Проблемы ЕГЭ и школьного образования

1,104,572 7,838
 

  • Фильтр
_Sasha__
 
russia
Петропавловск-Камчатский
43 года
Слушатель
Карма: +21.47
Регистрация: 17.08.2008
Сообщений: 12,112
Читатели: 8
Цитата: Skur от 12.08.2022 14:29:16На этом фоне можно делать ставки - когда в качестве самостоятельного предмета из школьного курса исчезнет физика. В том, что это произойдёт, по меньшей мере в обычных школах, у меня уже сомнений нет. И даже радикальная смена образовательной стратегии не поможет. Нужны десятилетия работы для того, чтобы хотя бы восстановить уровень преподавания дисциплины, который был на момент кончины СССР. Спросите откуда пессимизм? Собственными глазами почти тридцать лет наблюдаю медленную, но неуклонную деградацию в системе подготовки кадров для преподавания данной дисциплины. Сегодня в работу активно включился принцип обратной связи - в значительной степени физику в школах преподают выпускники педвузов, которые сами знают предмет едва-едва. Дальше будет только хуже ...

  
  
не могли бы вы уточнить какой такой уровень преподавания дисциплины был на момент кончины СССР?
Вот я как раз на этапе кончины СССР учился - никакого такого уровня не было. Были единичные талантливые учителя и все. Никакого супер-пупер уровня не было. Правда отсев был побольше. 
  
Принцип обратной связи работал уже тогда, когда я в 94 поступал в педВУЗ на ту самую физику. 
Проходной бал на специальность 9 из 15. 
И вы не поверите - я тоже в школе сдавать физику не захотел. 
В 16-17 лет - очень много гормонов и очень мало мозгов, и все это густо замешано на синдроме гнезда и конфликте отцов и детей - большинство будет выбирать путь наименьшего сопротивления и наименьшего труда. О профориентации и сознательной подготовке к будущей профессии думают единицы и единицы же действительно готовятся к специальности.
  
И да из группы в школы пошли работать исключительно те кто в физике не понимал ничего.
Так что принцип обратной связи - он не сегодня включился, а так то еще при Хрущеве. 
  
так что хреново было и 10 лет и 20 лет назад и 30 лет назад. 
И утверждать что сейчас прямо сильно хреновее чем тогда в 94 - это уже лукавство.
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.
  • +0.05 / 5
  • Комментировать
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Слушатель
Карма: +102.73
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,934
Читатели: 13
Цитата: _Sasha_ от 15.08.2022 02:55:03не могли бы вы уточнить какой такой уровень преподавания дисциплины был на момент кончины СССР?
Вот я как раз на этапе кончины СССР учился - никакого такого уровня не было. Были единичные талантливые учителя и все. Никакого супер-пупер уровня не было. Правда отсев был побольше. 
....  
И да из группы в школы пошли работать исключительно те кто в физике не понимал ничего.
Так что принцип обратной связи - он не сегодня включился, а так то еще при Хрущеве.

Про сегодняшние проблемы в образование на примере 90-е увязав да ещё увязав с ним Хрущева, это зачетное смешивание тёплого с мягким!
Не менее зачетно связывать единичных талантливых учителей, с тем что физика была обязательна! Не менее зачётно...
Вот только есть ой-ё-ёй...
Общий уровень преподавания зависит не от количества талантливых учителей, хотя они конечно его поднимают, но
но их всегда немного,
а от уровня методической проработки предмета, качества разработанных программ и способности основной массы учителей их исполнять.
Так вот в СССР как раз последние было на хорошем уровне, и средний учитель вполне себе уверенно готовил учеников способных знать физику на 4 и 5..., да и не только физику...
Естественно были и откровенно слабые учителя, однако не они задавали тон...
Ах да, не приветствовалось в СССР брать две, три и более ставок...., ибо чем больше ставок, тем ниже качество и прогрессия отнюдь не арифметическая....
Ах да, в те старорежимные времена предметные планы учитывали межпредметные связи, и математические темы  и формулы необходимые для освоения тех или иных тем по физике, химии давались до появления потребности, а не "на кого бог пошлёт".
.
Ну а отсылы к Хрущёву, это обыкновенная попытка скрыть текущую немощь, и откровенный развал образования последних 30-лет...
Ведь для того чтобы промышленность была на уровне,  да и экономика в целом, одних гениев и талантов, которых надо признать готовим успешно, мало, говоря грубо ничтожно мало, должен быть общий уровень....
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.03 / 5
  • Комментировать
Skur
 
russia
Барнаул
52 года
Слушатель
Карма: +6.94
Регистрация: 23.03.2011
Сообщений: 724
Читатели: 0
Цитата: _Sasha_ от 15.08.2022 02:55:03не могли бы вы уточнить какой такой уровень преподавания дисциплины был на момент кончины СССР?
Вот я как раз на этапе кончины СССР учился - никакого такого уровня не было. Были единичные талантливые учителя и все. Никакого супер-пупер уровня не было. Правда отсев был побольше...

