Обсуждение космических программ

8,769,601 39,483
 

НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +513.24
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,010
Читатели: 25
Цитата: Explorer-2000 от 05.06.2020 18:18:47Ну почему же как минимум одна ступень использовалась 5 раз. Что касается ресурса двигателя то SSME реально многоразовый двигатель, причём за всю эксплуатацию отказал только один, но это было уже в конце выведения так что на вывод не повлияло, правда и цена тоже соответствующая.

Понимаете, вопрос тут не в том, что нельзя обеспечить эту самую "многоразовость". Вопрос в другом, какова степень этой многоразовости и во что она выливается с точки зрения объема ремонтно-восстановительных работ, а это экономика (прежде всего) и время, что тоже деньги экономика.
Вроде как на Фэлконе уже обеспечили повторный запуск ступени буквально через месяц (два/три?) после посадки. 
Если это так, то это здорово. Но не меняют-ли там в этом случае движки и прочую "дребедень" ?
Типа, есть комплект готовых в бой, его и ставят, а снятые идут на РВР (ремонтно-восстановительные работы). Кстати, это тоже уже и неплохо. Но таки, хотелось бы знать, "а как там это у них тикает ..." ?Строит глазки
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.20 / 15
Портос
 
ussr
Paris
60 лет
Слушатель
Карма: +42.31
Регистрация: 06.09.2007
Сообщений: 20,916
Читатели: 37
Цитата: Explorer-2000 от 05.06.2020 18:18:47Ну почему же как минимум одна ступень использовалась 5 раз.

Где об этом можно прочитать?
"Всякий слышит лишь то, что понимает"
ПЛАВТ, (III в. до н.э.)

"полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация". (ц) Отто Маул
  • +0.06 / 5
GT-R
 
united_states_of_america
West Palm Beach
63 года
Слушатель
Карма: +6.58
Регистрация: 19.02.2014
Сообщений: 806
Читатели: 3
Цитата: ленивый черепах от 05.06.2020 12:42:07Поэтому обычно начинают с начальных условий. Где будет работать наша управляющая система?
- Около Земли, на высотах до 400 км.
- Между Землей и Луной, одиночные перелеты.
- От Земли к Луне и Марсу, долговременные (месяцы, года) перелеты.
- Рядом со стенкой ядерного реактора.
Возможно, я ошибаюсь, но думаю что для первых двух случаев, система будет страдать от одиночных, а не массовых сбоев. Если при этом рестарт блока с ошибкой, восстановит его работу - чтож, тройное резервирование вполне решает проблему.

Высокоэнергетическая заряженная частица может вызвать так называемый тиристорный пробой - это не восстанавливается никогда. Надо специальные схемотехнические и технологические решения применять.
Кстати, около реактора таких частиц не больше, чем у меня в комнате - всё из глубин Космоса прилетает.
Отредактировано: GT-R - 05 июн 2020 19:07:14
  • +0.10 / 7
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +140.43
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,163
Читатели: 4
Цитата: Портос от 05.06.2020 18:57:23Где об этом можно прочитать?

 
скажем так, почитать можно где угодно ... но это будет не та информация, которая позволит сделать квалифицированное заключение/ выводы насчет наличия изюма в многоразовости ... а заявить можно все, что душе угодно ...
 
необходимая для анализа информация скорее всего классифицируется как privat ... и разглашению не подлежит ... по крайней мере у нас так ... хотя у нас компания plc, а у маска все очень закрыто ... не вижу оснований, почему у маска это будет иначе ...
 
поэтому нужно все пробовать на собственной шкурке ...
 
имхо, учитывая громоздкость и зарегулированность процедур работы в гос. структурах, не приходится ожидать существенной экономии ресурсов при внедрении многоразовых комплексов при существующей частоте запусков ... даже в среднесрочной перспективе ... лет на 20 ...
 
