Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.

3,517,193 41,050
 

  Старый Хрыч russia
09 янв 2019 23:01:36
! Модераториал
Дискуссия  794

Исторический раздел модерируется. На всей его "территории" действуют, без каких либо ограничений и исключений, Правила ГА. Раздел модерирует группа Глобальных Модераторов: Старый Хрыч, Сизиф, Senya
1. Все слухи и "совершенно достоверные сведения" от ОБС, распространяемые пользователями и "авторитетами", не имеют под собой никаких оснований, и являются ложью.
Никаких преследований по политическим взглядам и убеждениям не будет, и не планировалось изначально. Исключение составляют лишь те, которые запрещены Законами РФ.
2. В разделе категорически запрещаются:
- борцунство в любом виде
- выяснения отношений и переход на личности
- оскорбления оппонентов в ходе дискуссий
- перенос скандалов на другие ветки с жалобами и обвинениями оппонентов, в т.ч. в "Вопросы пользователей"
- оверквотинг (излишнее цитирование). Рекомендую оставлять при ответе лишь небольшую часть цитаты, и пользоваться спойлером. Не повторяйте в постах фото, рисунки.
3. Настоятельно рекомендую использовать ссылки на приводимые (цитируемые) материалы, и не использовать на ветках материалы из сомнительных источников.
- ведя дискуссию, будьте вежливы. Не занимайтесь провоцированием оппонента с иными взглядами, отличными от Ваших.
4. Некоторое время доступ к отдельным веткам будет ограничен для проверки содержания. Все посты, содержащие грубость, хамство, признаки троллинга оппонентов, нецензурную брань, оверквотинг, борцунство и т.п., будут удалены без предупреждения, допустившие ранее нарушение Правил, при этом могут быть наказаны
5. Не окончательно, будет дополняться по мере ознакомления с разделом. 
С уважением С.Х.
Отредактировано: Старый Хрыч - 14 янв 2019 23:33:20
  Сизиф russia
20 мар 2024 15:49:36
! .....
Дискуссия  24

Градус обсуждения в части личных нападок и других форм переходов на личности, оскорблений и т.д. настоятельно рекомендую снизить и существенно.

зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.30
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,031
Читатели: 7
Цитата: завхоз от 09.10.2018 18:12:47
План ЭВАКУАЦИЯ готовили с 1939г.
Знали что немец дойдет до Москвы и ЭТО его и погубит.

И территолии Гитлер захватил 3% страны.
И резервы и промышленность ЖЕРТВУЯ РККА и населением ВЫВЕЗЛИ.
Под Москвой уже проиграл.
Запад тоже охренел и АХнул.
Вот только это НЕ Сталин планировал столь гениальную операцию

Из Полевого устава РККА 1939 года:

ЦитатаЕсли враг навяжет нам войну, Рабоче-крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий.
Войну мы будем вести наступательно, с самой решительной целью полного разгрома противника на его же территории.


Война будет скоротечной и обязательно закончится на территории противника, посягнувшего на первое в мире государство рабочих и крестьян. Другого не
подразумевалось Сталиным.
Но уже на второй день войны, 24 июня, при СНК был создан Совет по эвакуации! Уже 27 июня, 2 и 5 июля Совет издает соответствующие постановления.
Никогда в истории войн не случалось такого, чтобы при нападении противника, его жертва с первых же дней стремглав бросалась на вывоз промышленности.
И что главное не просто из пограничной полосы, а из территорий находившихся на тот момент в глубоком тылу
Согласно постановлению СНК и ЦК ВКП(б) "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества", уже 27 июня было принято решение о
эвакуации заводов из Ленинграда. Это ещё что! 23 июня (!) в Самару начал эвакуироваться Рязанский опытно-механический завод.
А где была линия фронта на Северо-западном направлении?  Вентспилс - Лиепая. До Ленинграда ещё почти 500 километров

Положение войск на 6 день войны.


В начале июля начали вывозить военные предприятия из Москвы. Оборонный завод №37 им. Орджоникидзе, выпускавший танки Т-60 и Т-70, вывозят в Свердловск.
В те же сроки начали эвакуировать завод №8 (артзавод - 45 мм и 37 мм пушки) из Подлипок в Куйбышев, а также ряд авиационных предприятий (заводы №1, 84 и 301). 

Кроме промышленных и военных предприятий началась эвакуация людей. К 14 июлю из достаточно тылового расположении Москвы было отправлено 900 тыс. человек
(всего населения чуть более 4 млн. чел.). 18 июля московское руководство рапортовало, что число эвакуированных перевалило за миллион.

Что такое означает вообще эвакуация? Она означает то, что на транспортную сеть ложится огромная нагрузка.  Почти половина вагонного парка страны была занята именно
под это. И это в ущерб фронту. В самую горячую пору, когда на фронте остро не хватало подкреплений, почти половина вагонного парка СССР - более 300 тыс. вагонов - была отдана под...будем называть это своими словами - драп промышленности.


В прифронтовой полосе   царили хаос и паника. Первыми эвакуировались партработники и гэбье, стремя голову в тыл с семьями бежали советские чиновники. На железных дорогах творился бардак - воинские эшелоны и грузы стояли в гигантских пробках, будучи легкими мишенями для вражеской авиации. "Под вражескими бомбардировками затруднялась не только погрузка войск армии, но и передвижение эшелонов, они растянулись на колоссальное расстояние, более чем на пятьсот километров: когда первые достигли района Смоленска, другие только начинали грузиться где-то в районе Киева и Черкасс", - вспоминает краснознаменный маршал Бабаджанян.
Начальник управления военных перевозок Генштаба генерал Трубецкой за это был посажен в тюрьму в июле и расстрелян в 1942 году, но...ситуацию это не поменяло.

Из западных районов страны вглубь потянулись, забивая дороги (а их пропускная способность была не резиновой) десятки и сотни эшелонов с оборудованием, материалами, людьми. Навстречу им, простаивая в пробках, двигался другой гигантский поток – подкрепления из тыла. По грунтовым дорогам движутся десятки и сотни тысяч беженцев, скот, машины, трактора. При всем этом, если верить официальным данным, в целом за лето-осень 1941 года к фронту удалось перебросить 291 стрелковую дивизию, 94 стрелковых бригады и около 2 млн. человек маршевых пополнений. Вопрос – насколько своевременно они подходили? Ведь создавшиеся хаос и мешанина вели к срыву всех сроков. В конечном итоге сражающиеся на фронте войска не получали своевременно подкреплений, боеприпасов и вооружений.

О том какой бардак творился на железной дороге докладывает 18 июля 1941 года политотдел Пензенской железной дороги  в Пензенский обком: 
"В данное время по Пензенской ж. д. проходят большие перевозки эвакуируемых с прифронтовых дорог. Эти перевозки начались по пензенской дороге с 27 июня (то есть, они уже 27 июня добрались до Пензенской ж.д.!). Однако до сих пор необходимого порядка не наведено, в эвакуационных перевозках -- полная неразбериха, ежедневно от 5 до 10 поездов на нашу дорогу... с других дорог поступают эшелоны эвакуируемых, назначение которых неизвестно. 

