Обсуждение космических программ

8,764,476 39,453
 

сапёрный танк
 
russia
62 года
Слушатель
Карма: +84.16
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 20,425
Читатели: 46
Цитата: basilevs от 26.08.2020 12:34:20Тем не менее - именно на ионниках многие спутники чапают своим ходом на запланированную геостационарную орбиту. Медленно, печально, но верно.

.......Так мы с Волжанином вроде как о буксире речь вели. И он утверждал, что оный буксир будет "летать" аки сокол.
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
  • +0.06 / 5
  • Комментировать
Волжанин
 
55 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,180
Читатели: 4
Цитата: сапёрный танк от 26.08.2020 12:39:02.......Так мы с Волжанином вроде как о буксире речь вели. И он утверждал, что оный буксир будет "летать" аки сокол.

Неправда ваша Улыбающийся.
Я говорил, что он сможет не торопясь окучить требуемые орбиты. Надо развезти с десяток спутников и расставить в "нужных местах" - он это не торопясь сделает. Пусть и за неделю. Главное их на НОО закинуть.  
Или например, требуется на дорогом спутнике заменить деградировавшие солнечные панели. Чух-чух туда забрал и обратно на сервисную станцию. Заменили. Чух-чух вернул на место и обратно сам вернулся. Ляпота!
Отредактировано: Волжанин - 26 авг 2020 13:00:04
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.00 / 0
  • Комментировать
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: Волжанин от 26.08.2020 12:05:27У ионника низкая не скорость, а ускорение. Система будет иметь малое но долгое ускорение, что приведёт к скорости выше, чем от хим. движка. Т.ч. лететь он будет быстро и весело.
Соответственно обе концепции, это следующий этап космонавтики.

Так переход между орбитами - это и есть изменение скорости, то бишь ускорение. Ключевое значение имеет, насколько быстро вы можете изменить скорость. Если буксир будет 2-3 недели переходить с НОО на целевую орбиту, а потом столько же возвращаться за следующим спутником, то концепция получается, мягко говоря, сомнительная. Целесообразнее действовать по старинке - каждому спутнику приделать разгонный блок на химии.
  • +0.00 / 0
  • Комментировать
EugeneZ
 
russia
Южная Сибирь
Слушатель
Карма: +2.57
Регистрация: 09.02.2010
Сообщений: 603
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 26.08.2020 12:34:20Тем не менее - именно на ионниках многие спутники чапают своим ходом на запланированную геостационарную орбиту. Медленно, печально, но верно.

А ещё и поддерживают точку стояния длительное время, что на химических двигателях проблематично.
  • +0.06 / 2
  • Комментировать
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: Волжанин от 26.08.2020 12:14:18Эффект Оберта - при скорости, превышающей половину скорости реактивной струи, кинетическая энергия может превысить потенциальную химическую энергию.
Суть эффекта Оберта в том, что включение двигателя имеет максимальную эффективность на низкой орбите или в перигее высокоэллиптической орбиты.

ЦитатаЯ не знаю, применим ли этот эффект к электрореактивным двигателям.
Не очень применим именно из-за того, что ионнику требуются дни работы, чтобы сообщить кораблю существенное приращение скорости. А эффект Оберта работает, когда можно краткосрочным ускорением успеть передать большой импульс.

Именно поэтому ЯРД на бумаге гораздо предпочтительнее. "Всего лишь" вдвое больший удельный импульс позволяет квадратично сократить объем требуемого рабочего тела, не сильно теряя в манёвренности по сравнению с химией. Главная проблема, с которой сталкиваются ЯРД - это недолговечность, если бы её удалось решить, то эти двигатели оказались бы вне конкуренции.

ЦитатаНо сейчас скорость истечения рабочего газа у нашего ионника - 70 км/сек. (и это не предел, в перспективе можно и до 200 км/сек).
Соответственно, если корабль достигнет скорости 20-30 км/сек, это даст новые возможности в космосе.
Такие скорости могли бы иметь практическое значение только для дальней межпланетки - типа перелётов к Марсу и дальше. Но и там ионник сталкивается с определёнными проблемами: приближаясь к целевой планете, корабль в любом случае движется по гиперболической траектории, и снизить скорость ниже 2-й космической он просто физически не успеет за время пролёта. То есть нужны тормозные двигатели высокой тяги дополнительно к ионникам, вместе с соответствующим запасом топлива.
  • +0.11 / 7
  • Комментировать
Волжанин
 
55 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,180
Читатели: 4
Цитата: mse от 26.08.2020 13:26:52Тяга. Тяга у него низкая. А ускорение, это уже слеццтвие...

