Обсуждение космических программ

8,755,687 39,411
 

Прокруст
 
Слушатель
Карма: +0.96
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,435
Читатели: 1
Цитата: НАлЕ от 08.10.2020 23:01:05ИМХО, торможение  только атмосферой - это путь ступени в утиль.

Таки можно было вместо выбора торможения движком, выбрать парашют. А еще есть идея ловить ракету с парашютом подсекая вертолетом.
К сожалению вполне закономерно выбрано решение от Маска. Ибо оно уже доказало работоспособность.
PS.
И все же жаль, чисто парашютную посадку было бы проще реализовать.
  • -0.01 / 1
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +237.38
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,415
Читатели: 7
Цитата: Прокруст от 09.10.2020 09:05:57И все же жаль, чисто парашютную посадку было бы проще реализовать.

Посадка на парашюте имеет очень сильные ограничения по ветру. Посадка "по ракетному" - существенно более "всепогодная". Поскадка "по самолётному", ИМХО, ещё более устойчивая к погодным условиям. Так что про "крылышки" я бы не забывал - этот вариант тоже должны прорабатывать. Просто там свои косяки начинают вылезать - поперечные, а не продольные нагрузки на ракету.
  • +0.17 / 9
ленивый черепах
 
burkina_faso
Слушатель
Карма: -46.45
Регистрация: 04.08.2018
Сообщений: 1,306
Читатели: 0
Цитата: Alexxey от 08.10.2020 23:56:38Даже если забыть об атмосфере (например, при посадке на поверхность безатмосферной планеты), всё равно тормозить в последний момент энергетически выгоднее, чем по чуть-чуть в процессе падения. Чем медленнее (и дольше) будет падать ступень, тем большую работу по её разгону успеет совершить гравитация и тем больше суммарно энергии должен будет потратить двигатель для её компенсации. Понятно, что в реальности "последний момент" — это должен быть некий ненулевой отрезок времени, чтобы были приемлемые перегрузки, оставалось время для манёвра и т.д.

гм, я не уверен насчет безатмосферного случая. Падение ступени с некоторой высоты H,  по сути является превращением потенциальной энергии ступени, на высоте H, которая равна (подсматриваем в гуглеПодмигивающий )  П = mgH. ... и она вся превращается в кинетическую, К = mv2/2
Нам надо сесть с нулевой скоростью, то есть занулить эту кинетическую энергию, вернее, кому-то ее отдать. Если есть атмосфера, то часть энергии можно отдать ей, и это точно нам в плюс, в плане топлива, а если ее нет, то кроме двигателя, никто кроме него за это и не возьмется ) И тут уже начинаются сложности, поскольку когда работает двигатель, масса m уменьшается, и тогда совсем не очевидно, когда нам включать двигатель - на 50-100% в конце, или на 10% по дороге вниз...
  • -0.04 / 2
Topgun
 
Слушатель
Карма: -0.82
Регистрация: 06.03.2019
Сообщений: 151
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 09.10.2020 09:42:17Посадка на парашюте имеет очень сильные ограничения по ветру. Посадка "по ракетному" - существенно более "всепогодная". Поскадка "по самолётному", ИМХО, ещё более устойчивая к погодным условиям. Так что про "крылышки" я бы не забывал - этот вариант тоже должны прорабатывать. Просто там свои косяки начинают вылезать - поперечные, а не продольные нагрузки на ракету.

прелесть "по ракетному" в том что у тебя есть фактически 2 изделия, "многоразовое" с ножками рулями итд которое возвращается, а сняв все это у тебя есть конкурентная одноразовая ракета
по самолётному так не выйдет, там корпус должен держать поперечные нагрузки и без крыльев и шасси там будет много "лишнего" алюминия в корпусе
ну а парашютное вы верно сказали + еще процесс поимки вертолетом + потом как все это хозяйство после поимки аккуратно на матушку землю положить чтоб не помять (я даже не представляю как это делать)
мне крылья нравятся, не нужно барж - прилетит куда нужно, но по ракетному проще сделать...
  • +0.05 / 3
Barsuk
 
russia
Слушатель
Карма: +30.56
Регистрация: 14.12.2008
Сообщений: 1,456
Читатели: 0
Цитата: ВТА от 08.10.2020 14:30:56Рогозин: компания Маска переоценена более чем в сто раз