Уполномоченные СНК РСФСР, которые находятся на станциях Поворино, Пенза, Рузаевка, назначение не дают, объясняя часто, что они сами эти назначения получают от Совнаркома РСФСР с большим опозданием, также не дает назначение своевременно и НКПС. Каждая область, район стремятся сплавить от себя эвакуированных в другие области и районы, не считаясь с тем, что эта перевозка является встречной и по существу вызывает зашивку важнейших узлов дороги и в целом Пензенской дороги». («Власть», 25.04.2005).
В тоже время изъятие подвижного состава у армии далеко не всегда приводило к своевременной перевозке и началу работе заводов на новом месте.
"Положение, сложившееся за последнее время с грузопотоком и людскими эшелонами на Саратовском узле катастрофическое. Узел до отказа забит вагонами, которые не разгружаются из-за отсутствия складских помещении. Ценное оборудование, сырье, которое могло быть использовано предприятиями города, занимая сотни необходимых для фронта вагонов, месяцами стоит без движения…"
http://www.ruzgd.ru/saratov1941.shtml

А создание Совета по эвакуации на второй день войны говорит  о том , что Сталин уже в этот срок осознал, что терпит поражение в приграничном сражении, может быть понимал неизбежность поражения в 1941 году.
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • -0.18 / 11
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: зарун от 11.10.2018 14:01:12А создание Совета по эвакуации на второй день войны говорит  о том , что Сталин уже в этот срок осознал, что терпит поражение в приграничном сражении, может быть понимал неизбежность поражения в 1941 году.

напоминаю - этот врун-замполит ДВАЖДЫ пойман на целенаправленной лжи.
Так что доверять этому энурезнику - внуку предателя - нет никаких оснований.
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.12 / 13
завхоз
 
russia
Сочи
57 лет
Дилетант
Карма: -346.38
Регистрация: 21.02.2014
Сообщений: 31,033
Читатели: 6
Цитата: зарун от 11.10.2018 14:01:12
Скрытый текст

А создание Совета по эвакуации на второй день войны говорит  о том , что Сталин уже в этот срок осознал, что терпит поражение в приграничном сражении, может быть понимал неизбежность поражения в 1941 году.

НЕТ.
Сталин 22 июня 1941 сел ПРАЗДНОВАТЬ ПОБЕДУ!!!
То о чем так долго мечтали большевики СВЕРШИТСЯ.
Гитлер КЛЮНУЛ на "бесплатный сыр"
Никто ничего не понял.
Ни Англия ни Америка.
Европа станет БОЛЬШЕВИСТСКОЙ.
Даже если для этого уничтожить и 90% населения России и Европы.
Да какая разница.
Задача распространить БОЛЬШЕВИЗМ а не сопли вытирать.
" И как один умрут в борьбе за это"
И именно ЭТО и есть ПОБЕДА в большевистском понимании.
Сотни миллионов в лучше МИЛЛИАРДЫ жертв во имя великой цели.
----------
То что Гитлер проиграет стратегам составившим план " ЭВАКУАЦИЯ " было ясно.
Жертвы и число погибших их не интересовало.
Судьба АРМИИ тоже.
Судьба Киева,Минска.Питера,других городов тоже.
Зато потом истощенную Европу будут и в хвост и в гриву.
ЭВАКУАЦИЯ была организована небывало.
Гениально,феерично,великолепно.
Не гуманно но кого это волнует
И не надо ля-ля.
История ПЛАНЕТЫ не видела ничего подобного.
А мнение сусликов не видящих дальше норки никого не интересует.
Они ГЛУПЦЫ
Времена не выбирают,в них живут и умирают.
Были времена ПОХУЖЕ,небыло времен ПОДЛЕЙ
  • -0.24 / 13
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: зарун от 11.10.2018 14:01:12Из Полевого устава РККА 1939 года:
....
А создание Совета по эвакуации на второй день войны говорит  о том , что Сталин уже в этот срок осознал, что терпит поражение в приграничном сражении, может быть понимал неизбежность поражения в 1941 году.

Да война заставила править уставы...
А вот 1941 год завершился победно, как впрочем и 1942-й....
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.13 / 10
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: ykl от 10.10.2018 17:39:16Во не вижу в э той реформе ничего "зловредного". Пётр Великий занимался тем же самым.
Петровская реформа языка

Тут ведь на что смотреть, если реформы для аристократии и боярства, то возможно и неправильные,
а если для народа России, то малость запоздалые.
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.06 / 7
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.30
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,031
Читатели: 7
Цитата: завхоз от 11.10.2018 14:31:44НЕТ.
Сталин 22 июня 1941 сел ПРАЗДНОВАТЬ ПОБЕДУ!!!
То о чем так долго мечтали большевики СВЕРШИТСЯ.
Гитлер КЛЮНУЛ на "бесплатный сыр"
Никто ничего не понял.
Ни Англия ни Америка.
Европа станет БОЛЬШЕВИСТСКОЙ.
Даже если для этого уничтожить и 90% населения России и Европы.
Да какая разница.
Задача распространить БОЛЬШЕВИЗМ а не сопли вытирать.
" И как один умрут в борьбе за это"
И именно ЭТО и есть ПОБЕДА в большевистском понимании.
Сотни миллионов в лучше МИЛЛИАРДЫ жертв во имя великой цели.
----------
То что Гитлер проиграет стратегам составившим план " ЭВАКУАЦИЯ " было ясно.
Жертвы и число погибших их не интересовало.
Судьба АРМИИ тоже.
Судьба Киева,Минска.Питера,других городов тоже.
Зато потом истощенную Европу будут и в хвост и в гриву.
ЭВАКУАЦИЯ была организована небывало.
Гениально,феерично,великолепно.
Не гуманно но кого это волнует
И не надо ля-ля.
История ПЛАНЕТЫ не видела ничего подобного.
А мнение сусликов не видящих дальше норки никого не интересует.
Они ГЛУПЦЫ

В большей степени победа над Германией, является созданная с 1939 года новая индустриальная база страны за Уралом, т.н. СССР-2.
Построенные  на востоке страны предприятия должны были частично или полностью стать дублёрами тех, кто находился на востоке страны.
Главной целью создания СССР-2 была его полная автономность, возможность существования в условиях потери остальных западных промышленных центров, при этом производя весь спектр вооружений. Если взять для примера базовую для экономики тех времён отрасль как металлургия, то были построены ряд крупных
металлургических комбинатов - КМК, ММК. Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре, Омске создавались площадки для предприятий авиационной, машиностроительной отраслей.
В принципе, даже потеряв территории западнее хребта, СССР-2 мог бы сопротивляться противнику. Весь вопрос упирается лишь в то, планировалась или предполагалась такая потеря вообще?
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • -0.15 / 11
завхоз
 
russia
Сочи
57 лет
Дилетант
Карма: -346.38
Регистрация: 21.02.2014
Сообщений: 31,033
Читатели: 6
Цитата: зарун от 11.10.2018 16:08:14В большей степени победа над Германией, является созданная с 1939 года новая индустриальная база страны за Уралом, т.н. СССР-2.
Построенные  на востоке страны предприятия должны были частично или полностью стать дублёрами тех, кто находился на востоке страны.
Главной целью создания СССР-2 была его полная автономность, возможность существования в условиях потери остальных западных промышленных центров, при этом производя весь спектр вооружений. Если взять для примера базовую для экономики тех времён отрасль как металлургия, то были построены ряд крупных
металлургических комбинатов - КМК, ММК. Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре, Омске создавались площадки для предприятий авиационной, машиностроительной отраслей.
В принципе, даже потеряв территории западнее хребта, СССР-2 мог бы сопротивляться противнику. Весь вопрос упирается лишь в то, планировалась или предполагалась такая потеря вообще?

