Обсуждение космических программ

8,714,810 39,242
 

aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +166.03
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,629
Читатели: 2
Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47Я не удивлюсь. если причальная система Дракона - российская (ведь без  продажи батута амерам не обошлось - стыковочный узел, а вот чья причальная система управления - тишина. Возможно просто стоит система "Курс", вроде так она называлась на наших кораблях, а остальное управление (может просто библиотеки стыковки "Курса" и бортовой системы Дракона поставили?
Очень интересно было бы узнать про это...

С одной стороны есть вот такая информация от Роскосмоса
МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Российские детали не используются в стыковочном агрегате космического корабля Crew Dragon частной компании SpaceX. Об этом сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе Роскосмоса.

"Стыковочный агрегат корабля соответствует международному стандарту и не имеет деталей российского (ПАО РКК "Энергия") производства", - прокомментировали ТАСС в Роскосмосе информацию о том, что в этом узле использовались российские комплектующие.
При этом в госкорпорации пояснили, что ранее корабли США Space Shuttle оснащались российским андрогинным периферийным агрегатом стыковки (АПАС). Соответствующие узлы стыковки российского производства были установлены также на американском сегменте МКС. После завершения полетов шаттлов и разработки странами - участниками МКС международного стандарта по системам стыковки в РКК "Энергия" по контракту с "Боингом" был создан и изготовлен переходник с российского узла АПАС на стыковочный агрегат по международному стандарту.
"В дальнейшем компания Boeing дооснастила переходники элементами американского производства и установила их на российские агрегаты АПАС американского сегмента МКС. Именно эта сборка с логотипом ПАО РКК "Энергия" обсуждается в средствах массовой информации. К одному из таких причалов стыковался американский пилотируемый корабль Dragon-V2", - отметили в Роскосмосе.

С другой стороны есть вот такой текст 
«Российский след» в происхождении американских стыковочных блоков можно отыскать в годовых отчетах РКК «Энергия» за 2014-2015 годы в которых, в частности, речь идет о трех договорах на «производство элементов с длительным сроком изготовления для Международного стыковочного адаптера». 

 
Самое интересное: вроде как «боинговский» стыковочный узел на самом деле представляет собой развитие андрогинно-периферийного агрегата стыковки АПАС-75, разработанного ОКБ-1 (РКК «Энергия») еще для проекта «Союз» – «Аполлон», осуществленного в июле 1975 года. В связи с этим известный специалист по истории космонавтики Андрей Лысенко высказал предположение: не российского ли происхождения также и стыковочный агрегат SpaceX Dragon-V2. 
 и такое фото 

Хочу заметить, что эти 2 текста и фото не имеют формального противоречия. 
Фото и нижний текст говорят лишь о том, что IDA ( стыковочный узел NASA) сделан Боингом на базе конструкции российского узла и с использованием российских деталей.
На Crew Dragon ответная часть вполне может быть изготовленной самостоятельно полностью. Но фишка в том, что его интеллектуальная составляющая целиком обусловлена в конечном итоге российскими инженерами. Иначе не состыковался бы.
Отредактировано: aspb - 19 июн 2020 12:47:46
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.21 / 12
ленивый черепах
 
burkina_faso
Слушатель
Карма: -46.45
Регистрация: 04.08.2018
Сообщений: 1,306
Читатели: 0
Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47Я не удивлюсь. если причальная система Дракона - российская

А я удивлюсь. С чего бы это брать какую-то чужую систему, рыться в ее коде, выискивать "узкие места", потом как-то переводить ее на свой хардвер, делать связь со своими исполнительными механизмами? Когда можно сделать свое и знать о нем, о его работе все на 100%?  Тем более, когда ресурсы (время, люди, деньги) - есть.

Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47(ведь без  продажи батута амерам не обошлось - стыковочный узел, а вот чья причальная система управления - тишина. Возможно просто стоит система "Курс", вроде так она называлась на наших кораблях, а остальное управление (может просто библиотеки стыковки "Курса" и бортовой системы Дракона поставили?
Очень интересно было бы узнать про это...

