Обсуждение космических программ

8,766,913 39,472
 

ленивый черепах
 
burkina_faso
Слушатель
Карма: -46.45
Регистрация: 04.08.2018
Сообщений: 1,306
Читатели: 0
Цитата: TAU от 06.08.2020 01:28:46В смысле? Аварии у Маска были. Слава Богу, без человеческих жертв.

Так "сесть в лужу" это аварии?
Я думал "сесть в лужу" это вообще невозможность продолжить работу.
А аварии, они есть всегда. Самолетные катастрофы происходят с завидной регулярностью. Никто не садится в лужу. Делают комиссию, принимают решения, продолжают. 
  • 0.00 / 8
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +169.24
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,669
Читатели: 2
Цитата: Barsuk от 04.08.2020 06:25:58Никто пока ничего не сокращал, но предложения такие:

Минфин предложил сократить расходы на реализацию космических программ на 60 млрд рублей в 2021-2023 годах
Данные о сокращениях финансирования содержатся в разработанном Минфином документе "Методика расчетов предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета" по госпрограммам на 2021-2023 годы, опубликованном на сайте consultant.ru. Согласно ему, базовые бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы "Космическая деятельность России" по сравнению с законодательно установленным объемом уменьшены в 2021 году на 20,25 млрд рублей, в 2022 году на 20,28 млрд рублей и в 2023 году на 21,21 млрд рублей.

https://tass.ru/kosmos/9094629

Сокращение, если оно состоится, составит, я прикинул, порядка 10%. (годовой бюджет 190, сокращение в году 20)

МОСКВА, 6 авг - РИА Новости. Финансирование создания и испытаний ракет-носителей "Ангара" для космодрома Восточный увеличено в 1,7 раза - с 26 до 45 миллиардов рублей на период до 2026 года. Это следует из материалов "Роскосмоса", размещенных на сайте госзакупок.
В 2015 году на опытно-конструкторскую работу (ОКР) "Амур" по созданию космического ракетного комплекса тяжелого класса на Восточном на период по 2025 год планировалось выделить 32,4 миллиарда рублей. В 2018 году эту сумму сократили до 26,2 миллиарда рублей. На эти деньги планировалось разработать ракету "Ангара-А5" для Восточного и провести ее летные испытания, включающие три пуска.
В материалах "Роскосмоса", что теперь на ОКР "Амур" должны потратить 45,5 миллиарда рублей.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.10 / 5
сапёрный танк
 
russia
62 года
Слушатель
Карма: +84.20
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 20,430
Читатели: 46
Цитата: TAU от 06.08.2020 01:28:46В смысле? Аварии у Маска были. Слава Богу, без человеческих жертв.

.........В смысле катастрофы, а не аварии. То есть с гибелью экипажа.
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
  • +0.11 / 7
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +237.78
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,425
Читатели: 7
Цитата: ленивый черепах от 06.08.2020 09:18:031 полет на Луну (по ихней программе "артемис")
2 полет на Марс
3 запуск единовременного большого количества старлинков на орбиту.
4 запуск любого большого и тяжелого груза на орбиту.

1. Теоретически - да. А практически - где план-график?
2. "Раздел фантастики - на другом этаже" (с)
3. Их же не ворохом надо вытрясти в одном месте, а развезти по разным орбитам. Обычными Falcon получается удобнее и дешевле.
4. Какого? И зачем под это делать Старшип, если и так есть Delta IV Heavy?
  • +0.11 / 5
Внимательный
 
