Slav Rus ( Слушатель ) | |
07 июн 2023 19:12:28 |
Slav Rus ( Слушатель ) | |
16 июн 2023 19:46:40 |
Danilov71 ( Слушатель ) | |
27 июн 2023 10:23:00 |
ЦитатаМосква. 27 июня. ИНТЕРФАКС - Последняя пятилетка для российской Арктики была горячим периодом - новые крупные проекты здесь получили особый преференциальный режим, компании и ведомства решали задачу наращивания грузооборота по Северному морскому пути (СМП) до 80 млн тонн в 2024 году.
К началу 2022 года была проведена подготовительная работа: согласованы объемы грузоперевозок по СМП, утвержден план расширения инфраструктуры маршрута, одобрено строительство нового флота ледоколов, велись переговоры о международном сотрудничестве на Севморпути.
Но вот уже почти полтора года страна живет в иной политической и экономической ситуации. Как теперь реализуются арктические проекты, что с планами грузоперевозок по северному направлению, и как изменился взгляд на возможности Севморпути в интервью "Интерфаксу" рассказал специальный представитель госкорпорации "Росатом" по Арктике, заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
- Российская экономики второй год живет в условиях жестких санкций. В новых реалиях созревает ли понимание необходимости корректировки планов развития СМП, изначально созданных в других обстоятельствах?
- Развитие Арктики происходит независимо от текущей геополитической обстановки. Освоение Севера - это настолько мощный и общечеловеческий проект, что он мало зависит от текущих флуктуаций. Но есть зависимость от достижений науки и техники. Сегодня мы видим мощный прорыв в Арктику благодаря появлению технологий сжижения газа, строительства судов высокого арктического класса, ледоколов и многое другое.
При этом можно выделить три основных смысла развития Севморпути. Первый - это развитие Арктики, освоение минерально-сырьевых проектов, для которых СМП - единственная дорога. Проекты "Норникеля" (MOEX: GMKN), "НОВАТЭКа", "Газпром нефти" (MOEX: SIBN), "Роснефти" (MOEX: ROSN) создают рабочие места, влияют на развитие поселков, портов, связи. Они драйверы расширения атомного ледокольного и грузового флота, создают уникальные компетенции арктического судоходства.
Второй смысл Севморпути - это морская дорога на восток. Это наша внутренняя стратегическая артерия, связывающая центральную Россию с удаленными регионами Арктики и Дальнего Востока. Это северный завоз и межрегиональный каботаж грузов. Кроме того, это магистраль для грузов, идущих из северо-западных портов, грузооборот которых более 300 млн тонн. Ранее они работали преимущественно на европейские рынки, теперь этот груз пошел в АТР. Расстояние от Мурманска до Шанхая по СМП - 7 тыс. миль, а через Суэцкий канал - 12,5 тыс. миль. Для российских грузов СМП становится наиболее безопасным маршрутом, который проходит по российским водам, самым безопасным и надежным путем. СМП может выступить альтернативным маршрутом для грузов, идущих по железной дороге.
Третий, долгосрочный, но не менее важный смысл - развитие международной логистики. Если вы посмотрите на то, что делают наши соседи, вы поймете значение СМП как важнейшей торговой артерии. Европа сотни лет, несмотря на войны, междоусобицы, исчезновения целых государств, прокладывала путь в Китай и Индию, сейчас это направление известно как Южный морской путь. Сегодня Китай в обход этой морской артерии строит свой мегапроект - "Один пояс - один путь" - сеть преимущественно сухопутных транзитных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Для этого Китаю буквально приходится модернизировать целые государства. Так что СМП - это наш, альтернативный, долгосрочный мегапроект, связывающий Европу и Азию. Для освоения СМП раньше не было технологий, теперь они появились.
- Каковы цели грузоперевозок на текущий год?
- Плановый показатель грузооборота по Севморпути в этом году рекордный - 36 млн тонн (в 2022 году было 34,1 млн тонн). Кроме грузопотока основных арктических проектов мы видим дополнительную грузовую базу. Прорабатываем перенаправление грузов из северо-западных портов на восток. Особенность в том, что груз пойдет судами неледового класса, поэтому мы предлагаем компаниям с июля по октябрь в условиях открытой воды или в наиболее легких ледовых условиях расставить ледоколы вдоль Севморпути и сопроводить рейсы в страны АТР. Компании выразили интерес в раскатке таких рейсов через СМП.Скрытый текст
Danilov71 ( Слушатель ) | |
29 июн 2023 10:59:51 |
ЦитатаНовосибирск. 29 июня. ИНТЕРФАКС - Стоимость каждого дополнительного миллиона провозной способности Восточного полигона составляет 30 млрд рублей, сообщил помощник президента РФ Игорь Левитин в рамках логистической гостиной на X Международном сибирском транспортном форуме в Новосибирске в четверг.