По пробегавшей информации, у них 50 человек занимается софтом.
Также, помнится, ходила такая картинка по интернету, трое мальчиков в очках за столом. Мем какой-то был о ботанах. А потом стало ясно, что мальчики эти - победители международного соревнования то ли по математике, то ли по программированию. Мальчики давно выросли, и один из них например работает в спейсиксе, наверное в этом отделе. Полагаю, другие 49 тоже подобраны подходящим образом.   

Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47ЗЫ. НА С/С++ писать конечно можно... Только для начала сделать спец версию компилятора, обрезав нахер весь небезопасный вариант компиляции. Правда программеры тогда взвоют - весь мёд попортят... Тога простой вопрос - а нахрена тогда вообще писать на таком языке??? Отладка на сях - это такой мозговынос... Для коммерческой модели это ещё применимо, а вот для написания отказоустойчивого софта нет... Это моё личное мнение.

Язык на котором пишут, это важно, а еще важнее - кто пишет. (Мое личное мнение).
  • 0.00 / 4
PPL
 
russia
Слушатель
Карма: +16.04
Регистрация: 26.09.2017
Сообщений: 1,946
Читатели: 7
Цитата: ленивый черепах от 19.06.2020 13:28:21
Скрытый текст
n\nЯзык на котором пишут, это важно, а еще важнее - кто пишет. (Мое личное мнение).

.
Люди делятся на две категории: для которых JavaScript+Chromium+тачскрин в интерфейсе управления КК это диагноз, и для которых - это прогресс инновация восторг.
  • +0.18 / 10
Liss
 
russia
57 лет
Слушатель
Карма: +179.34
Регистрация: 17.01.2011
Сообщений: 3,935
Читатели: 7

Модератор ветки
Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47Я не удивлюсь. если причальная система Дракона - российская (ведь без  продажи батута амерам не обошлось - стыковочный узел, а вот чья причальная система управления - тишина. Возможно просто стоит система "Курс", вроде так она называлась на наших кораблях, а остальное управление (может просто библиотеки стыковки "Курса" и бортовой системы Дракона поставили?

Если бы Вы хотя бы немного представляли себе, как работает "Курс", Вы бы такого не написали.
Это дьявольски сложная двухсторонняя радиотехническая система с чертовой уймой передатчиков, ответчиков и антенн, даже если забыть про ТОРУ. У каждого стыковочного узла российского сегмента стоят антенны для наведения кораблей конкретно на этот узел. 
У американских – не стоят. Хотите опровергнуть – найдите, кто и когда их устанавливал и кабели прокладывал.
Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
  • +0.20 / 14
ленивый черепах
 
burkina_faso
Слушатель
Карма: -46.45
Регистрация: 04.08.2018
Сообщений: 1,306
Читатели: 0
Цитата: PPL от 19.06.2020 14:27:30.
Люди делятся на две категории: для которых JavaScript+Chromium+тачскрин в интерфейсе управления КК это диагноз, и для которых - это прогресс инновация восторг.

Еще люди делятся на "профи", для которых главное получить требуемый результат, и "школьников", меряющимися, гмм.. яыками программирования.
-
пс. тачскрины уже повсюду, это даже и не новость какая, однако для некоторых - нееет, особенно в космосе, там только хардкор, только штурвал, как на парусниках 200 лет назад.
  • -0.22 / 15
Проф
 
Слушатель
Карма: +11.76
Регистрация: 29.01.2019
Сообщений: 144
Читатели: 0
Цитата: ленивый черепах от 19.06.2020 16:16:37...
пс. тачскрины уже повсюду, это даже и не новость какая, однако для некоторых - нееет, особенно в космосе, там только хардкор, только штурвал, как на парусниках 200 лет назад.

В тачскрин может банально что-то прилететь. Также он может сломаться. Никто не против тачскринов в принципе, но нужно понимать риски. По-моему, даже в авиации не тачскрины, а просто большие экраны с кнопками.
  • +0.22 / 14
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +166.03
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,629
Читатели: 2
Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47, а вот чья причальная система управления - тишина.

