ЦитатаКомета Галлея (официальное название 1P/Halley) — первая известная периодическая комета и единственная хорошо видимая невооруженным глазом. Она наблюдалась 31 раз, причем первый раз — в 446 году до нашей эры.
Каждые 75-76 лет комета Галлея возвращается во внутреннюю Солнечную систему. И каждый раз ядра выбрасывают слой льда толщиной около 6 метров в открытый космос.
Во время её последнего прохождения — в 1986 году — к комете были запущены автоматические межпланетные станции «Вега» (СССР), «Джотто» (ЕКА), «Суйсэй» и «Сакигакэ» (Япония).
Советский аппарат «Вега-1» 6 марта 1986 года, а чуть позднее и «Вега-2», пройдя на минимальном расстоянии — 8890 и 8030 км — от ядра кометы Галлея, впервые в мире произвели комплексные научные исследования этого небесного тела.
«Веги» сфотографировали и передали около 1500 снимков внутренних областей кометы и её ядра. Благодаря этому удалось определить размеры ядра, выброс пыли и ее состав, характеристики плазмы и другие данные. Изображения ядра кометы были получены впервые в истории изучения космоса.
Ядро кометы — не твердое единое тело, а совокупность отдельных тел. Эти тела — глыбы, камни, песчинки, пылинки — слабо связаны между собой, но все-таки образуют до поры до времени единое целое. Однако с каждым приближением к Солнцу периодическая комета становится все слабее. Кроме того, аппараты обнаружили наличие там сложных органических молекул.
Работа же самих аппаратов «Вега-1» и «Вега-2» была прекращена через несколько недель после встречи с кометой Галлея.
Кстати, следующее возвращение кометы ожидается 28 июля 2061 года.
Цитата6 марта 1986 года советская межпланетная станция «Вега-1» максимально приблизилась к комете Галлея, провела исследования этого небесного тела и отправила их результаты на Землю. Работа была частью проекта «Венера — Галлея», в котором принимали участие учёные из десяти стран. В его рамках были произведены первые в истории наблюдения кометного ядра как пространственно-разрешённого объекта, открыто кометное органическое вещество, а также произведены уникальные исследования в атмосфере Венеры.
Цитата: aspb от 17.02.2023 09:36:46Не взлетела.
https://www.reuters.…023-02-17/
Цитата: Телеграм-канал Глобальная АвантюраЯпония снова не смогла запустить свою новую ракету, разработка которой началась 9 лет назад и на которую потратили $1,5 млрд.
Прошлая попытка запуска состоялась еще в феврале, но тогда ракета не смогла оторваться от стартового стола. На этот раз она взлетела, пытаясь вывести на орбиту новый спутник для наблюдения за Землей Daichi-3, однако успешное завершение пуска так и не удалось подтвердить, поэтому был направлен сигнал о прерывании полета. Обломки ракеты упали в море к востоку от Филиппин
💎Хайлайт
https://t.me/glavsu/44697
ЦитатаЗапуски первых искусственных спутников Земли, летательных аппаратов с живыми существами сделали очевидным факт, что в Советском Союзе созданы все необходимые научно-технические предпосылки для полёта человека в космос.
Потому учёные и конструкторы космических систем во главе с Сергеем Королёвым приступили к решению проблемы пилотируемых космических полётов.
5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а 22 мая 1959 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 сантиметров, вес – до 75 килограммов, отличное здоровье.
Сам набор начался в августе 1959 года. Всего были просмотрены медицинские книжки трех с половиной тысяч человек. По медицинским показателям, служебным характеристикам и по соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек.
11 января 1960 года было принято решение о создании Центра подготовки космонавтов. К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора.
7 марта 1960 года в СССР был сформирован первый отряд космонавтов, когда в Центр прибыли первые двенадцать человек из числа военных летчиков: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин.
Через год состоялся первый в мире полёт человека в космос – Юрия Гагарина.
Цитата: aspb от 07.03.2023 10:53:57Попытка № 2
Взлетела, но упала в районе Филиппин.
ЦитатаКакое предложение Юрия Гагарина на пленуме ЦК ВКЛСМ вызвало скандал и едва не стоило космонавту осложнений в общественной жизни.