"Я бы назвал Северный морской путь и (транспортный коридор - ИФ) "Север-Юг" - приоритетными задачами на ближайшие 10 лет. Восточный полигон свои 180 млн тонн возьмет. Мы хотим 220 млн тонн, но каждый миллион тонн плюсом к 180 (...) стоит 30 млрд рублей. Север-Юг стоит за 1 млн тонн - 6 млрд рублей, Севморпуть примерно будет стоить около 20 млрд рублей", - сказал Левитин.
Левитин отметил, что "нужно переходить к математике и считать, какой полигон выбирать, сколько это стоит и как мы можем вывозить".
Ранее сообщалось, что в этом году пропускная способность Восточного полигона должна достигнуть 173 млн тонн, к 2030 году - 220 млн тонн.
Александр Д ( Слушатель ) | |
29 июн 2023 16:32:29 |
Slav Rus ( Слушатель ) | |
27 июл 2023 18:48:05 |
Slav Rus ( Слушатель ) | |
29 июл 2023 09:05:05 |
Danilov71 ( Слушатель ) | |
14 ноя 2023 11:09:32 |
ЦитатаМосква. 14 ноября. ИНТЕРФАКС - Перевозка транзитных грузов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году достигла рекордных за всю историю маршрута 2,1 млн тонн, основным грузом стала нефть, рассказал "Интерфаксу" специальный представитель "Росатома" по вопросам развития Арктики Владимир Панов.Границы СМП определены Кодексом торгового мореплавания: от архипелага Новая Земля на западе до мыса Дежнёва на Чукотке. Грузопоток на Севморпути имеет три вида. В первый входит отгрузка из Обской Губы и Енисейского залива. Второй включает каботажные грузы, необходимые для снабжения инвестпроектов в Арктике, а также северный завоз. Третий вид груза - транзит, к которому относятся суда с портами загрузки и отгрузки за пределами СМП.Общий объем перевозки грузов по Севморпути в 2022 году составил 34 млн тонн. Как отметил Панов, в январе-октябре 2023 года по СМП всего перевезено 31,4 млн тонн грузов, на 6% больше, чем в тот же период прошлого года.ТРАНЗИТНЫЙ СОСТАВВ текущем году, по словам Панова, транзитные перевозки на СМП не только вернулись к уровню досанкционного 2021 года, но и вышли на исторический максимум."Предыдущий рекорд по объему транзитных грузов на СМП пришелся как раз на 2021 год, когда транзитом было перевезено 2 млн тонн. В 2022 году произошло падение транзита на 90% по совокупности различных факторов - до 200 тыс. тонн. В 2023 году перевозка транзита составит 2 млн 120 тыс. тонн. Таким образом, мы имеем новый исторический рекорд по транзитному показателю", - говорит он.Комментируя вопрос о составе транзитных грузов на Севморпути в 2023 году, Панов сообщил: "Основным грузом стала нефть - ее было перевезено примерно 1,5 млн тонн. Порядка 350 тыс. тонн пришлось на железорудный концентрат. Также "Газпром" (MOEX: GAZP) отправил одно судно со сжиженным природным газом в объеме 70 тыс. тонн, "ЭЛСИ Майнинг" (входит в периметр компании "Элси" бизнесмена Альберта Авдоляна - ИФ) тоже отправила одно судно с 70 тыс. тонн".По словам представителя "Росатома", транзитный грузопоток является маркером востребованности Севморпути, поэтому его рост важен с точки зрения морского логистического бизнеса."Транзит 2023 года можно назвать пилотным проектом. Во-первых, компании-грузоотправители согласились часть грузопотока, который раньше шел через Суэцкий канал в страны АТР, перенаправить на Северный морской путь в летне-осенний период. Во-вторых, большую поддержку "Росатом" как транспортный оператор СМП получил от правительства. В итоге мы убедились, что СМП экономически эффективен для транзитных перевозок", - сказал Панов.Он также напомнил, что в этом году через Севморпуть с запада на восток проведено рекордное по объему судно не ледового класса - балкер Gingo типа CapeSize с дедвейтом более 169 тыс. тонн, на борту которого находилось 164,5 тыс. тонн железорудного концентрата.