даже более страшный, чем вышеописанный. Валовая стоимость производных финансовых инструментов (деривативов).
Например, мы знаем, сколько есть акций IBM в обращении, оно строго ограничено. Но нет никаких ограничений на производные от этих акций. Можно написать множество опционов и фьючерсов не только на IBM, но и на все другие акции на фондовом рынке. Что, собственно говоря, и происходит, каждый день, каждый час. И если взять брутто-стоимость деривативов во всём мире, то получится 700 трлн долларов. Не миллиардов. Это в 10 раз больше мирового ВВП.
«Что же в этом плохого?» - кто-то задаст вопрос. Сперва нужно вспомнить то, что произошло в 2007-2008 годах, когда рынки рухнули. Упали стоимости акций, недвижимости, разоряются компании… Общее потерянное богатство составило за это время 60трлн долларов. Так вот, в этот раз потери будут не меньше, чем 100 трлн долларов, и это только по скромным оценкам. Система близка к критическому состоянию, все ингредиенты для финансовой бомбы сложены в одном контейнере, осталось только инициировать реакцию. Для этого нужен некий катализатор событий, некая вспышка для начала процесса. Имеется несколько потенциальных кандидатов на такую роль. Первый кандидат – иностранная составляющая госдолга США. Казначейство выдало более 17трлн долларов в долг, вопрос в том, кто его приобрёл? Очень и очень немаленькая часть этого долга принадлежит другим странам – Китаю, России, Японии, многим другим, и некоторые из них не могут считаться нашими союзниками. Эти страны могут сбросить наш долг тогда, когда они захотят этого. И все признаки этих процессов уже наблюдаются, у некоторых основных держателей госдолга США объёмы накоплений в трежерис падают.
Выше был упомянут проект Пророчество, который отслеживает действия на рынке наших оппонентов, террористов, крупных частных игроков. Россия весной 2014 провела известные всем действия с Крымом. Допустим, вы – Путин. Вы намереваетесь войти в Крым. Вы понимаете, что в ответ США назначат какие-то ответные меры. Что же вы сделали на месте Путина? Должно быть, вы бы провели анализ на тему смягчения последствий санкций, сбросили некоторую часть казначейских обязательств США и максимально ограничили бы собственный рынок от экономических воздействий США на Россию. Вернёмся в октябрь 2013 года и посмотрим на состав трежерей России месяц за месяцем:
Россия ясно дала понять, что намеревается что-то сделать, что не в интересах США! Но есть нечто более ужасное, чем показатели России:
Русские и китайцы работают вместе. Когда русские начали сбрасывать свои трежери, китайцы поступили также. Казначейство понимало, что что-то говотится, что это финансовая война, но если есть продавец этих трежерей – то кто-то должен был их купить. Кто этот покупатель? Может быть Бельгия?
Примерно в это же время Бельгия купила трежерей на сотни миллиардов долларов. Но основной затык в том, что покупку совершали не бельгийцы. Суммы, поступившие на баланс Бельгии больше, чем всё сальдо счёта текущих операций самой Бельгии! Бельгия – это фронт финансовой войны, возможно, за спиной Бельгии стоял сам ФРС, и это знак. Публике не показывается истинный покупатель этих трежерей, но госбезопасность США знает – кто. Эта операция позволила не рухнуть рынку США. Но эта операция была на грани, ещё раз вытащить такого кролика из шляпы ФРС не сможет. Если никто не хочет покупать трежеря – процентные ставки на них начнут расти. Рост этих ставок потянет за собой недвижимость и фондовый рынок, рост ставок на трежерис будут отнимать прибыль у недвижимости и фондового рынка, что в свою очередь будет вызывать рост процентных ставок трежерис… Спираль замкнулась, система с положительной обратной связью, которая способна вызвать неконтролируемую лавину.