russia
Слушатель
Карма: +23.07
Регистрация: 15.09.2010
Сообщений: 6,355
Читатели: 1
Российский модуль «Наука» должен был стать частью Международной космической станции еще 11 лет назад, но до сих пор остается на Земле. Несколько лет назад сначала в его трубопроводах, а затем и топливных баках нашли металлическую стружку, которая могла оставить его на земле навсегда. В минувшую пятницу Роскосмос объявил, что модуль в ближайшие дни все же отправится на Байконур. Судя по всему, решение о пуске было именно волевым: трубопроводы заменили, а вот от стружки в баках полностью избавиться не удалось — но теперь считается, что двигателям модуля она не повредит.
Последний из клана ТКС
Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ, официально МЛМ-У, о смысле этого «У» мы расскажем ниже) «Наука» — это дублер «Зари», с которой в 1998 году началась Международная космическая станция. Оба они «наследники» советского пилотируемого корабля ТКС (транспортный корабль снабжения). Этот корабль еще в советские времена несколько раз летал в беспилотном режиме к орбитальным станциям, но от него в итоге отказались в пользу значительно более дешевых и легких «Союзов». 

1998 год. Снимок «Зари» с борта шаттла «Индевор», который везет на стыковку к ней первый американский модуль, «Юнити»


На базе функционально-грузового блока (ФГБ) этого корабля были построены модули для станции «Мир»: «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа», еще один ФГБ до этого поработал буксиром для «Кванта-1», самого первого модуля «Мира». После того, как «Заря» вышла на орбиту и успешно образовала там пару с американским «Юнити», на Земле остался последний из «клана транспортных кораблей снабжения» — готовый на 80 процентов ФГБ-2. Его начали строить в 1995 году на случай, если с «Зарей» что-то пойдет не так, и не стали доделывать.

Скрытый текст
"Граница России НИГДЕ не заканчивается"(с) В.В.Путин

"А они просто сдохнут. Потому что они даже покаяться не успеют", - сказал Путин, отвечая на вопрос о том, что будет, если по России нанесут ядерный удар.
  • +0.13 / 10
iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +46.91
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,213
Читатели: 1
Цитата: Внимательный от 06.08.2020 12:48:23Последний из клана ТКС

А дальше что? РН новых чуть ли не десяток проектов, КК тоже несколько штук. А по модулям для КС - есть ли разработки? 
  • +0.00 / 0
TAU
 
Слушатель
Карма: +52.92
Регистрация: 24.07.2008
Сообщений: 4,145
Читатели: 0
Цитата: ленивый черепах от 06.08.2020 09:21:16любое событие из того списка...  и т.д.

Нет никакого "и т.д.". И события из списка - не любые. См. выше мое послание - нелинейное расстояние между пунктами списка. Экспоненциальное скорее. И до Марса ента кастрюля не допрыгнет - может записать куда хотите мой прогноз. Главное - чтобы последствия провала были не чересчур тяжелыми...
  • +0.02 / 1
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: Савин от 06.08.2020 14:09:38Каким боком эта кастрюля к Артемис? Там SLS+Orion.

Вообще, SLS+Orion — это только до лунной орбиты, на саму высадку НАСА проводило конкурс среди частников, и троица финалистов: Blue Origin, Dynetics и SpaceX. Но "эта кастрюля" там таки никаким боком. Там будет посадочный модуль, запускаемый с Super Heavy, вроде так по текущим планам.
  • +0.07 / 3
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +169.24
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,669
Читатели: 2
Цитата: basilevs от 06.08.2020 10:59:234. Какого? И зачем под это делать Старшип, если и так есть Delta IV Heavy?

Delta IV Heavy выводит на НОО 28 тонн.
Читал, что Старшип, как последняя ступень Фэлкон Хэви по планам Маска должен доставить 100 тонн.
Но это по планам Маска просто бонус. Основное назначение - Луна. Может быть Марс.
Пока писал у Маска всё поменялось. Веселый
Теперь это будет BFR. 150 тонн на НОО.
https://www.spacex.com/media/making_life_multiplanetary_transcript_2017.pdf