Масса. Масса (выбрасываемого рабочего газа в секунду) у него малая . А тяга, это уже слеццтвие...
.
А вообще был разговор про печальную скорость, потому и было сказано про ускорение (печальное но долгое), которое в итоге приведёт к весёлой скорости.
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.03 / 1
  • Комментировать
Волжанин
 
55 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,180
Читатели: 4
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 13:34:05
Скрытый текст


Такие скорости могли бы иметь практическое значение только для дальней межпланетки - типа перелётов к Марсу и дальше. Но и там ионник сталкивается с определёнными проблемами: приближаясь к целевой планете, корабль в любом случае движется по гиперболической траектории, и снизить скорость ниже 2-й космической он просто физически не успеет за время пролёта. То есть нужны тормозные двигатели высокой тяги дополнительно к ионникам, вместе с соответствующим запасом топлива.

Я уже здесь задавал вопрос про торможение.
Спецы (кто-то из "зубров") уверено заявили, что корабль вполне может не торопясь развернуться и затормозить. Рабочий газ соответственно надо брать на 4 действия: туда на разгон, торможение и в обратную на разгон, торможение.
Если разворот невозможный манёвр, тогда действительно проблема.
Отредактировано: Волжанин - 26 авг 2020 13:42:26
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.00 / 0
  • Комментировать
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: Волжанин от 26.08.2020 13:36:44А вообще был разговор про печальную скорость, потому и было сказано про ускорение (печальное но долгое), которое в итоге приведёт к весёлой скорости.

Речь шла не об абсолютной величине скорости, а о том, насколько быстро будет достигаться целевая орбита. А достигаться она при малой тяге ионника будет медленно, срок будет идти на недели в одну сторону, по самой меньшей мере.
Кроме того, если бы все орбиты лежали в одной плоскости, это бы ещё хоть как-то могло взлететь. Но если вспомнить про такие штуки как наклон орбиты и долготу восходящего угла, смена этих параметров будет требовать просто гигантских затрат характеристичекой скорости. И, соответственно, больших затрат времени для ионного буксира. Так что идея универсального бегунка, таскающего туда-сюда спутники по разным орбитам, выглядит весьма утопично.
  • 0.00 / 3
  • Комментировать
Borisov
 
Слушатель
Карма: +0.34
Регистрация: 25.08.2020
Сообщений: 6
Читатели: 0
Цитата: Волжанин от 26.08.2020 12:36:20ЯРД имеет УИ на порядок меньше, чем у ионника,

Статью читать отказываетесь? принципиально? 
Вроде уже из цитат, которые я дал вполне понятно, почему разработчики используют предлагают ЯРД. 
Вам непонятно? Попробуйте тогда скачать всю статью. 
Цитатапри этом его перестали разрабатывать в 70-х.

Если вернутся к разработке ЯРД - будет предмет для разговора, а пока только схемы.

Еще одна цитата.
ЦитатаРазработка в 1965–1985 годах в КБХА ЯРД 11Б91 (РД-0410) тягой 35 кН была доведена до серии огневых испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне [2].
ЯЭУ требуемой электрической мощности может быть реализована на базе технологий, разрабатываемых в
рамках проекта ядерной энергодвигательной установки КА [3].



Я не считаю этичным выкладывать платную статью в интернет,  но если не знаете как оплатить и скачать, то я могу вам на электронную почту прислать её.
  • +0.05 / 3
  • Комментировать
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +237.75
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,425
Читатели: 7
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 13:34:05Не очень применим именно из-за того, что ионнику требуются дни работы, чтобы сообщить кораблю существенное приращение скорости. А эффект Оберта работает, когда можно краткосрочным ускорением успеть передать большой импульс.

Именно поэтому ЯРД на бумаге гораздо предпочтительнее. "Всего лишь" вдвое больший удельный импульс позволяет квадратично сократить объем требуемого рабочего тела, не сильно теряя в манёвренности по сравнению с химией. Главная проблема, с которой сталкиваются ЯРД - это недолговечность, если бы её удалось решить, то эти двигатели оказались бы вне конкуренции.


А насколько велик эффект Оберта? Это проценты или разы? Это я к тому, что имея на порядок больший импульс у ионника - может, и фиг с ним, с этим эффектом. Потому что на порядок больший импульс позволяет на два порядка сократить объём требуемого рабочего тела.
  • +0.03 / 2
  • Комментировать
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 13:54:30Кроме того, если бы все орбиты лежали в одной плоскости, это бы ещё хоть как-то могло взлететь. Но если вспомнить про такие штуки как наклон орбиты и долготу восходящего угла, смена этих параметров будет требовать просто гигантских затрат характеристичекой скорости.

