2018 год - год Солженицына

20,841 42
 

  • Фильтр
  Удаленный пользователь
20 май 2018 14:55:57
Вводная.
новая дискуссия Дискуссия  63

Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2014 г. № 474

                                                 УКАЗ

                 ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    О праздновании 100-летия со дня рождения А.И.Солженицына

    Учитывая  большое  значение  творчества  А.И.Солженицына   для
отечественной культуры  и  в  связи  с  исполняющимся  в  2018 году
100-летием со дня его рождения, п о с т а н о в л я ю:
    1. Принять предложение Правительства  Российской  Федерации  о
праздновании в 2018 году 100-летия со дня рождения А.И.Солженицына.
    2. Правительству Российской Федерации:
    образовать организационный комитет по подготовке и  проведению
празднования 100-летия со дня рождения А.И.Солженицына и  утвердить
его состав;
    обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий
по подготовке и проведению празднования 100-летия со  дня  рождения
А.И.Солженицына.
    3. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации принять  участие  в  подготовке  и  проведении
мероприятий,   посвященных   празднованию    100-летия    со    дня
рождения А.И.Солженицына.
    4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


    Президент Российской Федерации                         В.Путин

    Москва, Кремль
    27 июня 2014 года
    N 474
Отредактировано: Adamantit - 01 янв 1970
  • +0.03 / 5
  • Скрыто
  Удаленный пользователь
20 май 2018 15:07:41
Об этой ветке
новая дискуссия Дискуссия  127

Предлагаю откликнуться на это событие созданием ветки, посвященной данному деятелю и собирать здесь посвященные ему материалы.

Сразу же предложу официальный сайт, где собраны многие его работы, интервью и прочая и прочая.

http://www.solzhenitsyn.ru/main.php

Дорогие читатели!

 

Приглашаем вас на сайт, посвященный Александру Исаевичу Солженицыну — его творчеству, его жизни, его следу в российской и мировой истории. Мы открыли сайт 11 декабря 2008 года, в день 90-летия писателя.


Наша главная цель — представить произведения А.И. Солженицына наиболее полно и точно. Тексты будут даны в последней прижизненной авторской редакции. Нам кажется необходимым сохранить все сделанные писателем выделения — курсивы, разрядки, ударения: их потеря или неполное, небрежное воспроизведение во многих его текстах, бытующих на электронных сайтах, обедняет, а иногда даже искажает авторскую интонацию.


Скрытый текст

Учитывая непростое отношение к Александру Исаевичу со стороны патриотической, просоветской общественности будет особо ценно, если на ветке появится хотя бы один почитатель талантов и деятельности этого господина.

Один почитатель, Владимир Владимирович Путин, известен, но здесь ждать его не приходится, поэтому надеюсь, что откликнется кто-то ещё.

Особое внимание предлагаю заострить не на оценочных суждениях, а на словах самого Александра Исаевича, который, к счастью, сказал многое прямо и недвусмысленно.
Отредактировано: Adamantit - 01 янв 1970
  • +0.01 / 7
  Удаленный пользователь
20 май 2018 20:14:08
Солженицын о РОА
новая дискуссия Дискуссия  248

В этом треде буду выкладывать прямую речь Александра Исаевича по вопросу об его отношении к русскому коллаборационизму во время Великой Отечественной войны.

В свое поздней работе (1994 год) "Русский вопрос к концу ХХ века", Александр Исаевич пишет вот что:

Прорыв реальных чувств народа к власти мог проявиться — и как же зримо проявился! — лишь в годы советско-германской войны: только летом 1941 больше чем тремя миллионами легко сдавшихся пленных, в 1943 — 44 целыми караванами жителей, добровольно отступающих за немецкими войсками, — так, как если б это были их отечественные... В первые месяцы войны советская власть легко могла бы и крахнуть, освободить нас от себя, — если бы не расовая тупость и надмение гитлеровцев, показавшие нашим исстрадавшимся людям, что от германского вторжения нашему народу нечего хорошего ждать, — и только на этом Сталин удержался. О попытках формирования русских добровольческих отрядов на германской стороне, затем и о начатке создания власовской армии — я уже писал в “Архипелаге”. Характерно, что даже в самые последние месяцы (зима 1944—45), когда всем уже было видно, что Гитлер проиграл войну, — в эти самые месяцы русские люди, оказавшиеся за рубежом, — многими десятками тысяч подавали заявления о вступлении в Русскую Освободительную армию! — вот это был голос русского народа. И хотя историю РОА заплевали как большевицкие идеологи (да и робкая советская образованщина), так и с Запада (где представить не умели, чтоб у русских могла быть и своя цель освобождения), — однако она войдёт примечательной и мужественной страницей в русскую историю — в долготу которой и будущность мы верим даже и сегодня. (Генерала Власова обвиняют, что для русских целей он не побрезговал войти в показной союз с внешним врагом государства. Но, кстати, как мы видели, такой же показной союз заключала и Елизавета со Швецией и Францией, когда шла к свержению бироновщины: враг был слишком опасен и укоренён.) — В послесталинское время были и ещё короткие вспышки русского сопротивления — в Муроме, Александрове, Краснодаре и особенно в Новочеркасске, но и они, благодаря непревзойденной большевицкой заглушке, десятилетиями оставались неизвестны миру. 

Из этого отрывка однозначно следует, что Александр Исаевич не только не осуждал коллаборационизм, но восхвалял его и считал "голосом русского народа", "порывом реальных чувств народа к власти".

Русская Освободительная Армия под предводительством генерала Власова по Александру Исаевичу должна войти в русскую историю как пример мужества.
Отредактировано: Adamantit - 01 янв 1970
  • +0.06 / 7
  Sergei114 russia, Орёл
23 май 2018 09:41:39
Символика
новая дискуссия Дискуссия  243

Не появился ли еще официальный логотип "Года Солженицина".
И макет памятника, который в Москве установят?
Отредактировано: Sergei114 - 23 май 2018 09:41:54
  • +0.00 / 0
  Удаленный пользователь
19 сен 2018 12:09:36
Памятник Иуде или Саруману...
новая дискуссия Дискуссия  77

Пока суть да дело, в России устанавливают памятники Александру Исаевичу



Хороший памятник. От него веет прямо непоколебимостью, верностью идеалам и желанием уничтожить СССР.

Это так Кисловодску "повезло".

Не мышонок, не лягушка: странный памятник Солженицыну

Общественных слушаний по установке памятника не проводилось.
Отредактировано: Adamantit - 01 янв 1970
  • +0.16 / 11
  • Скрыто
  repetitor
20 сен 2018 14:43:38
Шафаревич и Солженицын
новая дискуссия Дискуссия  165

Не так давно встретил в сети 4-х томник Шафаревича, кое-что перечитал, а кое-что прочитал впервые, с огромным удовольствием
Там и сборник статей, интервью разных лет, и основные труды.
Концепция "малого народа" и сравнение с "Птицами" Аристофана-на грани гениальности. Прямо как "Вечер Соловьёва" посмотрелУлыбающийся
Он, кстати, прямо говорит, что с Гумилёвым знаком не был, но его теория антисистем и химер очень созвучна его мыслям
Меня, конечно, больше интересовали у Ш. параллели соц. движения с хилиастическими утопиями средневековья и Ренессанса. 
Но "Законодательницы" Аристофана в связи с фемин. движением тоже актуальны, как никогдаУлыбающийся
---
По теме:
В нескольких статьях Ш. крайне высоко оценивает Солж-а.
В одном месте прямо повторяет тезис С. о  100 млн жертв.
Как я и говорил, дух эпохи определяет не столько слова С., а то, что представители русской линии развития(Шафаревич, Солоухин) воспринимали это как безусловную правду.
Я думаю, что и С. искренне верил в эти цифры
Отредактировано: repetitor - 20 сен 2018 18:45:02
  • +0.04 / 2
  • Скрыто
  ILPetr russia, Екатеринбург
20 сен 2018 16:25:33
Какой ерундой мы занимаемся...
новая дискуссия Дискуссия  225

