Обсуждение космических программ
8,782,605 39,591
 

  Вадим Р. ( Слушатель )
30 дек 2016 05:40:05

Экспертов NASA привлекли к расследованию аварии "Прогресса"

новая дискуссия Новость  538

Экспертов NASA привлекли к расследованию аварии "Прогресса"

Руководство «Роскосмоса» решило привлечь экспертов NASA к расследованию причин аварии ракеты «Союз-У» с транспортным кораблем «Прогресс МС-04», которая произошла 1 декабря этого года. Обращение к американским коллегам за помощью в госкорпорации объясняют особой сложностью аварии. 
Расследование причин аварии «Союза-У» с «Прогрессом» длится уже более четырех недель, но до сих пор аварийная комиссия не пришла к выводу о причинах случившегося. Обычно работа подобных госкомиссий укладывается в месяц, но в этот раз процесс затянулся, и представители «Роскосмоса» не берутся прогнозировать, когда он завершится, пишут "Известия"
— Авария достаточно сложная с точки зрения понимания процессов, случившихся в крайне сжатые сроки. Речь идет о миллисекундах, — рассказал генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» (РКК, входит в состав госкорпорации «Роскосмос». — прим.) Владимир Солнцев. — Мы собираем и анализируем огромные объемы данных по предыдущим нештатным ситуациям, в том числе из 70-х годов прошлого века. Привлекли к изучению причин аварии наших американских партнеров из NASA. Они нам сказали, что и у них не было в истории аварий, протекавших в такое сжатое время. 
1 декабря носитель «Союз-У» с «Прогрессом МС-04» стартовал с Байконура к МКС. Корабль вез на станцию топливо, воду, сжатые газы, продукты питания и одежду. Нештатная ситуация произошла на 382-й секунде полета на высоте около 190 км над Тывой. Предположительно, в этот момент взорвался бак окислителя третьей ступени ракеты. Через некоторое время не сгоревшие в атмосфере обломки упали в гористой и безлюдной местности Республики Тыва. Но так как весь процесс — от первого отображения признаков аномалии приборами до полной потери связи с ракетой — уместился в сотые доли секунды, имеющихся данных оказалось недостаточно, чтобы сделать аргументированный вывод о причинах аварии. 
— Американские специалисты задали ряд вопросов, которые помогут и нам, и им лучше сориентироваться в причинах случившегося, — рассказал Владимир Солнцев. — Мы моделируем разные процессы, пытаемся их интегрировать. И в итоге придем к пониманию, разработаем программу по устранению выявленных недостатков и будем двигаться дальше. 
В пресс-службе NASA «Известиям» подтвердили, что агентство участвует в расследовании катастрофы, поскольку данный вопрос касается безопасности как российских, так и американских членов экипажа МКС. Поэтому с американской стороны помощь в расследовании оказывает в первую очередь команда, отвечающая за сотрудничество по линии МКС, однако при необходимости могут быть привлечены любые другие подразделения NASA.  Представители агентства не стали конкретизировать, в чем заключается содействие российской стороне, но подчеркнули, что NASA располагает всеми необходимыми ресурсами для участия в расследовании. 
Привлечение специалистов из NASA к работе аварийной комиссии «Роскосмоса» — случай исключительный. Обычно российские эксперты обходятся своими силами, тем более речь идет о технике, которая летает уже несколько десятилетий. 
— Никогда не доводилось слышать, чтобы наши специалисты привлекали американцев к процессу установления причин аварий, — сказал член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Если речь идет о вопросах, связанных с технической реализацией какой-то системы, то здесь специалисты со стороны вряд ли помогут — там очень тонкая специфика понимания того, как работает конкретное изделие. В другой ракете всё работает по-другому. Американские эксперты могут помочь, если вопрос носит научный характер — например, мог ли тот или иной агрегат сломаться под действием космической радиации? Или, скажем, рассматриваются тонкие вопросы гидродинамики жидкости…  
Участие американцев в расследовании аварии ракеты «Союз» беспрецедентно. При этом само по себе международное сотрудничество подобного рода не является чем-то необычным для NASA. Ранее в этом году американские специалисты подключались к выяснению причин крушения при посадке на Марсе зонда «Скиапарелли», созданного специалистами Европейского космического агентства. В данном случае сотрудничество вполне объяснимо — американцы обладают самым внушительным опытом посадок межпланетных станций на поверхность Красной планеты.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  caSmith ( Слушатель )
30 дек 2016 08:56:58

