Обсуждение космических программ

8,714,519 39,242
 

iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +46.50
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,195
Читатели: 1
Цитата: Alexxey от 27.07.2020 16:45:23Луны-16,20,24 улетали с Луны с единственным включением двигателя при старте с поверхности и без единой дальнейшей коррекции.

Они могли начать полёт от Луны в заданное время, а вот А13 - нет.
  • +0.03 / 2
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +511.48
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 25,973
Читатели: 23
Цитата: iron-zorin от 27.07.2020 16:58:40Они могли начать полёт от Луны в заданное время, а вот А13 - нет.

Аполло мог корректироваться.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.10 / 6
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: iron-zorin от 27.07.2020 16:50:37Я не про точность по курсу (её относительно легко скорректировать), а про время прилёта. То есть траектория заранее просчитывалась так, чтобы в случае неудачи облететь Луну и подлететь к Земле именно в то время, когда она нужным боком повёрнута. 7.5 км на 21 параллели - это около 18 секунд

Потому и было несколько вариантов первого манёвра после аварии — с очень разными районами приводнения и существенно разным общим временем полёта (разница, ЕМНИП, достигала нескольких часов). Если под "заранее" Вы имеете в виду ещё при планировании экспедиции, то да, заранее просчитывался полёт по т.н. траектории свободного возвращения. Аполлоны 11 и 12 сразу направлялись к Луне так, чтобы "если ничего не делать" облететь Луну и вернуться на Землю (с 3-4 промежуточными малыми коррекциями разумеется). С 13-го и дальше первоначальная траектории была т.н. гибридной, что позволяло достигнуть нужных районов Луны, и, при необходимости, перейти на траекторию свободного возвращения малой коррекцией.
  • +0.12 / 5
ЮрийР
 
russia
Слушатель
Карма: +76.95
Регистрация: 03.08.2008
Сообщений: 698
Читатели: 0
Цитата: iron-zorin от 27.07.2020 16:58:40Они могли начать полёт от Луны в заданное время, а вот А13 - нет.

Сильно-эллиптические орбиты очень смешная штука (а у Аполлонов именно они) всего несколько десятков метров в секунду корректировка скорости и плюс минус лишние сутки полета. Единственное условие - импульс коррекции должен быть как можно дальше от точки коррекции - жжем двигатель в апогее (или близко) - значит меняем перигей и т.д. Орбитальная механика. 
13му повезло что звездануло относительно рано - было время на маневры.
У меня нет сомнений что играясь коррекциями орбиты попасть в нужный океан вопрос был решаемый. Вот если бы звездануло у Луны - вопрос был бы другой, из серии "хотя бы в атмосферу Земли попасть"
  • +0.21 / 10
Liss
 
russia
57 лет
Слушатель
Карма: +179.34
Регистрация: 17.01.2011
Сообщений: 3,935
Читатели: 7

Модератор ветки
Цитата: Герасим Лейбович-Барский от 27.07.2020 13:54:26Прогресс МС-15 (российский грузовой космический корабль) во время стыковки с Международной космической станцией МКС ISS едва не промахнулся мимо стыковочного узла, на завершающем этапе подлета к орбитальной лаборатории он внезапно отклонился на несколько метров, однако Центр управления полетами несколько раз не разрешил космонавтам Иванишину и Вагнеру перейти на ручное управление стыковкой С битой

Подозреваю, что Владимиру Алексеевичу Соловьеву было виднее, разрешать переход в ТОРУ или нет, чем Вам, г-н Лейбович-Барский, и Вашему источнику.
И да, (всем) осторожнее с "Аполлоном". Здесь ревизионизм не в чести. – Liss, модератор
Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
  • +0.08 / 6
ЮрийР
 