Проводке по СМП компаниям, у которых такого опыта никогда не было, помогал "Главсевморпуть" - он стал "единым окном" на маршруте, обеспечивая грузоотправителей ледовыми экспертами и осуществляя поддержку в индивидуальном порядке, отметил Панов.КРАТНЫЙ РОСТ С ОГЛЯДКОЙ НА ЛЁДПо его словам, к настоящему моменту стало понятно, что в летне-осеннюю навигацию по Севморпути можно перевезти еще больше транзитных грузов, но нужно тщательно готовиться."В этом году мы могли бы перевезти больше. Однозначно видим возможность кратного увеличения транзита - до 4 млн тонн и даже до 7 млн тонн. Такие объёмы допустимы уже в следующем году. Но это Арктика с ее сложными природными и погодными явлениями, где главным становится наличие льда на глубоководных отрезках. Поэтому рисковать никто не намерен, все нужно отработать", - говорит собеседник агентства."На сегодняшний момент выполнена тестовая проверка транзита по СМП в оптимальном формате. Она подтвердила большой потенциал маршрута, доказала, что на СМП можно увеличить объемы российского груза, перенаправленного с Суэца. И сделаны концептуальные выводы, как обеспечить эффективную работу на российском арктическом маршруте", - сказал Панов.В первую очередь, подчеркивает он, нужно заблаговременно готовить суда. Второе условие, на которое обращают внимание грузоотправители - повышение экономической эффективности рейсов, чтобы СМП стал очевидно выгоднее по сравнению с проходом через Суэц. Компании хотят, чтобы в случае, если по погодным или ледовым условиям нужна ледокольная проводка, плата за использование ледоколов на СМП не превышала расходы прохождения через Суэцкий канал, поясняет представитель "Росатома".ТАРИФЫ И СУБСИДИИПо словам Панова, "Росатом" видит варианты, при которых в случае необходимости ледокольная проводка на СМП не будет выше расходов на Суэце: "Мы подготовили предложения и с конкретной инициативой вышли в правительство. Будем просить поддержать транзитные перевозки, чтобы они приобрели устойчивую экономическую эффективность. Основным инструментом, предлагаемым "Росатомом", является субсидирование ледокольной проводки. Правила субсидии мы тоже разработали, обсудили с ведомствами, находимся в этом процессе на финальном этапе"."Росатом" рассчитывает на оперативное согласование его предложений с тем, чтобы новые первые правила ледокольного сопровождения начали действовать уже по отношению к 2023 году, чтобы в части рейсов грузоотправители не оплачивали оказанную им ледокольную проводку, сказал Панов.Он подчеркнул, что в результате пилотных мероприятий 2023 года интерес к Северному морскому пути значительно вырос по самым разным направлениям. "Безусловно, узким местом является строительство судов высокого ледового класса для круглогодичной навигации. Над этой проблемой придется серьезно поработать. Но при этом мы видим повышающийся интерес к сезону, когда в ледокольной поддержке нет необходимости, либо она нужна в минимальном объеме. Это летне-осенний период. Им сейчас интересуются все больше российских, а главное - зарубежных компаний", - сказал Панов.
В качестве примера иностранного партнерства он привел старт транзита по СМП китайской New Shipping Line. В этом году она начала транзитные рейсы через Севморпуть из китайских портов.
Slav Rus ( Слушатель ) | |
14 янв 2024 14:29:52 |
Slav Rus ( Слушатель ) | |
14 янв 2024 14:32:09 |
Danilov71 ( Слушатель ) | |
06 фев 2024 08:24:06 |
ЦитатаМОСКВА, 6 фев - РИА Новости. Москва видит растущий интерес к Северному морскому пути со стороны других стран на фоне обострения в Красном море, заявил РИА Новости посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов.
"Да, такой интерес мы видим", - сказал дипломат, отвечая на вопрос, отмечает ли Россия усиление интереса со стороны других стран к использованию Северного морского пути на фоне обострения ситуации в Красном море.