Да конечно.
Но тема мутная кто что и для чего строил.
ВСЁ в европейской части построено таки Америкой.
Не исключаю что изначально задумывалась  доступность построенного при войне с Европой.
СССР-2
ДО войны почти не существовал.
По рассчетам англо-америки не справлялся если Европеец дошел до Волги.
ЭВАКУАЦИЯ 
таких масштабов и такой организации
для них стала ШОКОМ и неожиданностью.
Это было невозможно потому не просчитывалось.
А воевали с ЗАПАДОМ.
И Англо-Америка собиралась поддержать таки Европу.
Но...
Сильно перепугались и пришлось им сотрудничать со Сталиным и СССР
Времена не выбирают,в них живут и умирают.
Были времена ПОХУЖЕ,небыло времен ПОДЛЕЙ
  • -0.17 / 13
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: зарун от 11.10.2018 16:08:14В большей степени победа над Германией, является

беспримерный героизм советского народа, возглавляемого Сталиным.
Но тебе, брехуну-переобувшемуся замполиту - внуку предателя  - этого никогда не понять.
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.10 / 11
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.30
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,031
Читатели: 7
Цитата: завхоз от 11.10.2018 16:21:29СССР-2
ДО войны почти не существовал.

СССР-2 как раз и подготовили к войне. И его строительство шло ускоренными темпами. Вот, к примеру, некоторые показатели промышленности за Уралом  к началу
войны (в % к общему объёму производства в стране):

22% выработки электроэнергии;
34% добычи угля;
23% производства кокса;
12% добычи нефти;
27% выплавки стали;
39% добычи железной руды;
28% производства проката;
7% производства станков;
38% производства тракторов.

 Предположу, что СССР-2 был именно гарантией сохранения участия страны в войне после утери им западных районов. Как показали последующие события, этот расчет  оправдался – даже потеряв наиболее развитые в индустриальном плане западные районы страны, большевики на остатках потенциала смогли продолжить перемалывание немцев. То есть, делать то, на что и был собственно запрограммирован трансформер.
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • -0.02 / 6
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Вторая Московская конференция 
(12-17 августа 1942 года)


Главы делегаций:
СССР — председатель Совета Народных комиссаров СССР И.В.Сталин;
Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль.
В качестве представителя президента США в переговорах участвовал Аверелл Гарриман.

Дальнейшее развитие межсоюзнические отношения получили на августовских переговорах в Москве. О большом значении этой конференции говорит тот факт, что для участия в ней в столицу СССР лично прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

В первый же день переговоров Черчилль сообщил о невозможности открытия второго фронта в Европе с целью отвлечь германские армии с восточного фронта на запад в 1942 году. Несмотря на то, что это событие было предрешено предыдущими соглашениями, союзники заявили о переносе сроков своего наступления в Европе на 1943 год. Английский премьер-министр сообщил о намерении Великобритании и США в октябре 1942 года начать военные действия в Северной Африке. В поддержку этого сообщения выступил и представитель американского президента Гарриман.


Дальнейшее развитие межсоюзнические отношения получили на августовских переговорах в Москве. О большом значении этой конференции говорит тот факт, что для участия в ней в столицу СССР лично прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Такое решение не удовлетворяло советскую сторону, но все же являлось шагом союзников для активизации военных действий на Средиземноморском театре. На конференции была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1943 и начале массированных бомбардировок Германии союзниками в текущем году. По результатам состоявшихся переговоров было опубликовано коммюнике.

Проведение Московской конференции хоть и не удовлетворило принципиальных требований советской делегации, но установило личный контакт между лидерами двух стран и уменьшило их подозрительность по отношению друг к другу
Черчилль, узнав из первых рук о положении на советско-германском фронте и военных планах советского командования, укрепился в мысли, что СССР даже в одиночку способен нанести противнику ощутимый урон. Сталин же пришел к выводу, что для начала решительных боевых действий союзники выжидают момента, когда силы Германии будут существенно подорваны в сражениях с Красной Армией.

Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.14 / 8
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: зарун от 12.10.2018 06:21:08Вот, к примеру, некоторые показатели промышленности за Уралом  к началу
войны (в % к общему объёму производства в стране):

это ты из своей пустой башки вытащил?
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.04 / 9
Гималаев Илья   Гималаев Илья
  12 окт 2018 08:40:44
...
  Гималаев Илья
Как проводилась десталинизация и при чем тут Солженицын, Твардовский, Хуциев, иностранные студенты и бассейн «Москва»
24 декабря 1953 года известный советский сатирик Александр Борисович Раскин написал эпиграмму. По цензурным соображениям она не могла быть опубликована, но очень быстро разошлась по московским литературным кругам:

Не день сегодня, а феерия!
Ликует публика московская.
Открылся ГУМ, закрылся Берия,
И напечатана Чуковская.

Описанные здесь события одного дня нуждаются в расшифровке. Накануне, 23 декабря, был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян бывший всесильный глава НКВД — МГБ — МВД СССР Лаврентий Павлович Берия — информацию об этом советские газеты размещали 24 декабря даже не на пер­вой, а на второй или третьей полосе, да и то внизу, в подвале.
Непосредственно в этот день после реконструкции открылся Главный уни­версальный магазин, или ГУМ. Построенный еще в 1893 году и воплощавший лучшие достижения российской раннемодернистской архитектуры, в 1920-еГУМ стал одним из сим­­­волов нэпа, а в 1930-м был надолго закрыт как торговая точка: в тече­ние более чем 20 лет там располагались помещения различных советских мини­стерств и ведомств. День 24 декабря 1953 года обозначил новый рубеж в исто­рии ГУМа: он снова стал общедоступным и широко посещаемым мага­зином.

И в этот же день на первой полосе «Литературной газеты», органа Союза писа­телей СССР, появилась статья критика, редактора и литературоведа Лидии Корнеевны Чуковской «О чувстве жизненной правды». Это была первая пуб­ликация Чуковской в этой газете с 1934 года. С конца войны советская печать и издательства вообще не баловали ее вниманием: дочь опального поэта Кор­нея Чуковского, в 1949-м она и сама попала под каток кампании по борьбе с космополитизмом. Ее обвинили в «незаслуженной и огульной критике» про­из­ведений советской детской литературы. Однако важно было не только то, что Чуковскую напечатали, но и то, что статья ее вновь резко полемизировала с господствующими течениями и центральными авторами советской детской литературы 1950-х.