russia
Слушатель
Карма: +76.95
Регистрация: 03.08.2008
Сообщений: 698
Читатели: 0
https://www.roscosmos.ru/28886/
Российский спектрометрический комплекс АЦС на борту марсианского орбитального зонда Trace Gas Orbiter (российско-европейский проект ExoMars-2016) зарегистрировал линии поглощения углекислого газа и озона, которые не наблюдались раньше ни на Земле, ни в космосе. Благодаря высокой чувствительности АЦС выяснилось, что углекислота и озон могут проявлять себе именно в том диапазоне инфракрасного спектра, где ожидается обнаружить сигнал от молекул метана. Этот газ — один из возможных биомаркеров, поэтому открытие может заставить пересмотреть и предыдущие публикации на тему измерений метана на Марсе, и методы его поиска.
Как рассказывает Александр Трохимовский, сотрудник отдела физики планет ИКИ РАН, всё началось с небольших уменьшений сигнала на отдельных длинах волн в спектрах, полученных прибором MIR. Некоторое время эти особенности не привлекали внимания, вернее, считались ошибкой, возникшей во время калибровки данных. Однако после более тщательной обработки эти «артефакты» не исчезли, напротив — обнаружилось около 30 слабых линий поглощения, положение которых не соответствовало ни одной из тех, что уже содержались в спектрометрических базах данных. Явление наблюдалось на малых (ниже 20 км) высотах над поверхностью Марса.

После теоретического анализа было высказано предположение, что речь идёт об открытии новой полосы поглощения основного изотополога углекислого газа (его молекула составлена из основных изотопов углерода и кислорода 12С и 16O), которая возникает в результате магнитно-дипольного перехода. До работы TGO эта полоса считалась запрещенной, не наблюдалась ни на Земле, ни в космосе, и отсутствует в спектроскопических базах данных.



Новая полоса поглощения углекислого газа, обнаруженная в марсианской атмосфере спектрометром MIR/ACS на борту аппарата TGO. Сверху: полученный спектр (черный) с наложенным модельным спектром, содержащим полосы поглощения углекислого газа и воды (голубой). Модель использует базу данных спектров HITRAN 2016. Внизу: разница между данными и моделью, благодаря которой детально видны полосы поглощения. Стрелочками показаны вычисленные положения полос поглощения (цвет относится к различным механизмам их возникновения). Иллюстрация © A. Trokhimovskiy et al. (2020)

В случае с озоном ситуация была несколько иной. Озона в атмосфере Марса мало, но впервые его открыли еще в экспериментах на аппаратах Mariner 7 и 9 в 1970-х гг., и с тех пор наблюдения велись в основном в ультрафиолете — этот метод позволяет измерять содержание озона на высотах больше 20 км над поверхностью. С помощью прибора MIR впервые удалось детектировать озон в инфракрасном диапазоне в районе 3 микрометров и на низких высотах над поверхностью.

«Обе полосы поглощения: и углекислоты, и озона — находятся именно в том диапазоне, где мы ожидали увидеть метан», — подчеркивает Кевин Олсен, сотрудник факультета физики Оксфордского университета (Великобритания) и первый автор статьи, посвящённой озону. Вопрос о том, есть или нет метан в атмосфере Марса, до сих пор остаётся открытым: данные наблюдений орбитального аппарата Mars Express и марсохода Curiosity в кратере Гейл свидетельствуют в его пользу, однако исключительно чувствительные спектрометры TGO миссии ExoMars-2016 не подтверждают эти выводы.

Тот факт, что в этом же спектральном диапазоне находятся полосы поглощения углекислоты и озона, может заставить существенно пересмотреть методы поиска метана. Кроме этого, новые результаты помогают понять, как молекулы CO2 и O3 взаимодействуют друг с другом и с солнечным светом, а значит — прояснить химию процессов в атмосфере Марса. Эти результаты существенно продвигают нас к лучшему пониманию Марса — к более высокому уровню точности и понимания того, что происходит в его атмосфере.



Пример спектра, полученного спектрометром среднего ИК-диапазона MIR/ACS на борту аппарата TGO. Вверху — модель спектра с полосами поглощения различных газов в данном диапазоне спектра. Наиболее проявлена линия поглощения водяного пара (голубой цвет). Наиболее сильный сигнал от озона O3 (зеленый цвет) находится в правой части спектра, от углекислого газа CO2 (серый цвет) — в левой части. Ожидаемое положение линий поглощения метана обозначено оранжевым пунктиром. Внизу — реальный спектр (голубой цвет) и наиболее подходящий модельный спектр (оранжевый). Иллюстрация © K. Olsen et al. (2020)
  • +0.20 / 10
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +166.00
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,629
Читатели: 2
SpaceX Demo 2
Дискуссия   268 0
Приводнение запланировано на 2 августа. 
https://spacenews.com/nasa-safety-panel-has-lingering-doubts-about-boeing-starliner-quality-control/
ЦитатаМакерлин отметил, что этот космический корабль имеет «очень ограниченный запас ветра», что усложнит посадку. В результате НАСА в настоящее время идентифицировало семь местоположений у побережья Флориды, по сравнению с тремя первоначально определенными. Они расположены недалеко от мыса Канаверал, Дейтона-Бич, Джексонвилля, Панама-Сити, Пенсаколы, Таллахасси и Тампа.

