Старый Хрыч | |
19 янв 2019 14:23:23 |
Цитата: Red_Dragon от 14.07.2017 01:41:38Вот интересно...
Мадонна с младенцем работы Якопо Беллини из галереи Уфицци:Скрытый текст
И это не частный случай..вязь на нимбах и на одежде Христа и Богородицы встречается и на картинах других художников (например в Дрезденской галерее, где запрещено фотографировать...)
ссылка
Цитата: женяиванов от 14.07.2017 08:51:22Очень хороший вопрос, кстати. Какой язык был официальным у христиан. До разделения церквей проводились Вселенские Соборы, на которые съезжались представители всех Поместных Церквей, со всех стран. Что-то не попались мне упоминания о том, что у каждого из представителей были в ушах наушники, в которых звучал перевод речи очередного оратора. Все как-то понимали друг-дружку, а ведь далеко не все представители и ораторы были высокообразованными людьми, знающими по 15 языков. Латынь не предлагать, в Византии больше греческий юзали, а Соборы были именно там.
Цитата"Своеобразна и независима от упомянутых небольшая заметка Тверской летописи; она сообщает только одну деталь в связи с падением Царьграда:
«Того же лета взят бысть Царьград от царя турского от салтана, а веры руская не преставил, а патриарха не свел, но один звон отнял. У Софии премудрости божиа и по всем церквам служат литургию божественную и завтреню и вечерню поют без звону, а Русь в церкви ходят, а пение слушают, а крещение Руское есть».(с.191)
ЦитатаВ Стамбуле не первый год действовали Французское общество византийской литературы и исследовательский институт Византийский истории. Византистику во Франции считали королевской наукой, ученые-византисты находились под покровительством королевского двора.
Благодаря помощи Константинопольской патриархии для сотрудников института открылись двери афонских монастырей. Монахи предлагали древние рукописи. Много времени в монастырях проводил один из сотрудников института — французский монах Жан Батист Тибо, который занимался расшифровкой византийских музыкальных рукописей. Он, пожалуй, впервые, собрал и попытался переложить на ноты древние византийские, латинские песнопения...
Цитата"25 января 2007 г., на Крещенской неделе, Владимиро-Суздальский музей-заповедник открывает новую экспозицию, связанную с этим праздником, – «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России )». Открытие экспозиции состоится в 15:00 в здании колокольни в Суздальском кремле.
Иорданская сень – уникальный памятник древнерусского искусства конца XVII в. Сооружения подобного типа были хорошо известны на Руси в XVI-XVII вв. Их создание было связано с давней традицией – устройства наверший или сеней над церковными престолами, молельными местами царей, патриархов и знати, царскими тронами.
19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, над прорубью, или «иорданью», устраивался особый декоративный навес, получивший название «иорданской сени». Обряд «освящения вод» на Руси был известен с древних времен. На реку совершали крестный ход, и священник трижды опускал крест в прорубь, вырубленную во льду в виде креста.
Вот что пишет в своих воспоминаниях замечательный краевед и старожил Суздаля Снегирев В.М.: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шел священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».
Создание суздальской Иорданской сени было связано с первым Суздальским митрополитом Иларионом. Так сообщается в «Житии преосвященного Илариона митрополита суздальского» об изготовлении, именно по его указанию, этого сооружения: «…содела же и хоругви великия и высокие образцом хитростным и удивительным о пяти главах со крестами позлащенными, именуется Иордань, - якобы наподобие церкви».
Иларион (в миру Иван Ананьев, 1631-1707 гг.) был первым Суздальским митрополитом с 1682 по 1707 гг. Он являлся духовником царя Федора Алексеевича, поддерживал предпринятое патриархом Никоном исправление церковных книг. В годы его служения на митрополичьей кафедре в Суздале произведена перестройка Рождественского собора, возведен величественный иконостас, завершено строительство Архиерейского дома с роскошной Крестовой палатой, в Суздальской епархии построено около семидесяти церквей. Иларион похоронен в Рождественском соборе Суздаля и является местночтимым святым (память 14/27 декабря)."
(я так понимаю,перестройка собора и якобы никоновское исправление книг случилось уже в 18 веке,при "Святом Синоде"..)
"Иорданская сень ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из сосновых бревен и обтесанных топором. Сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырех круглых резных столбах. Высота шатра – 8,5 метров. Навес окружен оградой с четырьмя воротами с килевидными арками. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки. На основных деталях шатра буквами обозначены стороны света.