IDA установлен как переходник поверх уже давно стоящих на американском сегменте российских узлов АПАС-95. Не слышал чтобы там демонтировали компоненты  системы управления сближением и ставили что-то новое. Осталось узнать какую систему использовали Спейс Шаттлы. 
В 95-м Атлантис стыковался с российской станцией Мир. 
Отредактировано: aspb - 19 июн 2020 17:24:23
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.07 / 4
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +139.72
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,120
Читатели: 4
Цитата: ленивый черепах от 19.06.2020 16:16:37Еще люди делятся на "профи", для которых главное получить требуемый результат, и "школьников", меряющимися, гмм.. яыками программирования.
-
пс. тачскрины уже повсюду, это даже и не новость какая, однако для некоторых - нееет, особенно в космосе, там только хардкор, только штурвал, как на парусниках 200 лет назад.

 
тачскрины - зло для любой критически важной системы, связанной с безопасностью эксплуатации ... будь то автомобиль, самолет или космическая техника ...
 
предотвращение несанкционированного срабатывания ... защищеные кнопки, тумблеры, рычаги ...
 
тем более в невесомости ... моторика человеческого тела ...
 
а если мультики посмотреть, то сколько угодно ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.32 / 21
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +236.61
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,402
Читатели: 7
Цитата: Фёдор144 от 19.06.2020 16:46:07тачскрины - зло для любой критически важной системы, связанной с безопасностью эксплуатации ... будь то автомобиль, самолет или космическая техника ... 
предотвращение несанкционированного срабатывания ... защищеные кнопки, тумблеры, рычаги ...
тем более в невесомости ... моторика человеческого тела ...

+100500

Имено поэтому в самолётах, несмотря на все эти "стеклянные кокпиты" - всё управление по прежнему на кнопках, тумблерах и прочих механических элементах управления.
  • +0.23 / 14
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +166.03
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,629
Читатели: 2
Bowersox, though, said the cost savings that both commercial crew and cargo vehicles provide compared to the shuttle, on a per-seat or per-kilogram basis, aren’t as big as expected. “It’s kind of surprising. We did lower the costs, but we didn’t lower it as much as we were hoping,” he said. “People were hoping for a factor of 10 reduction in costs, right? And we’re just not there. I’d say it’s probably more like 20% to 40%.”
Гугл перевод
Бауэрсокс, однако, сказал, что экономия затрат, которую обеспечивают как коммерческие экипажи, так и грузовые автомобили по сравнению с челноками, на основе на место или на килограмм, не так велика, как ожидалось. «Это немного удивительно. Мы снизили расходы, но не понизили их так сильно, как надеялись », - сказал он. «Люди надеялись на снижение затрат в 10 раз, верно? И мы просто не там. Я бы сказал, что это больше похоже на 20-40% ».

https://spacenews.com/crew-dragon-likely-to-support-extended-space-station-stay/
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.15 / 6
Liss
 
russia
57 лет
Слушатель
Карма: +179.34
Регистрация: 17.01.2011
Сообщений: 3,935
Читатели: 7

Модератор ветки
Цитата: aspb от 19.06.2020 16:43:10IDA установлен как переходник поверх уже давно стоящих на американском сегменте российских узлов АПАС-95. Не слышал чтобы там демонтировали компоненты  системы управления сближением и ставили что-то новое. Осталось узнать какую систему использовали Спейс Шаттлы.

Никакую не использовали, строго вручную подходили. И к "Миру", и к МКС.
Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
  • +0.09 / 5
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +166.03
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,629
Читатели: 2
Цитата: Liss от 19.06.2020 18:42:05Никакую не использовали, строго вручную подходили. И к "Миру", и к МКС.

