История Евразии от древних времён и далее

848,083 5,462
 

  Старый Хрыч russia
09 янв 2019 23:05:13
! Модераториал
Дискуссия  1.211

Исторический раздел модерируется. На всей его "территории" действуют без каких либо ограничений и исключений Правила ГА. Раздел модерирует группа Глобальных Модераторов: Старый Хрыч, Сизиф, Senya

1. Все слухи и "совершенно достоверные сведения" от ОБС, распространяемые пользователями и "авторитетами", не имеют под собой никаких оснований, и являются ложью.
Никаких преследований по политическим взглядам и убеждениям не будет, и не планировалось изначально. Исключение составляют лишь те, которые запрещены Законами РФ.
2. В разделе категорически запрещаются:
- борцунство в любом виде
- выяснения отношений и переход на личности
- оскорбления оппонентов в ходе дискуссий
- перенос скандалов на другие ветки с жалобами и обвинениями оппонентов, в т.ч. в "Вопросы пользователей"
- оверквотинг (излишнее цитирование). Рекомендую оставлять при ответе лишь небольшую часть цитаты, и пользоваться спойлером. Не повторяйте в постах фото, рисунки.
3. Настоятельно рекомендую использовать ссылки на приводимые (цитируемые) материалы, и не использовать на ветках материалы из сомнительных источников.
- ведя дискуссию, будьте вежливы. Не занимайтесь провоцированием оппонента с иными взглядами, отличными от Ваших.
4. Некоторое время доступ к отдельным веткам будет ограничен для проверки содержания. Все посты, содержащие грубость, хамство, признаки троллинга оппонентов, нецензурную брань, оверквотинг, борцунство и т.п., будут удалены без предупреждения, допустившие ранее нарушение Правил, при этом могут быть наказаны
5. Не окончательно, будет дополняться по мере ознакомления с разделом. 
С уважением С.Х.
Отредактировано: Старый Хрыч - 14 янв 2019 23:34:04

  osankin
30 дек 2023 23:06:41
В начале были славяне?
новая дискуссия Статья  54

В начале были славяне?

Всем-всем, кто считает Костёнки (стоянку древнего человека под Воронежем) прародиной человечества и уверен, что от нас скрывают 25 тысяч лет славянской цивилизации, а также согласен, что хандра – это «хана свету», а «веРА», «эРА» и «наше родное славянское уРА» связаны с забытым божеством… Закройте журнал. Уберите его подальше, а лучше – разорвите, сожгите кусочки и окропите помещение. Мы расскажем вам другую историю. Вернее, ее обрывки. Потому что происхождение славян запутано, как квантовые состояния.





– Самое сложное в этой теме – кто такие славяне? Потому что сегодня славяне – это огромный комплекс народов, которые живут, в основном, в Восточной, Южной и Центральной Европе , – рассказывает старший научный сотрудник отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН, доцент исторического факультета СПбГУ, кандидат исторических наук Ольга Щеглова. – Все они говорят на славянских языках, которые принадлежат к индоевропейской языковой семье. Лингвисты утверждают, что это языки молодые. И народы молодые. Их выход на историческую сцену произошел гораздо позже древних греков и римлян, которые ко времени появления славян эту сцену уже покинули. Так что эта тема всегда больно ранит тех, кто хотел бы проследить свои корни от Адама и Евы.


Когда появились славяне? Смотря откуда считать. Одни ученые (скептики) уверены: с того времени, когда совпадут в одном месте три фактора – исторические источники (первые упоминания), лингвистические свидетельства и характерная материальная культура, исследованная археологами. Вторые ученые (оптимисты) считают, что достаточно археологических данных, если они обнаруживают связь с более поздними культурами достоверно славянских народов. Начнем со скептиков.
Комбинацию из трех «с» – сообщения соседей, свидетельства археологии и слова славянского языка – мы впервые находим в V – VI веках нашей эры, на Нижнем Дунае, когда огромные массы «новых варваров» вступают в контакт с Византийской империей. Эти орды описывают в своих трудах византийские политики и военачальники VI века, Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег. Тогда же в труде о готах римского историка Йордана впервые проскальзывают слова со славянскими корнями, да и этноним «склавины» впервые упоминает тоже он – наряду с некими антами, имя которых впоследствии из письменных источников исчезает.
Именно в это время на Нижнем Дунае появляются памятники археологической культуры, которая резко отличается от позднеантичных памятников Византийской империи, и многие ученые полагают: это и есть точка отсчета появления славян.
– Ранняя славянская культура очень хорошо опознается, потому что она до крайности проста , – говорит Ольга Щеглова. – Это поселения с маленькими, углубленными в землю домиками (от них остались котлованы полуземлянок), постройки с деревянными стенами, которые поднимались над уровнем земли, с печкой в углу, сложенной из камней или вырезанной прямо в земле. Стены обычно были столбовой конструкции, поэтому представление о том, что славяне издавна жили в срубных домах-пятистенках, которые сейчас стоят в русских северных деревнях, ошибочно.