Из темы отметил:
1. не прочитав заголовок темы даже и не знал о таком счастье;
2. не смотря на то, что год уже заканчивается - ни в телевизоре, ни по радио об этом счастье ни разу не озвучили.
Как я понимаю, отторжение этого отщепенца/негодяя/урпыря таково, что он и нахрен никому не сдался (кроме элитных уфимских гимназий, конечно).
  • +0.05 / 4
  Удаленный пользователь
11 дек 2018 10:37:32
Солженицын сделал для русских меньше, чем мог бы
новая дискуссия Дискуссия  177

Ровно сто лет назад в Кисловодске, находившемся тогда под контролем Добровольческой армии, родился Александр Солженицын – сталинский стипендиат и нобелевский лауреат, предлагавший превратить СССР в русское национальное государство и подороже продать Курильские острова. Для советской власти он был врагом. Но что означает его фигура для современной России?


К столетию со дня рождения Александра Солженицына на московской улице Александра Солженицына будет открыт памятник Александру Солженицыну. Это само по себе свидетельствует: юбилей значимый, как бы общероссийский. Однако примут его не все.
Солженицын – из тех исторических фигур, которые, как принято говорить, «раскалывают общество». Именно исторических – далеко не каждый из тех, кто его превозносит и тем более ругает, читал книги юбиляра или хотя бы имеет адекватное представление о его взглядах.

Еще недавно в интернете имел определенную популярность тролль, который называл себя Львом Щаранским и выдавал фотографию Солженицына за свою. Тролль пародировал прозападных либералов, доводя их штампы до маразма: «Я привез грант для евреев, геев и демократических журналистов! Падение режима неизбежно! Слава Украине!». Этот глум он перемежал с крылатыми фразами самого Солженицына типа «жить не по лжи» и явно имел в виду, что нобелевский лауреат тоже «из этих» – тех, кого он высмеивает, то есть фигура, находящаяся где-то между Гарри Каспаровым, Петром Порошенко и Виктором Шендеровичем.
Это смотрелось дико, однако нельзя сказать, что тролль не имел прототипов. Благоговейный отказ части либеральных диссидентов от критики автора «Архипелага ГУЛаг» приближал их к этой злой пародии.

Реального писателя Солженицына обвиняли в русском национализме, антиукраинском шовинизме, антисемитизме, религиозном мракобесии, то есть в чем-то, прямо противоположном либеральной и прозападной установке, как их понимают в России. Если бы он писал статьи об отношениях с НАТО или «цветных революциях», их бы могли печатать в газете «Завтра», но там Солженицына, кажется, ненавидят особенно сильно и живут в вечной готовности приписать ему любые взгляды, вплоть до фашистских.
За вычетом всей этой пропагандисткой мишуры, раскол между теми, кто «за» Солженицына, и теми, кто «против», – это не раскол на «патриотов» и «либералов», как бы этого ни хотелось тем, кто называет себя «патриотами». Это продолжение все того же пресловутого раскола между «белыми» и «красными» с той лишь поправкой, что

Солженицына «красные» ненавидят особенно сильно из-за унизительного поражения, которое он им нанес.

Истории про Николая II, Колчака или Деникина – это в конечном счете истории про неудачников, если смотреть на них хоть с любовью, хоть с ненавистью, но честно. И это одна из причин, по которой фигуры из белого движения непопулярны в современной России, хотя их идеи явно ближе к средневзвешенному патриотизму или государственничеству, чем ленинский большевизм с его революцией, авангардом, свободной любовью, сожжением храмов, выборами командиров в армии, насильственной украинизацией Одессы и общественным туалетом в Памятнике героям Плевны.

Не то Солженицын, в кабинете которого висел портрет Колчака. До сих пор живы люди, которым писатель-диссидент нанес не только политическое, но и профессиональное поражение. Он был фигурой, с которой торговалось всемогущее брежневское Политбюро, но не принял предложенные компромиссы. Для его оперативной разработки был создан персональный отдел в КГБ, но в итоге не преуспел в его посадке. Его рассказы и повести, прежде изданные в СССР, уничтожались через измельчение в духе сталинских практик, но теперь эти рассказы преподают в школе. Его изгоняли из советской страны как предателя, но потом он получит государственную премию еще живой РСФСР и победно вернется уже в РФ с туром по 17 городам и речью, которую произнесет перед Госдумой.
А теперь памятник ему в центре Москвы открывает лично президент России. Что характерно – на бывшей Большой Коммунистической улице.
Солженицын стал символом реванша «белой России», но ничего, кроме символа, за этим реваншем не стояло. Писатель совершил ошибку, запоздав с возвращением на родину, когда его еще недавно бесконечно авторитетное мнение о том, является ли Украина частью России и достойна ли власти российская власть, было никому не нужно. А тот ужас от российской нищеты и бесправия, который он увидел и транслировал в 1994-м, для его сограждан был уже обыденностью.
Если бы это произошло на пару лет раньше, Солженицын вряд ли бы поддержал расстрел Верховного совета, но расстояние от Вермонта до Москвы исказило окуляр, и теперь оценка событий 1993 года – то немногое, что вызывающе дисгармонирует с его личностью и кажется еще одной ошибкой.

Третья видимая ошибка в том, что Солженицын сознательно отказался о политики и планировал действовать по-писательски – словом, но в России 1990-х, в отличие от привычного ему СССР, слова уже не имели ценности. Так он остался один, сам по себе – уникальным явлением, умудрившимся объединить в ненависти к себе Гайдара и Зюганова, и в то же время – капитаном Очевидность, в числе последних обнаружившим свою страну на краю пропасти.
Не пропусти он в США самые тяжелые годы, мог бы претендовать если не на лидерство, то на почетное председательство в партии русских националистов и гарантировал бы ей легальность одним своим именем (чего стоит одно только его возвращение через Магадан с коленопреклонением и целованием русской земли). Тогда история, возможно, могла бы пойти немного иначе, но пошла как пошла, и за русский национализм в России 1990-х отвечал в основном Жириновский.
Солженицын же, отказавшись принять высшую награду страны из рук ее «погубителя» – Бориса Ельцина, вновь попал под официальное забвение, чтобы вернуться из него как «одна из самых могучих фигур за всю историю России», по оценке уже Владимира Путина.
Даже если рождение и смерть писателя под одним бело-сине-красным флагом – всего лишь символическая победа «белых», открываемый по случаю юбилея памятник – лишнее напоминание, что с Солженицыным как с исторической фигурой лучше считаться, чем бороться. В этой специальной дисциплине проиграла сама советская власть – еще при жизни писателя, а ее ментальные последователи проигрывают после его смерти на одном контрасте.
Он был собирателем живых свидетельств, которого пытаются ругать историки от «Википедии» (это теперь к услугам тех, кто потешается над завиральным количеством репрессированных в «Архипелаге ГУЛаг», открыты госархивы, теперь-то каждый может казаться умным). Столь же нелепо выглядит война с кавалером орденов Отечественной войны и Красной звезды со стороны тех, кто побеждает бандеровцев в основном с дивана. А те, кто сознательно обесценивает его литературную «нобелевку» как «политическую», вторят в этом самому Солженицыну, тогда как Нобелевский комитет политическую подоплеку яростно отрицал.
И все же в бочке личных побед писателя над врагами, критиками и целой системой есть ложка дегтя сразу для всех, а в первую очередь для него самого. Вряд ли раскол на «белых» и «красных», вновь отразившийся в фигуре Солженицына, как неделю назад в борьбе Николая II с чекистом Папаниным за аэропорт Мурманска, – это то, чего бы хотел сам Солженицын. По крайней мере, тот Солженицын, которому теперь установлен памятник в центре Москвы.