Свежак. https://www.spacex.com/vehicles/starship/
Осетра урезали, написав 100т+ на НОО.
Но добавили длины - 120 метров.
Отредактировано: aspb - 06 авг 2020 17:07:44
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.09 / 4
Портос
 
ussr
Paris
60 лет
Слушатель
Карма: +42.31
Регистрация: 06.09.2007
Сообщений: 20,914
Читатели: 37
Цитата: aspb от 06.08.2020 16:38:19Delta IV Heavy выводит на НОО 28 тонн.
Читал, что Старшип, как последняя ступень Фэлкон Хэви по планам Маска должен доставить 100 тонн.
Но это по планам Маска просто бонус. Основное назначение - Луна. Может быть Марс.
Пока писал у Маска всё поменялось. Веселый
Теперь это будет BFR. 150 тонн на НОО.
https://www.spacex.com/media/making_life_multiplanetary_transcript_2017.pdf

Свежак. https://www.spacex.com/vehicles/starship/
Осетра урезали, написав 100т+ на НОО.
Но добавили длины - 120 метров.

Надо иметь очень развитое воображение, чтоб в последнем успешном подпрыгивании увидеть всё это.
Насколько я понял это испытания двигателя Raptor для Starship.
Поправьте меня Starship на первой ступени должен иметь 31 двигатель  Raptor, на второй ступени 6 двигателей.
Вот сколько он на видео работал, это и есть рекорд.

"4 февраля 2019 года было проведено первое огневое испытание лётного образца двигателя. Испытание продолжалось 2 секунды при давлении 170 бар, достигнута тяга 116 тс [1 137 кН], что составляет 60 % от номинального значения" (ц)

как бы прогресс на лицо, ещё немного и Луна.
"Всякий слышит лишь то, что понимает"
ПЛАВТ, (III в. до н.э.)

"полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация". (ц) Отто Маул
  • +0.19 / 11
Foxhound
 
ussr
Москва
37 лет
Слушатель
Карма: +93.10
Регистрация: 18.02.2011
Сообщений: 13,007
Читатели: 6
Цитата: Портос от 06.08.2020 18:29:41Надо иметь очень развитое воображение, чтоб в последнем успешном подпрыгивании увидеть всё это.
Насколько я понял это испытания двигателя Raptor для Starship.
Поправьте меня Starship на первой ступени должен иметь 31 двигатель  Raptor, на второй ступени 6 двигателей.
Вот сколько он на видео работал, это и есть рекорд.

"4 февраля 2019 года было проведено первое огневое испытание лётного образца двигателя. Испытание продолжалось 2 секунды при давлении 170 бар, достигнута тяга 116 тс [1 137 кН], что составляет 60 % от номинального значения" (ц)

как бы прогресс на лицо, ещё немного и Луна.

А чем это лучше обычных супертяжей? Полная многоразовость?
А может хватит повторять за западом слово санкции? Ведь реально это "санкции мирового сообщества к виновному" а разрыв части отношений с некоторыми странами!
  • +0.02 / 2
Портос
 
ussr
Paris
60 лет
Слушатель
Карма: +42.31
Регистрация: 06.09.2007
Сообщений: 20,914
Читатели: 37
Цитата: Foxhound от 06.08.2020 18:31:08А чем это лучше обычных супертяжей? Полная многоразовость?

Мне пока не удаётся разглядеть просто ракетоноситель с двигателем такого ресурса.

А уж супертяжи представлять видя это, я столько не выпью.  
"Всякий слышит лишь то, что понимает"
ПЛАВТ, (III в. до н.э.)

"полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация". (ц) Отто Маул
  • +0.16 / 9
перегрев
 
56 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: Портос от 06.08.2020 18:29:41Надо иметь очень развитое воображение, чтоб в последнем успешном подпрыгивании увидеть всё это.
Насколько я понял это испытания двигателя Raptor для Starship.
Поправьте меня Starship на первой ступени должен иметь 31 двигатель  Raptor, на второй ступени 6 двигателей.
Вот сколько он на видео работал, это и есть рекорд.

"4 февраля 2019 года было проведено первое огневое испытание лётного образца двигателя. Испытание продолжалось 2 секунды при давлении 170 бар, достигнута тяга 116 тс [1 137 кН], что составляет 60 % от номинального значения" (ц)

как бы прогресс на лицо, ещё немного и Луна.