  



Погодные критерии принятия решения о сходе с орбиты ( гугл перевод ужасен, поэтому не привожу)
Цитата• Wind Speed: No greater than 15 ft/sec 
• Wave Period & Significant Wave Height: Driven by wave height and wave period relationship; in general, when wave height and wave period are the same, the condition is no-go. No greater than 7 degrees wave slope. 
• Rain: < 25% probability of 25 dBz in protected boundary 
• Lightning: No less than 10 miles and no greater than 25% probability of lightning in protected boundary 
• Helicopter Start & Hover Test: Pass-Fail test to confirm operational capability 
• Helicopter Operational Limits: Vessel limits will apply on motion (pitch, roll), cloud visibility, cloud ceiling and lightning
 - Vessel Pitch, Roll: No greater than 4 degrees 
- Ceiling: No less than 500 feet 
- Visibility: No less than ½ mile for day and 1 mile for night

https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/ccp_splashdown.pdf
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.15 / 7
Liss
 
russia
57 лет
Слушатель
Карма: +179.34
Регистрация: 17.01.2011
Сообщений: 3,935
Читатели: 7

Модератор ветки
Цитата: Герасим Лейбович-Барский от 27.07.2020 18:18:36У меня источник один - реальность, транслируемая IP веб-камерами в момент совершения события, г-н Модератор.
Упомянутые мной в описании к видео дополнительные источники не мои, а источники публичного доступа.
Любопытно, Владимир Алексеевич Соловьев знает, что он под подозрением у Вас, г-н Модератор?
Странно, что Вы не обратили внимания, что Владимир Алексеевич Соловьев, традиционно поздравлявший рабочую смену космонавтов с выходом КА на орбиту или с успешной стыковкой с орбитальной станцией стыкуемого КА, на этот раз самоустранился от поздравления, уступив место г-ну Д. Рогозину. Которого, впрочем, "не услышали" Иванишин и Вагнер.
А В. Соловьев, не нуждающийся, ИМХО, в адвокатах, своевременно выполнил свою важную функцию наставника, решившего разрядить психологическую напряженность космонавтов.
Мое же видео для тех, кто не может нормально прослушать оригинальное русское звуковое сопровождение трансляций, последние годы то забиваемое английским переводом NASA, то задавленное побочными комментариями ведущей ТВ Роскосмоса..

Приятно видеть видео без перевода и болтовни ведущих, неприятно слышать Ваш комментарий, который занял минимум 20% ролика. 
Соглашусь с Вами в одном: если бы не дурацкая информационная политика Роскосмоса, то странности "Курса" комментировал бы Андрей Красильников в НК, а не Вы на Youtube. Было бы полезнее и интереснее.
Нынче Америка уже не та. А ведь в 1969–1972 гг. американцы шесть раз высаживались на Луну!
  • +0.16 / 14
normalized_
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +93.27
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 5,219
Читатели: 17
Цитата: mse от 27.07.2020 19:49:19и уйти от неё на второй лунной космической. 2,5км/с. На такой скорости дочапать до Земли, в её гравитаццыонном поле выйти на круговую орбиту.

На такой скорости дочапать до Земли не получится.
Сначала, при удалении от Луны, скорость снизится до порядка 1 км/c
Потом, при приближении к Земле, она увеличится до около 10,5 км/c.
Гравитация все-так существует.

Цитата: mse от 27.07.2020 19:49:19дочапать до Земли, в её гравитаццыонном поле выйти на круговую орбиту. Буджет по топливу, это для баллистиков, но, чота кааца, что даже базового количества хватит, чтобы пройти маршрутом А-13.