Отмечу лишь несколько моментов, характеризующих особенности преподавания дисциплины тогда и в сегодняшнее время.
1. Не припомню проблемы нехватки учительских кадров в конце восьмидесятых-начале девяностых. Сегодня даже в городах нехватка учителей физики - катастрофическая. Предмет зачастую ведется любым учителем, который согласится его вести. Ни о каком качественном процессе обучения в таких условиях не может идти и речи. 
2. В обычных, не профильных классах количество уроков физики в лучшем случае сокращено до двух часов в неделю. И это в старших классах. В таких условиях из образовательного процесса в старших классах полностью исключен физический практикум, а лабораторные работы зачастую "проводятся" только в тетради по диктовку. 
3. Процесс подготовки учителей физики в педвузах сегодня отличается радикально. В прежние времена он был более полноценным и системным, в значительной степени направленным на освоение будущим учителем не столько методики преподавания предмета, сколько на понимание и всестороннее строго последовательное изучение самого предмета. Четыре семестра курса общей физики, четыре - основ теоретической, отдельные курсы элементарной физики, истории физики, основ классической электронной теории, электротехники, автоматики, радиотехники и т.п. Сегодня подобного нет и в помине. Всё скомкано и радикально сокращено. Да, даже в таких условиях хоть и нечасто, но рождаются хорошие учителя. Но их выход - единичен, и едва ли в состоянии покрыть даже сотую часть потребностей. Основная часть - слабо подготовленная масса, многие из которых предмета не знают сами. Проблема качества выпускников приобрела особую остроту после введения системы подушевого финансирования, когда любого, даже самого бесталанного студента, администрация вуза старается удерживать до получения диплома. Иными словами если тридцать-сорок лет назад практически любой выпускник, получивший диплом учителя, был вполне способен к работе по специальности, то большинство сегодняшних выпускников я бы поостерегся допускать к самостоятельной работе в школе.
Пепел всегда попадает в лицо тому, кто его разбрасывает...
  • +0.00 / 3
  • Комментировать
_Sasha__
 
russia
Петропавловск-Камчатский
43 года
Слушатель
Карма: +21.47
Регистрация: 17.08.2008
Сообщений: 12,112
Читатели: 8
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Отмечу лишь несколько моментов, характеризующих особенности преподавания дисциплины тогда и в сегодняшнее время.
1. Не припомню проблемы нехватки учительских кадров в конце восьмидесятых-начале девяностых. Сегодня даже в городах нехватка учителей физики - катастрофическая. Предмет зачастую ведется любым учителем, который согласится его вести. Ни о каком качественном процессе обучения в таких условиях не может идти и речи.

Хотелось бы уточнить речь идет об областном/краевом центре или о менее крупных населенных пунктах?
Скажем прямо за пределами областных центров и в конце 80-ых было не айс. Может из этого не раздували проблему - но насчет качественного процесса в обычной среднеобразовательной школе райцентра  - я бы не обольщался.

Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:422. В обычных, не профильных классах количество уроков физики в лучшем случае сокращено до двух часов в неделю. И это в старших классах. В таких условиях из образовательного процесса в старших классах полностью исключен физический практикум, а лабораторные работы зачастую "проводятся" только в тетради по диктовку.

Камрад - понимание физики не зависит от количества часов - если нет способностей - то и 4 часов не хватит, если есть - то со времен Хрущева - дорога в физмат класс\школу - потому что понимающих физику на все школы не напасешься.
Но вообще - вот прям сейчас нехватки учителей физики у своего ребенка я не замечаю, зато остро заметна нехватка учителей информатики. Которой несмотря на все громкие заявления о цифровизации - вообще всего 1 час в неделю. И без практики вообще.

Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:423. Процесс подготовки учителей физики в педвузах сегодня отличается радикально. В прежние времена он был более полноценным и системным, в значительной степени направленным на освоение будущим учителем не столько методики преподавания предмета, сколько на понимание и всестороннее строго последовательное изучение самого предмета. Четыре семестра курса общей физики, четыре - основ теоретической, отдельные курсы элементарной физики, истории физики, основ классической электронной теории, электротехники, автоматики, радиотехники и т.п. Сегодня подобного нет и в помине. Всё скомкано и радикально сокращено.