Сень и ограда расписаны темперными красками, «травами»: орнаментом из сплетенных ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII в. не сохранились на кокошниках сени, в настоящее время они покрыты масляной живописью XIX в ., представляющей сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель.
Иорданская сень была реставрирована музейными реставраторами в 1969-1973 гг. и в 2005-2006 гг.
В настоящее время Иорданская сень - это единственный сохранившийся памятник подобного рода."
ЦитатаПамятник неоднократно ремонтировался и реставрировался. К переделкам XIX века относится вся верхняя часть сени с куполами и кокошниками. Живопись XVII века на столбах, балясинах и арках ограды поновлена и укреплена реставраторами Владимиро-Суздальскою музея-заповедника А. А. Осетровым и А. С. Тугблуковым в 1970 году.
ЦитатаХарактерный стиль оформления надгробий первой четверти XVIII века довольно нетрудно определить: эпитафия на церковно-славянском, внизу - череп с костями.
Цитата: Red_Dragon от 29.08.2017 01:37:00Да, все так и есть:
Вот довольно капитальная могила богатого купца - она очень хорошо сохранилась:Скрытый текст
Викулин Тимофей Стефанович (Степанович) 1778-1793, купец г. Опочки
Фонвизинская дорожка, правая сторона. Каменная плита.
Россия. Санкт-Петербург. Некрополь XVIII века.
Цитата: AndreyK-AV от 29.08.2017 14:02:43КупцаI? О боже и это пишут "историки".
Сына купеческого.
Цитата: Red_Dragon от 31.08.2017 10:52:55Ну ладно, сто лет прошло, старая могильная плита вполне могла и обветшать..новая надпись, крест и череп с костями вроде того..соответствуют, НО
Цитата: AndreyK-AV от 31.08.2017 11:22:39 В старообрядчестве это каноническая форма надгробия, вследствие чего не поощрялась государственной церковью в XVIII-XIX вв. Формы крестов очень разнообразны, никакой регламентации "правильной" формы не существует.
Цитата: Kvazar от 01.09.2017 10:19:32Канонический пример взаимоисключающих даже не параграфов, а предложений: правильной формы не существует, но неправильная не поощрялась, ага.
А в средневековой европе за такие вольности сожгли бы нафиг как еретека. Да и у нас не многим лучше.
ЦитатаВведение.
Источинче премудрости и разума! Просвети мои ум,
чтобы я возмог счастливо начать, продолжать
и совершить это сочинение во славу Креста Твоего!
«И нося крест Свой изыде на место, глаголемое лобное».
Ин. 19, 17
Что известнее для христиан креста Христова, который, встречая наше вступление в мир сопровождает нас потом всюду во все время нашего странствования на земле — до нашего смиренного ложа в земной утробе, над которым в последний раз водружается он во свидетельство веры и надежды усопшего? Что известнее этой священной, страшной для демонов и спасительной для христиан четвероконечной формы Животворящего Креста, которую мы так часто и на себе изображаем и еще чаще видим в Святой Церкви на верху храмов, в различных священных действиях, на святых иконах, на священных сосудах и одеждах? Кто не знает и не чтит св. креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня. Изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех, почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный. т. е. прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным образом, они называют печатью антихристовою и мерзостию запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребитсльнейшую форму креста (ибо только с течением времени вошло в обычай употреблять восьмиконечный крест), как будто по уничтожении двух поперечников — титла с подножием — крест уже перестает быть крестом и фигура о четырех концах никак не может быть названа им.
Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест. Что же касается оснований мнимых старообрядцев, приводимых в подтверждение их верований в восьмиконечный крест, то мы предположили кратко разобрать и опровергнуть их в самом конце рассуждения.
....
....много текста по ранее приведённой ссылке
.....
Вот все основания, на которых мнимые ревнители веры признают за истинный и чтут только восьмиконечный крест и никакого другого. Мы кратко опровергли их, пользуясь основаниями, приводимыми известными уже им ревнителями Православия, и думаем, что больше нам ничего не остается говорить в защиту креста четвероконечного. Напомним им только еще и еще, что и восьмиконечный крест мы чтим как крест истинный и никогда не спорим о концах, потому что почитаем его ради Господа, а не ради числа концов. Крестом Господним мы всегда будем хвалиться и благоукрашаться, на него надеяться, к нему прибегать для освящения, охранения и защиты. Того же желаем и заблуждающимся собратам нашим — почитать Животворящий, Спасительный и Освящающий Крест Господень, потому что вне Церкви нет никакой святыни. Непобедимая, непостижимая, Божественная сила Честного и Животворящего Креста, не остави нас грешных!