А еще славяне долго не знали гончарного круга, керамика у них была лепной и весьма примитивной. Основное «ноу-хау» – сосуды, похожие на полураспустившийся цветок тюльпана, полузакрытые или со слабоотогнутыми венчиками.
Еще один важный признак культуры – погребальный обряд. Есть народы, которые по-особенному одевают покойников, определенным образом укладывают тело, возводят сооружения над могилой. Все это будут делать и славяне, но в Средние века. И мы увидим знаменитые славянские курганы. Но так было не всегда.
Своих мертвецов наши предки сжигали, собирали пепел в лепной горшок и предавали земле. Так поступали многие народы Европы, их культуры так и называются – культуры полей погребальных урн. Красивый обряд и головная боль для археологов: в таких погребениях почти нет вещей и очень мало обожженных костей, то есть даже антропологию толком не изучить.
Вообще, археологически славянские культуры – «бедные». В них не сохранилось ни тканей, ни поделок из дерева, ни плетения из лозы. Есть только камень, простая керамика и редкий металл. Какой тип хозяйства мог соответствовать такой культуре? Подсечное земледелие. Это когда не возделывают одно поле много лет, а идут зимой в лес, подсекают деревья на большом участке, а весной сжигают. Урожай после такой процедуры – на зависть! Правда, недолго – лет через пять нужно искать новый лес. Славяне так и делали.
– Когда смотришь на количество поселений на территории, где жили славяне, кажется, что здесь находилось огромное количество народа. На самом деле, несколько поселений могли поочередно использовать одни и те же люди , – объясняет Ольга Щеглова. – Просто они переселялись с места на место в течение жизни одного поколения.
Итак, чтобы найти следы братьев-славян в некую историческую эпоху, нужно искать простые тюльпановидные горшки, погребальные урны, остатки полуземлянок. Но «жизнь сложна и многообразна».
– Археологи уже давно пришли к выводу, что археологическая культура, то есть устойчивое сочетание различных однотипных вещей в археологических комплексах на определенной территории, не всегда соответствует этносу , – признается Ольга Алексеевна. – Она может совпадать, а может и не совпадать с этническим и языковым единством.
В VI – VII веке там, где склавинов указывают византийские авторы, распространена пражско-корчакская археологическая культура, основные черты которой мы уже назвали. Чтобы не запутаться, археологические культуры нарекают по названию населенного пункта, возле которого найдены первые памятники. Из названия пражско-корчакской культуры понятно, что первые поселения нашли в начале XX века в Чехии и на Волыни, но на самом деле ее территория значительно шире. А вокруг – шлейф очень похожих памятников, которые существовали в то же самое время, – колочинская и пеньковская культуры. Там тоже простая лепная керамика, похожие постройки, могильники. Разве что сосуды отличаются: появляются биконические и цилиндроконические формы.
Колочинская культура распространена в Гомельском и Могилевском Поднепровье на территории Беларуси, на Черниговщине, доходит до городов Центрально-Черноземного округа России – Курска и Воронежа, а Пеньковская тянется от Среднего Поднепровья через все левобережье Днепра и «останавливается» лишь на юге, в районе Донецка. Можно ли считать такую географическую «махину» единством только по внешнему сходству культур?
– Возможно, все три культуры действительно раннеславянские, а пражско-корчакская – точно , – поясняет Ольга Алексеевна. – Но если рассматривать свидетельства письменных источников, там сказано только, что анты расселяются «от Данастра до Данапра» (Днестр и Днепр), родственные им склавины живут севернее и западнее. Можно ли распространять сведения о расселении именно антов и склавинов на остальные территории, мы не знаем, и можно ли так называть тех, кто живет за Днепром, на левом берегу, – неизвестно. И к этому нужно относиться довольно строго. 
Но упрямые ученые все равно копают, в прямом и переносном смысле. Оптимисты верят, что «братья во Перуне» появились еще в III – IV веках нашей эры, а кто-то говорит, что уже и в I . Свидетельство тому – киевская культура, которую часто относят к славянам.
