Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.

3,517,178 41,050
 

  Старый Хрыч russia
09 янв 2019 23:01:36
! Модераториал
Дискуссия  794

Исторический раздел модерируется. На всей его "территории" действуют, без каких либо ограничений и исключений, Правила ГА. Раздел модерирует группа Глобальных Модераторов: Старый Хрыч, Сизиф, Senya
1. Все слухи и "совершенно достоверные сведения" от ОБС, распространяемые пользователями и "авторитетами", не имеют под собой никаких оснований, и являются ложью.
Никаких преследований по политическим взглядам и убеждениям не будет, и не планировалось изначально. Исключение составляют лишь те, которые запрещены Законами РФ.
2. В разделе категорически запрещаются:
- борцунство в любом виде
- выяснения отношений и переход на личности
- оскорбления оппонентов в ходе дискуссий
- перенос скандалов на другие ветки с жалобами и обвинениями оппонентов, в т.ч. в "Вопросы пользователей"
- оверквотинг (излишнее цитирование). Рекомендую оставлять при ответе лишь небольшую часть цитаты, и пользоваться спойлером. Не повторяйте в постах фото, рисунки.
3. Настоятельно рекомендую использовать ссылки на приводимые (цитируемые) материалы, и не использовать на ветках материалы из сомнительных источников.
- ведя дискуссию, будьте вежливы. Не занимайтесь провоцированием оппонента с иными взглядами, отличными от Ваших.
4. Некоторое время доступ к отдельным веткам будет ограничен для проверки содержания. Все посты, содержащие грубость, хамство, признаки троллинга оппонентов, нецензурную брань, оверквотинг, борцунство и т.п., будут удалены без предупреждения, допустившие ранее нарушение Правил, при этом могут быть наказаны
5. Не окончательно, будет дополняться по мере ознакомления с разделом. 
С уважением С.Х.
Отредактировано: Старый Хрыч - 14 янв 2019 23:33:20
  Сизиф russia
20 мар 2024 15:49:36
! .....
Дискуссия  24

Градус обсуждения в части личных нападок и других форм переходов на личности, оскорблений и т.д. настоятельно рекомендую снизить и существенно.

Старый Хрыч
 
russia
Слушатель
Карма: +21.37
Регистрация: 18.11.2015
Сообщений: 7,450
Читатели: 113
Цитата: Безыменский188 от 17.02.2019 12:20:44



Скрытый текст

Замечательный труд Нравится
Как вывод - Россия не была страной малограмотной, система образования совершенствовалась, финансировалась государством, профессии учителей были хорошо оплачиваемыми, и престижными. 
ЦитатаВыводы на данном этапе делать рановато, без сравнения с СССР смысла нет. Подождем.

Фактически вся система образования рухнула. Провал в результате революции и гражданской войны образовался просто грандиозный, а восстановление длительным и болезненным. Интересными были бы показатели по образованию на 1929-30 годы.
Отредактировано: Старый Хрыч - 17 фев 2019 12:48:09
"... и тот, у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и купит меч" Евангелие от Луки

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.."
/А.С.Пушкин/
  • +0.08 / 13
Безыменский188
 
Слушатель
Карма: +122.12
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 2,254
Читатели: 3
Цитата: Старый Хрыч от 17.02.2019 12:43:06Замечательный труд Нравится
Как вывод - Россия не была страной малограмотной, система образования совершенствовалась, финансировалась государством, профессии учителей были хорошо оплачиваемыми, и престижными. 

Фактически вся система образования рухнула. Провал в результате революции и гражданской войны образовался просто грандиозный, а восстановление длительным и болезненным. Интересными были бы показатели по образованию на 1929-30 годы.

Точно. Здесь собака-то и порылась (с).
 
Не имею ни малейшего желания хаять Российскую Империю (хотя бы в силу происхождения))) Быдло но аховое несоответствие реального уровня образования ширнармасс к нуждам индустриального рывка в конце 20-х таки имело место быть. Понятно, война (даже две), разруха и проч., но в Германии того периода с разрухой было вполне сравнимо, однако к началу Отечественной  средний уровень образования в вермахте был 8 классов, а в РККА - 4, при всех ликбезах и прочих усилиях (беспрецедентных по масштабу, кстати). С учетом инерционности сферы образования, тут как раз рулит база - с чего обе страны стартовали в 30-е. 
 
Смотреть нада 
  • +0.26 / 14
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: Mozgun от 17.02.2019 13:15:15Только надо помнить что сословное деление и прочие "законы о кухаркиных детях" В ПРИНЦИПЕ не позволяли получить необходимый прирост интеллектуального потенциала в науке и технике. Что и продемонстрировали "клятые большевики"(тм) пустив в социальные лифты ВСЕХ кто способен был в них подняться.
И результат - налицо. "За 10 лет мы длжны пройти путь пройденный иными странами за сотню"(с) - и ведь пройден был! Умри не оспоришь.

В подтверждение, 
в настоящее время стараются внедрить миф
В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование
Краткое содержание мифа

В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование. Миф используется для того, чтобы принизить заслуги Советской власти в деле ликвидации безграмотности.

Примеры использования




Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений4).