Ранее Корчунов сообщил РИА новости, что Севморпуть может обеспечить судоходство кораблей, желающих перестроить свой маршрут из-за атак йеменских повстанцев-хуситов в Красном море, при условии соблюдения требований Полярного кодекса и положений российских регулирующих документов.Скрытый текст
Северный морской путь протяженностью более 3 тысяч морских миль (5556 километров) соединяет Баренцево море и Берингов пролив и является кратчайшим путем между Европой и Азией, а также самым коротким морским маршрутом между Дальним Востоком и европейской частью России. Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Севморпути составляет 14 тысяч километров.
Россия реализует федеральный проект "Развитие Северного морского пути", который подразумевает создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 миллионов тонн в 2024 году и 110 миллионов тонн к 2030 году, а также увеличение суммарной мощности морских портов до 110 и 115 миллионов тонн соответственно. Согласно утвержденному ранее плану развития Севморпути до 2035 года, годовой грузопоток по нему к 2035 году должен составить 220 миллионов тонн.
Danilov71 ( Слушатель ) | |
29 фев 2024 12:15:29 |
ЦитатаГрузопоток по Северному морскому пути в течение 10 лет может достичь 400 млн тонн, прогнозирует ВТБ (MOEX: VTBR). В 2023 году он составлял 36 млн т, в 2024 году ожидается рост до 80 млн т.
Около 200 млн т за 10 лет обеспечит грузопоток российских предприятий, еще 200 млн т — перевозка грузов транзитом. Заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Валерий Лукьяненко обратил внимание, что в Арктике и Сибири идет освоение 8% мировых объемов нефти и 20% природного газа.
Банк считает, что образующиеся вдоль Севморпути принесут в российский бюджет больше 20 трлн руб. до 2035 года. При оптимизации затрат на ледовою проводку РФ может получить больше 1 трлн руб. за транзит по Севморпути к 2030 году. ВТБ отметил, что он финансирует работы по модернизации и созданию нового ледокольного флота для развития Севморпути, включая строительство новых атомных ледоколов и портового флота. Летом 2023 года было подписано соглашение с «Атомфлотом» о кредите на строительство 3-го и 4-го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Изучается возможность финансирования строительства 5-го и 6-го ледоколов.
Северный морской путь — кратчайший морской путь из Европы в Азию. Трассы СМП пролегают в акваториях арктических морей и южной части Северного Ледовитого океана в пределах исключительной экономической зоны России в Арктике.
Danilov71 ( Слушатель ) | |
29 фев 2024 14:44:48 |
ЦитатаМосква. 29 февраля. ИНТЕРФАКС - Россия обеспечит круглогодичную навигацию на Северном морском пути, приглашает зарубежных партнеров использовать этот маршрут. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию."В зоне особого внимание дальнейшее развитие Северного морского пути. Мы приглашаем зарубежные логистические компании, государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. В прошлом году по нему прошло 36 млн тонн грузов. Обращаю ваше внимание, коллеги, это в пять раз больше рекордного показателя Советского Союза", - сказал он."Обеспечим круглогодичную навигацию на Севморпути, будем увеличивать обороты наших северных портов, включая Мурманский транспортный узел. И, конечно, наращивать арктический флот. В прошлом году вышла в рейд уникальная научно-исследовательская ледокольная платформа "Северный полюс". В начале этого года на балтийском заводе заложен новый атомный ледокол - "Ленинград", в следующем году заложим еще один корабль такого же класса - "Сталинград". А на дальневосточной верфи "Звезда" строится ледокол нового поколения "Лидер" вдвое большей мощности. На базе наших отечественных верфей планируем существенно обновить торговый флот, танкеры, газовозы, контейнеровозы. Это позволит российскому бизнесу выстраивать эффективные потоки в условиях меняющейся логистики, кардинальных перемен в глобальной экономике", - добавил президент.Ранее президент РФ поставил задачу нарастить грузооборот на Севморпути до 80 млн тонн в 2024 году. За последние несколько лет был принят ряд государственных решений, способствующих активизации углеводородных проектов вдоль СМП, а также развитию инфраструктуры и флота на этом маршруте. В том числе - план развития Севморпути до 2035 года с общим объёмом финансирования почти 1,8 трлн рублей.Представители властей РФ подчеркивали, что СМП, который на 30% короче маршрута через Суэцкий канал, может стать новой международной транспортной альтернативой, а РФ готова к международному партнерству по развитию маршрута.
Границы СМП определены Кодексом торгового мореплавания: от архипелага Новая Земля на западе до мыса Дежнёва на Чукотке.