Ее памятники нашли почти одновременно – на территории Киева, когда строили метро, и чуть раньше – на Десне (левый приток Днепра). Но название «деснинская» уже закрепилось к тому времени за древней культурой эпохи неолита, поэтому вновь обнаруженную и назвали «киевской». И она была обречена. Потому что, раз «киевская» – значит, наше, родное. Киевская археологическая культура датируется III – IV веками, то есть существовала в основном до того времени, к которому ученые-скептики привязывают «официальное» появление славян в V–VI веках.
Она и впрямь похожа на те, о которых мы говорили, – лепная керамика, маленькие полуземлянки. Сходным, вероятно, был и тип хозяйства – подсека. Славяне? Может быть. А может, и нет. Ничего, кроме археологических данных, мы не имеем. Йордан, автор истории готов, упоминал, что у антов и склавинов был общий предок и родственник – многочисленные племена венедов. Но он помещал венедов у истоков Вислы, то есть далеко на западе. О неких венедах было известно и римским ученым I века нашей эры – Плинию Старшему и историку Тациту. Но они оба связывали эти племена с южным побережьем Балтийского моря, а это уж совсем не наши края.
Но дело даже не в этом. Практически все исследователи согласны считать культурой славян VI–VII веков пражско-корчакскую, которая локализуется к западу от Днепра.
А киевская культура находится на Среднем и Верхнем Днепре и его левобережье. На правом берегу Днепра ее пока не обнаружили. Никаких следов перемещения «киевцев» на запад ученым неизвестно, зато памятники с явными «киевскими» традициями обнаруживаются на юге Псковщины и даже на средней Волге. Как, когда и почему произошло такое перемещение – это вопросы, которые археологи только начинают ставить перед собой.
В последнее время стало понятно, что носители киевской культуры использовали украшения, выполненные в технике выемчатых эмалей, – прорезные ювелирные изделия из латуни, украшенные разноцветным стеклом: массивные браслеты, подвески, цепи, ажурные застежки. Эта мода была распространена от Прибалтики до Подонья. Многие находки – шпоры, удила, металлические детали плетей – свидетельствуют о том, что в числе «киевцев» были умелые всадники. Так что не такая это бедная культура… До ее открытия и исследования многие ученые выводили славян из обнаруженной раньше и существовавшей в ту же пору южнее – черняховской. Логика рассуждений была такова: любая культура, которая предшествовала раннеславянским поселениям в районе их распространения, является культурой их предков. Тем более что «присвоить» черняховскую культуру почетно – она очень яркая на фоне скромных соседей и последователей. Для нее характерны прекрасная гончарная керамика, римские монеты, костяные гребни, многочисленные застежки-фибулы (похожие на ладонь, их использовали вместо пуговиц или булавок), стекло, амфоры, большие открытые поселения с длинными наземными домами-мазанками, пашенное земледелие, оружие, образцы рунической письменности, связи с Европой. Почти ничего из этого славяне не знали даже в VI – VII веке. А еще у черняховцев был сложный погребальный обряд, который показывает, что носители этой культуры не только придерживались разных обычаев, но даже антропологически отличались друг от друга. В их могильниках есть трупосожжения, но есть и «нормальные» могилы, когда умершего сопровождали в иной мир наборы посуды и другие предметы. Выделяются могилы с углублением в стене – подбоем, зачастую именно в них лежат погребенные с деформированными черепами (такие мы знаем по изображениям «длинноголовых» египетских принцесс). Этот обычай был характерным для сарматских кочевых племен.
Сегодня историки называют черняховскую культуру провинциально-римской и не связывают ее напрямую с нашими предками. В противном случае пришлось бы допустить страшную деградацию черняховцев, которые забудут про гончарный круг и стекло и примутся лепить примитивные горшки-«тюльпанчики». Но вполне вероятно, что в составе сложного черняховского общества были предшественники раннеславянских культур VI – VII века.