Эпиграмма Александра Раскина отмечает важный хронологический рубеж — начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза. Эту эпоху позже назовут «оттепелью» (по заглавию одноименной повести Ильи Эренбурга, опубликованной в 1954 году). Но эта же эпиграмма размечает и ос­нов­ные направления развития советской культуры в первое десятилетие после смерти Сталина. Совпадение, хронологическое совмещение трех заме­ченных Раскиным событий было, по-видимому, неслучайным. И те руководи­тели Ком­мунистической партии, которые в этот момент были полномочны принимать решения, и самые чуткие представители культурной элиты, которые наблю­дали за развитием страны, очень остро ощущали глубокий политический, соци­альный и экономический кризис, в котором оказался Советский Союз к концу правления Сталина.

Никто из думающих людей, по-видимому, не поверил в обвинения, которые были предъявлены Лаврентию Берии на следствии и в суде: в лучших тради­циях процессов 1930-х годов его обвинили в шпионаже в пользу английской разведки. Однако арест и расстрел бывшего руководителя тайной полиции был воспринят совершенно однозначно — как устранение одного из главных источ­ников страха, который на протяжении десятилетий советские люди испыты­вали перед органами НКВД, и как конец всевластия этих органов.
Следующим шагом в установлении контроля партии над деятельностью КГБ стало распоря­жение о пересмотре дел руководителей и рядовых членов партии. Сперва этот пересмотр коснулся процессов конца 1940-х, а затем и репрессий 1937–1938 го­дов, которые уже много позже получили в западной историо­гра­фии название «Большой террор». Так готовилась доказательная и идеологиче­ская база для ра­з­облачения культа личности Сталина, которое Никита Хрущев произ­ведет под занавес ХХ съезда партии в феврале 1956 года. Уже начиная с лета 1954-го из лагерей начнут возвращаться первые реабилитированные. Мас­совая реабилитация жертв репрессий наберет силу по окончании ХХ съезда.

Освобождение сотен тысяч заключенных дало новые надежды самым разным людям. Даже Анна Ахматова тогда говорила: «Я — хрущевка». Однако полити­ческий режим, несмотря на заметное смягчение, по-прежнему оставался ре­прес­сивным. После смерти Сталина и еще до начала массового освобождения из лагерей по ГУЛАГу прокатилась волна восстаний: люди устали ждать. Эти вос­стания были утоплены в крови: в Кенгирском лагере, например, против заключенных были выдвинуты танки.
Через восемь месяцев после XX съезда партии, 4 ноября 1956 года, советские войска вторглись в Венгрию, где ранее началось восстание против советского контроля над страной и было сформировано новое, революционное прави­тельство Имре Надя. В ходе военной операции погибло 669 советских солдат и более двух с половиной тысяч граждан Венгрии, больше половины из них — рабочие, участники добровольческих отрядов сопротивления.

С 1954 года в СССР прекратились массовые аресты, но отдельных людей по-преж­нему сажали по политическим обвинениям, особенно много — в 1957 го­ду, после венгерских событий. В 1962 году силами внутренних войск были подавлены массовые — но мирные — протесты рабочих в Ново­черкасске.
Открытие ГУМа было знаменательно как минимум в двух отношениях: совет­ская экономика и культура повернулись лицом к простому человеку, в гораздо большей степени ориентируясь на его нужды и запросы. Кроме того, новые функции и значения приобрели публичные городские пространства: так, в 1955 году для посещения и экскурсий был открыт Московский Кремль, а на месте снесенного храма Христа Спасителя и так и не достроенного Дворца Советов в 1958 году стали строить не памятник или государственное учрежде­ние, но общедоступный открытый бассейн «Москва». Уже в 1954 году в круп­ных городах начинают открываться новые кафе и рестораны; в Москве, непо­далеку от здания НКВД — МГБ — КГБ на Лубянке, появляется первое кафе-авто­мат, где любой посетитель, опустив монету, мог, минуя продавца, полу­чить напиток или закуску. Сходным образом преобразовали и так называемые пром­товарные магазины, обеспечив прямой контакт покупателя с товаром. В 1955 году Центральный универсальный магазин в Москве открыл для поку­пателей доступ в торговые залы, где товары были развешаны и размещены в непо­сред­ственной досягаемости: их можно было снять с полки или с ве­шалки, рас­смотреть, пощупать.

Одним из новых «пространств публичности» стал Политехнический музей — сотни людей, особенно молодых, собирались там на вечера и специально организованные дискуссии. Открывались новые кафе (их называли «молодеж­ными»), там проходили поэтические чтения и небольшие художественные выставки. Именно в это время в Советском Союзе появились джаз-клубы. В 1958 году в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому, и возле него по вечерам начались открытые поэтические чтения, а вокруг чтений моментально завязывались дискуссии по политическим и культурным про­блемам, которые никогда не обсуждались раньше в СМИ.
Последняя стро­ка эпиграмы Раскина — «И напечатана Чуковская» — нуждается в дополнительном комментарии. Разумеется, Лидия Чуковская была не един­ственным автором, получившим в 1953–1956 годах возможность печата­ться в СССР после длительного перерыва. В 1956-м — начале 1957 года в свет вышли два тома альманаха «Литературная Москва», подготовленного москов­скими писателями; инициатором и мотором издания был прозаик и поэт Эммануил Казакевич. В этом альманахе увидели свет первые после более чем десяти­лет­него перерыва стихи Анны Ахматовой. Здесь же обрела голос и право на суще­ст­вование в советской культуре Марина Цветаева. Ее подборка появилась в аль­ма­нахе с предисловием Ильи Эренбурга. В том же 1956 году выходит пер­вая после расправ 1946 и 1954 годов книга Михаила Зощенко. В 1958 году после длительных дискуссий в ЦК на экраны выпустили запрещен­ную к показу в 1946-м вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Начинается возвращение в культуру не только тех авторов, которым был запрещен доступ в печать, на сцену, в выставочные залы, но и тех, кто умер в ГУЛАГе или был расстрелян. После юридической реабилитации в 1955 году разрешенной к упоминанию, а затем и все более авторитетной становится фи­гура Всеволода Мейерхольда. В 1957 году впервые после более чем 20-лет­него перерыва в советской печати появляются прозаические произведения Артема Веселого и Исаака Бабеля. Но, пожалуй, самое важное изменение свя­зано не столько с возвращением запрещенных прежде имен, сколько с возмож­но­стью обсуждать темы, которые раньше были нежелательны или вовсе табу­ированы.
Термин «оттепель» появился почти одновременно с тем, как началась сама эпоха, которую стали обозначать этим словом. Он широко использовался современниками и функционирует до сих пор. Этот термин был метафорой наступления весны после долгих политических заморозков, а значит, обещал и скорый приход жаркого лета, то есть свободы. Но сама идея смены времен года указывала на то, что для тех, кто использовал этот термин, новый пери­од — лишь короткая фаза в циклическом движении российской и совет­ской истории и на смену «оттепели» рано или поздно придут «заморозки».
Ограниченность и неудобство термина «оттепель» связаны с тем, что он заве­домо провоцирует на поиски других, аналогичных «оттепельных» эпох. Соот­ветственно, он заставляет искать и многочисленные аналогии между различ­ными периодами либерализации — и, наоборот, не дает возможности увидеть сходства между периодами, которые традиционно кажутся полярно противо­положными: например, между оттепелью и застоем. Не менее важно и то, что термин «оттепель» не дает возможности говорить о разноплановости, неодно­значности самой этой эпохи, как и последующих «заморозков».