Как мило!
Дяденьки из насы все нашим баранам убогим растолкуют.
Видно, дело настолько плохо, что стыд и гордость пришлось забыть.
  • -0.03 / 4
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
30 дек 2016 10:44:14
Сообщение удалено
OlegNZH_
31 дек 2016 07:34:32
Отредактировано: OlegNZH_ - 31 дек 2016 07:34:32

  • 0.00
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
30 дек 2016 13:04:35

 
вентилятор, вентилятор, а ты маленький такой ...
 
шоб растолковать, нужно быть глубоко в конкретной теме. а атм нюансов, как у дурака фантиков.
 
помощь может быть при наличии некоторого опыта в расследовании собственных аварий по сравнимым сценариям.
 
буде найдут нечто похожее и захотят поделиться, то может это и поможет разобраться. но не обязательно.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
30 дек 2016 13:32:16

Да хватит уже. Две аварии, которых объединяет только одно - КА. Кстати весьма символично, что про помощь НАСА заговорил директор Энергии. Чего Кирилин молчит? 
  • +0.07 / 7
  • АУ
 
 
  перегрев ( Слушатель )
30 дек 2016 13:25:55

Ну Вы бы полегче с обидными эпитетами. К НАСА обращаются за помощью именно те, кого Вы давеча называли "локомотивами" реформирования отрасли. Те самые эффективные менеджеры которые производства переносят. Чего Вас так смущает? Мы же кондовые ни хрена не умеем, ни ракеты строить, ни аварии расследовать. Вполне логично, что банкир просит помощи у НАСА. А у кого ему ещё просить?
  • +0.09 / 9
  • АУ
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
30 дек 2016 18:36:26

Т.е. по Вашему мнению нижайшая просьба help-а - это инициатива "ЭМ"?
  • -0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
31 дек 2016 01:37:59

Понятия не имею чья эта инициатива. Озвучил ее Солнцев. Очень сильно сомневаюсь, что директор "Энергии" может самостоятельно принять решение о подключению к работе МВК иностранцев.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
31 дек 2016 01:40:57

А самое главное в этом только один вопрос:
А на хуа Хуану сомбрэро?Подмигивающий
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
31 дек 2016 02:05:51

Я предполагаю следующий вариант - будут валить Кирилина с Ахметовым. В принципе причина аварии известна - на 382 секунде прошла и была реализована команда на отделение КА. При работающем двигателе. Вероятно именно из-за нештатного разделения и был сбой телеметрии, которая потом восстановилась. Спустя две секунды блок "И" благополучно догнал Прогресс. Эти две секунды шла телеметрия из которой следует, что двигатель штатно работал и штатно остановился по АВД. По какому параметру был АВД я не знаю.
Весь вопрос в том, а почему прошла команда на разделение? Прошлую аварию первой версией был несанкционированный запуск ДУ КА. Потом появилось куча версий по двигателю, сварному шву бака, в итоге остановились на продольной неустойчивости.Веселый из-за увеличенных радиусов днищ баков.
Теперь снова озвучиваются версии про непонятный динамический процесс, возможные дефекты сварного шва и т.д. Срок окончания работы комиссии переносили два раза. Сегодня кстати последний день.
Все к чему, скорее всего МВК по причине не договорилась. Если первый раз Кирилина удалось уломать взять вину на себя, то сейчас возможно не получилось. В этой связи примечательным выглядит большое интервью Солнцева, который, до завершения работы МВК, заявил о непричастности Прогресса и о привлечении к работе МВК американцев. Возможно как решающий аргумент для руководства страны в установлении виновника аварии. Как-то так...
P.S. На НК, например, осуждение еле теплится. Народ, там уже скоростя звука в вакууме считать начал от безысходности. Веселый И не одного инсайда. 
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
31 дек 2016 10:07:21

Не могли бы вы уточнить некоторые моменты.
1. Ранее говорилось, что команду разделения дает СУ ракеты-носителя. А корабль в принципе может только продублировать команду на проболты уже после отделения.
2. Несанкционированная команда включения ДУ корабля разве возможна до отделения? Ведь эту команду дает СУ корабля? Или Вы говорите о несанкционированном включении ДУ корабля без команды от СУ?
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
31 дек 2016 12:22:18

Первый раз слышу, что команду на отделения дублируют две разные системы от разных девайсов.
Обычно, СУ полезной нагрузки получает команду от собственных датчиков отделения (на ракете стоят свои ДО) уже по факту отделения, что и является признаком, по которому СУ ПН и запускает циклограмму автономного полета.