Для прилета на лунную орбиту и отлета с нее требуется порядка dV₁ = 2 * 1,68 км/с (√2 - 1) ≈ 1,4 км/c
Для торможения у Земли требуется порядка dV₂ =  7,9 км/c (√2 - 1) ≈ 3,3 км/c

Где
- 1,68 км/с - 1-я косм. скорость Луны
- 7,9  км/с  - 1-я к.с. Земли

Топливо для посадки на поверхность  и взлета для грубого подсчета не учитываем, так как Лунный Модуль сбрасываемый (у Луны).

dV отличается, казалось бы всего-то в два раза, но топлива расходуется согласно формуле Циолковского (I = 2900)
  M₁ =  62% от массы ПН  (лунные маневры)
  M₁ =  212% от массы ПН (околоземные)

Т.е. в 3,4 раза больше.
Спрашивается, зачем отказываться от атмосферного торможения? Оно очень сильно экономит топливо.
Тем более всё это лишнее топливо предварительно нужно поднять на НОО орбиту в любом случае. С соответствующими затратами.
Аполлон для отлета от Земли использовал третью ступень Сатурна и ее топливо. И то, если бы не использовали отделяемый модуль (благодаря "мятежу" в НАСА)  разрабатывалась ракета в два раза больше Сатурна.
Цитата: mse от 27.07.2020 19:49:19Буджет по топливу, это для баллистиков, но, чота кааца, что даже базового количества хватит, чтобы пройти маршрутом А-13.


Проработку вариантов начинают с этого. Так как суммарный расход топлива существенно зависит от мелких нюансов. В космосе механика местами парадоксальная с точки зрения обывателя, не такая как на автомобиле или телеге.
Отредактировано: normalized_ - 27 июл 2020 20:57:19
  • +0.24 / 13
Barsuk
 
russia
Слушатель
Карма: +30.36
Регистрация: 14.12.2008
Сообщений: 1,455
Читатели: 0

Фото: страница El Cielo de Canarias в Facebook


Спутники Starlink системы глобального интернета помешали наблюдениям за кометой C/2020 F3 (NEOWISE). Об этом изданию Gizmodo рассказал астрофотограф Даниэль Лопес (Daniel López).

Лопес опубликовал в Facebook изображение кометы NEOWISE, сделанное с территории национального парка Тейде, расположенного на острове Тенерифе (Испания). Специалист заметил, что кроме самой кометы на снимке оказались запечатлены яркие полосы, оставленные спутниками Starlink.

«Это конец астрономических наблюдений в том виде, какими мы их знали», — заявил Лопес. По его словам, мировое сообщество астрономов и астрофизиков обеспокоено развертыванием малых спутников на орбите Земли. Астрофотограф заметил, что летящие по небу объекты мешают научным наблюдениям.

Комета C/2020 F3 (NEOWISE), пролетающая над Землей раз в семь тысяч лет, максимально приблизилась к нашей планете в четверг, 23 июля.

https://lenta.ru/news/2020/07/24/starlink_neowise/
Отредактировано: Barsuk - 28 июл 2020 05:53:03
◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘
  • +0.21 / 13
kot45
 
russia
москва
78 лет
Слушатель
Карма: -1.04
Регистрация: 01.12.2016
Сообщений: 562
Читатели: 1
Цитата: Barsuk от 28.07.2020 05:52:35
Фото: страница El Cielo de Canarias в Facebook\n\nСпутники Starlink системы глобального интернета помешали наблюдениям за кометой C/2020 F3 (NEOWISE). Об этом изданию Gizmodo рассказал астрофотограф Даниэль Лопес (Daniel López).

Лопес опубликовал в Facebook изображение кометы NEOWISE, сделанное с территории национального парка Тейде, расположенного на острове Тенерифе (Испания). Специалист заметил, что кроме самой кометы на снимке оказались запечатлены яркие полосы, оставленные спутниками Starlink.

«Это конец астрономических наблюдений в том виде, какими мы их знали», — заявил Лопес. По его словам, мировое сообщество астрономов и астрофизиков обеспокоено развертыванием малых спутников на орбите Земли. Астрофотограф заметил, что летящие по небу объекты мешают научным наблюдениям.

