11 Апреля 2020
Празднование Дня космонавтики в России в этом году с 12 апреля перенесли на осень. Но и этот, и другие дни в нашей стране отмечены непрекращающейся работой по модернизации действующих и созданию новых космических аппаратов, ракет-носителей, приборов, инновационных материалов. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин считает, что 2020 год покажет, способна ли космическая отрасль преодолеть хронические проблемы, которые она переживала последние 30 лет, и вернуть мировое лидерство в области космических технологий..
Стратегия развитияРешения о переходе на новую ракетно-космическую технику российского производства приняли в 2019 году.
В 2020 году на рассмотрение Правительства РФ «Роскосмос» должен внести Единую космическую программу, в которую будет включено развитие системы ГЛОНАСС, инфраструктуры космодромов, создание орбитальной группировки «Сфера», сверхтяжелой ракеты для «лунной программы» и другие мега-проекты.
Если все пойдет по плану, то новая Госпрограмма космической деятельности будет выполняться с 2021 года в течение 10 лет.
В «Роскосмосе» считают, что главное условие развития отрасли сегодня – это реализация ранее начатых масштабных проектов по созданию новых средств выведения тяжелого класса «Ангара-А5», полутяжелого класса «Союз-5», ракеты-носителя сверхтяжелого класса и нового пилотируемого корабля «Орел» для полетов в дальний космос.
Не менее важна коммерциализация космической деятельности. Прежде всего - создание конкурентоспособных автоматических космических систем связи и наблюдения за счет внебюджетных инвестиций.
.
Универсальные ракетыВсе имеющиеся и создающиеся сегодня в России ракеты «заточены» под конкретные нагрузки. «Ангара-1.2» обеспечивает вывод 3,7 тонны груза на низкую околоземную орбиту, «Союз-2.1» — 7–8 тонн груза, «Союз-5» — 17,5 тонны, «Ангара-А5М» — 27 тонн, «Ангара-А5В» — 37 тонн.
В дальнейшем «Союз-2.1» будет заменена на «Союз-6» - ракету-носитель нового поколения грузоподъемностью до 9 тонн.
Находящиеся пока в перспективной разработке дальше СТК будут способны выводить в космос 103 тонны, СТК второго этапа — 140 тонн.
Как
заявил Дмитрий Рогозин, линейка ракет-носителей в России уже сокращена за счет вывода устаревших ракет, а также ракет, производство которых было технологически связано с бывшими украинскими партнерами.
В дальнейшем «Роскосмос» планирует максимально унифицировать ракеты-носители.
Так, для всех семейств будут применяться универсальные разгонные блоки. КВТК будет применяться и на «Ангаре-А5В», и на ракете сверхтяжелого класса. Основные ракетные модули будут производиться в двух диаметрах — 4,1 м и 2,9 м. На них будут использованы родственные двигатели РД-191, РД-180 и РД-171.
.
Двигатели прогрессаПо
словам Игоря Арбузова, генерального директора НПО "Энергомаш", которое в этом году объединит в холдинг семь предприятий из разных регионов страны, сегодня проводится сборка первых доводочных
образцов двигателя РД-171МВ. Он будет использоваться на первой ступени ракеты "Союз-5", а затем и на носителе сверхтяжелого класса. Товарные поставки двигателя начнутся в 2022 году.
Кроме того, в НПО "Энергомаш" совершенствуют конструкцию двигателя РД-191 для ракет семейства «Ангара», ранее созданных Центром имени Хруничева. Изготовление этих двигателей передается в Пермь на предприятие "Протон-ПМ". В перспективе будет создан абсолютно новый производственный комплекс и современные технологии обеспечат конкурентное ценообразование на эти двигатели.
А их производство, по данным «Роскосмоса», возрастёт кратно с 2023 года с началом серийного изготовления ракет «Ангара», одним из главных преимуществ которых считается применение экологически чистого топлива.
Что касается более далеких перспектив, то сегодня НИИмаш выполняет заказ на разработку двигателей с экологически безопасными компонентами топлива. Первый образец должен появиться в 2024 году. В КБХМ создают кислород-водородные версии двигателя. Работы должны завершиться в 2025 году.
С этого года на НПО «Энергомаш» легендарные двигатели РД-180 начнут адаптировать к новой версии ракеты «Союз-6», которая может прийти на замену РН «Союз-2».
Адаптация должна завершиться в 2024 году.
Двигатели РД-180 и РД-181 сегодня не используются в России, но с 1997 года устанавливаются на американских ракетах Atlas 5 и Antares. По инициативе США, выдвинутой исключительно из геополитических соображений, контракт на поставку истекает в 2022 году.
Конгресс США потребовал от NASA и ВВС к 31 декабрю 2022 года прекратить запуск американских военных спутников на ракетах, использующих российский двигатель. Но в Соединенных Штатах до сих пор не нашли равноценную по цене и качеству замену этим российским двигателям.
Глава «Роскосмоса» заявил, что предприятия госкорпорации готовы создавать для S7 Space для «Морского старта» средство выведения вместо «Зенита».
Это будет морская
модификация РН «Союз-5». Для нее уже придумали условное название «Союз-7». За счет расположения плавучего космодрома в южных широтах с меньшим объемом заправки «Союз-7» сможет выводить на орбиту около 17 тонн полезной нагрузки, - почти столько же, что и «Союз-5».
.
Продолжение
«Сфера» государственных и частных интересовПолет «Орла»http://kapital-rus.r…buduscheg/
Мы смеялись в глаза врагу… Хоть нас было всего двадцать восемь
Делай, что должно, и будь что будет.