Много позже в западной историографии и политологии был предложен термин «десталинизация» (по-видимому, по аналогии с термином «денацификация», использовавшимся для обозначения политики союзных держав в западных секторах послевоенной Германии, а затем и в ФРГ). С его помощью, как пред­ставляется, можно описать некоторые процессы в культуре 1953–1964 годов (от смерти Сталина до отставки Хрущева). Эти процессы плохо или неточно фикси­руются с помощью понятий, которые стоят за метафорой «оттепель».
Самое первое и узкое понимание процесса десталинизации описывается с помощью бытовавшего в 1950–60-е годы выражения «борьба с культом лично­сти». Само по себе словосочетание «культ личности» пришло из 1930-х: с его помо­щью руководители партии и лично Сталин критиковали декадент­ские и ниц­ше­анские увлечения начала века и апофатически (то есть с помощью отрица­ний) описывали демократический, недиктаторский характер советской верхов­ной власти. Однако уже на следующий день после похорон Сталина председа­тель Совета министров СССР Георгий Маленков говорил о необходи­мости «прекратить политику культа личности» — он имел в виду отнюдь не ка­пи­тали­стические страны, а сам СССР. К февралю 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС Хрущев произнес свой знаменитый доклад «О культе личности и его по­след­ствиях», термин получил совершенно отчетливое смысловое наполне­ние: под «культом личности» стали понимать политику единовласт­ного, жесто­кого руководства Сталиным партией и страной с середины 1930-х годов и до са­мой его смерти.
После февраля 1956 года в соответствии с лозунгом «борьба с культом лично­сти» имя Сталина стало вычеркиваться из стихотворений и песен, а его изобра­жения — замазываться на фотографиях и картинах. Так, в знаменитой песне на стихи Павла Шубина «Волховская застольная» строчку «Выпьем за родину, выпьем за Сталина» заменили на «Выпьем за родину нашу привольную», а в песне на слова Виктора Гусева «Марш артиллеристов» еще в 1954 году вместо «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» стали петь «Артиллеристы, сроч­ный дан приказ!». В 1955 году один из главных столпов соцреализма в живо­писи Владимир Серов пишет новый вариант картины «В. И. Ленин провозгла­шает советскую власть». В новой версии хрестоматийного полотна позади Ленина виднелся не Сталин, а «представители трудового народа».

В конце 1950-х — начале 1960-х были переименованы города и поселки, названные в честь Сталина, его имя было изъято из названий заводов и кораблей, а вместо Сталинской премии, ликвидированной в 1954 году, в 1956-м была учреждена Ленинская премия. Осенью 1961 года набальза­ми­рованный труп Сталина был вынесен из Мавзолея на Красной площади и за­хоронен у кремлевской стены. Все эти меры принимались в той же логике, в какой в 1930–40-е го­ды уничтожались изображения и упоминания рас­стрелянных «врагов народа».
По мнению Хрущева, культ личности Сталина проявлялся в том, что он не мог и не умел действовать на своих оппонентов с помощью убеждения, и поэтому ему постоянно требовалось прибегать к репрессиям и насилию. Культ лично­сти, по мнению Хрущева, выражался и в том, что Сталин был неспособен выслушивать и воспринимать любую, даже самую конструктивную критику, поэтому ни члены Политбюро, ни тем более рядовые члены партии не могли оказывать существенного влияния на принимавшиеся политические решения. Наконец, как полагал Хрущев, последнее и самое заметное для постороннего глаза проявление культа личности состояло в том, что Сталин любил и поощ­рял преувеличенные и неуместные восхваления в свой адрес. Они находили вы­ражение в публичных речах, газетных статьях, песнях, романах и кинофиль­мах и, наконец, в бытовом поведении людей, для которых любое застолье должно было сопровождаться обязательным тостом в честь вождя. Хрущев обвинил Сталина в уничтожении старых кадров партии и попрании идеалов революции 1917 года, а также в серьезных стратегических ошибках во время планирования операций в период Великой Отечественной войны. За всеми этими обвине­ни­ями Хрущева стояла идея предельного антигуманизма Сталина и, соответст­венно, отождествления попранных им революционных идеалов с идеалами гуманистическими.

Хотя закрытый доклад на XX съезде не был публично обнародован в СССР до конца 1980-х годов, все эти линии критики подспудно размечали проблем­ные поля, которые могли начать разрабатываться в культуре под эгидой борьбы с культом личности Сталина.
Одной из ключевых тем советского искусства второй половины 1950-х стала критика бюрократических методов руководства, бездушия чиновников по от­но­шению к гражданам, чиновничьего хамства, круговой поруки и фор­мализма при решении проблем обычных людей. Бичевать эти пороки было принято и прежде, но они неизменно должны были описы­ваться как «от­дель­ные недо­статки». Теперь искоренение бюрократизма должно было пред­ставать как часть демонтажа сталинской системы управления, прямо на глазах чита­теля или зрителя уходящей в прошлое. Два самых известных произведения 1956 го­да, сфокусированных именно на таком типе критики, — роман Вла­ди­мира Ду­динцева «Не хлебом единым» (об изобретателе, который в одиноч­ку проти­во­стоит сговору директора завода и министерских чиновников) и фильм Эль­дара Рязанова «Карнаваль­ная ночь» (где новаторски настроенная молодежь раз­­вен­чивает и осмеивает самоуверенного директора местного Дома культуры).
...
https://arzamas.academy/materials/1484
Отредактировано: Гималаев Илья - 12 окт 2018 08:47:40
  • -0.18 / 12
Гималаев Илья   Гималаев Илья
  12 окт 2018 08:41:38
...
  Гималаев Илья
Цитата: Гималаев Илья от 12.10.2018 08:40:44Как проводилась десталинизация и при чем тут Солженицын, Твардовский, Хуциев, иностранные студенты и бассейн «Москва»

Хрущев и его сподвижники постоянно говорили о «возвращении к ленинским нормам». Насколько можно судить, во всех разоблачениях Сталина — и на ХХ, и на ХХII съезде КПСС — Хрущев стремился сохранить представление о Боль­шом терроре как о репрессиях прежде всего против «честных коммунистов» и «старой ленинской гвардии». Но даже и без этих лозунгов многие советские художники были, по-видимому, вполне искренне убеждены в том, что без воз­рождения революционных идеалов и без романтизации первых порево­люцион­ных лет и Гражданской войны совершенно невозможно будет по­строить буду­щее коммунистическое общество.