Действительность

Но этому проекту так и не суждено было стать законом. Законопроект был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г., и 8 января 1908 г. передан на предварительное рассмотрение в комиссию по народному образованию. Свой доклад комиссия внесла в общее собрание 10 декабря 1910 г.
Основные положения правительственного проекта сводились к следующему: 1) формирование школьной сети и плана ее создания возлагалось на учреждения местного самоуправления, которые должны были выполнить эту работу в двухгодичный со дня введения закона срок; 2) нормальным пределом, который должна обслуживать одна школа, признавалась местность с трехверстным радиусом; 3) населению обеспечивалась бесплатность обучения в училищах, входящих в школьную сеть; 4) проект школьной сети должен был утверждаться министром народного просвещения; 5) церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, получали казенное пособие на равных основаниях со школами Министерства народного просвещения; 6) отпускаемые из казны кредиты предназначались на вознаграждение учителей.
Дума внесла свои изменения: 1) установила минимум суммы (10 млн. руб.), на которую должно было ежегодно, в течение 10 лет, увеличиваться по смете Министерства народного просвещения, казенное ассигнование на нужды начальных училищ; 2) признала предельным сроком для введения всеобщего начального обучения десять лет; 3) в местностях, где не имелось губернских и уездных земских учреждений, формирование школьной сети возлагалось на местные органы Министерства народного просвещения, совместно с учреждениями, ведающими делами по земскому и городскому хозяйству; 4) к делу составления всех школьных сетей привлекался также и инспектор народных училищ и др.
Первое обсуждение законопроекта проходило 24 января, второе – 26 января, третье – 12 февраля 1911 г. Дума приняла решение об одобрении проекта 19 марта 1911 г. и передала его в Государственный совет. В ходе рассмотрения Государственный совет повысил минимальный размер кредита (до 10,5 млн. руб.), на который должны были увеличиваться в течение 10 лет ассигнования на нужды начальных училищ, исключил указание на предельный срок для введения всеобщего обучения и др.
28 января 1912 г. Государственный совет постановил образовать согласительную комиссию, которая, однако, не пришла к единому мнению. Доклад комиссии был внесен в Государственную думу 9 апреля 1911 г., обсуждение доклада состоялось 21 мая 1912 г. Однако Дума осталась по всем принципиальным вопросам при своем первоначальном решении. 6 июня 1912 г. Государственный совет отклонил законопроект.

Остаётся только добавить, что либерально настроенный П. фон Кауфман недолго продержался на посту министра просвещения, и был уволен 1 января 1908 г. На его место был назначен попечитель варшавского военного округа Шварц Александр Николаевич, который провел ряд реакционных мероприятий: фактическую отмену университетской автономии (установленной в августе 1905), запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев и т. п. Подобную же политику Шварц вёл в отношении средней и низшей школы. В 1910 его сменил Л.А. Кассо, еще более яркий реакционер, при котором из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор(см. Дело Кассо).
.
Источники по начальной ссылке
Отредактировано: AndreyK-AV - 17 фев 2019 13:42:30
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.22 / 12
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: Старый Хрыч от 17.02.2019 12:43:06Фактически вся система образования рухнула. Провал в результате революции и гражданской войны образовался просто грандиозный, а восстановление длительным и болезненным. Интересными были бы показатели по образованию на 1929-30 годы.

А когда в результате пертурбаций в стране улучшалось что-либо? Любая революция, майдан и т.д. и т.п. приводит к разрушениям, к отбрасыванию назад.
Но другое дело - что в данной конкретной ситуации - и старая власть уже ничего не могла сделать - а, точнее, не хотела. И она сама свергла Н.Романова. И лишь через пол-года большевики подобрали валявшуюся власть. Но к этому моменту - ситуация в стране - в том числе и в сфере образования - была уже совсем не такой хорошей - как было к 1914 году. 
Так что кто бы ни пришел к власти в октябре 1917 - ему точно также пришлось бы пройти и через гражданскую войну - и через разруху, и через индустриализацию с коллективизацией. Что бы не повторить судьбу Польши и других якобы государств.
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.21 / 10
Старый Хрыч
 
russia
Слушатель
Карма: +21.37
Регистрация: 18.11.2015
Сообщений: 7,450
Читатели: 113
Цитата: AndreyK-AV от 17.02.2019 13:40:10В подтверждение, 

Скрытый текст

Стесняюсь спросить...написанные Вами два поста, один из которых я удалил, ибо он никаким боком ни к теме ветке, ни к обсуждаемому вопросу...
Они хоть как то опровергают, дополняют, проливают свет на вопрос - какова была система образования в РИ? Они для чего написаны? 
Они проливают свет и дают ответ на вопрос - РИ была страной полной темноты и безграмотности, или нет? А это именно то, что интересно непосредственно по теме ветки. Ибо придя к власти в 29 году Сталин по сравнению с РИ имел как раз провал после революционных событий и гражданской войны. Каким был уровень образованности населения страны в 29 году? Сравнивать есть с чем, в общем и целом материал Безыменского говорит, что не было беспросветной неграмотности, есть система образования, госфинансирование, есть развитие системы. Ну нахрена нам, пардону прошу, Шварц, Кауфман и Кассо, если мы о роли Сталина речь ведем?
Как же тяжело разговаривать с такими "профессионалами"ПозорТы им про Фому, они своего Лазаря тянут
Цитата
Скрытый текст

Каким боком это к теме ветки и обсуждаемому вопросу?
Кстати, сегодня воскресенье, а 12.00 давно пикнуло. 
Отредактировано: Старый Хрыч - 17 фев 2019 14:35:49
"... и тот, у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и купит меч" Евангелие от Луки

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.."
/А.С.Пушкин/
  • +0.14 / 10
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: Старый Хрыч от 17.02.2019 14:35:24Кстати, сегодня воскресенье, а 12.00 давно пикнуло.