Второй кандидат: нефтедоллар. Нефтедоллар представляет из себя систему, в которой экспорт нефти оценивается в долларах. Нефть может оцениваться и не в долларах, но при совершении процесса купли-продажи нефти обязательно должна проходить стадия доллара. Поэтому нефть меряют только в долларах. В начале 70х нефть была 2 доллара за баррель. В конце 70х стоимость нефти была уже 12 долларов за баррель. Это был настоящий нефтяной шок: цена на нефть стремительно растёт, инфляция тоже неконтролируемо растёт вслед за нефтью. США лихорадочно пытались обуздать проблему и одним способов решения проблемы всерьёз рассматривалось вторжение в Саудовскую аравию, чтобы захватить контроль над нефтяными месторождениями и создать военный периметр вокруг них. США качали бы нефть и сами бы устанавливали цену, которая была бы удобна, а Саудовская Аравия просто получала бы деньги за это небольшое неудобство. Это не было бы кражей денег или нефти Саудов, США просто хотели установить нужную цену. К счастью, этот план не был приведён в действие, но он показывает, насколько велико было отчаяние тогда. Но что же случилось, почему вторжения к Саудам так и не случилось? Дело в том, что Киссинджер и Сауды хорошо поработали на дипломатическом фронте, Сауды согласились устанавливать цену на добываемую ими нефть в долларах и обеспечивать роль доллара как мировой резервной валюты. Взамен США обещали поддерживать клан Саудов в качестве королевской семьи в Саудовской Аравии и поддерживать их национальную безопасность. Потому что Саудовская Аравия была на тот момент весьма слаба по военной мощи и при этом была окружена множеством неприятных соседей. И знаете, до определённого момента всё работало как часы!
После этих договорённостей, доллар взлетел к небесам, доллар был силён и чувствовал себя по настоящему хозяином на Земле. И всё было хорошо. До 2000 года.
После 2000 года доллар начал падать и с тех пор конца этой тенденции не видно. Можно представить доллар в качестве трёхногого табурета. Первая ножка – Саудовская Аравия, которой Обама воткнул нож в спину в декабре 2013 года, когда решил сделать Иран региональным лидером, чтобы тот контролировал события на Ближнем Востоке, что делало бы Иран гегемоном региона. А место Саудовской Аравии в этом раскладе – где-то в углу. И разумеется Сауды начинают задавать неудобные вопросы: «Вы подорвали нашу национальную безопасность, вы нарушили условия сделки по нефтедоллару, почему мы должны соблюдать свои договорённости? Может быть мы начнём мерять стоимость нефти не в долларах а в золоте, евро, юанях?». Собственно, именно с этим связан факт всё возрастающей продажи нефти Саудов Китаю. Таким образом, первая ножка трёхного табурета была выбита…
Вторая ножка этого табурета, как ни странно – Россия. Россия не является членом ОПЕК, но они крупнейшие по величине экспортёры энергоносителей. Но Россия также меряет цену нефти в долларах. Но Россия находится в условиях финансовой войны с США и Россия в лице Андрея Костина, председателя ВТБ, говорит следующее: «Пришло время, чтобы изменить всю международную финансовую систему, которая считает доллар ключевой резервной валютой. Мир изменился». Более того, один из членов парламента России заявил: «Доллар – зло. Мы будем продавать свои энергоносители за рубли потребителям, вырученные рубли мы будем менять на золото. Если потребителям не нравится такой расклад – пусть мёрзнут». Таким образом, американский табурет без Саудов и России остался всего с одной ножкой.
А третьей ножкой этого табурета является Китай. Который совсем недавно подписал с Россией грандиозную нефтяную сделку на 400млрд долларов. Идеальная сделка между самой быстрорастущей экономикой мира и самой большой кладовой энергоресурсов в мире. И доллар здесь исключён в качестве действующего элемента. И Китай стремится наладить подобные двусторонние торговые отношения во всём мире. И если количество и качество этих договоров дойдёт до определённого предела, юань может стать мировой резервной валюты. Каждый такой договор Китая – это соломинка на спину американского верблюда, и однажды ещё одна соломинка может переломить ему спину. Но Вашингтон закрывает на это глаза, они считают, что у людей нет выбора, кроме как идти в доллар, потому что пока что в мире нет более надёжной резервной валюты, чем доллар. Но на самом деле есть нечто, куда люди могут сложить свои богатства. И это не доллар. Это золото. Можно не покупать казначейские облигации, можно купить золото.
И страны делают это. Особенно Китай, который за последние четыре года приобрёл более 3000 тонн золота. Хотя официально они заявляют о 1054 тоннах золота.
Китай использует военный ресурс и частные активы, чтобы скрыть истинные запасы золота. По сообщениям логистов, работающих с доставкой драгоценных материалов, Китай перемещает золото бронированными колоннами НОАК, но эти данные не появляются в официальных цифрах импорта Гонк-Конга. Но почему Китай делает так? Возможно, Китай хочет обеспечить золотом свой юань? Это маловероятно, Китай занимается не этим, на самом деле Китай создаёт подушку безопасности, которая призвана защитить их страну от цунами разрушения доллара. Китай не может допустить разрушения себя. Но что будет, если Китай полностью раскроет свои запасы?
продолжение следует...