Опытно-конструкторские работы по разработке кислородно-керосиновых двигателей РД0124А, 14Д24.Двигатель РД0124А является модификацией двигателя 14Д23, ОКР по которой завершена в 2011 году с утверждением конструкторской документации для организации серийного производства с присвоением литеры «О1»
В 2014 году начаты летно-конструкторские испытания двигателя РД0124А в составе РН «Ангара»: 9 июля с космодрома «Плесецк» была запущена РН легкого класса, а 23 декабря - тяжелого. На 2015 год планируется проведение ЛКИ3 двигателя в составе РН легкого класса и подготовка документации для присвоения литеры «О1».
Двигатель 14Д24 является модификацией серийного двигателя РД0110 и предназначен для использования на первой ступени новой РН «Союз-2-1в» в качестве рулевого двигателя. На двигатель выпущена конструкторская документация, налажено изготовление опытных образцов на ВМЗ – филиале ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», на стендах Общества проводятся огневые испытания, осуществлена поставка двигателей для ЛКИ. В 2013 г. успешно проведены МВИ и первые ЛКИ в составе РН «Союз-2-1в». В 2015 году запланировано продолжение летно-конструкторских испытаний.
В виде технических предложений Обществом выполнены работы по модернизации ЖРД 14Д23/РД0124А, направленные на изменение системы управления вектором тяги, путем введения сопел управления с исключением поворота камер и разработку системы останова двигателя при выработке одного из компонентов топлива. Предлагаемые технические решения по модернизации повысят надежность двигателей, снизят их массу и стоимость изготовления, позволят увеличить массу полезной нагрузки.
Опытно-конструкторские работы по разработке кислородно-водородных двигателей РД0146Д, РД0150 и кислородно-метанового двигателя на базе двигателя РД0146.
Опытно-конструкторские работы по разработке кислородно-водородного двигателя РД0146Д (СЧ ОКР «Двина-КВТК»).
Двигатель РД0146Д предназначен для использования на кислородно-водородном разгонном блоке тяжелого класса для РН «Ангара». Разработка выполняется в рамках СЧ ОКР «Двина-КВТК». Целесообразность разработки подтверждается использованием кислородно-водородных ЖРД на разгонных блоках, верхних ступенях РН основными космическими государствами мира и положительным опытом Общества. Создание двигателя РД0146Д значительно повысит конкурентоспособность российских средств выведения полезной нагрузки.
В 2013 году на стенде № 62 успешно начат этап доводочных испытаний двигателя РД0146Д.
В 2014 г. отработка двигателя РД0146Д № 5 на стенде продолжилась.
В период с 30.10.2014 по 09.12.2014 за три пусковых дня проведено 4 испытания (включения) двигателя с суммарной наработкой 1188 с. Максимальная наработка при одном включении (ОИ № 101) составила 613 с.
Опытно-конструкторская работа по разработке двигателя РД0146Д включена в проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.
Опытно-конструкторские работы по разработке кислородно-метанового двигателя на базе РД0146 (АВИО, Италия)
Работы в рамках Контракта № DS/VEGA/0640/07 между АВИО и ОАО КБХА проводятся с 2007 года.
Во втором квартале 2014 г. на стенде предприятия успешно проведена серия огневых испытаний двигателя-демонстратора LM10-MIRA, разработанного предприятием совместно с компанией АВИО.
Программа испытаний выполнена в полном объеме. За весь цикл испытаний получена наработка более 660 с при 12 включениях.
Проведенные испытания подтвердили принципиальную возможность продолжения работ и создали надежную техническую базу для создания летного варианта двигателя третьей ступени модернизированной РН «Вега».
В настоящее время на основании действующего Контракта с АВИО Общество проводит комплекс проектно-конструкторских работ по оптимизации конструкции летного варианта двигателя.
Проектные работы по созданию кислородно-водородного двигателя РД0150
В 2014 г. в ОАО КБХА начата проектно-расчетная проработка вариантов конструкции кислородно-водородного ЖРД РД0150.
По заказу ОАО РКК «Энергия» Обществом осуществлен выпуск технического предложения по двигателю РД0150 тягой 40 тс для использования в составе космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на космодроме «Восточный». В рамках технического предложения рассмотрена модификация двигателя РД0150 для использования в составе разгонного блока.