Возрожденный культ револю­ции вызвал к жизни целую серию произведений о первых годах существования Советского государства: фильм Юлия Райзмана «Коммунист» (1957), художест­венный трип­тих Гелия Коржева «Коммунисты» (1957–1960) и другие опусы. Однако многие поняли призывы Хрущева бук­вально и говорили о революции и Граж­данской войне как о событиях, проис­ходящих здесь и сейчас, в которых сами они, люди второй половины 1950-х — начала 1960-х, непосредственно прини­мают участие. Самый характерный пример такого рода буквальной интерпре­та­ции — знаменитая песня Булата Окуджавы «Сентиментальный марш» (1957), где лирический герой, совре­менный молодой человек, видит для себя единственный вариант завершения жизненного пути — гибель «на той един­ственной Гражданской», в окружении «комиссаров в пыльных шлемах». Речь, конечно, шла не о повторении Граж­дан­ской войны в современном ему СССР, но о том, что герой 1960-х может параллельно жить в двух эпохах, причем более давняя была для него и более подлинной и ценной.
Аналогичным образом устроен фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1961–1964). Он считается едва ли не главной кинокартиной оттепели. Ее полная режиссерская версия, восстановленная после цензурных вмеша­тельств в конце 1980-х, открывается и закрывается символическими сценами: в начале трое солдат военного патруля, одетых в форму конца 1910-х — начала 1920-х годов, проходят по улицам ночной предрассветной Москвы под музыку «Интернационала», а в финале точно так же по Москве идут солдаты Великой Отечественной, и их проход сменяется демонстрацией караула (тоже состоя­щего из трех человек) у Мавзолея Ленина. Никаких сюжетных пересечений с основным действием фильма у этих эпизодов нет. Однако они сразу задают очень важное измерение этого киноповествования: события, происходящие в СССР 1960-х годов с тремя молодыми людьми, едва достигшими двадца­ти лет, прямо и непосредственно связаны с событиями революции и Граждан­ской войны, поскольку революция и Гражданская война для этих героев — важ­ный ценностный ориентир. Характерно, что караульных в кадре сто­лько же, сколько и центральных персонажей, — трое.

Само название фильма говорит о той же ориентации на эпоху революции и Гражданской войны, на фигуру Ленина как основоположника Советского государства. В этом пункте и произо­шло расхождение между режиссером фильма Марленом Хуциевым и Никитой Хрущевым, который запретил выпу­скать на эк­раны «Заставу Ильича» в ее пер­во­начальном виде: для Хрущева молодой сомне­вающийся герой, который пытается найти смысл жизни и ответить на главные для себя вопросы, недо­стоин того, чтобы считаться наслед­ником революцион­ных иде­алов и охранять «Заставу Ильича». Поэтому в пере­монти­рованной версии кар­тину пришлось назвать «Мне двадцать лет». Для Ху­ци­ева же, напро­тив, то, что революция и «Интернационал» остаются для героя вы­сокими идеалами, слу­жит оправданием его душевных метаний, а также смены деву­шек, профессий и дружеских компаний. Не случайно в одном из клю­чевых эпизодов фильма Хуциева аудитория поэтического вечера в По­литехническом музее в полном составе подпевает Окуджаве, исполняющему финал того самого «Сенти­мен­тального марша».
Как еще советское искусство реагировало на призывы к борьбе с культом лич­ности? Начиная с 1956 года стало возможным прямо говорить о репрессиях и о трагедии людей, невинно брошенных в лагеря. Во второй половине 1950-х еще не разрешалось упоминать о людях физически уничтоженных (да и в более поздние времена в советской печати обычно использовали эвфемизмы вроде «был репрессирован и погиб», а не «был расстрелян»). Нельзя было и обсу­ждать масштабы государственного террора 1930-х — начала 1950-х годов, а на сообщения о бессудных арестах более раннего — «ленинского» — времени вообще было наложено цензурное табу. Поэтому до начала 1960-х почти един­ственный возможный путь изображения репрессий в художественном произве­дении — это появление героя, возвращающегося или вернувшегося из лагерей. Кажется, едва ли не первый такой персонаж в подцензурной литературе — ге­рой стихотворения Александра Твардовского «Друг детства»: текст был напи­сан в 1954–1955 годах, опубликован в первом выпуске «Лите­ратурной Москвы» и включен впоследствии в поэму «За далью — даль».
Табу на изобра­жение собственно лагерей было снято, когда в 11-м номере жур­нала «Новый мир» за 1962 год по прямой санкции Никиты Хрущева был опуб­ли­­кован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — о типичном дне одного заключенного в ГУЛАГе. В течение следующего года этот текст перепеча­ты­вался еще дважды. Однако уже в 1971–1972 годах все из­дания этого рассказа изымались из библиотек и уничтожались, его даже выры­вали из номеров жур­нала «Новый мир», а имя автора в оглавлении зама­зывали чернилами.

Люди, возвращавшиеся тогда из лагерей, испытывали большие проблемы с социальной адаптацией, поиском жилья и работы. Даже после официальной реабилитации для большинства их коллег и соседей они оставались лицами сомнительными и подозрительными — уже только потому, например, что про­шли через систему лагерей. Эта проблематика очень точно отражена в песне Александра Галича «Облака» (1962). Песня распространялась только в неофи­циальных магнитофонных записях. Ее главный герой, чудом выживший после двадцати лет заключения, патетически завершает свой монолог высказыва­нием о «половине страны», утоляющей, как и он сам, «в кабаках» тоску по навсегда потерянным годам жизни. Однако не упоминает о погибших — они появятся у Галича позже, в поэме «Размышления о бегунах на длинные дистанции» (1966–1969). Даже в «Одном дне» Солженицына гибель людей в лагерях и Большой террор почти не упоминаются. Произведения авторов, которые тогда, в конце 1950-х, гово­рили о бессудных казнях и о реальных масштабах смертности в ГУЛАГе (таких, например, как Варлам Шаламов или Георгий Демидов), не могли быть опублико­ваны в СССР ни под каким видом.
Другая возможная и действительно существовавшая в ту пору интерпретация «борьбы с культом личности» не фокусировалась уже персонально на Сталине, но предполагала осуждение любого рода вождизма, единоначалия, утвержде­ния главенства одного исторического деятеля над другими. Выражению «культ личности» был противопоставлен во второй половине 1950-х — начале 1960-х термин «коллективное руководство». Он задавал и ту идеальную модель поли­тической системы, которая была якобы создана и завещана Лениным, а затем грубо разрушена Сталиным, и тот тип управления, который, как предполага­лось, был воссоздан сперва в триумвирате Берии, Маленкова и Хрущева, а затем в сотрудничестве Хрущева и Президиума ЦК партии (и ЦК в целом). Коллек­тив­ность и коллегиальность требовалось демонстрировать в ту пору на всех уров­нях. Не случайно одним из центральных идеологических мани­фестов се­редины и конца 1950-х становится «Педагогическая поэма» Мака­ренко, экра­ни­зи­ро­ванная в 1955 году Алексеем Маслюковым и Мечиславой Маевской: и ро­ман Макаренко, и фильм представляли утопию самоуправляю­щегося и самодисциплинирующегося коллектива.
Однако у термина «десталинизация» может быть и более широкая трактовка, которая позволяет связать воедино самые разные аспекты социальной, поли­тической и культурной действительности первого десятилетия после смерти Сталина. Никита Хрущев, политическая воля и решения которого во многом определяли жизнь страны в 1955–1964 годах, видел десталинизацию не только как критику Сталина и прекращение массовых политических репрес­сий, он пы­тался переформулировать советский проект и советскую идеологию в целом. В его понимании на место борьбы с внутренними и внешними вра­гами, на ме­сто прину­ждения и страха должны были прийти искренний энтузиазм совет­ских граждан, их добровольные самоотдача и самопожертвование в построении коммунистического общества. Вражда с внешним миром и постоянная готов­ность к военным конфликтам должны были смениться заинтересованностью в обыденной жизни и в дости­жениях других стран и даже иногда — увлека­тель­ным соревнованием с «капи­та­листами». Утопия «мирного сосуще­ство­ва­ния» то и дело нарушалась в это десятилетие разного рода внешне­полити­че­скими конфликтами, где Советский Союз зачастую прибегал к крайним, порой насиль­ственным мерам. Установки Хрущева самым откро­венным образом нару­шались по его же инициативе, однако на уровне куль­турной политики в этом отношении было гораздо больше последовательности.