Эту речь первого космонавта планеты не вспоминали 40 лет, а когда вспомнили, она вызвала целый шквал споров и дискуссий. Свидетели произошедшего говорили, что вернувшийся на место Юрий Гагарин, вдруг осознав, что после его речи в воздухе повисла тишина, спросил своего товарища космонавта Валентина Петрова: "Я всё правильно сказал?" Тот успокоил Гагарина: "Ты всё сделал правильно".
Цитата: Sergio79 от 14.03.2023 10:00:06Я, извините по другому вопросу....
Не специалист, просто интересуюсь: вот есть мнение, что китайцы с большим трудом доводят свои авиадвигатели, хотя имеют документацию на советские прототипы. А по ракетным двигателям у них получилось добиться приемлемого результата? (раз так активно летают)
Цитата: Sergio79 от 14.03.2023 10:00:06А по ракетным двигателям у них получилось добиться приемлемого результата? (раз так активно летают)
Цитата18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле "Восход-2" (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев – командиром.
Необходимость выполнения космонавтами внекорабельной деятельности как эффективного средства решения ряда важных задач во время пилотируемых космических полетов предвидел еще ученый Константин Циолковский, который уже в 1926 году приступил к обоснованию основных принципов создания скафандра, системы шлюзования и страховки, предназначенных для обеспечения работы человека в открытом космосе. Вскоре после полета Юрия Гагарина (1961) главным конструктором Сергеем Королевым было принято решение о начале подготовки к проведению операции выхода человека из кабины космического корабля в открытое космическое
пространство.
Для выполнения этой задачи был доработан трехместный космический корабль "Восход". Его сделали в двухместном варианте. Это увеличивало свободный объем, облегчающий перемещение космонавтов в кабине при подготовке к выходу в открытый космос. Для выхода предназначалась шлюзовая камера "мягкого" типа, разворачиваемая в рабочее положение на орбите. Она имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.
Шлюзовая камера соединялась с кабиной космонавтов герметичным люком. Также герметичным люком оборудовалась она и со стороны, обращенной в космическое пространство. Таким образом,
космический корабль имел два герметичных объема, которые были разделены между собой и в то же время могли сообщаться друг с другом. Такая конструкция позволяла совершить выход за пределы корабля, не разгерметизируя кабину космонавтов.
Внутри шлюзовой камеры помещались два киноаппарата (для съемки процесса входа космонавта в нее и выхода), система освещения, пульт управления. Снаружи камеры был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода. Во время работ вне космического корабля космонавт снабжался кислородом от ранцевой автономной системы жизнеобеспечения.
Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту она помещалась в свернутом виде под обтекателем корабля. Перед спуском на Землю основную часть камеры "отстреливали", и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде – имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы "отстрел" камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.
Для выхода человека в открытый космос разработали специальный скафандр ("Беркут") мягкого типа. Он имел многослойную герметичную оболочку, с помощью которой внутри поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения человека от теплового воздействия солнечных лучей. Шлем скафандра имел двойное герметичное остекление и защитный фильтр, которые обеспечивали космонавту достаточный обзор и предохраняли глаза от воздействия солнечных лучей.
Этими скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы один из них мог при необходимости оказать помощь другому, вышедшему в космическое пространство
Подготовку к полету основной (командир корабля Павел Беляев, второй пилот Алексей Леонов) и дублирующий экипажи начали в конце 1963 года. Космонавты отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время тренировок на наземных стендах, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос.
Беляев помог ему надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода. Потом подключил его к скафандру.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управлять основными операциями шлюзования мог и Леонов с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Беляев наполнил камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля с ней. После того, как Леонов "вплыл" в камеру и проверил герметичность скафандра, командир корабля закрыл люк и начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка полета была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся ее люк, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел в космическое пространство. Его с кораблем связывал только фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт орабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Леонов совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние – один метр – для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до –100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Он не смог втиснуться в люк шлюза. В космическом вакууме скафандр сильно раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань, а диаметр люка был небольшой. В обычном состоянии зазор между скафандром у каждого плеча Леонова и краем люка составлял всего 20 миллиметров. Космонавт сделал несколько безрезультатных попыток протиснуться в шлюз. Ситуация становилась критической, так как в его скафандре заканчивался запас кислорода, рассчитанный всего на 20 минут. Тогда Леонов, без согласования с Землей из-за нехватки времени, решил сбросить давление в скафандре до аварийного. В нормальных условиях это грозило закипанием азота в крови и к гибели человека. Но Леонов рассчитал, что кипение быть не должно. Он уже час дышал чистым кислородом, и к этому времени азот должен был "вымыться" из крови.