Вручную - это  обратная связь в контуре управления  через человека работала. А входной сигнал ?
А с помощью чего получали вот такую картинку фактического относительного положения ? 
Поэтому я бы не стал утверждать, что никаких активных излучающих элементов на станции рядом со стыковочным узлом на американском сегменте не было. Как вариант - лазер. Как на самом деле - не знаю.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.03 / 2
ленивый черепах
 
burkina_faso
Слушатель
Карма: -46.45
Регистрация: 04.08.2018
Сообщений: 1,306
Читатели: 0
Цитата: Фёдор144 от 19.06.2020 16:46:07тачскрины - зло для любой критически важной системы, связанной с безопасностью эксплуатации ... будь то автомобиль, самолет или космическая техника ...
 
предотвращение несанкционированного срабатывания ... защищеные кнопки, тумблеры, рычаги ...
 
тем более в невесомости ... моторика человеческого тела ...
 
а если мультики посмотреть, то сколько угодно ...

https://www.aex.ru/n…lass=tnews
Цитата25 декабря 2019 г., AEX.RU – Airbus начал поставки первых самолетов А350, оснащенных сенсорными дисплеями в кабине пилотов. Новая технология, разработанная в сотрудничестве с Thales, позволит повысить эффективность работы экипажа, упростить взаимодействие между пилотами и улучшить эргономику приборной панели. Получателем первого А350-900 с сенсорными экранами стала авиакомпания China Eastern. На данный момент около 20 авиакомпаний выбрали эту опцию для своих новых самолетов А350. Об этом сообщает пресс-служба Airbus.

Три из шести экранов на приборной панели А350 могут стать сенсорными: два дисплея на внешней стороне и один, расположенный в нижней части. Теперь пилоты смогут выводить на эти экраны информацию из приложений EFB используя технологию тачскрин. Этот способ дополняет традиционный метод ввода информации с помощью клавиатуры и трекбола.

"Технология сенсорных дисплеев была сертифицирована EASA в ноябре этого года. Сенсорные дисплеи позволят упростить взаимодействие между экипажем прежде всего в следующих ситуациях: (а) перед взлетом (для расчета взлетных характеристик и ввода данных в систему управления полетом FMS); (б) во время полета на эшелоне (для доступа к навигационным картам); (в) во время подготовки к заходу на посадку ( для сверки данных карт аэропортов с данными в системе FMS). Более того, на загруженных этапах полета использование сенсорной технологии позволит снизить нагрузку на пилотов, так как им не придется переключаться между разными экранами и вводить данные с помощью клавиатуры", - отметили в компании.


  • -0.16 / 13
ленивый черепах
 
burkina_faso
Слушатель
Карма: -46.45
Регистрация: 04.08.2018
Сообщений: 1,306
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 19.06.2020 16:48:16Если же возвращаться к промышленному программированию - упаси вас бог от математиков-олимпиадников. Правда. От них вреда больше чем пользы в разработке ПО. Единственное исключение - можно применять их как алгоритмистов. Да и то с оговорками. В остальном - люди с неправильно сформированным мышлением. К сожалению, знаю что говорю.

На самом деле все не так, но поскольку это тут оффтоп - развивать тему не буду.
  • -0.08 / 5
caSmith
 
Слушатель
Карма: -34.22
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,140
Читатели: 0
https://novayagazeta.ru/articl…-masshtaba
Диверсификация косметического масштаба
«Роскосмос» начнет реформу Объединенной ракетно-космической корпорации после разгромного аудита


ЦитатаКак стало известно «Новой газете», в «Объединенной ракетно-космической корпорации» (ОРКК), которая должна отвечать в «Роскосмосе» за всю диверсификацию, будет проведена реформа. Необходимость изменений стала очевидна после проведенного внутрикорпоративного аудита: неожиданно обнаружилось, что с 2018 года не был реализован ни один из профильных проектов ОРКК, а сама корпорация тащит за собой многомиллионные убытки все последние годы. При этом, по данным «Новой газеты», глава корпорации Андрей Жерегеля свой пост не покинул, несмотря на ходившие на эту тему в отрасли слухи.

Скрытый текст

«Получается что? Что они просто живут на дивиденды, полученные от предприятий отрасли.