Самое страшное, что может произойти с народом с точки зрения националиста, – это как раз раскол на «белых» и «красных», «православных» и «старообрядцев», «Россию» и «Украину». И пусть этот раскол произошел не по вине Солженицына, а волей самой истории, сам Солженицын может его только углубить, хотя большую часть жизни мечтал об обратном.
Однако объединиться против Солженицына, как хотелось бы кому-то, уж точно не получится. Против победителей объединяться глупо.
https://vz.ru/society/2018/12/11/954683.html

Хлопающий
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.12 / 9
  Удаленный пользователь
11 дек 2018 11:43:30
Идеология Солженицына
новая дискуссия Дискуссия  362

Предлагаем вниманию читателей «100 книг» большую работу Егора Холмогорова, посвященную генезису и эволюции идеологии Александра Солженицына, не только одного из крупнейших русских писателей, но и ведущего идеолога и пророка консерватизма в ХХ веке. В статье показывается, как начав полемику с русофобскими антинациональными тенденциями в мировоззрении советской интеллигенции, образованщины, Солженицын не ограничился «веховским» противопоставлением подлинного просвещения и мнимого полупросвещения, но и подверг решительной критике сами основы просвещенческой идеологии, лежавшей в основе как коммунистического, так и западно-либерального проектов. Целью солженицынской идеологической стратегии не допустить смыкания, идеологической и политической конвергенции двух направлений просвещенчества и напротив — направить их ко взаимному ослаблению и уничтожению. Личные усилия Соллженицына были направлены на торпедирование конвергенции и разрядки и увенчались, в итоге, блистательным успехом, — крах советской системы открыл дорогу к возвращению России на путь национальной идентичности и традиции, и превращению Москвы в форпост консервативных сил планеты, а Запад, в соответствии с солженицынскими же пророчествами, начал погружаться в свою версию коммунистического тоталитаризма, связанную с «культурным марксизмом». Поляризация традиционалистских, «просолженицынских», и либеральных сил на современном Западе всё более очевидна.

Первая часть работы уже опубликована в альманахе «Тетради по консерватизму» № 4 2017, посвященном наследию «Вех». Вторая готовится к публикации в том же издании. Значительная часть работы переведена на английский язык и опубликована на англоязычных ресурсах: «Alexander Solzhenitsyn — A Russian Prophet» и «Solzhenitsyn Against US-Soviet Convergence«.


Русский пророк


Александр Солженицын был, без преувеличения, самым политически успешным писателем в мировой истории. Были, разумеется, монархи-поэты, хотя никогда их дарования не были по настоящему исключительными. Были удостоенные нобелевской премии по литературе политики, как Уинстон Черчилль. Были литераторы, дослужившиеся до тех или иных государственных постов, как веймарский премьер-министр Гёте. Однако слово только одного из по настоящему крупных писателей сотрясало континенты и находилось в центре глобальных политических процессов, меняя их ход на тектоническом уровне. Только одному писателю удалось оставить своей нации развернутую идеологическую и политическую программу, которая с его кончиной становится не менее, а более актуальной. И это Солженицын.

Сегодня мы в России, нравится кому-то или нет, входим в политическую эпоху, определяемую именно мыслью и словом Солженицына. Причем не того Солженицына, который представлен в официозных интеллигентских хрестоматиях, и вывернутым наизнанку вариантом которого является “враг народа Солженицын” как неизменный объект неокомуннистических истерик. Политическим фактом становится как раз подлинный Солженицын собранный из его подлинных текстов – романов и рассказов, статей, речей и интервью.

Одни формулы писателя стали официальной частью государственной политики, как “сбережение народа”. Другие являются политическим фактом, как реализация его призыва к учреждению в России национального-авторитаризма вместо слепого копирования западных многопартийных демократий. Третьи, как его стремление к развитию земств, “демократии малых пространств” ещё ждут своего часа.

До многих солженицынских тезисов дозревание нашего общественного и политического сознания происходит прямо на наших глазах. Много лет Александр Исаевич указывал на то, что страшнейшим и пагубнейшим событием русской истории были церковные реформы, спровоцировавшие старообрядческий раскол. Не было ничего нелепей, чем борьба против вернейшей православию и трудолюбивейшей части народа. Сегодня мы видим и в государстве и в Церкви осознание необходимости исцелить ту старую рану.

30 августа 1991 года Солженицын написал президенту Ельцину письмо, призывая его отказаться от автоматического признания советских административных границ государственными. Полтора десятилетия писатель подчеркивал, что рассматривать Крым и Севастополь как Украину – нелепо, да и восточным украинским областям, Новороссии, не худо бы дать высказаться на референдумах с кем они хотят быть. Неприятие стремления “поссорить родные народы”, воплотить проект Украины как анти-России проходит сквозь всё творчество Солженицына, усматривавшего в себе и русские (Солженицыны) и малороссийские [украинские] (Щербаки) корни. Всё это казалось ушедшим на третий план на момент его кончины, однако с 2014 года мы живем в реальности, где обозначенные писателем ориентиры для нас особенно важны.

Одной из тревог Солженицына была судьба единства России, несправедливость того типа федеративного устройства, который угрожает “парадом суверенитетов”, нелепость договоров центра и республик, недопустимость дискриминации русского языка. Солженицын одним из первых забил тревогу по поводу американского закона “О порабощенных нациях”, где Россия называлась “оккупирующей” некие “Идель-Урал” и “Казакию”. И вновь мы сегодня ощущаем, как солженицынское наследие становится для нас остроактуальным.

Доминируют не только идеи, но и конкретные исторические оценки писателя. Именно он поднял на щит как государственного деятеля Столыпина. И сегодня Пётр Аркадьевич стоит в центре русского политического канона. Солженицын же обратил внимание на фигуру Парвуса в истории нашей революции. И вот уже без подсвечивания вклада этого международного авантюриста не обходится ни один рассказ о русской катастрофе. Разве что к императору Николаю II наша эпоха оказалась настроена гораздо теплее, чем Солженицын, отношение которого, впрочем, тоже проделало всё более приближавшего его к монархизму эволюцию.

Иногда кажется, что слову Солженицына покоряется даже природа. Провозглашенное им обращение к русскому Северо-Востоку, установка на освоение его трудных пространств, казалось, когда оно впервые было сформулировано, утопичной мечтой. На слова: “Мы, Россия — северо-восток планеты, и наш океан — Ледовитый, а не Индийский”, резонно отвечали, что океан потому и Ледовитый, что там лёд, а вечная мерзлота для жизни не приспособлена. И вдруг — ускоренное очищение Арктики от льда, вызывает международный геополитический ажиотаж, уже идут разговоры о необходимости интернационализации Севморпути и то что вовремя не был услышан призыв писателя о необходимости освоения Севера может дорого обойтись. Впрочем, лучше поздно чем никогда.