Уже в 1953–1955 годах интенсифицируются международные культурные кон­такты. Например, в конце 1953 года (тогда же, когда «открылся ГУМ, закрылся Берия») в Москве проходят выставки современных художников Индии и Фин­ляндии и вновь открывается постоянная экспозиция Музея изобразительных искусств имени Пушкина (с 1949 года музей был оккупирован выставкой подар­ков «товарищу Сталину к его 70-летию»). В 1955 году в том же музее проходит выставка шедев­ров европейской живописи из Дрезденской галереи — перед возвращением этих произведений в ГДР. В 1956 году в Пушкинском (а позже — в Эрмитаже) была орга­низована экспозиция работ Пабло Пикассо, вызвавшая шок у посетителей: в основном они даже не знали о существовании подобного рода искусства. Наконец, в 1957 году Москва принимала гостей Все­мир­ного фести­валя моло­дежи и студентов — фестиваль также сопровождался многочисленными экспозициями зарубежного искусства.
Установка на массовый энтузиазм предполагала и поворот государства к массам. В 1955 году на одном из партийных заседаний Хрущев обращался к функцио­нерам:
«Народ говорит нам: „Мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут?“ Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили!» 
31 июля 1956 года в новом московском районе Черемушки было начато стро­ительство первой серии пятиэтажных домов без лифтов. Их основой были железо­бетонные конструкции, изготовленные по новой, удешевленной техно­логии. Построенные из этих конструкций дома, позже прозванные «хрущев­ками», появились во многих городах СССР взамен деревянных бараков, в кото­рых до этого жили рабочие. Были увеличены тиражи периодики, хотя журна­лов и газет по-прежнему не хватало — из-за дефицита бумаги и из-за того, что под­писка на литературные издания, где обсуждались острые темы, лимитиро­валась искусственно по указаниям из ЦК.
Идеологи требовали уделять в искусстве больше внимания «простому чело­веку» — в противовес помпезным фильмам позднесталинской эпохи. Пока­за­тельным примером воплощения новой эстетической идеологии является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Шолохов — автор очень чуткий к меняющейся конъюнктуре. Его герой, шофер Андрей Соколов, сам расска­зывает, как чудом выжил в нацистском плену, а вся его семья погибла. Он слу­чайно подбирает маленького мальчика-сироту и растит его, говоря ему, что он и есть его отец.

По уверениям самого Шолохова, с прототипом Соколова он познакомился еще в 1946 году. Однако выбор персонажа — заурядного вроде бы шофера с отча­янно-мрачной жизненной историей — был показателен именно для оттепель­ной эпохи. В это время радикально меняется изображение войны. Поскольку за Сталиным были признаны серьезные ошибки в руководстве Советской ар­мией, особенно на начальном этапе войны, после 1956 года стало возможным изображать войну как трагедию и говорить не только о победах, но и о пора­жениях, о том, как страдали от этих ошибок «простые люди», о том, что потери от войны не могут быть ни вполне исцелены, ни компенсированы победой. В этом ракурсе изображала войну, например, пьеса Виктора Розова «Вечно жи­вые», написанная еще в 1943 году и поставленная (в новой редакции) в мос­ков­ском театре «Современник» весной 1956 года, — собственно, премьера этого спектакля и стала первым представлением нового театра. Вскоре по этой пьесе был снят еще один ключевой фильм оттепели — «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Функционеры ЦК и руководители творческих союзов поощряли художников обращаться к образам «простого человека», чтобы развить в обществе чув­ство коллективной солидарности и стремление к бескорыстному жерт­венному труду. Эта довольно четкая задача и обозначила пределы дестали­низации в изображении человеческой психологии, отношений человека и общества. Если те или иные сюжеты вызывали не подъем энтузиазма, а рефлексию, скепсис или сомнения, такие произведения запрещались или подвергались критическому разгрому. Недостаточно «простая» и «демокра­тическая» сти­листика тоже легко попадала под запрет как «формалистическая» и «чуж­дая советскому зрителю» — и возбуждающая ненужные дискуссии. Еще менее допустимыми для властей и для художественных элит были сомнения в спра­ведливости и правильности советского проекта, в оправданности жертв кол­лективизации и индустриализации, в адекватности марксистских догм. Поэтому вышедший в Италии в 1957 году роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где все эти идеологические постулаты были поставлены под сомне­ние, вызвал возмущение не только у Хрущева, но и у целого ряда советских номенклатурных писателей — например, у Константина Федина.

Существовала, по-видимому, целая когорта руководящих работников и пред­ставителей творческой интеллигенции, которые придерживались того же, что и Хрущев, взгляда на миссию искусства и настроения, которые в принципе могли быть в нем выражены. Характерный пример такого миро­воззрения — эпизод из воспоминаний композитора Николая Каретникова. Осенью 1955 года Каретников пришел домой к известному дирижеру Алек­сандру Гауку, чтобы обсудить свою новую Вторую симфонию. Центральную часть симфонии со­став­лял длинный траурный марш. Прослушав эту часть, Гаук задал Каретни­кову серию вопросов:

«— Тебе сколько лет?
     — Двадцать шесть, Александр Васильевич.
     Пауза.
     — Ты комсомолец?
     — Да, я комсорг Московского союза композиторов.
     — У тебя родители живы?
     — Слава богу, Александр Васильевич, живы.
     Без паузы.
     — У тебя, говорят, жена красивая?
     — Это правда, очень.
     Пауза.
     — Ты здоров?
     — Бог миловал, вроде здоров.
     Пауза.
     Высоким и напряженным голосом:

     — Ты сыт, обут, одет?
     — Да все вроде бы в порядке…
     Почти кричит:
     — Так какого же черта ты хоронишь?!
     
     — А право на трагедию?
     — Нет у тебя такого права!»

Расшифровать последнюю реплику Гаука можно только одним-единственным образом: Каретников не был фронтовиком, никто из его семьи не погиб во вре­мя войны, а значит, в своей музыке молодой композитор обязан был демон­стри­ровать воодушевление и жизнерадостность. «Право на трагедию» в совет­ской культуре было столь же строго дозировано и нормировано, как дефицит­ные продукты и промтовары.