Вы видео-то смотрели? Тогда вы или не поняли, что речь у Рогозина идет о переоцененной компании Тесла, которая к этой ветке не имеет ни малейшего отношения, или сознательно офтопите.
Компания же Маска, которая по теме форума, SpaceX, вообще никак не оценена, поскольку это непубличная компания.
◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘
  • +0.25 / 16
Волжанин
 
55 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,180
Читатели: 4
Цитата: НАлЕ от 08.10.2020 23:01:05ИМХО, торможение  только атмосферой - это путь ступени в утиль.

Вот, что по поводу спускаемой ступени говорит ответственный за реализацию проекта "Амур-СПГ" Игорь Пшеничников. Повторю его цитату:

"Центральный двигатель будет отвечать за посадку ступени обратно на Землю. В каждом полете он будет работать три раза: сначала он будет зажигаться при старте ракеты, второй раз двигатель будет срабатывать при торможении возвращаемой ступени в плотных слоях атмосферы, третий раз он будет запускаться уже у самой земли при мягкой посадке на "ноги". Если мы хотим запускать в будущем многоразовую ступень 100 раз, то центральный двигатель должен быть рассчитан, соответственно, на 300 запусков"...

Т.е. разработчиками планируется торможение у самой земли третьим включением двигателя. 
Возникает вопрос по второму запуску двигателя: это торможение в середине спуска или сразу при входе в верхние слои атмосферы?
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.09 / 4
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +237.38
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,415
Читатели: 7
Цитата: Волжанин от 09.10.2020 11:24:32Т.е. разработчиками планируется торможение у самой земли третьим включением двигателя. 
Возникает вопрос по второму запуску двигателя: это торможение в середине спуска или сразу при входе в верхние слои атмосферы?

Должно быть сразу при входе в верхние слои. Чтобы погасить скорость и не превратить её в оплавленный уголёк при нагреве. Опять же - улетит не так далеко от стартовой площадки.

PS: У Falcon 9 двигатель включается 4 раза - старт, торможение для более быстрого входа в атмосферу (boostback burn) для более точного попадания в посадочную площадку, торможение на входе в атмосферу (entry burn), торможение на приземлении.
Отредактировано: basilevs - 09 окт 2020 12:38:11
  • +0.12 / 6
Аладдин
 
bulgaria
София
Слушатель
Карма: +156.94
Регистрация: 05.08.2016
Сообщений: 2,182
Читатели: 1
Цитата: Николаич от 09.10.2020 08:50:27толку-то от постановки?
Ангару пилят, ибо остановиться уже не получится, так выходит.
слишком много потрачено времени и сил, слишком много обещаний роздано.
+ неизвестно, что выйдет с Союзами - Ангара хотя бы в металле есть, в производстве осваивается и два раза летала, готовится к третьему.
Но если нормально все будет с Союзами - получится, что все это вокруг Ангары было работой ради работы.
Коммерческому заказчику она будет не нужна - он, как я понимаю, с радостью вместо нее пойдет на Союз-5 (который замена Зенита) или 6 (когда для обычного Союза-2 тяжеловато, а для Зенита слишком легковесно), а она будет периодически аппараты для МО РФ выводить - ну должен же носитель работать.
Как носитель нового корабля - а он будет вообще, этот новый корабль?
Иностранные космонавты уходят к другому извозчику, а в нашем сегменте будет максимум три космонавта. С этим и Союз справится.
Полеты к Луне? А это не очередная сказочка?
Как-то так картина видится.

"Ангара" и "Союз" - это ракеты разных классов. 
 
"Союз" - средняя ракета. 
"Союз-6" ("Волга") с РД-180 будет иметь грузоподъемность 9.3 т/НОО. 
"Союз-7" ("Амур") с метановыми движками - 10.5 т/НОО с возвращаемой ступенью и 12.5 т/НОО без возвращения І ступени. 
"Союз-5" ("Иртыш") с РД-171МВ - 17.4 т/НОО. 
 
"Ангара" - тяжелая ракета.
"Ангара-А5" будет иметь грузоподъемность 24.5 т/НОО. 
"Ангара-А5В" с водородной третьей ступенью - 38 т/НОО.
 