Нет у меня однозначных выводов и данных. Все они слишком многовекторные. 
И как можно доказать, что, например, многие члены РСДРП были либо агентами/сотрудниками "охранки", и в то же самое время - немало количество высокопоставленных сотрудников МВД - сливало инфу революционерам? А ведь всё это было. 
Государство - увы, было насквозь прогнившим. 
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.07 / 4
Безыменский188
 
Слушатель
Карма: +122.12
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 2,254
Читатели: 3
Цитата: AndreyK-AV от 17.02.2019 13:40:10В подтверждение, 
в настоящее время стараются внедрить миф
В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование 

Как раз исходя из собственной заявленной здесь позиции поддержу. И про Кассо, и протчих.
Отрицать системные меры Царского правительства по развитию образования глупо, да никто этого вроде и не делает.
 
Но если в Историческом разделе в кои веки вопрос поставлен по-серьёзному, так надо держать марку.
 
По теме.
Надолго ли дураку стеклянный жезл? Мало того, что разобьет, так ещё и руки подданным порежет...
Как мы видим, в Российское образование вкачивались большие средства. Одно земство чего стоит... 
Понятно же, что дикарю в лаптях нечего делать в индустрии даже  XIX века, потому и учить его надо.
Но мы уже на собственной шкуре знаем разницу между подходом к образовательной политике в СССР и в РФ: деньги вроде вбухиваем никак не меньше, а на выходе вместо Космических Инженеров - Жертвы ЕГЭ.
 
О том и речь. Не думаю, что есть разница между Кассо и Фурсенко.  А вот с Луначарским - есть.
  • +0.14 / 9
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +903.36
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,821
Читатели: 13
Цитата: Старый Хрыч от 17.02.2019 14:35:24Стесняюсь спросить...написанные Вами два поста, один из которых я удалил, ибо он никаким боком ни к теме ветке, ни к обсуждаемому вопросу...
Они хоть как то опровергают, дополняют, проливают свет на вопрос - какова была система образования в РИ? Они для чего написаны? 
Они проливают свет и дают ответ на вопрос - РИ была страной полной темноты и безграмотности, или нет? А это именно то, что интересно непосредственно по теме ветки. Ибо придя к власти в 29 году Сталин по сравнению с РИ имел как раз провал после революционных событий и гражданской войны. Каким был уровень образованности населения страны в 29 году? Сравнивать есть с чем, в общем и целом материал Безыменского говорит, что не было беспросветной неграмотности, есть система образования, госфинансирование, есть развитие системы. Ну нахрена нам, пардону прошу, Шварц, Кауфман и Кассо, если мы о роли Сталина речь ведем?
Как же тяжело разговаривать с такими "профессионалами"ПозорТы им про Фому, они своего Лазаря тянут

Каким боком это к теме ветки и обсуждаемому вопросу?
Кстати, сегодня воскресенье, а 12.00 давно пикнуло.

1. Прямым образом к месту, именно к теме ветки и обсуждаемому вопросу.
2. К Вашей личной идее, что И.В.Сталин пришёл к власти в 1929 году, они да, отношения не имеют. 
3. Зато имеют к тому что И.В.Сталин был одним из высших руководителей советского государства начиная с момента его создания, а уж с 1922 года безусловно, и имеет отношения ко всему что свершилось тогда, как хорошего, так и не очень и даже плохого....
4. В национальном вопросе, вопрос образования ключевой, и стоит сразу за исполнением первичных потребностей, даже ранее вторичных, а кто был наркомом национальностей, здесь знают все.
5. В образовании очень долгий путь до результата, он кроме чисто практических вещей, тянет огромное количество бытовых, и что ещё сложнее ментальных. 
5.1. И мой  первый пост об образовании РИ, как раз об этом, об наследовании системы, о том почему Николай II не смог повернуть систему лицом к народу. О том что его опорой была родовая аристократия, для которой образованный мужик зло, про "баб" и не говорим, а та часть верхов системы, которой нужен был грамотный работник, управленец, приказчик, призывник... она была отделена от Николая и прямого воздействия на принятия решений, родовой аристократией...
5.2. И если Вы желали знать что было к 1917 для сравнения, то и  Шварц, Кауфман и Кассо,, это есть то, чьи дела и не только их, достались в наследство Луначарскому, Сталину, Ленину... + последствия ПМВ и ГВ.
5.3. Сравнивая с другими государствами, надо помнить их население на 1914 год, а не только название (Франция -33,2млн., Великобритания 41,7млн, Германия 67,18 млн, США 99,111 млн) и среднедушевые расходы на образование (По данным Николая Ерофеева(2001г.) расходы на образование на душу населения: В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции — 2 р. 11 к., в Германии — 1 р. 89 к., в России — 21 копейку.)
.
6. История, если мы про историю, она не однозначно. и ваше 
не было беспросветной неграмотности, есть система образования, госфинансирование, есть развитие системы
просто нивелируется тем в РИ хорошее образование было, по факту, привилегией высших сословий, составлявших менее 10% населения. 
И только СССР сделал его всенародным, а не уделом одиночных гениальных девочек.
Однако Вы просто не желаете это видеть, заявляя здесь пишем, это когда про планы РИ, а здесь рыбу заворачиваем, это когда про реализацию (Шварц, Кауфман...) всё как в той "гладко было на бумаге, да забыли про овраги..".
.
И 
7. учитывая что Вы не терпите возражения вашему мнению, 
и форумные посты написанные Вами воспринимаете как приказ личному составу, добавлю:
Вы скопом охаяли всё ветку, заявив что она не по плану писалась, и не академическим языком, и не вежливо,
вот только на момент её создание, в инете да и в центральных СМИ, всех кто не клянёт Сталина, просто не клянёт, 
записывали в красно - коричневые с упором на коричневые, и тот же Ахмади, 
один из создателей и первых модераторов ветки, порой со своими "Сталин-автобусами", "две гвоздики для Сталина",  
сбором денег на эти проекты, выглядел чуть ли не инсургентом,  но за 10 (ДЕСЯТЬ) лет существования ветки, многое изменилось,
и это уже органичная часть ГА, и даже власть начала пытаться вписать Сталина в свою идеологию, а не красить исключительно в чёрный цвет.
И ПМСМ в этом есть и небольшая частица (заслуга), и этой ветки, и всех шедших на ней баталий...
И уж в совсем завершение, она ветка, и мою оценку Сталина изменила с тройки девятого года, до почти четвёрки сегодня.
Отредактировано: AndreyK-AV - 17 фев 2019 17:30:47
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.17 / 9
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.30
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,031
Читатели: 7
Цитата: Безыменский188 от 17.02.2019 12:12:14Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009.
Весьма "проимперская" точка зрения автора