Солженицынское наследие является не только русским, но и всепланетным политическим явлением. Кто как не он в “Гарвардской речи” оповестил Запад о том, что он не одинок на планете, что цивилизации, подсчитываемые западными историками и культурологами – это не просто декоративные элементы, а живые исторические миры, ни одному из которых не может быть навязана западная мерка. И Россия входит в число этих исторических миров как уникальная цивилизация. Да и сама западная мерка далека от былой высоты христианской цивилизации, подвережна оказалась духовной коррозии. Этот прогремевший некогда солженицынский тезис о невозможности глобалистского конца истории переоформила на себя западная политология в лице Хантингтона, взяв на вооружение концепцию “столкновения цивилизаций”. С другой стороны, именно он лёг в основу российской внешней политики после “Мюнхенской речи”.

Опубликованный на Западе “Архипелаг ГУЛАГ” произвел грандиозную детоксикацию западных элит от отравления коммунизмом – “опиумом интеллектуалов” (как выражался Раймон Арон). Другое дело, что этот поворот не дал им прививки от породившего большевизм воинствующего атеизма. Либеральный антикомунизм закономерно привел к торжеству коммунизма в новом, модернизированном обличье “культурного марксизма”, — левого феминизма, разнузданной “толерантности”, расистского “антирасизма”, построению настоящего ЛГБТлага. Однако и эта перспектива была предсказана Солженицыным, предположившим, что в определенный момент покончившая со своим коммунистическим тоталитаризмом Россия в ужасе будет смотреть на торжество построенного либералами “коммунизма” западного.

Но в центре внимания и забот Солженицына всегда оставался не мир, не абстрактное человечество, а русский народ. Он писатель с пожалуй наиболее обостренным и сознательно выработанным чувством национального из всех, кого прославило перо во второй половине ХХ века. Его противостояние коммунизму невозможно понять без учета его главного мотива: русский народ не может и не должен быть средством ни для каких утопий и экспериментов, коммунистических ли, прогрессистских ли. Политические проекты, которые вместо сбережения народа превращают его в расходный материал – для империи, для мировой революции, для торжества индустриализма или космической гонки, в равной степени Солженицыну неприемлемы. Хорошо то, что умножает и улучшает русскую народную жизнь, а то, что к этой главной цели не ведет, то дурно.

Его бескомпромиссный убежденный антикоммунизм и готовность сокрушить красную власть любой ценой связан именно с глубокой убежденностью в том, что западническая марксистская утопия привела к колоссальной кровавой растрате народных сил, к выработке отношения к русскому человеку как к винтику и сырью, к прекращению органического развития страны, и в духовной и в хозяйственной сфере. Лейтмотив его книг – не только показать тот урон, который наносит коммунистическая диктатура жизни и душе русского человека, но и открыть силы сопротивления, свободу, таящуюся в этой душе.

Но столь же беспощаден как к коммунизму он и к западнической, да и просто западной русофобии. Именно он клеймит отчужденную от традиции и корней интеллигенцию кличкой “образованщина”. Он возвращает в актуальный политический лексикон понятие “русофобия” (которое вскоре оформит в целостную теорию его ближайший соратник Игорь Шафаревич) и формулирует определение этой русофобии – рассмотрение исторической России как отсталой “страны рабов” и утверждение, что советская система является естественным продолжением исторической русской государственности – московской и петербургской, так же базирующихся, якобы, на попрании человека и жестокости. В полемике с русофобами Солженицын формулирует тезис о нормальности дореволюционного исторического пути России и категорически отвергает не только большевизм, но и феврализм, как плод нигилистического желания переделать и перетрясти Россию, в сущности не зная её.

Солженицын противостоит как словесным кривлияниям ненавидящих “эту страну” плюралистов, так и холодной убежденности западных политологов и политиков в том, что главным врагом Запада является не коммунизм, а как раз русские. Солженицын публично обличает планы американских генералов в случае войны с Россией прицельно бомбардировать именно русское население и сам постепенно осознает не только своё, но и русского народа положение как “зернышка промеж двух жерновов” — коммунистического и западно-либерального.

Но ясно для него и то, что оба эти жёрнова, в сущности, части одной адской машины по обезбоживанию человека, — антихристианского “гуманизма”. Коммунизм и либерализм лишь братья произведенные на свет идеологией Просвещения, ведущей человека по катастрофическому пути поклонения Материи вместо Духа, что неизбежно ведет и к замусориванию и деградации самой материи. Солженицын выступает с последовательной и развернутой доктриной анти-Просвещения. Возвращение к Богу, добровольное самоограничение и самостеснение человека, память об обязанностях вместо разгула “прав”, приоритет внутренней свободы и недопустимость принесения народной жизни в жертву не только ради тоталитарной утопии, но и ради разгула свободы. Доктрина Солженицына – одна из наиболее последовательных и политически чётких консервативных философий, сформулированных за последние столетия. Тем более, что дуэль Солженицына с призраками Вольтера и Руссо продолжается и после его смерти, причем счет, по прежнему, в пользу русского писателя.

Именно деятельности Солженицына по недопущению конвергенции советской и западной систем, по нравственной компрометации коммунизма и пробуждение на Западе духа радикального противостояния красному злу, по критике либеральных начал самого Запад и его лицемерного гегемонизма, наконец, усилия вернувшегося на родину писателя по нравственной консолидации России на национальной, консервативной, народнической, критической по отношению и к западничеству и к неокоммунизму платформе – всему этому глобальный просвещенческий проект обязан тем кризисом, в котором он пребывает сегодня.

Причем это не только идеологический, выражающий себя во всё более тоталитарном либеральном саморазрушении западной цивилизации, но и геополитический кризис, выразившийся в том, что бывшая некогда центром мирового коммунизма, то есть одного из полюсов Просвещения, Москва на глазах превращается (если не уклонится, конечно, от солженицынских заветов и этого пути) в своего рода Ватикан, или, если угодно, Мекку консерватизма. Именно здесь центр защиты образа человека в его традиционном христианском понимании.

Добился такого положения дел Солженицын при помощи тонкой и во многом парадоксальной стратегии. И первой пробой этой стратегии, манифестом нового русского традиционализма стал сборник “Из под глыб”, составленный Солженицыным и Шафаревичем. Именно для него впервые были сформулированы ключевые тезисы и установки, которые станут в последствии фундаментом доктрины Солженицына. Именно здесь обозначен круг работ и проведено различение идейных друзей и врагов, которое сохранит актуальность для всей дальнейшей солженицынской публицистики.
...
http://100knig.com/ideologiya-solzhenicyna/
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.12 / 9
  Удаленный пользователь
11 дек 2018 13:28:11
«Жить не по лжи» мы реализовали с перехлестом
новая дискуссия Дискуссия  177

Фигура Александра Солженицына давно стала и остается настоящим яблоком раздора для российской общественности. Факт этот легко объясним. Сегодняшнему молодому человеку сложно объяснить, что для многих советских людей, погружавшихся однажды в запрещенное творчество писателя, мир раскалывался на две части – до Солженицына и после.
Первой вещью, перевернувшей страну, стал «Один день Ивана Денисовича», рассказывавший о деталях лагерного быта. Эта вещь открыла миллионам людей глаза на существование страшной параллельной реальности, которую сам автор впоследствии назовет «Архипелагом ГУЛаг». Повести очень повезло, поскольку, по мнению Хрущева, которому главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский передал ее экземпляр, она полностью отвечала целям развенчания культа личности Сталина. Кстати, любопытный момент: 12 октября 1962 года Хрущев выкрутил руки президиуму ЦК КПСС, заставив его одобрить публикацию «Одного дня».
Есть одна примечательная деталь. При обсуждении повести в редакции журнала партийные функционеры потребовали от писателя внести в нее имя Сталина, поскольку оно не было упомянуто ни разу. Солженицын согласился, и одна реплика про «батьку усатого» в тексте появилась. Вот здесь и проявилось существенное расхождение между задачами, которые решал Хрущев, и теми, которые видел Александр Исаевич.