а вот если помечтать о маске российского разлива ... но здесь мы наблюдаем ситуацию с морским стартом ... сами понимаете ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.00 / 0
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +513.24
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,010
Читатели: 25
Цитата: Портос от 05.06.2020 18:57:23Где об этом можно прочитать?

О пяти запусках не скажу, но вот о четвертом:
https://www.ixbt.com/news/2019/11/12/spacex-falcon-9.html
Разумеется, простите журнашлюхам термины на тему  повторного использования всей ракеты.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.04 / 2
Explorer-2000
 
canada
Слушатель
Карма: -76.02
Регистрация: 29.12.2015
Сообщений: 3,761
Читатели: 1

Аккаунт заблокирован
Цитата: Портос от 05.06.2020 18:57:23Где об этом можно прочитать?

https://www.nasaspac…rti-debut/
The first stage of the Falcon 9 rocket that launched the Starlink v1.0 L7 mission is B1049.5. The designation stems from SpaceX’s internal booster numbering scheme, with “B1” marking a first stage booster, “049” indicating that it is the 49th Falcon core built, and “.5” showing that the booster was configured for its fifth launch and landing attempt.
  • +0.02 / 4
kerosene
 
russia
Слушатель
Карма: +3.88
Регистрация: 06.08.2008
Сообщений: 2,311
Читатели: 0
Цитата: TAU от 05.06.2020 01:32:421. Просто сейчас запросто мелкосхема памяти абсолютно тех же габаритов и веса может стать в два-восемь раз более емкой.
2. Ну, во-первых, как Вам уже здесь написали, для Intel 80286 еще нужен был дополнительный процессор для обработки с плавающей точкойзапятой. Даже версия 80386 была 386SX упрощенная без встроенной плавающей математики. А во-вторых, это же "гражданский" сектор. В спецБЦВМ еще достаточно долго - особенно у нас в стране - зачастую встроенной плавающей запятой не было.

У i80386 никогда не было встроенного математического сопроцессора. Это был отдельный чип i80387. А i80386SX отличался от полноценного урезанной разрядностью шин адреса и данных.
  • +0.06 / 5
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +513.24
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,010
Читатели: 25
Цитата: Фёдор144 от 05.06.2020 19:13:37...
 
необходимая для анализа информация скорее всего классифицируется как privat ... и разглашению не подлежит ... по крайней мере у нас так ... хотя у нас компания plc, а у маска все очень закрыто ... не вижу оснований, почему у маска это будет иначе ...

О том, что и как стоит - это, таки - да. Но о количестве повторных пусков первых ступеней  информация находится на раз-два. Даже для меня дебила, который не владеет англомовой.
Цитата: Фёдор144 от 05.06.2020 19:13:37...
 
имхо, учитывая громоздкость и зарегулированность процедур работы в гос. структурах, не приходится ожидать существенной экономии ресурсов при внедрении многоразовых комплексов при существующей частоте запусков ... даже в среднесрочной перспективе ... лет на 20 ...

Согласен. Но речь шла не об экономике.
Цитата: Фёдор144 от 05.06.2020 19:13:37а вот если помечтать о маске российского разлива ... но здесь мы наблюдаем ситуацию с морским стартом ... сами понимаете ...

А причем тут международный проект и  "Маски российского разлива"?
Морской Старт - уж очень неоднозначный проект с самого его рождения. красивая идея, но ... не более того.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.01 / 1
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +169.38
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,676
Читатели: 2
Цитата: НАлЕ от 05.06.2020 18:29:03Вопрос в другом, какова степень этой многоразовости и во что она выливается с точки зрения объема ремонтно-восстановительных работ, а это экономика (прежде всего) и время, что тоже деньги экономика.
Строит глазки