Высшее образование
Аналогично с гимназическим образованием, развивалась система российского высшего образования. На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях — 12,2 тысячи, в специальных академиях — 3,9 тысяч. На всех «факультетах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек, в учительских колледжах (training colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии) — 5 тысяч [Ringer 1979]27. Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран. При этом российская система высшего образования развивалась значительно быстрее. Между 1906 и 1914 годом имел место беспрецедентный рост системы высшего образования. В итоге к началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения).

У Сапрыкина не полные данные по количеству студентов. Он не указывает их  количество к 1917 году.
В книжке Иванова "Высшая школа России в конце XIX - начале XX века" приводятся следующие данные по высшему образованию в Российской Империи:

Численность студентов государственных, общественных и частных высших учебных заведений (не учитывается численность учебных заведений, прекративших существование до 1917 года):
- 1897/1898 учебный год - 31.427 человек (в т.ч. в государственных - 29.306);
- 1907/1908 учебный год - 92.697 человек (в т.ч. в государственных - 62.040);
- 1913/1914 учебный год - 123.532 человека (в т.ч. в государственных - 71.379);
- в 1917 году - 135.065 человек (в т.ч. в государственных - 64.705).

Количество студентов высших учебных заведений на 100 тысяч населения:
- в 1895 году - 16;
- в 1908 году - 36;
- в 1917 году - 88.
При этом автор сравнивает Россию со странами-лидерами по количеству студентов на 100 тысяч населения:
- в 1895 году - Италия и Германия (по 50) и Франция (46)
- в 1908 году - Германия (114) и Австрия (102).
Отредактировано: зарун - 17 фев 2019 17:53:27
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • +0.01 / 4
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.30
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,031
Читатели: 7
Цитата: AndreyK-AV от 17.02.2019 15:33:20
Скрытый текст

5.3. Сравнивая с другими государствами, надо помнить их население на 1914 год, а не только название (Франция -33,2млн., Великобритания 41,7млн, Германия 67,18 млн, США 99,111 млн) и среднедушевые расходы на образование (По данным Николая Ерофеева(2001г.) расходы на образование на душу населения: В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции — 2 р. 11 к., в Германии — 1 р. 89 к., в России — 21 копейку.)
.

Скрытый текст

Ваша претензия о якобы копеечном финансировании   царского образования, выглядит неуклюже. В инете гуляет данная таблица  сравнения расходов на образование РИ и ряда европейских стран. Вот только необходимо  знать, что в указаной таблице берутся только расходы МНП


Расход на образование на душу населения в рублях


 Вот что пишет по этому поводу Сорокин.

Если принять во внимание, что до революции на народное образование тратили значительные суммы и другие министерства (в 1914 г.общий расход всех министерств был близок к 280–300 млн золотых руб.50, плюс — огромный расход на образование земских и городских учреждений, в 1914 г. близкий к 360 млн руб.)
(Сорокин П.А. "Социология революции" )
https://platona.net/…5-1-0-4696

Т.е. всего было затрачено 640-660 миллионов рублей,а это 3,92 рубля на душу населения. Т.е. Россия никак не выбивалась из ряда других государств.
Отредактировано: зарун - 17 фев 2019 18:32:50
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • -0.01 / 3
Дядя Саша
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +11.45
Регистрация: 30.03.2016
Сообщений: 1,410
Читатели: 0
Цитата: Старый Хрыч от 17.02.2019 12:43:06Замечательный труд Нравится
Как вывод - Россия не была страной малограмотной, система образования совершенствовалась, финансировалась государством, профессии учителей были хорошо оплачиваемыми, и престижными. 

Фактически вся система образования рухнула. Провал в результате революции и гражданской войны образовался просто грандиозный, а восстановление длительным и болезненным. Интересными были бы показатели по образованию на 1929-30 годы.