Кто же такие черняховцы? Тут историки вспоминают готов, которые в I веке, судя по преданиям, изложенным Йорданом, вняли музе дальних странствий, покинули родину и отправились искать чудесные плодородные земли – Ойум. Они найдут их, дойдя до южных степей и Черного моря. Там у них будет прекрасный король Германарих.
– Дрожжи, на которых бродит черняховская культура, – это и есть те самые германцы – готы , – поясняет Ольга Щеглова. – А все остальное, то, из чего мы выпечем «тесто», – это те, кто жил раньше на землях, где поселились готы, – даки, длинноголовые сарматы, возможно, и предки славян.
Судьба черняховской культуры незавидна. В начале 370-х годов держава Германариха оказывается на пути гуннских орд. Часть готов уходит за Дунай и дальше, а достигнув Испании, создает королевство вестготов. А остготы, оставшиеся на востоке, частично покоряются гуннам и даже вливаются в их отряды. Черняховской культуре приходит конец. Закат ее, впрочем, ярок. Археологи находят пышные погребения готских королей, датируемые концом IV – началом V века на территории, где сейчас проходит граница России и Украины. Самое известное из них – погребение в деревеньке Большой Каменец (Курская область). Очень интересна история этой находки. Рассказывает Ольга Щеглова:
– Берег, где находилась гробница, обвалился. И произошло это ни раньше ни позже – в 1918 году. Жители села быстро растащили и припрятали вещи из гробницы. Через десять лет дети из деревни Большой Каменец нашли длинную золотую цепь (которая сейчас находится в Оружейной палате Московского Кремля) и тяжелую золотую гривну. Представьте себе девочку, которая волочет эту цепь по деревенской грязи, и мальчика, который катит драгоценную гривну, как обруч… Приехало ОГПУ с проверкой, а потом представительная экспедиция Государственного исторического музея и музеев Кремля. Выяснилось, что это замечательная деревня! Там был такой колодец-журавель: на длинном конце – ведро, а на другой стороне – что-то блестящее. Оказалось – прекрасный серебряный кувшин византийской работы. Или крестьянка собирает из самовара угли – и тоже в серебряную византийскую чашу… Исследователи поняли, что селяне разграбили погребение очень знатного лица: варварского вождя или княгини (в гробнице не было оружия и конской упряжи, а местные жители вспоминали, что у погребенного была длинная коса).
Взаимоотношения  носителей  киевской и черняховской культур были сложными. Несомненно, придя на территорию Среднего Поднепровья, черняховцы оттеснили киевскую культуру на север. Вероятно, после гуннского удара по державе Германариха киевцы стремились восстановить свои позиции.
– Потому что население, которое в результате здесь осталось, кем бы оно ни было по крови, помнило всю эту историю возвышения и упадка готов, переняло какие-то традиции , – говорит Ольга Щеглова. – Не зря в «Слове о полку Игореве» будет сказано : «Девы готские у края моря синего живут, русским золотом играя, время Бусово поют».
Запутанно? Как обещали. И это еще не все. Мы все время говорили о культурах. Можно ли говорить о народах?
– Очень сложно, потому что видно, как это все страшно перемешивалось , – резюмирует Ольга Щеглова. – Поэтому давайте договоримся, как решили в самом начале: будем считать с момента совпадения трех составляющих: исторических свидетельств, материальной культуры и лингвистических данных. То есть VI век, самое раннее – рубеж V и VI веков. И вот тогда перед нами – славяне. А что происходит до этого – материал для исследования и обсуждения.
В итоге пазл сложился примерно так. В VI веке славяне жили там, где расположены поселения и редкие могильники пражско-корчакской культуры: на Днепровском Правобережье, в южной Польше и Чехии. Оттуда они отправляются в «Дунайские походы» и далее, на освоение Европы. Именно в этих краях можно выделить и раннюю фазу культуры, относящуюся к V веку. С востока с ними граничат схожие колочинская и пеньковская культуры. Вероятно, родственники… А вот что было до того – в III – IV веке – сплошные загадки. Археологи могут ставить вопрос только о преемственности в материальной культуре, и ответы здесь далеко не однозначны.