Скрытый текст
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.02 / 5
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +236.61
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,402
Читатели: 7
Цитата: ленивый черепах от 20.06.2020 09:24:22https://www.aex.ru/news/2019/12/25/206496/%20class=tnews\n\n

Читаем собственную же цитату - тач используется для ввода программы полёта на земле, а также для просмотра карты на эшелоне. ВСЁ.

Понятно, что вводить последовательность точек для magenta line через тач удобно. Но это происходит на земле ДО полёта. Даже до запуска двигателей. Карта на эшелоне - это когда самолёт идёт на автопилоте и можно просто пальчиками потаскать карту, чтобы оценить возможные изменения плана полёта. Опять же - это не управление самолётом в активном режиме никаким боком.
  • +0.20 / 12
iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +46.50
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,195
Читатели: 1
Цитата: basilevs от 20.06.2020 15:09:19Читаем собственную же цитату - тач используется для ввода программы полёта на земле, а также для просмотра карты на эшелоне. ВСЁ.

Понятно, что вводить последовательность точек для magenta line через тач удобно. Но это происходит на земле ДО полёта. Даже до запуска двигателей. Карта на эшелоне - это когда самолёт идёт на автопилоте и можно просто пальчиками потаскать карту, чтобы оценить возможные изменения плана полёта. Опять же - это не управление самолётом в активном режиме никаким боком.

По факту - замена бумажных карт. 
(заправлены в планшеты...)
Ещё все инструкции нынче не на бумаге, а в айпадах
Притом, скорее всего, и карты, и инструкции - продублированы и в бумажном виде.
Отредактировано: iron-zorin - 20 июн 2020 17:20:23
  • +0.10 / 6
caSmith
 
Слушатель
Карма: -34.22
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,140
Читатели: 0
https://www.roscosmos.ru/28707/


ЦитатаИ.о. генерального директора Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Игорь Озар назначил Игоря Хамица главным конструктором по разработке пилотируемого транспортного корабля нового поколения.
Игорь Хамиц родился в 1964 году. В 1988 году сразу после окончания Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе начал работу в РКК «Энергия». С 2007 года руководил Центром проектирования космических пилотируемых комплексов и транспортных систем.

За время работы на предприятии он обеспечивал проектирование Международной космической станции и стыковочно-грузового модуля. Непосредственно участвовал в проектировании, подготовке и запуске модулей «Звезда» и «Пирс» российского сегмента МКС. Совместно с конструкторами Европейского космического агентства он участвовал в формировании облика европейского автоматического транспортного корабля ATV.

Имеет государственные награды.

Вопрос назначения Игоря Хамица на должность главного конструктора согласован с генеральным директором Госкорпорации «Роскосмос», председателем Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых систем и комплексов Дмитрием Рогозиным.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.17 / 10
iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +46.50
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,195
Читатели: 1
Цитата: caSmith от 20.06.2020 21:52:58Совместно с конструкторами Европейского космического агентства он участвовал в формировании облика европейского автоматического транспортного корабля ATV.

Интересно. Есть что об этом подробнее? 

https://www.kp.ru/daily/23493/38749/
Это какого года статья?
Отредактировано: iron-zorin - 20 июн 2020 23:47:58
  • +0.00 / 0
TAU
 
Слушатель
Карма: +54.06
Регистрация: 24.07.2008
Сообщений: 4,134
Читатели: 0
Цитата: Superwad от 19.06.2020 10:41:47ЗЫ. НА С/С++ писать конечно можно... Только для начала сделать спец версию компилятора, обрезав нахер весь небезопасный вариант компиляции. Правда программеры тогда взвоют - весь мёд попортят... Тога простой вопрос - а нахрена тогда вообще писать на таком языке??? Отладка на сях - это такой мозговынос... Для коммерческой модели это ещё применимо, а вот для написания отказоустойчивого софта нет... Это моё личное мнение.

Вы правы. Я здесь выше писал уже об этом. И ведь существуют альтернативы - Ада хотя бы, и не она одна. Весьма сильна инерция мышления...
  • -0.01 / 2
Сейчас на ветке: 20, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 5, Ботов: 14
 
Д. Петров