Отредактировано: Аладдин - 09 окт 2020 12:41:54
  • +0.21 / 11
Аладдин
 
bulgaria
София
Слушатель
Карма: +156.94
Регистрация: 05.08.2016
Сообщений: 2,182
Читатели: 1
Цитата: Николаич от 09.10.2020 08:51:58Я из статьи понял, что да.
Носитель на СПГ планируется в одноразовом и многоразовом вариантах.
Союз-6 - легкая одноразовая ракета.

"Союз-СПГ" и "Союз-6" (РД-180) действительно имеют схожие характеристики по грузоподъемности. 
Но "Союз-6" разрабатывается и как элемент первой ступени сверхтяжелой ракеты "Енисей", а "Амур" (СПГ) будет дешевой лошадкой в среднем классе. 
Отредактировано: Аладдин - 09 окт 2020 12:59:41
  • +0.06 / 3
Николаич
 
russia
Магнитогорск
Слушатель
Карма: +26.24
Регистрация: 20.08.2009
Сообщений: 23,778
Читатели: 8

Бан в разделе до 20.04.2024 22:48
Цитата: Аладдин от 09.10.2020 12:38:09"Ангара" - тяжелая ракета.
"Ангара-А5" будет иметь грузоподъемность 24.5 т/НОО. 
"Ангара-А5В" с водородной третьей ступенью - 38 т/НОО.

Это да.
получается, что более легкие модификации Ангары при наличии Союзов смысла не имеют, и жизнеспособный проект начинается с А5.
с другой стороны, если из ступеней Союзов, как заявлено, будут тяжи и супертяжи собирать - и здесь вопросы возникнут.  
или тут сугубо нишевая ракета выходит - между средним Союзом-5 и будущим Иртышом.
И только в конфигурации А5.
Отредактировано: Николаич - 09 окт 2020 12:52:54
Горевать надо весело, тем более, что, судя по всему, горевать придется долго... (С. Юрский)
  • +0.04 / 2
Аладдин
 
bulgaria
София
Слушатель
Карма: +156.94
Регистрация: 05.08.2016
Сообщений: 2,182
Читатели: 1
Цитата: Николаич от 09.10.2020 12:51:46Это да.
получается, что более легкие модификации Ангары при наличии Союзов смысла не имеют, и жизнеспособный проект начинается с А5.
с другой стороны, если из ступеней Союзов, как заявлено, будут тяжи и супертяжи собирать - и здесь вопросы возникнут.

Да, АЗ с тремя УРМ, само собой, отпала. 
Но А-1.1 (2 т/НОО) и А-1.2 (3.5 т/НОО) вполне могут работать, если не появятся конверсионные или новые легкие ракеты типа "Байкал". 
  • +0.05 / 3
Волжанин
 
55 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,180
Читатели: 4
Цитата: basilevs от 09.10.2020 12:32:40Должно быть сразу при входе в верхние слои. Чтобы погасить скорость и не превратить её в оплавленный уголёк при нагреве. Опять же - улетит не так далеко от стартовой площадки.

PS: У Falcon 9 двигатель включается 4 раза - старт, торможение для более быстрого входа в атмосферу (boostback burn) для более точного попадания в посадочную площадку, торможение на входе в атмосферу (entry burn), торможение на приземлении.


В сравнении с данной схемой получается, что у нашей возвращаемой ступени отсутствует торможение на траектории в космическом пространстве. Второе включение двигателя при входе в плотные слои, третье перед приземлением.
Falcon начинает торможение в космосе, видимо, что бы ступень далеко не улетела от берега. У нас с расстояниями проще. 
В Казахстане первые ступени падают примерно в 350-400 км от Байконура.
По этой карте https://vlad-1917.livejournal.com/51132.html?utm_source=3userpost

место падения первой ступени, стартующей из Восточного - 300-430 км (участок РП511).
Отредактировано: Волжанин - 09 окт 2020 14:07:07
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.09 / 5
TAU
 
Слушатель
Карма: +53.18
Регистрация: 24.07.2008
Сообщений: 4,138
Читатели: 0
Цитата: Аладдин от 09.10.2020 12:59:12Но А-1.1 (2 т/НОО) и А-1.2 (3.5 т/НОО) вполне могут работать, если не появятся конверсионные или новые легкие ракеты типа "Байкал".