Всё-таки не перестаю удивляться причудам Илона нашего Маска. 170 бар на 60% от номинала это всего лишь 283 бар на номинальном режиме, при этот температура окислительного газа аж 811 Кельвинов. За каких хреном он заморочился со схемой "газ-газ" для абсолютно не рекордных величин давлений (мы их без всяких извратов получаем) решительно не понятно. Я б ещё понял, если б температура окислительного газа была градусов 650 Кельвинов, но 811 (!!!!). В общем, чудны дела твои Господи и пути неисповедимы!
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.19 / 12
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +513.07
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,006
Читатели: 25
Цитата: перегрев от 06.08.2020 21:09:28Всё-таки не перестаю удивляться причудам Илона нашего Маска. 170 бар на 60% от номинала это всего лишь 283 бар на номинальном режиме, при этот температура окислительного газа аж 811 Кельвинов. За каких хреном он заморочился со схемой "газ-газ" для абсолютно не рекордных величин давлений (мы их без всяких извратов получаем) решительно не понятно. Я б ещё понял, если б температура окислительного газа была градусов 650 Кельвинов, но 811 (!!!!). В общем, чудны дела твои Господи и пути неисповедимы!

Культ карго?
Типа, делаем всё как у взрослых, но ради чего  это делается - не знаем?Улыбающийся
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.07 / 4
перегрев
 
56 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: Topgun от 05.08.2020 09:56:47...
единственное в видео меня напрягло пламя сбоку двигателя
...

Судя по всему это небольшая, но заметная негерметичность по входу Г. Метан прикурил от основного факела при запуске. Коли так, то Маску в этот раз оччень крупно повезло.
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.21 / 13
перегрев
 
56 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: НАлЕ от 06.08.2020 21:16:48Культ карго?
Типа, делаем всё как у взрослых, но ради чего  это делается - не знаем?Улыбающийся

Да нет, скорее всего типичная для американцев истовая и непоколебимая вера в своё собственное технологическое всемогущество. Небезосновательная, чего греха таить, но в случае с Раптором принятые конструктивные решения выглядят по меньшей странно. "Газ-газ" для того и делают, что бы снизить температуру в газовом тракте. А здесь аж 811 Кельвинов! У семейства "стосемидесятых" 820-840, стоило ради 20 градусов огород городить? Плюс ко всему, опять же рекорд по величине давления в КС так и не побили, выражаясь спортивным языком.
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.20 / 13
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +513.07
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,006
Читатели: 25
Цитата: перегрев от 06.08.2020 21:23:12Да нет, скорее всего типичная для американцев истовая и непоколебимая вера в своё собственное технологическое всемогущество. Небезосновательная, чего греха таить, но в случае с Раптором принятые конструктивные решения выглядят по меньшей странно. "Газ-газ" для того и делают, что бы снизить температуру в газовом тракте. А здесь аж 811 Кельвинов! У семейства "стосемидесятых" 820-840, стоило ради 20 градусов огород городить? Плюс ко всему, опять же рекорд по величине давления в КС так и не побили, выражаясь спортивным языком.

Дык, это и есть "культ карго".
Слышали модное "газ-газ", давайте и мы забабахаем. А зачем этот самый "газ-газ" нужен - это уже выше понимания.
Понятно, что я несколько утрирую и ёрничаю.
А с другой стороны, надо же посмотреть, что у них получится с сочетанием вес/тяги и удельный импульс? 
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.06 / 4
перегрев
 
56 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: TAU от 05.08.2020 01:27:47У меня вообще вот есть большие сомнения: а есть ли смысл делать двигатели с рекордными параметрами (удельного импульса, давления в камере сгорания, и пр.)?