Писатель не считал, что ад ГУЛага – это целиком и полностью сталинская заслуга. К моменту публикации «Одного дня Ивана Денисовича» его отношение к советской власти уже окончательно сформировалось. Он считал Сталина порождением той системы вещей, которая установилась на обломках Российской империи после революции. Системы беспощадной, совершенно безразличной к жизни отдельного человека, легко ломавшей судьбы миллионов.

Собственно, об этой системе и повествует, на мой взгляд, ключевое произведение Александра Солженицына – роман «Архипелаг ГУЛаг». Конечно, эта книга была нравственным приговором коммунистической идеологии, которую писатель считал развоплощающей, гибельной силой, угрожавшей основам русской жизни, русского сознания, русской веры, русской государственности. Его глубокая убежденность в этом и колоссальный массив фактов, собранных в романе, производили воистину магическое действие.
Вполне лояльные советские граждане после знакомства с подцензурным и распространявшимся подпольно «Архипелагом» превращались в отчаянных критиков режима.
В том, что советская власть в начале 1990-х годов прошлого века почти без боя сложилась как карточный домик, похоронив при этом и огромную страну, есть одновременно и заслуга, и вина Александра Исаевича.
Нарисованный им образ коммунистической державы, несмотря на строжайший запрет на книги писателя, тем не менее стал неотъемлемой частью коллективного бессознательного и изнутри системы разъедал саму ее суть, лишая идеологию веры в собственную непогрешимость.
С одной стороны, совершив невероятный прорыв к истокам, заявив невероятно мощно о необходимости возрождения русских ценностей в противовес чуждой атеистической идее, привнесенной извне, Солженицын совершенно точно увидел проблему. С другой, как мне кажется, он очень серьезно завысил объемы и качество того зла, которое он соотносил как с идеологией, так и с властью.

На самом деле вся история СССР – это упрямое прорастание национального, дробление и адаптация коммунистической доктрины, ее постепенное выравнивание под христианский идеал.
Коммунистическая метафизика вынуждена была множественно заимствовать элементы из христианства, формируя образ идеального человека на тех же опорах, что и отрицаемая ею система ценностных координат. Бескорыстие, жертвенность, забота о ближних, помощь слабым и неимущим, нестяжательство – все это было некритично перенесено и размещено в нравственном кодексе строителя коммунизма.
Понятно, что, лишившись религиозного императива и укорененности в трансцендентном, этот кодекс как бы являлся из ниоткуда с незаполненной графой «онтологические основы». Тем не менее назывные формы по мере того, как история вила свои спирали, наполнялись уже традиционным русским содержанием.
На примере современного Китая мы видим, что национальное может существовать в коммунистической упаковке, не изменяя своему содержанию. Был ли безусловным благом для России решительный разрыв с прошлым – именно о таком варианте развития событий мечтал Александр Исаевич.
Думаю, что мы живем честнее, чем наши китайские братья. От коммунизма в их жизни остались только красные флаги, партийные структуры, управляющие страной, и портреты Мао. Но это позволило им уберечь страну от тех потрясений, через которые пришлось пройти нам. Мы можем гордиться лишь тем, что призыв «жить не по лжи» мы реализовали полностью и даже с некоторым перехлестом.

Истины, открытые и внедренные писателем, были и опустошительны, и спасительны.

Сегодняшняя Россия обретает веру в саму себя, возвращается к пониманию своего служения, собственной уникальной национальной миссии. Во всем этом видна грандиозная работа Александра Исаевича. Есть в этом пространстве место и его ошибкам, о которых я в день его юбилея писать не стану. Скажу лишь, что они соответствовали масштабу его личности.
Нет пророка в своем отечестве. Многочисленные критики Солженицына справа и слева – лучшее тому доказательство. Происходит это потому, что страна и по сей день не преодолела тот раскол, который произошел во время революции. Но рано или поздно он останется в прошлом, и тогда станет совершенно очевидно, что одним из краеугольных камней русской культуры, философской и политической мысли является страстная, не ведающая границ, опустошающая и возрождающая проповедь Александра Солженицына.
https://vz.ru/opinions/2018/12/11/954774.html
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.13 / 10
  Удаленный пользователь
11 дек 2018 13:42:29
В Москве открыт памятник Александру Солженицыну
новая дискуссия Новость  207

В день столетия со дня рождения Александра Солженицына Президент принял участие в торжественной церемонии открытия памятника писателю в Таганском районе Москвы.


На торжественной церемонии открытия памятника Александру Солженицыну.
Бронзовый монумент на гранитном постаменте возведен под руководством народного художника России Андрея Ковальчука. Его проект победил в открытом конкурсе на архитектурно-скульптурное решение памятника, организованном по инициативе Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Союзом московских архитекторов при поддержке Министерства культуры в 2017 году.
* * *
Выступления на церемонии открытия памятника Александру Солженицыну
М.Сеславинский: Добрый день, дорогие друзья!
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Сергей Семенович! Дорогая Наталия Дмитриевна!
Уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы собрались на улице Александра Солженицына в столетний юбилей великого писателя и гуманиста, чтобы принять участие в торжественной церемонии открытия памятника Александру Исаевичу.
Здесь находятся члены организационного комитета по подготовке столетнего юбилея, созданного в соответствии с Указом Президента в 2014 году, деятели науки и культуры, послы иностранных государств, участники проходящей в эти дни в Москве международной конференции «Александр Солженицын: взгляд из XXI века».
В эти дни в десятках регионов Российской Федерации, за рубежом проходит масса мероприятий – мероприятий, которые проходят не по указанию властей, а которые просто осуществляются людьми, любящими творчество Александра Исаевича, людьми, которых продолжают волновать его произведения, его публицистические произведения, которые сверяют с его мыслями свою жизненную позицию.
Примерно год назад начался процесс по проведению открытого конкурса на проект памятника Александру Исаевичу Солженицыну. И вы знаете, ведь поступило около 70 проектов из самых разных регионов Российской Федерации: не только из Москвы и Московской области – из Санкт-Петербурга, Орла, Белгорода, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Владивостока. И это уже говорит само за себя.
Конкурс проводился Союзом архитекторов Москвы, проходила выставка, шло обсуждение различных проектов, и выиграл проект нашего известного архитектора, председателя Союза художников, скульптора Андрея Николаевича Ковальчука.
Мы благодарим всех, кто принимал участие в этих мероприятиях.
Разрешите предоставить слово Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.

