Цитата: alexey_k от 09.02.2010 11:37:54
Правильной задачей могла бы быть такая постановка: «Обеспечение долгосрочного преимущества социально-экономической системы РФ путём организации и поддержки максимально эффективного управления». И под эту цель разрабатывать решения. Если правильно спроектировать эффекты и результаты от внедрения такой системы, то, полагаю, государству было бы интересно финансировать разработку национального проекта в этой области. Не чтобы сделать ещё одну ОС впику Гейтсу с Торвальдсом, а чтобы обрести эффективную систему гос. управления, и через это получить стратегическое преимущество.
Поэтому, подход к целеполаганию и планированию в этой области должен быть другим. Нужно сформулировать концепцию не «национальной ОС» (блин, какое липучее слово), а национальной платформы поддержки управления. Реализовать такие базовые механизмы, которые позволяли бы на её основе выстраивать управляюще-планирующие информационные системы:
1. Обладающие высокой гибкостью и адаптивностью по объектам внедрения – ведомствам, учреждениям, отраслям, гос. корпорациям. Чтобы не тратить годы-месяцы на внедрение, а, обеспечить быстрое начальное внедрение и механизмы развития системы – либо внутри организации, либо внешней службой, не важно.
2. Обладающие едиными принципами передачи информации (не только протоколами, но, скорее, логической архитектурой), позволяющими масштабировать управление от цеха до совокупной экономики страны.
3. Поддерживающие все необходимые операции по сбору и предоставлению информации, в рамках информационных процессов, входящих в состав системы управления. Т.е. не вводить документы, чтобы их печатать и отправлять по почте, и не заполнять электронные заявки, чтобы их читал секретарь на мониторе, после чего следует обычный порядок исполнения. Вместо этого ввод информации и документов должен производиться, в первую очередь, как «первички» для контроля и планирования – а во вторую, для управляемой коммуникации (например, по процессам-регламентам, включая население).
Вот тогда, если внедрить такую систему, можно надеяться, что эффективность совместной деятельности управленцев резко повысится – и система экономики, пусть рыночная, с точки зрения экономики предстанет единым народохозяйственным комплексом. И будет, в общем-то очевидно, что нужно делать, и кто виноват.
При этом, мы не смотрели сегмент частного бизнеса, который сможет не только «направлять декларации в 1с-ке», но с помощью информационных систем согласовать стратегию своей деятельности со стратегией развития экономики страны. Тут колоссальный потенциал.
А что нужно, чтобы это сделать? Нужен ли национальный линукс на ядре собственной сборки, или нужно что-то другое?
Конечно, «другое». Речь правильно вести о платформе поддержки управления, и разрабатывать её функциональность исходя из стоящих задач. Что в неё должно входить?
1. Система, позволяющая быстро моделировать предметные области, и быстро получать по моделям работающие управляющие приложения. В состав приложений входит работа с информацией (предоставление и ввод), организация регламентов-процессов, сбор отчётов-показателей как замыкание управленческого контура (собираем первичку => агрегируем показатели у начальства => управленческими пинками корректируем исполнителей). Пусть она даёт работать с текстами и формировать документы, раз на этом держится документооборот. Отдельная служба будет следить за показателями использования системы и быстро корректировать модели. Со временем реакции не больше суток на заявку.
Такая штука позволит закрыть процентов 80 текущих задач ведомств.
2. На следующем этапе, вводятся средства планирования и прогнозирования показателей развития, а также интеграции данных отраслевых-ведомственных систем на более крупных уровнях. Это даст глобальный взгляд на уже имеющуюся первичку, позволит выявлять узкие места в экономике и эффективно распределять ресурсы. Плюс, публикация проектов и потребностей для того. Чтобы субъекты экономики могли самостоятельно участвовать в решении актуальных задач экономики.
3. На третьем этапе, подключаются средства автоматического анализа стратегий – с целью поиска глобального оптимума деятельности экономических субъектов. Здесь, конечно, начинает быть похоже на ИИ и прочие методы, однако, уверен, это всё вполне реалистично (причём быстро). В результате система будет не только выявлять узкие участки, но и предлагать решения, и рекомендовать стратегии субъектам экономике, которым им следует применять для совокупной (обоюдной для себя и всех остальных) выгоды.
Нужно ли для такой системы делать «национальную ОС»? Можно, но не в первую очередь. Я бы предложил проект архитектурно делать на базе веб-технологий – т.е. логика обработки информации и математика обрабатываются на сервере (точнее, системе связанных серверов), доступ к которому осуществляется через обычный браузер.
Тогда:
1. На клиентских местах в смысле ОС может стоять что угодно. Можно поставить Альт-Линукс. Можно поставить МСВС с открытым браузером FireFox. Можно сделать собственную «нетбучную» сборку, чтобы была файловая система и загрузчик, способный стартануть тот же FireFox. Более того, нетребовательность клиентских мест к аппаратуре даёт возможность использовать без ущерба даже чисто российское железо, если это важно (ну, все видели картинку ноута с процессором Эльбрус 500 MHz).
