Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Отмечу лишь несколько моментов, характеризующих особенности преподавания дисциплины тогда и в сегодняшнее время.
1. Не припомню проблемы нехватки учительских кадров в конце восьмидесятых-начале девяностых. Сегодня даже в городах нехватка учителей физики - катастрофическая. Предмет зачастую ведется любым учителем, который согласится его вести. Ни о каком качественном процессе обучения в таких условиях не может идти и речи.
Хотелось бы уточнить речь идет об областном/краевом центре или о менее крупных населенных пунктах?
Скажем прямо за пределами областных центров и в конце 80-ых было не айс. Может из этого не раздували проблему - но насчет качественного процесса в обычной среднеобразовательной школе райцентра - я бы не обольщался.
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:422. В обычных, не профильных классах количество уроков физики в лучшем случае сокращено до двух часов в неделю. И это в старших классах. В таких условиях из образовательного процесса в старших классах полностью исключен физический практикум, а лабораторные работы зачастую "проводятся" только в тетради по диктовку.
Камрад - понимание физики не зависит от количества часов - если нет способностей - то и 4 часов не хватит, если есть - то со времен Хрущева - дорога в физмат класс\школу - потому что понимающих физику на все школы не напасешься.
Но вообще - вот прям сейчас нехватки учителей физики у своего ребенка я не замечаю, зато остро заметна нехватка учителей информатики. Которой несмотря на все громкие заявления о цифровизации - вообще всего 1 час в неделю. И без практики вообще.
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:423. Процесс подготовки учителей физики в педвузах сегодня отличается радикально. В прежние времена он был более полноценным и системным, в значительной степени направленным на освоение будущим учителем не столько методики преподавания предмета, сколько на понимание и всестороннее строго последовательное изучение самого предмета. Четыре семестра курса общей физики, четыре - основ теоретической, отдельные курсы элементарной физики, истории физики, основ классической электронной теории, электротехники, автоматики, радиотехники и т.п. Сегодня подобного нет и в помине. Всё скомкано и радикально сокращено.
Камрад, ну зачем вы меня за советскую власть агитируете - весь этот полноценный и системный курс - на всю нашу группу учителей физики - худо-бедно понимали и осваивали 3-4 человека на всю группу. Ни один из них в школу не пошел - даже тот. который мог бы стать учителем физики в 3 поколении - ушел в аспирантуру и потом в науку.
Может процесс подготовки формально и ухудшился - но результат то как был хреновым так и остался. А если не видно разницы - зачем напрягаться?
Более того - даже на нашей кафедре физики был доцент - который собственно преподаваемый предмет не понимал - он тупо вызубрил лекции и шаг влево шаг вправо - плавал как студент первокурсник с иняза.
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Да, даже в таких условиях хоть и нечасто, но рождаются хорошие учителя. Но их выход - единичен, и едва ли в состоянии покрыть даже сотую часть потребностей.
Ну как вы понимаете к этому явлению министерство образования никакого отношения не имеет.
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Основная часть - слабо подготовленная масса, многие из которых предмета не знают сами.
Кто бы спорил - я нет. Просто это слабо подготовленная масса - не в 90-ых и не в 00-ых появилась а гораздо раньше. Поэтому искать какие то рецепты в прошлом - безперспективно.
как начал Хрущев курс на упрощение школьного образования, с акцентом на трудовые и практические навыки - так с тех пор и виляет наша система образования как маркитанская лодка.
И физмат школы которые продавили в 64 году - это как раз реакция на упрощение и деградацию уровня образования, которого перестало хватать инженерным ВУЗам и попытка спасти хоть что то.
Цитата: Skur от 15.08.2022 12:15:42Проблема качества выпускников приобрела особую остроту после введения системы подушевого финансирования, когда любого, даже самого бесталанного студента, администрация вуза старается удерживать до получения диплома. Иными словами если тридцать-сорок лет назад практически любой выпускник, получивший диплом учителя, был вполне способен к работе по специальности, то большинство сегодняшних выпускников я бы поостерегся допускать к самостоятельной работе в школе.
Слушайте - ну мне на 3-м курсе уже завкафедрой сказал открытым текстом - раз уж доучились до 3 курса - теперь вас уже никто не отчислит.
Так что насчет того что любой выпускник был готов - я бы так не сказал.
Одна моя одногруппница - была настолько "готова" работать учителем физики, что в итоге пошла работать в школу учителем химии, хотя в дипломе у нее не было не одной тройки. А 4-ки ей преподы рисовали тупо за старательность, усидчивость и 100% посещяемость (что на 4-м курсе когда на лекции могло присутствовать 2-3 человека из группы) - выгодно ее отличало от других студентов. Но физику при этом она не понимала от слова совсем.
Хотя конечно в отделениях по продаже отсрочек от армии - отчислить студента действительно практически невозможно и это здорово всех демотивирует. Но просто не надо изначально строить в отношении таких заведений никаких иллюзий.
З.Ы. Про комсомольский призыв в педВУЗы эпохи Брежнева в курсе? правда думаете - что все выпускники этого призыва были готовы к самостоятельной работе?
Или что поговорка про "ума нет иди в пед" - появилась на пустом месте?
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.