Глобальная Авантюра  
ФОРУМ
главное меню
  1. >
  2. Форум >
  3. Исторический раздел >
  4. Загадки русских городов

Загадки русских городов

←Пред←1 12  13 
 
  AndreyK-AV
   
   
AndreyK-AV   Россия
Уфа
58 лет

Практикант

Карма: +357.84
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 36,568
Читатели: 8
 

Не мог пройти мимо этой статьи,
все же часть моих корней из этого городка
ТИХОЕ ОБАЯНИЕ БИРСКА

Трехсвятительская «инородческая» церковь, в которой службу вели частично на татарском и марийском языках. Фото Сергея Синенко
....
продолжение...

Октябрьская становится Троицкой

Сердцевина Бирска — это огромная Октябрьская площадь. Она больше Советской площади Уфы раза в два. Здесь раньше проходили ярмарки, на которые съезжались со всего Бирского уезда, а он был самым большим в Уфимской губернии. Оказавшись на площади, останавливаюсь, уже по-настоящему пораженный. Вижу над зданием кинотеатра «Аврора» огромный купол. Значит, восстанавливается кафедральный собор!

Нужно пояснить. Бирский Свято-Троицкий кафедральный храм был построен в 1835 — 1840 годах и по величине спорил даже с уфимским Воскресенским собором, вмещавшим до трех тысяч человек и уничтоженным в советское время до основания. В Бирске же ограничились тем, что снесли огромную церковную главу и устроили кинозал. Для своей книги «Уфимская епархия» я тщетно искал современную фотографию, на которой здание выглядело бы привлекательным, но нет, с нарушенными пропорциями храм стал обычной «киношкой». А о том, что купол собора уже восстановлен, я даже не подозревал, поэтому просто ахнул от нежданно открывшейся красоты и величественности.

Работы идут вовсю. По самому краю покатой крыши снуют монтажники. Что удивило и не понравилось — работают без страховки, которая, должно быть, мешает. На одну Божью помощь в таком деле уповать нельзя.

Разговорился с проходившей мимо женщиной. Нине 66 лет, работала преподавателем немецкого языка в пединституте. «Вы бы знали, как люди ждут открытия Троицкого собора! Этот храм — символ нашего города. Сегодня учат все, но одни доброму, а другие — злому. Когда откроют храм, снова для нас площадь станет Троицкой».

Высказываю ей слышанные недавно в салоне «Ленд Ровер» соображения: «Не много ли храмов на один город, кто будет их содержать?» «Не знаю уж, какие-такие бизнесмены это говорили. Деньги на восстановление собора дал благотворительный фонд «Бирск» — это деловые люди. Наши предприниматели Александр и Сергей Пензины, Александр Афонин и другие бесплатно кормят рабочих, занятых на стройке, дают хлеб и мясо. И не только они, стройке помогает весь город. Да, храмы посещают люди небогатые, большинство — женщины. Но для женщин особенно важно быть чистыми нравственно и опрятными физически, ведь на них держится семья».

Иду дальше. А вот и знаменитый дом купца Чиркова. В нем в годы войны располагалось эвакуированное из Ленинграда военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи, в котором учился выдающийся композитор Георгий Васильевич Свиридов. Сейчас здесь библиотека. От Трехсвятительской церкви поворачиваю вниз по улице Коммунистической. В городе много родников: Солянка, Три Брата, за 3-й школой, в овраге за старым кладбищем, в низине Калмазы и на Мало-Кавказской. И это еще не все.

Дом купца Ивана Чиркова, вид с пожарной каланчи. Фото Сергея Синенко
Специфика малого города

Продолжаю с жителями Бирска общаться и не сразу, но понимаю — довольно старомодные люди. Книги читают, на фортепиано играют и знают еще много ненужных вещей. Например, помнят, кому принадлежали дома-памятники: «В этом купчиха Морозова жила, в этом — Коновалов и Сизов, а этот Иван Петрович Таганов построил. Вот дом купца Мотыгина, это — магазин аптекаря Гребешка, а это дом акушерки Ватлашовой, здесь — здание Городской управы». Не забывают и старые названия улиц: «Интернациональная раньше Миллионной была, Давлетшиной — Соколиной, Ленина — Сибирской». В общем, нет по-уфимски наплевательского отношения к старине.

Конечно, сорокатысячному городу с миллионной Уфой мериться сложно. Другие масштабы. Но в одном жители Бирска с уфимцами померяться могут — трепетным отношением к собственной истории, к старинной архитектуре. И вот вопрос естественный возникает: почему, откуда такая разница? В чем причина? Попытаемся разобраться.

Во-первых, конечно, подготовка к юбилею. В этом году Бирск будет отмечать свое 350-летие. Проводить решили 7 сентября, совместив День города и фестиваль «Бирское яблоко». Горожане и городское руководство относятся к этому серьезно. Уже несколько лет идет подготовка к событию. Восстанавливается весь исторический центр. С этим связано и состояние памятников. Но это не все.