Комета C/2020 F3 (NEOWISE), пролетающая над Землей раз в семь тысяч лет, максимально приблизилась к нашей планете в четверг, 23 июля.

https://lenta.ru/news/2020/07/24/starlink_neowise/

1. То ли еще будет, когда Маск полностью развернет Starlink! Будут наблюдать спутники Маска(шутка)!
2. И начнется геморрой у военных баллистиков ( и не только военных), как выбрать момент пуска, чтобы не столкнуться со спутниками ( в том числе и ББ МБР, БРПЛ, БРСД!! Толчок для совершенствования военных технологий: 
- возрастание роли носителей ЯО с высотой траекторий не более 350 км;
- перенос морской компоненты СЯС для РФ на малотоннажные суда, ПЛ, вооруженных БРСД с настильными траекториями и КРМБ, в разсосредоточенных по океанам группировках смешанного состава. Тут то и пригодятся суда с контейнерным вооружением и оснащением.
  • +0.12 / 8
Luddit
 
Слушатель
Карма: +86.33
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 22,849
Читатели: 2
Цитата: kot45 от 28.07.2020 10:05:59И начнется геморрой у военных баллистиков ( и не только военных), как выбрать момент пуска, чтобы не столкнуться со спутниками

ИМХО, вы плохо представляете Великую ПустотуУлыбающийся
  • +0.07 / 3
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: Вадим Р. от 27.07.2020 15:56:44Ви таки будете смеяться, но, по официальной версии, точность приводнения А-13 оказалась выше, чем всех других миссий, всего в нескольких километрах от поискового корабля.

Вот только чтобы это случилось, спасательному кораблю пришлось три дня мчать на всех парах через пол-океана. Об этой "маленькой" детали вы почему-то как-то забываете.
  • +0.15 / 8
caSmith
 
Слушатель
Карма: -34.25
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,140
Читатели: 0
https://3dnews.ru/1016883/amp

адаптивная оптика на кубосатах! 
ЦитатаНедавно с борта Международной космической станции был запущен миниатюрный спутник с необычным телескопом. Задачи у спутника DeMi CubeSat вроде бы гражданские ― наблюдать за далёкими космическими объектами в виде звёзд и экзопланет, но эту программу курирует агентство перспективных исследований МО США (DARPA). Необычное у телескопа DeMi всё ― начиная с зеркала диаметром около дюйма и заканчивая промежуточным зеркалом с регулируемой деформацией....
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.07 / 4
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +511.48
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 25,973
Читатели: 23
Цитата: sharp89 от 29.07.2020 13:26:19Вот только чтобы это случилось, спасательному кораблю пришлось три дня мчать на всех парах через пол-океана. Об этой "маленькой" детали вы почему-то как-то забываете.

Но это не имеет никакого отношения к точности приземления.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.06 / 4
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +511.48
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 25,973
Читатели: 23
Цитата: mse от 29.07.2020 19:48:17Почему? Одно дело, когда СУ аппарата попадает в точку со спасательным кораблём. И другое дело, когда наземный КП вычисляет необходимое положение спасателя, чтобы летящий "в ту степь" спускаемый аппарат упал поблизости.

Была программа полета. Соответственно, была расчетная точка приводнения. Всё пошло через задницу. Разумеется, точку приводнения пересчитали. Туда рванули те, кто был ближе всего. А Аполло приземлился в 7,5 км от расчетной точки (новой). Действительно, очень высокая точность. Но цэ такэ ... Сочетание звезд на небе.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.13 / 8
normalized_
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +93.27
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 5,219
Читатели: 17
Цитата: НАлЕ от 29.07.2020 19:53:31Была программа полета. Соответственно, была расчетная точка приводнения. Всё пошло через задницу. Разумеется, точку приводнения пересчитали. Туда рванули те, кто был ближе всего. А Аполло приземлился в 7,5 км от расчетной точки (новой). Действительно, очень высокая точность. Но цэ такэ ...



Аполлон-13 приземлился от расчетной в 1.85 км.
7,5 км от авианосца.
https://en.wikipedia.org/wiki/Splashdown#Crewed_spacecraft
Скрытый текст

Цитата: НАлЕ от 29.07.2020 19:53:31Сочетание звезд на небе.


У МБР шестидесятых должно быть даже получше, но там и допустимые перегрузки больше.
А у Аполлонов и Джемини на атмосферном участке использовалась корректировка с помощью ЭВМ, реактивной системы управления и аэродинамического качества.
Отредактировано: normalized_ - 29 июл 2020 20:16:41
  • +0.16 / 9
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +511.48
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 25,973
Читатели: 23
Цитата: normalized_ от 29.07.2020 20:09:18\n\nАполлон-13 приземлился от расчетной в 1.85 км.
7,5 км от авианосца.