"Хороший вопрос! Так всегда говорят люди, которые не знают, как на него ответить"© Самое интересное, что наш исторический дискурс в большие давления был обусловлен желанием сэкономить деньги. Страна не имела оборудования для высокоточной механической, термической, гальванической и пр. обработки крупногабаритных деталей. И для обеспечения требуемой тяги вынужденно приходилось поднимать давление. С РД-170 и четырех камерная схема и уровень давления были выбраны потому, что:
1. Имелся большой задел камер от боевых двигателей, которые сразу можно было использовать для отработки.
2. Имелась технологическая оснастка для их изготовления.
А так-то однокамерный вариант вполне смотрелся, но окончательный выбор был сделан из сугубо прагматичных соображений – он позволял сократить время и сэкономить деньги.
Всё что делается сейчас по ЖРД всё делается для вполне умеренных давлений. Ну, почти всё...
Цитата: TAU от 05.08.2020 01:27:47Мне кажется, упор должен быть на надежности и дешевизне.

Ну РД-180 показал, что и при очень высоких внутридвигательных параметрах высокую надёжность вполне можно обеспечить. Правда, с помощью американцев. Рискуя навлечь праведный гнев "особо патриотической" тусовки скажу вещь малоизвестную и заведомо непопулярную. Система контроля качества изготовления РД-180 сделана в соответствии с американскими стандартами. Причём по категоричному и необсуждаемому требованию – делать так.
Что до цены, то несмотря на то, что в каждом ТЗ есть раздел "Технико-экономические требования", не знаю ни одного случая, когда проектирование двигателя велось исходя из условия непревышения определенной цены при серийном производстве. Просто это очень сложно сделать. По факту делается так, цена в ТЗ отдельно, проектирование отдельно потому, что как то или иное конструктивное решение повлияет на итоговую цену сказать очень сложно. Делаются конечно какие-то прикидки, но исключительно по принципу "три пэ".
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.34 / 21
Topgun
 
Слушатель
Карма: -0.82
Регистрация: 06.03.2019
Сообщений: 151
Читатели: 0
Цитата: перегрев от 06.08.2020 21:23:12Да нет, скорее всего типичная для американцев истовая и непоколебимая вера в своё собственное технологическое всемогущество. Небезосновательная, чего греха таить, но в случае с Раптором принятые конструктивные решения выглядят по меньшей странно. "Газ-газ" для того и делают, что бы снизить температуру в газовом тракте. А здесь аж 811 Кельвинов! У семейства "стосемидесятых" 820-840, стоило ради 20 градусов огород городить? Плюс ко всему, опять же рекорд по величине давления в КС так и не побили, выражаясь спортивным языком.

все же СССР в "калошах"(ракетных двигателях) был впереди планеты всей 
ну и я думаю со временем они его будут допиливать - Мерлин они потихоньку допиливали (когда им занимались)
возможно и конвеер (который они хотят сделать - двигателей нужно много) накладывает свои ограничения, гальваникой не побалуешься - нужно "шнеля, шнеля"...
такое ИМХО
  • +0.00 / 0
Explorer-2000
 
canada
Слушатель
Карма: -76.02
Регистрация: 29.12.2015
Сообщений: 3,761
Читатели: 1

Аккаунт заблокирован
Цитата: Topgun от 06.08.2020 22:04:37все же СССР в "калошах"(ракетных двигателях) был впереди планеты всей 
ну и я думаю со временем они его будут допиливать - Мерлин они потихоньку допиливали (когда им занимались)
возможно и конвеер (который они хотят сделать - двигателей нужно много) накладывает свои ограничения, гальваникой не побалуешься - нужно "шнеля, шнеля"...
такое ИМХО

Ну это вопрос спорный, на паре кислород-водород они уже более полувека эксплутируют двигатели, твердотопливные тут с ними вообще трудно соревноваться, ну а РД-171\180\191 так тут вопрос а имеет ли смысл такие разрабатывать.
  • -0.08 / 5
Сейчас на ветке: 34, Модераторов: 0, Пользователей: 9, Гостей: 8, Ботов: 17
 
DMAN , Superwad , avb , crazykot , А75 , Асгл , Горец , НАлЕ , Сергей_СПб