Проявляется и специфика малого города. Все друг друга знают, всяк на виду, связи между людьми гораздо теснее, чем, предположим, в Уфе. В городском руководстве почти нет чужаков, пришлых людей — почти все выросли в Бирске или живут здесь достаточно долго. Для них Бирск не просто местность для проживания, которую легко поменять, о которой незачем заботиться, а город, с которым связаны кровно. Сто раз такой человек подумает, прежде чем дом-памятник ломать, а оплошает — биряне об этом век будут помнить. В этом смысле уфимским варварам легче — они анонимны.

Немаловажно и то, что сама старина осталась в большом объеме. Вместе с вновь выявленными в маленьком Бирске 104 памятника истории и архитектуры! Есть что сохранять. Воспитывает сама атмосфера старого города. Конечно, можно и в Стерлитамаке встретить интересные исторические кварталы, но не в таком количестве.

Наконец, подумал я, небогатому маленькому городу проще сохранить свое лицо. Раз нет больших финансовых потоков, то нет и слишком явного разделения на бедных и супербогатых, нет вызывающе наглых хором, коттеджного архитектурного беспредела.
....
продолжение...
"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+ 0.13 / 7
  AndreyK-AV
   
   
AndreyK-AV   Россия
Уфа
58 лет

Практикант

Карма: +357.84
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 36,568
Читатели: 8
 
Благовещенск и Благовещенский завод
Дискуссия 19 0 +0.06 / 6 +0.06 / 6

Благовещенск и Благовещенский завод

Благовещенский завод и заводской водозабор. Уфимская губерния, фото начала XX в.

Размещаю статью «Из старины Благовещенского завода», опубликованную в газете «Уфимский край» 13 июля 1912 г.
Благовещенск (Башкирия). Село Благовещенский завод расположено на правом нагорном берегу р. Белой по скалам двух больших увалов и образуемой ими ложбины, по которой протекает речка Потеха, впадающая в р. Белую. Почва здесь преимущественно чернозѐмная, подпочва – суглинистая и супесчаная с известковым грунтом.

  Многие отроги увалов состоят из алебастра и известняка и обрываясь над р. Белой, как бы напомин. своей белизной – отчего произошло название реки. Некоторые холмы – сплошные массы крупнозернистого гравия и шлифованных камней разных горных пород, свидетельствующих об эпохе движения ледников и грандиозном многовековом разрушении высот Урала.

С холмов открывается великолепный вид: огромная продолговатая с севера на юг долина с заливными лугами и урѐмами, прорезанная широкой рекой и окружѐнная могучими увалами, по которым там и сям в синеве лесов пестреют поля и сѐла и в разстоянии сорока вѐрст ясно виднеется г. Уфа. – Прекрасный уголок «богатого Оренбургского края», воспетого Аксаковым! Но прежде он был ещѐ лучше и привольнее.
Благовещенск, заводская плотина, современный вид.
Роскошные леса состояли из следующих 23 древес пород: липа, дуб, клѐн, вяз, ильм, ветла, сокорь (тополь), осина, таль (верба), ольха, берѐза, рябина, крушина, черѐмуха; полу и кустарники: калина, бузина, боярышник, бересклет, шиповник, смородник, вишевник, бобовник и жимолость. Из ягодных трав клубника, земляника, малина, костеника, брусника, черника, клюква, и сама царь-ягода – княженика; съедобные травы: дигель, шкерда, медуница, дикий лук, дикая редька, пастушѐк, ужевник, барчевка, и свирбига; пряные травы: мята, душица, тмин, анис.

Многие из перечисленных растений исчезли совершенно. Но лет 50–70 назад благовещенцы пользовались ими полностью. Ягод насушивалось на целую зиму вдоволь. Из них готовились пироги, кисели и пастилы (варений не знали), в особенном почѐте были калиновый кисель и «черѐмуха – в сусле».

Из зверей водились: медведи, которых ежегодно убивалось от 20 до 40 шт., затем зайцы, лисы, волки, рыси, барсуки, белки, хорьки, горностаи, выдры и даже будто-бы соболи, олени и бобры.

Из пернатой дичи – утки: кряк, шилохвостень, кархаль, нырок и проч. виды, гуси, лебеди, казарки, аисты, цапли, журавли, кулики, ягибабы (пеликаны), рябчики, тетерева, глухари, куропатки и перепѐлки. Много было пчѐл диких и культивированных: по сведениям конторы Дашковых, им крестьяне платили за аренду пчельников с 14 000 ульев. Многочисленные озѐра и речки кишели рыбой, плодотворная почва, благоприятный климат, – толи была не благодать! Немудрено поэтому, что здесь с незапамятных времѐн возникали поселения и за обладание местностью шла постоянная борьба.

Благовещенский завод был основан в 1757 году. Уфимская губерния, фото начала XX в.

Сначала им владели некие (кажется купцы) Мясниковы, затем помещики Полторацкие и потом Пашковы, от которых он с десятками тысяч десятин окрестной земли был получен Дмитрием Васильевичем Дашковым в приданое за своей женой Елизаветой Васильевной, урождѐнной Пашковой. А их дети Дмитрий и Андрей Дашковы, недавно умершие, владели именьем до нашего времени.