В.Путин: Уважаемые дамы и господа! Уважаемая Наталия Дмитриевна!
Сегодня мы открываем памятник Александру Исаевичу Солженицыну – нашему выдающемуся соотечественнику, писателю, мыслителю, фронтовику, участнику Великой Отечественной войны и истинному, настоящему патриоту России.
11 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Александра Исаевича. Для нас эта дата – не только день памяти и уважения, но прежде всего повод вновь обратить свое внимание к его литературному, общественному, философскому наследию, которое вплетено в саму ткань XX века и продолжает оставаться современным – для нас, для России, да и для всего мира.
Хорошо помню все наши встречи с Александром Исаевичем, его мудрость, взвешенность, глубокое понимание истории. Его сердце, душа, раздумья были наполнены одновременно и болью за Отечество, и безграничной любовью к нему. Эти чувства двигали всё его творчество.
Он чётко разделял подлинную, настоящую, народную Россию и особенности тоталитарной системы, которая принесла страдания и тяжелые испытания для миллионов людей. Но и будучи в изгнании, Александр Исаевич никому не позволял пренебрежительно, зло говорить о своей Родине, противостоял любым проявлениям русофобии.
Цельный, исключительно принципиальный, Александр Исаевич никогда и никому не стремился быть удобным. В своих трудах – литературных, публицистических, в своей общественной деятельности – он открыто и последовательно отстаивал свои взгляды и убеждения, доказывал безусловную ценность нравственных законов, на которых зиждется здоровье любого общества.
Без осознания прошлого страны не может быть и осмысленного движения в будущее, считал Александр Исаевич. И своё слово он направлял на то, чтобы найти, обозначить пути обустройства России, чтобы выпавшие на её долю тяжелейшие, драматические испытания больше никогда не повторялись, чтобы наш многонациональный народ жил в достоинстве и справедливости. Так он видел свою миссию, свою цель, смысл своего служения.
Дорогие друзья, столетие со дня рождения Александра Исаевича – значимое событие для всей страны. К этой дате приурочено немало мероприятий, направленных на увековечение памяти нашего великого соотечественника. Это и установка памятника на родине писателя – в Кисловодске, и начало работы мемориального музея в Москве, идущие во многих регионах конференции, выставки, лекции, спектакли и театральные постановки по его произведениям.
Но самое главное в том, что голос Александра Исаевича по-прежнему звучит. Его мысли, идеи находят отклик в умах и сердцах людей. Популяризация его творчества, создание условий для того, чтобы к нему сумели приобщиться новые, молодые читатели – лучшее, что мы можем и должны сделать для сбережения памяти о нём.
И конечно, хочу выразить слова особой признательности Наталии Дмитриевне за её неустанный труд, поистине неоценимый вклад в сохранение наследия Александра Исаевича Солженицына.
Благодарю вас за внимание.

Н.Солженицына: Дорогие друзья!
Я хочу поблагодарить всех, кто внимателен, чьи мысли и память остаются с наследием Александра Исаевича.
Я хочу поблагодарить оргкомитет, в котором много важных людей, людей, у которых важные задачи, которые много работали, но при этом находили время для организации празднования столетия Солженицына по всей стране.
Сам Александр Исаевич сказал в 1970-х годах: под моими ногами всю мою жизнь – земля Отечества, только ее боль я слышал, только о ней пишу. Потом его изгнали из страны, но разлучить с Отечеством не смогли. Когда стало можно вернуться, он вернулся.
И теперь, после его смерти (то при жизни под его ногами была земля Отечества) он тоже крепко встал – не свернёшь.
И особенно дорого мне то, что по правую руку от него – Матрена, та праведница, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша. Давайте беречь своих праведников, их и сейчас много, они есть, они тихие и незаметные.
А по левую руку от него – Иван Денисович на каменной кладке. Ивану Денисовичу было тяжело в заключении, и вне заключения бывает тоже очень несладкая жизнь: и опасная, и скудная, и тяжелая.
Я хочу сказать, что мир сейчас, в общем-то, сошел с ума, и в очень многих местах мира люди живут не так, как надо бы жить людям: убивают друг друга, держат друг друга в нищете, в голоде и в разных тяжелых обстоятельствах. И поэтому день Ивана Денисовича еще не кончился. И мы с вами все должны это помнить, смотреть вокруг себя открытыми глазами, и если видим, что Ивану Денисовичу можно руку протянуть и помочь, каждый из нас должен это делать.
Спасибо всем.
http://www.kremlin.ru/events/president/news/59371
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.13 / 10
  Удаленный пользователь
11 дек 2018 16:31:25
Путин пообещал, что работа по увековечиванию наследия Солженицына будет продолжена
новая дискуссия Дискуссия  75

Президент обратил внимание, что речь идет о творческом, политическом и общественном наследии писателя

Работа по увековечиванию творческого и общественного наследия писателя и философа Александра Солженицына будет продолжена, заявил президент РФ Владимир Путин.
Глава государства во вторник принял вдову писателя Наталию Солженицыну в своем рабочем кабинете в Кремле.
"Продолжаем работу по увековечиванию его памяти. И, собственно говоря, прежде всего речь идет о его наследии - творческом наследии и политическом, общественном", - заявил Путин.
Он обратил внимание, что памятник писателю, который открыли во вторник днем, отражает характер мыслителя. "И внешнее сходство очень хорошее. И в самой фигуре характер есть", - сказал Путин, назвав монумент произведением искусства.
Солженицына в свою очередь на встрече подарила президенту две новых книги - короткие философские притчи, а также сборник громких политических произведений.
Открыв наугад первую попавшуюся страницу, президент наткнулся на известное изречение.
"Не в силе Бог, а в правде", - прочитал он строчку из книги.
"Да, это вот от тихого такого до громкого Солженицына, который, я надеюсь, ещё пригодится России, потому что он много изучал, как была устроена наша государственность", - отреагировала вдова писателя. Она пояснила, что этот сборник его произведений, в которых он защищает Россию, был воспринят неоднозначно даже за границей.
https://tass.ru/kultura/5899249

Хлопающий
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.14 / 11
  Uncle Ben latvia, Рига
11 дек 2018 18:03:35
Самое выдающееся произведение
новая дискуссия Дискуссия  128

это "письмо другу". Без него могло не быть ничего другого:

Русская семерка
Столько лет прошло, а народ помнит "Матренин двор"
Гусь хрустальный
Отредактировано: Uncle Ben - 11 дек 2018 18:06:30
  • +0.01 / 3
  Удаленный пользователь
11 дек 2018 19:44:23
«Солженицын» как пароль для русских
новая дискуссия Дискуссия  97

Сегодня у нас большой праздник. Сегодня –  ровно сто лет назад –  родился самый любимый писатель, любимый политик, любимый герой русского двадцатого века, которому на одной из самых сохранных и самых пленительных улиц Москвы – и потому очень логично названной улицей Александра Солженицына  наконец поставили памятник.
Я его всегда любил. Но, стыдно сказать, до какого-то времени думал, что он просто автор волшебных книг.

А он действительно автор волшебных книг  ведь невозможно оторваться ни от «Теленка», ни от «Ленина в Цюрихе», и «Архипелаг», о котором все время говорят в историческом смысле,  это прежде всего легкая, увлекательная, невероятно смешная (да-да!) и, странным образом, жизнеутверждающая книга, где талант, сила и правота рассказчика преображают даже тот ужас, о котором он говорит.

А его синтаксис! Наркотический солженицынский синтаксис, которым – каждый раз после его книг  тянет самому разговаривать и писать. Его непременные антикварные словечки из Даля, которые так свежо смотрятся среди бесконечных казенных англицизмов нашего несчастного современного языка. Его афоризмы и шутки на каждой второй странице, которые запоминаются, что твое «Горе от ума»,  волчьим смехом рассмеялось собрание!

И если бы можно было сделать так, чтобы человек после смерти работал, и можно было бы как-то достать, в мистическом магазине купить то, что он сделал, сделавшись невидимым, – то пусть бы он так и писал «Колесо», а я бы читал и читал, а больше ничего и не надо.
Но только это еще не все.
Я хорошо помню, как над ним смеялись в девяностые, когда он вернулся. Как принято было думать, что его идеи – это что-то глубоко устаревшее, нелепое, о чем и говорить всерьез странно. 
Но всего-то прошло четверть века – и оказалось, что он не только титан, классик, нобель, художник, но он еще и прав.
И те простые вещи, которые он – упрямо и против ветра  твердил в те далекие глупые годы: местное самоуправление  это самое главное; империя это зло, а нужно воссоединение русских земель и русских людей; заграница нам другом никогда не была и учить ей нас нечему; советский двадцатый век тратил и тратил жизни без счета, и потому нашим девизом должно быть сбережение народа, – все они стали бесспорными. Стали азбукой.
Но и это еще не все.
Мне особенно приятно думать, что Солженицын – прожив всю свою длинную и невероятно увлекательную, как его книги, жизнь, и сделавшись частью школьных программ,  так и остался именем вызывающим и раздражающим.
Его по-прежнему жарко ненавидят ничтожества, к нему не привыкли, его не признали почтенным и скучным общим местом, его свергают и разоблачают,  а мы, в свою очередь, обмениваемся его именем как паролем. 