Автор Мария Майофис
https://arzamas.academy/materials/1484
Отредактировано: Гималаев Илья - 12 окт 2018 08:48:28
  • -0.19 / 9
zavbor
 
ussr
Калининград
Слушатель
Карма: +71.76
Регистрация: 26.02.2012
Сообщений: 10,020
Читатели: 5

Аккаунт заблокирован
Это демонтаж недобитым троцкистом Хрущёвым Советского союза как такового и социалистической системы.
Система построенная Сталиным имела такую прочность, что эти ренегаты только в 91-м смогли её разрушить.
Продолжают на ней паразитировать и рушат социальность.
Отсюда и ПР и другие людоедские указы.
А Вы являетесь апологетом этих упырей.
"Делай, что должен, и будь, что будет!"
Владимир Меньшов: «Антисоветизм - путь к русофобии»
  • +0.15 / 9
Гималаев Илья   Гималаев Илья
  12 окт 2018 13:42:56
...
  Гималаев Илья
Цитата: zavbor от 12.10.2018 13:28:37Это демонтаж недобитым троцкистом Хрущёвым Советского союза как такового и социалистической системы.
Система построенная Сталиным имела такую прочность, что эти ренегаты только в 91-м смогли её разрушить.
Продолжают на ней паразитировать и рушат социальность.
Отсюда и ПР и другие людоедские указы.
А Вы являетесь апологетом этих упырей.

Прочности заложенного кровавым упырем Лениным советского государства с возведенной кровавым упырем Сталиным административной настройкой хватило всего то на 70 лет.
И привело к тому, что в России партия кровавых упырей Указом Президента РФ запрещена, Президентом РФ и Конституционным судом РФ на кровавоупыринную большевистскую верхушку возложена "ответственность за исторический тупик,  в который загнаны народы Советского Союза, и тот развал, к которому мы пришли".
Народным референдумом в 1993 году с принятием Конституцией РФ упразднена вся советская система.
Не забывайтесь.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
  • -0.15 / 9
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: Гималаев Илья от 12.10.2018 13:42:56Прочности заложенного кровавым упырем Лениным советского государства с возведенной кровавым упырем Сталиным административной настройкой хватило всего то на 70 лет.

До 2015 года, как минимум хватило фундамента заложенного Владимиром Ильичом Лениным и продолжателем его дела Иосифом Виссарионовичем Сталиным, а так же всем советским народом. 
а далее начала сказываться, заложенная кровавыми Гайдаром и Ельциным, мина под саму основу государства Российского, атомная бомба беззакония, приХватизации и грабежа.
Народ Советского Союза проголосовал на весеннем референдуме 1991 года за сохранение Союза, но отморозки на самом верху наплевали на мнение народа, и это аукается многократно...
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.16 / 10
Гималаев Илья   Гималаев Илья
  12 окт 2018 13:58:50
...
  Гималаев Илья
Цитата: AndreyK-AV от 12.10.2018 13:54:30До 2015 года, как минимум хватило фундамента заложенного Владимиром Ильичом Лениным и продолжателем его дела Иосифом Виссарионовичем Сталиным, а так же всем советским народом. 
а далее начала сказываться, заложенная кровавыми Гайдаром и Ельциным, мина под саму основу государства Российского, атомная бомба беззакония, приХватизации и грабежа.
Народ Советского Союза проголосовал на весеннем референдуме 1991 года за сохранение Союза, но отморозки на самом верху наплевали на мнение народа, и это аукается многократно...

А почему 2015, если просто с потолка год хватать, то 2017 было бы красивше, дата круглее, типа на 95-летие хватило?
Отредактировано: Гималаев Илья - 12 окт 2018 13:58:57
  • -0.14 / 9
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: Гималаев Илья от 12.10.2018 13:58:50А почему 2015, если просто с потолка год хватать, то 2017 было бы красивше, дата круглее, типа на 95-летие хватило?

Я бы написал 2012, как год надежд на возвращение Путина, а остался Медведев..., 
но это большое натягивание.
Правильнее было написать 2014, как пик той политики на изменение и национальное возрождение, 
что Путин проводил в первые два срока, а потом всё посыпалось, 
.
начали работать как долгосрочные мины Гайдара, Чубайса, Ельцина и компании, 
так и краткосрочные от Медведева...
Но в таком раскладе найдутся желающие потоптаться на "русской весне" юго-востока бУ, 
а мне это не нужно.
Кстати, а есть в России царь правивший 70 лет, 
и передавший предавшему его наследнику страну, 
способную более четверти века кормить последнего и всю его "ОПГ-семья".
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.14 / 10
Гималаев Илья   Гималаев Илья
  12 окт 2018 14:32:52
...
  Гималаев Илья
Цитата: AndreyK-AV от 12.10.2018 14:17:20Я бы написал 2012, как год надежд на возвращение Путина, а остался Медведев..., 
но это большое натягивание.
Правильнее было написать 2014, как пик той политики на изменение и национальное возрождение, 
что Путин проводил в первые два срока, а потом всё посыпалось, 
.
начали работать как долгосрочные мины Гайдара, Чубайса, Ельцина и компании, 
так и краткосрочные от Медведева...
Но в таком раскладе найдутся желающие потоптаться на "русской весне" юго-востока бУ, 
а мне это не нужно.
Кстати, а есть в России царь правивший 70 лет, 
и передавший предавшему его наследнику страну, 
способную более четверти века кормить последнего и всю его "ОПГ-семья".

1) Понятно. Если Вы, как поэт и художник, берете даты творчески отбалды, ТО я Вам как в свою очередь художник и поэт рекомендую остановиться на 2017- круглее и красивше, далее, как доживем, плавно перейти на 2022, стольничек.
2) Таких случаев не упомню у Романовых(у Романовых построже внутри династии с "предавшими заветы отцов" было), а у Рюриковечей или Гедиминовичей как у Великих князей уверен что-то подобное было и даже не раз.
Отредактировано: Гималаев Илья - 12 окт 2018 14:37:28
  • -0.12 / 7
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: Гималаев Илья от 12.10.2018 14:32:521) Понятно. Если Вы, как поэт и художник, берете даты творчески отбалды, ТО я Вам как в свою очередь художник и поэт рекомендую остановиться на 2017- круглее и красивше, далее, как доживем, плавно перейти на 2022, стольничек.
2) Таких случаев не упомню у Романовых(у Романовых построже внутри династии с "предавшими заветы отцов" было), а у Рюриковечей или Гедиминовичей как у Великих князей уверен что-то подобное было и даже не раз.

1. Это реальность . 
2. У Романовых ого-го как, полная перестройка государства, при том регулярно, с одним условием, Романовы всегда самодержавно правят, правда от собственно Романовых там осталось шиш да немного уже до Николая II. Ну и любили они и отцов убивать, и мужей, и "жён в монастырь", ну и семейства проигравшие под корень тоже не гнушались.
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.15 / 9
Сейчас на ветке: 5, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 5