Население завода состояло из крепостных крестьян, «пригнанных» из Московской и потом добавленных из Рязанской и, кажется Симбирской губернии. Московский «говор» благовещенцев до сих пор изобличает их происхождение и является почти единственным на сотни вѐрст вокруг и в нѐм-же ясно слышится значительная примесь рязанского наречия с резким произношением «а» и «я» вместо «о» и «е», например: чаво, пашѐл, пясок, вядро и т. д.

Завод сначала назывался Потехинским по р. Потехе (по-башкирски Ушкала), на которой он стоит и, которая образует три пруда.

До его основания на бугристом берегу р. Потехи (где теперь кладбище) стоял укреплѐнный городок какого-то мурзы (князька) Капчика. Камни развалин были постепенно растасканы благовещенцами на свои хозяйственные надобности, но рвы и валы крепостцы заметны и теперь. На существование городка указывает и башкирское название реки Потехи – Ушкала, что значит «пустой городок».

Местность эта прежде называлась «Князевым полем», а расположенная около него часть села и до сих пор именуется искажѐнным башкирским словом «Инзой» (индзе – жемчуг), жители же еѐ за нелюдимый и свирепый прежде нрав обзываются «мурзинцами» и «капчиками».

По другим версиям не мурза, а самый городок или место называлось «Капчиком» (мешком) и в связи со словом «Инзя» (жемчуг) означало – «мешок жемчуга». По преданиям «Мешок жемчуга» был разрушен какими-то пришельцами, основавшими здесь своѐ поселение. Кто они были, – неизвестно, может быть одною из 46 шаек, подобных шайке Ермака или отрядам русских войск, основывавших в крае крепостцы «засеки» и «остроги», около которых селились русские колонисты.

Пристань Благовещенского завода на реке Белой. Уфимская губерния, фото начала XX в.


Те же предания намекают, что башкирская дер. Турбаслы (в 18 вер. от завода) – самое ревнее местное селение и что турбаслинцы каждую осень, как только замерзала р. Белая, отправлялись по ней на лыжах в Казань с ясаком т. е. данью. Русским-ли они носили дань или ещѐ татарам (до падения Казани) – неизвестно, но только против завода «ясашников» грабили, поэтому они может быть и придумали отговариваться «данью», хотя она ввиде звериных шкурок могла быть просто их товаром, который они носили сбывать куда нибудь в Бирск или Мензелинск.

Судя по названиям местностей аборигенами завода были башкиры, каким-то образом обрусевшие и смешавшиеся с благовещенцами, ибо от них только последние могли перенять вышеприведѐнные отрывки преданий.

Да и кроме того, некоторые фамилии благовещенцев башкирского происхождения, например: Киняшев (киняш – совет), Инякин (инякей – маменька), но есть и иные: Качкаев (от черемисского «качкай» – ешь), Асеев (от чувашского «асей» – вроде: эй, эй, постой!). Частенько и изстари также встречаются у благовещенцев типичные монгольские физиономии, являющиеся стало-быть следствием атавизма.




Благовещенский завод. кузнечный цех. Фото 1940-х гг
Невдалеке от «Князева поля» не особенно давно рабочие срывали для дороги откос холма и находили человеческие скелеты, из чего заключили о бывшем тут некогда «мурзинском» кладбище, но возможно, что находка была чем либо ценным и может быть даже ценным в археологическом отношении.

Верстах в пяти от завода на берегу р. Белой есть невысокая гора – Караабызовская (по башкирски кара – чѐрный, абызей – дядя).

На горе было обиталище шайки Чѐрного Дяди.


С трѐх сторон гора крутообрывиста, а с четвѐртой до сих пор виден глубокий ров, через который, старики говорят, был перекинут мост, гнилые остатки которого, прежде ещѐ были заметны.

Около Караабызовской горы под живописными утѐсами известняка и алебастра есть пещера, называемая «погребком» а в ней – озеро. Прежде (может быть и теперь) оно по зимам будто- бы не замерзало, а летом – наоборот, так что мужики приезжая на покос, накалывали из озера льду, отчего и назвали пещеру «погребком». Пещера не изследована, но говорят, что далеко продолжается за находящимся в ней озером.

......
продолжение..
"Не умирают гарибальдийцы, один упал, а два встают"
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
+ 0.06 / 6
←Пред←1 12  13 
 
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

AFTERSHOCK

     
Модераторы:
Paul
Сейчас на ветке:
Всего: 0, Гостей: 0, Пользователей: 0, Мобильных: 0
  1. >
  2. Форум >
  3. Исторический раздел >
  4. Загадки русских городов
Глобальная Авантюра © 2007-2019 Глобальная Авантюра. Все права защищены и охраняются законом. При использовании любого материала любого автора с данного сайта в печатных или Интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна. Мнение администрации не обязательно совпадает с мнением авторов документов и комментариев, опубликованных на сайте.

CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)
Unknown

Яндекс.Метрика