В настоящее время в соответствии с исходными данными ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» ведутся проектные работы по анализу и выбору вариантов исполнения двигателя РД0150 с тягой 45, 50 и 77 тс. для тяжелой РН «Ангара-А5».
ОКР по созданию двигателя РД0150 предусмотрена в проекте ФКП на 2016-2025 гг.
Опытно-конструкторские работы по разработке маршевых кислородно-метановых двигателей РД0164, РД0169.
По техническому заданию ОАО «РКЦ «Прогресс» в 2014 году с переходом на начало 2015 года Обществом разработаны материалы эскизного проекта для ЖРД на топливе «кислород - СПГ»: двигатель РД0164 (земная тяга 340 тс.) для первой и двигатель РД0169 (пустотная тяга 73 тс.) для второй ступени РН «Союз – 5», которая рассматривается в качестве конкурентоспособного космического комплекса нового поколения для последующей замены эксплуатируемого в настоящее время семейства РН «Союз». Подготовлены предложения и дорожные карты по созданию ЖРД РД0169 в варианте с земным соплом для первой и РД0146М для второй ступени РН сверхлегкого класса. Опытно – конструкторские работы по разработке кислородно–метановых ЖРД включены в проект ФКП на 2016 – 2025 годы.
Опытно-конструкторские работы по разработке СО-лазера.
С 2003 года в ОАО КБХА ведутся работы по лазерной тематике.
Общество отвечает за разработку и поставку опытного экземпляра. Выпускается КД, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. Изготовление стендов и первого опытного образца СО-лазера запланировано на 2015 год.
Опытно-конструкторские работы по электроракетным двигателям. С 2013 года в ОАО КБХА по договору с Минобрнауки России № 02.G25.31.0072 совместно с МАИ, научно-исследовательскими институтами и другими предприятиями проводится реализация комплексного проекта «Создание высокотехнологичной производственно-испытательной базы для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения - высокочастотных ионных двигателей малой мощности». В 2014 году разработаны программы и методики, проектирования ВЧИД, выпущена конструкторская и технологическая документация для изготовления опытного образца ВЧИД, проведены тепловые и прочностные расчеты ВЧИД, отработана технология изготовления элементов, входящих в ВЧИД, проведены работы по подготовке вакуумного стенда ОАО КБХА к проведению испытаний ВЧИД. Изготовление двух опытных образцов, их предварительные и приемочные испытания с присвоением КД литеры «О1» запланировано на 2015 год.
Опытно-конструкторские работы по разработке ЖРД на высококипящих компонентах.
В предшествующий период в ОАО КБХА создан ряд двигателей на высококипящих компонентах топлива по своим энергетическим характеристикам превосходящие зарубежные и отечественные аналоги. Использование опыта их создания для разработки новых ЖРД имеет хорошую перспективу.
Опытно-конструкторские работы по серийным двигателям и двигателям, находящимся в эксплуатации.
Приоритетными направлениями Общества остаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в обеспечение надежности ЖРД серийно-изготавливаемых для РН «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2-1а», «Протон-М» и по продлению сроков эксплуатации двигателей в составе МБР наземного и морского базирования РС-18, РС-20В, РСМ-54 и используемых в конверсионных РН «Рокот» и «Днепр», «Стрела».
Продолжительность ОКР определяется сроками эксплуатации РН и МБР. Существующие государственные программы предусматривают использование этих средств выведения до 2020 года, с последовательным снижением их количества с 2015 года в связи с заменой на новые.
Приоритеты Общества по выпуску продукции.
Приоритетным направлением Общества по выпуску продукции является производство серийных кислородно-керосиновых двигателей 14Д23/РД0124А и кислородно-водородных РД0146Д.
Программа выпуска ЖРД базируется на планах их использования на ракетах-носителях и разгонных блоках в ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и АО «РКЦ «Прогресс».
Планами предусмотрено к началу двадцатых годов обеспечить изготовление 20 двигателей 14Д23/РД0124А в год и 2 двигателей РД0146Д.
Для обеспечения объемов выпуска двигателей проводятся мероприятия по расширению кооперации с Воронежским механическим заводом – филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», подготовлены и согласованы разделительные ведомости, комплексные планы мероприятий по постановке на производство двигателей.
Вторым направлением по обеспечению выпуска продукции в запланированных объемах является реконструкция и техническое перевооружение производственно-технологической и стендовой базы, осуществляемая в форме инвестиционных проектов, информация по которым представлена в следующем подразделе.