А можно я?))
Самый быстрый и удобный способ получить представление о системе образования в дореволюционной России - посмотреть
Статистический справочник "Россия 1913 год"
Там все видно - и абсолютные цифры, и проценты, и динамику. И библиографию.
К сожалению, там нет никакой информации о воскресных школах. 
--
Воскресные школы были двух типов: при религиозных учреждениях разных конфессий, и общественные. Сколько их было - не нашел данных. В одном источнике приводится такая цифра: около 300 общественных школ к концу 19 века.
Эти школы важны, т.к. в них вырабатывались новые педагогические и дидактические подходы, которые позже были использованы в советских вечерних школах. Кстати, если ученики хотели заниматься каждый день, и материальные условия это позволяли (помешение!), то воскресные школы работали и в будни по вечерам.
---
В результате военной реформы Александра II, в армии стали учить грамоте. Потом этот процесс затух, но в начале 20 века возобновился. Армия "выпускапа" ежегодно 200.000 грамотных солдат. (источник - не академический)
--
В 1917-1920 годах система образования не рухнула, но пострадала. Статистические данные см. в
"Движение народного образования в 1918-1920 годах"
  • +0.04 / 2
Старый Хрыч
 
russia
Слушатель
Карма: +21.37
Регистрация: 18.11.2015
Сообщений: 7,450
Читатели: 113
Цитата: AndreyK-AV от 17.02.2019 15:33:201. Прямым образом к месту, именно к теме ветки и обсуждаемому вопросу.

Скрытый текст

Зачем был написан этот объемный пост, и чему он посвящен?
Мне категорически не нравится, когда вместо меня кто то и что то придумывает, сам в это верит, и потом начинает выдавать за мои мысли и дела.
Вот что было основой, почему я предложил новый формат обсуждения. Не видели, не читали?
ЦитатаВесь пласт жизни огромной страны под руководством И.В. Сталина в определенный период не может быть полностью разобран до мелочей в менее, чем 1500 страниц ветки, до сути всех фактов, и не может скатиться только к срачу по репрессиям и потерям

Вам кто нибудь мешал принять участие в обсуждении? К чему теперь демарши про:
Цитатапросто нивелируется тем в РИ хорошее образование было, по факту, привилегией высших сословий, составлявших менее 10% населения.

Для чего Вы опять тянете в дебри и закоулки обширнейшего вопроса, когда цель не в этом?
Про остальное и говорить незачем...но кое что оставлять нельзя
ЦитатаВы скопом охаяли всё ветку, заявив что она не по плану писалась, и не академическим языком, и не вежливо,

Вот что я написал:
ЦитатаСодержимое ( 1335 страниц!!! ) являет собой набор хаотично надерганных из разных времен и политических процессов фактов, густо перемешанных личной неприязнью участников и "лепниной" из 90х от "доброжелателей" из-за рубежа.

Вам это доказать? Мне тиражировать весь срач и забивать мозги серверов просто противно, но могу, если припрет. А Вам впредь рекомендую уметь отвечать за свои слова, а не фантазировать, ибо с чувством юмора у меня никак, и еще я не святая мать Тереза, чтобы утешать Ваши мифические обиды на кого то.
Какие автобусы? Какие гвоздики? Какие сборы денег, Ахмади и как это относится к предложенному:
ЦитатаПовторно предлагаю участникам и всем желающим принять участие, и, совместными усилиями, забыв о неприязни, установить:

а) общий уровень развития РИ в период от начала века и до революционных событий (образование, здравоохранение, промышленность, доходы РИ, охрана правопорядка и т.д) и место РИ среди соответствующих государств мира

К чему вот этот шедевр?
Цитатавот только на момент её создание, в инете да и в центральных СМИ, всех кто не клянёт Сталина, просто не клянёт, 

записывали в красно - коричневые с упором на коричневые,

Вы знакомы с моей точкой зрения на И.В. Сталина? С оценкой его, как Руководителя нашего Государства? К чему Вы это мне высказываете? Потроллить, место мне мое показать? 
Если Вы за 10 лет существования ветки ориентируетесь в ней, то это вовсе не означает, что любой из аудитории ГА, в т.ч. новые участники, смогут это сделать. 
Отредактировано: Старый Хрыч - 17 фев 2019 19:06:06
"... и тот, у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и купит меч" Евангелие от Луки

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.."
/А.С.Пушкин/
  • +0.14 / 11
Александр__1
 
russia
Барнаул
Слушатель
Карма: -50.83
Регистрация: 01.01.2015
Сообщений: 6,506
Читатели: 3
Цитата: Mozgun от 18.02.2019 08:03:15Было бы интересно иметь расклад - на какие именно нужды тратились эти деньги.
Сто тысяч оплаченных из бюджета церковно-приходских школ выпустят толпу народа отлично знающего Закон Божий, назубок Святцы и прекрасно Житие Святых.
Инженеров больше не станет.
Ваш майор Ясенпень.


Бюджет МНП 1913
По ссылке расходы бюджета на образование, данных много, читайте.
  • +0.00 / 2
Mozgun
 
ussr
Каменск-Уральский
56 лет
Слушатель
Карма: +79.34
Регистрация: 10.11.2009
Сообщений: 4,805
Читатели: 2
Цитата: Александр__1 от 18.02.2019 09:16:55
Бюджет МНП 1913
По ссылке расходы бюджета на образование, данных много, читайте.