После сброса давления, скафандр уменьшился, и Леонов протиснулся в шлюз головой вперед вопреки инструкции, предписывающей заходить в него ногами. Это произошло в 11 часов 47 минут.
После закрытия внешнего люка, Леонову пришлось разворачиваться в шлюзовой камере, так как входить в корабль все равно нужно было ногами. Иначе войти в него он не смог бы из-за крышки люка, открывающейся внутрь, которая съедала 30% объема кабины. Развернуться в шлюзе было сложно, так как его внутренний диаметр составлял один метр, а ширина скафандра в плечах космонавта – 68 сантиметров. С большим трудом Леонов справился с этой задачей.
В 11 часов 51 минуту 54 секунды, начался наддув шлюзовой камеры. После ее заполнения Леонов перешел в кабину космического корабля. За время эксперимента он взмок, как будто на него вылили ушат воды – так велика была физическая нагрузка. Космонавт вспоминал, что для того, чтобы только сжать кисть руки в перчатке, ему требовалось усилие в 25 килограммов.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в него передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в космический корабль Леонова произошло "закислораживание" кабины. Причину этого выяснили специалисты, когда экипаж вернулся на Землю. Оказалось, что люк между кораблем и шлюзовой камерой не полностью закрылся, образовалась щель. Экипаж не мог это определить, так как датчик люка показывал его штатное закрытие. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти. Его стало так много, что при малейшей искре мог произойти взрыв. Только когда общее давление достигло большой величины, оно придавило люк. После этого рост давления прекратился, а затем оно стало падать. Состав воздушной смеси в корабле стал нормализовываться.
Когда ситуация стабилизировалась, космонавты смогли продолжить выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но на этом трудности у экипажа не закончились. Еще одна нештатная ситуация возникла у них при возвращении на Землю. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. "Отстрел" камеры повлиял на автостабилизацию полета, вышла из строя система ориентации.
Это была первая посадка в ручном режиме. Ручную ориентацию корабля нужно было осуществлять по визуальному прибору-визиру "Взор", использование которого в таком режиме было затруднено. Из-за перекомпоновки кабины "Востока-2" изменили расположение прибора так, что, сидя в кресле командира экипажа, было невозможно оценить положение корабля по отношению к Земле. Проведя ориентацию корабля, командир экипажа должен был успеть вернуться в кресло, пристегнуть привязные ремни и включить тормозную двигательную установку. На все эти действия ушло некоторое время, что привело к изменению баллистики посадочной траектории в сторону перелета. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой заснеженной тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Спасатели на лыжах смогли добраться до них только на следующий день. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести в креслах кабины спускаемого аппарата. Утеплились они за счет споротых кусков внутренней экранно-вакуумной теплоизолирующей обшивки кабины. Спасатели принесли с собой продукты, медикаменты, некоторые теплые вещи для экипажа. Космонавтам пришлось еще одну ночь провести в тайге, пока готовилась площадка для приема вертолета. Для ночевки спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места. 21 марта место для приема вертолета было расчищено, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" – 497,7 километра.
На самом деле Алексей Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду, но по положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру.
ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду – Золотую медаль "Космос" за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, летчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
Во время первого выхода в открытый космос была продемонстрирована принципиальная возможность пребывания и работы человека вне космического корабля и было показано, что при движениях в открытом космосе основное значение приобретает, прежде всего, зрительный анализатор, затем тактильная и мышечно-суставная рецепция.
Первым американцем, побывавшем в открытом космосе, стал астронавт Эдвард Уайт. Это произошло 3 июня 1965 года, во время его полета на корабле "Джемини-4" (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие – многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня – обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.
Цитата: fzr1000 от 23.02.2023 13:11:24«Луна-25» станет первым аппаратом отечественного производства на естественном спутнике Земли.