Тогда вообще, сверхточность.
Но опять-таки, это ни о чем не говорит. Точность стрельбы приземления - это вероятностная вещь, которая  есть сумма всяких вероятных сочетаний кучи факторов, которые в свою очередь, носят тот же вероятностный характер. 
Цитата: normalized_ от 29.07.2020 20:09:18

У МБР шестидесятых должно быть даже получше, но там и допустимые перегрузки больше.

1. Это разные вещи.
2. А причем тут перегрузки?Непонимающий
Цитата: normalized_ от 29.07.2020 20:09:18А у Аполлонов и Джемини на атмосферном участке использовалась корректировка с помощью ЭВМ, реактивной системы управления и аэродинамического качества.

Но и влияние атмосферы на спускаемый аппарат несоизмеримо больше, чем на ББ.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.10 / 6
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +166.00
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,629
Читатели: 2
Цитата: normalized_ от 29.07.2020 20:09:18\n\nАполлон-13 приземлился от расчетной в 1.85 км.

Заданная точка посадки и расчетная после окончания всех коррекций - это разные точки. В случае с Апполон 13 просто хорошо рассчитали место падения космического объекта.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • 0.00 / 2
normalized_
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +93.27
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 5,219
Читатели: 17
Цитата: НАлЕ от 29.07.2020 20:23:28Тогда вообще, сверхточность.
Но опять-таки, это ни о чем не говорит. Точность стрельбы приземления - это вероятностная вещь, которая  есть сумма всяких вероятных сочетаний кучи факторов, которые в свою очередь, носят тот же вероятностный характер. 

1. Это разные вещи.
2. А причем тут перегрузки?Непонимающий

Но и влияние атмосферы на спускаемый аппарат несоизмеримо больше, чем на ББ.

Вещи разные, но обе намного больше отличаются от простого лишь "сочетания звезд на небе."
По перегрузкам: кмк, с бОльшими перегрузками у ББ допустимая траектория спуска проще, короче и быстрее, чем у пилотируемых СА. Значит у пилотируемых СА отклонения без всякого управления были бы больше, управляемый спуск их компенсирует. 
При этом влияние атмосферы сказывается еще и на участке с парашютами (ветер, несколько минут). Причем на этом этапе компенсировать отклонение с помощью автоматической системы управления уже невозможно.
На "Аполлонах" парашют открывался на меньшей высоте, чем у СА "Союз". А бортовая ВМ у "Союза" появилась на беспилотном лунном "Зонде", а у пилотируемых только в середине 70-х.

По вероятностям. У меня и в мыслях не было ее рассчитывать. Для этого я бы, наверное, должен был взять модель атмосферы с флуктуациями, модель аппарата, модель системы управления и компенсации, а потом запускал бы симуляцию 100000 раз, чтоб измерить распределение отклонения методом а-ля Монте-Карло.
По крайней мере аналитически оценивать КВА очень трудно. (Для ББ проще)
Потом статистическим критерием разрешить гипотезы.
И только после этого я бы мог давать обоснованные оценки, но не безосновательные "нестыковки"™ вроде "точность слишком высокая/низкая ", "сочетание звезд", "такованебывет", "немогли" и т.п. 
Поэтому пока что лишь качественный анализ и статистика. По приводнению Аполлонов и Джемини её дал выше.
А по Союзам, собранная Vist (1-я космическая)

Скрытый текст

Принципы управления Аполлонов на этапе входа и тренажер в док фильме, (субтитры с грубым переводом )
Со второй космической скоростью возвращение отрабатывали в двух Fire II в 1965 году, а также в беспилотном Аполлон-4 (16 км)

У лунных "Зондов" (по памяти), один отклонился на 60-90 км, другой, с более выгодной траекторией, около 20 км
На "Союзах" тоже используется система управления для компенсации отклонения от расчетного (док фильм о ней), но у него меньшее аэродинамическое качество и попроще.
  • +0.22 / 12
Сейчас на ветке: 29, Модераторов: 0, Пользователей: 5, Гостей: 7, Ботов: 17
 
DMAN , SteamDwarf , basilevs , Асгл , Вадим Р.