Спасибо.
Даже беглый взгляд на таблички уже вызывает лёгкую улыбку - мужские гимназии получили суммарно из разных источников, притом негосударственные даже больше отвалили, - 25 миллионов в которые включены 8 миллионов ПЛАТА ЗА УЧЕБУ. То есть грубо треть только с самих учеников содрали. Каковую плату заносить в кассу могли не только лишь все, вернее заносить то могли все - мало кто мог это сделать. (почти цитата)Веселый
-
Таблица №7 тоже прекрасна: на 167 миллионную страну ажно 30(грубо округляю, да, из них 15 с гаком - женщины) тысяч граждан получали аттестаты в год, ты смотри какая массовая тогда была охватка населения грамотностью то..Улыбающийся Большая часть мужчин посвятила себя юриспруденции и медицине. И что из вот этого позволяет адептам РКМП делать вывод что если бы не "клятые большевики", то вот тогда то Российская Империя ооооооо!!!! ужо она показала бы такой рост! такой рост!!! прямо невиданный! Смеющийся
--
Невольно вспоминается американская статистика сегодняшнего дня - лоеров и парамедиков там тоже нынче богато, а вот, например(список можно очень длинный составить) - турбины для АЭС делать просто не кому стало за последние 5-7 лет, была компетенция до того, а ныне вся и пропала - в Южной Корее все турбины заказывают.
Какая ирония, ничего в мире не меняется..
---
Тем не менее - благодарен, убедили в прежних выводах.Улыбающийся Не Революция, не социальные преобразования, ни реальная забота о людях "проклятыми большевиками"(тм) - не было бы никаких научных достижений мирового уровня, так и тащились бы в хвосте западных стран догоняя да не догнав. А вероятнее всего, с учетом неизбежности Второй Мировой войны - не было бы и России, а было бы скопище нищих ресурсодобывающих территорий - колоний.
Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать–народ не тот.(с)В.Меньшов.
  • +0.14 / 8
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: Александр__1 от 18.02.2019 13:53:02Возможно несколько поспешные выводы сделаны Вами,  возьмите не фиксированную дату, а период, посчитайте, посмотрите тенденции, сделайте предположение о результатах допустим к1940-му году. 
Ещё деталь, по поводу второй мировой, инженерные кадры в России были и далеко не самые худшие и очень спорный вопрос кто и как в этой несосоявшейся войне победителем числился. Даже такой любопытный факт о многом говорит, папой американской бомбы иногда назавают русского инженера уехавшего из России после революции, таких много.

Еще раз: никто не говорит, что революция - это благо. Но к революциям 1917 года в первую очередь привела бездарная деятельность Н.Романова и его окружения. Прямая аналогия с действиями М.Горбачева. Они просто близнецы - оба умудрились прощёлкать империи. 
И что с того, что в середине 80-х у нас наука, авиа и ракетостроение было впереди планеты всей? Куда это всё ухнуло - что мы только сейчас с трудом достигли уровня РСФСР. 
И, кстати, И.Сталин стал руководителем государства в 1929 году. Через 12 лет после бегства с трона Н.Романова. 
В.В.Путин стал полноправным руководителем страны в 2000 году. Через 9 лет после бегства с поста президента М.Горбачева. Но страна досталась - примерно в таком же состоянии - как и Сталину.
А так - если смотреть тенденции - то да - не развали М.Горбачев Союз - то сейчас - исходя из тенденций - мы были бы ого-го и ой-ой-ой как впереди. 
А сколько инженеров,ученых, врачей и т.д. сбежали из СССР/РФ? Сколько они получили Нобелевских премий? А так - могли бы остаться в нашей стране.
Но что-то пошло не так.
Ну так что - если сравнивать то, что сделал Сталин с тем, что происходило при Н.Романовым - то почему бы и не сравнить то, что делается сейчас с тем, что делал М.Горбачев?
Отредактировано: Иванов Иван - 18 фев 2019 15:02:45
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.13 / 7
Mozgun
 
ussr
Каменск-Уральский
56 лет
Слушатель
Карма: +79.34
Регистрация: 10.11.2009
Сообщений: 4,805
Читатели: 2
Цитата: Александр__1 от 18.02.2019 13:53:02Возможно несколько поспешные выводы сделаны Вами,  возьмите не фиксированную дату, а период, посчитайте, посмотрите тенденции, сделайте предположение о результатах допустим к1940-му году. 
Ещё деталь, по поводу второй мировой, инженерные кадры в России были и далеко не самые худшие и очень спорный вопрос кто и как в этой несосоявшейся войне победителем числился. Даже такой любопытный факт о многом говорит, папой американской бомбы иногда назавают русского инженера уехавшего из России после революции, таких много.