Паролем для всех, кому не нравится нескончаемое и бессмысленное – как битва Тра-ля-ля и Тру-ля-ля  соревнование советизма и глобализма за судьбу родины, кто не верит ни в советизм, ни в глобализм, а верит во что-то другое. Свое. Отдельное. Русское.
А каким оно должно быть – именно Вы, Александр Исаевич, нам и расскажете. Ведь юбилей, памятник, праздник, – это все очень мило. Но мы-то знаем, что Вы никогда не умрете. 
https://vz.ru/opinions/2018/12/11/954854.html
Хлопающий
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.14 / 10
  repetitor
12 дек 2018 06:46:53
интервью Forbes
новая дискуссия Дискуссия  163

хорошее интервью - 1994г, когда о  трагедии расколотого Русского мира не принято было говорить вслух, если не считать полит. отщепенцев вроде Лимонова
и явная перекличка с нынешними временами

ЦитатаСтоит напомнить его интервью Forbes, данное в 1994 г.:

Это интервью у Александра Солженицына брал в 1994 году Пол Хлебников, позже — первый главный редактор русского Forbes (интервью вышло 9 мая 1994 года). В сентябре 2008 года его перевод был напечатан в бумажном русском Forbes. Мы приводим его в сокращении.

— Напряжение в отношениях между Россией и обретшей независимость Украиной нарастает на глазах. При этом Запад полностью поддерживает территориальную целостность Украины. По мнению Генри Киссинджера, Россия всегда будет оставаться угрозой интересам Запада — независимо от того, кто ей правит.

— Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский, Ричард Пайпс, многие другие американские публицисты и политики — никто их них не может отделаться от привычного для них, но давно устаревшего образа мыслей. Ослеплённые своим упрямством, они бесконечно повторяют свою теорию агрессивности, присущей России на протяжении всей истории, не желая принять сегодняшнюю реальность.

— А как же Украина? Разве от России не исходили угрозы в адрес некоторых бывших советских республик?

— Вообразите такую картину: в один не слишком прекрасный день два или три штата на юго-западе США одновременно объявляют о своей независимости. они становятся суверенными государствами и принимают испанский язык в качестве единственного официального. Все англоговорящие жители этих областей — пусть их предки жили на этом месте более двухсот лет — обязаны в течение года или двух сдать экзамен по испанскому и присягнуть на верность новому государству. В противном случае им не видать гражданства, они будут лишены прав собственности, гражданских свобод и права на трудоустройство. Какова будет реакция США? У меня нет никаких сомнений: ответом будет немедленное вторжение.

Сегодня Россия находится в точно такой же ситуации. За 24 часа она потеряла от 8 до 10 исконно русских областей, 25 млн. этнических русских, которые в одночасье оказались в незавидном положении «нежелательных чужаков». Там, где жили поколения их предков — отцы, деды, прадеды и многие до них начиная с XVII века, они становятся жертвами преследований на работе и дома, а их культура и язык нещадно подавляются.

Вот в таких обстоятельствах «империалистическая Россия» даже не сделала серьёзной попытки разгрести возникшие завалы. Она не то что не переходила на крик — она могла лишь шептать, в то время как 25 млн. её граждан, крупнейшая диаспора в мире, ускользала из её рук.

— По-вашему, Россия является жертвой агрессии, но никак не агрессором.

— Вы можете мне назвать ещё хотя бы один пример такого мирного поведения? И если Россия идёт на мир в вопросах первостепенной важности, то стоит ли ждать от неё агрессии в вопросах менее судьбоносных? Россия находится во власти хаоса, и видеть в ней агрессора было бы слишком сильным допущением. Но имейте же совесть и не просите, чтобы Россия — исключительно на потребу Америке — и вовсе прекратила переживать по поводу своей безопасности и беспрецедентного крушения, постигшего нашу страну. В конце концов, эти переживания вряд ли могут создавать угрозу для США.

— Збигнев Бжезинский придерживается иного мнения. Он считает, что США должны защищать независимость Украины.

— Когда в 1919 году Ленин распространял большевистский режим на Украину, он, словно пытаясь смягчить чувство обиды, передал ей несколько русских областей. Исторически эти области никогда не принадлежали Украине. Я имею в виду южные и восточные области сегодняшней Украины.

Затем, в 1954 году, Хрущёв, повинуясь характерному для этого царька капризу, «подарил» Крым Украине. Но даже ему не пришло в голову «подарить» Украине Севастополь — он оставался вольным городом в юрисдикции правительства СССР. Это удалось Госдепартаменту США, сначала на уровне заявлений посла в Киеве, а затем и в более официальной манере.

С какой стати Госдепартамент решает, кому достанется Севастополь? Если вспомнить совершенно бестактные заявления президента Буша в поддержку суверенитета Украины ещё до референдума по этому вопросу, вывод напрашивается: главной целью всей этой активности является ослабление России — любыми доступными способами и не задумываясь о последствиях.

— Почему же независимость Украины ослабит Россию?

— В результате внезапного и грубого установления границ внутри славянских народов миллионы семейных и дружеских связей оказались разрушены. Разве это можно принять безропотно? Недавние выборы на Украине явно демонстрируют предпочтения жителей Крыма и Донецка. А демократическая страна обязана уважать мнение своих граждан.

Я сам почти наполовину украинец. Я люблю эту культуру и искренне желаю Украине всяческих успехов, но только в её истинных этнических границах — без прихваченных по дороге российских территорий. И уж точно не в качестве «великой державы», на что сейчас сделали ставку украинские националисты. Они всячески кривляются и приветствуют создание культа силы, убеждённо стараясь слепить из России врага. Повсюду звучат агрессивные лозунги. В украинской армии вовсю пропагандируется неизбежность войны с Россией.

Украина не способна пройти даже культурное испытание на соискание статуса великой державы: 63% населения Украины в её нынешних границах считают своим родным языком русский — это в три раза превышает количество этнически русских на той же территории. Эту огромную людскую массу придётся заново обучать украинскому языку, в то время как самому языку придётся подняться до международных стандартов. Выполнение этого задания займёт более ста лет.

— Как по-вашему, есть ли среди территорий, ранее входивших в состав СССР, территории российские в той же степени, как восточная и южная Украина?

— Да, весь север и восток Казахстана на самом деле является частью юга Сибири. Эти территории в основном населены русскими, которые, так же как другие этнические меньшинства, вместе составляющие 60% населения Казахстана, подвергаются притеснениям как народ со своей культурой и встречают препятствия в деловой и личной жизни. Каким образом меньшинство может управлять большинством? Только с помощью лжи и силы. Именно это мы наблюдали на прошедших в Казахстане «выборах». Казахстанский президент Нурсултан Назарбаев считается на Западе великом демократом. В реальности он уже стал диктатором…

…- И ничто из этого не представляет собой угрозы для США?

— Если вы заглянете в не самое ближайшее будущее, то увидите: в XXI веке настанет время, когда США и Европа будут остро нуждаться в России как союзнике.

— Должен признаться, это заявление приводит меня в замешательство.