2. На сервере должна стоять такая ОС, на которой будет работать Платформа. Это может быть Windows, сборка Линукса, серверный вариант МСВС или всё, что угодно. Лишь бы работала Платформа. Аппаратно, кстати, наверняка можно припахать что-нибудь типа российского СКИФа.
Причём, на мой взгляд, всё это можно осуществить довольно быстро и поэтапно.
Примерно так.
ПМСМ в приведенной цитате самое конструктивное предложение в этой теме.
К сожалению, интересная тема явно затухает, придётся подбросить дровишек.
Сначала приведу некоторые размышлизмы, всплывшие по ходу чтения данной дисскуссии.
Об ОСи. Почти бесплатное продвижение мелкомягкой платформы в госорганы проводится, конечно, не без умысла. Все наверное догадываются, что экспортируемое оружие в самого экспортёра не стреляет. Как уж они закладки встраивают и обновляют, это их ноу-хау. И понятно, что никакие запечатанные бинарники ничего гарантировать не могут пока приходится их гонять на забугорном процессоре. Какие недокументированные команды в этот камень вшиты и как они запускаются их ОСью, мы может и узнаем, но только во время Ч. ФСБ разумеется это понимает, но пока не будет своих процессоров, многого изменить не может. Для того и закупают старые линии, что-бы самые важные дыры хоть чем-то заткнуть. России свои процессоры жизненно необходимы и прежде всего для встроенных и серверных систем. Вот на своих камнях и матплатах может будет безопасно гонять и запечатанные ОСи, а для забугорных процессоров надо писать свою ОСь и чем радикальней она будет отличаться от известных, тем будет лучше для выживания окружающих .
С идеей национальной платформы приведенной в цитате, в основном, согласен. Творить в первую очередь нужно, конечно, не ОСь, а многоуровневую систему протоколов, обеспечивающих распределенный документооборот на базе открытых стандартов типа OpenDoc. Нечто вроде внутреннего интернета, где OpenDoc вместо HTML, собственные справочники вместо ICANN, SOA вместо GET/POST, OpenSource вместо проприетарных M$.
Закодировать сервисы на базе продуманной системы протоколов не так уж сложно. На классике LAMP +SOA можно создавать вполне рабочие сервисы, а на оконечниках достаточно браузеров под аяксом.
Но сделать весь основной задел можно только на энтузиазме и бесплатно. И надо бросить решать первую российскую проблему и оставить госаппарат на распилке его собственных затей. У них для этого академики есть, а после них кроме опилок там ловить нечего.
В качестве области приложения посоветовал бы заняться известной второй российской проблемой - дорогами, сначала железными, а затем и остальными, т.е. транспортной логистикой. Почему ? Во-первых, они всегда платежеспособны и если почувствуют эффект, смогут хоть что-то оплатить, во-вторых - это огромный пространственный плацдарм от Смоленска до Владивостока, где смогут пастись тысячи консультантов-внедряльщиков, проникающих во все смежные грузоперевалки, как-то автотранспортные, речные и морские порты, ну а там по рельсам можно переползать и заграницу - в Европу и Китай вплоть до ... Нью-Васюков.
Навскидку можно назвать несколько уровней для системы протоколов в порядке снизу-вверх:
1. Хранение и выборка.
2. Идентификация и адресация.
3. Роли и полномочия.
4. Маршрутизация и доставка.
5. Фильтрация и конвертация.
6. Отчетность и статистика.
7. Манипуляция и визуализация.
Некоторые видимые требования к такой системе. Все тэги в протоколах, документация и прочее намеренно должны быть только русско-язычными, во-первых, для самих творить легче, во-вторых, супостату будет крайне затруднительно этот OpenSource слямзить, в-третьих, в случае успеха и распространения это даст работу многим бывшим соотечественникам, что тоже невредно. В протоколы сразу должны быть встроены пооперационные начисления оплаты через счета WebMoney и аналогичные, тогда и независимым провайдерам будет интересно поставить к себе какой-нибудь сервер, если с него автоматом можно будет зарабатывать. Также в протоколы нужно встроить резервирование и мониторинг. Развитие протоколов должно быть только преемственным, так чтобы сервисы не теряли способность исполнения прежних версий протокола наряду с новой версией.
Чтобы начать делать, надо собрать десяток гуру - по одному на уровень и двух-трёх межуровневых, а к ним по два-три помощника, которые должны перелопачивать интернет и заваливать гуру подходящей инфой. Нужен subversion сервер желательно с зеркалами для накопления результатов. Когда что-то забрезжит, можно привлечь студентов, аспирантов или преподавателей из профильных вузов, желательно имеющих ведомственные корни.
Думаю года за два можно собрать макет из десятка сервисов на которых уже можно проводить демонстрации и обучение.