Не надо быть математическим гением, чтоб прикинуть: 30 тысяч выпускников гимназий в год (гимназий Карл! даже не технических училищ, или институтов) рывка из отсталой аграрной державы в промышленные гиганты - ниасилят никогда. Даже с положительной динамикой. Сколько бы она не выглядела на первый взгляд растущей - "кухаркин ребёнок" никогда не может состязаться в стартовых условиях при сословном разделении в государстве. Не наберётся для действительно мощного рывка - нужного количества тех, кто по социальной лестнице высоко и талантом не обделён, их просто мало будет при любых раскладах. И это ещё не все ограничивающие факторы.
Для индустриального рывка потребовалось не просто допустить к образованию ВСЕХ детей страны, но принудительно их всех заставить учиться, притом обеспечив их таковыми возможностями бесплатно, притом устранив социальное неравенство в ходе получения образования и продвижения в карьере.
Вы для интереса изучите работы профессора Савельева, зав. кафедрой морфологии РАН. Там насчет сословного продвижения "строго своих, правильных детишек" на примере немецких многовековых архивов была подборочка - как затухает "интеллектуальный потенциал" в системе сословного допуска к управлению разными структурами.
Попросту говоря - у, даже, очень умных и талантливых руководителей, дети уже были сильно менее умными, внуки - уже в разы менее итд. там в процентах прямо было высчитано. Несмотря на то что каждый руководитель обеспечивал детям максимально возможное образование того времени. А "прклятые большевики"(тм) взяли и сломали эту порочную систему "стеклянных потолков" где ты будь семи пядей во лбу - выше определённого тебе Царём Батюшкой уровня - не прыгнешь, башку расшибёшь.
Всё это суммарно только и дало эффект "притока мозгов" в науку и инженерные кадры страны. Когда из глухой марийской деревеньки маленький мальчик из бедной крестьянской семьи - мог развить свои природные способности и стать профессором атомной физики международного уровня. В РИ его шансы были околонулевые, без вариантов и надежд на некую "положительную динамику", это даже не смешно.
 Рыба, как известно - гниёт с головы.
Деградация высших эшелонов власти РИ - у всех современников сомнений тогда не вызывала, деградация от интеллектуальной до чисто биологической (гемофилия). А Вы тут будете утверждать что вот эти вырожденцы - могли двигать страну вверх? Ну, ладно, допустим был некий рост - он по законам больших чисел может происходить даже против воли или возможностей управляющей верхушки, допустим - вопреки!(тм) Улыбающийся - так и больших чисел то не было. Они только у большевиков действительно большими стали.
В общем: "Неубедительно!"(с) Камноедов М.М. В очках
Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать–народ не тот.(с)В.Меньшов.
  • +0.16 / 11
Mozgun
 
ussr
Каменск-Уральский
56 лет
Слушатель
Карма: +79.34
Регистрация: 10.11.2009
Сообщений: 4,805
Читатели: 2
Цитата: Александр__1 от 18.02.2019 15:49:00То есть динамика положительная, а зачем рывок? Рывок потребовался после десяти лет разрухи, Вы же говорили о предположительном итоге  второй мировой с участием царской России.

Опять для рывка, но мы не об этом.


А затем что ВСЕ современники 1й мировой войны, после её окончания озвучивали в разных формах одно общее мнение: "Это не мир а перемирие на 20 лет"(с). 20 не 10, но при Вами указанной динамике не спасает.
ЦитатаА кто до этого двигал страну? Марсиане?

Большими они стали не на пустом месте, не с нуля начали большевики, или коммунисты, как правильно не знаю. 

Ну если не убедительно, так зачем на таком неубедительном материале строите категоричные предположения?
Будьте последовательны.

На этот вопрос Вас какой ответ больше устроит?
"Сам господь Бог!"(с)фельдмаршал Миних.
Закон больших чисел - теория вероятности.
"Вопреки!"(тм) - любой либерал-общественник (правда они только к советскому периоду это применяют) Веселый
Тут ведь надобно тогда уточнить - а кто тогда двигал все прочие страны? и почему их двигали быстрее?
Динамика РИ - догонялки. Спорить будете? А история государства РИ постарше иных прочих, которых догоняли.
500 лет РИ плелась в хвосте промышленно-индустриально развитых стран. Кое как, с трудом, кое где что-то там имея близкое, но местами.
А после большевистских реформ - через 20 (это грубо, мазками) сраных (пардон муа) лет - МИР начал напрягаться, чтоб с нами в ровень идти. Великая Депрессия, везде все сыплется а у большевиков - РОСТ.
Через 40 (и это на фоне страшной войны!) мир стал реально напрягаться чтобы от нас не отстать. И в ужасе строить планы  что с этим надо что-то делать, желательно ковровыми бомбардировками ядерным оружием.
То, что через 50лет компрадорская сволочь с Лысым Пи***ом (я прошу прощения у модератора, но иначе не могу - совесть не позволяет) во главе, пролезшим во власть с руками по локоть в крови - захотела своих детишек бесталанных опять вернуть в сословную категорию, начав медленно двигать страну обратно к произошедшей в 1991г контр-революции - на динамику именно того периода никак не влияет, она была такой - мы до сих пор проедаем то наследство!
Теперь мы воочию наблюдаем планомерный возврат ко всем "прелестям" того самого сословного деления и стеклянных потолков.

-
Да, не снуля. Но есть количественные параметры, которые переходят в КАЧЕСТВЕННЫЕ только при определённых условиях. В РИ таковых не было. В СССР - появились. Отмена сословного деления, отмена стеклянных потолков.
Вы всерьёз считаете что наличие оных не помешает любому талантливому ребёнку занять соответственно таланту положение и раскрыться в полной мере его творческому потенциалу? Вот - серьёзно?? Непонимающий
--
Я просто аргументы привожу. И, на мой взгляд, они очевидны. Ваш майор Ясенпень.
Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать–народ не тот.(с)В.Меньшов.
  • +0.15 / 9
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: Александр__1 от 18.02.2019 18:10:38Братья Черепановы и Ломоносов удивлены.