— Оно сбивает с толку лишь тех, кто не желает смотреть в будущее и не видит зарождения новых сил в настоящем."
  • +0.02 / 3
  • Скрыто
  Uncle Ben latvia, Рига
14 дек 2018 13:52:15
Завещание поклонникам:
новая дискуссия Дискуссия  661

Наталья Солженицына: "Александр Солженицын действительно призывал покончить с российским империализмом, с империей".

Солженицин:
"…Мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведённой, даже самоистребительной, "Отечественной" войны — треть своего населения. И так я вижу: надо безотложно, громко, чётко объявить: три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если её к Румынии больше тянет, эти одиннадцать — да! — непременно и бесповоротно будут отделены"

"…Объявить о несомненном праве на полное отделение тех двенадцати республик — надо безотлагательно и твёрдо. А если какие-то из них заколеблются, отделяться ли им? С той же несомненностью вынуждены объявить о нашем отделении от них — мы, оставшиеся".

"Надо перестать попугайски повторять: "мы гордимся, что мы русские", "мы гордимся своей необъятной родиной", "мы гордимся…". Надо понять, что после всего того, чем мы заслуженно гордились, наш народ отдался духовной катастрофе Семнадцатого года (шире: 1915—1932), и с тех пор мы — до жалкости не прежние, и уже нельзя в наших планах на будущее заноситься: как бы восстановить государственную мощь и внешнее величие прежней России".

"А "бандеровцы", как и "петлюровцы", это всё те же украинцы, которые не хотят чужой власти. … почему нас так раздражает их желание отделиться? Нам жалко одесских пляжей? черкасских фруктов?  большой опыт дружественного общения с украинцами в лагерях открыл мне, как у них наболело  Мы обязаны отдать решение им самим — федералистам или сепаратистам, кто из них кого убедит".


  • +0.12 / 6
  AndreyK-AV russia, Уфа
19 дек 2018 13:06:26
Клим Жуков: "Архипелаг ГУЛАГ" — это пуля, запущенная в нас
новая дискуссия Дискуссия  138

Клим Жуков: "Архипелаг ГУЛАГ" — это пуля, запущенная в нас
Тюмень с лекцией "Мифы современности: как фальсифицируют историю" посетил российский военный историк-медиевист, исторический реконструктор, писатель-фантаст и публицист Клим Жуков. Встреча прошла в музее имени Словцова. Главный тезис выступления заключается в том, что не все мифы одинаково полезны.


"Панфиловцы — это героический миф, а солженицынские бредни — опасные сказки", — говорит историк Жуков.

Любой миф имеет под собой разную основу. Она может быть придуманная, то есть сфальсифицированная, или все-таки правдивая.
Корреспондент Накануне.RU посетил мероприятие и узнал, почему одни мифы умирают сразу, а другие укореняются в сознании, почему мифы могут быть полезны для общества, а некоторые — опасны и их следует "вырубать каленым железом".

После того, как вышел в свет фильм "28 панфиловцев", лента, прославляющая советских воинов-героев и их бессмертный подвиг, в общество тут же был сделан враждебный вброс: что никакого боя с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года — не было, и все это выдумки советской пропаганды и домыслы военного корреспондента.

Историк Клим Жуков говорит, что, по сути, даже если в деталях это миф, то в целом реальный подвиг народа это не отменяет.



"Дивизия была, сражение было, танки не прошли, а сколько было конкретно бойцов в конкретной точке, мы не знаем, и это уже и не очень важно, это уже героическая сказка", — замечает он и проводит параллели с древнегреческой историей.

"Была такая замечательная история: царь Леонид и 300 спартанцев, которые сражались с полуторамиллионным войском персов в Фермопильском проходе. Ну… сражались? – Сражались. Был там царь Леонид? – Был. Были 300 спартанцев? Были… но еще и 2,5 тысячи лакедемонян было. И вообще там было всего 5,5 тысяч человек. Но кто об этом знает? Все знают о спартанцах, потому что это героический миф.

А почему у греков может быть свой героический миф, а у нас нет? Мы ничем не хуже, а местами даже лучше", — ставит резонный вопрос лектор.

Затем разговор плавно переходит к антиподу советской героики — Александру Солженицыну, столетие которого с помпой отметили не так давно в Москве, открыв памятник. По словам Жукова, несмотря на все "бредни", которые уважающие историки даже не обсуждают, миф о десятках миллионах репрессированных и расстрелянных, к сожалению, прочно укоренился в нашем сознании.

"Он даже не говорит, что сейчас нам расскажет документальную правду, а говорит, что у него "опыт художественного исследования" под названием "Архипелаг ГУЛАГ". Там Солженицын рассказывает о 15 миллионах мужиках-кулаках, выселенных в ссылку в Сибирь, о примерно 40 миллионах расстрелянных и замученных в лагерях и так далее. Потом эти цифры претерпели изменения и число расстрелянных дошло до 60 миллионов, а потом и до 110", — замечает Жуков.


"Когда эти цифры слышишь, сразу возникает вопрос: "вы вообще нормальные, у вас все в порядке, вы не больны?". Если взять даже 40 миллионов, то тогда непонятно вообще, кто на войне-то воевал, и вы откуда все взялись? Если столько здоровых мужчин и женщин расстрелять, то история народа быстро кончится. Однако эта "пуля" была запущенна и ее восприняли точно так, как "библейские сказания", то есть нечто, о чем не нужно рассуждать и стоит принять на веру, не особенно вчитываясь в текст, — говорит историк. — Когда спрашиваешь любителей порассуждать о кровавых репрессиях, сразу начинают ссылаться на Солженицына. А ты читал этот самый "Архипелаг ГУЛАГ"? – Нет, а зачем? – отвечают. А я читал. Во-первых, там не сказано нигде, что это реальный документ, это Исаевич все придумал, о чем он честно и сказал, а вы на это ссылаетесь, как на какую-то истину. Поэтому это миф, и сообщения зажили уже своей собственной жизнью, по объективным, не зависящим от них обстоятельствам".

Укорениться мифу в первую очередь помогла смена общественно-экономической формации, — уверен Клим Жуков.

"Так получилось, что Советский Союз у нас поломали, и мы живем в несколько другой парадигме — в буржуазном строе, который, естественно, объективно враждебен предыдущей нашей формации — социалистической-коммунистической. И такого рода миф получает уже укоренение в общественном бытии и он будет существовать, пока его каленым железом не выжгут, — делает вывод эксперт и тут же ставит вопрос: а что это за железо? — Не так давно уже ушедший от нас историк Земсков вскрыл подлинные документы: сколько было вынесено смертных приговоров. Вот их за годы "большого террора" 680 тысяч было вынесено. Так вот, когда он начал вскрывать эти документы в архивах, то почему-то они тут же все закрылись и не открываются до сих пор".

По его словам, в архивах можно было бы найти, при доступе, акты медицинского освидетельствования, акты о снятии с довольствия расстрелянных, которые, безусловно, в силу бюрократии должны сохраниться, а третьим шагом в раскрытии реальной картины должно стать установление захоронений, так как даже 680 тысяч могил — скрыть невозможно, не говоря уже о "миллионах".

"Это то, что является реальностью, а то, что основано на фальсификациях — совершенно другое, и они не пересекаются. Для серьезных ученых-историков солженицынские бредни уже давно не являются какой-то загадкой… всем понятно, что это сказки. Но чтобы вытравить это из сознания, нужны колоссальные усилия всего общества", — делает вывод Клим Жуков.
  • +0.13 / 9
  mark.76 russia, Малая Вишера
07 янв 2019 18:50:18
! Всем пишущим в исторических. Важное.
Дискуссия  106

Дискуссия удалена
mark.76
10 янв 2019 04:26:09

  • -0.03