Danilov71 ( Слушатель ) | |
04 апр 2024 08:04:57 |
ЦитатаМосква. 4 апреля. ИНТЕРФАКС - Последние геополитические изменения привели к тому, что российские сырьевые проекты с планируемым грузооборотом более 200 млн т в год и Северный морской путь (СМП) оказались в зоне риска. Такое мнение аналитиков консалтинговой компании "Яков и Партнёры" приводится в отчете "Арктическая зона РФ: риски и перспективы развития". В документе проанализирована ситуация в арктическом регионе за последние два года.Эксперты подчеркивают растущий интерес к Арктике по всему миру. При этом участие России в ключевых органах и площадках международного взаимодействия по вопросам развития региона оказалось ограничено, что формирует новые риски для страны.Как отмечают авторы исследования, объем вложений, предусмотренный российской стратегией развития арктической зоны до 2035 г., почти в два раза превосходит планируемые инвестиции ближайшего конкурента - Норвегии. Однако с учетом растущего интереса со стороны США, которые в декабре 2023 г. опубликовали новую, расширенную карту континентального шельфа, ожидается, что и другие страны последуют их примеру и начнут пересматривать свои приоритеты."По разным оценкам, на арктические районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 60% запасов углеводородов (мирового арктического региона - ИФ), или порядка 250 млрд баррелей нефтяного эквивалента, и 35% (более 9,5 млрд т) твердых полезных ископаемых. Суммарно планируемые арктические проекты должны к 2035 г. обеспечить дополнительный поток грузов, ежегодно вывозимых по СМП, в 200 млн т. Объем грузов, перевозимых по Севморпути при реализации оптимистического сценария, должен достигнуть 192 млн т к 2030 г. и 288 млн т к 2035 г.", - напоминается в отчете.Между тем, эксперты отмечают ряд рисков, которые могут ограничить потенциал развития арктического региона: риск со стороны обеспеченности рынками сбыта, слабая обеспеченность флотом и технологические проблемы."По нашим оценкам, к 2035 году нам понадобится порядка 200 судов ледового класса. Сегодня из 748 СПГ-газовозов в мире лишь 24 соответствуют необходимым критериям, а из 2319 нефтяных танкеров - девять. Даже при отсутствии ограничений корейские и китайские верфи в данный момент загружены заказами вплоть до 2028-2029 годов, что оставляет нас в ситуации, когда мы можем полагаться в вопросе развития арктического флота только на себя", - приводится мнение соавтора отчета и директора аналитического центра "Яков и Партнёры" Геннадия Масакова.Различные ограничения, которые затронули практически все аспекты реализации проектов в Арктике, как отмечается в исследовании, могут потребовать пересмотра целевых показателей по СМП и СПГ для следующего этапа стратегии."За четыре года, с 2019 по 2023 год, объем перевозок по СМП удалось нарастить всего на 15% - с 31,5 до 36,5 млн тонн при планах в 80 млн тонн к этому году. Объем производства СПГ в прошлом году составил 21 млн тонн при планах в 43 млн тонн к этому году. Доля затрат на НИОКР упала в два раза при планах их прироста в пять раз к текущему году. И так далее. Очевидно, что при сохранении текущей динамики и уровня финансирования можно ожидать сильного сдвига реализации стратегии по срокам", - считает соавтор отчета Олег Назаров.Эксперты подчеркивают, что в ответ на изменившуюся ситуацию в мире необходимо пересмотреть ряд приоритетов российской арктической стратегии. В числе предложений: разработка допмер для повышения качества жизни людей в Арктике; рациональное увеличение доли инвестиций в восточную часть арктической зоны, чтобы ускорить российский "поворот на Восток"; повышение финансирования и поддержки НИОКР, чтобы получить отечественные технологии и оборудование для производства СПГ, судостроения, а также малой авиации. Также в дополнении к углеводородному сырью предлагается расширить стратегию освоения запасов Арктики дефицитными видами минерального сырья, в том числе, литием, марганцем, редкоземельными металлами.
"Чтобы сохранить суверенитет и обеспечить долгосрочную устойчивость своих арктических территорий в условиях острого международного конкурентного давления, России необходимо продолжать последовательно осуществлять комплексную стратегию развития Арктики, требующую значительных инвестиций. Учитывая возрастающий интерес к региону со стороны недружественных стран, а также рост влияния дружественных государств в части рынков сбыта и оборудования, России нужно быть готовой к дальнейшему наращиванию вложений", - резюмировал соавтор отчёта, президент агентства "Евразийские стратегии" Андрей Сушенцов.