Трое. За 300 лет.
Сколько генералов вышло из крестьянского сословия за 300 лет? Ответ - НОЛЬ. Замкнутость касты - она в итоге и привела к вырождению. Это работает как на биологическом уровне (вырождение в результате близкородственных связей), так и на социальном.
Если не добавлять свежую кровь  - то интенсивного развития не будет. Что и показала на своём примере РИ.
Ну и на счёт Ломоносова. Для того, что бы поступить на учёбу - он записался дворянским сыном. Т.е. совершил незаконное деяние.
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.15 / 11
Дядя Саша
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +11.45
Регистрация: 30.03.2016
Сообщений: 1,410
Читатели: 0
Цитата: Иванов Иван от 18.02.2019 18:53:14Трое. За 300 лет.
Сколько генералов вышло из крестьянского сословия за 300 лет? Ответ - НОЛЬ. Замкнутость касты - она в итоге и привела к вырождению. Это работает как на биологическом уровне (вырождение в результате близкородственных связей), так и на социальном.
Если не добавлять свежую кровь  - то интенсивного развития не будет. Что и показала на своём примере РИ.
Ну и на счёт Ломоносова. Для того, что бы поступить на учёбу - он записался дворянским сыном. Т.е. совершил незаконное деяние.

"Ответ - НОЛЬ." Это ваша научная гипотеза, или кто-то уже доказал?)
Я, в общем, понимаю, что уже поднадоел всем с этим справочником (Россия 1913 год), но вынужден опять к нему обратиться.

Обратите внимание на последний столбец - "бывших податных сословий". К этим сословиям относились крестьяне, мещане, рабочие, цеховые. И видите - нашлись-таки засранцы, пролезли в генералы. А штаб-офицеров сколько!
Замкнутость касты в данном случае выражалась в следующем:
- в кадетские корпусы принимали только детей дворян
- в элитные военные училища (столичные) принимали в основном выпускников кадетских корпусов.
Чтобы сократить это сочинение, сошлюсь на Вику: юнкерские училища. В провинциальные училища принимали все сословия, кроме евреев. И часто туда направляли отличных солдат их командиры. А в 19 веке кастовости было даже поменьше.
Вот был такой генерал Скобелев (который участник войны 1812 года). Он был сыном однодворца. Однодворцы - это что-то среднее между крестьянами и дворянами. Поступил в полк рядовым, и дослужился до больших чинов.
Или, например, пресловутый генерал Деникин. Он в приведенной таблице, наверное, учтен как потомственный дворянин. Между тем, его отец был крепостным крестьянином, отданным в рекруты и дослужившимся до майора. До 1856 года это звание давало право на потомственное дворянство. Видите, как быстро это получалось - просто за одно-два поколения.
------
Важно понимать, что в ряде случаев человек становился дворянином, потому что стал штаб-офицером, а не наоборот. То же относилось и к гражданской службе. Это где-то похоже на членство в КПСС: надо было быть членом, чтобы занять какую-то должность, но бывало и наоборот - добившегося успехов в своем деле человека непременно хотели видеть в партии.
---
Вы заметили очерк о прадедушке, который недавно тут разместил Безыменский? Кажется, прадедушка вышел из крестьян и дослужился до генерала?
--
P.S. Посмотрел - оказывается, в упомянутом справочнике есть еще и такая таблица:
Распределение воспитанников военных училищ и кадетских корпусов по сословиям на 1 января 1913 г. (в %) 
Отредактировано: Дядя Саша - 18 фев 2019 22:50:01
  • -0.02 / 4
Иванов Иван
 
russia
52 года
Слушатель
Карма: +60.79
Регистрация: 29.11.2016
Сообщений: 4,979
Читатели: 7

Аккаунт заблокирован
Цитата: Дядя Саша от 18.02.2019 22:45:20
Обратите внимание на последний столбец - "бывших податных сословий". К этим сословиям относились крестьяне, мещане, рабочие, цеховые. И видите - нашлись-таки засранцы, пролезли в генералы. А штаб-офицеров сколько!
Вот был такой генерал Скобелев (который участник войны 1812 года). Он был сыном однодворца. Однодворцы - это что-то среднее между крестьянами и дворянами. Поступил в полк рядовым, и дослужился до больших чинов.
Или, например, пресловутый генерал Деникин. Он в приведенной таблице, наверное, учтен как потомственный дворянин. Между тем, его отец был крепостным крестьянином, отданным в рекруты и дослужившимся до майора. До 1856 года это звание давало право на потомственное дворянство. Видите, как быстро это получалось - просто за одно-два поколения.

И снова здравствуйте!
У меня было однозначно написано - из крестьян генералов - НОЛЬ.
Вы же начинаете писать про податные сословия. К которым относились не только крестьяне. Так что доказательств, что там были и крестьянские дети - тоже НОЛЬ.
Однодворец - это как прапорщик в СА. Уже не рядовой и сержантский состав, но ещё и не офицер. Так что Скобелев - тоже не крестьянский сын.
Деникин - сын дворянина.
Вывод: генералами из крестьян в РИ стало НОЛЬ человек.
Произошло отделение боевиков, которых мы большей частью уничтожили, от умеренной части оппозиции, которая по большей части эвакуирована (c) Шойгу https://ria.ru/syria/20161220/1484126664.html
  • +0.07 / 4
Сейчас на ветке: 10, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 1, Ботов: 9