И это, зачем дублировать команду, если разделение уже произошло?

Цитата
2. Несанкционированная команда включения ДУ корабля разве возможна до отделения? Ведь эту команду дает СУ корабля? Или Вы говорите о несанкционированном включении ДУ корабля без команды от СУ?

Мало-ли какой сбой мого произойти. Программеры ошиблись, например, или где-то паразитная цепочку не выловили при электронных пусках. Ничего невозможного не бывает в этом мире подлунном ...
Хотя такое (если оно имело место быть) -  это уже скандалЪ.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
31 дек 2016 19:27:37

1. Я не знаю какой точно алгоритм выполнения разделения. Помнится тут и спрашивал. Факт простой - разделение было выполнено и это разделение было не санкционированным.
2. Для самопроизвольного включения ДУ бывает вполне достаточно хорошего "корпуса" на блоках подачи напряжения на пиросредства. Примеров вагон и маленькая тележка. Как там по факту было, х/з. И потом версия про самопроизвольное включение ДУ была на первой аварии.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
31 дек 2016 19:42:54

Тут на форуме чуть ранее алгоритм разделения был описан.
С т.з. здравого смысла при наличии телеметрии самопроизвольное разделение от разделение по команде СУ Союза отличить не трудно, не так ли?
А если верить вышеприведенному алгоритму, команду разделения СУ Прогресса не могла отдать. Но только продублировать подрыв проболтов после срабатывания собственных датчиков разделения.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
31 дек 2016 19:57:41

Штатная циклограмма разделения реализованная на 200 секунд раньше чем должна быть, это самопроизвольная команда или нет?
Цитата: ЦитатаА если верить вышеприведенному алгоритму, команду разделения СУ Прогресса не могла отдать. Но только продублировать подрыв проболтов после срабатывания собственных датчиков разделения.

Угу, а еще развернуть антенны и начать подготовку к запуску СДУ СУ Прогресса могла? После разделения раньше положенного?
И еще перестаньте фантазировать, ни Вы, ни я не знаем как взаимодействует СУ Прогресса и РН. 
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
01 янв 2017 22:50:25

В смысле пробоя на корпус?
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
02 янв 2017 17:31:37

Это не "пробой" Если под "пробоем" понимать потерю прочности электрической изоляции. Вообще различают прочность электрической изоляции и сопротивление  изоляции электрически разобщенных цепей. Это разные параметры и для их проверки применяются разные методы. Говоря о неисправности типа "корпус" имеется в виду снижение изоляции электрически разобщенных цепей. 
При проверках такой дефект проявляется в виде наличия напряжения между шинами питания и клеммой "Корпус" (отсюда и название). Дефект является очень сложным и трудоемким в поиске и устранении. Из личного опыта - на одной ПУ дефект искали месяц. Из рассказов и это не предел, бывает и больше.
Дефект опасен тем, что может привести к несанкционированному срабатыванию, например пиросредств. В 1998 году, емнип, в Державе или Ужуре так подорвали систему расчистки и прорезки при проверке целостности цепей пиросредств токами обтекания. К счастью обошлось без жертв, но л/с на БСП в эффективности СРП убедился наглядно. Личным, так сказать, наблюдением Веселый
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
31 дек 2016 09:51:39

Т.е. всем профессианалам в МВК все давно понятно, и только манагеры от безделья на поклон к амерам?
А может от безисходности?
  • -0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
31 дек 2016 19:20:27

Почему от безделья? Ради спасения собственной задницы. Если обе аварии имеют одну причину, то тех кто запулил этот фейерверк с продольной неустойчивостью уже заждались в СК. И причем совершенно по делу
  • +0.04 / 4
  • АУ