Оценка по деньгам и срокам восстановления здесь. 
https://https://sun9…-falcon-9/
Президент SpaceX Гвинн Шотвелл, выступая на 33-м Космическом симпозиуме, не озвучила точные цифры. Тем не менее стало понятно соотношение стоимости новой первой ступени и стоимости ремонтных работ по ее подготовке к повторному запуску.
По словам Шотвелл, затраты на ремонтно-восстановительные работы были "значительно меньше, чем половина стоимости новой первой ступени".
Американская аэрокосмическая компания SpaceX изначально проектировала первую ступень Falcon 9 как многоразовую, для того чтобы снизить стоимость запусков ракеты.
Шотвелл отметила, что со временем на ремонтные работы будут тратить меньше ресурсов. А цель компании в долгосрочной перспективе - успевать за 24 часа подготовить первую ступень к повторному запуску.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.00 / 2
Проф
 
Слушатель
Карма: +12.09
Регистрация: 29.01.2019
Сообщений: 145
Читатели: 0
Цитата: aspb от 05.06.2020 20:21:35... А цель компании в долгосрочной перспективе - успевать за 24 часа подготовить первую ступень к повторному запуску.

Это значит, что либо двигатели меняются целиком, либо с ними вообще ничего не делается.
  • +0.15 / 7
Портос
 
ussr
Paris
60 лет
Слушатель
Карма: +42.31
Регистрация: 06.09.2007
Сообщений: 20,916
Читатели: 37
Цитата: НАлЕ от 05.06.2020 19:13:43О пяти запусках не скажу, но вот о четвертом:
https://www.ixbt.com/news/2019/11/12/spacex-falcon-9.html
Разумеется, простите журнашлюхам термины на тему  повторного использования всей ракеты.

нашёл, ракета-носитель b1048 Falcon 9, в гуглоперводе пишут про пятый полёт: "Аномалия двигателя во время подъема; ракета-носитель не смог приземлиться." (ц)
"Всякий слышит лишь то, что понимает"
ПЛАВТ, (III в. до н.э.)

"полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация". (ц) Отто Маул
  • +0.05 / 5
Explorer-2000
 
canada
Слушатель
Карма: -76.02
Регистрация: 29.12.2015
Сообщений: 3,761
Читатели: 1

Аккаунт заблокирован
Цитата: Портос от 05.06.2020 21:49:13нашёл, ракета-носитель b1048 Falcon 9, в гуглоперводе пишут про пятый полёт: "Аномалия двигателя во время подъема; ракета-носитель не смог приземлиться." (ц)

Я же вам привёл пример пятого полёта ступени, было это вчера.
  • -0.01 / 4
Barsuk
 
russia
Слушатель
Карма: +30.56
Регистрация: 14.12.2008
Сообщений: 1,457
Читатели: 0
Цитата: Альметбек от 04.06.2020 11:26:32Цена тонны ксенона на НОО будет процентов на 20-30 дороже тонны керосина с кислородом. Пусть даже вдвое, втрое дороже. Нужно его для той же работы на порядки меньше.

Я уже писал тут на эту тему
Проблема еще и в том, что ксенона много не производится. Объем мирового производства ксенона составляет всего лишь 11 000 м³, это около 66 т (2010 г.). Цена соответствующая, конская.
Просто так нарастить производство довольно сложно. Недаром его делают всего несколько компаний, а технологией производства в промышленных объемах обладают только 5 стран. Сейчас ксенон получают как побочный продукт производства жидкого кислорода на металлургических предприятиях.
"как побочный продукт разделения воздуха на кислород и азот. После такого разделения, которое обычно проводится методом ректификации, получившийся жидкий кислород содержит небольшие количества криптона и ксенона. Дальнейшая ректификация обогащает жидкий кислород до содержания 0,1—0,2 % криптоно-ксеноновой смеси, которая отделяется адсорбированием на силикагель или дистилляцией. В дальнейшем ксеноно-криптоновый концентрат может быть разделён дистилляцией на криптон и ксенон, подробнее см. Из-за своей малой распространённости ксенон гораздо дороже более лёгких инертных газов. В 2009 году цена ксенона составляла около 20 евро за литр газообразного вещества при стандартном давлении"
◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘
  • +0.05 / 3
caSmith
 