Изменения наклона орбиты как раз наиболее эффективны при минимальных скоростях — в апоцентре. При определённых условиях изменение наклона круговой орбиты даже выгодно производить в три манёвра: переход на эллиптическую орбиту, изменение наклона в апоцентре, скругление орбиты обратно до исходной.
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 13:54:30И, соответственно, больших затрат времени для ионного буксира. Так что идея универсального бегунка, таскающего туда-сюда спутники по разным орбитам, выглядит весьма утопично.

Так многие спутники и сейчас чапают до целевых орбит месяцами и более, на электротяге. Почему бы и не таскать их универсальным бегунком, планово и размеренно? Или плановый грузопоток для лунной базы, например, обеспечивать. Самое то для ядерного грузовика. Утопично, ИМХО, применение в пилотируемой космонавтике.
  • +0.14 / 8
  • Комментировать
Sergey_64
 
Слушатель
Карма: -0.53
Регистрация: 29.07.2018
Сообщений: 1,149
Читатели: 0
Цитата: Borisov от 26.08.2020 14:14:10Статью читать отказываетесь? принципиально? 
Вроде уже из цитат, которые я дал вполне понятно, почему разработчики используют предлагают ЯРД.

Коллега Borisov, а вот в Центре Келдыша в рамках ОКР по ТЭМ надо было провести наземную отработку турбомашинного агрегата с параметрами: рабочее тело - гелий-ксеноновая смесь, температура рабочего тела на входе в турбину - 1500 К, мощность электрическая - 250 кВт, обороты - 60 000 в минуту, подвеска ротора - магнитная, расчётный ресурс - 100 000 часов (более 11 лет). Эта техническая задача в тысячи раз проще полёта на Марс.
Скажите пожалуйста, ОКР по турбомашинному агрегату уже завершён? Меня устроит любой ответ, в том числе и дипломатический.
Отредактировано: Sergey_64 - 26 авг 2020 15:03:38
  • +0.02 / 1
  • Комментировать
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: Волжанин от 26.08.2020 13:41:22Я уже здесь задавал вопрос про торможение.
Спецы (кто-то из "зубров") уверено заявили, что корабль вполне может не торопясь развернуться и затормозить. Рабочий газ соответственно надо брать на 4 действия: туда на разгон, торможение и в обратную на разгон, торможение.
Если разворот невозможный манёвр, тогда действительно проблема.

То, что тормозить нужно развернувшись - это я даже не оспариваю, это само собой разумеющийся факт.Улыбающийся Но тут нужно понимать, что динамика космического перелёта существенно сложнее, чем движение из точки А в точку Б по прямой. Нужно же не просто затормозить, нужно именно выровнять скорости по отношению к тому космическому телу, с которым сближаетесь. А если вы значительно разогнались, то вектор скорости космического аппарата и небесного тела могут сильно не совпадать.
Кроме того, если небесное тело обладает значительной гравитацией, то при сильном сближении оно ещё и разгоняет космический корабль. И если в перигее не дать значительный тормозящий импульс, можно просто пролететь мимо.
  • +0.00 / 0
  • Комментировать
Волжанин
 
55 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,180
Читатели: 4
Цитата: Sergey_64 от 26.08.2020 15:02:44Коллега Borisov, а вот в Центре Келдыша в рамках ОКР по ТЭМ надо было провести наземную отработку турбомашинного агрегата с параметрами: рабочее тело - гелий-ксеноновая смесь, температура рабочего тела на входе в турбину - 1500 К, мощность электрическая - 250 кВт, обороты - 60 000 в минуту, подвеска ротора - магнитная, расчётный ресурс - 100 000 часов (более 11 лет). Эта техническая задача в тысячи раз проще полёта на Марс.
Скажите пожалуйста, ОКР по турбомашинному агрегату уже завершён? Меня устроит любой ответ, в том числе и дипломатический.