  • +0.07 / 7
  Иван12
02 янв 2024 11:24:00
300 лет Ига
новая дискуссия Дискуссия  62

Во всех учебниках истории сказано что Русь была под властью татар триста лет. Нашествие было в 1237ом. Плюсуем 300 лет получаем 1537 год. На секунду, Иван Грозный родился в 1530ом.
Почему тогда пишут про триста лет? Это округление?

  • +0.03 / 4
  Тимур58
07 янв 2024 05:54:35
С Рождеством.
новая дискуссия Новость  567

https://youtu.be/abb…8gbd&t=44s

  • +0.01 / 4
  Дмитрий.
08 янв 2024 11:47:55
И снова про скифов
новая дискуссия Дискуссия  28

https://www.youtube.…pIafZui3gA
«Скифы» Верхнего Приобья
  
Просторы Верхнего Приобья (современной Новосибирской области и Алтайского края) с древних времён привлекали людей своими ресурсами. В скифскую эпоху жители этих регионов соседствовали с представителями пазырыкской, тагарской, саргатской и других археологических культур, у которых были свои яркие варианты скифской триады — оружия, конского снаряжения и «звериного стиля» в искусстве. Так можно ли называть жителей Верхнего Приобья 8-2-го веков до нашей эры сибирскими скифами? Какие связи соединяли древнее население региона со скифским миром? Об этом рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Андрей Павлович Бородовский. В лекции демонстрируются находки, сделанные на территории Новосибирской области и степного Алтая, предметы древнего искусства и медицинские инструменты эпохи раннего железного века.
   

Тайм-коды

  • +0.02 / 3
  Тимур58
10 янв 2024 20:52:29
О лженауке.
новая дискуссия Новость  1.294

https://youtu.be/4-9…z&t=14m57s

  • -0.06 / 3
  slavae russia, Москва
19 янв 2024 21:07:07
Договор
новая дискуссия Дискуссия  244

У нас подняли очередную волну, все на форуме взволновались о дореволюционной России. Так вот, император Александр II подкинул нам подляну - продал Аляску. Стыдно не знать и бегать с какими-то слухами про какую-то аренду.

Сам договор найти несложно.

  • +0.12 / 7
  Брянский russia, Томск
05 фев 2024 14:11:08
История ислама по Джей Смиту
новая дискуссия Дискуссия  24

Весьма интересная лекция по истории ислама.
очень рекомендую всем неравнодушным

Расследование ислама || Джей Смит - YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=pk9cKvAkWb0

  • +0.07 / 4
  Алёша Попович russia
10 фев 2024 23:44:09
Забытый полководец. Петр Котляревский
новая дискуссия Новость  794


  • +0.09 / 4
  Тимур58
15 мар 2024 22:15:19
Вежливые историки..
новая дискуссия Дискуссия  510

И не мешайте нам, как мы не мешаем вам..

https://youtube.com/…d&t=17m26s

  • +0.03 / 1
  МОВ russia, Пермь
17 мар 2024 10:27:27
Зачем Александр I подарил финнам Выборгскую губернию
новая дискуссия Дискуссия  25

Многие задаются вопросом, почему Ленин согласился провести границу с Финляндией всего в 25 километрах от Петрограда, когда предоставлял ей независимость в 1917 году. Однако, если обратиться к истории, то можно увидеть, что главным виновником этого события был Александр I.
Во время Северной войны с Швецией в 1700-1721 годах, Россия завоевала прибрежные районы реки Невы, Карельский перешеек с Выборгом и северный берег Ладожского озера. Граница между Россией и Швецией примерно совпадала с нынешней границей между РФ и Финляндией. Эти территории были включены в состав Ингерманландской губернии.
После войны 1741-1743 годов с Швецией, Россия присоединила к себе еще небольшой кусочек Финляндии, который вместе с другими землями стал Выборгской губернией. В 1808-1809 годах, в результате войны, Россия аннексировала всю Финляндию.
16 марта 1809 года, Александр I открыл в Финляндии первый финляндский сейм, где предоставил ей автономию в виде великого княжества в составе Российской империи. Финляндия имела свои законы, полицию, суд, денежную единицу и государственный язык - шведский.
В 1811 году, Александр I подарил Финляндии Выборгскую губернию. Эта территория получила неофициальное название "Старая Финляндия", так как была присоединена к России давно, в отличие от "Новой Финляндии". Именно тогда граница прошла всего в 25 верстах от Петербурга. Причины такого решения остались неизвестными.
Зачем Александр I подарил финнам Выборгскую губернию | Русская Семёрка | Дзен (dzen.ru)
Отредактировано: МОВ - 17 мар 2024 10:27:51

  • +0.11 / 4