Камрад, ну зачем вы меня за советскую власть агитируете - весь этот полноценный и системный курс - на всю нашу группу учителей физики - худо-бедно понимали и осваивали 3-4 человека на всю группу. Ни один из них в школу не пошел - даже тот. который мог бы стать учителем физики в 3 поколении - ушел в аспирантуру и потом в науку.
Может процесс подготовки формально  и ухудшился - но результат то как был хреновым так и остался. А если не видно разницы - зачем напрягаться? 

Более того - даже на нашей кафедре физики был доцент - который собственно преподаваемый предмет не понимал - он тупо вызубрил лекции и шаг влево шаг вправо - плавал как студент первокурсник с иняза.

Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Да, даже в таких условиях хоть и нечасто, но рождаются хорошие учителя. Но их выход - единичен, и едва ли в состоянии покрыть даже сотую часть потребностей.

Ну как вы понимаете к этому явлению министерство образования никакого отношения не имеет.
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Основная часть - слабо подготовленная масса, многие из которых предмета не знают сами.

Кто бы спорил - я нет. Просто это слабо подготовленная масса - не в 90-ых и не в 00-ых появилась а гораздо раньше. Поэтому искать какие то рецепты в прошлом - безперспективно.
как начал Хрущев курс на упрощение школьного образования, с акцентом на трудовые и практические навыки - так с тех пор и виляет наша система образования как маркитанская лодка.
И физмат школы которые продавили в 64 году - это как раз реакция на упрощение  и деградацию уровня образования, которого перестало хватать инженерным ВУЗам и попытка спасти хоть что то.

Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Проблема качества выпускников приобрела особую остроту после введения системы подушевого финансирования, когда любого, даже самого бесталанного студента, администрация вуза старается удерживать до получения диплома. Иными словами если тридцать-сорок лет назад практически любой выпускник, получивший диплом учителя, был вполне способен к работе по специальности, то большинство сегодняшних выпускников я бы поостерегся допускать к самостоятельной работе в школе.

Слушайте - ну мне на 3-м курсе уже завкафедрой сказал открытым текстом - раз уж доучились до 3 курса - теперь вас уже никто не отчислит.
Так что насчет того что любой выпускник был готов - я бы так не сказал. 
Одна моя одногруппница - была настолько "готова" работать учителем физики, что в итоге пошла работать в школу учителем химии, хотя в дипломе у нее не было не одной тройки. А 4-ки ей преподы рисовали тупо за старательность, усидчивость и 100% посещяемость (что на 4-м курсе когда на лекции могло присутствовать 2-3 человека из группы) - выгодно ее отличало от других студентов. Но физику при этом она не понимала от слова совсем.
   
Хотя конечно в отделениях по продаже отсрочек от армии - отчислить студента действительно практически невозможно и это здорово всех демотивирует. Но просто не надо изначально строить в отношении таких заведений никаких иллюзий.
   
З.Ы. Про комсомольский призыв в педВУЗы эпохи Брежнева в курсе? правда думаете - что все выпускники этого призыва были готовы к самостоятельной работе? 
Или что поговорка про "ума нет иди в пед" - появилась на пустом месте?
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.
  • +0.03 / 2
  • Комментировать
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Слушатель
Карма: +102.73
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,934
Читатели: 13
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42.... Иными словами если тридцать-сорок лет назад практически любой выпускник, получивший диплом учителя, был вполне способен к работе по специальности, то большинство сегодняшних выпускников я бы поостерегся допускать к самостоятельной работе в школе.

Именно так и происходит, если есть хоть какая то возможность...
У нас молодого препода допустили к физике, только после двух лет информатики - математики, и после поступления в магистратуру, да и то первый год присматривали за каждым шагом.  У соседей (сильных) аналогично, а вот у находящихся в депрессивной части района вариантов нет, полуфабрикат балаквариата "грудью на амбразуры", и результат есть, через три четыре провальных года, человек или уходит, или начинает хоть как то работать....
Провал всей концепции образовательных реформ наглядно виден именно на физике, когда у государства (по его словам) спрос на инженеров есть, а школы не могут выдать должное количество абитуриентов, а вузы не способны исправить ситуацию, а лишь усугубляют её, а министерства орут, двое одной глоткой "всё хорошо прекрасная маркиза, все хорошо... все хорошо..."
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.05 / 4
  • Комментировать
Сейчас на ветке: 5, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 1, Ботов: 4