Слушатель
Карма: -34.79
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,168
Читатели: 0
Прометей получил огонь: ESA провела испытания кислородно-метанового ракетного двигателя
Уже испытывают части двигателя, хотят конкурировать с Маском.
ЦитатаЕвропейское Космическое Агентство (ESA) провело огневые испытания прототипа будущего многоразового кислородно-метанового ракетного двигателя. Этот тип двигателей должен стать основой для нового поколения европейских ракет. Это будут многоразовые системы с гибкой конфигурацией, множество деталей для которых предполагается печатать на 3D-принтерах.

Разработкой прототипа будущих европейских двигателей на жидкостном топливе занимается ArianeGroup. Ожидается, что новые двигатели окажутся в 10 раз дешевле в производстве, чем актуальные двигатели Vulcain 2 для основной ступени РН Ariane 5. В настоящий момент разработчик проводит огневые испытания газогенераторной установки протипа Prometheus (Прометей) на испытательном полигоне Lampoldshausen Немецкого аэрокосмического центра DLR в Германии. К декабрю этого года прототип Prometheus M1 получит камеру сгорания для дальнейших испытаний.





Сделать производство двигателей сравнительно недорогим и конкурентоспособным по отношению к новейшим коммерческим предложениям позволят аддитивные (3D-печатные) технологии. Ускорение идёт как на этапе прототипирования, так и при производстве. Для Prometheus, например, напечатаны турбина турбонагнетателя, впускное отверстие насоса и клапаны газогенератора. Также заявлена высокая степень компьютеризации узлов управления двигателем. Это делает его «умным» и потенциально пригодным для повторного использования.
По данным космического агентства, «Прометей» можно использовать как для основной, так и для верхней ступеней ракет-носителей. Он имеет переменную тягу, может выполнять многократное зажигание и требует лишь минимальных наземных операций до и после полета. Кроме того, двигатель работает на жидком кислородно-метановом топливе, что делает его проще в обращении, чем двигатели на некоторых других видах топлива.


Добавим, российские ракетостроители также ускоряются в разработке кислородно-метановых двигателей. Коммерциализация космоса заставляет государственные космические корпорации быть гибче, что можно только приветствовать.
Отредактировано: caSmith - 06 июн 2020 07:08:09
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.10 / 7
GkOS
 
ussr
Рига-Лондон-Кёльн
Слушатель
Карма: +0.85
Регистрация: 01.04.2014
Сообщений: 805
Читатели: 0
Цитата: kerosene от 05.06.2020 19:18:07У i80386 никогда не было встроенного математического сопроцессора. Это был отдельный чип i80387. А i80386SX отличался от полноценного урезанной разрядностью шин адреса и данных.

а как же 386DX ?
  • +0.00 / 0
Внимательный
 
russia
Слушатель
Карма: +23.07
Регистрация: 15.09.2010
Сообщений: 6,355
Читатели: 1
Теперь впереди грандиозная операция по доставке этой махины на "Восточный".
АО «ЦЭНКИ» завершил работы по строительству стартового стола для ракеты "Ангара". Сегодня на космодроме идет активная работа по созданию второй очереди Восточного - космического ракетного комплекса «Ангара», и стартовый стол будет его главной частью.
Но представьте только, эта махина вестит 2000 тонн. «ЦЭНКИ» находится в Северодвинске, а космодром Восточный на другой стороне России. Расстояние - тысячи километров. Только представьте насколько грандиозной будет операция по транспортировке этой громадины!



Стартовый стол для РН "Ангара". Фото «ЦЭНКИ»

Скрытый текст
"Граница России НИГДЕ не заканчивается"(с) В.В.Путин

"А они просто сдохнут. Потому что они даже покаяться не успеют", - сказал Путин, отвечая на вопрос о том, что будет, если по России нанесут ядерный удар.
  • +0.12 / 8
mich
 
germany
Слушатель
Карма: +6.55
Регистрация: 21.04.2010
Сообщений: 2,073
Читатели: 0
Цитата: Внимательный от 06.06.2020 09:55:40Теперь впереди грандиозная операция по доставке этой махины на "Восточный".