Есть еще "Союз-2.1в".
  • +0.00 / 0
TAU
 
Слушатель
Карма: +53.18
Регистрация: 24.07.2008
Сообщений: 4,138
Читатели: 0
Цитата: Аладдин от 09.10.2020 12:38:09"Ангара" и "Союз" - это ракеты разных классов. 
"Союз-5" ("Иртыш") с РД-171МВ - 17.4 т/НОО. 
... 
"Ангара-А5" будет иметь грузоподъемность 24.5 т/НОО.

Не вижу значимой разницы.
  • -0.08 / 4
сапёрный танк
 
russia
62 года
Слушатель
Карма: +83.70
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 20,419
Читатели: 46
Цитата: ВТА от 09.10.2020 00:31:22Вы так говорите, как-будто должны были.

.......Виноват! Нечаянно я.Грустный
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
  • 0.00 / 2
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +512.80
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,002
Читатели: 25
Цитата: Прокруст от 09.10.2020 09:05:57...
И все же жаль, чисто парашютную посадку было бы проще реализовать.

Не стоит быть столь однозначным.
На Энергии  была заложена парашютная система, но она многим очень не нравилась. Постоянно прорабатывали "альтернативные варианты".
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.10 / 5
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +512.80
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,002
Читатели: 25
Цитата: Волжанин от 09.10.2020 11:24:32...
Возникает вопрос по второму запуску двигателя: это торможение в середине спуска или сразу при входе в верхние слои атмосферы?

Это вопрос , на который сходу не ответишь. Тут широкое поле деятельности по выбору параметров  траектории.Подмигивающий
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.09 / 5
ВТА
 
russia
город-герой Москва
Слушатель
Карма: +0.26
Регистрация: 12.06.2015
Сообщений: 4,902
Читатели: 0

Аккаунт заблокирован
Цитата: Barsuk от 09.10.2020 11:20:50Вы видео-то смотрели? Тогда вы или не поняли, что речь у Рогозина идет о переоцененной компании Тесла, которая к этой ветке не имеет ни малейшего отношения, или сознательно офтопите.
Компания же Маска, которая по теме форума, SpaceX, вообще никак не оценена, поскольку это непубличная компания.

Смотрели. А вы? Там помимо этого много о чем речь идет, в том числе по теме.
У России нет друзей, кроме армии, флота и Русской Православной Церкви

Лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алфёров: «У меня очень простое и доброе отношение к РПЦ», потому что «Православная церковь отстаивает единство славян».
  • -0.03 / 2
Explorer-2000
 
canada
Слушатель
Карма: -76.02
Регистрация: 29.12.2015
Сообщений: 3,761
Читатели: 1

Аккаунт заблокирован
Цитата: TAU от 09.10.2020 14:44:29Не вижу значимой разницы.

Разница есть и на самом деле кардинальная. Союз 5 может на стационар вывести тяжёлый спутник только с морского старта чьё будущее вообще туманно, но можете вы представить военных, которые будут зависеть от морского стартаНепонимающий, так что пока Ангара нужна, разумеется как только сделают Союз 5 и его вариант с тремя блоками Ангара станет не нужна (в принципе свою задачу она выполнила)
  • +0.02 / 6
caSmith
 
Слушатель
Карма: -34.36
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,150
Читатели: 0
Цитата: Николаич от 09.10.2020 12:51:46Это да.
получается, что более легкие модификации Ангары при наличии Союзов смысла не имеют, и жизнеспособный проект начинается с А5.
с другой стороны, если из ступеней Союзов, как заявлено, будут тяжи и супертяжи собирать - и здесь вопросы возникнут.  
или тут сугубо нишевая ракета выходит - между средним Союзом-5 и будущим Иртышом.
И только в конфигурации А5.

ну и к чему тогда модульность? Пилить надо было А-3 и клепать модули как сосиски. 
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.03 / 2
Сейчас на ветке: 26, Модераторов: 0, Пользователей: 4, Гостей: 7, Ботов: 15
 
DMAN , adolfus , ivrom , Сергей_СПб