Цитата18 марта 1980 года на космодроме Плесецк (Архангельская область) при подготовке к пуску взорвалась и сгорела ракета-носитель "Восток-2М". В результате катастрофы погибли 48 человек, более 40 получили ранения и ожоги.
Ракеты космического назначения типа "Восток" были созданы на основе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, так называемой "семерки", конструкции Сергея Королева.
Запуск ракеты "Восток-2" 17 марта 1966 года стал дебютом для 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк.
Ракета "Восток-2М" характеризовалась высоким уровнем надежности: за предыдущие 16 лет ее пусков с космодромов Байконур и Плесецк случилась только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 года аварий не было совсем.
18 марта 1980 года ракета "Восток-2М" должна была вывести на орбиту спутник радиотехнической разведки типа "Целина-Д". Пуск был назначен на 21 час 16 минут. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении (комплекс № 43/4) и прошла испытания без замечаний, а затем началась ее заправка. За два часа до пуска все блоки ракеты были полностью заправлены керосином, продолжалась заправка жидким кислородом, завершалась заправка перекисью водорода.
В 19 часов 01 минуту произошла серия взрывов, и начался пожар, уничтожившие ракету со спутником и часть наземного оборудования (стартовые сооружения потребовали в дальнейшем капитального ремонта).
По воспоминания очевидца, из-за высокой температуры металлические фермы обслуживания погнулись и "стали похожи на сгоревшие бенгальские огни".
В момент катастрофы на своих местах в соответствии со штатным расписанием находился 141 человек боевого расчета пуска. Из них на стартовом комплексе погибли 44 человека и еще четверо умерли позднее в больнице. Оставшиеся в строю офицеры и солдаты сумели отогнать от стартового комплекса цистерны с керосином и кислородом.
Для выяснения причин взрыва была образована правительственная комиссия во главе с зампредом Совета министров СССР Леонидом Смирновым.
Основная сложность в расследовании причин катастрофы заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки. По визуальным наблюдениям большинства (более 80 %) очевидцев катастрофы, в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени ракеты. Затем через 3-7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся взрывами. Разрушение ракеты носило скоротечный характер.
Было также установлено, что во время заправки ракеты имела место течь жидкого кислорода в месте стыка шланга и бака окислителя третьей ступени. Такое случалось и раньше, и боевой расчет собирался устранить течь нештатным способом, обмотав стык мокрой тканью. Эту ткань и дополнительные инструменты подняли на площадку обслуживания, но в итоге они не были использованы, поскольку подтекавший кислород решили отводить в сторону от ракеты по самодельному желобу из фольги.
Тем не менее, согласно выводам комиссии, причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета". Несколько версий о первичности взрыва в нижней части ракеты в районе бака с перекисью водорода, не были приняты во внимание.
Сомнения в обоснованности выводов комиссии возникли в ходе расследования чрезвычайного происшествия 23 июля 1981 года, едва не приведшего к трагедии. Тогда во время заправки ракеты был замечен сильный разогрев наземного шланга, подававшего перекись водорода.
Выяснилось, что виной тому фильтры, изготовленные из каталитически активных материалов, при контакте с которыми перекись водорода начала разлагаться с выделением чрезвычайно активного атомарного кислорода, что могло привести к взрыву. Было сделано предположение, что катастрофа 18 марта 1980 года произошла именно из-за этого. Но подтвердить документально, что при заправке взорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры, оказалось невозможно.
5 февраля 1996 года на основании акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию событий 18 марта 1980 года было признано, что катастрофа произошла не по вине людей, готовивших пуск.
11 декабря 1999 года комиссия правительства РФ по военно-промышленным вопросам объявила об окончательной реабилитации личного состава боевого расчета.
На 43-й площадке космодрома Плесецк у пусковой установки № 4 воздвигнута мемориальная стела, 18 марта отмечается как день памяти и скорби по погибшим.
По числу погибших катастрофа 18 марта 1980 года остается второй после аналогичной катастрофы на космодроме Байконур 24 октября 1960 года, когда при подготовке к испытательному пуску на стартовой позиции взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.
Погибли в общей сложности 78 человек, в том числе первый главком РВСН, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.
Цитата: mse от 19.03.2023 20:23:21СССР.