Скрытый текст


без сравнения чёт не яснЫ размеры.

разборный, нет? или нафига столько петелек?

Отредактировано: mich - 06 июн 2020 10:05:29
  • +0.05 / 3
Senya
 
russia
55 лет
Слушатель
Карма: +324.46
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 26,925
Читатели: 51

Глобальный Модератор
Цитата: Прокруст от 05.06.2020 21:35:21Так может таки снизить цену? Может таки сделать ее доступной для многих? По цене топлива.
И начать туристов возить пачками. В космический отель, тупо деньги зарабатывать

У меня на этот вопрос сугубо перпендикулярная точка зрения. Человек может пожизненно гордиться, что он первый космический турист. Может будет гордиться двенадцатый. Но уже в первой сотне будет всё больше говорящих правду - там плохо и делать нечего, в космическом туризме "нет ни одной реальной секунды удовольствия, а только мгновенно возникающий и постепенно рассасывающийся отходняк.". Космический полёт не развлечение, а тяжёлый труд для подготовленных людей. И поток отдыхающих в орбитальном отеле будет примерно равен потоку туристов на антарктических станциях и дрейфующих льдинах. Или даже в 50-100 раз меньше из за цены и требований по здоровью.
"Иван Грозный помещает на рабочий стол полученный от хана ярлык."(с) Не моё.
  • +0.31 / 27
Senya
 
russia
55 лет
Слушатель
Карма: +324.46
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 26,925
Читатели: 51

Глобальный Модератор
Цитата: mich от 06.06.2020 10:04:18разборный, нет?

Нет. Несколько лет назад вопрос разбирали (извиняюсь за тавтологиюУлыбающийся) там при сборке столько геморроя с позиционированием overмноготонных конструкций, что проще новый каждый раз делать, чем старый пересобирать.
Цитата: mich от 06.06.2020 10:04:18или нафига столько петелек?

Промежуточная сборка и монтаж - эти "кубики" сами по себе тяжеленные, а манипулировать ими надо.
Отредактировано: Senya - 06 июн 2020 10:11:37
"Иван Грозный помещает на рабочий стол полученный от хана ярлык."(с) Не моё.
  • +0.24 / 19
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +140.43
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,163
Читатели: 4
Цитата: НАлЕ от 05.06.2020 19:22:52О том, что и как стоит - это, таки - да. Но о количестве повторных пусков первых ступеней  информация находится на раз-два. Даже для меня дебила, который не владеет англомовой.

Согласен. Но речь шла не об экономике.

А причем тут международный проект и  "Маски российского разлива"?
Морской Старт - уж очень неоднозначный проект с самого его рождения. красивая идея, но ... не более того.

 
а что нас в многоразовых системах кроме экономики еще интересует?
 
количество повторных пусков не дает нам понимания реальных затрат на обслуживание отлетавшей ступени ... да даже в такой давно устоявшейся отрасли как авиация ... стоимость обслуживание разных самолетов или двигателей может различаться в разы ... 
 
международный проект? ни при чем ... я писал о том, что частная инициатива а-ля маск ... разумеется при том, что государство обеспечило необходимые ресурсы ... которые в его компетенции и ответственности ... так вот, такая инициатива в идеале способна создать условную многоразовую систему, которая могла бы стать экономически выгодной для всей экономики, а не только для конкретных выгодоприобретателей ...
 
а нынешняя ситуация с морским стартом наглядно показывает, что скорее всего частная инициатива ... пока рановато ... нет минимально необходимых условий ... порог входа высокий ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.09 / 5
Сейчас на ветке: 17, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 3, Ботов: 13
 
Кондуктор