/турбомашинного агрегата с параметрами: рабочее тело - гелий-ксеноновая смесь, температура рабочего тела на входе в турбину - 1500 К, мощность электрическая - 250 кВт, обороты - 60 000/

Это требования к агрегату отмеченному на схеме:
https://patentimages.storage.googleapis.com/85/b6/eb/01b51f7d6a4846/RU2522971C1.pdf
номерами 6,7,8 ?
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.04 / 2
  • Комментировать
ЮрийР
 
russia
Слушатель
Карма: +76.95
Регистрация: 03.08.2008
Сообщений: 698
Читатели: 0
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 15:14:56То, что тормозить нужно развернувшись - это я даже не оспариваю, это само собой разумеющийся факт.Улыбающийся Но тут нужно понимать, что динамика космического перелёта существенно сложнее, чем движение из точки А в точку Б по прямой. Нужно же не просто затормозить, нужно именно выровнять скорости по отношению к тому космическому телу, с которым сближаетесь. А если вы значительно разогнались, то вектор скорости космического аппарата и небесного тела могут сильно не совпадать.
Кроме того, если небесное тело обладает значительной гравитацией, то при сильном сближении оно ещё и разгоняет космический корабль. И если в перигее не дать значительный тормозящий импульс, можно просто пролететь мимо.

Утверждение не верно.
Плоскость орбиты входа легко выбирается на удаленном участке межпланетной траектории за счет минимального приращения или замедления скорости. Планета движется по орбите и вращается. Зная эти параметры можно "попасть" в любую плоскость.
Гиперболические траектории подразумевают движение на маршевом участке со скоростью выше Гомановской - соответственно половину маршевого участка (если хватит ресурса ДУ) корабль ускоряется, половину - замедляется и к цели подходит со скоростью достаточной для захвата гравитацией. Это все так же обсчитывается без проблем - тривиальная задача орбитальной механики. 
Проблема в ресурсе и резервировании ДУ а не в обсчете траектории. Если ДУ выйдет из строя то корабль унесет непойми куда, в отличие от традиционного высокоимпульсного и короткого ускорения на старте.
  • +0.15 / 8
  • Комментировать
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: Alexxey от 26.08.2020 14:43:12Изменения наклона орбиты как раз наиболее эффективны при минимальных скоростях — в апоцентре. При определённых условиях изменение наклона круговой орбиты даже выгодно производить в три манёвра: переход на эллиптическую орбиту, изменение наклона в апоцентре, скругление орбиты обратно до исходной.
Так ионник в любом случае не может дать значительный импульс в какой-то определённой точке. Поэтому любое изменение орбиты происходит очень плавно, в течение многих витков, на каждом последующем витке орбита лишь незначительно отличается от предыдущей.
Соответственно и ваше описание 3-х манёвров подходит только для двигателей большой тяги. У ионника это будет один очень долгий многонедельный манёвр.

ЦитатаТак многие спутники и сейчас чапают до целевых орбит месяцами и более, на электротяге. Почему бы и не таскать их универсальным бегунком, планово и размеренно? Или плановый грузопоток для лунной базы, например, обеспечивать. Самое то для ядерного грузовика. Утопично, ИМХО, применение в пилотируемой космонавтике.
Как правило, на химии всё же выводят до переходной орбиты, а двигатели спутника только поднимают перигей.
Представьте, у вас задача раскидать несколько спутников по геостационару. Ракета-носитель выводит группу спутников на геопереходную орбиту. Теперь, за счёт того, что период геопереходной орбиты меньше геостанционарной, каждый раз когда вы оказываетесь в апогее, вы просто выпускаете по одному спутнику, который включает свой двигатель и поднимает орбиту.

Теперь, что будет происходить если у вас один на всех буксир? Буксир должен взять один спутник, разгонаться вместе с ним от геопереходной орбиты до стационарной, затем вновь затормозиться до геопереходной орбиты, чтобы взять второй спутник и сделать то же самое... Однозначно это всё будет гораздо дольше, и непонятно в чём выигрыш.
И это только случай если целевые орбиты всех спутников в одной плоскости. Растаскивать их буксиром по разным плоскостям? Это последнему спутнику придётся годы ждать, прежде чем до него дойдёт очередьУлыбающийся
  • +0.05 / 3
  • Комментировать
sharp89
 
Слушатель
Карма: -1.15
Регистрация: 15.03.2019
Сообщений: 2,320
Читатели: 2
Цитата: ЮрийР от 26.08.2020 15:28:01Гиперболические траектории подразумевают движение на маршевом участке со скоростью выше Гомановской - соответственно половину маршевого участка (если хватит ресурса ДУ) корабль ускоряется, половину - замедляется и к цели подходит со скоростью достаточной для захвата гравитацией.

Захват гравитацией без тормозящего импульса у целевой планеты невозможен. Требуется в любом случае либо двигательный импульс, либо аэродинамическое торможение, либо гравитационный манёвр в системе спутников. Последнее, впрочем, может быть как-то актуально только для планет с массивными спутниками - т.е. гигантов.
ЦитатаЭто все так же обсчитывается без проблем - тривиальная задача орбитальной механики.