....
..... список источников
Цитата: AndreyK-AV от 01.09.2017 11:00:49Хм... покопался по теме в интернете, и сложилось убеждение,
тема чисто теологическая, и новохроноложцы подняли её по одной причине,
если не вгрызаться в богословские споры и игрища на всю глубину веков,
то про формы крестов народу можно хоть что впарить,
а мнение такое сложилось из за того что наткнулся я в инете на книгу
святой праведный Иоанн Кронштадтский
О Кресте Христовом
скажу честно, пролистал "по диагонали", но и этого было достаточно.
Цитата: AndreyK-AV от 31.08.2017 11:22:39Крест - основной символ христианства, напоминание о божественном искуплении первородного греха. В русской православной традиции надгробия в форме креста или его изображения на памятнике повсеместно распространены. Наиболее часто на кладбищах встречаются простые деревянные кресты, богатые могилы отмечались каменными или металлическими крестами. Русской национальной формой надгробия считается "голубец": восьмиконечный крест с двускатным покрытием, или так же завершенный резной столбик, на котором укреплен медный крестик.
ЦитатаИтак, общая картина, открывшаяся перед нашими глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке убирали старые надгробия с русских кладбищ и пускали их на строительный камень. В фундаменте только одной упомянутой выше небольшой церквушки в Лужецком монастыре было использовано СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из которых были грубо расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе...
ЦитатаФормы крестов очень разнообразны, никакой регламентации "правильной" формы не существует.
Цитата"..Не менее интересен вопрос о степени распространенности христианской символики на погребальных сооружениях и намогильных памятниках средневековой Руси. До сих пор он нигде не рассматривался. Археологические данные говорят о том, что практически такой традиции не было. Зафиксирован лишь один случай нанесения изображения креста на каменный саркофаг. Находка в Белгородке под Киевом уникальна тем, что в белокаменном гробу XII в. в головной части на внутренней стенке 5ыл выбит восьмиконечный голгофский крест. Форма креста древняя, с прямо положенными и широко расставленными двумя верхними перекладинами и нижней косой перекладиной, идущей справа налево (ил. 48: а).
Других примеров изображения креста — символа христианской религии — на погребальных сооружениях XI-XVI вв. в средневековой Руси до сих пор не зафиксировано."
Цитата"В итоге выясняется крайне позднее (XVI-XVII вв.) появление традиции захоронения с нательным крестом в городских средневековых некрополях русских городов, окончательное закрепление которой нужно относить только к XVIII в."
Цитата: Red_Dragon от 01.09.2017 12:29:43А что, народ у нас сейчас настолько тупой, что самостоятельно не разберется, что ему что-то впаривают??
Почему одни древние артефакты торжественно выставляют напоказ ("вислые печати" великих князей, "точный рисунок оклада Евангелия XII века" или книга "Апостол" первого Львовского издания 1573 — 1574 годов), а другие, наоборот, пытаются куда-нибудь спрятать от глаз подальше?
Это ложь. Неправда. Все знают (включая ученых-историков), как на самом деле выглядели старинные русские могилы, огромную информацию об этом можно найти в Интернете, а при желании можно и самостоятельно поехать в какой-нибудь старый монастырь, где они уцелели (Старо-Симонов, Ферапонтов в Можайске, Спасо-Преображенский Воротынский и многие другие)
Вот такие они были - никаких голубцов и столбиков с крестиками не было и в помине:
Цитата: AndreyK-AV от 01.09.2017 13:20:13Вы это занятно ведёте дискусс,Вам научный труд от богослова святой праведный Иоанн Кронштадтский, а Вы сразу про лож и все знают, правда кто все, о чем все история умалчивает.
Цитата: Red_Dragon от 01.09.2017 13:46:03Я больше верю реальному фактологическому материалу, чем "научным трудам" всяких богословов из 19 века...
Изучите вопрос самостоятельно, поедьте на кладбище, посмотрите могилки..чего здесь зря воздух сотрясать...