Безусловно, обсчитывается, кто же с этим спорит? Просто нужно понимать, что малая тяга ионника накладывает свои ограничения, поэтому на идеи типа долёта до Марса за месяц-два нужно смотреть трезво. Ионник мог бы долететь до Марса за такой срок, но без двигателей высокой тяги он с гарантией пролетит мимо. 
Реалистичные сроки долёта до Марса для корабля с характеристиками типа ТЭМ - это 4-5 месяцев.
  • +0.00 / 0
  • Комментировать
ЮрийР
 
russia
Слушатель
Карма: +76.95
Регистрация: 03.08.2008
Сообщений: 698
Читатели: 0
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 15:52:36Захват гравитацией без тормозящего импульса у целевой планеты невозможен. Требуется в любом случае либо двигательный импульс, либо аэродинамическое торможение, либо гравитационный манёвр в системе спутников. Последнее, впрочем, может быть как-то актуально только для планет с массивными спутниками - т.е. гигантов.

Безусловно, обсчитывается, кто же с этим спорит? Просто нужно понимать, что малая тяга ионника накладывает свои ограничения, поэтому на идеи типа долёта до Марса за месяц-два нужно смотреть трезво. Ионник мог бы долететь до Марса за такой срок, но без двигателей высокой тяги он с гарантией пролетит мимо. 
Реалистичные сроки долёта до Марса для корабля с характеристиками типа ТЭМ - это 4-5 месяцев.

Да почему он мимо то пролетит, если график снижения скорости делает ее меньше скорости убегания в перицентре (рядом с целью)? 
выйдет он на высокоэллиптическую орбиту - никуда не денется.
А то что вы транзитную скорость начали гасить 2 недели назад для уравнений не важно, честное слово.  Халявой гравитационного воздействия цели в перицентре воспользоваться почти не удастся, а маневр завершится все равно как посчитано.
Отредактировано: ЮрийР - 26 авг 2020 16:35:22
  • +0.02 / 1
  • Комментировать
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 15:37:52Так ионник в любом случае не может дать значительный импульс в какой-то определённой точке. Поэтому любое изменение орбиты происходит очень плавно, в течение многих витков, на каждом последующем витке орбита лишь незначительно отличается от предыдущей.

Замечание касалось "гигантских затрат характеристичекой скорости" на смену наклона орбиты из-за эффекта Оберта. Насчёт манёвров, связанных со значительным изменением скорости спору нет, выгоднее всего их совершать в максимальной близости от перицентра (в этом легко убедиться, если попробовать найти наилучший вариант торможения предмета, сброшенного с высоты — дешевле всего (с т.з. ХС) обходится торможение в последний момент у Земли), т.е. на максимальной скорости и за малое время.
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 15:37:52Теперь, что будет происходить если у вас один на всех буксир? Буксир должен взять один спутник, разгонаться вместе с ним от геопереходной орбиты до стационарной, затем вновь затормозиться до геопереходной орбиты, чтобы взять второй спутник и сделать то же самое... Однозначно это всё будет гораздо дольше, и непонятно в чём выигрыш.
И это только случай если целевые орбиты всех спутников в одной плоскости. Растаскивать их буксиром по разным плоскостям? Это последнему спутнику придётся годы ждать, прежде чем до него дойдёт очередьУлыбающийся

А зачем нам в этом случае геопереходная? РН выводит весь табор на НОО, без разведения, одним куском. Буксир их подбирает и везёт спокойно и медленно, по спирали, до самой ГСО, где развозит по местам. Если расфантазироваться, то попутно кого-то заправляет, с кого-то груз снимает, и так же спускается обратно. Важно, чтобы время вывода при этом было не критичным, ну так и сейчас многие спутники занимают рабочее положение лишь через месяцы после выведения.
  • +0.11 / 6
  • Комментировать
EugeneZ
 
russia
Южная Сибирь
Слушатель
Карма: +2.57
Регистрация: 09.02.2010
Сообщений: 603
Читатели: 0
Цитата: sharp89 от 26.08.2020 15:37:52...
И это только случай если целевые орбиты всех спутников в одной плоскости. Растаскивать их буксиром по разным плоскостям? Это последнему спутнику придётся годы ждать, прежде чем до него дойдёт очередьУлыбающийся

Разными буксирамиУлыбающийся
  • +0.05 / 3
  • Комментировать
Сейчас на ветке: 36, Модераторов: 0, Пользователей: 6, Гостей: 9, Ботов: 21
 
avb , mich , unigo , zdrav , Ивиан Корн , НАлЕ